Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
Назад | Часть I. История Ассирийского государства |
Дальше |
Благодаря археологическим раскопкам 30–50-х годов нашего столетия открылась повая страница в истории ассирийского государства.
Что же представляли собой народы (или народ), создавшие замечательные памятники неолитической и энеолитической культур? Были ли они непосредственными предками ассирийцев или только их предшественниками?
Установлено, что по своему антропологическому типу они относятся к той же ветви переднеазиатской расы, что и древнейшие обитатели Армении. Труднее определить язык (или языки), на котором (или которых) они говорили.
Древнейшие надписи (весьма короткие), обнаруженные при раскопках, оказались аккадскими. Однако имена первых правителей г. Ашшура (примерно XXII—XXI вв. до н.э.) нельзя считать ассирийскими. Два правителя Ашшура этого периода не оставили нам своих надписей, но имена их (Ушпий и Киккий) упоминаются позднейшими ассирийскими царями, считавшими и того и другого своими предками.1) Оба имени, по единогласному мнению ассириологов, относятся к субарейским. Что же касается имен правителей более позднего времени (первых веков II тысячелетия до н.э.), то они уже, безусловно, семитские (Пунур-Ашшур, Шалимахум, Илушума и др.).
Таким образом, во второй половине III тысячелетия до н.э. основным населением Северо-Восточной Месопотамии (где начинало складываться Ассирийское царство) были субареи, связанные с одним из древнейших народов Передней Азии — хурритами, основным районом расселения которых была Северо-Западная Месопотамия (главным образом бассейн р. Хабур). Отсюда хурриты несколько позже распространились по Сирии, Палестине и Малой Азии. Кроме того, хурритский язык был принят на территории к востоку от Тигра (в районе Аррапхи). Урарты, о которых речь пойдет ниже, говорили на языке, весьма близком к хурритскому.2)
Во второй половине III тысячелетия до н.э. наблюдается усиленная семитизация Северной Месопотамии, но хурритские традиции сохранялись на восточной окраине Ассирии, за Тигром (в частности, в Аррапхе). [41]
Кроме субареев, хурритов и семитов, в Северную Месопотамию проникали также шумеры. Первоначально городским богом г. Ашшура признавался глава шумерского пантеона Энлиль (бог воздуха, а позднее земли). При раскопках в Ашшуре была обнаружена шумерская надпись. Правитель Ашшура Зарикум (XXI в. до н.э.) подчинялся третьей династии Ура, при которой в Северной Месопотамии было восстановлено господство шумеров. Однако даже под властью этих поздних шумерских царей в Ассирии продолжал господствовать аккадский (семитский) язык.
Когда и откуда пришли в Северную Месопотамию семитские племена, являвшиеся основными предками ассирийского народа? К концу III тысячелетия до и. э. они добились преобладания на этой территории. Первое их проникновение должно было относиться к более раннему времени, возможно к IV тысячелетию до н.э. Проследить этот процесс в деталях пока еще невозможно, и мы не знаем даже первоначальных названий древнейших племен и народностей, надвигавшихся с юго-запада. Сами они позднее назвали себя (в зависимости от своих главных центров) аккадцами, вавилонянами, ассирийцами. Общее обозначение их (семиты) дано весьма условно, по имени мифического библейского предка Сима, сына Ноя; оно и закрепилось в исторической науке и лингвистике.
Установлено, что в Месопотамию семитские племена прибывали с юга и юго-запада (скорее всего, из района сирийской степи).3)
В неолитический период климат на Аравийском полуострове становился все более и более засушливым (в связи с таянием ледников в Северной Европе и потеплением в Южной Европе и Северной Африке). Однако исчезновение растительного покрова и образование пустыни происходило постепенно. Так, например, на месте современной сирийской пустыни еще в IV—II тысячелетиях до н.э. была степь.4)
Ухудшение климата вызвало передвижение семитских племен, которые волнами переселялись к среднему течению Евфрата и далее на север и восток.
Когда кочевники впервые появились в Месопотамии, они находились на весьма низком уровне развития: жили в палатках из шкур, которые, как и скудный домашний скарб, возили с собой на ослах.5) Но они быстро переняли у коренного населения (на севере у субареев-хурритов, на юге у шумеров) их достижения в сфере материальной и духовной культуры (земледельческие орудия, гончарный круг, колесный транспорт, архитектуру, письменность и т. д.). Их собственный язык не имел ничего общего ни с шумерским, ни с хурритским, но они сумели применить к нему выработанную шумерами систему клинописи.
