221. Следущие три каталога, вообще не имеющие отношения к мифологии (но содержащие информацию, входившую, как и мифологическая, в минимум грамматической образованности), заимствованы, вероятно, из «Гебдомад» Варрона, как показывает сравнение с параллельным местом у Авла Геллия (III, 10, 16). Эпиграмма с изречениями вряд ли принадлежит Варрону, так как содержит метрическую ошибку в 4-ой строке (имя Bias трактуется как пиррихий). Другие такие же эпиграммы см. Anth. Pal. IX, 366, Sidon. Ap. Carm. XV, 44 и др. Другие списки семи мудрецов и их изречений см. Diog. Laert. I, 40, Plat. Prot. 343A, Plat. Charm. 164D, Stob. III, 1, 172, Plut. Sept. Sap. Conv.

222. Обычный канон лириков содержал девять имен, а не семь; в данной фабуле, вероятно, отсутствовали эолийцы Алкей и Сафо, так что оставались Алкман Лаконский, Стесихор из Гимеры, Ивик из Регия, Анакреонт Теосский, Симонид Кеосский, Пиндар Фиванский, Вакхилид Кеосский.

223. Другие списки семи чудес света см. Ampelius, VIII, Vibius Sequester, app. p. 159 Riese (Geogr. lat. min.), Mart. Spect. I. Вместо дворца Кира чаще называют александрийский маяк, вместо стены Семирамиды – висячие сады. Отрера: см. фаб. 225. Тень которых не видна: от весеннего до осеннего равноденствия тень пирамиды Хеопса падала не на землю, а на бока самой пирамиды (Neubauer, Technik in Altertums, p. 346).

224. Открывается серия мифографических каталогов (см. также прим. к фаб. 155), продолжающаяся до конца книги (если исключить выписанные из Сервия фабулы 258-263 и список островов в фаб. 276, тематически близкий предыдущим фабулам, 221-223). Многие из них составлены по материалам самого сборника; другие, напротив, восходят к ученым греческим источникам и содержат уникальную информацию (225, 273, 277). В период рукописного существования книги Гигина состав этой ее части был, вероятно, наиболее текучим. Настоящий каталог включает в себя различные категории ставших бессмертными: во-первых, наиболее знаменитые примеры стяжания истинного, олимпийского бессмертия земными трудами – Геракл и Дионис (причем в мифах о Геракле мотив преодоления смертности значительно сильнее, чем в цикле Диониса, во время своего земного существования сплошь и рядом проявлявшего божественные способности); во-вторых, некоторых богов, родившихся от смертных женщин и не живших на Олимпе (Асклепий, Пан; к ним можно добавить Аристея); в-третьих, тех, кто стал морским божеством, бросившись в море (Ино и Меликерт, можно добавить Главка и Диктинну-Бритомартиду); и, в-четвертых, превратившихся в звезды, перечень которыx мог бы быть еще значительно расширен. Как пятую категорию можно добавить героев, перенесенных после смерти на Елисейские поля, например, Менелая и Радаманфа (δ 561), также Кадма, Пелея и Ахилла (Pind. Ol. III, 78), а в-шестых вспомнить о Семеле, выведенной Дионисом из Аида и ставшей богиней Фионой (Pind. Ol. II, 25, Paus. II, 37, 5, Diod. Sic. III, 62). Кастор и Поллукс: см. фаб. 77. Персей: см. фаб. 63. Аркад... Каллисто... Киносура: см. фаб. 177. Ариадну: среди созвездий помещали обычно Венец Ариадны (созв. Северная Корона, Erat. Cataster. 5 и др.). Назвал Либерой: римская богиня Либера, входившая в плебейскую триаду (Либер, Либера и Церера), противопоставлявшуюся патрицианской (Юпитер, Юнона и Минерва), отождествляется здесь с Ариадной (ср. Ovid. Fast. III, 512). Кротос, сын Пана и Эвфемы: Эвфема была кормилицей Муз, а Кротос воспитывался вместе с ними на Геликоне; он изобрел стрельбу из лука, а также, слушая своих подруг, аплодисменты; он имел конские ноги и хвост, как сатир, или вообще был кентавром (Erat. Cataster. 28, ср. выписки Досифея, 4). Икар и Эригона: см. фаб. 130. Ганимед: единственное место, где Гигин упоминает о нем. Ср. Υ 231, Apld. III, 12, 2, Erat. Cataster. 26 и др. Существовало много комедий о Ганимеде. Ассарака: точнее Троса, брат Ассарака. Миртил: см. фаб. 84, ср. 166. Асклепий: см. фаб. 49, 203. Он отождествлялся с созвездием Змееносца (Erat. Cataster. 6). Пан, сын Меркурия и Пенелопы: также Apld. Ep. 7, 38, Cic. Nat. Deor. III, 22; иначе сын Гермеса и Дриопы (Ном. Hymn. 19), или Пенелопы от всех женихов (Duris ap. Tzetz. sch. Lyc. 772, Serv. Aen. II, 44) или ее же от Аполлона (Euphorion in sch. Eur. Rhes. 36), или Гермеса от нимфы Орсинои (ibid.), или Зевса от нимфы Гибриды или Фимбриды (Apld. I, 4, 1, sch. Pind. Pyth., arg.) или Ойнеиды (sch. Theocr. I, 3), или сын Зевса от Каллисто и брат-близнец Аркада (Epimenides in sch. Еur., loc. cit.), или сын Эфира от Ойнои (Araethus Tegeat. ibid.). Его называли также сыном Земли (Didymarchus in sch. Theocr. loc. cit.), а согласно Аполлодору Афинскому (Serv. Georg. I, 16) Пан вообще не имел родителей. Ино... Меликерт: см. фаб. 2.

