Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Плиний Старший
Естественная история

Книга тринадцатая

(Компиляция переведенных фрагментов)

II: 14, 16. IV: 22. VI: 26, 27. VII: 28, 29. IX: 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49. XI: 53. XVII: 60, 61.
XX: 67. XXI: 68, 69, 70. XXII: 71, 72, 73. XXIII: 74, 75, 76, 77. XXIV: 78, 79, 80. XXV: 81. XXVI: 82, 83. XXVII: 84, 85, 86, 87, 88, 89.
XXIX: 91, 92, 93, 94, 95. XLIII: 126. XLVIII: 135. LI: 140.


Восток.

II.14. <...> И отдельные сами по себе соки представляют собой знаменитые умащения: прежде всего малобатр, <...>


Восток.

II.16. Здесь уместно будет вспомнить о 9 видах указанных нами трав, которыми подделывают индийский нард1) <...>


1) XII, 43 сл.


Перевод Г.М. Севера.

IV.22. Мы знаем, что умащаются даже подошвы ног, чему принцепса Нерона, как говорили, научил М. Отон; каким образом, хотел бы я знать, благовоние в состоянии ощущаться и доставлять какое-то удовольствие, [будучи] на этой части тела? От некоторых лиц известно, что он также умащал благовонием стены банного помещения; принцепс Гай1) умащал стенки ванны; а чтобы такое не казалось привилегией принцепсов, позднее так делал один из рабов Нерона…


1) [Принцепс Гай.] Калигула.


Евреи

VI.26. Но более всего славится Иудея пальмами,1) о природе которых сейчас и пойдет речь. Есть они и в Европе, особенно часто встречаются в Италии, но там они бесплодны. На побережье Испании пальмы плодоносят, однако плоды их не вызревают; спелости они достигают в Африке, но мгновенно портятся.


1) Пассаж из обзора стран, где растут пальмы. В целом о пальме в античности см. Steier, PW, XX, pp. 386 sqq.; ср., в особенности, Феофраст, Исследование растений, II, 6. Превосходное качество пальм Иудеи неоднократно подчеркивается в античной литературе; см., прежде всего, Страбон, География, XVI, 2, 41, р. 763 (№ 115); XVIII, 1, 15, р. 800 (№ 121); 1, 51, р. 818 (№ 123); см. также Варрон, Сельское хозяйство, II, 1, 27 (№ 73); Диодор, II, 48, 9 (№ 59); Гораций, Послания, II, 2, 184 (№ 130); Вергилий, Георгики, III, 12 (№ 125); Павсаний, Описание Эллады, IX, 19, 8 (№ 359); Гален, О свойствах пищи, II, 26 (№ 379); Иосиф, Иудейские древности, IV, 100; IX, 7; XVIII, 31 (Фасаэлида и Архелаида).


Евреи

VI.27. Не то на Востоке: там из них делают вина, у некоторых народов — хлеб, у большинства же они служат пищей четвероногим. Поэтому их с полным правом можно назвать чужеземными: ни в Италии, ни в других землях, кроме жарких, нет дикорастущих пальм; а плодоносящие произрастают исключительно в знойных странах.


Евреи

VII.28. Пальма растет на легкой песчаной почве, по большей части щелочной. Ей нужна проточная вода, и пьет она круглый год, хотя и любит засушливые места. Некоторые считают, что навоз ей только во вред, хотя часть ассирийцев полагает, что вреда не будет, если разводить навоз речной водой. Разновидностей пальм множество, и первая из них — не выше кустарника, бесплодная, хотя кое-где она плодоносит, ветки у нее короткие, крона круглая и густолиственная. Во многих местах ее листья служат для покрытия стен, предохраняя их от плесени.


Евреи

VII.29. Существуют рощи более высоких пальм, причем из самого дерева вырастают заостренные листы вокруг ствола, наподобие гребня. Их надо считать дикорастущими, хотя, следуя неведомому влечению, они часто оказываются среди пальм, возделываемых людьми. Остальные — стройные и высокие, а кора, покрытая выступами и кругами, подобными частым ступеням, позволяет восточным народам легко взбираться на пальмы, набросив на себя и на ствол плетеную петлю, которая на удивленье быстро поднимается вверх вместе с человеком...


Евреи

IX.43. ... Четвертый вид — пальмы сандаловые, называемые так по сходству с сандаловым деревом. Говорят, на границе Эфиопии растет, самое большее, пять таких деревьев, поражающих не столько даже редкостью, сколько сладостью своих плодов.


Евреи

IX.44. После этих более всего славятся ореховые,1) мясистые и сочные; из них делают особые восточные вина, сильно бьющие в голову — отсюда и название этого плодового дерева. Но пальмы в Иудее не только многочисленны и плодоносны, там и самые знаменитые пальмы, — не те, что повсюду, а прежде всего Гиерикунтские;2) впрочем, молва идет о пальмах и в Архелаиде,3) Фазелиде4) и Ливиаде,5) долинах той же страны. Их особое достоинство составляет источаемый ими густой сок, чей вкус подобен вину, <забродившему> на сладчайшем меду.


1) Ср. наш комментарий к Варрону, Сельское хозяйство, II, 1, 27 (№73).

2) Связь пальм с Иерихоном подчеркивается также Помпеем Трогом у Юстина, XXXVI, 3,3 (№ 137); ср. также Иудейская война, IV, 486; Иудейские древности, IV, 100. Эта связь известна также из Библии (Втор., 34, 3; 2 Хр., 28, 15) и из талмудической литературы; ср. Löw, op. cit. (выше, с. 489), II, р. 308, прим. 1.

