Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
[112]
Природа, № 5, 1938.
[112] – начало страницы.
Нумерация сносок заменена сквозной.
Быстро возрастающий в нашем Союзе интерес к садово-парковому искусству заставляет нас, на ряду с новыми исканиями в области садово-паркового искусства, освоить и наследие прошлого, чтобы иметь возможность взять из этого наследия все то, что в нем содержится для нас ценного.
История садов и парков различных времен и народов освещена в литературе1) неодинаково подробно. Наиболее подробные сведения имеются о садах и парках XVI—XVIII вв. и наименее подробные о садах и парках древности.
В настоящей статье мы даем описание садов и парков древнего Египта и Ассиро-Вавилонии на основании изучения некоторых литературных и художественных памятников Египта и Ассиро-Вавилонии.
Сады в Египте были весьма распространены. Дома знатных людей были всегда окружены садами, которые в зависимости от состояния владельца различались по площади и богатству планировки. Особенно большие и богатые сады принадлежали царям. Храмы богов обычно также окружались роскошными садами, средства на создание которых часто получались от царей. Так, в папирусе Гарриса говорится о том, что Рамсес III приказал создать для храмов гелиопольских богов большие и роскошные сады. «Для твоего храма в Т... я разбил большие сады, засаженные виноградом и шету... В твоем городе Ан я создал аллеи из оливковых деревьев. Я обеспечил эти посадки садовниками и многочисленным обслуживающим персоналом, приготовляющим чистейшее египетское масло, необходимое для зажигания лампад в твоем роскошном храме. Я отдал тебе фисташковые рощи и пруды, поросшие лотосом, ситником, травами и цветами всяких стран — Тетмера, Ан-Хаута — ароматные и, приятные для лицезрения твоему чудному лику».
Изображения египетских садов имеются на стенах гробниц, на саркофагах и в некоторых папирусах.2) Судя по этим изображениям, композиция египетских садов сводилась главным образом к композиции, основанной на принципе геометрических построений; при этом в большинстве случаев сады были разбиты на ровном месте и только в редких случаях на террасах.
Сады, разбитые на ровном месте, имели прямоугольную форму и были симметрично распланированы. Наиболее простым типом садов были могильные сады, расположенные около гробниц. По египетским религиозным воззрениям душа умершего, если только над телом умершего будет совершен определенный обряд, может выходить из могилы и отдыхать под тенью деревьев и наслаждаться запахом цветов. Об этом говорят надписи на надгробных камнях, напр. следующая надпись: «Да буду я вечно странствовать вдоль берегов моего пруда и освежаться под тенью моей смоковницы и да восседает моя душа на ветвях уготованного для меня могильного сада».3)
Примером небольшого могильного садика может служить садик, изображенный на одном надгробном камне, хранящемся [113] в Каирском музее (фиг. 1). На этом рисунке изображены три гробницы, расположенные у подошвы горы. Несколько ниже расположен небольшой садик, в котором растут две финиковые пальмы с плодами и одна смоковница. Около одной из могил видна фигура женщины, плачущей о покойнике. В тени финиковых пальм виден жертвенник с лежащим на нем хлебом.
Фиг. 1. Могильный садик (по Wreszinski, Atlas, T. 417).
В могильных садиках устраивались бассейны, из которых души умерших могли пить свежую воду. Изображение такого садика имеется на стене гробницы Неферхотепа (около 1300 лет до н. э.). На рисунке (Wreszinski, Atlas T. 170) изображены Неферхотеп и его супруга, вышедшие из могилы и пьющие воду из бассейна. В бассейне плавают цветы лотоса; вокруг бассейна растут три пальмы с плодами.
Второй тип садов — домашние сады, устраивались около дома и были разбиты или в фирме квадрата или четырехугольника и разделялись на прямоугольные и квадратные участки, в которых были посажены правильными рядами деревья и кустарники. Характерной особенностью египетских садов является пруд, который чаще всего находится в средине сада; иногда в саду имелось несколько прудов. Пруды эти были искусственные, и берега их были выложены каменными плитами. В пруду росли водяные растения (лотосы, папирусы), и в них разводились различные рыбы и плавали водяные птицы. Они достигали иногда больших размеров и служили для катания на лодках. Около пруда часто устраивались павильоны и часовни для домашних богов.
