Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
[Update 4.V.2015]
РГИ: III книга ЕИ посвящена географическому описанию европейской части ойкумены от Испании через Италию, Адриатику и придунайские провинции до Мезии на Черном море. В качестве источников для III книги упомянуты: EX AUCTORIBUS: Turranio Gracile. Cornelio Nepote. Τ Livio. Catone Censorio. M. Agrippa. M. Varrone. Divo Augusto. Varrone Atacino. Antiate. Hygino. L. Vetere. Pomponio Mela. Curione patre. Caelio. Arruntio. Seboso. Licinio Muciano. Fabricio Tusco. L. Ateio. Ateio Capitone. Verrio Flacco. L. Pisone. Gelliano. Valeriano. EXTERNIS: Artemidoro. Alexandra Polyhistore. Thucydide. Theophrasto. Metrodoro Scepsio. Callicrate. Xenophonte Lampsaceno. Diodoro Syracusano. Nymphodoro. Calliphane. Timagene.
I: 3, 8. V: 50, 65, 66, 67, 70, 79. VI: 85. XI: 101. XVIII: 127. XIX: 129. XXII: 144. XXIII: 145. XXIV: 146. XXV: 148. XXVI: 149.
Латышев. |
РГИ. |
I.3. Весь земной круг разделяется на три части: Европу, Азию и Африку. Начало считается с запада от Гадитанского пролива, через который Атлантический океан входит и разливается по внутренним морям. При въезде из него [в Средиземное море] направо будет Африка, налево Европа, между ними Азия. Границами [частей света] служат реки Танаис и Нил.1) |
I.3. Весь мир2) разделяется на три части: Европу, Азию, Африку.3) Начало [этого разделения находится] на западе и в Гадитанском проливе, врываясь в который Атлантический океан разливается на внутренние моря.4) Для входящего отсюда по правую сторону находится Африка, по левую — Европа, между ними — Азия, границы — реки Танаис5) и Нил. |
1) [В этих словах выражено представление о географии вселенной, сложившееся у древнеионийских ученых ко времени Анаксимандра — Гекатея. Этой схеме предшествовало деление земли на две части, как об этом свидетельствуют намеки целого ряда древних авторов (Sорh., Trach., 100; Eur., Ion, 1356; 1585; Procop., BG, I, 12; IV, 6). Границей этих двух материков, Европы на севере и Азии на юге, считалась река Фасис (Her., IV, 45)].
2) Латинское выражение orbis terrarum (букв. «круг земель») соответствует здесь греческой ойкумене, т.е. известной обитаемой земле. О понятии orbis terrarum у римлян см.: Friedrich 1887.
3) Плиний дает наиболее распространенное в античной географии деление ойкумены на три материка (см. подробнее: Mela I, 8 и примеч. 19). По мнению А. Ризе (GLM, XIX, XLVI), автор Divisio orbis terrarum, описывавший в IV—V вв. карту или «Хорографию» Агриппы, заимствовал это вступление у Плиния (Div. 1: Terrarum orbis dividitur tribus nominibus: Europa, Asia, Lybia vel Africa; сразу за этим сказано, что это «первым из всех показал в Хорографии божествнный Август»). Э. Шведер считал сходство текстов Плиния и Div. аргументом в пользу того, что именно этими словами начиналась «Хорография» Агриппы (Schweder 1876, 42-44).
4) Имеются в виду Средиземное со всеми примыкающими к нему морями, Черное и Азовское моря. Ср. о нем ниже VI, 1.
5) Плиний несколько раз называет Танаис (совр. Дон) границей Европы и Азии (IV, 121; V, 47). Такое представление о Танаисе существовало с глубокой древности (ср.: Aeschyl. Prom. Vinct. 707-729; Herod. IV, 45). Вплоть до XVIII в. меридиан, проходивший через устье Танаиса, считался рубежом Европы и Азии (Дитмар 1958, 35-49). Танаис обычно отождествляют с Доном (Herrmann 1932, 2162-2166). Однако это верно лишь для его нижнего течения, потому что в античности и средневековье Танаисом называли Северский Донец плюс отрезок Дона ниже впадения Северского Донца (Рыбаков 1979,54). Ср. примеч. 21 к тексту Мелы.
СМОМПК-4.
I.8. 3, 3. Варрон уверяет, что Иберы, Персы и др. народы разселились по всей Испании....
