129. В рукописи не проставлены и внесены издателями из предпосланного всей рукописи перечня заголовки фабул от настоящей, 129-ой, до 164-ой («Афины», за которой следуют два отрывка из Фульгенция). Об Ойнее и Дионисе ср. Apld. I, 8, 1. Этому мифу, возможно, была посвящена комедия «Ойней» Динолоха (F 78 Austin). Детали мифа сообщает только Гигин. Назывался ойнос: οἶνος – вино (ср. Nicander ap. Athen. II, 35A); от этого слова и образовано имя Ойней. Роуз полагает, что Ойней был греческим божеством вина прежде распространения культа Диониса.
130. Об Икарии и Эригоне см. sch. Χ 29, Nonn. XLVII, 34, Apld. III, 14, 7, Serv. Georg. II, 389, Stat. Theb. XI, 644 cum sch. Неизвестно, были ли «Эригона» Софокла (F 235-236 Radt) и еще несколько недошедших трагедий того же названия посвящены Эригоне, дочери Икария, или Эригоне, дочери Эгисфа (см. прим. к фаб. 119). Эригоне был посвящен так же эпиллий Эратосфена, написанный элегическим дистихом (Preller – Robert, Griech. Myth. I, 667). Такой же каре: то есть они теряли рассудок и вешались. Праздник качелей: ср. Athen. XIV, 10, p. 618EF, Serv. loc. cit., Hesych. et Etym. Magn. s. v. αἰώρα, Festus s. v. oscillantes. Девушки на качелях или подвешенные на деревьях фигурки символизировали повесившуюся Эригону. Согласно Сервию, на качелях между колонами подвешивали также фаллосы, сделанные из цветов. Справедливостью: Дикой или Астреей, по традиции, восходящей к Гесиоду; Деву считали также Исидой, или Тихой, или Атаргатис, или Деметрой (Erat. Cataster. 9). Арктур: Волопаса чаще считали Аркадом, сыном Каллисто (Erat. Cataster. 8). Сириус: Большого Пса считали также псом Ориона или Прокриды (Erat. Cataster. 33).
131. Миф, восходящий, возможно, к одному из эвгемеристических романов, совершенно неизвестен другим источникам. Нигде, кроме данной фабулы, Дионис не представляется царствовавшим в Фивах. Триэтериды: также и согласно Диодору Дионис учредил триэтериды, вернувшись с триумфом из Индии (IV, 3). Вместо вакханок воинов в женской одежде: иногда говорится, что у вакханок в войске Диониса копья были замаскированы под тирсы (Diod. Sic. III, 67).
132. Миф о Ликурге – единственный из цикла Диониса, упоминающийся у Гомера (Ζ 130 cum sch.); Ликургу была посвящена тетралогия Эсхила (F 22-25, 57-67, 124-126 Radt), однако Гигин следует не ей, а неизвестной трагедии (существовали «Ликурги» Полифрасмона и Тимокла). По-латински трилогию о Ликурге изложил Невий. Известна также комедия Анаксандрида «Ликург» (F 27 Kock). Ср. также Apld. III, 5, 1, Diod. Sic. III, 65, Nonn. XX. Согласно Дионисию Скитобрахиону у Диодора, Дионис передал царство Ликурга Харопу, отцу Эагра, отца Орфея. Вырубать виноград: иногда говорится, что Ликург оскорбил кормилиц Диониса; кормилицы Диониса понимались аллегорически как побеги винограда (Eustath. ad Ζ 130); согласно Скитобрахиону, Ликург напал на войско Диониса, когда оно, возвращаясь из Индии, переправлялось через Геллеспонт, и перебил большую часть менад. Отрубил себе ногу: так только в латинских источниках (Serv. Aen. III, 14, I Myth. Vat. 122); согласно Аполлодору, зарубил своего сына Дрианта. Затем Ликург в безумии покончил с собой (ср. фаб. 242).
133. Мифы о происхождении оракула Аммона, упоминаемого впервые Геродотом (I, 46, II, 18) складывались уже в александрийскую эпоху (ср. Diod. Sic. III, 70). В Индии: точнее в Ливии; сам миф об индийском походе Диониса, подробно разработанный Дионисием Скитобрахионом и Нонном, также имеет достаточно позднее происхождение; в ранней традиции восточные странствия Диониса ограничиваются Фракией, Фригией и Сирией; согласно «Вакханкам» Еврипида, Дионис дошел только до Бактрии. Овном: небесного Овна чаще отождествляли со златорунным овном Фрикса (Erat. Cataster. 19).
134. Превращение тирренских пиратов, изображенное на знаменитом килике Экзекия, впервые описано в гомеровском гимне к Дионису (7). Изложение Гигина восходит или к Овидию (Met. III, 581), или к тому же греческому источнику, которым пользовался Овидий. Тусками: этрусками, которым, возможно, были этнически близки тиррены Лемноса и Имброса. На Лемносе сохранились памятники тирренской письменности. О тирренском пиратстве см. прим. к фаб. 120. На Наксос: с Икарии, где, согласно некоторым версиям, он родился. Хотели обесчестить: или просто вместо Наксоса отправились грабить азиатские берега (Apld. III, 5, 3). Дельфинов называют тирренскими: например, Sen. Agam. 451. Двенадцать: имена пиратов близки к овидиевским.
135. Миф о Лаокооне впервые излагался во «Взятии Илиона» Арктина (EGF p. 49 Kinkel). Лаокоону посвятил трагедию Софокл (TGF p. 211 Nauck, F 370-377 Radt). Изложение Гигина восходит к Эвфориону Халкидскому (Serv. Aen. III, 201), а не к Вергилию. Ацета: имя добродетельного кормчего попало сюда, вероятно, по ошибке, однако удачно связывает фабулу с предыдущей и объясняет то, что она находится в рукописи здесь, а не среди мифов троянского цикла. Согласно Цецу, Лаокоон был сыном Антенора (sch. Lyc. 347). БратомАнхиза: неизвестно из других источников. Взял жену против воли Аполлона: согласно Эвфориону, Аполлон гневался на бывшего его жрецом Лаокоона за то, что тот сочетался с женой перед его статуей; поэтому Роуз объясняет Гигиново contra voluntatem Apollinis cum uxorem duхisset atque liberos procreasset как ошибочный перевод греческого ἐπειδὴ ἐναντίον τοῦ Ἀπόλλωνος ἐπαιδοποίησεν, т. е. потому что oн зачал детей перед <статуей> Аполлона. По жребию: в Трое, согласно Эвфориону, в это время не было жреца Посейдона, потому что в начале войны троянцы побили его камнями за то, что Посейдон не разбил суда греков. Сыновей: так же у Вергилия; согласно Арктину, был убит Лаокоон и один его сын, согласно Квинту Смирнскому (ХII, 444), только сыновья.
136. Софокл и Еврипид посвятили трагедии воскрешению Главка (TGF p. 216, 558 Nauck, Soph. F 389a-400 Radt, Eur. F 645a Snell); Эвбул (F 19-20 Kock) и Антифан (F 75 Kock) – комедии; комедия «Полиид» была и у самого Аристофана (F 452-460 Kock); в ней Минос предлагал Полииду в жены Федру. Гигин, возможно, следует Еврипиду (Ael. Nat. Anim. V, 2); его рассказ подробнее других сохранившихся. Ср. также Apld. III, 3, 1, Athen. II, 36, Tzetz. sch. Lyc. 811, Palaeph. 27. Сообщалось также, что Главка воскресил Асклепий (см. прим. к фаб. 29). Играя в мяч: согласно Цецу, гонясь за мышью. Аполлон: у Аполлодора предсказание дают Куреты. Сову... на винной кладовке... отгонявшую пчел: возможно, имеется в виду, что сова сидела именно на той кладовке, где лежал Главк; Верт (Werth Alb. De Hygini fabularum indole, Diss., Lips. 1901) полагает, что увидев пчел, нападающих на сову (по-гречески γλαῦξ), Полиид понял, что несчастье Главка (Γλαυκός) тоже связано с пчелами. Отправил на родину: предварительно заставив обучить Главка мантическому искусству; однако, прощаясь с мальчиком перед отплытием, Полиид велел Главку плюнуть ему в рот, и тот забыл все уроки.
137. О доме Кресфонта ср. Apld. II, 8, 5, Paus. IV, 3, 7. Кресфонт, один из Гераклидов, получил Мессению после захвата ими Пелопоннеса. Гигин, возможно, следует «Кресфонту» Еврипида (F 457 Snell). Меропой: дочерью Кипсела, царя Аркадии, к которому она и отослала уцелевшего сына; согласно Павсанию, аркадцы и остальные Гераклиды, родственники Кресфонта, помогли его сыну вернуть царство. Телефонта: у Павсания и Аполлодора сына Кресфонта зовут Эпитом; у Еврипида, возможно, его звали так же, как отца (ср. Anth. Pal. III, 5).
138. Ср. о Филире Hes. Theog. 1001, Apld. I, 2, 4, sch. Ap. Rhod. I, 554, Val. Fl. V, 153. Комедия о Филире принадлежала Эфиппу (F 21-23 Kock). Искал Юпитера: см. след. фаб. Во Фракии: писавшие об аргонавтах сообщают, что это было на острове у южного побережья Понта Эвксинского, который после этого стал называться Филирой. Превратившись в коня: чтобы скрыться от Реи.