В саду кроме павильонов устраивались виноградные беседки и крытые ходы из виноградных лоз. Устройство такого крытого хода видно на изображении в одной фиванской гробнице. Ход состоит из нескольких рядов легких деревянных колонн с капителями в форме лотоса, в промежутках между этими колоннами насажены виноградные лозы, которые образуют сверху хода зеленый свод.
Для того чтобы дать представление об египетских садах, приведу описание и изображение нескольких наиболее типичных садов.
Сад, изображенный в одной фиванской гробнице (фиг. 2). Сад имеет форму квадрата и окружен каменной оградой. В середине сада расположен большой четырехугольный участок, засаженный виноградом, разделенный на шесть отделений. В середине этого участка идет широкий ход, устроенный из деревянных колонн и виноградных лоз. В саду имеются четыре искусственных пруда, симметрично расположенных. По берегу этих прудов растут лотосы, в прудах плавают утки. Около центральных прудов — по одной легкой деревянной беседке. Деревья в саду расположены правильными рядами, образующими аллеи. Среди деревьев можно распознать финиковые пальмы, пальмы-дум и смоковницы.
Сад, изображенный в гробнице около Тель-эль-Амарна. Сад разбит на несколько участков. Главная часть сада имеет форму квадрата; середину этой части сада занимает большой искусственный четырехугольный пруд с мощеными берегами. Вокруг пруда правильными рядами расположены деревья, среди которых можно распознать пальму финиковую, пальму-дум, смоковницу, гранатовое дерево и клещевину. [114]
Фиг. 2. Сад, изображенный в одной фиванской гробнице (по Rosellini, II, 69).
Сад, изображенный в гробнице Аменемхеба (около 1450 г. до н. э. Wreszinski, Atlas T. 66). Сад имеет форму прямоугольника. Посередине сада расположен четырехугольный пруд. Вокруг пруда расположены три ряда деревьев. Первый ряд деревьев трудно распознать, второй ряд состоит из пальм (дум-пальма и финиковая пальма), третий ряд состоит из смоковниц.
Сад, изображенный в одной фиванской гробнице (XVI—XIV вв. до н. э., Wreszinski, Atlas T. 92). В середине сада расположен большой четырехугольный пруд, по берегам которого растут лотосы, папирусы и кустарники; в пруду плавают рыбы, гуси и утки.
Вокруг пруда идут ряды деревьев, состоящие из финиковых пальм, сикомор и инжира. Деревья, растущие по широкой стороне пруда, художник изобразил верхушками кверху, а деревья, растущие по узким берегам пруда, расположены верхушками в левую сторону. Таким же способом изображены кусты к цветы, растущие по берегу пруда.
Сад, изображенный в гробнице Себекхотепа (около 1415 г. до н. э., Wreszinski, Atlas T. 222). Сад имеет четырехугольную, почти квадратную форму. В саду вокруг четырехугольного пруда расположены в два ряда деревья, среди которых можно распознать финиковую пальму, пальму-дум и смоковницу. В пруду растут лотосы и плавают рыбы. Покойник и его жена стоят на берегу пруда и пьют из него воду.
Сад, изображенный в гробнице Рехмира (около 1475 г. до н.э., Wreszinski, Atlas Т. За). Сад имеет форму четырехугольника. По середине сада расположен большой четырехугольный пруд, по которому на легкой лодке едет Рехмир с женой. Вокруг пруда расположены [115] в два ряда деревья, среди которых можно распознать дум-пальму, финиковую пальму и смоковницу. Среди деревьев видно несколько слуг, занятых работой. Двое из них несут на коромысле кувшин с водой для поливки деревьев, другие срывают плоды с финиковых пальм.
Египетские города часто устраивались на искусственных насыпях, и сады в этих городах разводились на насыпной почве, причем посадка деревьев производилась в ямы, наполненные плодородной землей. Следы таких садов были найдены в Тель-Амарне и перед заупокойным памятником царей XI династии Ментухотепов.4) Описание храмового сада в одном из египетских городов, расположенного на высокой насыпи, имеется у Геродота (кн. II, 138).
Фиг. 3. Изображение данников, приносящих различные дары (деревья, черное дерево) (по Wilkinson)
Фиг. 4. Украшение цветами и ожерельями (из Woeng).