225. Каталог содержит весьма редкую информацию. Существовали специальные книги об основании святилищ, например, κτίσεις ἱερῶν перипатетика Гераклида Понтийского (Clem. Al. Protr. II, p. 11 Sylb.). Древнейшим святилищем Афродиты считалось святилище в Пафосе (Tac. Ann. III, 62), где она родилась; первые алтари Афины были сооружены одновременно Кекропом в Афинах и Гелиадами на Родосе, узнавшими от своего отца Гелиоса, что скоро эта богиня должна родиться (sch. Pind. Ol. VII, 71, Diod. Sic. V, 56); первый жертвенник Гераклу как герою построил немейский крестьянин Молорх, когда Геракл отправился на льва (Apld. II, 5, 1), или Менетий, отец Патрокла, после его смерти, а как бога его впервые стали почитать в Афинах (Diod. Sic. IV, 39); согласно же Птолемею Гефестиону (Phot. p. 148A Bekker) Ропал (т. е. Палица), сын Геракла, первый в один и тот же день совершил ритуалы в честь Геракла и как героя, и как бога. Следует отметить, что начало культового почитания бога чаще всего связывается с его рождением или воспитанием. Пеласг, сын Триопа: Гигин смешивает две традиции о Пеласге: аргосский Пеласг, сын Триопа (Paus. II, 22, 2) или Зевса и Ниобы, дочери Форонея (Acus. ap. Apld. III, 8, 1), принимал, согласно аргосской традиции, у себя Деметру (см. прим. к фаб. 147) и первым построил ее храм в Аргосе. Другой, смешиваемый с первым, Пеласг, сын Земли (Hes. ap. Apld. III, 8, 1, Asius Sam. ap. Paus. VIII, 1, 4), первый житель или первый царь Аркадии, научившийся людей строить хижины, одеваться в шкуры овец и питаться жолудями, а не листьями и травой, вряд ли мог считаться основателем храма Зевса Олимпийского, так как тот находился в Элиде, а не в Аркадии; вероятно, источник Гигина имел в виду, что святилище Зевса Ликейского, основанное Пеласгом или его сыном Ликаоном (Paus. VIII, 2, 1, см. также прим. к фаб. 176), было древнейшим из святилищ Зевса и из святилищ вообще; вход в этот священный участок людям был запрещен, так что вошедший не мог прожить дольше года, а в середине этого участка ничто не отбрасывало тени (Paus. VIII, 38, 5, Plut. Qu. Gr. 39). Другой сын этого Пеласга, Темен, воспитывал, согласно аркадцам, Геру в Стимфале и построил там ее первые храмы (Paus. VIII, 22, 2). Основание же святилища Зевса Олимпийского в Олимпии приписывалось, естественно, тому же, кому и учреждение Олимпийских игр (см. фаб. 273). Фессал... Юпитера Додонского: Додонский оракул считался древнейшим в Элладе; Аристотель (Meteor. 352A) полагал, что именно в области Додоны и Ахелоя произошло наводнение, давшее начало сказаниям о Девкалионовом потопе, так как именно там первоначально жили эллины. Согласно Геродоту, ссылающемуся на рассказ додонских жриц, оракул основали, когда из Египетских Фив прилетела голубка и человеческим голосом приказала сделать это (Неr. II, 55). Версия об основании Додоны эпонимом фессалийцев (ср. о нем Str. IX, 443) связана с традицией, гласящей, что фессалийцы первоначально жили в Феспротии в Эпире (Her. VII, 176, Vell. Paterc. I, 3, 1). Элевфер: cын Аполлона и Эфусы (Paus. IX, 20, 1), или сын Ликаона (Plut. Qu. Gr. 39), основатель Элевфер в Беотии (St. Byz. s. v.), где находился известный храм Диониса (Paus. I, 38, 8); согласно Диодору (IV, 2) он и основал Элевферы после индийского похода. Амазонка Отрера ... Дианы в Эфесе: об основании знаменитого храма Артемиды (см. фаб. 223) и самого Эфеса амазонками, шедшими на Тесея, сообщал Пиндар (Paus. VII, 2, 7, также Str. XII, 550, XIII, 623 и др.); амазонкам приписывалось и основание других городов на малоазийском побережьи и близлежащих островах – Кимы, Питаны, Приены, Смирны, Мирины, Митилены (Diod. Sic. III, 55, Str. loc. cit., cр. Β 814). Сами эфесцы считали свой город и храм куда более древним, построенным автохтоном Коресом и Эфесом, сыном реки Каистра (Paus. loc. cit.) тогда же, когда родилась Артемида, что случилось, по их мнению, именно в Эфесе (см. прим. к фаб. 53). Царем...: Роуз предлагает два варианта заполнения лакуны: который потом, щедро одаренный царем Крезом, был сожжен Геростратом, но его скоро восстановили; или который, сожженный при царе Александре Геростратом, восстановили. Ликаон... Меркурия Килленийского: вероятно, имеется в виду храм на вершине Киллены (где и родился Гермес), который Павсаний видел разрушенным (VIII, 17, 1). Пиерий...: речь шла, вероятно, об основании Пиером культа Муз на Геликоне (Paus. IX, 29, 3, Serv. Buc. VII, 21); еще прежде него алтарь Муз построили Алоады.

226. Заголовки фабул 226-237 восстановлены по предшествовавшему рукописи списку. Списки возлюбленных богов представляют собой, собственно говоря, перевернутые списки их детей. О возлюбленных Зевса см. фаб. 155. У Гомера (Ξ 315) Зевс сам перечисляет некоторых своих возлюбленных. Первой смертной, с которой он сочетался, считалась Ниоба, дочь Форонея, а последней – Алкмена (см. прим. к фаб. 145).

227. См. фаб. 161.

228. См. фаб. 157.

229. См. фаб. 160.

230. Aриадна (фаб. 43), Алфея (фаб. 129), Арефирея, дочь Аранта, родившая Флиаса (Paus. II, 12, 5), Фискоя, родившая Наркея в Элиде (Paus. V, 16, 6), Никея, дочь Сангария и Кибелы, родившая Телету или Сатира (Nonn. XVI, 400, Memnon Her., III B Jacoby, p. 357), Аура, родившая на горе Диндим Иакха и его сестру-близнеца, которую она сразу убила (Nonn. XLVIII, 632, Etym. Magn. s. v. Δίνδυμον), сифониянка Паллена (Nonn. XLVIII, 554), Коронида, родившая Харит (Nonn. XLVIII, 555, cм. прим. к Введению, 23).

231. См. фаб. 159.

232. Орифия, дочь Эрехфея, родившая ему Хиону, Клеопатру, Зета и Калаида (Plat. Phaedr. 229 B, Apld. III, 15, 1, Paus. I, 19, 5, Ap. Rhod. I, 212, Ovid. Met. VI, 683). Среди детей Борея называют также фракийцев Бута и Ликурга (Diod. Sic. V, 50), гипербореянок Упис, Локсо и Гекаэргу (Call. Hymn. IV, 292), но имена их матерей неизвестны.

233. Афродита – с Анхизом (фаб. 94), Адонисом (фаб. 58) и Фаэтоном (фаб. 152а), Эос – с Тифоном (Hymn. Hom. Ven. 218, Apld. III, 12, 4, sch. Λ 1), Кефалом (фаб. 189) и Орионом (фаб. 195), Селена – с Эндимионом (фаб. 212), Деметра – с Иасионом (фаб. 270, ε 125, Hes. Theog. 969, Apld. III, 12, 1, Diod. Sic. V, 77, Con. 21, Str. VII, 331, Hyg. Poet. Astr. II, 4), Фетида – с Пелеем (фаб. 54), Нефела – с Иксионом (фаб. 62) и Афамантом (фаб. 2), могли быть упомянуты также Цирцея и Калипсо.

234. Эдип – Лая (фаб. 66), Телегон – Одиссея (фаб. 127), Алфемен – Катрея (Apld. III, 2, 1, Diod. Sic. V, 59).

235. Орест (фаб. 119) и Алкмеон (фаб. 73).

236. Полиник и Этеокл друг друга (фаб. 70), От и Эфиальт друг друга (фаб. 28), Медея Апсирта (фаб. 23), Пелей и Теламон – Фока (Apld. III, 12, 6, Paus. II, 29, 9, Ovid. Met. XI, 266, Ant. Lib. 38), Тидей – Оления (Pher. ap. Apld. I, 8, 5, или двоюродных братьев, сыновей Мелана), Терей – Дрианта (фаб. 45), Беллерофонт – Делиада (Apld. II, 3, 1), сыновья Ликаона – Никтима (фаб. 176), Ромул – Рема.

237. Геракл – сыновей от Мегары (фаб. 32), Афамант – Леарха (фаб. 4), Ликург – Дрианта (фаб. 132), Тантал – Пелопса (фаб. 83), Тесей – Ипполита (фаб. 47), Алкафой – Каллиполида (Paus. I, 42, 7). Cына (или дочь) убил также, исполняя опрометчивый обет, Идоменей (Serv. Aen. III, 121, XI, 264, I Myth. Vat. 195, II Myth. Vat. 210). Сходным образом, исполняя «обет Иеффая», убил своего сына Архелая Меандр, сын Керкафа и Анаксибии, в Пессинунте во Фригии, и затем утопился в реке, получившей его имя (Agathocl. Sam. ap. Plut. De fluviis, I, 9).

238. Агамемнон: фаб. 98. Каллисфен: неизвестен. Фраза испорчена. Климен: фаб. 206. Гиакинф: Apld. III, 15, 8, Diod. Sic. XVII, 15, Dem. LX, 27, Harpocratio s. v. Ὑακινθίδες, Suda s. v. παρθένοι. Эрехфей: фаб. 46. Керкион: фаб. 187. Эол: фаб. 207, ср. 242, 243.

239. Медея: фаб. 25. Прокна: фаб. 45. Аэдона (т. е. соловей), дочь Пандарея, также убила своего сына Итила, желая убить старшего сына Ниобы, и превратилась в соловья (τ 518 cum sch.); согласно Антонину Либералу (11) у Аэдоны была сестра Хелидона (т. е. ласточка), и мотивом убийства, так же как в случае с Прокной и Филомелой, являлось изнасилование Хелидоны мужем Аэдоны Политехном; их брат, как и Терей, превратился в удода, хотевшая утопиться мать – в ныряющего за рыбой зимородка, а отец Пандарей – в скопу (ср. прим. к фаб. 198, 45). Ино: фаб. 2, 4. Алфея: фаб. 174. Фемисто: фаб. 1. Тиро: фаб. 60. Агава: фаб. 184. Гарпалика: фаб. 206.