3) Об Архелаиде, находившейся к северу от Иерихона, см. Abel, II, р. 249; Avi-Yonah, op. cit. (выше, с. 472), р. 120. Она локализуется в Хирбет Ауджа эт-Тахта. Архелаида была названа по имени ее основателя; см. Иудейские древности, XVII, 340. Иосиф сообщает о пальмах как в Архелаиде, так и в Фасаелиде, в Иудейских древностях, XVIII, 31: τήν τ’εν τω πεδίω Φασαηλίδα και Άρχηλαίδα, ενθα φοινίκων πλείστη φύτευσις και καρπος αυτων αριστος [и расположенные на равнине Фасаелиду и Архелаиду, где в изобилии растут пальмы, приносящие наилучшие плоды].

4) О Фазелиде см. Schürer, II, р. 204; Abel, II, pp. 408 sq. Она локализуется в Хирбет Фасай'иджль, к северу от Архелаиды; см. L. Mowry, Biblical Archaeologist, XV (1952), pp. 31 sq.; G. Harder, ZDPV, LXXVIII (1962), pp. 54 sqq. Она была основана Иродом и названа в честь его брата Фасаела; см. Иудейские древности, XVI, 145; Иудейская война, I, 418. О ее пальмовых рощах см. Иудейские древности, XVIII, 31; Иудейская война, II, 167: και τους εν Φασαηλίδι φοινικωνας κατέλιπεν [и оставил пальмовые рощи в Фасаелиде].

5) Ливиада, названная в честь императрицы Ливии, была основана Иродом Антипой в Перее в том же месте, что и Бетарампта. Иосиф (Иудейские древности, XVIII, 27; Иудейская война, II, 168, 252) называет ее Юлиадой, в честь имени, принятого императрицей. Евсевий (см. Onomasticon, р. 48 (ed. Klostermann)) и Птолемей (см. География, V, 16, 9 (№ 337)) называют это место Ливиадой. О его локализации см. Avi-Yonah, op. cit. (выше, с. 472), р. 166; Harder, op. cit. pp. 60sqq. Паломник Феодосий, живший в шестом веке, сообщает о тамошних пальмах: Civitas Leviada trans Jordanen habens de Hiericho milia XII ... ibi habet dactalum Nicolaum majorem [Город Левиада за Иорданом, отстоящий от Иерихона на двенадцать тысяч двойных шагов... там есть большая Николаева пальчиковая пальма]; см. Феодосий Пилигрим, р. 145 (изд. Geyer).


Евреи

IX.45. Плоды Николаевой пальмы, принадлежащие к тому же виду, не такие сочные,1) но отличаются величиною: в длину лежащие рядом четыре плода составят локоть. Есть и другие, менее красивые, но по вкусу — сестры ореховых <ягод>, названные зато адельфидами <т.е. сестренками> и почти столь же сладкие, но все же не такие. Третий сорт из этого вида — патеты: они так и брызжут соком, и даже на родном дереве, словно в точиле, лопаются от его преизбытка.


1) Об этой разновидности пальм, названной в честь историка Николая Дамасского, который, если верить Афинею, послал их Августу, см. Пир софистов, XIV, 66, р. 652 А = Jacoby, F. Gr. Hist., II, A 90, Τ 10a: περι δε των Νικολάων καλουμένων φοινίκων ... των απο της Σνρίας καταγομένων οτι ταύτης της προσηγορίας hξιώθησαν υπο τοy Σεβαστοy αυτοκράτορος ... Νικολάου του Δαμάσκηνου εταίρου οντος αντω και πέμποντος φοίνικας συνεχως [О финиковых пальмах, называемых Николаевыми ... ввозимых из Сирии, что своим названием они обязаны императору Августу ... Николай Дамасский был его другом и все время посылал ему финики]. См. также Плутарх, Застольные беседы, VIII, 4, 1, р. 723 D; Феодосий, loc. cit.; Исидор, Этимологии, XVII, 7,1; Descriptio Orbis Terrae ( IV в. н.э. ), см. Archiv für lateinische Lexikographie und Grammatik, XIII ( 1904), p. 552 (ed. T. Sinko): Nicolaam itaque palmulam<invenies> in Palaestines regio<nis> loco, qui sic vocatur Hiericho [Ну, а Николаеву пальму <ты найдешь> в том месте обла<сти> Палестины, которое зовется так: Иерихон] (= ed. Rouge, XXXI, p. 164). Ср. также S. Lieberman, JQR, NS XXXVII (1946—1947), pp. 51 sq.


Евреи

IX.46. Особая разновидность рода менее сочных пальм — это дактилида <т.е. пальчиковая пальма>: у нее изящно удлиненные плоды, иногда слегка изогнутые. Те из <пальмовых плодов>, какие мы жертвуем в честь богов, иудейский народ, известный своим презрением к божествам,1) называет хидейскими.


1) Это единственное у Плиния замечание о евреях и об Иудее, бесспорно отдающее антисемитизмом. Выражение contumelia numinum [презрение к божествам] см. также у Плиния Младшего, Панегирик императору Траяну, 11, 2. {Разумеется, высказывания типа «все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 95:5) к делу не относятся. OCR}


Евреи

IX.47. По всей Фиваиде и Аравии пальмы сухие, с высокими и тонкими стволами, а от постоянного иссушающего зноя они покрыты скорее панцирем, нежели корою. В самой Эфиопии кору размалывают — настолько она сухая — и как из муки замешивают из нее хлеб. Растут эти пальмы кустом, ветви у них в локоть длиной, листья довольно широкие, плоды круглые, размером побольше яблока; называют их койками. Созревают они за три года, и на ветвях всегда есть плоды, причем следующий появляется прежде, чем созреет предыдущий.


Евреи

IX.48. В Фиваиде собранные плоды, чтобы сохранить их благоухание, тотчас помещают в глиняные кувшины. В противном случае плоды тут же выдыхаются и увядают, пока их снова не разогреют в печи. Из всех остальных видов плебейскими считаются сирийские пальмы и те, что зовутся трагемата <т.е. лакомство>. А пальмовые плоды, растущие в другой части Финикии и Киликии, мы называем туземным именем "желуди".