139. Источник фабулы, значительно отличающейся от традиционной версии, неизвестен. Ср. о рождении и воспитании Зевса Hes. Theog. 453, Apld. I, 1, 5, Diod. Sic. V, 70, Call. Hymn. I, Ovid. Fast. IV, 207, Hyg. Astr. II, 13, Serv. Aen. III, 104. Как утверждал Феодор Самофракийский, Зевс, родившись, семь дней непрерывно смеялся, отчего число семь стало священным (Ptol. Heph. ap. Phot. p. 152B Bekker). Рождению Зевса была посвящена, возможно, мелическая поэма Телеста Селинунтского (F 5 Page), комедия Филиска Керкирского (Kock, II, 443) и трагедия Тимесифея. Юнона попросила: вмешательство Геры, которая, согласно Гесиоду, была в это время проглочена отцом, неизвестно другим источникам. Рея сама решила спрятать Зевса и унесла его на Крит, или родила уже там; называли и другие места, где родился Зевс. Сбросил Орка в Тартар, а Нептуна в море: по традиционной версии, проглотил. Павсаний сообщает, что вместо Посейдона Рея дала Крону жеребенка, так же как вместо Зевса камень (VIII, 8, 2). Ни на небе, ни на земле, ни на море: деталь, неизвестная другим источникам, возможно, связана с народной загадкой; ср. Aristoph. Equit. 609. Роджер Бэкон, договорившись с дьяволом, что тот может забрать его душу и в церкви, и вне церкви, умер в пробитой стене собора. Куреты: большую подборку сведений о куретах и корибантах см. Str. X, 3, 11. Ларами: перевод греческого δαίμονες; вероятно, плохо переведенная Гигином фраза греческого оригинала примерно значила: другие <ошибочно> говорят, что это были корибанты, которые <на самом деле> являются демонами.
140. Многие детали фабулы неизвестны другим источникам. О рождении Аполлона см. прим. к фаб. 53. Неизвестный, вероятно, поэтический источник Гигина контаминирует два различных мифа: о Латоне и Юноне и о Латоне и Пифоне. Давал прорицания: согласно «Эвмолпии» Мусея (Paus. X, 5, 6) в Дельфах сначала давали предсказания Гея (или Ночь – sch. Pind. Pyth. arg.) и Пиркон, прорицавший от лица Посейдона, потом Гея отдала свою часть Фемиде, которую изгнал Пифон; Посейдону за его часть оракула Аполлон отдал Калаврию (Paus. II, 33, 2). Дочерью Полоса: см. Введение. Чтобы не нарушить установленного Юноной: боги никогда не отменяют ни решения друг друга, ни свои собственные (ср. Eur. Hipp. 1329, Ovid. Met. III, 336, также мифы о Тиресии). Закрыл волнами: когда Аполлон запретил Алкмеону жить на любой из существующих земель, тот поселился в Акарнании на земле, намытой Ахелоем уже после прорицания. В своем храме: первый храм Аполлона в Дельфах был из сучьев лавра, привезенных из Темпейской долины, где бог совершил очищение после убийства Пифона; второй был построен пчелами из воска и перьев (и потом отправлен к гипербореям) или сплетен из папоротника; третий был построен Гефестом из меди и снабжен золотыми поющими статуями; четвертый, каменный, был построен Трофонием и Агамедом за два поколения до Троянской войны и сгорел в 548 году до Р. Х.; руины пятого, построенного Спинфаром из Коринфа, существуют до сих пор (Paus. X, 5).
141. Несколько другой вариант фабулы сохранился в выписках Досифея (8). О Сиренах ср. μ 39 cum sch., Plut. Qu. Conv. IX, 14, 6, sch. Ap. Rhod. IV, 892, Ovid. Met. V, 552. Ср. также фаб. 125. Связь Сирен с похищением Персефоны неизвестна источникам доалександрийского периода. Согласно другим версиям, их превратила в полуптиц Афродита за то, что они не хотели выходить замуж (Eustath. ad μ 47), а Музы, победив их в пении, ощипали и сделали себе венки из их перьев (Paus. IX, 34, 3); в этом не участвовала только их мать Терпсихора, а само состязание происходила около города Аптер (Бесперых) на Крите (Tzetz. sch. Lyc. 653); согласно Стефану Византийскому (s. v. Ἄπτερα) Сирены сами сбросили перья и утопились в море. Мельпомены: или Ахелоя (у Софокла в «Одиссее» Форкия, F 861 Radt) и Терпсихоры (Ap. Rhod. IV, 895), или Стеропы, сестры Ойнея (Apld. I, 7, 10). Землю Аполлона: в греческом переводе скалу; и то и другое неясно. Сиренидами: острова напротив Кум (Str. I, 2, 12, Scymn. 225, St. Byz. p. 559 Meineke).
142. Рассказ Гигина восходит к Гесиоду (Opp. 60, Theog. 571). У Никофона Афинского была комедия «Пандора» (F 5-11 Snell). Гигин и Аполлодор (I, 7, 2) не упоминают ее знаменитый ящик, а Гесиод не знает о рождении Пирры. Пандора, т. е. одаренная всем или одаряющая всем – это также эпитет Матери Богов Реи, почитавшейся как богиня земли (Aristoph. Aves, 971, Diod. Sic. III, 57, Philostr. Vita Ap. VI, 39). Прометей... изглины: ср. Ovid. Met. I, 82, Luc. Dial. Deor. 5, 1; Павсаний видел остатки этой глины около Панопея в Фокиде (Х, 4, 4). Ранние литературные версии мифа (Гесиод и Эсхил) не упоминают о сотворении Прометеем человека. Сотворение человека – одна из любимых тем басни; в басенных традициях выдержана и знаменитая речь Аристофана в «Пире». Существовали сатировские драмы и комедии о Прометее, например «Сотворение человека» («Антропогония») Антифана (ему же принадлежала и комическая «Теогония» – F 3 Austin, F 106 Kock). Отдали в жены Эпиметею: которого предупреждал Прометей, чтобы он не принимал этого подарка от Зевса. Первой из смертных: Аполлодор называет первой женщиной саму Пандору.
143. Фабула восходит к неизвестному прозаическому источнику, как о том свидетельствуют детали, приличествующие скорее историческому или философскому, нежели мифографическому сочинению. Вряд ли это сочинение было связано с эпической «Форонидой» (EGF p. 209 Kinkel). Аполлодор изображает Форонея первым царем Пелопоннеса, но не людей вообще; в хронографической традиции (у Евсевия и др.) первые цари Сикиона считались еще более древними, чем аргосские Форониды. Аргия: или Мелия (Apld. II, 1, 1). Перевел языки людей: т. е. сделал их различными, «переведя» единый древний язык на много новых. Это греческая аналогия Вавилонского смешения языков неизвестна другим источникам. Священнодействия в честь Юноны: Геры Аргивской, первой жрицей которой была его дочь Ио, а затем дочери последующих аргосских царей.
144. О Прометее ср. Hes. Opp. 50, Theog. 565, Aesch. Pr., Plat. Prot. 321, Hyg. Astr. II, 15, Serv. Buc. VI, 42. Ср. также фаб. 142. Недошедшие части эсхиловской тетралогии см. F 190-208 Radt. Фенхеля: νάρθηξ, ferula, зонтичное растение с трубчатыми стеблями, использовавшимися в пастушеском быту для хранения и транспортировки огня. В настоящее время иногда употребляется как приправа. Тридцать тысяч: см. прим. к фаб. 54.
145. Другие дошедшие варианты родословной Форонидов см. Paus. II, 15, 5, Apld. II, 1, 1, sch. Eur. Or. 932, sch. Α 22. Трагики (Aesch. Pr. 584, Soph. El. 5, также Ovid. Met. I, 610; у Софокла была и трагедия «Инах» – F 269a-295a Radt) называли Ио дочерью Инаха и сестрой Форонея, внося этим многочисленные противоречия в мифологическую систему; мифографическая версия, восходящая к Ферекиду и Акусилаю и сохранившаяся у Аполлодора и в еврипидовских схолиях, делает Ио дочерью Иаса или другого потомка Форонея; версия Гигина примиряет обе вышеизложенные, вводя второго Инаха, отца Ио, в 7-ом колене от первого, отца Форонея и Ниобы. Миф об Ио часто использовали комедиографы; известно четыре комедии «Ио» – Саннириона, Платона Афинского, Анаксандрида и Анаксилая. Первой из смертных женщин: ср. Apld. loc. cit., Diod. Sic. IV, 14, 4. Последней считалась Алкмена, происходившая от Ниобы в 16-ом колене. Аргуса: согласно Ферекиду и Гесиоду в «Эгимии» (sch. Eur. Phoen. 1116) Аргус имел два глаза спереди и два на затылке; только позднейшие авторы говорят, что у него были глаза по всей голове или по всему телу (Apld. I, 1, 2, Ovid. Met. I, 625, Serv. Aen. VII, 790). Ужаc: formidinem; овода или тень Аргуса. Исидой: основанием для отождествления послужили изображения Исиды с коровьими рогами (Her. II, 41, Diod. Sic. I, 24, 8, Сlem. Al. Strom. I, 21, 106).