УЗДИ. Л., 1970. Стр. 246. Перевод М. Сергеенко.
V.50. Луна — первый город Этрурии; она знаменита своей гаванью.
Таронян.
V.65 (IX.65). (...) Произносить другое название Рима, кроме как при таинствах религиозных обрядов, считается нечестием. Название это, хранимое в тайне во имя высшего блага и спасения государства, разгласил Валерий Соран и вскоре понес за это наказание. Здесь, вероятно, уместно сказать об одном предостережении старинной религии, установленном главным образом для того, чтобы не разглашали эту тайну: у изображения богини Ангероны, которой совершаются жертвоприношения в 12-й день до январских календ, рот перевязан и запечатан.1) (...)
1) Сохранение в тайне другого, подлинного названия Рима связано с так называемой у римлян «эвокацией» (evocatio) — «вызыванием» (чужих богов). Каждый город имел своего бога-хранителя (или богиню). Римляне при осаде городов в некоторых случаях прибегали к эвокации, при которой жрецы с особым заклинанием обращались к божеству-хранителю неприятельского (осажденного) города с предложением покинуть город и перейти в Рим, где ему будет построен храм и будет оказываться такое же или большее почитание. Поэтому римляне, опасаясь, что враги могут поступить так же, хранили в строгой тайне имя своего божества-хранителя (скрывая даже его пол). По сообщениям античных авторов (Плиния, ср.: XXVIII, 18, Плутарха, Сервия, Макробия и др.) получается, что имя божества-хранителя Рима отличалось от другого, подлинного названия Рима; многие в древности по-разному отождествляли божество-хранителя Рима с теми или иным богами (Юпитер, Луна, Ангерона, Опс Консивия), но «латинское имя самого города» (Рима) оставалось неизвестным даже самым ученым людям. Плиний (XXVIII, 18) говорит, что этот священный обряд (sacrum), т.е. эвокации, сохраняется в учении жрецов-понтификов. Сервий и Макробий (IV—V вв. н.э.) говорят о нем как об обычае древних времен.
Здесь начало § 65 (Произносить... нечестием. — ...Roma..., cuius nomen alterum dicere nisi arcanis caerimoniarum nefas habetur) переведено по принятому в изданиях тексту с конъектурой Т. Моммзена, который вносит в текст nisi (в переводе это передано: «кроме как»). Без конъектуры получается, что другое название Рима нельзя произносить (и, даже) при таинствах обрядов. Сервий (Комментарии к «Энеиде» Вергилия, к I, 277) пишет: «Подлинное название этого города (= Рима) никто, даже (vel) при священных обрядах не произносит».
Полагают, что здесь имеется в виду Квинт Валерий Соран, римский энциклопедист (предшественник Варрона, который знал его лично), занимавшийся языком, литературой, древностями, слывший образованнейшим человеком своего времени. Время его жизни — предположительно ок. 140—82 гг. до н.э. Плиний в самом конце письма-предисловия к своему труду (§ 33) говорит, что он прилагает к письму содержание (оглавление) к каждой книге, чтобы читателю легче было найти интересующее его место, и в последнем предложении пишет: «Это до меня сделал в нашей литературе Валерий Соран в книгах, которые он озаглавил „Эпоптиды"». Греческое слово «эпоптиды» означает «(женщины,) посвященные в высшую степень мистерий». Содержание этого произведения неизвестно (это — единственно точно известное название из произведений Сорана), но некоторые полагают, что в нем шла речь о тайном названии Рима. Однако здесь оно не могло быть написано, так как, в противном случае, оно стало бы известно всем, поскольку Плиний, разумеется, не один знает это произведение. Сервий (в указ. месте) сообщает: «...некий плебейский трибун (Валерий Соран), как говорит Варрон (и многие другие), дерзнувший произнести это название, был (как говорят некоторые, схвачен сенатом и) распят на кресте; (как говорят другие, он бежал из страха перед наказанием, и схваченный в Сицилии претором по предписанию сената был убит)». Плутарх (Римские вопросы, 61), по поводу запрета называть имя бога-хранителя Рима, передает: «рассказывают, что Валерий Соран жестоко погиб, из-за того, что произнес его». Тот же Плутарх (Помпей, 10) сообщает (ссылаясь на Гая Оппия), что Помпей в Сицилии (где он действовал как пропретор в 82 г. до н.э.) велел привести к себе Квинта Валерия (который здесь определяется как энциклопедист), любезно принял его, выведал у него все, что ему было нужно, и велел слугам отвести его и тотчас казнить. Во всех этих случаях имеется в виду, как полагают, один и тот же Квинт Валерий Соран, и таким образом определяется год его смерти (82 г. до н.э.).