Северной группой этих семитских переселенцев были ассирийцы, тесно связанные по происхождению и языку с племенами, расселившимися в той части страны, где Тигр приближается к Евфрату, и получившими название аккадцев (позднее — вавилонян). [42] Ассирийцы говорили на северном диалекте аккадского (восточно-семитского) языка, отличавшемся от вавилонского диалекта главным образом произношением.
Постепенно ассирийцы расселились по среднему Тигру в местности, гористой на севере и востоке, а на юге усеянной невысокими холмами с песчаной и каменистой почвой. Земледелием можно было заниматься только на западе, по берегам рек. Остальная часть страны представляла собой степи, занятые кочевниками.
Первый город, построенный ассирийцами (вероятно, на месте субарейского поселения6)), они назвали Ашшуром, по имени своего верховного бога, а всю страну — землей Ашшуровой (Ашшур).7)
Ассирийское государство образовалось из небольших общин в Северной Месопотамии, центром которой стал Ашшур. Именно здесь молодой и энергичный народ основал свою твердыню и на протяжении многих десятков лет проходил школу жизни в постоянных войнах с окружающими его горцами и кочевниками.
Обстоятельства возникновения и сложения государства в Ашшуре в точности неизвестны. Вероятнее всего, это произошло на рубеже III и II тысячелетий до н.э. К этому времени Ашшур уже играл существенную роль в межобщинном и межгосударственном обмене Передней Азии.
Однако во второй половине III тысячелетия до н.э. Ашшур был еще слабой городской общиной и неоднократно подчинялся более сильным соседям. В XXIII в. до н.э. Северная Месопотамия оказалась во власти могучего Аккадского царства. В это время в Аккаде царствовал сын знаменитого Саргона — Маништусу, известный своей строительной деятельностью в Ниневии.
В начале XXII в. до н.э. Аккадское царство пало под ударами горного народа кутиев и на самостоятельную арену на некоторое время вышла Ассирия.
Вероятно, к этому времени относится правление в Ашшуре Итити, сына Якулабы, от которого дошла до нас надпись. Он завоевал г. Гасур (Нузу), расположенный за Малым Забом (около совр. Киркука), на скрещении торговых путей, ведущих в Южную Месопотамию и Иран.
К этому же периоду следует, видимо, отнести вышеназванных правителей — Ушпию и Киккию. В конце XXII в. до н.э. Южная Месопотамия объединяется под эгидой шумерских царей из третьей династии Ура, и в следующем веке они устанавливают свой контроль в Северной Месопотамии. Правитель Зарикум из Ашшура называет себя наместником Бур-Суэна (царя этой династии).
Таким образом, на рубеже III и II тысячелетий до н.э. еще трудно было предвидеть превращение Ассирии в могучую державу. На первых порах Ашшур имеет значение главным образом как торговый центр. Лишь в XIX в. до н.э. ассирийцы выступают как завоеватели, устремляющиеся далеко за пределы занимаемой ими территории. Медленно и верно вырабатывалась отличавшая их впоследствии исключительная мужественность в борьбе с врагами. [43]
Собственно Ассирия занимала небольшую территорию вдоль верхнего течения Тигра, которая протянулась от нижнего течения Заба на юге до гор Загра на востоке и до гор Масиос на северо-западе. К западу открывалась обширная сирийско-месопотамская степь, которую в северной части пересекали горы Синджара. На этой небольшой территории в разное время возникали такие ассирийские города, как Ашшур, Ниневия, Арбела, Калах и Дур-Шаррукин.
В конце XXII в. до н.э. Южная Месопотамия объединяется под эгидой шумерских царей из третьей династии Ура. В следующем веке они уже устанавливают свой контроль и в Северной Месопотамии.
Таким образом, на рубеже III и II тысячелетий до н.э. еще трудно было предвидеть превращение Ассирии в могучую державу. Лишь в XIX в. до н.э. ассирийцы делают свои первые военные успехи и устремляются далеко за пределы занимаемой ими территории, которая но мере роста военного могущества Ассирии постепенно расширяется. Так, в период своего наибольшего развития Ассирия простиралась на 350 миль в длину, а в ширину (между Тигром и Евфратом) от 170 до 300 миль. По словам английского исследователя Г. Роулинсона, вся площадь, занимаемая Ассирией, «равнялась не менее как 7500 квадратным милям, т.е. покрывала пространство больше того, которое занимают... Австрия или Пруссия, вдвое с лишним больше Португалии и немногим меньше Великобритании».