146. О похищении Персефоны ср. Hymn. Hom. V, Apld. I, 5, 1, Ovid. Met. V, 346, Fast. IV, 419, Claud. De Raptu Proserpinae, и др. Похищению Персефоны была посвящена одна из орфических поэм (Κάθοδος τῆς Κόρης – Orphicorum fragmenta, 48 (209), Kern). Версия Гигина восходит к неизвестному александрийскому поэту, которому следовал также Овидий, и, через Овидия, Клавдиан. Венерой, Минервой и Дианой: у Гигина впервые встречается эта версия, подробно разработанная Клавдианом. В гомеровском гимне ее спутницами названы Океаниды, а также Афина и Артемида; эту версию знает и Павсаний (VIII, 31, 2); у Овидия спутницами Персефоны выступают нимфы и сирены; Еврипид (Hel. 1309) называет Афину и Артемиду спутницами поисков Деметры (согласно гомеровскому гимну, ее спутницей была Геката). Полгода: так же у Овидия (loc. cit.) и Сервия (Aen. IV, 462, Georg. I, 39); согласно гомеровскому гимну и Аполлодору, треть года у супруга и две трети – у матери.
147. Первая часть фабулы, за исключением расхождений в именах, совпадает с гомеровским гимном к Деметре; последние строки о возвращении Триптолема являются пересказом трагедии, возможно, «Триптолема» Софокла (TGF p. 262 Nauck, F 596-617a Radt). Пребывание Деметры в Элевсине паросский мрамор датирует 1409 годом до Р. Х. Элевсину... Котонея: в гомеровском гимне, а также у Овидия (Fast. IV, 549) и Аполлодора (I, 5, 3) родителей зовут Келей и Метанира (ср. ниже у самого Гигина); Элевсином и Кинтинеей или Хионой их называют другие латинские источники (Serv. Georg. I, 19, I, 163, Lact. Plac. Theb. II, 382). Возможно, в версии трагиков различались Элевсин, отец Триптолема, и Келей, вступивший на престол после его смерти и хотевший впоследствии убить Триптолема. Лишила Элевсина жизни... Триптолема, своего воспитанника: или бросила в огонь ребенка, которого воспитывала и которого звали Демофонтом; Триптолема же называют или его братом, или (в гомеровском гимне) просто одним из граждан Элевсина. Сыном Элевсина его первым назвал, вероятно, Паниасид, а у Ферекида и в гимне, приписывавшемся Мусею, его называли сыном Океана и Геи, а в орфическом гимне – сыном Дисавла и братом Эвбулея; они рассказали Деметре, где ее дочь, и получили за это семена злаков. В «Алопе», трагедии Херила, говорилось, что Триптолем был сыном дочери Амфиктиона от Рара, а Керкион – ее же от Посейдона. В Аргосе считалось, что Деметра пришла в Аргос к Пеласгу, а не в Элевсин, и там Хрисаитида рассказала ей о похищении Коры, получив за это семена; впоследствии гиерофант Трохил с двумя сыновьями, Эвбулеем и Триптолемом, бежал в Элевсин (Paus. I, 14, 2). Поскольку в гомеровском гимне и во всех следующих ему источниках Деметре рассказывают правду Гелиос и Геката, теряется причина благодеяний, оказанных ею элевсинцам и Триптолему. Фесмофориями: праздновавшимися весной, в течение пяти дней; в число ритуалов входило торжественное шествие от Афин до Элевсина.
148. Фабула основана на песне Демодока в «Одиссее» (θ 266); однако многие детали (рождение Гармонии и вражда Афродиты к потомству Гелиоса) позднейшего происхождения. Как ни странно, трудно найти следы комедий, посвященных этому мифу, приводимому обычно в качестве образца комического в мифологии. Гармония: иногда считалась дочерью плеяды Электры от Зевса или Ареса, с Самофракии, сестрой Дардана и Иасиона (Diod. Sic. V, 48, sch. Eur. Phoen. 1129); Нонн в третьей песне согласует версии, говоря, что Гармония была дочерью Афродиты, воспитывавшейся у Электры. Преступными составами: перевод по толкованию Роуза; возможно, имеется в виду, что краска, которой было окрашено одеяние, была заколдована и толкала людей на преступление. Гигин не упоминает ожерелье Гармонии, как и в фабуле 73. Ее потомство: род фиванских царей и Эрифила с Алкмеоном, которым оно досталось от Полиника. Алкмеон посвятил его Аполлону в Дельфах. Всегда была враждебна: чем были вызваны любовные трагедии Медеи, Пасифаи, Ариадны и Федры (ср. sch. Eur. Hipp. 1).
149. Ср. Apld. II, 1, 4, Tzetz. sch. Lyc. 894. Эпаф – это греческое имя священного мемфисского быка Аписа, воплощения Амона (Her. II, 38 и др.); представители исторической традиции, т. е. Геродот и Манефон (и опиравшиеся на него Евсевий и Африкан, III, 458, Müller) не называют Эпафа или Аписа в числе фараонов; это версия мифографов. Ср. также об Эпафе, ровеснике и приятеле Фаэтона, Ovid. Met. I, 748. Кассиопея: или Мемфида, дочь Нила. Ливию: и Лисианассу.
150. Миф о повторной титаномахии, вызванной ревностью Геры к Ио, совершенно неизвестен другим источникам. Согласно Аполлодору (и Ферекиду?) Эпаф был по наущению Геры похищен и спрятан Куретами, которых потом перебил Зевс и вернул ребенка матери. Первая, общеизвестная, титаномахия состоялась в Фессалии; лагерь богов был на Олимпе, а титанов – на Офрисе, с противоположной стороны фессалийской равнины; Зевс смог победить их только с помощью освобожденных им из Тартара гекатонхейров, которые затем были назначены сторожить побежденных и заключенных в Тартаре врагов. Согласно хронографу Таллу, вместе с титанами против Зевса сражались Огиг, царь Аттики, тогда называвшейся Актой, и Бел, основатель Вавилона; затем побежденные бежали в Тартесс в Иберии (недалеко от традиционной локализации Атланта); это было, согласно Таллу, в 1515 году до Р. Х. (Theophil. Ad Autolyc. III, 29, Lact. I, 23). Неизвестно, чему были посвящены комические «Титаны» Эвбула (F 109 Kock) и Кратина Младшего (F 8 Kock). Небесный свод: сaeli fornicem, возможно, цитата из Энния (Cic. De orat. III, 40).
151. Другие каталоги порождений Тифона и Ехидны см. Hes. Theog. 306, а также у самого Гигина во Введении. Гесиод называет Орфра (пса Гериона, отсутствующего у Гигина), Цербера, Лернейскую гидру и Химеру; от Орфра Ехидна родила Сфинкс и Немейского льва (по другой версии происходившего от Селены или просто упавшего с луны, см. прим. к фаб. 30); реже среди потомства Ехидны называют обоих упомянутых Гигином драконов, а также терзавшего Прометея орла и Кроммионскую свинью с ее сыном Калидонским вепрем. Гиганта: неточность; согласно традиционной версии (Apld. I, 6, 3, Hes. Theog. 821) Земля родила Тифона после того, как боги уничтожили гигантов. Горгон... Медузы, дочери Горгона: Горгон обычно называли дочерями Форкия и Кето (Hes. Theog. 275, там же о потомстве Медузы); Гигин не только смешивает две различные генеалогии чудовищ, но и, единственный из известных источников, превращает Горгона в существо мужского пола. Сцилла: см. прим. к фаб. 125, также фаб. 198-199. В середине химера: см. прим. к фаб. 57.
152. Ср. о Тифоне Hes. Theog. 820, Apld. I, 6, 3, Pind. Pyth. I, 15, Ant. Lib. 28, Ovid. Met. V, 321. Гигин опускает широко известные детали о бегстве богов в Египет и их превращении в животных, а также о похищении Тифоном перунов и жил Зевса, спрятанных им в Корикийской пещере в Киликии; согласно Аполлодору, их выкрали у Тифона Гермес и Эгипан, а потом Тифона обманули Мойры, убедив его, что он станет сильнее, если съест незрелых плодов. У Нонна во второй песне Тифона обманывает Кадм, превратившийся в пастуха и очаровавший его своей игрой на свирели. Традиция локализует Тифона на сирийской горе Касий, с которой хеттские тексты связывают змееголового Иллуянку, который также, как и Тифон, победил Бога Грозы, отобрал у него глаза и сердце (как Тифон сухожилия Зевса) и был побежден только при помощи двукратного обмана (Keilschrifttexte aus Boghazküi, III, 7, Leipz. 1916, также Keilschrifturkunden aus Boghazküi, Berl. 1921, XII, 66, XVII, 5-6). Иоанн Лид называет Тифоном одну из разновидностей комет, предвещающую неописуемые бедствия. Тартары: неизвестный персонаж; вероятно, Тartara – ошибка вместо Terra, Земля, самым младшим сыном которой называет Тифона Гесиод. Сто драконьих голов: существуют изображения Тифона с человеческой головой, но с двумя драконьими хвостами вместо ног; Нонн изображает Тифона с многочисленными головами всевозможных животных (львиными, бычьими, волчьими, кабаньими, медвежьими, барсовыми, змеиными, а в середине человечья – II, 253) на змеиных шеях.