Ангерона — древнее римское божество, значение которого неизвестно было уже самим римлянам, которые в своих предположениях идентифицировали его по-разному; некоторые, как передает Макробий (III, 9, 4), отождествляли Ангерону с божеством-хранителем Рима. И сейчас существуют различные предположения. Известно, что праздник Ангеронии (или Дивалии) в честь Ангероны справлялся 21 декабря (= в 12-й день до январских календ) и что жрецы-понтифики совершали жертвоприношения в этот день Ангероне в западной (или северо-западной) части Палатина в святилище Волупии (значение этого божества так же неизвестно). — На основании этого дня (день зимнего солнцестояния). Т. Моммзен считает, что Ангерона была богиней начала года. — Позднее на алтарь Волупии (в святилище) была поставлена эта статуя Ангероны, о которой говорит здесь Плиний и упоминают другие авторы: Ангерона, с перевязанным и запечатанным ртом, приложив палец к губам, призывает к молчанию. По-видимому, наиболее правильное объяснение дает Плиний. Среди сохранившихся изображений ее изображение не идентифицировано (хотя есть различные предположения).
Архитектура.
V.66. Ромул оставил Город при трех воротах или, если верить тем, кто говорит о многих, при четырех. Стены его при императорах и цензорах Веспаснанах, в год от основания Города 826-й, имели в окружности 13200 шагов, включая семь холмов. Город делится на 14 районов, имея 265 перекрестков (посвященных ларам). Протяжение его, считая от милевого камня [Золотого Милиария], установленного в начале Римского Форума, до отдельных ворот, которых ныне тридцать семь, составляет по прямой линии 20765 шагов;
Архитектура.
V.67. при этом двенадцать [двойных ворот] мы считаем, как одиночные, а семь, которыми больше не пользуются, в расчет не принимаем. До крайних строений с преторским лагерем от того же милевого камня через кварталы всех улиц расстояние исчисляется немного более 70000 шагов. Если добавить к этому и высоту строений, проникнешься, конечно, справедливым почтением и признаешь, что по величине ни один город во всем мире не мог бы сравниться с Римом. С востока он замыкается насыпью Тарквиния Гордого — одним из самых удивительных сооружений, ибо там, где Город более всего открыт с равнины, она доведена до уровня стен. Впрочем, Город был укреплен и высокими стенами, и крутыми холмами, если не говорить об окраинных строениях, образовавших еще много пригородов.
Таронян.
V.70 (IX.70). (...) Антиат1) сообщает, что город латинян Апиолы был захвачен царем Луцием Тарквинием, который на средства из добычи от этого города начал строить Капитолий.2) От Суррентского мыса до реки Силер Пицентская земля в 30 тысяч шагов принадлежала тускам, знаменитая храмом Юноны Аргосской, который был сооружен Ясоном.3) (...)
УЗДИ. Л., 1970. Стр. 246. Перевод М. Сергеенко.
V.70. [Плиний называет латиниензов в числе] 53 народов древнего Лация, бесследно исчезнувших.
1) См. примеч. 3 к XXXIV, 14.
2) Имеется в виду храм Юпитера на Капитолии, в Риме. Апиолы — город в южной части Лация (точное место неизвестно). Ливий (I, 35, 7) тоже сообщает о том, что Тарквиний Приск захватил Апиолы и вывез оттуда очень большую добычу, но о закладке фундамента храма Юпитера Капитолийского Ливий говорит (I, 38, 7) после всех войн Тарквиния. Дионисий Галикарнасский (III, 49) сообщает, что Тарквиний немногих оставшихся в живых и сдавшихся жителей Апиол продал вместе с прочей добычей, их детей и жен увел в плен в Рим, а разграбленный город сжег и снес стены до основания. О храме Юпитера на Капитолии см.: XXVIII, 15-16 с примеч. См. также в примеч. 1 к XXXVI, 104-108, в примеч. 2 к XXXV, 157 и примеч. 1 к XXXIV, 38.