240. В каталоге пропущены самые известные случаи массового мужеубийства: Данаидами (фаб. 168) и женщинами с Лемноса (фаб. 15). Клитемнестра: фаб. 117. Дочь Фестия: внучка. Елена ... Деифоба: точнее, стала причиной смерти (ср. Verg. Aen. VI, 511, Apld. Ep. 5, 22, Qu. Sm. XIII, 354, Dict. Cret. V, 12). Агава: ср. фаб. 184. Вероятно, сюжет восходит к неизвестной трагедии. Деянира: фаб. 36. Илиона: фаб. 109. Семирамида: ср. Ael. Var. Hist. VII, 1. Убийство мужа фигурировало далеко не во всех версиях истории о Семирамиде (Her. I, 184, III, 155, Diod. Sic. II, 4, Luc. De Dea Syria, XIV, 39, Berossus in FGH III, 680 Jacoby, Nic. Damasc. in FGH II, 90 Jacoby), впервые обработанной по-гречески в Περσικά Ктесия Книдского (рубеж V–IV веков до Р. Х.).

241. Пеласги с Лемноса убили всех своих жен, похищенных ими из Аттики вместе со статутей Артемиды (Her. VI, 138). Геркулес: фаб. 32 и прим. к ней. Тесей ... Антиопу: такую же версию см. Ovid. Her. IV, 119, Sen. Hipp. 227. Согласно греческим источникам (Plut. Thes. 27, Paus. I, 2, 1) Антиопа была убита Мольпадией во время войны Тесея с амазонками, произошедшей, согласно Паросскому мрамору, в 1256 г. до Р. Х. Согласно эпической «Тесеиде» (Plut. Thes. 28), Антиопа вместе с амазонками восстала против Тесея, когда он женился на Федре, и была убита Гераклом. Кефал: фаб. 189.

242. Эгей: фаб. 43. Эвен: сын Ареса, отец Марпессы, погибший в погоне за похитившем ее Идасом (Apld. I, 7, 8, sch. Ι 557). Сын Геркулеса: ошибка; ср. фаб. 162. Хрисорроем: ошибка; ср. фаб. 191. Аякс: фаб. 107. Ликург: фаб. 132. Макарей: фаб. 207. Агрий: фаб. 175. Кеней: вероятно, ошибка. Ср. фаб. 14. Менекей: фаб. 67. Нис: фаб. 198. Климен: фаб. 206, где, однако, не говорится о его самоубийстве. Кинир: фаб. 68, где также не говорится о самоубийстве. Геркулес: фаб. 36. Адраст и Гиппоной: неизвестны. Пирам: Ovid. Met. IV, 55. Эдип: данная фабула – единственный источник, сообщающий о самоубийстве Эдипа. Возможно, как допускает Роуз, речь идет о древнейшей версии мифа, возможно, об ошибке, вызванной тем, что выражения типа лишить света могли значить как убить, так и ослепить.

243. Гекуба: фаб. 111. Ино: фаб. 2. Антиклея: редкая версия, она же в sch. λ 202: Антиклея удавилась, когда Навплий сообщил ей о гибели Одиссея. Сфенебея: фаб. 57. Эвадна: ср. Eur. Suppl. 990 и др. Филака: точнее Ификла, сына Филака. Эфра ... смерти сыновей: неизвестная история; у Эфры был один сын – Тесей. Деянира: фаб. 36. Лаодамия: фаб. 104. Гипподамия: фаб. 85. Неэра, дочь Автолика: малоизвестное предание, связанное с циклом Телефа (ср. след. фаб.). По Павсанию (VIII, 4, 6) Неэра, дочь Перея, была супругой Автолика, но чаще считалась супругой Алея и матерью Авги, т. е. бабушкой Телефа, который и был изгнан за убийство братьев матери; этому были посвящена «Алеады» Софокла (F 77-91 Radt). Альцеста: фаб. 51. Илиона: фаб. 109 (где не говорится о самоубийстве). Фемисто: фаб. 1. Эригона: фаб. 130. Федра: фаб. 47. Филлида: фаб. 109. Канака: фаб. 207. Библида: Ovid. Met. IX, 453, Сonon. ap. Phot. p. 131A Bekker, Parth. 11, Nonn. XIII, 548. Калипсо: единственное место, где говорится о самоубийстве бессмертной Калипсо. Дидона: Verg. Aen. IV. Иокаста... из-за гибели сыновей: так же у Еврипида (Phoen. 1455, cp. Sen. Phoen. 443, Stat. Theb. VII, 474, XI, 634); у Софокла (Oed. Tyr. 1235, cp. Sen. Oed. 1034) Иокаста кончает с собой сразу после раскрытия Эдиповых преступлений. Антигона: так у Софокла; ср. фаб. 72. Пелопия: фаб. 88. Фисба: Ovid. Met. IV, 55. Семирамида: о ее нечестивой любви к коню ср. Juba Maur. ap. Plin. Hist. Nat. VIII, 155; о самоубийстве не знает никто, кроме Гигина. Ср. прим. к фаб. 240.

244. Тесей: ср. Eur. Hipp. 34, Paus. I, 22, 2 и др. ...сына своего брата Нелея: братом Нелея был враждовавший с ним Пелий, но кого из племянников он убил, неизвестно. Амфитрион Электриона: своего дядю и тестя одновременно, см. Hes. Scut. 11, 79, Apld. II, 4, 6, Tzetz. sch. Lyc. 932, sch. Ξ 323. Мелеагр: фаб. 174. Телеф: см. прим. к фаб. 100, 243. Оба убили своих дядей по матери, важнейших родственников в условиях классификационного родства (ср. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов, II, 1, 2). Дедал, наоборот, убил сына своей сестры. Эгисф: фаб. 117. Орест: фаб. 119. Мегапент ... Персея: единственное место, говорящее об убийстве Прета Персеем и мести Мегапента. Согласно Аполлодору (II, 4, 5, также Paus. II, 16, 3) Персей уступил Аргос правившему в Тиринфе Мегапенту и построил Микены. Абант... Мегапента: также уникальная версия; следует принять во внимание, что Абант был дедом Мегапента, а Линкей – прадедом. Фегей... дочь своей дочери Алфесибеи: вероятно, рожденную ею от Алкмеона, из ненависти к зятю; однако подробности мифа неизвестны. Ср. фаб. 73. Амфион, сын Терея: совершенно неизвестен. Атрей: фаб. 88. Гилл... Сфенела: неизвестный миф. Мед: фаб. 27. Дедал: фаб. 39.

245. Следует добавить Амфитриона (см. пред. фаб.). Ясон: версия, согласно которой он убил Ээта, неизвестна другим источникам. ...сын Флегия...: Иксион, столкнувший своего тестя Эионея (или Деионея) в яму с раскаленными углями (cp. фаб. 62). Пелопс: фаб. 84. Фегей: согласно большинству источников, Алкмеон был убит его сыновьями Теменом и Аксионом (Apld. III, 7, 5, Paus. VIII, 24, 4) за то, что отобрал у их сестры, Арсинои или Алфесибеи, подаренные ей на свадьбу пеплос и ожерелье Гармонии, чтобы отдать их своей второй жене Каллирое, дочери Ахелоя. Гигин мог быть введен в заблуждение двусмысленным стихом Овидия: cognatumque latus Phegeius hauserit ensis, букв. фегеев (т. е. данный Фегеем) меч пронзит родственный бок (Met. IX, 412). Эврипила: неизвестен. Ээт: фаб. 3.

246. Терей: фаб. 45. Фиест: фаб. 88. Климен: фаб. 206.

247. Овидий в «Ибисе» (480) называет также Лина, сына Псамафы и Аполлона (ср. Paus. I, 43, 7, II, 13, 7, Con. 19, Lact. Plac. ad Stat. Theb. I, 570, Serv. Buc. IV, 542). Актеона: фаб. 180, 181. Фасия: ср. Ovid. Ibis, 478. Еврипида: на Еврипида, жившего при дворе Архелая в Македонии, согласно античным биографам, спустил собак царский псарь Лисимах, подкупленный за 10 мин завидовавшими Еврипиду придворными поэтами Арридеем и Кратевом; либо ему отомстили щенки молосской собаки Архелая, съеденной фракийскими крестьянами, которых Еврипид уговорил царя простить и не накладывать штрафа. В храме: возможно, должно относиться к Фасию.