152a. Фабула о Фаэтоне не отделена в рукописи от предыдущей и не имеет своего номера; вероятно, вместе с предыдущей она составляет остатки сборника, подобранного по теме Кто был поражен перуном (ср. фаб. 264). Известное предание о Фаэтоне см. Ovid. Met. II, 1, Diod. Sic. V, 23, Paus. II, 3, 2 и др. Фаэтону были посвящены «Гелиады» Эсхила и «Фаэтон» Еврипида (TGF p. 23, 599 Nauck, F 68-72 Radt, также Euripides Phaethon / Ed. J. Diggle, Cambridge, 1970) и Феодорида (Snell, I, 249). Ср. также ниже фаб. 154. Другой Фаэтон родился от Кефала и Эос (Hes. Theog. 986, Apld. III, 14, 3) или Гемеры (Paus. I, 3, 1) и был за прекрасную внешность похищен Афродитой (также, как его отца похитила Эос); его потомками были Кинир и Адонис, также вызвавший любовь Афродиты (ср. фаб. 58). Фаэтон – это также прозвище Абсирта (Ap. Rhod. III, 245, см. фаб. 23), погибшего в тех же местах на севере Адриатики, что и сын Гелиоса; также звали одного из коней Эос (ψ 246). Слово Фаэтон (Φαέθων) значит сверкающий; Фаэтоном называлась по-гречески планета Юпитер прежде того, как планеты были по вавилонской традиции отождествлены с богами (Сатурн назывался Файнон, Меркурий – Стильбон, Марс – Пироент, Венера – Геспер или Эосфор, ср. Arstt. Mund. 392A). Климены: или Роды, дочери Асопа (sch. ρ 208); Климена была Океанидой или смешивалась с другой Клименой, дочерью Миния или Ифия, женой Филака и матерью Ификла (Eustath. ad λ 325). Тайно: или с его ведома. Эридан: совр. По. Из расщелины, в которую упал сожженный Фаэтон, всегда поднималось зловоние (Diod. Sic. loc. cit.). Потоки: причины Девкалионова потопа кроме Гигина связывает с Фаэтоном только схолиаст Германика (sch. Arat. p. 174 Breysig); обычно причиной называют каннибализм сыновей Ликаона, предложивших своего сваренного брата Никтима Зевсу, или аналогичные действия Тантала с Пелопом (Tzetz. sch. Lyc. 72). У Нонна всемирный потоп также связан со всемирным пожаром, но они вызваны гибелью Загрея, а не Фаэтона.
153. О Девкалионовом потопе ср. Apld. I, 7, 2, Ovid. Met. I, 125, Paus. I, 18, 7, X, 6, 2. Потопу и превращению камней в людей было посвящено много комедий, в том числе Эпихарма (F 114-122 Kaibel). Паросский мрамор датирует Девкалионов потоп 1528 годом. Согласно местным версиям, спаслись, кроме Девкалиона и Пирры, Мегар, приплывший на гору Гераний (Журавлиную), следуя за полетом журавлей (Paus. I, 40, 1), Керамб, которого нимфы отнесли на Офрис (Ovid. Met. VII, 353), а также безымянные дельфийцы, поднявшиеся на Парнас следом за волками и основавшие Ликорею (Paus. X, 6, 2); спаслись люди и на Самофракии (Diod. Sic. V, 47), поставив в память потопа межевые камни в тех местах, где остановилась вода, которая после потопа ушла вся в одну трещину, которую показывали в Афинах, на священном участке Геи, называвшемся Олимпией (Paus. I, 18, 7). Сообщалось также о спасении Дардана, плывшего на надутом бурдюке и прибитого к Иде в Троаде; позднее стали различать три потопа – при Огиге, при Девкалионе и при Дардане (Nonn. III, 205, Lyc. 78 сum Tzetz. ad loc. и др.); у Евсевия и других хронографов все эти три потопа, считавшиеся местными, располагались позднее всеобщего, бывшего при Ное. Миф о всемирном потопе является, возможно, самым распространенным у всех известных народов. Cр. Usener, Die Sintflutsagen, а также фрэзеровский «Фольклор в Ветхом Завете». Катаклисмос: потоп. Этну: также у Германика (sch. Arat. p. 154, 3 Breysig); обычно на Парнас. Лаос: λαός, народ.
154. К Гесиоду, вероятно, восходит только список Гелиад (ср. однако F 199 (220) Rzach), а сама фабула является пересказом либо трагедии, либо, как считал Кнак (Knaack G. Quaestiones Phaёthontiae // Philolog. Untersuchungen, VIII, Berl. 1886) aлександрийского эпиллия, автор которого жил позже Арата и в котором Эридан превращался в одноименное созвездие, Фаэтон – в созвездие Возничего, а Кикн – в созвездие Лебедя; этот эпиллий был известен и Овидию. Сама фабула, обильная ссылками на авторитеты, имеет весьма ученый вид, однако ссылки эти, как показано ниже, ошибочны. Климена: см. прим. к фаб. 152а. Ферекид: F 74 Jacoby; однако Эридан упоминает Гесиод (Theog. 338). Гесиод... в янтарь: как можно заключить из Плиния (Hist. Nat. XXXVII, 31), об этом не сообщал ни один автор раньше Эсхила. У индов: имеются в виду эфиопы, т. е. жители крайней Ливии (ср. Ovid. Met. II, 235, Plin. Hist. Nat. VI, 70). Кикн: cр. Ovid. Met. II, 367; этого Кикна иногда смешивали с Кикном, сыном Ареса, убитым Гераклом.
155. Каталог сыновей Зевса, как и последующие каталоги сыновей других богов, может быть значительно расширен. Много таких каталогов сохранилось в сочинениях христианских апологетов и отцов церкви, выписывавших их из книг языческих ученых с целью показать бесстыдство и развращенность эллинских богов – Тat. Oratio ad graecos, 10, Justin. Cohort. ad graec. 2, Paul. Nolan. XXXII, 59, Firm. Mat. De errore, 12, Tert. De execrandis gentium dis, 6, Clement. Recognit. X, 20, Homil. V, 13 (последний близок к настоящей фабуле); иногда в этих списках встречаются имена, неизвестные больше ниоткуда. В собственно мифографической литературе таких каталогов, кроме гигиновских, не сохранилось. Структура каталога такова: сначала идут самые знаменитые из сыновей Зевса, упоминающиеся, по большей части, в предшествующих фабулах (Дионис – Минос); затем сыновья, связанные с генеалогией ранних Девкалионидов, с которых, согласно логике генеалогической мифографии, список должен был бы начинаться (Эллин и Аэтлий); сыновья от Плеяд (Дардан и Лакедемон), основатели самых знаменитых героических родов (Тантал и Эак); сыновья, связанные с Аркадией (Пан считался братом Аркада (sch. Eur. Rhes. 36, sch. Theocr. I, 3), а Эгипан его сыном). Завершают список Этол, которого следует перенести выше, к Аэтлию, и вписанный эпитоматором Пирифой. Эллин: обычно считался сыном Девкалиона. Плуто: см. прим. к фаб. 82. Эгипан: чаще считался молочным братом Зевса, сыном вскормившей его козы Амалфеи, или сыном Пана; у него были козлиные рога и ноги, и он изобрел раковину-трубу, ужасным звуком обратившую в бегство титанов во время их войны с Зевсом; затем он стал созвездием Козерога, а его мать – Капеллой (Erat. Cataster. 27, Epimenides F 24 Diels). Этол: чаще считался сыном Эндимиона, сына Аэтлия; Бурсиан исключает его из текста. Пирифой: так только у Гигина; обычно считался сыном Иксиона.
156. Список обрывается. Не упомянуты Ээт и Перс; можно упомянуть также родосских Гелиадов (Diod. Sic. V, 56, sch. Pind. Ol. VII, 24, 34, Cic. Nat. Deor. III, 54) и коринфского Алоэя (Eum. Cor. F 2, 3 Kinkel; матерью Алоэя и Ээта Эвмел называл Антиопу, а не Персу).
157. Список сильно поврежден. Трудно сказать, где речь идет о рукописных ошибках, а где о версиях, сохранившихся только у Гигина. Сыновья Посейдона часто отличались буйным нравом и разбойническим поведением. Из неупомянутых Гигином можно назвать Ориона (бывшего сыном Посейдона и Эвриалы, согласно Ферекиду), Амика, убитого аргонавтами, Сарпедона и Полтиса, разбойничавших на Айносе, также двух животных (у других богов таких детей нет) — барана, на котором летел Фрикс (см. фаб. 188, Ovid. Met. VI, 117) и коня Арейона (см. прим. к фаб. 70). Антиопы: точнее Меланиппы; см. фаб. 186 и прим. Беллерофонт: обычно сын Главка, сына Сизифа. Левкон: чаще сын Афаманта (см. фаб. 1). Абант от Аретусы: эпоним абантов, легендарного эвбейского племени, см. St. Byz. s. v. Ἀβαντίς. †Эфокей: возможно, Эпопей (ср. Apld. I, 7, 4) или Фок (Paus. II, 4, 3, sch. Β 517). У плеяды Альционы от Посейдона родился Гириэй, эпоним беотийских Гирий, отец Ориона, и др. Актор: отец Молионидов, брат Авгия, производившегося иногда от Посейдона, а иногда от Гелиоса или Форбанта. Диктис от Агамеды: неизвестен. Эвадна: ср. Pind. Ol. VI, 29. Перат: Paus. II, 5, 7. Ойнопы: только у Гигина. Мегарея чаще называют сыном Онхеста, сына Посейдона, или сыном Зевса (Paus. I, 39, 6, Plut. Qu. Gr. 16, St. Byz. s. v. Νισαία). Кикн: от Гарпалы или Скамандродики (sch. Pind. Ol. II, 147), отец Тенеса (Apld. Ep. III, 24, Paus. X, 14, 2, Ovid. Met. XII, 72). Калики: дочь Эола, супруга Аэтлия, мать Эндимиона. Гекатона: неизвестен. Периклимен: см. фаб. 9. Анкей: самосский, которого не следует смешивать с аркадским, сыном Ликурга. Эвфем: аргонавт. Лик и Никтей: чаще считаются внуками Посейдона от плеяды Альционы, а ее сестра Келено родила от Посейдона другого Лика (Apld. III, 10, 1), или Эврипила и Трикона (Acesander in sch. Pind. Pyth. IV, 57, Tzetz. sch. Lyc. 886, sch. Ap. Rhod. IV, 1661), или Лика и Химерея от Прометея (Tzetz. sch. Lyc. 121), или четырех Эфиопов (само имя Κελαινώ значит Черная) от Аргоса (Museus ap. Philodem. De Pietate, 97, 18). Навплий: см. прим. к фаб. 169. †Страх: Metus; неясное место. Мелиты: ср. Procl. in. Parmen. 75.