Евреи

IX.49. Их тоже существует множество разновидностей. Отличаются они друг от друга по форме: одни скорее округлые, другие продолговатые, а также цветом: одни скорее черные, другие красные. Говорят, что по разнообразию окраски они не уступают фикусу, но особым успехом пользуются плоды белого цвета. Размеры их тоже разнятся: многие достигают локтя длиной, а некоторые не больше боба. Лучше всего хранятся плоды пальм, растущих на соленых и песчаных почвах, как например, в Иудее и в африканской Киренаике, но не в Египте, на Кипре, в Сирии, Селевкии и Ассирии; вот почему там их используют для откорма свиней и другого скота.


Таронян.

XI.53. Сама древесина кедра долговечна, поэтому из нее   обычно делали и изображения богов: из кедрового дерева сделан находящийся в Риме в храме Сосиев Аполлон, привезенный из Селевкии.1) (...)


1) См. примеч. 8 к XXXV, 99.


Таронян.

XVII.60. В Египте есть и персея,1) особого рода дерево, похожее на грушевое, и не сбрасывающее листьев. (...)


1) Персея — persea, конъектура на основании Теофраста (О растениях, IV, 2, 5 и др., откуда Плиний и заимствовал описание); в рукописях — persicum. Персею сейчас идентифицируют как Mimusops Schimperi (Мимусопс Шимпера, один из многочисленных видов семейства сапотовых); некоторые — как Cordia myxa L. (фр. sebestier, из семейства Borraginacées; соответствующие русские названия не удалось найти), см.: P. Fоurnier. Notulae Plinianae. RPh, 1949, pp. 53-56.


Таронян.

XVII.61. Древесина ее по качеству, крепости и черноте ничем не отличается от лотоса. Из нее тоже обычно делали изображения.1) (...)


1) Лотосом в древности называли (помимо цветка лотоса) также совершенно различные деревья, как сейчас идентифицируют их: унаби (ююба, Zizyphus Iuiuba Mills, из семейства крушиновых), каркас (каменное дерево, Celtis occidentalis — цельтис западный, из семейства ильмовых), хурма (Diospyros, из семейства эбеновых). В данном случае, как считают, имеется в виду хурма, около 10 видов которой дают черное, или эбеновое дерево (из эбенового дерева и сейчас изготовляют духовые инструменты, а Плиний в XIII, 104-106, описывая дерево лотос в Африке, сообщает, что у него древесина — черная и что из нее делают флейты).


Таронян.

XX.67. (...) Получается гумми и из саркоколлы, — так называется   дерево и гумми, — очень нужное для живописцев и медиков, похожее на самый мелкий помол фимиама, и потому белое лучше, чем рыжее. Цена его — как указанная выше.1) (...)


1) Выше, в § 66, Плиний пишет о гумми, получаемом из египетской акации (Aegyptia spina), — спины, см. примеч. 2 к XXXVI, 89, — которое считается самым лучшим; цена его — 3 денария за фунт. — Сейчас гумми из различных видов акаций называется гуммиарабик.

Саркоколла (sarcocolla = греч. σαρκοκόλλα) — точно не идентифицированное дерево. В XXIV, 128 Плиний пишет, что некоторые считают и саркоколлу (в данном случае — гумми) соком акации (spinae lacrimam, букв.: «слезой спины»); она похожа на мелкий помол фимиама. Диоскурид (III, 85) сообщает, что саркоколла — это сок дерева, растущего в Персии (она похожа на тонкий помол фимиама и т. д.). Некоторые идентифицируют дерево саркоколлу как персидскую Penaea sarcocolla (в словаре Лиддел-Скотта саркоколла идентифицируется как Astragalus fasciculifolius).

Во всяком случае, ясно, что гумми-саркоколла применялась для приготовления клеевых красок.


ВДИ 3-46. [ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУМАГИ1)]

Борухович

XXI.68. (21) Мы еще не переходим к рассказу о болотных растениях и речных кустарниках;2) однако, прежде чем расстаться с Египтом, надлежит поговорить о природе папируса, ибо с употреблением бумаги стоит в теснейшей связи культурная жизнь, а также, само собой разумеется, память о событиях.

XXI.68. …Прежде чем мы оставим Египет,  необходимо сказать и о природе папируса, так как вся человеческая культура (humanitas vitae) полностью основана на использовании харты, и уж во всяком случае — историческое предание.

1) Важнейшие пособия: Th. Birt, Das antike Buchwesen, Berlin, 1882, стр. 50 сл., 223 сл.; R. Wünsсh, статья «Charta» в RE, 111, стр. 2185 сл.; К. Dziatzkо, Untersuchungen über ausgewählte Kapitel des antiken Buchwosens, Leipzig, 1900, стр. 26 сл.; стр. 58-103 содержат латинский текст, немецкий перевод и комментарий к настоящему отрывку; G. Lafage, статья «Papyrus» у Daremberg-Saglio, Dictionnaire des antiquités grecques et romaines, IV, стр. 319 сл., H. Blümner, op. cit., I, 2. Aufl., 1912; остальную литературу см. у Blümner'a.

2) О болотных растениях вообще Плиний говорит ниже, начиная с § 135; здесь он предпринимает краткий экскурс о папирусе, в связи с тем, что непосредстгенно раньше он говорил о растениях Египта.


ВДИ 3-46.