248. Овидий в «Ибисе» (505 cum sch., ср. Timaeus ap. Diod. Sic. IV, 22, Сall. Orig. F VIII, 6 Cahen) добавляет также Фоанта, охотника из италийской Посидонии (Пестума), на которого упала во сне повешенная им на дереве голова убитого им кабана, которую он из гордости посвятил не Артемиде, а самому себе. Адонис: ср. фаб. 58, 251, 271. Целиком история Адониса не излагается Гигином (ср. Apld. III, 14, 1, Ovid. Met. X, 300, 708, Ant. Lib. 24), хотя, возможно, в древнем варианте книги такая фабула имелась. Анкей: он единственный был убит калидонским вепрем во время охоты на него, см. фаб. 172-174 и прим. Идмон: фаб. 14, 18. Гиант: фаб. 192.

249. Гекуба: фаб. 91. Навплия: фаб. 116. Елены: ср. Verg. Aen. VI, 518. Согласно более распространенной версии (Apld. Ep. V, 19, Qu. Sm. XIII, 23, Dict. Cret. V, 12, Verg. Aen. II, 254) факел зажег Синон. Иногда говорят не о факеле, а о сигнальном костре. Алфея: фаб. 174. В мифе фигурирует не факел, а головня из очага, лат. titio, гр. δαλός.

250. Фаэтона: фаб. 152, 154. Лаомедонта: потому что он не отдавал коней Гераклу, согласно уговору (Ε 640, Diod. Sic. IV, 32, Apld. II, 6, 4 и др.). Астерии: обычно Астеропы или Стеропы. Эномая: фаб. 84. Диомеда: фаб. 30. Ипполита: фаб. 47. Амфиарая: фаб. 68. Главка: фаб. 273. Иасиона: согласно Гомеру (ε 125, также Apld. III.12, 1) Зевс поразил Иасиона молнией. Салмоней: фаб. 61.

251. Церера: фаб. 146. Отец Либер: ср. Pind. Ol. II, 25, Paus. II, 37, 5, Diod. Sic. III, 62. Геркулес: фаб. 30. Асклепий: сведений о том, как именно Асклепий вышел из царства мертвых, не сохранилось; однако его почитание было повсеместным, и нельзя с уверенностью утверждать, что их и не было. Кастор и Поллукс: фаб. 80. Протесилай: фаб. 103. Альцеста: фаб. 51. Тесей: фаб. 79. Ипполит: фаб. 48, также прим. к фаб. 49; там же о других воскрешенных Асклепием. Орфей: фаб. 216. Адонис: фаб. 248. Главк: фаб. 136. Улисс: фаб. 125. Эней: Verg. Aen. VI. Меркурий: ω 1 и др.

252. Телеф: фаб. 99. Эгисф: фаб. 87, 88. Эол и Беот: фаб. 186. Гиппотой: фаб. 187. Ромул и Рем: Самый ранний из известных авторов, писавший об основателях Рима, – Каллий Сиракузский, современник Агафокла, называвший близнецов Ромулом и Ромом и считавший их сыновьями Латина и троянки Ромы и братьями Телегона (Dion. Hal. Ant. Rom. I, 72, Syncellus, 197a). Писавшие по-гречески анналисты Квинт Фабий Пиктор и Луций Цинций Алимент (Dion. Hal. Ant. Rom. I, 79), первыми изложившие для римлян ставшую общепринятой (T. Liv. I, 3 и др.) благодаря эпосу Энния версию, опирались, вероятно, на «Основания городов» Диокла из Пепарефа (Plut. Rom. III); таким образом, мало типичный для собственно латинской мифологии драматический сюжет о подкинутых близнецах, основавших Рим, не только получил первую литературную фиксацию у греческих ученых, но и, возможно, вообще имеет греческое происхождение. Антилох: подобные сведения о нем неизвестны. ...на горе Иде: возможно, речь шла о Парисе (фаб. 91); согласно Аполлодору (III, 12, 5), Париса в течение пяти дней вскармливала медведица, однако, поскольку часто рассказывается о том, что Париса нашли пастухи, возможно, какая-то версия сообщала о том, что первой его обнаружила их собака. Гарпалика: фаб. 93. Камилла: Verg. Aen. XI, 571.

253. Иокаста: фаб. 67. Пелопия: фаб. 87. Гарпалика: фаб. 206. Гипподамия... с Эномаем: ср. sch. Eur. Or. 990, sch. Pind. Ol. I, 114, Tzetz. sch. Lyc. 156. Чаще поставленные Эномаем условия сватовства объясняются боязнью смерти от руки зятя, предсказанной оракулом (см. фаб. 84). Прокрида: неизвестный сюжет. Никтимена: фаб. 204. Менефрон: Ovid. Met. VII, 386.

254. Антигона: фаб. 72. Электра: фаб. 117, 122. Илиона: 109. Пелопия: фаб. 88. Гипсипила: фаб. 15. Халкиопа: малоизвестные сведения. Об изгнании Ээта см. фаб. 27. Гарпалика: фаб. 193. Эригона: фаб. 130. Агава: фаб. 184. Ксантиппа ... Микона: ср. Val. Max. V, 4, который называет их Перо и Кимоном. Тиро: фаб. 60. Дамон: имена Дамона и Финтия попали сюда по ошибке эпитоматора из фабулы 257 вместо имен Амфинома и Анапия (Aetn. 624). Эней: Verg. Aen. II, 724. Клеобис и Битон: ср. Her. I, 31, Serv. Georg. III, 532, Paus. II, 20, 3. Уснули...: в лакуне говорилось о том, что они умерли во сне.

255. Сцилла: фаб. 198. Ариадна: фаб. 32. Брата: то есть Минотавра. Прокна: фаб. 45. Данаиды: фаб. 168. Лемниянки: фаб. 15. Гарпалика: фаб. 206. Туллия: ср. Ovid. Fast. VI, 587-610, Ibis, 363, T. Liv. I, 47, 1. Квартал называется Преступным: vicus Sceleratus, верхняя часть vicus Cyprius, шедшего с Эсквилина к Колизею.

256. Пенелопа: фаб. 126. Эвадна: фаб. 243. Лаодамия: фаб. 103, 104. Гекуба: трудно объяснить, почему она попала в этот каталог. Феоноя: ср. фаб. 110, из которой, однако, явствует, что она была далеко не самой чистой. Альцеста: фаб. 51. Лукреция: T. Liv. I, 56, 4, Ovid. Fast. II, 711.

257. Пилад ... с Орестом: фаб. 119, 120. Пирифой: фаб. 79. Ахилл ... с Патроклом ... Диомед ... со Сфенелом ... Пелей ... с Фениксом: три пары друзей взяты из «Илиады», последняя, вероятно, из Ι 481. Геркулес ... с Филоктетом: ср. фаб. 36; однако о дружбе не идет речь ни там, ни в других источниках. ГармодийиАристогитон: Her. V, 55, VI, 109-123 и др. Ср. Hirsch M. De tyrannicidis qui veteres tradiderint, Ber. 1922. Этот пример, как и две последующих истории, заимствованы эпитоматором, вероятно, не из книги Гигина. Дионисий: Дионисий Старший, тиран Сиракуз в 405-367 гг. до Р. Х. Мойр: его обычно называют Финтием, а Селинунтия – Дамоном (Diod. Sic. X, F 4, Cic. De off. III, 45, Val. Max. IV, 7; согласно Аристоксену Тарентскому эту историю рассказал ему в Коринфе сам Дионисий – Iambl. Vit. Pyth. 234). На три дня: обычно на несколько часов. Другие источники не упоминают о реке. Фаларида: имя знаменитого италийского тирана; ниже тиран, которого собирались убить Гармодий и Аристогитон, правильно назван Гиппархом. Вся история весьма странна. Нис с Эвриалом: Verg. Aen. IX, 176.

258. Фабулы 258-263 выписаны эпитоматором с незначительными изменениями из комментариев Сервия к Вергилию. Текст данной фабулы см. Serv. Aen. I, 568. Об Атрее и Фиесте см. фаб. 86, 88 и прим.

259. См. Serv. Aen. I, 323. Ср. о Линке, издавшем, чтобы оскорбить богиню, постыдный звук, Ovid. Met. V, 650, I Myth. Vat. 10, 31.

260. См. Serv. Aen. I, 570. Об Эрике см. Apld. II, 5, 10, Diod. Sic. IV, 23, 2, Paus. III, 16, 4, IV, 36, 4, Tzetz. sch. Lyc. 866. Он предложил Геркулесу бороться; ставкой были стада Гериона против его царства. Победив, Геракл обещал, что его потомки вернутся за наградой, что и сделал в V веке Дориэй из лаконского царского рода, возводившего себя к Гераклидам (Her. V, 43). Бута: аргонавта, бросившегося с Арго в море в ответ на призыв Сирен и спасенного Афродитой (фаб. 14). Эрика называют также сыном Посейдона. Горе: на которой находилось знаменитейшее святилище Венеры, давшее ей имя Эрицины. Катону: в его «Началах».

261. См. Serv. Aen. II, 116. Об Ифигении в Авлиде и в Тавриде см. фаб. 98, 120. Изложение Сервия богато учеными деталями. Фасцелидой: от слова fasces – ветки, связки веток. Лаконскую Артемиду также называли Лигодесмой (Обвязанной ивами, Paus. III, 16, 7). Люциферой: букв. светоносной. Привез в Арицию: город в Лациуме под Альбанской горой на озере Неми (ныне высохшем), связываемый также с воскресшим Ипполитом-Вирбием (см. прим. к фаб. 49), культовый центр Дианы, ритуалам которого посвящена, в частности, «Золотая ветвь» Фрэзера. Версию Сервия поддерживает Страбон (V, 3, 12) и Ватиканские мифографы (I, 20, II, 202). Более распространенная версия утверждает, что Орест и Ифигения привезли статую Артемиды Таврополы в Галы или в Браврон в Аттике, откуда она была похищена тирренами и увезена в Спарту, а затем на Крит (см. прим. к фаб. 120); либо Орест сразу привез ее в Спарту (Paus. III, 16, 7), либо на Родос (Apld. Ep. 6, 27), либо в Команы в Каппадокии (культовый центр богини Ма, которую греки отождествляли с Артемидой и Энио, Str. XII, 2, 3), либо в Сирию (Tzetz. sch. Lyc. 1374); либо, будучи увезена Ксерксом после разграбления Аттики в Сузы и затем найдена там Селевком, она попала в сирийскую Лаодикею, где ее видел Павсаний (III, 16, 8, VIII, 46, 3). Подобное количество версий породило утверждения, что Орест увез из Тавриды много статуй Артемиды и оставил их во многих городах (Aelius Lampridius, Heliogabalus, 7). К лаконцам: где нашедшие ее в ивовых кустах Астрабак и Алопек сразу сошли с ума (Paus. loc. cit.). Бомониками: букв. побеждающими на алтаре. О лаконских обрядах бичевания юношей на алтаре Артемиды Орфии ср. Paus. loc. cit., Plut. Lyc. 18 и др. Кости Ореста ... перед храмом Сатурна: римская версия; греки показывали могилу Ореста в Аркадии, на дороге из Тегеи в Фирею (Paus. VIII, 54, 3).

262. Вероятно, выписка из Serv. Georg. I, 403.

263. Вероятно, выписка из Serv. Georg. I, 378.

264. В каталоге могли упоминаться Капаней (фаб. 68), Салмоней (фаб. 61), Асклепий (фаб. 49), Тифон (фаб. 152), Фаэтон (фаб. 152а, 154), Ликаон (фаб. 176), Семела (фаб. 167), Титий (фаб. 55), Эрехфей (фаб. 46), Идас (фаб. 80), Иасион (прим. к фаб. 250), Беллерофонт (прим. к фаб. 57), Асоп (прим. к фаб. 52), Макелло из племени родосских (или кеосских) тельхинов (Ovid. Ibis 475, Nonn. XVIII, 35, ср. Bacchyl. I; фрагментированный текст Вакхилида можно понять так, что перунами были поражены все тельхины, кроме Макелло и Дексифеи). Трудно сочетать мифы об убитых молнией как наказанных с поверьем, что они становятся богами.

265. Каждый из богов убил одного или нескольких гигантов, имена которых различны в разных источниках (см. Apld. I, 6, Ovid. Met. I, 150, Claud. Gigantomachia, Nonn, XLVIII и др.). Посейдон, согласно не разделяемой Гигином версии, утопил Эрехфея в его доме (фаб. 46 и прим.), также ослепил Финея (Apld. I, 9, 21). Гермес убил Аргуса Панопта (фаб. 145), превратил в камень выдавшего его старика Батта (Ovid. Met. II, 707) и Аглавру, дочь Кекропа (ibid. II, 820). Афина, тренируясь в боевом искусстве, нечаянно убила свою подругу Палладу (Apld. III, 12, 3) или свою сестру Иодаму (Simonides Genealogus ap. Tzetz. sch. Lyc. 355, Etym. Magn. s. v. Ἰτωνίς, причем они обе названы дочерьми Итона), превратила в паука Арахну (Ovid. Met. VI, 5) и в фалангу ее брата Фаланкса (sch. Nic. Ther. 12), ослепила Тиресия (прим. к фаб. 75).

266. В списке могли упоминаться Пифон (фаб. 140), киклопы (фаб. 49), Ахилл (фаб. 107), Марсий (фаб. 165), дети Ниобы (фаб. 9), Титий (фаб. 55), Коронида (фаб. 202), Гиакинф (фаб. 218). Аполлон убил также Лина, состязавшегося с ним в пении (Paus. IX, 29, 6, Diog. Laert. Prooem. IV), Эврита, состязавшегося с ним в стрельбе из лука (θ 225), Амфилоха (Hes. ap. Str. XIV, 5, 6), Алоадов (λ 305), превратил в камень Крагалея (Ant. Lib. 4). Стрелой Аполлона часто объясняли мгновенную беспричинную смерть; так умерли кормчий Менелая (γ 279), Рексенор, брат Алкиноя (η 64), старики на выдуманном Одиссеем острове Сире (о 403). Значительное число убийств приписывалось и Артемиде.

267. Царицы амазонок Ипполита (фаб. 30), Отрера (фаб. 225) и Пентесилея (фаб. 112); Аталанта (фаб. 185), Гарпалика (фаб. 193), Камилла (фаб. 252). Из числа женщин-охотниц можно назвать Каллисто (фаб. 177), Прокриду (фаб. 189), Никею (Nonn. XVI, 400, Memnon Her., III B Jacoby, p. 357).

268. В списке могли стоять Ахилл, Геракл, Тесей и пр.

269. Тема каталога (qui amplissimi fuerunt) не вполне ясна. Известные великаны – Алоады (фаб. 28), Герион (фаб. 85), а также, конечно, Тифон и гиганты. Об огромном росте Миноса ничего не известно, но в качестве сына Зевса и Европы добавить больше некого. О Кикнах см. прим. к фаб. 159.

270. Иасион: ε 125 cum sch., Hes. Theog. 969, Apld. III, 12, 1, Diod. Sic. V, 77, Str. VII, 331, Con. 21, Hyg. Poet. Astr. II, 4. †Илифия: неизвестен. Иасион был сыном Зевса и Электры. Кинир: фаб. 58; о красоте Кинира ничего неизвестно. Анхиз: фаб. 94. Парис: фаб. 91. Нирей: Β 674. По Птолемею Гефестиону (Phot. p. 147B Bekker) Нирей был любовником (или сыном) Геракла и охотился с ним на Геликонского льва. Кефал: фаб. 189. Тифон: Hymn. Hom. Ven. 218, Apld. III, 12, 4, sch. Λ 1. Парфенопей: фаб. 70, 99; что он был самым красивым из семерых вождей, см. Aesch. Sept. 426, Stat. Theb. IV, 251. Ахилл: Β 674. Патрокл: таким его, вероятно, представлял эпитоматор. Идоменей: ср. о его внешности Γ 230. Тесей: что Ариадна полюбила его именно за красоту, см. Plut. Thes. 19.

271. Адонис: фаб. 58. Эндимион: фаб. 212. Ганимед: фаб. 224. Гиакинф: фаб. 218. Нарцисс: фаб. 214. Атлантий: фаб. 215. Гилас: фаб. 14. Хрисипп: фаб. 85. Тесей: точнее, Лай.

272. Каталог не сохранился. Первый суд на Ареопаге (букв. холме Ареса) был над самим Аресом, убившим Галиррофия, сына Посейдона, изнасиловавшего его дочь Алкиппу (Apld. III, 14, 2; Paus. I, 21, 4, Eur. Ion, 1258, Iph. Taur. 945, Or. 1648, 1651 cum sch., Dem. XXIII, 66, St. Byz. & Suda s. v. Ἄρειος πάγος). Арес предстал перед судом двенадцати богов и был оправдан. Это было первое судебное дело об убийстве; оно состоялось, по Паросскому мрамору (3), за три года до потопа, в царствование Краная, в 1531 году до Р. Х. В Ареопаге судили Кефала за убийство Прокриды (фаб. 189) и Дедала за убийство племянника (фаб. 39 и прим.); обоих приговорили к изгнанию. Известней суд над Орестом, обвинявшимся в матереубийстве (фаб. 119 и прим.). Когда голоса двенадцати (по образцу учредивших его богов) судей Ареопага разделились поровну, Афина добавила тринадцатый, белый, камешек, и Орест был оправдан; с тех пор Ареопаг всегда оправдывал подсудимого при равном числе голосов, считая, что богиня голосует за это. В Ареопаг стоики и эпикурейцы пригласили выступить апостола Павла (Act. 17, 19), после чего крестился Дионисий Ареопагит. Ср. фаб. 274.

273. Предположение Шнейдера, издателя Каллимаха, что три фабулы 273-275, богатые достаточно редкими сведениями, восходят к трем книгам «Причин» Каллимаха, отвергнуто новейшими исследователями (ср. Cahen E. Callimaque et son oeuvre poétique, p. 102). В каталоге игр не предпринято попытки разделить однократные и впервые установленные периодические празднества. Первые четыре места в списке могли занимать игры на могиле Азана, сына Аркада, которые Павсаний называет первыми (Paus. VIII, 4, 5, V, 1, 6; на этих играх Этол, сын Эпея, задавил колесницей Аписа, сына Иасона или, согласно Apld. I, 7, 6, Форонея, за что был изгнан в Этолию), первая олимпиада, устроенная задолго до потопа идейским дактилем Гераклом (Paus. V, 7, 4, 8, 1, Str. VIII, 355 и др., см. об олимпиадах ниже), первые Пифийские игры, устроенные Аполлоном после убийства Пифона (фаб. 140, sch. Pind. Pyth. arg.), первые Панафинеи, справленные Эрихтонием (см. прим. к фаб. 166), неизвестные игры, справленные через 8 лет после потопа Эллином, сыном Девкалиона (Marm. Par. 6, место на камне, содержавшее название игр, повреждено; возможно, панэллении), и др. Данай: фаб. 168, 170. Свадьбу дочерей: не свадьбу с сыновьями Египта; после их убийства Данай устроил состязания в беге, в которых Данаиды, кроме Гипермнестры и Амимоны, были назначены наградой победителям: прибежавший первым мог выбирать любую из них, второй – из оставшихся и т.д.; таким образом все они были выданы замуж в течение одного дня (Apld. II, 1, 5, sch. Pind. Pyth. IX, 195). Гименей: версия, которую имеет в виду Гигин, неизвестна. В выписках Досифея Гименей назван сыном Пиера и Клио (1). Гименея называли сыном Аполлона и Каллиопы, братом Орфея и Иалема (sch. Pind. Pyth. IV, 313) или сыном Диониса и Афродиты, отцом Тантала и Аскала (Xanth. Lyd. ap. St. Byz. s. v. Ἀσκάλων); он пел на свадьбе Диониса и внезапно умер (Pind. F 139); затем его воскресил Асклепий (см. прим. к фаб. 49). Нонн различает Гименея, сына музы Урании, и Гименея, возлюбленного Диониса, отправившегося в индийский поход во главе отряда беотийцев из Орхомена, Аспледона, Гирий и Авлиды, рану которого Дионис исцелил вином и молочной смесью (ХIII, 83, ХХIV, 88, ХХIХ, 24). Согласно Гесиоду и Никандру (Ant. Lib. 23) Гименей был сыном Магнета, сына Арга, сына Фрикса, и Перимелы, дочери Адмета; в него был влюблен Аполлон, и пока влюбленный бог не покидал дома Магнета, Гермес угнал стада Адмета, которые тот пас. Линкей: ср. фаб. 170. Сюжет малоизвестен. Ἄσπις ἐν Ἄργει: букв. щит в Аргосе. Чаще эти игры называли Гереями или Гекатомбеями (ср. sch. Pind. Ol. VII, 152, где приводится другая легенда об их установлении). Щит... посвятил Юноне: в том же храме Менелай посвятил щит, отнятый им у Эвфорба (Paus. II, 17, 3). Состязание...: возможный смысл испорченного места: тот, кто однажды побеждает и снова выходит на состязание, если только не победит снова, подвергается наказанию; это сделано для того, чтобы один и тот же атлет не выходил бы слишком часто (?). Персей: фаб. 63 и прим. к ней. Геркулес в Олимпии: об устроенной Гераклом после победы над Авгием олимпиаде см. Pind. Ol. X cum sch., Apld. II, 7, 2, Paus. V, 8, 1-3, Diod. Sic. IV, 14, sch. Λ 700 и др. Игры были, конечно, не в честь Пелопса (хотя рядом с его могилой), но в честь Зевса; Пиндар и Павсаний приводят списки победителей. Согласно Дионисию Скитобрахиону, Геракл устроил свою Олимпиаду, вернувшись с аргонавтами, предводителем которых он был, из Колхиды, и все они в ней участвовали (Diod. Sic. IV, 53). Эта олимпиада не была первой; первую устроил идейский дактиль Геракл (см. выше; возможно, и прежде этого Зевс боролся в Олимпии с Кроном), следующую, через 50 лет после потопа – критянин Климен, его потомок. Затем игры устраивали Эндимион (для своих сыновей, и наградой победителю была царская власть над Элидой), Пелопс, Амифаон, Пелий и Нелей вместе, Авгий. Последнюю олимпиаду мифической эпохи справил Оксил после возвращения Гераклидов, а возобновил игры через три века Ифит; ифитовы игры 776 года и считаются «первыми» при датировках по олимпиадам; с них начинались выбитые в Олимпии непрерывные списки победителей (Paus. loc. cit.). Паммахии: греческий эпитет, принятый Гигином за название рода состязаний. Ахарей: неизвестен; согласно Цецу (sch. Lyc. 41) Геракл боролся на этих играх вничью с самим Зевсом, принявшим его вызов, когда его не решился принять никто из людей. В Немее: фаб. 70, 74. (...на этих играх было также...: не очень ясный отрывок относился, вероятно, к несохранившемуся описанию учреждения пифийских игр. Десятые, Истмийские: ср. фаб. 2 и прим. к ней. Ошибка в мифологической хронологии: Истмийские игры (основал ли их Сизиф или Тесей) были устроены раньше Немейских. Эратокл: неизвестен. Возможно речь идет об историческом «возобновителе» (а не мифическом «основателе»), которым Ифит являлся для олимпийских, а фессалиец Эврилох, прозванный новым Ахиллом (Euph. Chalc. in sch. Pind. Pyth., arg.) – для пифийских игр. Аргонавты на Пропонтиде: фаб. 16. Двенадцатые в Аргосе: ошибка; в Иолке. Эти малоизвестные игры (на которых, однако, состязались друг с другом наиболее известные герои) были изображены на троне Аполлона Амиклейского (Paus. III, 18, 8), а также, весьма подробно, на архаическом ларце Кипсела, хранившемся в храме Геры в Олимпии (Paus. V, 17, 4, Dion Chrys. XI) и являющемся объектом многочисленных реконструкций искусствоведов; имена состязающихся, надписанные на нем, не совпадали с приведенными Гигином. Играм было посвящена поэма Стесихора (F 1-3 Page) и трагедия Феспида (F 1 Snell). Согласно Плутарху (Qu. Conv. V, 2) Акаст ввел на этих играх состязание в поэзии, в котором победила Сивилла, а согласно Каллимаху, псы Кирены, дочери Гипсея, подаренные ей Артемидой, одержали победу в собачьих бегах (Hymn. Dian. 206). Пелей... в борьбе: согласно Аполлодору (III, 9, 2, III, 13, 3) его победила в борьбе Аталанта. Главка... разорвали свирепые кони: ср. Paus. VI, 20, 9, Ascl. Trag. ap. Probum ad Georg. III, 255 (где говорится, что Главк жил в Потниях и что его кобылицы всегда питались человеческим мясом), sch. Eur. Or. 318 (где говорится, что кобылицы взбесились, съев некую траву), sch. Eur. Phoen. 1124. После смерти Главк стал истмийским Тараксиппом – демоном, заключенным в камне на ипподроме и приводящим в ужас лошадей во время скачек. Согласно Эвмелу Коринфскому (sch. Ap. Rhod. I, 146) Главк остался в живых после гибели своих лошадей, и, уехав в Лакедемон, сочетался с Пантидией, родившей от него Леду. В Олимпии имелся свой Тараксипп (различные версии его происхождения см. Paus. loc. cit.). Флейты Олимпа: ср. Philostr. Imag. I, 21. Тринадцатые... над кенотафом Париса: фаб. 91 и прим. Четырнадцатые... на могиле Патрокла: Ψ. Пятнадцатые... Эней: Verg. Aen. V.

274. Аналогичные каталоги см. Plin. Hist. Nat. VII, 191, Clem. Al. Strom. I, 74, p. 132 Sylb. (с многочисленными ссылками), Cassiod. Var. IV, 34. Ср. также Kremmer M. De catalogis heurematon, Lips., 1900. Первые книги «Об открытиях» (περὶ εὑρημάτων) писали в IV веке до Р. Х. Эфор, Филохор и Филарх; этому жанру отдали дань перипатетики; из учеников Каллимаха такой трактат принадлежал Филостефану Киренскому. Многие места в гигиновском списке написаны плохим языком и являются средневековыми вставками. Керас: неизвестен. По Плинию (199), это изобрел Стафил. Наших предков: греческих, не римских; в Навплии в Арголиде был каменный рельеф, изображавший осла, который, обгрызая лозу, научил людей ее обрезать (Paus. II, 38, 3). Козел: его, наоборот, часто называли врагом Диониса (Varr. Rerum rust. I, 2, 18, Verg. Georg. II, 380, Cornut. p. 60, 21 Lang). Пелефроний: Roscher W. H. D. Ausführliches Lexicon der griechischen und römischen Mythologie, s. v. Белона: неизвестна. Кадм... медь... Эак... золото... Инд... серебро... Эрихтоний: согласно Плинию (197, ср. Cassiod. IV, 34, 3) Кадм (или некий Тоас, имя которого у Гигина превратилось в гору Тас, или Эаклид на Панхее, острове, выдуманном Эвгемером, Diod. Sic. VI, 1 и др.) открыл добычу и выплавку золота, Эак или Эрихтоний – серебра (вероятно, в рудниках Лаврия, ср. также эгинскую и аттическую монетно-весовые системы); Инда упоминает только Кассиодор. Железо первыми нашли Идейские дактили (имена некоторых из которых образованы от корней кузнечной терминологии: Кельмис, плавильщик; Акмон, наковальня) на Иде (Pher. in sch. Ap. Rhod. I, 1129, Str. X, 473, Clem. Al. Strom. I, 335 Pott.) или на Берекинфе в области аптерейцев на Крите (Diod. Sic. V, 64, где речь идет и о меди); или же в первый кусок железа превратился сам дактиль Кельмис, оскорбивший Рею (Ovid. Met. IV, 281); начало обработки металлов связывали также с родосскими тельхинами (Diod. Sic. V, 55), выковавшими серп, которым был оскоплен Уран (Str. XIV, 2, 7). Нельзя забывать также об изделиях Гефеста. В Элиде... установлены состязания колесниц: вероятно, Эномаем (фаб. 84); ср. выше об играх. Мидас... олово и свинец: так же у Кассиодора; согласно Плинию, некий Мидакрит первым привез олово с Касситеридских (букв. Оловянных, т. е. Британских) островов. Аркадцы: вероятно, потому что они считались самым древним племенем, или потому, что у них родился Зевс; ср. также о Пеласге в фаб. 225; изобретение культа приписывалось также критянам (Diod. Sic. V, 67, Serv. Aen. III, 104). Фороней: фаб. 143. Оружие для Юноны: по Кассиодору (VII, 18, 2) он первый изобрел оружие и посвятил его Юноне. Хирон: фаб. 138. Гесиоду приписывалась поэма «Наставления Хирона» (p. 72 Evelyn-White), однако ее фрагменты содержат не медицинские советы. Хирургическое: вероятно, Гигин не понял греческого слова; речь идет, конечно, о травах и снадобьях. Аполлон... врачевать глаза: уникальная информация. Асклепий: фаб. 49. Общее врачевание: сlinicen. Неизвестно, кому принадлежит попытка разделить области медицины между тремя божественными медиками. Гагнодика: неизвестная из других источников история, не относящаяся, вероятно, к мифологическому периоду (если упомянутый ниже Герофил является известным врачом конца IV века до Р. Х.; однако тогда получается, что у афинян до этого времени не было повитух; в Ареопаге в мифологическую эпоху разбирали дела об убийстве – ср. фаб. 272). Пердикс: фаб. 39 и прим. Дедал: фаб. 39. Сделанные Дедалом статуи могли ходить (так же, как механические помощницы Гефеста – Σ 418); во время Павсания (IХ, 40, 2, IХ, 11, 3, VIII, 35, 2, II, 4, 5, III, 17, 5) существовало 6 статуй работы Дедала: Геракла в Фивах, Геракла в Коринфе, Трофония в Лебадии, Бритомартиды в Олунте на Крите, Афины в Кноссе, Афродиты на Делосе (которую он дал Ариадне, уезжавшей с Тесеем, а Тесей, оставив Ариадну, посвятил Аполлону), а также мраморный рельеф в Кноссе, изображающий хоровод Ариадны и упоминаемый Гомером (Σ 591); статуя же Геракла, которую Дедал поставил в Олимпию в благодарность за погребение Икара (Apld. II, 6, 3) и другая, которую Антифем увез из Аргоса в основанную им Гелу (Paus. VIII, 46, 2) были утеряны. Эти статуи представляли собой так называемые ксоаны – грубо обтесанные бревна с едва намеченными человеческими чертами, в которых, однако, по словам Павсания (II, 4, 5), имелось нечто божественное. Слово дедал, согласно Павсанию, в архаическом языке и значило ксоан, а в Платеях справлялся праздник Дедалий в честь того случая, когда Зевс, желая вызвать ревность Геры, устроил себе поддельную свадьбу с Платеей, дочерью Киферона, посадив на место невесты ксоан в свадебных одеждах (IХ, 3, 1). В Сицилии и Сардинии, где Дедал жил, бежав с Крита, ему приписывали не статуи, но архаические постройки циклопической кладки (Diod. Sic. IV, 78). Учениками Дедала были Эндоп, сделавший статую Афины, стоявшую под акрополем (Paus. I, 26, 5), а также Скиллид и Дипен (их считали и его сыновьями от женщины из Гортины на Крите), которым приписывалась статуи Афины в Клеонах (II, 15, 1), Диоскуров, Левкиппид и их сыновей в Аргосе (II, 22, 5), и др.; учениками Дипена и Скиллида были Ангелион и Тектей, Дориклед, Феокл, Донт, учеником Ангелиона и Тектея – Каллон; сделанные всеми ими статуи имелись в разных городах Греции (Paus. II, 32, 5, V, 17, 1, VI, 19, 9); современником и соперником Дедала был эгинец Смилид, сын Эвклида, вытесавший знаменитый ксоан Геры Самосской и другие статуи (VII, 4, 4). Изготовление первых статуй приписывалось также тельхинам (Diod. Sic. V, 55). Оаннес: согласно Беросу (Syncell. p. 28 B) Оаннес был громадным получеловеком-полурыбой, выплывшим из Красного моря и научившим людей не только астрологии, но и прочим ремеслам и наукам, государственному устройству и пр., а ночью уплывшим обратно. Пан... на свирели: сделав ее из тростника, в который превратилась преследуемая им нимфа Сиринкс (Ovid. Met. I, 689, Plin. Hist. Nat. VII, 204). Об изобретении флейты см. фаб. 165, об изобретении лиры Гермесом – гомеровский гимн к нему, также Ovid. Met. II, 707, Plut. De mus., а подробную историю ее усовершенствования – Diod. Sic. III, 59, 6; трещотки связаны с корибантами, о трубе см. ниже. В Сицилии Церера: так утверждали в ее культовом центре в Генне (Diod. Sic. V, 2); обычные версии см. фаб. 147. Тиррен... трубу: cр. Paus. II, 21, 2. Приводимая Гигином история из других источников неизвестна. Cын Тиррена Гегелей принес трубу в Аргос, научил играть на ней вернувшихся в Пелопоннес дорян-Гераклидов и воздвиг храм Афины Сальпинги (Трубы). Геркулеса: от Омфалы; другие генеалогии см. Нer. I, 94, Str. V, 2, 2, Xanth. Lyd. ap. Dion. Hal. Ant. Rom. I, 28. Тирреновым напевом: tyrrhenum melos, τυῤῥήνων μέλος, окончание ямбического триметра, ср. Aesch. Eum. 567, Soph. Ai. 17, Eur. Phoen. 1377, Verg. Aen. VIII, 526. Трубачи: по конъектуре Ставерена гортинцы (ср. Serv. Aen. VII, 716. Африканцы... Бел: полуграмотная выдумка латинского происхождения, так как латинское слово bellum, война, производится от греческого имени Бел, ср. Сassiod. Var. I, 30, 5.