Обострение классовых противоречий неизбежно должно было привести к возникновению государства, призванного защищать классовые интересы рабовладельцев в их взаимоотношениях с рабами и беднейшими слоями населения. Государство необходимо было и для организации военных походов в соседние страны, и для ведения внешней торговли, постоянно обеспечивавшей развивающееся рабовладельческое хозяйство необходимым притоком дешевой рабочей силы — рабами, а также снабжение страны недостающим сырьем и ремеслепными изделиями. Наконец, государственная власть должна была охранять границы страны от нападения соседних кочевых племен и более мощных государств.
Государственный строй древней Ассирии в конце III и начале II тысячелетия до н.э. еще во многом напоминал союз племен. Древнейшие правители Ассирии, носившие титул ишшакум, обладали к тому же высшей жреческой властью и ведали строительством. Наряду с ними существовала выборная должность укуллум, [44] носитель которой исполнял основные судебные и административные функции. Впрочем, ишшакум мог быть избран укуллумом и стать военачальником. Возможность совмещения различных должностей стала первым шагом к возникновению царской власти.
Наряду с ишшакумом и укуллумом значительным влиянием в Ассирии пользовался совет, называвшийся «домом города». Этот совет в период образования государства в Ассирии состоял из представителей рабовладельческой знати и поэтому в полной мере защищал их интересы как в больших городах Ассирии, так и в торговых факториях Малой Азии.
В конце III тысячелетия до н.э., после падения третьей династии Ура, некоторым правителям Ашшура удалось избавиться от зависимости от шумеров. Так, например, Шалимахум в своей надписи уже не называет себя, подобно предшественникам, слугой царя Ура. Однако в XX в. до н.э. ассирийским правителям пришлось вести упорную борьбу с амореями, основавшими Вавилонское царство.
Ассирийский правитель Илушума (около 1945 г. до н.э.) с гордостью говорит в своей надписи о том, что он дал свободу «аккадцам и их сыновьям» и «в Уре, Ниппуре, Авале... вплоть до города Ашшура установил свободу». Таким образом, Илушума подчинил себе не только южную часть Месопотамии, но и некоторые области, расположенные к востоку от Тигра. Его сын и преемник Эришум I оставил после себя также немало надписей, в которых сообщает о своей строительной деятельности. Очевидно, при нем были построены храм Ашшура и монументальная лестница для процессий, а также храм Адада.
Ассирийское государство укреплялось в постоянной и упорной борьбе с наступавшими со всех сторон врагами, что, несомненно, способствовало формированию воинственного и сурового характера ассирийцев.
Подлинный расцвет Ассирии наступил через два столетия после падения третьей династии Ура, при царе Шамшиададе I (1813—1781 гг. до н.э.). Он был первым властителем Ашшура, принявшим царский титул, и даже именовал себя царем вселенной.
Около 1800 г. до н.э. Шамшиадад I завоевал всю Северную Месопотамию, подчинил часть Каппадокии и в своих походах дошел до берегов Средиземного моря. Шамшиадад I, опираясь на массу свободных ассирийцев, придал ассирийскому государству военный характер. Очевидно, ему помогала и Вавилония.
В одной из своих надписей он повествует о том, что установил в своей стране твердые цены на зерно, масло и шерсть. Важно при этом отметить, что они были вдвое ниже принятых в Вавилоне.8) Шамшиадад — первый из царей древности, который в какой-то мере стал на защиту интересов широких масс земледельцев-общинников и, по-видимому, захватил власть, используя их поддержку. Опираясь на широкие слои свободного населения, Шамшиадад сильно укрепил Ассиршо. Он взимал дань с побежденных царей [45] Тукриша (горы Загра и Нагорная страна, лежащая к северу и к востоку от Ассирии), поставил памятник в стране Лабан (Ливан) на берегу «Великого (Средиземного) моря».
Возведя своего сына Ишмедагана на трон Мари, Шамшиадад стал соперником Вавилона.
Однако силы Ассирии оказались слишком ограниченными, чтобы держать в подчинении такую значительную территорию.
После Шамшиадада Вавилония свела на нет ассирийские завоевания. Вавилонский царь Хаммурапи, захватив царство Мари, нанес, по-видимому, сильный удар и по Ассирии,
Однако Хаммурапи не сообщает в своих надписях о завоевании всей Ассирии. «На 32 году своего царствования» он овладел лишь «Манкису и прибрежной страной Тигра вплоть до страны Субарту». В то же время Хаммурапи говорит, что он «распоряжался» и в Ашшуре и в Ниневии, то есть в двух основных центрах Ассирии.