Борухович

XXI.69. М. Варрон говорит, что бумага изобретена в эпоху побед Александра Великого и основания Александрии.1) До того времени бумаги в употреблении не было; сначала писали на пальмовых листьях, затем на лубке некоторых деревьев. Потом начали изготовлять документы публичного значения на свинцовых свитках, а вскоре также частные документы на холсте2) и на вощеных дощечках. Что даже раньше Троянской войны были в употреблении письменные дощечки (pugillares), об этом мы читаем у Гомера, а когда он творил, не существовало самой земли, которую мы представляем себе как нынешний Египет, между тем как вся бумага3) растет в его Себеннитском и Саитском номе;4) земля эта была позже намыта Нилом,

XXI.69. Как сообщает Варрон, харта была открыта после победы Александра Великого — после того, как в Египте была основана Александрия. Прежде не употребляли харты и вначале писали на пальмовых листьях, затем на коре некоторых деревьев. Позже общественные документы стали записываться на свитках из свинца; затем и для частных документов начали применять льняные ткани и восковые таблички. Последними пользовались еще до Троянской войны, как видно из Гомера, который даже не знает земли, называемой Египтом, — тогда как в Себеннитском и Саисском номах его сосредоточено все производство харты. Эта земля была лишь позже намыта Нилом.

1) О древности изготовления бумаги из папируса в Египте см.: Dziatzkо, op. cit., стр. 6, прим. 4 и стр. 7. Иератические тексты на папирусе появляются уже в III тысячелетии до н.э. В Греции бумага из папируса стала употребляться со времени Псамметиха, т. е. в VII в. Сообщение Варрона Dziatzko признает хотя и преувеличенным, но по существу верным в том смысле, что только со времени первых Птолемеев бумага из папируса получила широкое распространение также вне Египта. См. Dziatzko, op. cit., стр. 37 и 52; Blümner, op. cit., стр. 315, прим. I.

2) Сообщение об употреблении свинцовых свитков для записей публичного характера основывается, повидимому, на определенном предании, правильность которого мы теперь не можем проверить;напротив, мы располагаем определенными данными о холщевых свитках у римлян (Dziatzкo, op. cit., стр. 69 и прим. 2). О libri lintei ad Monetam говорит Ливий (IV, 7,12); ср. также X, 38,6 (liber vetus Jinteus с частными сакральными записями).

3) Здесь Плиний употрзбляет название продукта (charta — бумага из папируса) вместо растения, из которого этот продукт изготовляется.

4) Как говорит сам Плиний (N. Н., V. 48), многие отожествляли Египет с Нильской дельтой, которая в эпоху Гомера еще не существовала, но была намыта рекою позднее. Саисский и Себеннитский номы находились на дельте; своим манерным и сложным способом выражения Плиний хочет сказать, что поскольку в то время не существовало еще дельты, не существовало также и бумаги, так как папирус растет в Себеннитском и Саитском номах, находящихся на дельте.


ВДИ 3-46.

Борухович

XXI.70. поскольку, как сообщал Гомер, от острова Фара, соединенного ныне мостом с Александрией, суша находилась на расстоянии дня и ночи пути на парусном судне. Тот же Варрон сообщает, что в скором времени, благодаря соперничеству между царями Птолемеем и Евменом в устройстве библиотек, когда Птолемей стал удерживать бумагу для себя, в Пергаме был изобретен пергамент.1) Позже использование этого предмета, на котором основано бессмертие людей, снова сделалось общераспространенным.

XXI.70. Действительно, Гомер сообщает, что остров Фарос, ныне связанный посредством мола с Александрией, был удален от земли на расстояние, которое корабль под парусами может преодолеть за сутки.

Затем, вследствие возникшего соперничества в расширении библиотеки между царями Птолемеем и Эвменом, когда Птолемей стал запрещать вывоз харты, были изобретены в Пергаме кожаные книги, как сообщает Варрон. Позже везде распространилось употребление материала, на котором основано человеческое бессмертие.

1) Имеются в виду, очевидно, Эвмен II Пергамский (197—159 гг. до н.э.) и из Птолемеев либо пятый, Эпифан (201—181), либо шестой, Филометор (181—146). Запрещение вывоза бумаги из Египта Птолемеем дало толчок к усовершенствованию кожи, уже раньше употреблявшейся в Передней Азии в качестве материала для письма. Однако пергамент вследствие своей дороговизны и ограниченности производства не мог конкурировать с бумагой из папируса.


ВДИ 3-46.

Борухович

XXII.71. (22) Итак, папирус1) растет в болотах Египта или в стоячих водах Нила, где они, разлившись, застаиваются, причем глубина потока не превышает двух локтей; его корень растет криво, толщиной бывает в руку, стебель трехсторонний, в длину не более десяти локтей, утончающийся к концу, с верхушкой в форме тирса, каковая не имеет семян и служит только своим цветком для украшения венками статуй богов.

XXII.71. Папирус растет в болотах Дельты, или в стоячих водах Нила, которые образуются, когда река выходит из берегов — там, где глубина не превышает двух локтей. Корень его, толщиной в руку, тянется вкось в землю. Ствол, имеющий треугольное сечение, не выше 10 локтей в высоту, становится тоньше к вершине. Верхушка ствола напоминает тирс. Никаких семян в ней нет, используется она только как цветок для увенчивания богов.

1) Описание папируса почти дословно взято из Теофраста, Hist. plant., IV, 8, 3, 4.


ВДИ 3-46.

Борухович

XXII.72. Жители пользуются его корнями как деревом и не только для разведения огня, но также для других нужных вещей из хозяйственной утвари. Из самого же папируса они плетут суда, а из лубка изготовляют паруса и покрывала, равно как одежду, также цыновки и веревки. Они также жуют его в сыром и вареном виде, проглатывая только его сок.

XXII.72. Жители используют корни вместо дерева, не только для очага, но и для изготовления различных сосудов. Из всего папируса они сплетают лодки, а из коры — паруса и сети, а также одежду, канаты и циновки. Они также жуют его, в сыром и вареном виде, высасывая сок.


ВДИ 3-46.

Борухович

XXII.73. Папирус растет и в Сирии вокруг озер, где имеется известный душистый тростник (аир), а царь Антигон для своего флота не употреблял иных канатов, кроме как из него, так как спарт1) еще не был распространен. Как стало недавно известно, также и папирус, растущий на Евфрате вокруг Вавилона, употребляется в качестве бумаги;2) тем не менее парфяне до сих пор предпочитают ткать буквы на материях.