3) Суррентский мыс (или мыс Сирен, или мыс Минервы) — так назывался полуостров (где находился город Суррент — совр. Сорренто), отделяющий Неаполитанский залив от Салернского (к югу), на территории области Кампании (к югу от Лация), заселенной с древних времени греческими колонистами. Силер, или Силар (совр. Силаро, или Селе) — река, впадающая в Салернский залив (приблизительно около середины его), в древности бывшая границей между Кампанией и областью Луканией (к югу). Кампания (или ее значительная часть) с VII до IV вв. до н.э. находилась под властью этрусков (= тусков). В 268 г. до н.э. римляне переселили часть племени пиценов, живших в области пиценов к северо-востоку от Лация у Адриатического моря, на прибрежную территорию Салернского залива (между Суррентским полуостровом и рекой Силером), которая стала называться Пицентской землей (с главным городом Пицен-тией).
Греческий культ Геры (Юноны) возник, как полагают, в Аргосе (город в области Арголиде на северо-востоке Пелопоннеса, считавшийся у греков самым древним городом Греции). Около Аргоса был Герайон — святилище Геры Аргосской, одно из самых древних святилищ Греции.
Страбон (VI, 252) тоже сообщает, что за устьем Силера (к югу от реки) находится святилище Геры Аргосской, сооруженное Ясоном. Как сообщают античные авторы, аргонавтам во главе с Ясоном (см. примеч. 1 к XXXIV, 79 и в примеч. 1 к XXXVI, 99), преследуемым колхами, пришлось возвращаться из похода долгими окольными путями; во время этих странствий они попадали во многие места Италии и вокруг нее. Ясон — фессалийский герой, и личной покровительницей его была Гера (и Афина). Но неясно, почему Ясону приписывалось сооружение у устья Силера святилища с культом Геры Аргосской. Полагают, что этот эпитет дан по городу Аргосу (т.е. Гера Аргосская) или по названию корабля «Арго». Здесь нужно также учесть, что одним из многих названий Фессалии было — «Пеласгийский Аргос» (пеласги — догреческое население Греции). К югу от устья Силера (ок. 10 км), в Лукании, находился греческий город Аполлония (в 273 г. до н.э. римляне переименовали его в «Пестум»). Обычно считают, что Аполлония была колонией, основанной городом Сибарисом (Сибарис — греческая колония в южной Италии, основанная ахейцами, из северного Пелопоннеса, и жителями Трезена, города в Арголиде, в 720 г. до н.э.; после разрушения Сибариса кротонцами в 519 г. до н.э. сибариты переселились в Аполлонию, затем основали новый город в другом месте). Но точно не известно, какими именно греками была основана Аполлония (по археологическим свидетельствам — не раньше 600 г. до н.э.). Один из почти полностью сохранившихся знаменитых храмов в Аполлонии (Пестуме), VI—V вв. до н.э., — был, как сейчас установлено, храмом Геры (который раньше считали храмом Посейдона).
Сравнительно недавно раскопками (ведущимися с 1934 г.) у устья Силера (у южного берега) открыто большое святилище Геры (в котором был храм и другие постройки). Самый ранний греческий материал относится, как полагают, ко времени не ранее середины VII в. до н.э. По вотивным глиняным изображениям установлено, что здесь был культ Геры как богини природы, дающей жизнь, т.е. в общем такой же, как и в Аргосе. Это — то самое, знаменитое (основанное Ясоном), святилище Геры Аргосской, о котором упоминают Плиний и Страбон. В связи с этим исследователи святилища Геры у Силера выдвигают гипотезу: самыми первыми колонистами (ядром), прибывшими к устью Силера, по крайней мере, в первой половине VII в. до н.э., были мореплаватели — возможно, фессалийцы (которых традиция и называет аргонавтами, поскольку Ясон был фессалийским национальным героем), которые, высадившись у устья Силера (по воле Геры), основали здесь святилище Геры и потом выбрали себе более удобное место для поселения, основав Аполлонию. Но другие исследователи считают, что нет никаких данных в пользу этой гипотезы. Если исходить из установленной датировки основания святилища, то, конечно, аргонавты и Ясон не могли основать его, поскольку они относятся к поколению, предшествующему поколению Троянской войны, т.е. приблизительно к XIII в. до н.э.
Считают, что культ великой богини-матери, покровительницы рождения и плодородия, Уни (= римская Юнона), у этрусков сложился под влиянием культа Геры Аргосской.
Агафемер. Очерк географии // Труды кафедры древних языков. Том 2 = Труды исторического факультета МГУ. Том 44. М., 2009. Стр. 179. Перевод А.В. Подосинова.
V.79. «три [острова] Стойхады названы так соседними массалиотами из-за порядка, в котором они расположены»1).
1) От греч. στοίχος — «ряд, линия, вереница».
Агафемер. Очерк географии // Труды кафедры древних языков. Том 2 = Труды исторического факультета МГУ. Том 44. М., 2009. Стр. 180. Перевод А.В. Подосинова.
VII.85. …саму Сардинию Тимей назвал Сандалиотой по форме подошвы…
Сидорович О.В. Анналисты и антиквары. М., 2005. стр. 180.
XI.101. [Марк Теренций Варрон предлагал соорудить мост между Италией и Грецией, от «каблука» до Аполлонии] он решил соединить это расстояние пешим проходом, перебросив мост.
УЗДИ. Л., 1970. Стр. 244. Перевод М. Сергеенко.
XVIII.127. Пуцинские вина созревают на скалах.
Латышев. |
РГИ. |
XIX.129. ... Города в Истрии: ... колония Пола, ныне Pietas Iulia, некогда основанная колхами;1) она отстоит от Тергеста на 105 000 шагов... |
XIX.129. ...Города Истрии,2) [имеющие право] римского гражданства: Агида, Парентий, колония Пола, ныне Пиетас Юлия, некогда основанная колхами. |
Таронян.
XIX.129 (XXIII.129). (...) Тудитан, который покорил истров, на своей статуе там сделал надпись: «От Аквилеи до реки Тития 2000 стадиев».3) (...)
1) [Мифологическая версия об основании города Полы колхами восходит к эллинистической аргонавтике (ведшей греков и преследовавших их колхов по реке Истру), представленной Каллимахом (Hypomn., fr. 104), Аполлонием Родосским, а до них, вероятно, Тимеем из Тавромения. Каллимах даже самое наименование города возводит к колхскому языку, на котором слово «полы» якобы обозначает изгнанников (см. Strabo, I, 2, 39)].
2) Легенды об основании колхами городов Пола, Олкиний и Орик (два первых находятся на территории совр. Австрии недалеко от Триеста, последний — на территории совр. Албании) являются порождением ученой поэзии эпохи эллинизма (Каллимах, Аполлоний Родосский и др.). Тогда появилась версия о том, что колхидский царь Ээт, преследуя аргонавтов, закрыл им проход через Боспор Фракийский. Поэтому они вынуждены были плыть по Истру, который одним рукавом якобы впадал в Адриатическое море (ср.: Strabo I, 2, 39). Таким образом, аргонавты смогли вернуться на родину Ясона в фессалийский город Иолк на восточном побережье Балканского полуострова. Колхи же, преследуя аргонавтов, оказались в Иллирике и Далмации и построили там названные города.
3) Истры — одно из иллирийских племен (на территории совр. Югославии), жили на полуострове Истрия (название которого сохранилось до сих пор) в северо-восточном углу Адриатического моря (на границе с Италией). Первое столкновение римлян с иллирийцами произошло в 230—228 гг. до н.э. (см.: XXXIV, 24 с примеч. 1), затем с истрами в 221 и в 183 гг. до н.э. В 181 г. до н.э. римляне основали в северо-восточном углу Адриатического моря колонию Аквилею (к западу от Истрии, к востоку от совр. Венеции) для укрепления стратегических позиций в защите от окружающих племен и борьбе с ними (Аквилея вскоре стала процветающим центром области). Сопротивление истров против основания Аквилеи привело к войне, и в 178—177 гг. до н.э. они были покорены римлянами. Но в 129 г, до н.э. потребовался новый поход против них. Победу над истрами (и другими племенами) одержал консул 129 г. до н.э. Гай Семпроний Тудитан (военные подвиги своего покровителя Тудитана воспел эпический поэт Гостилий в поэме «Истрийская война»). Река Титий (или Тит) была границей между либурнами, жившими к югу от истров, и далматами (к югу от либурнов, ближе к Македонии); либурны и далматы жили на территории совр. Далмации в Югославии. Титий отождествляют с совр. рекой Крка. В рукописях читается «М стадиев» (= 1000 стадиев) = 125 римских миль; в изданиях принята конъектура «ММ» — «2000» стадиев. По-видимому, Тудитан покорил и либурнов. Считают, что Плиний приводит только часть надписи. Около Аквилеи найдено два фрагмента посвятительной (по-видимому, совсем другой) надписи Тудитана (с перечислением военных побед и упоминанием о триумфе) — остатки от шести сатурнийских стихов.