Кроме садов, расположенных на ровном месте и устроенных на принципе геометрических построений, в Египте имелись террасные сады, расположенные на нешироких террасах. Такой сад был устроен для царицы Хатшепсут. По приказанию этой царицы архитектор Сенмут построил великолепный храм у подножия западных фиванских скал. Этот храм поднимался из долины тремя террасами. Царицу особенно занимала планировка храма. Она сообщила своим вельможам, что бог Амон пожелал, чтобы она устроила сад и насадила в нем деревья из страны Пунт. И она посылает в страну Пунт5) экспедицию, которая привозит оттуда, на ряду со слоновой костью, черным деревом, миртовой смолой, ладаном и другими ценными материалами, миртовые деревья, выкопанные из земли с корнями (фиг. 3). Этими деревьями были засажены террасы храма, и таким образом был создан великолепный миртовый сад для бога Амона. «Я исполнила, — говорит царица, — желание бога, я устроила для него Пунт в его саду [116] совершенно так, как он повелел мне. Он достаточно велик, чтобы он мог по нем гулять».
В садах, кроме различных деревьев и кустарников, разводились плодовые деревья и цветочные растения.
Цветы играли в жизни египтянина большую роль. На празднествах и при религиозных торжествах мужчины и женщины украшали себя венками и гирляндами, сплетенными из красивых цветов, а в руках держали цветы.
На пирах гостям возлагались на головы и плечи венки и цветочные ожерелья и подносили букеты лотосов (фиг. 4). Венки плелись обычно из лепестков, которые нанизывались на каркас в виде обруча.
Изображения пира, на котором гости сидят с букетами цветов и с цветочными гирляндами, очень часто встречаются на египетских рисунках.
Цветы также играли большую роль в культе мертвых. Они шли на изготовление венков, букетов и гирлянд для украшения мумий, храмовых колонн и для изготовления растительных жертв.
Деревья и цветы, необходимые для изготовления растительных жертв, разводились в садах.
Так, в одной надписи, относящейся ко времени Тутмоса III (1475 г. до н. э.), говорится: «Мое величество сделало для себя новый сад, засаженный всякими прекрасными деревьями, чтобы получать оттуда растительные дары для жертвоприношений богам...»
Цветы рассаживались в саду по определенному плану.
В одной фиванской гробнице имеется рисунок с изображением цветочных грядок. Грядки распланированы в виде полумесяца и цветы посажены на них параллельными рядами.
О составе древесных пород и кустарников, разводимых в египетских садах, можно судить отчасти по изображениям деревьев и кустарников на рисунках и планах садов, отчасти по записям, имеющимся в некоторых документах. Изображения деревьев на египетских рисунках иногда сделаны весьма натурально, и по ним можно легко определить породу дерева. Однако в некоторых случаях деревья изображены весьма схематично, в этих случаях точное определение породы дерева не представляется возможным, и различные исследователи определяют их по-разному.
На основании указанных материалов можно установить, что в египетских садах разводились следующие деревья и кустарники: финиковая пальма (Phoenix dactylifera L.), пальма-дум (Hyphaene thebaica Mart.), пальма аргун (Hyphaene Argun Mart.), сикомора (Ficus sycomorus L.), гранатовое дерево (Punica granatum L.), оливковое дерево (Olea europaea L.), тамариск (Tamarix nilotica Ehrb.), инжир (Ficus carica L.), нерсея (Mimusops Schimperi Hochstett), нильская акация (Acacia nilotica Del.), миртовое дерево (Myrtus communis L.), ива (Salix safsaf Forsk.), виноград (Vitis vinifera L.), цератония (Ceratonia siliqua L.), яблоня (Piras malus L.). Некоторые из указанных деревьев (миртовое дерево, гранатовое дерево, яблоня и др.) не являлись основными породами Египта и были привезены из других стран и культивированы в садах Египта. Особенно много было ввезено в Египет новых древесных пород в царствование Тутмоса III, царицы Хатшепсут, Рамзеса II и Рамзеса III. По приказу Тутмоса III на стенах храма в Карнаке изображены различные растения, цветы и животные, привезенные им из походов в Сирию и к Верхнему Нилу. Царица Хатшепсут, как уже было сказано выше, отправила целую эскадру в страну Пунт за гранатовым деревом с целью разведения его в своих садах в Фивах.
Древесные породы были посажены в саду в определенном порядке и в определенных сочетаниях, как это видно из вышеприведенных рисунков и описаний садов. В саду обычно преобладали пальмы и сикоморы, другие породы были представлены в меньшем количестве. Так, напр., в надписи на гробнице некоего Анны около Карнака, опубликованной Бругшем, говорится, что покойный имел в своем саду 120 экземпляров финиковых пальм, 90 экземпляров сикомор, 10 тамарисков, 12 кустов виноградной лозы и 9 экземпляров ивы.