С XVIII в. до н.э. начинает падать роль Ассирии как торгового государства. В это же время Вавилония и Египет достигли такого могущества, что им уже не хватало сырья, вывозимого из Каппадокии и Ассирии. Рынок сильно расширился и охватил ведущие области древнего Востока; все нити торговли перешли теперь от Ассирии на Средиземноморское побережье, к Финикии. Имея возможность получать сырье из гористых областей к востоку от Тигра и продукты Каппадокии, Финикия могла одновременно вывозить на рынок товары всего Восточного Средиземноморья. Торговые пути благодаря этому перемещаются дальше, на юго-запад.
Вавилонское государство, основанное в значительной мере на завоеваниях, также стало непрочным. Вскоре после смерти Хаммурапи оно оказывается под властью чужеземной (касситской) династии.
В Каппадокии в начале XVIII в. до н.э. начинают усиливаться хетты. Первая попытка консолидации хеттских племен была предпринята царем города Куссара — Аниттой, который подчинил себе соседние племена. Однако это объединение было кратковременным и непрочным. Окончательно Хеттское царство сложилось в середине XVII в. до н.э. при Лапарнасе (Табарна), с царствования которого хеттская традиция начинает историю страны.
К этому времени ассирийские торговые фактории прекратили свое существование. Правда, во второй половине XVI в. до н.э. хеттское государство уже ослабло, но Ассирия не смогла этим воспользоваться для нового наступления на северо-запад, так как в это время стала жертвой завоевания митаннийского государства, сложившегося в северной части Месопотамии. Столицей его был г. Вашшуккани, который, судя по новейшим раскопкам, находился не у Рас-эль-Айна, в долине Хабура (по первоначальным предположениям), а у Тель-Хуэра, т.е. несколько дальше на юго-занад. Основным населением Митанни были хурриты. Наряду с ними [46] видную роль играли здесь арии, почитавшие ведийских богов. Позднее оба народа полностью слились.
Усиление торгового значения финикийских городов-государств, по-видимому, положительно сказалось на развитии митаннийского общества, владевшего Евфратом и являвшегося одновременно посредником между Средиземноморским побережьем и Вавилонией.
Таким образом, появление хеттской державы, а затем сильного царства Митанни привело к значительному ослаблению Ассирии, которая переживает после Шамшиадада I глубокий упадок, продолжавшийся до конца XV в. до н.э.
Стремясь расширить торговлю с Вавилонией, жители Ашшура примерно за две тысячи лет до н.э. начали создавать торговые поселения (фактории) в Каппадокии, а также в южной и центральной части Восточной Малой Азии, призванные поставлять в Ашшур для торговли с Вавилонией те богатства, которыми располагала Малая Азия. В первую очередь это было серебро. Но Каппадокия оказалась богатой и другими металлами и материалами — свинцом, медью, лесом и камнем. Здесь имелись также большие запасы железа, металла, которому суждено было сыграть в более позднюю эпоху крупную роль. Не случайно жители Малой Азии славились как весьма искусные мастера в кузнечном деле.
Основывая фактории, ассирийцы не создавали поселений, а образовывали в местных поселках самостоятельные общины, теснейшим образом связанные со своей метрополией — Ашшуром.
Связи эти были не только деловыми; вырабатывались общая письменность, религия, календари и весьма характерный метод датировки событий. В городе-государстве Ашшуре он был изъят из ведения главы государства: летосчисление в Ашшуре устанавливалось не по годам правления главы города-государства (ишшакум, патэси — древнешумерск.), а по времени пребывания на службе особых чиновников (эпонимов), так называемых лимму, которые сменялись каждый год. Такого же рода летосчисление существовало в греческих городах-государствах и в Риме.
Из одной колонии Ашшура, Каниша (Канес), входившей в состав большого поселения, основанного на месте современного Кюль-Тепе, дошло до нас большое число деловых табличек, относящихся, вероятно, к архиву так называемого «дома города», городского совета, который играл важную роль в деле руководства торговыми делами фактории, а также осуществлял судебные функции.
Судя по этим документам, сами ассирийцы обосновались в северном квартале Каниша. Кроме них здесь жили амореи (выходцы из западносемитских областей) и хурриты. В южной части города [47] преобладало местное население (хетты, протохетты, лувийцы), а в центре население было смешанным.