Латышев. |
РГИ. |
XXII.144. ... [В Далматии] начиная от Эпидавра лежат города римских граждан... Олкиний (Olcinium), который раньше назывался Колхинием, основан колхами...1) |
XXII.144. От Эпидавра [находятся] города, [имеющие право] римского гражданства: Ризиний, Акруий, Бутуан, Олкиний, который прежде назывался Колхинием, основанный колхами. |
1) [Иначе Улкиний (Ulcinium), упомянут у Liv., XLV, 26; ср. Рtоl., Geogr., II, 17, 5. Предание об основании его колхами восходит к той же эллинистической версии аргонавтики, которая приписывала колхам основание Полы и заселение Апсиртидских островов (схол. к Apoll. Rhod., IV, 507)].
Латышев. |
РГИ. |
XXIII.145. ... На берегу [Иллирии] стоит город Орик (Oricum), основанный колхами...1) |
XXIII.145. А на берегу [Адриатического моря] находится город Орик, основанный колхами.2) |
1) [Греческий ’Ώρικον (современное Ericho); легенду об основании его колхами подтверждают Псевдо-Скимн, 440, и Аполлоний Родосский, IV, 12 сл.].
2) В стихах Каллимаха, сохраненных Страбоном (I, 2, 39), утверждалось, что Пола на языке колхов означает город «изгнанников». Легенда об основании Орика колхами отразилась также в «Периэгесе» Пс.-Скимна (440) и в «Аргонавтике» Аполлония Родосского (IV, 12 и след.).
Славяне.
XXIV.146. С тыла карнов и япидов,1) где несет себя великий Истр, с ретиями2) граничат норики...3) с нориками граничат озеро Пейсо,4) [и] пустынные земли бойев;5) однако они уже заняты6) колонией божественного Клавдия Сабарией7) и городом Скарабантия Юлия.
1) Япиды — иллирийско-кельтское племя, жившее на территории, примыкавшей с запада к совр. Хорватии.
2) Ретии (реты) — население пров. Реция, приблизительно соответствовавшей совр. швейцарскому кантону Граубюнден и прилегающим к нему с севера областям.
3) Норики — население пров. Норик, располагавшейся в Верхнем Подунавье и занимавшей большую часть совр. Австрии.
4) Лучшие рукописи (ADFRdEa). дают форму peiso. Чтение контаминированных кодексов pelso (из хороших ему следует только е) попало также в издание Детлефсена и учитывалось Моммзеном; Шафарик, приняв его за основу (Славянские древности, 1,4.1, 104), предложил славянскую этимологию — pelso <* pleso. Это не может служить доказательством присутствия славян в Верхнем Подунавье в I в.н.э., поскольку pelso является явным позднейшим искажением правильной исконной формы peiso. Лингвистическую критику этимологии дал Л.А. Гиндин (К хронологии и характеру славянизации, 59-60).
5) Бойи — кельтское племя. Их восточная группа достигала вначале совр. Богемии и Силезии, а в 58 г. до н.э. переселилась в Норик и Паннонию (территория которой ограничивалась Восточными Альпами, Дунаем и Савой). Отсюда часть бойев (гельветы) мигрировала в Галлию. Оставшиеся были уничтожены даками во времена Августа. Информация Пл. («пустынные земли бойев») в данном случае относительно актуальна.
6) заняты — в оригинале habitantur, букв. «обитаемы, населены». Употребление этого глагола подчеркивает, что область уже довольно хорошо обжита, освоена римлянами. Следы материальных культур, связываемых со славянским этногенезем, для этого времени в Паннонии не обнаружены (Седов. Происхождение, 53 и сл., с литературой и картой на с. 54).