158. Из сыновей Гефеста можно назвать также Цекула, основателя Пренесты, найденного младенцем в очаге (Serv. Aen. VII, 681), Ардала, которого в Трезене считали изобретателем флейты и называли Муз Ардалидами (Paus. II, 31, 3), Пилия, исцелившего Филоктета на Лемносе (Ptol. Heph. ap. Phot. p. 152 B Bekker). Палемон: аргонавт, конъектура Мункера (ср. Apld. I, 9, 16); в рукописи Филаммон. Кекроп: обычно сын Геи без отца; вероятно, назван здесь по аналогии с Эрихтонием. Коринет: см. прим. к фаб. 38. Керкион: по Херилу, сын Посейдона (Paus. I, 14, 2), по Аполлодору – Бранха (Ep. 1, 3). Филотт: см. Parth. 33 (и прим. к фаб. 9), где отец Филотта не назван. Спинтер: неизвестен.
159. Из детей Ареса, не названных Гигином, можно упомянуть, во-первых, конечно, Ромула и Рема, а также Флегия, разграбившего храм Аполлона в Дельфах, Пентесилею, царицу амазонок (согласно же Аполлонию Родосскому, все амазонки происходили от Ареса и Гармонии – II, 990). Эномай: см. прим. к фаб. 84. Лик: ср. Juba Maur. F 23 Müller; этот Лик правил в Ливии и убивал чужеземцев; Диомеда, принесенного туда бурей после Троянской войны, спасла влюбившаяся в него дочь Лика Каллироя, удавившаяся после его отплытия. Диомед: см. фаб. 30. Аскалаф и Иалмен: вожди орхоменян под Троей. Кикн: различалось два Кикна, сына Ареса (от Пирены и от Пелопии, Apld. II, 5, 11); ср. о различных Кикнах прим. к фаб. 30, 31, также фаб. 154, 157. Еще один Кикн, сын Аполлона, этолиец (Ant. Lib. 12, Ovid. Met. VII, 371), не упоминается Гигином нигде. Само имя Κύκνος обозначает Лебедь (и в лебедей превратилось большинство упомянутых Кикнов); поэтому Гигин в некоторых фабулах дает транскрипцию (Сусnus), а в некоторых – перевод (Cygnus). Дриант: калидонянин, участвовал в охоте на вепря (Apld. I, 8, 2, Ovid. Met. VIII, 307).
160. К сыновьям Гермеса следует добавить Автолика, деда Одиссея, самого знаменитого мошенника мифологической эпохи; Миртила (см. фаб. 84); аргонавта Эфалида; Гиганта от Иерейи, отца Исхена, добровольно принесенного в жертву в Олимпии во время голода (Tzetz. sch. Lyc. 42), и др. У Гермеса было также три дочери от Гекаты (Tzetz. sch. Lyc. 680). Приап: обычно считался сыном Диониса и Афродиты, а Гермеса и Афродиты – Гермафродит (Diod. Sic. IV, 6, Paus. IX, 31, 2, sch. Ap. Rhod. I, 932). Эхион и Эврит: аргонавты. Кефал: от Герсы, дочери Кекропа (Apld. III, 14, 3); чаще вообще сын Деиона (см. фаб. 189). У Креусы же, дочери Эрехфея, родились Ион и Кларос, не от Гермеса, а от Аполлона. Эврест... Ливий: неизвестны.
161. Если сыновей Посейдона отличал бурный нрав, Ареса – воинственность, Гефеста – искусность рук, Гермеса – не всегда честная изворотливость ума, то сыновья Аполлона часто наследовали от отца талант поэтов и прорицателей. Из неназванных Гигином можно упомянуть прорицателей Мопса, Иама, Бранха, Амфиарая (по некоторым сведениям), делосского Ания, Эриманфа, подглядевшего купание Афродиты и превратившегося в кабана, убившего Адониса (Phot. p. 147A Bekker), и др. Стесихор, Эвфорион и Александр Этолийский считали сыном Аполлона Гектора; согласно Эвмелу Коринфскому (EGF p. 195 Kinkel) дочерями Аполлона были Музы, и звали их Кефисо, Аполлонида и Борисфенида. Дельф: Paus. X, 6, 2. Еврипид: афинский трагик; его мать, неоднократно высмеянную комиками за то, что она торговала овощами на рынке, называли обычно не Клеобулой, а Клито, а «земного» отца, накрытого, согласно Стобею, в Беотии на площади корзиной за то, что он не мог рассчитаться с долгами, Мнесархом. Впрочем, согласно Филохору и Феофрасту, родители Еврипида были знатны и богаты. †Илей: возможно, Оилей, названный сыном Аполлона у Гесиода (F 235 Merkelbach – West). Левконои: или Хионы, дочери Дедалиона, или Филониды, дочери Деиона, см. фаб. 200. Ликорей отнимфы: Корикии (Paus. X, 6, 2). Лин от музы Урании: или от Псамафы, дочери Кротопа, или от Эфусы, дочери Посейдона, или Амфимара от Урании, или Исмения; или брат Орфея, сын Эагра от дочери Фамириса, сына Филаммона (генеалогия, объединяющая четырех знаменитых певцов).
162. Значительно более подробный список см. Apld. II, 7, 8. Гигин называет главным образом тех сыновей, которые упоминаются в других фабулах; возможно, список, как и некоторые другие в книге, составлялся на основе ее самой. †Левкит: Жаль мне, что Геркулеса нет в живых, чтобы разделаться с этим чудищем; а сам я не в силах, – пишет Роуз. Теримах,... Креонтиад: сыновья от Мегары. Архелай: не сын, а потомок Геракла в шестом колене (см. фаб. 219); эпитоматор не сообразил, что словом «Гераклиды» обозначаются не только сыновья, но и все потомки Геракла. Эвен: неизвестен. Лид: сын Тиррена, сына Геракла от Омфалы (Dion. Hal. Ant. Rom. I, 28, 2, ср. выше об Архелае). Двенадцать: обычно пятьдесят; сорок из них вывели с Иолаем колонию на Сардинию (Diod. Sic. IV, 30).
163. Список амазонок заимствован из какой-то эпической поэмы (о Тесее или о Геракле, см. похожий Diod. Sic. IV, 16, ср. также Qu. Sm. I, 42), причем в сочетании «Тесеева Ипполита» эпитет, как часто у Гигина, превращен в личное имя «Тесеида», а в конце приписана Пентесилея, упоминавшаяся выше (фаб. 112). Гигин нигде не говорит об амазонках и их гинекократии подробнее; см. о них Ζ 179, Aesch. Pr. 416, 723, Ap. Rhod. II, 990, Str. XI, 5, 1, Plut. Thes. 26, Diod. Sic. III, 52. Амазонкам было посвящено много комедий, в том числе Кефисодора, Динолоха и Эпикрата.
164. О суде Посейдона и Афины за Аттику ср. Apld. II, 14, 1, Paus. I, 24, 5, I, 26, 5, Her. VIII, 55, Ovid. Met. VI, 70 и др. Он состоялся второго боэдромиона (конец сентября), поэтому афиняне исключали этот день из календаря (Plut. Qu. Conv. IX, 6, De fraterno amore, 11). Кекроп, в царствование которого произошел этот суд, вступил на престол, согласно Паросскому мрамору, в 1581 году до Р. Х. С Афиной Посейдон судился также за Трезен, с Герой – за Арголиду (Paus. II, 15, 5, II, 22, 4), с Зевсом – за Эгину (sch. Pind. Isthm. VIII, 91), с Дионисом – за Наксос (Plut. loc. cit.), с Аполлоном – за Дельфы (см. прим. к фаб. 140), с Гелиосом – за Родос и Коринф; из всех тяжб он выиграл только коринфскую. Юпитера: или Кекропа, или коллегию двенадцати богов. Оливу: Посейдон же отверз источник морской воды на Акрополе, на месте Эрехфейона. До сих пор стоит: ее показывали в Пандросии; она была еще жива во втором веке от Р. Х. Построен первым на земле: Роуз считает это оригинальное сообщение восходящим к аттидографам; возможно, это приписка, сделанная позднее на основании какой-то хронографической таблицы, начинавшейся с Кекропа и датировавшей события по афинскому царскому списку (ср. прим. к фаб. 143).
После фабулы 164 в рукописи шли два отрывка из Фульгенция:
Орфей полюбил нимфу Эвридику и, очаровав ее звуками кифары, взял в жены. Когда ее преследовал влюбленный пастух Аристей, она, убегая, наступила на змею и умерла. Потом ее супруг спустился в подземное царство, и ему поставили условие, чтобы он не оборачивался и не смотрел на нее. Когда он обернулся и посмотрел на нее, то второй раз утратил (=Fulg. Myth. III, 10).
Когда Мирра полюбила своего отца, она напоила его, и он возлег с ней. Узнав об этом, отец погнался за ней, беременной, с обнаженным мечом. Она превратилась в дерево мирру; отец поразил его мечом, и оттуда родился Адонис, которого любила Венера (=Fulg. Myth. III, 8). Об Эвридике у Гигина говорилось в недошедшей фаб. 216; о Мирре-Смирне см. фаб. 58.