XXII.73. Он растет и в Сирии, вокруг озера, где растет благовонный тростник, и царь Антигон использовал для своего флота канаты, сделанные только из папируса, так как альфа (Stipa tenacissima L) еще не была завезена. Недавно было обнаружено, что папирус, растущий по берегам Евфрата, недалеко от Вавилона, также может быть использован для изготовления харты. И все же парфяне до сих пор предпочитают писать на тканях, где ткутся узоры в виде букв.

1) Спарт, sparton или spartum, растение, особенно распространенное в Испании, известное там еще ныне под именем esparto, употреблялось для плетения канатов, циновок и т. д.

2) В настоящее время папирус в Египте не растет; в Европе он в небольшом количестве имеется в Сицилии.


ВДИ 3-46.

Борухович

XXIII.74. 12. (23) Из папируса изготовляется бумага (charta) посредством разделения его с помощью острого инструмента на тончайшие, но возможно более широкие лубковые полосы.1) Наилучшей считается сердцевина, а затем качество зависит от порядка полос. «Жреческой» издревле называлась бумага, предназначенная исключительно для книг2) религиозного содержания; лесть дала ей наименование «августовой», равно как второму сорту наименование «ливиевой» по имени его супруги; таким образом, название «жреческой» спустилось до третьего разряда.

XXIII.74. Харта изготовляется из папируса путем разделения его острием на весьма тонкие, но по возможности более широкие полосы. Вначале берутся полоски из середины, затем по порядку идут все остальные срезы. Иератической хартой издревле называется та, которая использовалась только для священных религиозных сочинений. Лесть по отношению к Августу оказалась причиной того, что ее стали называть именем Августа — так же, как второй сорт именем Ливии, его супруги. Таким образом, иератическая харта оказалась третьим сортом.

1) В латинском тексте стоит philyra, что буквально значит лубок или лыко липы. Как доказали произведенные в новое время опыты с сиракузским папирусом, описание, данное здесь Плинием, неточно.Под корой папирусового стебля находится не лубок, но сплошная клетчатая ткань, которая не разделялась последовательно на слои от периферии к центру, но разрезалась полосами, параллельно высоте треугольника, каковым являлся в сечении стебель; таким образом, полоса, равная высоте треугольника, была самой широкой; полосы в обе стороны от нее, к углам, становились последовательно все уже. Подробнее см. об этом Dziatzko, op. cit., стр. 76-79 и Blümner, op. cit., стр. 316 сл.

2) Здесь и дальше термином «книга» мы передали слово volumen, буквально: «свиток», употребляемое Плинием. Обычная для нас книга (codex), состоящая из отдельных листов, скрепленных между собою по корешку, вошла в употребление только с I в. н.э.


См. также: Антонец Е.В., Солопов А.И. Principatus medio (Plin. NH. XIII.74). К проблеме интерпретации описания производства папируса у Плиния Старшего // Вестник древней истории. 2007, № 1.


ВДИ 3-46.

Борухович

XXIII.75. Следующее место было предоставлено «амфитеатральной», названной так по месту изготовления;1) в Риме ее подхватила мастерская ловкого Фанния, которая тщательной обработкой придала ей более тонкости, из низкосортной сделала первосортной и сообщила ей свое имя; бумага, не подвергшаяся такой обработке, сохранила свой прежний ранг как «амфитеатральная».2)

XXIII.75. Следующий сорт получил название Амфитеатрика, по месту, где она изготовлялась. Ее стала ввозить в Рим и перерабатывать мастерская изобретательного Фанния. Уменьшая ее толщину путем тщательной переработки, он сделал ее одним из первых сортов с.40 из грубой и простой. Она стала носить его имя. Та же, которая не подвергалась переработке, осталась под старым названием Амфитеатрики.

1) На улице или на площади близ амфитеатра в Александрии.

2) Согласно остроумному объяснению Dziatzko, дело надо представлять себе так, что амфитеатральную бумагу массами привозили в Рим, где часть ее, вероятно лучшая, обрабатывалась в мастерской Фанния и шла в продажу как «фанниева», остальная часть продавалась в своем первоначальном качестве. Dziatzko, op. cit., стр. 79.


ВДИ 3-46.

Борухович

XXIII.76.  За ней следует саитская бумага, по имени города, где папирус родится в наибольшем изобилии, изготовленная из более мелких частей, а еще более близкой к коре папируса1) является тенеотская, названная по соседнему месту, — эта бумага продается уже по весу, а не по добротности. Бумага, называемая «купеческой», непригодна для письма и служит для обертывания бумаги же и упаковки прочих товаров, почему она получила свое наименование от купцов. После нее идет уже «папирус» в собственном смысле, и наружная его часть похожа на ситовник и пригодна разве только для канатов, употребляющихся в воде.

XXIII.76. Следующий сорт — Саитика, названная так по городу, где наблюдается наибольшее его изобилие. Она изготовляется из более грубого и низкого по качеству сырья. Та харта, которая изготовляется из частей сердцевины, наиболее близких к коре, называется Тенеотика, от названия соседнего места.2) Продается вне зависимости от качества, на вес, эмпоритика:3) ибо она не годится для письма и служит для обертки харты и товаров, поэтому-то она и названа купеческой. То, что остается после всего — внешняя часть — походит на тростник и употребляется только для изготовления канатов, да и то только таких, которые все время должны находиться в воде.

1) Плиний представляет себе лубковые слои, лежащие ближе всего к периферии стебля; надо полагать, что в действительности для тенеотской бумаги употреблялись полосы, самые узкие и наиболее удаленные от высоты треугольного сечения стебля Ср. Н. Blümner, op. cit., стр. 317, прим. 2.