7) В соответствии с надежной традицией (ADFRdEa) настаиваем на форме Sabaria, отвергая принятое рядом издателей искаженное чтение Savaria. Следовательно, данный микротопоним не может быть сопоставлен с этнонимом «северяне» (ср. сходные попытки толкования этнонима Σαύαροι Птолемея: Ptol. Geogr. III.5.9.).
Славяне.
XXV.148. ...другая река, Бакунтий, в Саву <…> впадает у города Сирмия,1) где община сирмиентиев и амантинов. Оттуда в 45 [милях] Таурун. где Сава смешивается с Данувием. Выше впадают Вальдас, Урпан,2) сами также3) небезызвестные.
1) Сирмий — совр. Сремска Митровица в Югославии.
2) Разночтение Urbanus могло возникнуть под влиянием более поздней формы этого гидронима Vrbas или отражать общую тенденцию к озвончению глухого согласного в такой позиции. Нидерле (Niederle. Starožitnosti, I, 150) считал его славянизированным иллирийским (?) названием. Такая этимология вызывает сомнения (см.: Гиндин. К хронологии и характеру славянизации, 61-62). Локализация Пл. этого гидронима на границе Паннонии и Иллирика (Далмации) также не дает оснований для его славянской атрибуции (см. коммент. 10). В оправдание мнения о столь раннем присутствии славянской топонимики на данной территории Нидерле предложил гипотезу об инфильтрации в Подунавье небольших групп славян еще до начала их широкого расселения в этих местностях. Эти-то отдельные островки — форпосты славянства якобы и оставили ряд топонимов, зафиксированных античными письменными источниками, в частности Пл. Хотя в последнее время эта точка зрения была поддержана О.Н. Трубачевым, она вряд ли может быть признана удачной (см.: Погодин. Из истории, 29; Łowmiánski. Początki, II, 23-27): теоретически допускаемой возможности функционирования и закрепления в подобных ситуациях в иноязычной среде таких топонимов и их модификаций недостает практической фундированности на разнообразном и конкретном языковом материале (ср. ко всему: Развитие этнического самосознания, 30, примеч. 10).
3) сами также — в латинском тексте употреблено выражение et ipsi — «и эти сами (сами, те же самые)».
Латышев. |
РГИ. |
XXVI.149. К Паннонии примыкает провинция, называемая Мезией и спускающаяся вместе с Дунаем до самого Понта... В ней живут дарданы, келегеры, трибаллы, тимахи, мезы, фракийцы и по соседству Понта скифы...1) |
XXVI.149. К Паннонии прилегает область, которая называется Мезия, спускающаяся вместе с Данубием к самому Понту. В ней [живут] дарданы, келегеры, трибаллы, тимахи, мезийцы, фракийцы и граничащие с Понтом скифы.2) |
1) [К Нижней Мезии (деление этой провинции на две части, Верхнюю — западную и Нижнюю — восточную, введено было при императоре Домициане в 86 г. н.э., см. RE, XV, 2, 2378), относилась та часть скифской земли, которая была расположена к юго-западу от устья реки Дуная и заселена переселенцами из-за рек Тиры и Истра; она, как об этом говорит Страбон (VII, 4, 5), причислялась к так называемой Малой Скифии (μικρ Σκυθία)].
2) Ср. об этом подробнее ниже IV, 44, 80 и примеч. 88.
Архитектура – Архитектура античного мира. М., 1940. «Новые переводы для настоящего сборника исполнены С.А. Аннинским (…большая часть отрывков из … Плиния…)… Прочие новые переводы исполнены составителями {В.П. Зубов, Ф.А. Петровский}».
Латышев – В.В. Латышев. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Вестник древней истории, 1949, №2.
РГИ – Подосинов А.В., Скржинская М.В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. М., 2001.
Сидорович О.В. Анналисты и антиквары. М., 2005.
Славяне — Свод древнейших письменных известий о славянах. Том I (I–VI вв.). М., 1994. Перевод: Ф.В. Шелов-Коведяев.
СМОМПК-4 – К. Ган. Известия древних греческих и римских писателей о Кавказе // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 4. Тифлис, 1884.
Таронян – Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. Пер. с латинского, предисловие и примечания Г.А. Тароняна. М., 1994.
УЗДИ — Ученые земледельцы древней Италии. Л., 1970.
Написать нам: halgar@xlegio.ru