Деловые документы и письма составлялись исключительно на ассирийском диалекте аккадского языка независимо от этнической принадлежности авторов.
Ассирийская фактория в Канише была тесно связана со своей метрополией и играла для Ашшура важную роль. С прочими факториями он сносился обычно через посредство Каниша. Все судебные дела, касавшиеся только ассирийских поселенцев, решались «домом города» Каниша,
Ассирийское общество начала II тысячелетия до н.э., по данным табличек из Кюль-Тепе, было раннерабовладельческим. Так, рабы уже противопоставляются здесь свободным ассирийцам.
Рабы выполняли грубую физическую работу и помогали своим ассирийским хозяевам в ведении торговых дел, не будучи, однако, их полномочными представителями, так как ими могли быть только свободные ассирийцы. Можно было нанять раба лишь на определенный период. Кроме рабов к тяжелым работам привлекалось и свободное население. В III и начале II тысячелетия до н.э. рабы рекрутировались, очевидно, из коренного субарейского населения, а в факториях — из числа местного, хеттского. Субарейцы и хетты становились также рабами, не будучи в состоянии расплатиться с ассирийскими купцами, дававшими ссуды местному населению. Правда, долговые сделки, касавшиеся как ассирийских колонистов, так и местных жителей, формально согласовывались с царем области Кюль-Тепе. Однако тот поддерживал интересы ассирийцев и зачастую передавал целые семьи в распоряжение ассирийских ростовщиков.
Политическая надстройка ассирийского рабовладельческого общества начала II тысячелетия до н.э. не была, согласно тем же каппадокийским табличкам, деспотией, как это характерно для более поздних рабовладельческих обществ Египта, Вавилонии и Ассирии. Все управление в Ашшуре было сосредоточено в руках «дома города»; здесь же хранились медь, серебро и товары. Деловые и торговые связи между «домом города» и факториями Каппадокии были очень оживленными. Ассирийцы процветали как торговцы в течение XX—XIX вв. до н.э. Они находились в тесной связи с Шумером и Аккадом как в эпоху третьей династии Ура, так и позднее — во время первой вавилонской династии. Лишь опираясь на Шумер и Аккад, город Ашшур мог сохранить свои фактории, окруженные враждебно настроенным местным населением.
В самом начале II тысячелетия до н.э. пало могущественное царство шумеров, во главе которого стояла третья династия Ура. Оно распалось под ударами эламитов с востока и амореев с [48] запада. Амореи были новой волной семитских переселенцев, овладевших Палестиной и Сирией и проникших затем в долину Тигра и Евфрата. Скоро в их руках оказывается вся долина Двуречья.
Расцвет старовавилонского царства и окончательное объединение под его главенством всего Двуречья, как уже было сказано выше, происходит при знаменитом царе Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). Он одержал победу над эламитами, затем завоевал лежащее к северу от Вавилона царство Мари и, наконец, подчинил своему влиянию Ассирию, утвердившись в г. Ашшуре.
Хаммурапи построил в Вавилоне два больших храма и реставрировал храмы в других городах. При нем были возведены огромные плотины для защиты от наводнений и новые каналы. В одной из своих надписей он провозглашает: «Когда боги даровали мне власть, я приказал рыть канал под названием Хаммурапи — благословение людей, чтобы в страну текла вода плодородия. Я обратил пустыню в плодородную землю, даровал воду, которая не иссякнет. Я привлек в страну толпы народа, дарован им плодородие, изобилие и мирные жилища».
Когда Хаммурапи в 1792 г. до н.э. стал царем Вавилона, город этот ничем особенным не отличался. Власть его распространялась на весьма незначительную территорию — от северной до южной границы насчитывалось около 130 км, а от западной до восточной — не более 35.
В Хаммурапи сочетались качества хитроумного дипломата, умелого полководца и опытного правителя. Он заключал выгодные ему союзы с соседними странами, а затем нарушал их, когда считал это необходимым. Ему удавалось также сталкивать другие государства, опять же не без выгоды для себя. В результате такой политики, подкрепленной успешными военными кампаниями, за сорок два года правления Хаммурани Вавилон превратился в центр крупного по тем временам государства.
В годы правления Хаммурапи в Вапилоне сложился централизованный государственный аппарат с четко разграниченными функциями. До наших дней сохранилось 55 табличек с приказами Хаммурапи наместникам, военачальникам, послам Вавилона в различных странах и другим официальным лицам. Они касаются смещений и назначений чиновников, проведения переписи, мобилизации населения в отдельных областях, строительства сооружений, размеров вводимых налогов.
В Лувре (Париж) в одном из прекрасных залов установлена стела из черного базальта. Книзу столб слегка расширяется, а верх его украшен рельефом с изображением двух фигур. Справа на тропе сидит бог солнца — Шамаш, олицетворявший справедливость. На нем длинная одежда с поперечными складками, на голове — высокая тиара; большая борода спускается на грудь. Перед ним в почтительной позе — царь Хаммурапи. На голове царя — круглая шапка; одежда — из тяжелой ткани, прямыми складками спускающаяся до самых ступней, правое плечо [49] открыто. Одна рука поднята. Шамаш протягивает царю жезл и обруч — знаки царской власти. Поверхность столба, от рельефа до основания, и вся оборотная сторона покрыты знаками вавилонской клинописи — здесь записаны 282 параграфа свода законов царя Хаммурапи, определяющих правовые, юридические и хозяйственные положения Вавилонского царства.
Клинопись из кодекса царя Хаммурапи
Базальтовая стела из Лувра — одна из самых любопытнейших и ценных находок в истории человечества — найдена в 1901 г. французскими археологами в г. Сузы.
Законодательство Хаммурапи носило ярко выраженный классовый характер. Оно охраняло права собственности рабовладельцев. Даруя некоторые льготы свободным беднякам, законодатель был беспощаден к рабам. Из кодекса мы узнаем, что наряду с земледелием в вавилонском обществе были широко развиты ремесленное производство и торговля. Об этом говорит перечень профессий, упоминаемых в кодексе: горшечники, каменотесы, кузнецы, кожевники.
«(Вот) справедливые законы, которые установил Хаммурапи, могучий царь, и (тем самым) давший стране истинное счастье и доброе управление...
Угнетенный человек, который обретет судебное дело, пусть подойдет к моему, царя справедливости, изображению, пусть заставит прочитать мой написанный памятник, пусть он услышит мои драгоценные слова, а мой памятник пусть покажет ему (его) дело, пусть он увидит свое решение, п(у)сть (ус) покоит свое се(рд)це и пусть сильно скажет: „(Ха)ммурапи-де владыка, который является для людей как бы родным отцом"», — провозглашал царь.
По судебнику непочтение к родителям, лжесвидетельство, покушение на чужую собственность и лишение воды соседей наказывалось очень строго.
«Если сын ударил своего отца, (то) ему долиты отрубить руку». «Если человек выбил зуб человеку, равному ему, (то) должны ему выбить зуб». [50]
Иногда увечье заменялось штрафом. В сомнительных случаях обвиняемого бросали в священные воды Евфрата; если ои оставался жив — наказывали обвинителя. Можно было приносить жалобы местным судьям, затем — в верховный суд и наконец самому царю.
Крупные торговые операции вели храмы и даже сами цари. Они действовали через купцов тамкаров, которые, в свою очередь, имели торговых агентов и приказчиков. Главнейшими статьями торговли с соседними странами были скот, хлеб, серебро, медь,
Из кодекса Хаммурапи мы узнаем о рабовладельческих отношениях в древнем Вавилоне. Особое распространение получило здесь так называемое долговое рабство. Если должник не мог вовремя вернуть долг, он обязан был отработать его либо лично, либо за него должны были трудиться дети. Кодекс Хаммурапи ограничил долговую кабалу: отдать в рабство за долги можно было теперь на три года.
Вавилонское общество в период правления Хаммурапи достигло высокого уровня развития. Однако этот расцвет продолжался сравнительно недолго. Страна подверглась ряду сокрушительных вторжений. Около 1740 г. до н.э. началось нашествие касситов,9) захвативших северные области Вавилонии, а в дальнейшем продвинувшихся и в Южную Месопотамию.
Другим врагом оказалось сильное Хеттское царство, о возникновении которого говорилось выше. В самом начале XVI в. до н.э. хеттский царь Мурсалис I захватил и разграбил Вавилон. Правда, хетты здесь не укрепились и ушли с награбленной добычей обратно в Малую Азию. Зато касситы овладели наконец Вавилонией полностью, и в стране утвердилась касситская династия (1518—1204 гг. до н.э.).
Спустя много лет после смерти Хаммурапи войско эламитов совершило набег на Вавилонское царство. Эламский царь приказал своим воинам захватить как трофей стелу Хаммурапи и поставил ее на площади перед дворцом в своей столице Сузах.
Эламскому царю не нужны были вавилонские законы. Ои захватил этот памятник только для того, чтобы, глядя на него, люди думали, как велик и могуч их царь, совершивший набег иа Вавилон.
По-видимому, он даже собирался стереть текст законов и заменить его своей надписью, но уничтожил лишь несколько строк. Поврежденный памятник, к счастью, уцелел при разрушении Суз в середине VII в. до н.э. и, пролежав в земле две с половиной тысячи лет, был найден в 1901 г. французской археологической экспедицией.
Вавилон в дальнейшем не раз подвергался разгрому, но каждый раз поднимался из руин и в VII—VI вв. до н.э. вновь достиг расцвета. Только в III в. до н.э. он окончательно теряет свое значение и большая часть его жителей переселяется в возникший поблизости эллинистический город — Селевкию. [51]
Замечательные памятники Вавилона были раскопаны археологами, что дало возможность получить наглядпое представление о грандиозных сооружениях одного из крупнейших центров древнего мира.
Несмотря на то что Ассирия в XVIII—XVI вв. до н.э. после смерти Шамшиадада I отказалась на время от внешнеполитической экспансии, ее экономика развивалась и главный центр Ашшур становился все более крупным городом. Это говорило о новом возвышении Ассирии, начавшемся в конце XV в. до н.э.
Ашшур был не только первым городом Ассирии, но и резиденцией древнейших ассирийских правителей. Город расположился па правом берегу Тигра, у Нижнего Заба. Это была идеальная естественная крепость на скалистом берегу, защищенная с востока рекой от вражеских набегов.
В 1904 г. немецкие археологи открыли на кургане Калат Шергат огромный холм, местами достигавший высоты 10-этажного дома. Этот холм скрывал первую ассирийскую столицу. Было установлено, что еще за две тысячи лет до Ашшурбанапала ассирийцы жили в благоустроенном городе. Во многих жилых домах были ванны. Город имел водопровод и канализацию.
Существовал даже клинописный «путеводитель» — перечень городских храмов, наиболее значительными из которых были двойной храм богов Адада и Ану, а также храм главного ассирийского бога — Ашшура. Он содержал также описание городских стен, ворот и главных улиц, в том числе знаменитой «дороги шествий».
Раскопки археолога Вальтера Андре в Ашшуре свидетельствуют о высокой технике крепостного строительства и дают возможность наглядно представить себе, как выглядел весь ассирийский город и его отдельные здания в VIII—VII вв. до н.э.
Ашшур был обнесен стенами из сырцового кирпича высотой 15-18 м и толщиной около 6 м, возведенными на фундаменте из крупных каменных глыб. Вся наружная часть покрыта слоем глиняной обмазки, а верхняя увенчана зубцами из цветных поливных кирпичей — голубых с желтой каймой. По внешней линии стены с интервалом примерно в 20 м шли башни-контрфорсы. Наружные ворота, укрепленные фланкирующими башнями, вели в длинное, продолговатое помещение, заканчивающееся внутренними воротами с несколькими отсеками.
Среди плоских крыш домов и дворцов возвышались зиккураты10) храмов.
Исторический центр Ассирии г. Ашшур был, по-видимому, и торговым форпостом Месопотамии, обеспечивающим ввоз леса и металла в эту страну. В Ашнгуре рано появились странствующие [52] купцы-торговцы, которым часто приходилось браться за оружие, защищаясь от нападений горных племен на торговых путях.
Город Ашшур часто подвергался вторжению врагов. Поэтому ассирийцы должны были постоянно находиться в боевой готовности.
У предгорий Загра расположился священный город богини Иштар — Арбела (по-ассирийски Арпа-Илу — «город четырех храмов»).
Арбела — город, обнесенный крепостной стеной, считается древнейшим из всех ныне населенных городов мира. Освещенный утренними лучами солнца, город стоял на высоком холме посреди равнины. Этот, поросший травой холм образовался в результате бесчисленных напластований от перестройки различных городов так же, как постепенно повышается уровень Тель-Асмара и других городов равнины. Подобные города, однако, давным-давно прекратили свое существование и стоят покинутые, засыпанные пеплом, галькой и черепками.
В городе царит тишина, нарушаемая лишь легким шелестом травы. Не слышно ни стука несущихся мимо тяжелых повозок, ни лязга металла, ни победоносных криков греческих воинов, ни слабых стонов отчаявшихся персов. А ведь именно здесь, под стенами древней Арбелы, Дарий предпринял последнюю попытку дать отпор молодому Александру Македонскому, когда тот, опьяненный мечтой создать безграничную империю, с презрением отверг мир, предложенный ему правителем Западной земли, что простиралась до самого Египта, и продолжал свои завоевания.
После победы Александра Македонского над Дарием у Гавгамел судьба Азии была, по существу, решена. Александр оставил свои богатые трофеи в Арбеле, которая стоит и по сей день высоко над равниной на руинах построек древних ассирийских храмов. В Арбелу приезжал могучий ассирийский царь Ашшурбанапал, чтобы помолиться в храме Иштар перед войной с Эламом. Здесь он произнес свою знаменитую молитву.
В Арбеле процветали ремесло и торговля, которые находились в руках ассирийцев. Кроме этого здесь жили несшие военную службу царские воины — горцы.
Арбела считалась центром ассирийской области Адиабены. В городе-крепости, начиная с I в. н.э. и до наших дней, продолжают жить ассирийцы.
Почти все важнейшие пути Передней Азии проходили в непосредственной близости от городов Ассирии или даже через них. Поэтому правители Ашшура всячески пытались взять их под свой контроль. Так государство обороняющееся начало превращаться в государство агрессивное.
Таким образом, во II тысячелетии до н.э. Ашшур стал ядром, вокруг которого сформировалась великая ассирийская держава.
1) Ушпия упоминается в надписи Салманасара I (около XIII в. до н.э.), а Кикия — в надписи Ашшур-Рим-Нишешу (XVI в. до н.э.). Обоим правителям Ашшура приписывается активная строительная деятельность.
2) Некоторые лингвисты ставят вопрос о структурном сходстве хуррито-урартского языка с картвельским (а возможно, и другими кавказскими языками). Были ли субареи и хурриты исконными обитателями Северной Месопотамии? Это весьма сомнительно. Большинство исследователей считают, что до них здесь жили племена, названия которых нам неизвестны. Хурриты и родственные им субареи, по-видимому, пришли с севера и северо-востока (с берегов Вана и Урмии). Прежде субареев и хурритов считали одним народом. Последнее время наблюдается другая крайность, и их (на основании различия некоторых названий, особенно географических, в их диалектике) считают совершенно различными этническими группами. Истина, скорее всего, лежит где-то посредине.
3) Некоторые исследователи (Нельдеке, Бецольд) считают, что древнейшей родиной семитов была Северная Африка и лишь оттуда они проникли в Аравию и двинулись дальше на север. Существует также теория Б. Грозного, предполагающего, что семиты происходят из Средней Азии.
4) Поэтому не следует удивляться часто употребляемому термину «сирийская степь» по отношению к современной сирийской пустыне. Даже во времена Ашшурбанапала (VII в. до н.э.) кое-где в этих районах сохранились купы деревьев и заросли кустарников.
5) Верблюды до II тысячелетия до н.э. были в Передней Азии неизвестны. В значительном количестве они появляются лишь к XII в. до н.э., в период, когда на Сирию и Месопотамию надвигалась новая семитическая волна арамеев, разводивших одногорбых верблюдов — дромадеров.
6) Древнейшие слои, обнаруженные в Калат Шергате (на месте древнего Ашшура), относятся к IV тысячелетию до н.э., т.е. эпохе, когда признаки семитизации еще не выявлены. Впрочем, вопрос о времени первого проникновения семитов в Месопотамию остается пока спорным.
7) Библейская традиция превратила бога Ашшура в племенного вождя, который вышел из Вавилонии (страны зверолова Немврода — Нимруда) и, придя на север Месопотамии, основал Ниневию, Калах и другие города. Это предание далеко не всегда соответствует исторической действительности. Так, Ниневия, например, возникла гораздо раньше Калаха.
8) В 1957 г. датская археологическая экспедиция обнаружила письма Шамшиадада I в Тель-Шемшаре (бассейн Нижнего Заба). В одном из них Шамшиадад жалуется на своего лукавого вассала Яшубадада, который за три года ухитрился четыре раза нарушить клятву верности, отдаваясь под власть различных правителей.
9) Прежде считали родиной касситов горы Загра. В настоящее время австрийский ассириолог К. Яриц выяснил, что касситы пришли с запада, из Каппадокии, где они обитали по соседству с хеттами. Лишь позднее (к концу II тысячелетия до н.э.) значительная часть касситов переселилась в горные районы, на восток от Вавилонии. Надо, однако, оговориться, что не все исследователи приняли теорию К. Ярица.
10) Зиккурат — ступенчатая башня или пирамида.
Написать нам: halgar@xlegio.ru