8) Это географическое название упоминается у Афинея (I, 33 E). Имеется в виду место, находившееся по соседству с городом Саисом, по имени которого также назван сорт папируса.

9) Термин происходит от греческого слова эмпорос — купец.


ВДИ 3-46.

Борухович

XXIII.77. Всякая бумага изготовляется1) на доске, смоченной водой из Нила. Содержащаяся в жидкости муть действует как клей. Сначала в направлении прямо кверху на доску наклеивается полоса по возможности равная всей длине стебля папируса, причем края обрезываются с обеих сторон, затем поперечная полоса заканчивает ткань. Бумага прессуется, а листы просушиваются на солнце и соединяются между собой, причем добротность последующих листов постоянно убывает вплоть до худшего качества. В свитке их никогда не бывает более двадцати.

XXIII.77. Вообще, вся харта изготовляется на влажном столе, смоченном нильской водой. Мутная нильская вода усиливает клеящие свойства. Вначале кладется нижняя схида,2) во всю длину будущего листа папируса; выдающиеся концы обрезаются. Затем поверх нее кладется перпендикулярная ей, чем и создается “решетка”.

Прессуется вся харта при помощи пресса,3) затем харта отбивается молотом4) и промазывается клеем: сморщенная, она вновь растягивается и выравнивается молотом. Полученные листы высушиваются на солнце и соединяются между собой так, что лучшие листы склеиваются с подобными им. Качество листов ухудшается по мере приближения к концу всей скапы.5) В скапу соединяются всегда не более 20 листов.6)

1) В латинском тексте — «texitur». Из последующего, довольно трудного для понимания, описания технического процесса изготовления бумаги сразу и само по себе ясно, что основной задачей в нем было достигнуть прочного скрепления отдельных полос папируса путем накладывания их одной (с горизонтальным направлением волокон растительной ткани) на другую (с вертикальным их направлением), предварительно положенную на смоченную водой доску. Пересечение волокон на листе бумаги, получившееся после склеивания полос и дальнейшей их обработки, дает Плинию основание уподобить бумагу ткани («texitur», термины: «основа» — statumen и «уток» — subtermen). Само собой разумеется, однако, что волокна склеенных полос не переплетаются, а пересекаются. Как показывают существующие папирусы, писали на стороне с горизонтальными волокнами, по которой перо скользило гладко. Отдельные листы затем склеивались, образуя свиток (spapus), обычно состоявший из 20 листов. Детальный разбор всего описания Плиния, в который мы входить здесь не можем, читатель найдет прежде всего у Dziatzko, op. cit., стр. 80-92, также и у Blümner'а, op. cit., стр. 317-323.

10) Схида — уложенные в форме листа полоски сердцевины папируса (от греческого слова «схеде»).

11) Сцепление между слоями уложенных полосок достигалось за счет содержащегося в клетчатке сердцевины сахаристого вещества, обладавшего клейкостью.

12) Собственно — «утоньшается».

13) Скапа — стандартный свиток. Листы склеивались в скапу так, что та сторона, где филюры шли горизонтально, сворачивалась вовнутрь, а сторона с вертикальными филюрами — наружу. Писали сначала по внутренней стороне, по которой бежал калам, не встречая сопротивления (ибо шел вдоль волокон, филюр). При таком сворачивании текст предохранялся и от загрязнения. Внутреннюю сторону Вилькен назвал recto, наружную — verso. Последняя исписывалась лишь при недостатке материала.

14) Сообщение Плиния подтверждается находками папируса в Египте. Свиток мог иметь и больше 20 листов, но тогда через каждые 20 листов ставился номер.


ВДИ 3-46.

Борухович

XXIV.78. (24) Велико различие листов бумаги в ширину. 13 дюймов имеют наилучшие сорта, двумя дюймами меньше имеет «жреческая», фанниева имеет десять дюймов и одним дюймом меньше амфитеатральная, еще меньше саитская, она недостаточно широка для обработки молотком, а короткая купеческая не превосходит шести дюймов. Кроме того, в бумаге принимаются во внимание тонкость, плотность, глянец и гладкость.

XXIV.78. В ширине их наблюдаются различия: 13 пальцев1) у лучших сортов, на два пальца меньше у иератики, фанниана имеет в ширину 10 пальцев, на палец меньше — амфитеатрика, еще меньше саитика, к тому же она не выдерживает обработки при помощи молота. Что касается эмпоритики, то она имеет в ширину не более 6 пальцев. Кроме того, в сортах харты принимаются во внимание тонкость, плотность, блеск, легкость.

15) Античный палец равен 1.85 см.


ВДИ 3-46.

Борухович

XXIV.79. Первенство изменил Клавдий Цезарь. Дело в том, что августова бумага была слишком тонка, чтобы выдержать перо; сверх того, так как она пропускала насквозь написанные буквы, то приходилось опасаться грязных пятен на обратной стороне, и вообще эта бумага выглядела некрасиво вследствие своей чрезмерной прозрачности. Поэтому из второго слоя была сделана основа, из первого — уток. Клавдий увеличил также ее размер, сделав его равным футу.

XXIV.79. Порядок сортов изменил император Клавдий, ибо слишком тонкая августовская харта не выдерживала калама. К тому же, пропуская чернила (так, что буквы становились видны и с.42 на другой стороне), она заставляла опасаться, что текст сольется с текстом оборотной стороны. Да и в других отношениях она была неудобна, так как просвечивала насквозь. Поэтому, начиная с Клавдия, изготовляют “подкладку” из полос второго сорта, а “уто́к” — из первого. Он увеличил и ширину харты до фута.


ВДИ 3-46.

Борухович

XXIV.80. Размер больших форматов доходил даже до локтя, однако опыт показал тот недостаток, что при отрывании одного листа порче подвергалось несколько страниц. По этой причине предпочтение перед всеми сортами отдавалось клавдиевой бумаге, за августовой сохранилась ее репутация в качестве почтовой. Ливиева бумага удержала свое место, причем в ней ничего не было первосортного, но все второсортное.