В другом документе, опубликованном Бругшем,6) говорится, что в саду имелось [117] 170 экземпляров финиковых пальм, 120 экземпляров пальмы-дум, 90 сикомор, 31 экземпляр персей, 16 экземпляров иератонии, 10 тамарисков, 12 кустов винограда, 8 ив, 5 экземпляров инжира, 5 гранатовых деревьев, 2 оливковых дерева, 1 дерево пальмы аргун и несколько деревьев, названия которых не расшифрованы.
О видовом составе декоративных цветочных растений и кустарников, разводимых в египетских садах, можно судить по их изображениям на рельефах, в скульптуре и на жертвенных алтарях, по ссылкам, имеющимся у древних писателей (Плиний, Диодор), и но остаткам дошедших до нас египетских жертвенных и победных венков.7)
Из декоративных цветочных растений и кустарников, наиболее часто культивируемых в египетских садах, можно отметить: мальву (Alcea filicifolia L.), лотос (Nymphaea lotus L., N. coerulea Sav.), арабский жасмин или самбак (Jasminium sambac L.), перечную мяту (Mentha piperita L.), критскую ромашку (Chrysanthemum coronarium L), сесбанию (Sesbania aegyptiaca Pers.), амарант александрийский (Celosia cristata L.), ацинос (Thymus acinos L.), нарцисс (Narcissus Tazzetta L.), розу (Rosa sp.) и др.
Из этих растений особый интерес представляют самбак, желтые цветы которого обладают сильным ароматом, сесбания — кустарник с красно-желтыми, бабочкообразными цветами, и амарант. Роза в Египте начинает встречаться в эпоху Птоломеев, и в это время цветы роз, помимо декоративных целей, употребляются для приготовления розовых вод и бальзамов. Афиней рассказывает, что Клеопатра, встречая Антония, приказала устлать пол трапезной комнаты цветами роз на высоту одного локтя. Это стоило ей один талант (4500 марок). С целью облегчения орошения, сады закладывались около канав; иногда канавы прокладывались непосредственно на площади сада. Водой из канав наполнялись пруды, и вода из прудов также служила для поливки деревьев и цветов. Для черпания воды из канав служило особое приспособление — шадуф (фиг. 5), состоящее из рычага, закрепленнного между двух вертикальных столбов. Короткий конец рычага снабжен грузом, а на длинном конце рычага имеется бадья из пальмовых листьев. Вода разносилась также в ведрах на коромыслах или в бурдюках из бараньей шкуры.
Фиг. 5. Приспособление для черпания поды — шадуф (по Масперо).
Фиг. 6. Бак с водой и бурдюки (по Vilkinsson).
Кроме канав и водоемов вода хранилась также еще в деревянных баках, из которых разносилась бурдюками. Изображение такого бака видно на фиг. 6.
Для лучшего использования воды при поливке деревьев, последние обычно окружались у основания стебля грядкой земли [118] с выемкой около ствола (фиг. 7), которая удерживала воду и направляла ее к корням дерева.
Фиг. 7. Деревья, окруженные грядкой земли (из Wilkinson).
Древняя Вавилония, расположенная в плоской равнине, представляла собой болотистую местность, и для защиты от наводнений, болотных испарений и ядовитых насекомых вавилонские цари при постройке дворцов и городов устраивали искусственные насыпи, вышиною до 9-18 м и на них строили здания. Насыпь в Куюнджике, на которой была построена древняя Ниневия, занимает пространство в 37 га, и высшая ее точка достигает 28 м.
Ассирия была расположена в гористой местности, но несмотря на это ассирийские дворцы также возводились на искусственных насыпях.
Сады и парки Вавилонии и Ассирии, в особенности городские, располагались, так же как и дома и дворцы, на искусственных насыпях или на искусственных холмах и террасах. Наиболее простым типом вавилонских садов были сады-рощи из различных сортов финиковых пальм. О таких садах часто говорится в дошедших до нас древневавилонских документах хозяйственной отчетности. Так, напр., в одном нижеприведенном документе из Ларсы эпохи I вавилонской династии (2057—1758 гг. до н. э.), хранящемся в Ленинградском отделении Института истории, говорится о том, что некий Balmu-namḫe покупает у Kunnutum и ее сьща финиковый сад и целину за 1/3 мины8) серебра. «I ikû 40 sar9) сада из финиковых пальм, 1/2 ikû 20 sar целины возле реки Тигра и возле земли Balmu-namḫe, у Kunnutum, дочери Imgur-Damu, и Iliidinnam, ее сына Balmu-namḫe купил, 1/3 мины серебра отвесил. В том, что в будущем, когда бы то ни было, „это мой сад" она не скажет, Nannar'ом, Samas'ом и царем Rim-Sîn'ом она поклялась». В другом документе, относящемся ко времени царя Хаммурапи, говорится, что во время дележа наследства один из участников дележа получил: «1 sar застроенного усадебного участка.., 20 sar сада, состоящего из финиковых пальм и др.».
Финиковая пальма имела в Вавилонии и Ассирии большое хозяйственное значение. Плоды ее употреблялись в пищу, и из них приготовлялось вино, сердцевина ствола употреблялась в пищу, древесина шла на постройку и на различные домашние поделки. Особенно ценилась финиковая пальма бедным населением, для которого плоды ее служили главной пищей. Так, в одном вавилонском тексте, представляющем разговор между финиковой пальмой и тамариском, пальма говорит: «Сирота, вдова и бедный человек, что стали бы они есть, если бы мои сладкие финики были немногочисленны».
Под пальмами в качестве второго яруса сажались фруктовые деревья, главным образом гранатовые деревья, смоковницы и виноград.
Кроме садов из финиковых пальм, имевших главным образом хозяйственное значение, при дворцах царей и знатных лиц устраивались сады и парки, служащие для отдыха, прогулок и охоты (парки-зверинцы), засаженные различными деревьями и цветочными растениями.
Эти сады и парки устраивались или на ровном месте, или на террасах и холмах [119] подобно тому, как в древней Персии устраивались парки, называемые «раями», о которых упоминает Ксенофонт.
Некоторое представление о городских садах, расположенных на ровном месте, может дать рисунок (фиг. 8), изображающий Эламский г. Сузы. Этот город расположен на искусственном возвышении. С юга и востока он окаймлен садами, орошенными искусственными каналами. Деревья в этих садах расположены разбросанными группами без определенной геометрической правильности, характерной для египетских садов.
Фиг. 8. Город Сузы (по Масперо).
Примером парка, устроенного на искусственных террасах или холмах, может служить парк царя Шарру-Кина, о котором говорится в следующей надписи на известковой плите, хранящейся в Гос. Эрмитаже:
«В те дни над источником у подошвы горы Мусри выше Ниневии я устроил город и дал ему имя «Замок Шурру-Кина» (Дур-Шуру-Кину). Вокруг него я разбил большой парк, похожий на гористую местность Хаману, в котором были насажены всякие деревья из страны Хаттэ и растения из всяких гористых местностей». Примером подобного парка может служить также парк, изображенный на фиг. 9. В этом парке имеется озеро, в котором плавают рыбы и стоят две лодки для катания. Около озера стоит деревянная беседка. Вправо от беседки расположен высокий холм, покрытый хвойными деревьями. На верхушке этого холма стоит небольшой храм. Среди деревьев гуляют птицы. Рядом с высоким холмом расположен небольшой холм, покрытый хвойными деревьями.
К типу террасных садов относятся и так наз. «висячие сады» Вавилона. Указания об этих садах имеются у Страбона и Бероса. Страбон приписывает устройство висячих садов Семирамиде. Согласно описанию Страбона сады эти состояли из ряда четырехугольных террас, из которых нижняя занимала площадь 120 кв. м. Террасы были покрыты свинцовыми плитами, на которые был насыпан слой земли для посадки цветов. Для посадки деревьев были устроены глубокие пустоты, заполненные землей. Террасы были соединены между собой витыми лестницами. Для поливки растений служили фонтаны, приводимые в действие гидравлическими машинами.
Берос приписывает устройство висячих садов Навуходоносору, который, по его словам, «устроил каменные возвышения, придав им вид гор, и засадил всякого рода деревьями, устроив таким образом так называемый висячий парк по той причине, что его жена, воспитанная в индийских местностях, скучала по родной природе».
Вода на искусственные террасы поднималась особыми сооружениями, остатки которых были найдены Рассамом при его раскопках древней Вавилонии.
При раскопках в Куюнджике был найден барельеф с изображением парка, похожего на «висячие сады» Навуходоносора. На этом барельефе (фиг. 10) изображен искусственный холм, покрытый деревьями, на верхушке которого стоит небольшой храм. С правой стороны видна плоская терраса на арках, на которой растут пальмы и лиственные деревья (тополя?). По террасе протекает искусственная река. [120]
Фиг. 9. Изображение ассирийского парка (по Botta).
В отношении времени создания висячих садов существуют различные взгляды. По свидетельству Страбона и Бероса висячие сады созданы в эпоху Нововавилонского царства при Семирамиде (Страбон) или Навуходоносоре (Берос).
Однако, по мнению некоторых специалистов-ассирологов, висячие сады существовали в более раннюю эпоху. Так, по мнению Шилейко, висячие сады, вероятно, существовали в эпоху Агаде, во времена царствования Шурру-Кина. По мнению Витцеля (Witzel), основанному на тексте на цилиндре А. Гудеа, висячие сады существовали в III тысячелетие до н. э.
В вавилонских и ассирийских садах на ряду с древесными породами и плодовыми деревьями разводились цветы, овощи и технические растения. Из дре-васных пород в садах и парках, судя по рисункам, чаще всего разводились евфратские тополя (Populus euphratica), кипарисы и какие-то виды хвойных и лиственных деревьев, названия которых не расшифрованы.
Фиг. 10. Висячие сады (из Рагозиной).
Из плодовых деревьев в садах, кроме финиковой пальмы, разводились: гранатовое дерево (Punica granatum), фисташковое дерево (Pistacia), груша, смоква (Ficus), оливковое дерево, виноград, тутовое дерево (Morus), миндаль и, вероятно, лимон. Гранатовое дереве особенно ценилось за плоды и красивые и душистые цветы.
Культура винограда была сильно распространена в Вавилонии и Ассирии, и в некоторых ассирийских садах (сады в окрестностях Harrän) имелось от 15000 до 20 000 лоз.10)
Цветы, столь любимые восточными народами, культивировались в садах. Чаще всего разводились розы, лилии и лотосы. Овощи, коренья и некоторые кормовые и технические растения также, повидимому, разводились в садах, а не в поле.
Кроме местных растений в садах и парках разводились растения, вывезенные из других местностей и из завоеванных стран. Так, ассирийский царь Тиглат-Палассар приказывал во время походов бережно вынимать из земли с корнями красивые деревья неизвестных ему пород и в больших корзинах доставлять в Ассирию, где их рассаживали в царских садах. В одной из надписей царь этот говорит, что он во время похода взял деревья, которые до него никто не сажал. «Я взял и посадил их в садах моей родной земли; еще привез я драгоценные лозы садового винограда, каких у нас до того не было, и обогатил ими сады земли Ашуровой». [121]
Разведение иноземных растений особенно процветало во времена ассирийского царя Санхериба. Этот царь устроил в окрестностях Ниневии несколько опытных садов, где он разводил «все сорта плодов всех народов», и даже капризная мирра росла в этих садах «лучше, чем на своей родине».
Особый интерес представляют старания Санхериба культивировать в своих опытных садах растения, «которые несут шерсть», т. е. хлопковые деревья (Gossypium).
Так как вавилонские и ассирийские сады и парки обычно устраивались на искусственных насыпях, террасах и холмах, посадка деревьев и уход за ними требовали особенного внимания. В случаях, когда сады или парки разводились на искусственных террасах, сделанных из кирпича, для деревьев устраивались гнезда,которыезаполнялись плодородной землей (ниневийский парк Санхериба).
Вода для поливки деревьев бралась из искусственных канав и прудов, которые устраивались в садах и парках и которые наполнялись водою из реки при помощи гидравлических сооружений.
Из ряда вавилонских и ассирийских документов видно, что на устройство и содержание садов и парков обращалось большое внимание.
Для обслуживания сада нанимались садовники.11)
За порубку деревьев в саду налагались строгие взыскания. Так, по законам царя Хаммурапи «Если кто срубит без ведома владельца сада дерево в его саду, то он должен заплатить полмины серебра» (ст. 59).
Бецольд, К. Ассирия и Вавилония. Изд. Брокгауз-Ефрон, 1904.
Брестед, Д. Г. История древнего Египта. Т. 1 и II, изд. М. и С. Сабашниковых, 1915.
Вейс, Г. Внешний быт народов с древнейших до наших времен, т. I, ч. 2, 1873.