165. О флейтах Афины и состязании Марсия с Аполлоном см. Apld. I, 4, 2, Paus. I, 21, 4, II, 22, 9, Diod. Sic. III, 58, Ovid. Met. VI, 382, Fast. VI, 703. Трудно обнаружить следы сатировских драм и комедий на этот подходящий сюжет. Из оленьей кости: ср. Antipater in App. Plan. 305; согласно Овидию (Fast. VI, 691), флейта была из самшита. В Трезене изобретателем флейты считали Ардала, сына Гефеста (Paus. II, 31, 3). Серые: сами они достойны смеха, – пишет Роуз, – если впервые заметили, какого цвета у Минервы глаза; возможно, в оригинале стояло κατεγέλων τῆς γλαυκώπιδος, стали насмехаться над совоокой. Γλαυκῶπις, постоянный эпитет Афины, традиционно переводящийся как совоокая, может быть понят и как сероглазая; Гигин, переводя это место, возможно, имел в виду, что в традиционный эталон красоты входили черные глаза (ср. Cat. 43). Сын Эагра: обычно сын Олимпа (такая гора есть в Лидии); только Гигин делает его братом Орфея, а Олимпом называет его ученика. Весьма нетрадиционное представление о Марсии см. Diod. Sic., loc. cit. Муз: или гору Тмол. Перевернул кифару: или, согласно Диодору, запел под ее аккомпанемент. К дереву: сосна, на которой висела кожа Марсия, стояла в Келенах (Nic. Alex. 301, Her. VII, 26, Xen. Anab. I, 2, 8, Plin. Hist. Nat. XVI, 240). Скифу: в Афинах так называли судебного исполнителя. Согласно Диодору, Аполлон потом раскаялся в своей жестокости и разбил лиру, которая впоследствии была изобретена Музами заново.
166. Первая часть фабулы, вероятно, пересказ комедии Эпихарма «Пирующие, или Гефест» (Sudа et Phot. Lex. s. v. Ἥρας δὲ δεσμούς), редкий источник по дорийской комедиографии, бывшей, как можно судить, ничуть не менее свободной в обращении с богами, чем аттическая; об узах Геры упоминали также Пиндар (Suid. loc. cit.) и Платон (Resp. III, 478 B). Этому же была посвящена сатировская драма Ахея Эретрийского (F 17 Snell). Пьяный Гефест в сопровождении Диониса нередко изображался в вазовой живописи (например, Münch. Antikensammlungen, inv. 2361 WAF). Неясно, говорилось ли у Эпихарма об Эрихтонии; ср. о нем Apld. III, 14, 6, Paus. I, 2, 6, I, 14, 6, Сallimachus in sch. Β 547, Euripides ap. Erat. Cataster. 13 и др. Когда Эрихтоний вырос и стал царем Аттики, он первым справил Панафинеи и, несмотря на свои змеиные ноги, впервые правил на них колесницей (это было, согласно Паросскому мрамору, в 1505 году, одновременно с изобретением Гиагнидом флейты и фригийского лада); потом Эрихтоний стал созвездием Возничего. Наслала на них безумие: или оно охватило девушек, когда они увидели змееногого младенца, или драконов, которых Афина положила в ларец сторожить ребенка. Ср. о другом ларце, открывшего который охватывало безумие, Paus. VII, 19, 3; в нем лежало изображение Диониса работы Гефеста, подаренное Зевсом Дардану. Плетеный ларь, который нельзя открывать, так называемая cista mystica, часто изображается на античных монетах (например, Амиса); ср. также ящик Пандоры.
167. Ср. фаб. 179. См. о Семеле и рождении Диониса Hes. Theog. 940, Eur. Bacch. 1, 242, 286, Apld. II, 14, 3, Diod. Sic. IV, 2, Nonn. VIII, 388 и др. Существовала трагедия Эсхила «Семела, или водоносицы» (F 221-224 Radt) и еще много трагедий и комедий на эту тему, а также мелос Тимофея Милетского (F 16 Page). Разорван титанами: Диониса-Загрея, сына Персефоны, растерзанного титанами, упоминали «Алкмеонида» (F 3 Kinkel), Ономакрит (Paus. VIII, 37, 5), орфическая поэзия (Clem. Al. Protr. II, 17), Еврипид (F 472 Nauck), Каллимах (Etym. Magn., Hesych. s. v. Ζαγρεύς), Эвфорион (Philodem. Dе pietate, 44, 16); Эсхил, вероятно, считал Загрея Аидом (Anecd. Oxon. II, 443, 12), а Диодор и Иоанн Лид (со ссылкой на Терпандра) называли Диониса, сына Персефоны, не Загреем, а Сабазием (IV, 2). Связные рассказы о Загрее см. Nonn. VI, 155, Firm. Mat. VI, p. 15. Берою: имя кормилицы известно только Гигину; Нонн (VIII, 181), говорит, что эта кормилица вскормила еще Кадма и Европу, но не называет ее имени, Бероей же он называет дочь Адониса и Афродиты (или Океаниду), именем которой назван Бейрут, из-за нее Дионис спорил с Посейдоном (XLI, 153, XLII passim). Нису: обычно Ниса – это название местности, см. прим. к фаб. 131.
168. О Данае и Данаидах, кроме «Просительниц» Эсхила (о недошедших частях тетралогии см. F 43-46 Radt), см. Apld. II, 1, 4-5, Paus. II, 16, 1, II, 19, 3, sch. Eur. Hec. 886, Or. 872, sch. Δ 171. Существовала эпическая «Данаида» (EGF p. 79 Kinkel). Из трагиков первым писал о Данаидах Фриних в «Египтянах» и «Данаидах» (F 1, 4 Snell); были и комедии о них, из них одна – Аристофана (F 245-265 Kock). С деталями мифа было связано множество реалий в Аргосе, о которых сообщает Павсаний. Плавание Даная состоялось, согласно Паросскому мрамору, в 1510 году до Р. Х. По дороге Данаиды высадились на Родосе и основали там святилище Афины Линдийской (Apld. loc. cit., Her. II, 82, Diod. Sic. V, 58, Str. XIV, 655). Хотел убить: так только у Гигина. Корабль с двумя носами: navis biprora, т. е. такой, который может плыть в обе стороны (ср. Torr C. Ancient Ships, p. 74). Сообщалось иногда, что корабль Даная вообще был первым кораблем в Элладе (Plin. Hist. Nat. VII, 191, VII, 206); так как чаще первым кораблем называли Арго (см. прим. к фаб. 14), то, согласно Ватиканским мифографам (I Myth. Vat. 134, II Myth. Vat. 103), корабль Даная и назывался Арго, т. к. он прибыл на нем в Аргос. Сохранила жизнь Линкею: за это она была подвергнута суду, который оправдал ее благодаря вмешательству Афродиты, произнесшей речь в ее защиту (Paus. II, 19, 6, 20, 5). Египт после смерти сыновей бежал в Патры и умер там (Paus. VII, 21, 13).
169. Фабула повторена в рукописи в двух вариантах. Ср. об Амимоне Apld. II, 1, 4, Paus. II, 37, 1, Str. VIII, 371, Eur. Phoen. 187, Philostr. Imag. I, 8. Сатировская драма «Амимона» завершала тетралогию Эсхила о Данаидах (F 13-15 Radt); существовали и другие трагедии и комедии об Амимоне. Изложение Гигина подробней других сохранившихся. Навплия: см. фаб. 86, 99, 116. Навплионом называлась гавань Аргоса, ставшая в настоящее время самым крупным городом в Арголиде. Лернейским: область Лерны заболочена. О реке Амимона см. Paus. II, 27, 2; у истоков этой реки рос платан, под которым выросла Лернейская гидра. Ср. о связи Данаид с темой орошения: Пьерар М. Вода и засуха в аргосских мифах // ВДИ, 1994, № 3, стр. 114. С этой темой связана и их знаменитая бочка. Послал найти воду: следует помнить о засушливости Арголиды, вызванной, согласно традиции, Посейдоном за то, что он проиграл Гере тяжбу за эту землю (см. прим. к фаб. 164). Встреча с Амимоной смягчила оскорбленного бога. Заснула: согласно Аполлодору, спала не Амимона, а сатир, в которого девушка случайно попала дротиком, которым целилась в оленя.
170. Каталог Данаид и их мужей чрезвычайно испорчен. Другой, почти не совпадающий с Гигиновым, сохранился у Аполлодора (II, 1, 5, где перечисляются также матери невест и женихов). Хотя Роуз и считает все имена каталога, кроме Гиперместры и Амимоны, измышлением грамматиков, какие-то списки Данаид и их мужей, несомненно, входили в состав эпической «Данаиды». Когда Данай погиб: отрывок об учреждении игр совпадает с фаб. 273. Вышли замуж за аргосцев: Данай назначил их наградой победителям в устроенных им играх, см. фаб. 273. Две из них, Скея и Автомата, вышли замуж за Архандра и Архитела, сыновей Ахея (Paus. VII, 1, 3).
171. Ср. фаб. 174; детали двух фабул различны. О рождении Мелеагра и горящей головне см. Bacchyl. V, 136, Aesch. Choeph. 604, Apld. I, 8, 2, Paus. X, 31, 4 и др. Ойней и Марс: обычно в таких случаях рождались близнецы. Внезапно появились... пропели: пением Мойр сопровождалась также свадьба Пелея и Фетиды. Вероятно, и в настоящем случае Мойры пришли на пир, заданный в честь рождения наследника.
172. Cр. фаб. 174. О Калидонской охоте говорилось у Гомера (Ι 529), затем у лириков Стесихора (F 44-45 Page) и Клеомена из Регия (F 1 Page); ср. также Ovid. Met. VIII, 270, Diod. Sic. IV, 34 и др. Первая трагедия о калидонской охоте – «Плевронянки» Фриниха (F 4b Snell); существовали «Мелеагры» Софокла и Еврипида (TGF p. 219, 525 Nauck, Soph. F 401-406 Radt), а также Антифонта и Сосифана Сиракузского. Известно шесть комедий, посвященных Алфее и Мелеагру, в частности, дорический «Мелеагр-раб» Ринфона Тарентского (F 8 Kaibel).
173. Каталог вышедших на Калидонского вепря поначалу содержал и указания родины каждого из героев; потом они были вынесены отдельно. Ранней эпической поэмы, посвященной Калидонской охоте, не существовало, следовательно, впервые обширные литературные каталоги охотников были составлены александрийскими поэтами; однако сцена охоты часто изображалась в вазовой живописи, в частности, на знаменитой «вазе Франсуа», а также на килике мюнхенского музея (Antikensammlungen, inv. 2243 WAF), где вазописец подписал не только имена героев (Мелеагр, Диоскуры, Ясон, Пелей, Идас, Мопс, Меланион и некий Кимон), но и имена шести собак, выпущенных на вепря Сохранившиеся литературные каталоги см. Apld. I, 8, 2, Ovid. Met. VIII, 299. Все три списка частично сходны, частично различны, обширнее всех овидиевский; один Гигин упоминает Асклепия, Алкона, Эвфема и Девкалиона. Гиппофой, сын Керкиона: из Аркадии (см. о нем Paus. VIII 5, 4; 45, 6). Дриант, сын Иапета: точнее Ареса.
173a. Тенар, вероятно, был назван родиной Эвфема, Фтия – Пелея, Итака – Лаэрта, Иолк – Ясона, Магнесия, возможно, Кенея (ср. фаб. 14), Тегея – Анкея (который один был убит вепрем), Спарта – Диоскуров, Саламин – Теламона, Крит – Девкалиона, Плеврон – сыновей Фестия, Калидон, кроме Мелеагра, Дрианта, Долопия – Феникса. Мессена (точнее Мессения, т. к. город Мессена был построен только Эпаминондом) – родина Идаса и Линкея, Фессалия – вероятно, Асклепия, Афины – Тесея, Перребия, возможно, Кенея (ср. Ovid. Met. XII, 172), Эхалия – Мопса или Гиппаса, сына Эврита, Аркадия – Аталанты.
{В тексте: «Гиппофой, сын Керкиона: из Аркадии (см. о нем Paus. VIII 5, 4; 45, 6)»; в издании 2000-го года было «Гиппофой, сын Керкиона: точнее внук.».}
174. Ср. фаб. 171, 172. Появилась: согласно Овидию, Мойры сами бросили ее в очаг. Аталанте за ее доблесть: она первой попала стрелой вепрю в спину, потом Амфиарай – в глаз, а потом Мелеагр перерубил ему горло. Явился... убил: согласно Гомеру, дело дошло до войны между Калидоном и Плевроном. Горги: супруги Андремона, матери Фоанта, предводительствовавшего этолийцами под Троей; согласно Писандру (Apld. I, 8, 5), она же родила Тидея от своего отца Ойнея. Цесарками: Numida Meleagris, ср. Ant. Lib. 2, Plin. Hist. Nat. X, 74, XXXVII, 40, Ael. Nat. Anim. IV, 42. Альциона: обычно Клеопатра, дочь Идаса и Марпессы. Скончалась: или покончила с собой, как и Алфея, после смерти которой Ойней женился на Перибее, матери Тидея.
175. Ср. о свержении Ойнея Apld. I, 8, 6, Paus. II, 25, 2, sch. Aristoph. Ach. 418, Ant. Lib. 37. Возможно, об этих событиях говорилось в «Алкмеониде», так как Алкмеон участвовал в этой войне вместе с Диомедом; им же была посвящена трагедия Еврипида «Ойней» (TGF p. 536 Nauck, также Supplementum Euripideum / Ed. J. von Arnim, Bonn, 1913, 38, 39-40). Захватив Илион: согласно греческим источникам, война Диомеда с Агрием была еще до похода Эпигонов. Убив его: а также остальных сыновей Агрия, кроме Ферсита (тождественного с гомеровским) и Онхеста. Вернул ее... Ойнею: или передал Андремону, мужу Горги, отцу Фоанта, а престарелого Ойнея увез с собой; тот вскоре умер (согласно Павсанию, своей смертью, согласно Аполлодору, убитый уцелевшими сыновьями Агрия) и был похоронен в Ойное в Арголиде, названной его именем.
176. О нечестии сыновей Ликаона ср. Apld. II, 8, 1, Ovid. Met. I, 218, Erat. Cataster. 8, Nic. Damasc. ap. Suid. s. v. Λυκάων и др. Трагедии «Ликаон» принадлежали Ксеноклу и Астидаманту. Человеческое мясо: их младшего (согласно Павсанию, VIII, 3, 1, старшего) брата Никтима (Clem. Al. Protr. II, 36, Nonn. XVIII, 20, Arnob. IV, 24) или их племянника Аркада (Erat. Cataster. 8, Hyg. Astr. II, 4), или, согласно Овидию, молосского странника. Волка: согласно Павсанию (VIII, 2, 3) Ликаон просто принес младенца в жертву на алтаре Зевса Ликейского и сразу превратился в волка. Вкусивший человеческого мяса превращался в волка, а через девять лет, если больше не прикасался к нему, снова становился человеком (Paus. VIII, 2, 6, Plat. Resp. VIII, 565 DE); иногда в рассказах о девятилетнем оборотничестве не упоминается каннибализм (Plin. Hist. Nat. VIII, 81, August. De civitate Dei, XVIII, 17); девять лет был волком, как рассказывали, в частности, Дамарх, сын Диннита, олимпийский победитель, лицо безусловно историческое (Paus. VI, 8, 2).
177. Ср. о Каллисто Apld. III, 8, 2, Paus. VIII, 3, 6, Ovid. Met. II, 409, Erat. Cataster. 1 и др. Гигин опускает все детали земной судьбы Каллисто и подробно говорит о созвездии, которым она стала, что заставляет предположить заимствование фабулы из сборника катастеризмов. Трагедия «Каллисто» была у Эсхила (F 98 Radt), комедии – у Алкея (F 17-18 Kock) и Амфиса. Дочь Ликаона: или Никтея, или Кетея; согласно Арефу Тегейскому (Hyg. Poet. Astr. II, 1), превращенную в медведицу мать Аркада звали вообще не Каллисто (т. е. Прекраснейшая), а Мегисто (Величайшая). Семизвездием: Septentrio, букв. Семь волов, латинское название Большой Медведицы. Не двигается с места: преувеличение. Кормилица Юноны: Ξ 202. «Критской поэме»: принадлежавшей Эпимениду (F 20-25 Diels, где, кстати, отсутствует данный фрагмент; ср. также Hyg. Poet. Astr. II, 5, sch. Germ. Arat. pp. 62, 120 Breysig); все фрагменты этой поэмы сохранились в мифо-астрономических сочинениях (у Эратосфена и в схолиях к Арату); вероятно, вся она была посвящена созвездиям. Также и ты: Аркад, сын Каллисто, эпоним Аркадии, ставший созвездием Волопаса. Геликой: Arat. Phaen. 37, Erat. Cataster. 2; она была критянкой и кормилицей Зевса; Малую Медведицу называли Киносурой (по имени одной из идейских нимф) и часто путали эти имена друг с другом. У нее семь неярких звезд в голове...: перечень звезд, характерный для астрономических сочинений.
178. О похищении Европы cр. Apld. III, 1, 1, Moschus, II, 77, Ovid. Met. II, 836, Fast. V, 603, Diod. Sic. V, 78, sch. Λ 292, Nonn. I; о странствиях Кадма Apld. III, 4, 1, Paus. IX, 19, 1, IX, 19, 4, sch. Eur. Phoen. 638, Ovid. Met. III, 6, Nonn. IV-V; ср. также фаб. 274. Европе, Кадму и мифам фиванского цикла была посвящена, вероятно, эпическая «Европия» Эвмела Коринфского (sch. Ζ 131, Paus. IX, 5, 8, Clem. Al. Strom. I, 349A); существовала мелическая «Европия» Стесихора (F 18 Page) другая хоровая обработка мифа принадлежала Симониду (F 57 Page); у Эсхила была трагедия «Карийцы, или Европа» (F 99-101 Radt); были комедии о Европе, в том числе Эвбула (F 34 Kock) и Платона Афинского (F 43-45 Kock). Паросский мрамор датирует основание Фив Кадмом 1518 годом до Р. Х., через 10 лет после потопа. Согласно Варрону (Res rust. III, 1), Фивы – древнейший город на земле, основанный Огигом до первого из трех потопов (см. прим. к фаб. 153). Сыновей: вместе с ними их мать Телефассу и племянника Фасоса, оставшегося на острове, названном его именем. Африканцы: т. е. карфагеняне. Согласно Аполлодору, Феникс остался в Финикии. Нонн (II, 685) и схолии к Еврипиду (loc. cit.) называют в числе братьев Кадма также Финея, пришедшего во Фракию, и Кефея, давшего имя эфиопским Кефенам. Быка: обычно корову. Купить: согласно Нонну, он встретил корову около храма в Дельфах; согласно Аполлодору – в стадах Пелагонта. Знак луны: т. е., согласно Павсанию, белый круг. Кастальский: ошибка; Кастальский источник находится в Дельфах, а в Фивах – Диркейский, Исмений и др.
179. Вариант фаб. 167, отличающийся от нее первой фразой.
180. Вариант след. фабулы. Пастух: вернее, охотник.
181. Начало фабулы почти дословно совпадает с Овидием (Met. III, 155), у которого, однако, отсутствует название источника. Ср. об Актеоне также Apld. III, 4, 4, Diod. Sic. IV, 3-5, Nonn. V, 287, Palaeph. 3. Согласно Стесихору (Paus. IX, 2, 3), Артемида погубила Актеона для того, чтобы он не взял в жены Семелу. Первую трагедию об Актеоне написал Фриних (F 1b Snell); затем Клеофон и Иофон. Гаргафийской... Парфений: долина и источник в отрогах Киферона, недалеко от Платей. Впоследствии, перед Платейской битвой, этот источник засыпал Мардоний, чтобы лишить греческое войско воды, а платейцы после войны откопали обратно (Paus. IX, 4, 2). Нечаянно увидел: согласно Нонну, с высокого дуба. Их имена, кобелей...: первый (до Ореситрофа) список заимствован из Овидия (Met. III, 206-235), причем эпитоматор, решивший разделить собак на сук и кобелей, плохо ориентируясь в греческих именах, мало преуспел в этом начинании; второй – из неизвестной поэмы, в которой собаки уже были разделены по полу (что, вероятно, и послужило причиной неудавшегося разделения овидиевского каталога). В «Лучницах» Эсхила (F 241-246 Radt) приводились следующие имена собак: Коракс, Гарпия, Харон, Ликотт.
182. Заголовок фабулы неудачен: только ее первая фраза посвящена кормилицам Зевса (которых никто, кроме Гигина, не называет Океанидами), а все последующие, начиная с ошибочного их называют – кормилицам Диониса. Возможно, мы имеем дело с попыткой создать каталог кормилиц богов, к которому можно добавить парнасских Фрий, воспитательниц Аполлона (Philochorus ap. Zen. Cent. V p. 143), беотийского автохтона Алалкомена, воспитателя Афины (Paus. IX, 33, 5), из-за которого ее называют Алалкоменой, или почитавшуюся на акрополе ее же кормилицу Айдо (Suda s. v. Αἰδώ) и др. Дионисий Скитобрахион предполагал, что Олимпийским Зевса называют из-за его воспитателя Олимпа (Diod. Sic. III, 69). Эйдофея: обычно Ида, нимфа одноименной горы. Амалфеей чаще называют козу, молоком которой Ида и Адрастея вскармливали Зевса (Apld. I, 4, 7, Call. Hymn. I, 46, Diod. Sic. V, 70, 2, Ovid. Fast. V, 111 и др.). Адрастея: имя значит Неизбежность; образ Адрастеи получил развитие в орфической (F 105a, 152 Kern) и философской (Plat. Phaedr. 248C) традиции; она отождествлялась с Дикой и Немесидой (Hesych. s. v. Ἀδράστεια). Приведенные имена – имена кормилиц критского Зевса; в Аркадии считали, что Зевс родился на горе Ликей и называли его кормилиц Неда, Фейсоя и Гагно (Paus. VIII, 31, 4, 38, 3, 47, 3 и др.), а в Мессении – что на Итоме, а кормилиц звали Неда и Итома (Paus. IV, 33, 1). Ср. фаб. 275. Мелиссей: в «Астрономии» Гигина (II, 13) назван критским царем; имя образовано от μέλισσα, пчела. Додонидами: Додонид, Гиад отождествлял с семью кормилицами Диониса Ферекид (sch. Σ 486; ср. также Apld. III, 4, 3, Hyg. Astr. II, 21, Athen. I, 38C). Нонн называет кормилиц Диониса дочерями Ламоса (реку в Киликии с таким названием знает Страбон – XIV, 671); он знает об их превращении в Гиад, но не называет их имен (IХ, 28, ХIV, 143). Согласно Оппиану (Cyn. III, 320) кормилицами Диониса были только сестры Семелы; после растерзания Пенфея они превратились в леопардов, которые поэтому, единственные из всех животных, любят вино. Диодор (V, 52) называет кормилиц Диониса Филией, Коронидой и Клейдой и локализует их на Наксосе, где с ними были связаны некоторые местные мифы, а не в Нисе, как большинство источников. Так как другой кормилицей Диониса была Ино, дочь Кадма, то Миртил Мефимнейский (sch. Germ. Arat. 172) отождествлял Гиад с пятью дочерями Кадма. О созвездии Гиад см. также фаб. 192. Попросил Медею: об этом говорилось у Эсхила в сатировской драме «Кормилицы Диониса»; ср. также Ovid. Met. VII, 194.
183. Фульгенций приводит имена Эритрей, Актин, Ламп и Филогевс. Начинается день: caelum verti solet, ср. Serv. Aen. II, 250. Эвмел Коринфский: в «Титаномахии» (EGF p. 7 Kinkel). Гомер ... Иао: возможно (Berard, L’Odyssée, t. II, p. 83, Introduction à l’Odyssée, t. I, p. 250) существовал некий гностик Гомер; возможно, имена восходят к магическим заклинаниям, вставлявшимся в текст «Одиссеи» (после λ 49), в уста Одиссея, находящегося в царстве мертвых. Так как приведенные имена нигде, кроме данного места, не относятся к коням, фраза может восходить и к неправильно понятому гностическому изображению, на котором была представлена квадрига Солнца и написаны, в магических целях, имена великого эона (Bursian // Jahrbuch für klass. Phil., XCIII, p. 775). Имена же Ор: гигиновский список Ор включает как традиционные гесиодовские имена Дика, Эвномия и Эйрена (Theog. 901), говорящие о них как богинях порядка и благозакония, так и культовые имена Авксо, Талло и Карпо (Paus. IX, 35, 2), имеющие смысл произрастания, цветения и плодоношения. Появление второго, аллегорического списка вызвано тем, что слово ὥρα, Ора, значит не только время года, сезон, но и время дня, час. Оры часто выводились как хор комедии, в том числе у Аристофана (F 564-578 Kock) и Кратина (F 250-272 Kock). Юпитера... и Фемиды: согласно Квинту Смирнскому (Х, 337) четыре Оры является дочерями Гелиоса и Селены. Полдень, Возлияние: как отмечает Роуз, речь идет о распорядке дня изнеженнных и распущенных людей, приступавших к Возлиянию сразу после Полудня (cp. Anth. Pal. X, 43).
184. Об убийстве Пенфея, кроме «Вакханок» Еврипида, см. Apld. III, 5, 2, Ovid. Met. III, 511, Paus. IX, 2, 4, 5, 4. Во время Павсания не было известно место гибели Пенфея на Кифероне, в отличие от мест гибели Актеона и Лая. Трагедии о Пенфее были у Феспида (F 1c Snell), Эсхила (TGF p. 60 Nauck, F 183 Radt), Ликофрона (F 6 Snell) и многих других. Ликотерса: дальнейшая судьба Агавы неизвестна другим источникам. Ликотерс впоследствии также погиб от ее руки (см. фаб. 240).
185. О замужестве Аталанты ср. Apld. III, 9, 2, Theocr. III, 40-42, Ovid. Met. X, 560, Serv. Aen. III, 113 и др. О других эпизодах ее жизни (вскармливание медведицей, убийство напавших на нее кентавров, участие в Калидонской охоте) см. Apld. loc. cit., Ael. Var. Hist. XIII, 1, также фаб. 172-174. Известна одна трагедия об Аталанте (Аристия, возможно, посвященная Калидонской охоте); кроме того, она была любимейшей героиней комедиографов – известны «Аталанты» Эпихарма, Страттида, Алексида, Филиллия, Филетера и др., также «Меланион» Антифана. Эти комедии были посвящены, скорее всего, сватовству к ней. Ср. условия сватовства к Гипподамии, а также ритуалы, описанные у Плутарха (Qu. Gr. 38). Схойней: так же у Гесиода (Apld. loc. cit.), Диодора (IV, 34, 4, 65, 4), Павсания (VIII, 35, 10) и Овидия; согласно Аполлодору, Каллимаху (Hymn. II, 215), Элиану и Проперцию (I, 1, 10) отца Аталанты звали Иас или Иасий; Еврипид в неизвестной трагедии называл его Меналом. Гиппомен: также у Еврипида, Феокрита и Сервия; у Аполлодора, Проперция и Павсания (III, 12, 9) Меланион; Овидий в «Метаморфозах» называет мужа Аталанты Гиппоменом, а в «Искусстве любви» (II, 188) – Меланионом, сыном Гиппомена. Три яблока: согласно Овидию, они были из священной рощи Афродиты в Тамасе на Кипре, согласно Сервию – из сада Гесперид. Юпитеру Победителю на ... Парнасе: детали неизвестны другим источникам. Отказывают в радостях Венеры: так как львы, как считалось, сочетаются не со львами, а только с леопардами (Serv. loc. cit.); Плиний же, напротив, пишет, что львы жестоко наказывают львиц, изменяющих им с леопардами (Hist. Nat. VIII, 43).
Написать нам: halgar@xlegio.ru