XXIV.80. Существовал формат шириной в локоть, но он заключает в себе существенный недостаток: порча одной схиды приводит к порче многих страниц. Поэтому предпочтение отдается клавдиевой харте, тогда как августовская употребляется только для писем. Ливиана осталась на втором месте, так как качество ее всегда было второсортным.


ВДИ 3-46.

Борухович

XXV.81. (25) Шероховатость устраняетоя зубом или раковиной, однако письмо становится недолговечным, отполирования бумага впитывает меньше, а ее глянец усиливается. Часто неосторожное вначале применение влаги вызывает затем дефекты, что выявляется молотком и даже по запаху, когда обработка была недостаточно тщательна. Также и вызванные сыростью пятна заметны для глаза; но попавшая между проклейками полоса, впитывающая в себя влагу вследствие губчатости бумаги, едва ли обнаруживается иным образом, нежели тем, что буквы расплываются. Так сильно можно здесь просчитаться. Отсюда новый труд при вторичной обработке.

XXV.81. Шероховатость харты сглаживается при помощи слонового клыка или раковины, но буквы становятся расплывчатыми. Меньше впитывая в себя чернил, полированная харта больше блестит.

Часто письму мешает влага, если она была неосторожно использована в начале производства, и обнаруживается она при обработке молотом, или даже по запаху, если производство было менее тщательным.

Можно заметить глазами и пятна. Попавшая внутрь клейких веществ лента, легко впитывающая в себя влагу, вследствие пористости папируса, может быть обнаружена только тогда, когда на ней расплывется буква.

Столь много пороков может быть в харте.16) Таким образом, возникает дополнительный труд при переработке.

1) Сходные недостатки обнаруживались в опытных образцах папируса, изготовленных европейскими учеными по описанию Плиния.


ВДИ 3-46.

Борухович

XXVI.82. (26) Обыкновенный клейстер изготовляется из тончайшей муки с кипятком с ничтожной прибавкой уксуса, ибо употребляемый ремесленниками клей и гумми неэластичны. При более тщательней обработке мягкие части кислого хлеба очищают кипятком через сито. При таком способе бывает всего менее сгустков, и даже мягкость нильсксй воды оказывается превзойденной. Всякий же клей изготовляется не ранее и не позже, как за день до его употребления. (Затем бумагу простукивеют молотком и делают тоньше, слегка смазывают клейстером, а когда она снова сморщится, ее разглаживают и растягивают молотком).1)

XXVI.82. Обычный клей изготовляется из крупчатой муки и горячей воды с небольшим добавлением уксуса, ибо употребляемый ремесленниками и гумми не годятся из-за хрупкости, которую они придают харте. При более тщательном производстве прокисший хлебный мякиш с кипящей водой протирается сквозь сито. Таким образом создается минимальная прослойка клея, и даже нильская вода уступает ему по мягкости. Клей не должен выдерживаться больше или меньше одного дня.

1) Заключенная в скобки фраза, очевидно, стоит не на месте. Dziatzko переносит ее после слов «глянец усиливается».


ВДИ 3-46.

Борухович

XXVI.83. Таким образом, письменные памятники могут быть весьма долговечны. У знаменитого пеэта и гражданина Помпония Секунда1) я видел собственноручные манускрипты Тиберия и Гая Гракхов, имеющие почти двухсотлетнюю давность, а уж рукописи Цицерона, а также божественного Августа и Вергилия мы видим часто....

XXVI.83. Так создаются долговечные памятники письменности. Я видел рукописи Тиберия и Гая Гракхов у Помпония Секунда, известного поэта и славного гражданина, почти через двести лет после того, как они были написаны. Часто мы видим рукописи Цицерона, божественного Августа, а также Вергилия. …

1) Помпоний Секунд (середина I в.) — поэт и государственный деятель, покровитель юности и старший друг Плиния.


Борухович.

XXVII.84. Имеются высокой убедительности примеры, свидетельствующие против высказанного Варроном утверждения относительно харты. Так, Кассий Гемина, древнейший автор анналов, в четвертой книге рассказывает о писце Гнее Теренции, который, копая свое поле на Яникуле, нашел гроб, в котором был захоронен правивший некогда в Риме царь Нума.


Борухович.

XXVII.85. В гробу были найдены его книги. Находка эта была сделана в консульство П. Корнелия, сына Луция, Цетега, и М. Бебия, сына Квинта, Тамфила, которых от времени царствования Нумы отделяет 535 лет. Книги эти были изготовлены из харты, причем еще бо́льшим чудом было то, что они сохранились, будучи закопанными в земле. А поэтому я приведу слова самого Гемины.


Борухович.

XXVII.86. Другие удивлялись, как эти книги могли сохраниться, он же дал этому следующее объяснение. В середине ящика находился квадратный камень, обернутый со всех сторон бечевкой, покрытой воском. Поверх же камня были уложены три книги, поэтому они и не сгнили. Да еще и сами книги были пропитаны кедровым маслом, поэтому их не сгрыз книжный червь. В книгах этих излагалась пифагорейская философия. Они были сожжены Квинтом Петелием, ибо эти книги были философского содержания.


Борухович

Сидорович О.В. Анналисты и антиквары. М., 2005. стр. 123.

XXVII.87. То же сообщает и Пизон, бывший цензор, в первой книге своих комментариев, но он называет семь книг понтификального права и столько же пифагорейских. Тудитан в тринадцатой книге перечней магистратов говорит, что это был эдикт Нумы. Сам Варрон в седьмой книге своих “Человеческих древностей”, а также Антий во второй книге своего сочинения сообщают, что книг было двенадцать понтификальных на латинском языке и столько же греческих философского содержания. Он же в третьей книге цитирует постановление сената, согласно которому эти книги были сожжены.