Волков, И. М. Законы вавилонского царя Хаммураби. М., 1914.
Гусаков, А. Г. Законы царя Хаммураби. Изв. СПб. Политехи, инст. Т. 1, вып. 1-2, 3-4, 1904.
Голенищев, В. Описание ассирийских памятников. СПб., 1897.
Курбатов, В. Я. Сады и парки. Изд. Вольфа, 1910.
Масперо, Г. Египет. Изд. М. и С. Сабашниковых, М., 1916.
Масперо, Г. Ассиро-Вавилония. Изд. М. и С. Сабашниконых, М., 1917.
Никольский, М. В. Документы хозяйственной отчетности древнейшей эпохи Халдеи из собрания Н. П. Лихачева. 1908.
Никольский, М. В. Документы хозяйственной отчетности древней Халдеи из собрания Н. П. Лихачева. Ч. II, Эпоха династии Агаде и эпоха династии Ура. Древности восточные, Тр. Вост. ком. Моск. Археол. общ., т. V, 1915.
Рагозина, З. А. История Халдеи. Изд. Маркса, 1903.
Рагозина, З. А. История Ассирии. Изд. Маркса, 1902.
Рифтин, А. П. Старо-вавилонские документы в собраниях СССР. Изд. Акад. Наук СССР, 1937.
Тураев, Б. А. История древнего Востока. Т. I и II, Огиз, 1935.
Шилейко, В. К. Вотивные надписи шумерийских правителей. Пгр., 1915.
Botta, М. Р. Е. Monument de Ninive. Т. I, II, III.
Breasted, I. H. Ancient Records of Egypt. Vol. I-V, 1906.
Lepsius. Denkmäler aus Aegypten und Aethiopien. Bd. 1-Х.
Lоret, V. La f lore Pharaonique d'après les documents hiéroglyphiques et les spécimens découverts dans les tombes. Paris, 1892.
Layard. Niniveh and its Remains. 1849.
Moldenke, С E. Ueber die in altägyptischen Texten erwähnten Bäume und deren Verwerthung. Leipzig, 1886.
Meissner. Babylonien und Assyrien.
Paterson. Palace of Sinacherib. Plates. 1920. Bd. I.
Place, V. Ninive et Assyrie. 3 V.
Rоseliini. Monumenti dell' Egitto.
Schweinfurth, G. Ueber Pflanzenreste ans altägyptischen Gräbern (Berichte d. Deutsch, botan. Gesellsch., 1883).
Schweinfurth, G. Pflanzenbilder im Tempel von Karnak (Theben). (Botan. Jahrbücher, Bd. 55, H. 5, 1919).
Unger, F. Die Pflanzen des alten Aegyptens (Sitzungsberichte d. mathem.-naturw. Klasse d. kaiserlichen Akademie d. Wissensch., Wien, 1859).
Wilkinson, J. G. Manners and Customs.
Wilkinson, J. G. A second series of the manners and customs of the ancient Egyptians. 3 V. London, MDCCCXLI.
Wönig, F. Die Pflanzen im alten Aegypten. Leipzig, 1897.
Wreszinski. Atlas zur altägyptischen Kulturgeschichte. Leipzig, 1915—1923.
Schäfer u. Andrae. Die Kunst des alten Orients.
1) По истории садов и парков на русском языке имеется прекрасная книга проф. В. Я. Курбатова «Сады и парки», изд. Вольф, 1916.
2) При рассмотрении этих рисунков, которые представляют или план садов, или наполовину их художественное изображение, приходится считаться с условностью египетских рисунков и чертежей.
3) Цитировано по Wönig «Die Pflanzen im alten Aegypten», 1897, стр. 234.
4) Реконструкция сада Ментухотепов изображена у Schaefer und Andrae (рис. 276).
5) Страна Пунт соответствует южным берегам Аравии и Земле Сомали.
6) По Wreszinski, Atlas Т. 60а.
7) Определение вида растений, из которых изготовлялись жертвенные и победные венки, было произведено ботаником Швейнфуртом (Schweinfurth).
8) Мина = 504 г.
9) ikû = 35.2836 кв. м. sar = 100 ikû = 3528.36 кв. м.
10) Из виноградных лоз часто устраивались живые беседки (сад Ашурбанипала).
11) В одном древневавилонском документе, хранящемся в Московском Институте изобразительных искусств, приводится список фамилий 12 садовников.
Написать нам: halgar@xlegio.ru