{В тексте: «Гиппофой, сын Керкиона: из Аркадии (см. о нем Paus. VIII 5, 4; 45, 6)»; в издании 2000-го года было «Гиппофой, сын Керкиона: точнее внук.».}

{В тексте: «существовало 6 статуй работы Дедала»; в издании 2000-го года было «существовало 7 статуй работы Дедала», список замыкала статуя «Зевса Гипсиста в Спарте».}

275. В каждом населенном пункте хранились сведения о его мифическом или историческом основателе (который часто, но не всегда, был и эпонимом). Ктисисы, т. е. основания городов, являлись одним из древнейших и популярнейших типов мифографических сочинений, однако настоящий каталог, как и последующий, является результатом раннесредневековой переработки и пестрит ошибками. Зевс... Фивы: Индия названа вместо Египта (ср. фаб. 133). Египетские Фивы обычно считались основанными Осирисом (Diod. Sic. I, 15, 1), но греки иногда называли их Диосполисом, городом Зевса. Согласно Нонну, их основал Агенор, отец Кадма, основавшего беотийские Фивы (IV, 265). Кормилицы Фиваиды: неизвестна; согласно Диодору (I, 47, 1) в египетских Фивах были похоронены некие наложницы (παλλάκιδες) Зевса. Минерва Афины: эпитоматор смешивает эпонима и основателя. Эпаф: фаб. 149. Аркад: фаб. 176. Аполлон... Арны: Арна – мифическое название Херонеи (Β 507, Paus. IX, 40, 5, Str. IX, 2, 34), основанной Хероном, сыном Аполлона и Арны, дочери Эола. Элевсин: фаб. 147. Дардан: Υ 215, Apld. III, 12, 1 и др. Аргос: смешение эпонима и основателя. Ср. фаб. 143. Кадм: фаб. 178. Персей... Персеиду: имеется в виду Персей, сын македонского царя Филиппа V, построившего Персеиду и назвавшего ее в честь своего сына (T. Liv. XXXIX, 53). Кастор и Поллукс ... Диоскориду: скорее всего, опять ошибка, вызванная смешением эпонимов и основателей (Диоскорида, совр. Сухуми, основана в историческую эпоху); однако нельзя отрицать, что в самой Диоскориде могли говорить, например, о высадке Диоскуров на этом месте во время плавания аргонавтов. Мед: фаб. 27. Камир ... Камир: а его братья Линд и Иалис — Линд и Иалис; они были не сыновьями Гелиоса, а внуками (sch. Pind. Ol. VII, 71, Diod. Sic. V, 56). Либер: фаб. 133. Эфира: Eum. Cor. F 1 Kinkel, sch. Ap. Rhod. IV, 1212. Сардон: Roscher W. H. D. Ausführliches Lexicon der griechischen und römischen Mythologie, s. v. Кинир... Смирну: Смирна, дочь Кинира, и Смирна, город Эолиды в Малой Азии, названный по имени амазонки Смирны (Str. XIV, 1, 4), не связываются нигде, кроме настоящего места. Кинир основал храм Афродиты в Пафосе (Tac. Hist. II, 3, Hesych. s. v. Κινύρας). Персей: Paus. II, 15, 4, Apld. II, 4, 4 и др. Согласно Павсанию, Персей построил город на том месте, где, мучимый жаждой, нашел большой гриб (греч. μύκης), напился и назвал город в его честь. Семирамида: фаб. 240.

276. Что поделаешь с человеком, – пишет Роуз, – который Мавританию, Египет и Сикион считает островами, а Кипр, как получается, помещает посреди материка? Происхождение фабулы неизвестно. По мнению Шмидта, она восходит к Эратосфену. Цифры в рукописи безнадежно испорчены. Форма островов, напротив, указана верно. Пропущены все крупные острова вдоль малоазиатского побережья, кроме Родоса; Кикладских островов можно назвать значительно больше.

277. В первоначальном варианте книги, до того, как были интерполированы списки основателей и островов, настоящая фабула являлась окончанием фабулы 274. Греческие буквы в рукописи, конечно, перепутаны. Предание об изменениях греческого алфавита в какой-то степени отражают реальные процессы его становления, например, различия между западной и восточной версиями (реформа сицилийца Эпихарма). Как пишет Плиний (Hist. Nat. VII, 192), после того, как буквы изобрел египтянин Геллий, а Кадм (Her. V, 58) принес их в Грецию, их было 16; Паламед добавил тету, кси, фи и хи, а Симонид – дзету, эту, пси и омегу; согласно Аристотелю (Plin. loc. cit.), букв сначала было 18, а Эпихарм добавил тету и хи. Среди изобретателей букв называют также фиванца Лина, учителя Геракла, и Кекропа (Diod. Sic. III, 67, Tac. Ann. XI, 14). Меркурий: Гермес отождествлялся с египетским Тотом, покровителем письменности. Паламед: Филострат (Her. 33, 10, cp. Suda s. v. Παλαμήδης) приписывает Паламеду также изобретение счета, мер веса, календаря и игры в кости. Эвандр: Dion. Hal. Ant. Rom. I, 31, Serv. Aen. VIII, 53 и др. Этрускам буквы принес коринфянин Демарат (Tac. loc. cit. и др.). Кармента: латинская богиня, помогающая при родах и предсказывающая судьбу, сестра Постворты и Антеворты (Последующей и Предыдущей), в честь которой праздновались Карменталии 15 января; она отождествлялась с аркадской нимфой, матерью Эвандра (Ovid. Fast. I, 461, I, 615, Serv. Aen. IV, 518, VIII, 333, A. Gell. XVIII, 16, Plut. Qu. Rom, 56). О ее работе над алфавитом ср. Isid. Etym. I, 4, 1, V, 39, 11. Пятнадцать: согласно Исидору, семнадцать. Остальные ... Аполлон, играя на кифаре: вероятно, имеются в виду те знаки, которые вместе с обычными буквами использовались для музыкальной нотации. Церера: фаб. 147. Легенда о свинье из других источников неизвестна. Паруса ... Исида: Исида сама говорила об этом в составленной от первого лица надписи (т. наз. Titulus Cumanus). В своем плавании (ср. Plut. De Iside, 358a) Исида искала не Гарпократа, а убитого Осириса. Минерва: фаб. 168.





























































Написать нам: halgar@xlegio.ru