XXVII.87. [история о Нуме и его книгах] записана Пизоном, бывшим цензором, в первой книге его комментариев.


Борухович.

XXVII.88. Общеизвестно, что Сивилла принесла царю Тарквинию три книги, из которых две были сожжены ею самой, третья же сгорела вместе с Капитолием во времена Суллы.

Кроме того, Муциан, трижды бывший консулом, сообщает, что некогда, когда он управлял Ликией, он читал письмо Сарпедона из-под Трои, написанное им на харте: письмо находилось в каком-то храме. Этому я еще больше удивляюсь, поскольку во времена Гомера Дельта Египта еще не существовала. Или же по какой причине, если использование харты тогда имело место, писали тогда на свинце или на льне? Почему Гомер сообщает, что в той же самой Ликии Беллерофонту были даны восковые таблички, а не письмо на харте?


ВДИ 3-46.

XXVII.89. Также и с этим продуктом {бумагой} случается недород, и уже в правление Тиберия бывало, что вследствие недостатка бумаги назначались из числа сенаторов уполномоченные для ее распределения; иначе в этом отношении бывал полный беспорядок.


Перевод Г.М. Севера.

XXIX.91. В горах Атласа, как говорят, произрастает лес весьма специфичных деревьев… По соседству с этим хребтом располагается Мавретания, страна, изобилующая цитром — деревом, от которого происходит помешательство на изысканных дорогих пиршественных столах.


Перевод Г.М. Севера.

XXIX.92. До нынешних дней сохранился стол, принадлежавший М. Цицерону, за который он, несмотря на свои сравнительно небольшие средства, отчего этот факт удивляет только сильнее, заплатил не меньше одного миллиона сестерциев. Упоминается также стол, принадлежавший Галлу Азинию, стоимостью один миллион сто тысяч сестерциев. С аукциона были также проданы два стола, принадлежавших царю Юбе; за первый выручили миллион двести тысяч сестерциев, за второй — немногим меньше того. Недавно был уничтожен огнем стол, оставшийся от Кетегов,1) который в свое время был продан за миллион четыреста тысяч сестерциев — цена немаленького поместья (если, конечно, найдется такой, кто заплатил бы за имение такие большие деньги).


16) [Кетегов.] Когномен в роде Корнелиев.


Перевод Г.М. Севера.

XXIX.93. Самый большой стол, о котором до сих пор было известно, принадлежал Птолемею, царю Мавретании; он был изготовлен из двух полукругов, соединенных посередине, имел диаметр в четыре с половиной фута и толщину в четверть… Больше всего в этом столе удивляло то мастерство, с которым были замаскированы сопряжения, — и которое сообщило столу ценность большую, чем если бы он представлял собой естественный цельный фрагмент древесины. Самый большой стол, изготовленный из цельного куска дерева, называется по имени Номия — отпущенника Тиберия Цезаря. Диаметр этого стола — четыре фута без трех четвертей дюйма, в толщину — полфута минус те же три четверти.


Перевод Г.М. Севера.

XXIX.94. Говоря об этом предмете, нужно не забывать, что у императора Тиберия был стол, имевший в диаметре четыре фута и два дюйма с четвертью, и в толщину — полтора дюйма; покрыт он был, однако, простым слоем шпона, а у Номия стол был целиком изготовлен из «клубня».


Перевод Г.М. Севера.

XXIX.95. Этот «клубень», собственно, — больной нарост на корнях; для изготовления столов особенно ценятся «клубни», целиком находящиеся под землей — такие встречаются намного реже тех, которые растут по земле; бывают они также на ветках. Таким образом то, что мы приобретаем за такую огромную цену, в действительности — изъян… Листвой, запахом и силуэтом ствола дерево напоминает женскую особь кипариса. Наиболее ценимую цитровую древесину поставляли из-под горы Анкорарий, в Ближней Мавретании; в наши дни этот ресурс весьма истощен.


Феофраст-прим.

XLIII.126. Император Нерон... после ночных похождений смазывал свое избитое лицо мазью из этой травы [125: thapsia], воска и ладана. На следующий день он выходил с лицом совершенно чистым, вопреки молве, которая шла о нем


Восток.

XLVIII.135. Растут даже в море кустарники и деревья, меньшие в нашем, ну а Красное море и весь Восточный океан переполнены лесами1) <...>


1) Мангровые леса.


Восток.

LI.140. Воины Александра, которые плыли в Индию,1) передали, что листва морских деревьев в воде — зеленая, а извлеченная из воды от солнца сразу же высыхает в соль и что по берегам стоят каменные тростники, очень похожие на настоящие, а в открытом море — какие-то деревца цвета бычьего рога, ветвистые и с красными верхушками, под руками ломкие, как стекло, но в огне раскаляются докрасна, как железо, а остынув, восстанавливают свой цвет.2) <...>


1) ...в Индию (in Indos) — рукописное чтение. Предлагаются конъектуры: «из Индии» или «от Инда».

2) ...деревца... цвет... — по всей видимости, колонии коралловых полипов, скелеты которых образуют коралловые рифы, атоллы и острова.


Источники

Борухович - Борухович В.Г. В мире античных свитков. Саратов, 1976.

ВДИ 3-46 – Вопросы техники в Naturalis Historia Плиния Старшего // Вестник древней истории, 1946, № 3.

Восток – Древний Восток в античной и раннехристианской традиции. М, 2007. Пер.: Г.А. Таронян.

Евреи – Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. От Геродота до Плутарха. Том первый. Введение и комментарии Менахема Штерна. Перевод под научной и литературной редакцией д.и.н. Н. В. Брагинской. Гешарим: Москва-Иерусалим, 1997.

Сидорович О.В. Анналисты и антиквары. М., 2005.

Таронян – Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. Пер. с латинского, предисловие и примечания Г.А. Тароняна. М., 1994.

Феофраст-прим — примечания к: Феофраст. Исследование о растениях.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru