Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Плиний Старший
Естественная история

Книга шестнадцатая

(Компиляция переведенных фрагментов)

[Update 4.V.2015]

РГИ: XVI книга ЕИ посвящена, в основном, диким растениям. Список источников состоит из 16 римских и 6 греческих писателей, из которых особенно известны Марк Варрон, Катон, Корнелий Непот, Гомер, Гесиод, Демокрит, Феофраст. О Феофрасте как источнике Плиния в этой книге ЕИ см.: Renjes 1893.

I: 2, 3, 4. II: 5, 6. XII: 32. XV: 36, 37. XLVI: 110. LIX:135, 137, 138. LXII: 144, 147. LXV: 159, 160, 161, 162. LXXIII: 187. LXXIV: 188, 189, 190, 191, 192.
LXXVI: 197, 198, 199, 200, 201, 202, 203, 206. LXXVII: 210. LXXIX: 213, 214, 215, 216, 217, 218, 219. LXXXI: 222, 223, 224. LXXXII: 225. LXXXIV: 229, 230, 231, 232, 233.


ДрГерм.

I.2. (Гл. 2-4.) При описании Востока мы упоминали ряд племен вблизи океана, живущих в такой же нужде.1) Но [подобные народы] встречаются и на севере, где мы видели племена, которые зовутся большими и малыми хавками (Cluucorum gentes, qui maiores minoresque appellantur). Здесь вода в Океане поднимается дважды в течение суток через равные промежутки времени и заливает огромные пространства. Прикрывая, таким образом, вечную противоположность элементов природы,2) Океан оставляет нерешенным вопрос, следует ли назвать данное место сушей или частью моря.3)


1) Т. е. в местности, где нет ни деревьев, ни кустарников.

2) Плиний имеет в виду спор двух стихий (в античном понимании этого слова) — земли и воды; заливая землю, вода как бы «прикрывает» их противоположность.

3) Речь идет об отмелях и углублениях между ними, во время прилива наполняющихся водой.


ДрГерм.

I.3. Здесь живет это убогое племя (misera gens), занимая либо высокие бугры, либо возвышения, сооруженные руками человеческими1) на уровне наибольшей высоты, которой когда-либо достигал прилив. На этих [высоких местах] расположены их хижины (casae); когда вся окрестность покрыта водой, их обитатели похожи на мореходов, плывущих на кораблях, а когда вода отступает, они становятся похожими на потерпевших кораблекрушение. Тогда они ловят вблизи своих хижин уплывающую вместе с морской водой рыбу. У них нет возможности держать скот и питаться молоком, как это могут делать их соседи; они не в состоянии даже охотиться на диких зверей, ибо возле них нет вообще никакой древесной поросли.


1) Плиний имеет здесь в виду земляные насыпи.


ДрГерм.

I.4. Из тростника и болотного камыша плетут они веревки и сети для рыбной ловли; они собирают руками ил, сушат его — более при помощи ветра, чем солнца — и употребляют эту землю1) в качестве топлива для приготовления пищи и для согревания иззябшего от северных ветров тела. У них нет никаких напитков кроме дождевой воды, которую они собирают в ямах, устроенных в преддвериях домов (in vestibulo domus).2) И эти племена, будучи ныне побеждены римским народом, еще говорят о рабстве! Но так и есть: многих судьба щадит лишь для того, чтобы наказать их.3)


1) Земля, употребляемая в качестве топлива, конечно, не что иное, как торф, который в средиземноморских странах не применялся и потому не был известен Плинию.

2) Своеобразные цистерны, и до сих пор еще встречающиеся в сельских местностях Восточной Фрисландии.

3) Несмотря на риторичность стиля и стремление представить изображаемое в виде чего-то чудесного, это описание Плиния основано на его личных наблюдениях (в 47 г. н. э.) и в общем достоверно: во времена Плиния море, повидимому, уже так далеко зашло в своем наступлении на сушу, что залило целые полосы земли, а другие засыпало песком (именно об этих песчаных отмелях и идет речь выше, ибо покрытая травой коса обычно не заливается приливом, да и рыба туда не заходит). В данном отрывке Плиний изобразил быт лишь одной ветви племени хавков — той, которая застряла на самом морском берегу, и слишком обобщил свое описание (о хавках см. еще Тацит, «Германия», 35; «Анналы», XI, 18-19; XIII, 55-56; Дион Кассий, «Римская история», LX, 30).


ДрГерм.

II.5. Другое поразительное явление представляют собою леса: они покрывают всю остальную Германию1) и увеличивают холод своей тенью; самые высокие из этих лесов находятся не очень далеко от вышеупомянутых хавков, преимущественно в окрестностях двух озер.2) Их берега покрывают дубы, которые особенно склонны быстро и буйно разрастаться. Подмываемые волнами и вырываемые с корнем ветрами, они увлекают за собой благодаря широко разветвленным корням большие куски земли, как бы островки, на которых они плывут стоя.3) Своими огромными ветвями опн похожи на оснастку корабля и потому не раз повергали в ужас наш флот. Иногда волны как бы нарочно направляли их против носа наших кораблей, стоявших ночью неподвижно; и так как [наши моряки] не знали, как защититься от них, то они вступали в морской бой с деревьями.


1) Т. е. за исключением страны хавков.

2) Плиний имеет здесь в виду озера, из которых впоследствии образовалось Зюдерзее (об озере Флево см. указатель).

3) Сообщение Плиния о лесах на болотистой торфяной почве, повидимому, совершенно достоверно: географические данные показывают, что именно в такой местности и возможно явление плавающих деревьев: комья торфа не тонут так легко, как комья земли; омываемые и разрываемые на части волнами, они однако в силу их волокнистого строения не растворяются в воде.


ДрГерм.

II.6. В той же северной стране света буйная растительная сила (robornm vastitas) девственной чащи Герцинского леса, — которая стара, как мир, и остается нетронутой в течение столетий, — своей почти бессмертной длительностью превосходит все чудеса. Оставляя в стороне многое, что показалось бы невероятным, все же можно утверждать, что переплетающиеся корни этих деревьев образуют возвышения наподобие холмов; а там, где земля не поддается давлению корней, они подымаются дугою до самых ветвей, сталкиваются с ними и, изгибаясь, образуют нечто в роде открытых ворот, сквозь которые может пройти эскадрон римской конницы.1)

1) Плиний никогда не бывал в районе Герцинского леса; упомянутый здесь военный эпизод (прохождение римского эскадрона под ветвями деревьев) следует приурочить к походу Друза в 9 г. до н. э.


Феофраст-прим.

XII.32. …[кермес] дает беднякам Испании половину податей, [выплачиваемых Риму].


Архитектура.

XV.36. Наиболее подходящим является гонт из дуба, затем гонт из других желуденосных деревьев и из бука; очень легко его делать из всех смолистых деревьев но он оказывается наименее стойким, за исключением соснового. Корнелий Непот сообщает что Рим был крыт гонтом в течение 470 лет, вплоть до войны с Пирром [275 г. до н. э.].


Архитектура.

XV.37. Во всяком случае места в нем обозначались названиями, указывающими на наличие лесов. Таковы Юпитер Фагутальский (он и ныне там, где была буковая роща), Кверкветульские ворота, холм, куда ходили за ивами [Виминальский], затем много рощ, в некоторых из них росли деревья двух пород. Диктатор Квинт Гортензий, когда плебс ушел на Яникул [286 г. до н.э.], установил в Эскулете закон: то, что велит плебс, должны соблюдать все квириты.


Лосев57.

XLVI.110. … Однако существует предание, что на острове Крите при самом спуске в пещеру Зевса одна ива в период созревания обыкновенно дает семена твердые и деревянные, величиною с горох.


Восток (не все растения приживаются в чуждых им землях или, приживаясь, не дают зрелых плодов).

LIX.135. <...> Прихотливые амом и нард не переносят перевозки и на корабле даже в Аравию из Индии; сделать это пытался царь Селевк. <...>


Латышев.

РГИ.

LIX.137. Природа устроила так, что холод вреден для лавра... У Боспора Киммерийского в городе Пантикапее царь Митридат и прочие жители всячески старались иметь лавр и мирт по крайней мере для священнослужений. Им это не удалось, а между тем другие деревья теплого климата произрастают там в изобилии — гранаты и смоковницы, а также превосходнейшие яблоки и груши. Деревьев холодного климата, как, например, сосны, ели, пихты, природа не производит в этой стране 1).

LIX.137. Для лавра [природа] сделала холод непереносимым, но на Олимпе нет более распространенного [дерева]. У Боспора Киммерийского в городе Пантикапее царь Митридат и другие жители всячески пытались вырастить лавр и мирт, несомненно, для священнослужений. Это не удалось, хотя там в изобилии растут деревья теплого климата, такие как гранаты и смоковницы, а яблоки и груши просто превосходны.1)

1) [Источником этих сведений послужил, вероятнее всего, Теофраст. См. Teophr., Hist. plant., IV, 5, 3].

1) Это пересказ известного сообщения Феофраста (Hist. plant. IV, 5, 2 и 3; III, 2, 6; IV, 5, 3) о садовых растениях в районе Пантикапея. Новым по сравнению с Феофрастом является лишь упоминание о попытках Митридата вырастить лавр и мирт. Если не считать имя Митридата вкравшимся сюда случайно, то можно утверждать, что неудачные попытки греческих садоводов V—IV вв. до н.э. приспособить к климату Керченского полуострова лавр и мирт продолжались, по крайней мере, вплоть до I в. до н.э. Античные садоводы тщательно оберегали мирт от заморозков даже в Италии (Verg. Buc. VII, 6; Plin. Ер. V, 6). Подробнее об упомянутых здесь растениях и их распространении в Северном Причерноморье см.: Mason 2008, 424-427.


РГИ.

LIX.138. В этом районе не растут деревья холодного климата: сосна, ель, пихта.


Восток.

LXII.144. Говорят, что плющ теперь растет в Азии.1) Около 440 года города Рима2) Теофраст говорил, что он не растет там, что и в Индии он растет только на горе Мерос и даже что Гарпал всячески старался посадить его в Мидии, но безуспешно, а что Александр вернулся победителем из Индии с войском, увенчанным плющом из-за его редкости, по примеру Отца-Либера3) <...>


1) ...в Азии — имеется в виду Малая Азия.

2) = 314 г. до н. э.

3) См. № 4. IV, 4, 1. Дальше, в § 145-146 говорится о трех видах плюща с их разновидностями.


Восток.

LXII.147. У одного и семя темного цвета; у другого — шафранового цвета, венки из этого плюща носят поэты, листья у него менее темные, некоторые называют его нисейским, другие вакхическим, у него среди темных видов самые большие кисти. <...>


Восток.

LXV.159. Тростником народы Востока ведут войны, тростником ускоряют смерть, оперив его, тростник снабжают острием, пагубным неизвлекаемыми зазубринами, получается и из него самого другое оружие, когда он ломается в ранах. Этим оружием затмевают само солнце. Поэтому главным образом желают тихой погоды, не любят ветер и дождь, которые вынуждают к затишью между ними.


Восток.

Латышев.

РГИ.

LXV.160. И если потщательнее подсчитать эфиопов, египтян, аравийцев, индов, скифов, бактров, столько народов сарматов и Востока и все царства парфян, то почти половина людей во всем мире проводит подвластной тростнику.

LXV.160. Если хорошенько сосчитать эфиопов, Египет, арабов, индийцев, скифов, бактрийцев, столько племен сарматских и восточных, наконец, все области парфянские, то окажется, что во всем мире почти равная часть людей живет, побежденная тростником [т. е. стрелами].

LXV.160. И если бы кто-нибудь тщательно сосчитал эфиопов, египтян, арабов, индов, скифов, бактров, столь многочисленные сарматские и восточные племена, а также все царства парфян, [то оказалось бы, что] во всем мире почти половина людей живет, побежденная тростником.1)

1) Имеется в виду использование тростника в качестве стрел.


Восток.

LXV.161. Особенная опытность в этом на Крите прославила его воителей. Но и в этом, как во всем прочем, превзошла Италия, поскольку никакой тростник не пригоден для стрел более, чем тростник в Рене, реке в Бононии, у которого больше всех сердцевины, полетный вес, против порывов ветра тоже устойчивое равновесие. Конечно, не такая же привлекательность у бельгийского тростника. Таково высокое качество и у критского, хотя всем предпочитается индийский, природа которого некоторым кажется иной, поскольку он может служить и копьем, если приделать острие.


Восток

Повесть о рождении и победах Александра Великого. М., 2006. Стр. 126. Пер. Н. Горелова.2)

LXV.162. Ну а у бамбука индийского величина дерева, какие мы обычно видим в храмах. Инды передают, что и в них различаются мужские и женские: у мужского ствол плотнее, у женского объемистее.1) Отдельные междоузлия, если верить тому, служат даже лодками. Растет он главным образом у реки Акесин.

LXV.162. Индийский тростник толщиною с дерево: его в большом количестве мы видели в храмах. Индийцы говорят, что он бывает мужской и женский. У мужского плотный стебель, у женского — мягкий. Одного выдолбленного колена, если в это можно поверить, крестьянам хватает на изготовление лодки.

1) См.: № 26. 45b. В античности, помимо обычного деления растений на мужские и женские, существовало и другое деление деревьев на мужские и женские по принципу различения деревьев одного и того же вида по высоте, листьям, твердости или мягкости древесины (или обозначали мужские и женские различными названиями).

2) В книге ошибочно указано XVI.36.


Таронян.

LXXIII.187. (...) В женской лиственнице есть так называемая греками эгида, медового цвета. Эту часть древесины придумали применять на доски для живописцев, так как она долговечна и не дает никаких трещин. Находится она ближе всего к сердцевине. В ели эту часть греки называют луссон.1) (...)

1) Лиственница — larix (так всеми идентифицируется это дерево). Лиственница — однодомное растение, но в античности существовало и другое деление деревьев на мужские и женские по принципу различения деревьев одного и того же вида по высоте, листьям, твердости или мягкости древесины (это особо отмечает и Плиний — напр., XVI, 47; см. также примеч. 4 к XXXIV, 164). Теофраст (О растениях, III, 9, 2), описывая сосновые, отмечает, что одни различают разновидности одного вида особыми названиями, а другие — разделяют на мужские и женские. Дальше Теофраст говорит и о различных обозначениях и разделениях в разных местах. Плиний, излагая этот раздел в основном по Теофрасту и отмечая это же, заявляет (XVI, 48): «мы различаем их по римскому суждению» (т. е. он хочет сказать, что будет называть эти деревья так, как их называют римляне).

Андре (J. André. Erreurs de traduction chez Pline l'Ancien. REL, XXXVII, 1953, pp. 203-215) считает, что Плиний в XVI, 47 ошибочно перевел πεύκη («сосна») у Теофраста (О растениях, III, 9, 2) как larix (лиственница). Но это можно считать ошибкой только в том случае, если larix правильно идентифицируется как «лиственница».

Древесина лиственницы (с красно-бурым ядром и узкой белой заболонью), при прочих своих высоких технических качествах, легко растрескивается и коробится при высыхании — это не соответствует описанию Плиния (не дает никаких трещин), поэтому «лиственница» здесь должна быть исключена. В соответствующем месте у Теофраста (О растениях, III, 9, 7, откуда Плиний заимствует данное сообщение), где говорится о сосновых πεύκη (идентифицируется как «сосна») и ελάτη (идентифицируется как «пихта»), «мужских» и «женских», Теофраст пишет о различиях их в древесине: «как πεύκη имеет эгиду, так и ελάτη имеет так называемый белый луссон (λουσσον), который соответствует эгиде, с тем отличием, что луссон — белый, а эгида — яркая [εύχρως; у Плиния этому соответствует, по-видимому, — медового цвета], так как насыщена смолой... из нее (= древесины) делают доски для живописцев...» Затем (§ 8) Теофраст сообщает, что в Аркадии то и другое называют эгидой. Там же (§ 2) Тефраст пишет, что у женской πεύκη есть так называемая эгида — это ее сердцевина (ядро — εγκάρδιον).

Таким образом, здесь можно только констатировать, что Плиний перевел πεύκη у Теофраста как larix, а ελάτη — как abies (идентифицируется как «ель»).

Майгофф, чтобы привести текст Плиния в соответствие с текстом Теофраста, читает так (после слов «медового цвета»): «Эта часть древесины находится ближе всего к сердцевине. В ели греки называют ее луссон. Ее придумали применять на доски для живописцев, так как она долговечна и не дает никаких трещин...»


Архитектура.

LXXIV.188. Те деревья, с которых удаляют кору и которые оставляют круглыми, как, например, деревья, предназначенные для брусьев перекрытия [templa], своевременно бывает рубить, когда они дают ростки, в противном случае кору не удается отодрать, в древесине заводится гниль и дерево чернеет.

Деревья, с которых кору удаляют топором и которые употребляются в качестве строительного материала (tigna), надобно рубить, начиная с зимнего солнцестояния до Фавония [начала весны], или, если мы вынуждены это делать раньше, начиная с заката Арктура и еще раньше, после заката Лиры, по-новому — с летнего солнцестояния.


Архитектура.

LXXIV.189. Обычно довольствуются соблюдением правила не рубить дерева, предназначенного для обработки, до того, как оно принесет свои плоды. Дуб, срубленный весною, подвержен червоточине, а срубленный зимою не портится и не кривится. Наоборот, дубу, срубленному в другое время, угрожает опасность покоробиться и потрескаться, что случается с каменным дубом (suber) даже тогда, когда он срублен своевременно.


Архитектура.

LXXIV.190. Бесконечно важно и влияние луны: некоторые думают, что деревья нужно рубить только от двадцатого до тридцатого дня лунного месяца. Все согласны в том, что лучше всего валить дерево на землю в момент соединения луны с солнцем, в день, который одни называют междулунием, другие — днем безмолвной луны. Конечно поэтому цезарь Тиберий, после сожжения мостов, устроенных для навмахии, велел срубить новые лиственницы в Ретии именно об эту пору.


Архитектура.

LXXIV.191. Некоторые говорят, что луна должна быть в соединении с солнцем и вместе с тем под землею. Это может случиться только ночью. А если соединение луны с солнцем совпадает с днем начала зимы, то дерево будет вечным. За этим днем следуют дни захода названных звезд. Некоторые указывают еще на восход Пса. В это время был заготовлен лес для форума Августа.


Архитектура.

LXXIV.192. Наиболее полезно в качестве материала не молодое и не старое дерево. Некоторые дают не без пользы деревьям стоять, надрезав их кругом до сердцевины, чтобы вытекла из них влага. Удивительно, что в старое время, в первую Пуническую войну [264—241 гг. до н.э.] флот полководца Дуилия сумел отправиться в плавание уже на 60-й день после того, как были срублены деревья. А по словам Луция Пизона, для войны с царем Гиероном [Сиракузским Младшим] было построено 220 судов в 45 дней. Равным образом во вторую Пуническую войну [218—201 гг. до н.э.] флот Сципиона [Африканского Старшего] плавал уже на 40-й день после того, как стали рубить деревья. Так много значит своевременная рубка даже при крайней спешке!


Феофраст-прим.

LXXVI.197. …потому что [деревья с Парнаса и из Эвбеи] очень ветвисты, искривлены и легко гниют.


Феофраст-прим.

LXXVI.198. Обычный для всех деревьев недостаток, когда жилы и узлы скручиваются, называется „завитками“. В некоторых деревьях, так же как в мраморе, оказываются „центры“, т. е. твердые места, похожие на гвозди и не поддающиеся пиле.


Феофраст-прим.

LXXVI.199. В Мегарах на площади стояла старая дикая маслина, на которую герои вешали оружие. С течением времени оружие это исчезло, так как заросло и затянулось корой. Дерево же это было роковым для города, которому оракул предсказал гибель, когда дерево родит оружие...


Архитектура.

LXXVI.200. Самым крупным деревом, виденным в Риме до сего времени, считают то, которое цезарь Тиберий выставил как диковину на упоминавшемся уже [см. № 800] мосту навмахий, привезя его вместе с прочими материалами. Оно простояло вплоть до постройки амфитеатра Нерона. Это было бревно из лиственницы длиною в сто двадцать футов, толщиною в два. Можно поэтому судить, какая невероятная высота была у дерева, считая до самой вершины.


Архитектура.

LXXVI.201. На нашей памяти в портиках Ограды (Saepta) Марк Агриппа, также в качестве диковины, сохранил и другую балку, которая осталась от дирибитория, на двадцать футов короче первой, толщиною в полтора фута. Особенно удивительную ель можно было видеть в корабле, на котором по повелению правителя Гая [Калигулы] из Египта был привезен водруженный в Ватиканском цирке обелиск вместе с четырьмя пьедесталами, на которых он был поставлен [ср. № 764]. Конечно, удивительнее корабля не было видно на море: сто двадцать тысяч модиев чечевицы служили ему балластом.


Архитектура.

LXXVI.202. В длину он занимал в Остийской гавани большую часть левой стороны. Там он был затоплен правителем Клавдием, нагруженный тремя глыбами высотою в башню, сделанными заранее из путеоланской пыли и привезенными сюда. Толщина дерева достигала четырех человеческих охватов. Ходит слух, что на это было израсходовано свыше восьмидесяти тысяч сестерций, а на изготовление плотов свыше сорока тысяч.


Архитектура.

ДрГерм.

LXXVI.203. В Египте и Сирии цари за отсутствием ели, как говорят, пользуются для постройки судов кедром. Как сообщают, самые крупные кедры растут на Кипре; срубленные для ундециремы Деметрия [Полиоркета, 294—287 гг. до н. э.] имели в длину сто тридцать футов, а толщиною были в три человеческих охвата. В Германии пираты плавают по морю на выдолбленных бревнах, вмещающих иногда даже тридцать человек.

LXXXVI.203. … Германские пираты (praedones)1) предпринимают плавания на лодках из целых выдолбленных стволов (singulis arboribus cavatis); некоторые лодки [такого типа] могут вместить до 30 человек.

1) О пиратских набегах хавков см. Тацит, «Анналы», XI, 18.


Архитектура.

LXXVI.206. Кизил из-за его низкорослости не может считаться строительным материалом (materies), а только деревом (lignum), годным разве лишь для колесных ступиц, для клиньев, забиваемых в дерево, и для гвоздей, которые не уступают железным. Таковы же каменный дуб (ilex), дикое и садовое масличное дерево, равно как и каштан, граб и тополь. Древесина тополя получает разводы, как у клена, если бы только можно было часто резать ветви; но это обессиливает дерево и лишает его крепости. ... Так же обстоит и с большинством прочих. Твердость дуба такова, что его можно сверлить только предварительно намочив, и даже в этом случае из него нельзя выдернуть гвозди. Напротив, кедр не держит гвоздей.

Наиболее мягкой является липа. Она же и самая теплая. В качестве доказательства приводят, что она очень быстро притупляет топор. Теплы также тутовое дерево, лавр, плющ и все те, из которых добывают огонь.


Архитектура.

LXXVII.210. Стойкость превосходно сохраняет вяз: поэтому он очень полезен для дверных крюков (cardines) и рам (crassamenta), где он вовсе не коробится. Следует его только перевернуть так, чтобы верхняя часть дерева оказалась внизу, а обращенная к корню — наверху.


Архитектура.

Таронян.

LXXIX.213. Наиболее долговечным считают черное дерево, кипарис и кедр, что наглядно подтверждается в храме Эфесской Дианы: ведь крыша была сделана из кедровых балок четыреста лет тому назад при постройке храма, в которой участвовала вся Азия. О самом изображении богини мнения расходятся: одни утверждают, что оно сделано из черного дерева, а Муциан, трижды бывший консулом, говорит, на основании письменных свидетельств очевидцев, что оно было из виноградного дерева и никогда не сменялось при семикратном обновлении храма.

LXXIX.213. Считают, что наиболее долговечно эбеновое дерево, а также кипарис и кедр. Мнение обо всех этих видах древесины вполне подтверждается храмом Эфесской Дианы, поскольку сооружение его, в котором участвовала вся Азия, было закончено за 120 лет.1) Все сходятся в том, что крыт он кедровыми балками. Относительно самого изображения богини2) сведения разные. Все прочие передают, что оно из эбенового дерева, а Муциан, трижды консул,3) один из тех, кто писал, видев изображение вблизи, передает, что оно из виноградной лозы и никогда не заменялось, хотя храм восстанавливался семь раз,

1) О храме Артемиды (Дианы) Эфесской см.: XXXVI, 95-97 с примеч. 1.

2) de simulacro ipso deae. «Самим изображением» Плиний называет, как обычно, культовую статую.

3) О Муциане см. примеч. 5 к XXXIV, 36.


Архитектура.

Таронян.

LXXIX.214. Этот материал выбрал, по его словам, Пандемий. Он даже указывает имя мастера, — этому я удивляюсь, ведь он считал изваяние более древним, чем Минерву, не говоря о Вакхе. Он добавляет, что через многие отверстия статую пропитывали нардом, чтобы из нее источалась целебная влага и чтобы места соединения отдельных кусков держались крепче. Наличию кусков в статуе небольших размеров я уже совершенно удивляюсь.

LXXIX.214. и что эту древесину выбрал Эндой, — он называет даже имя художника, чему я лично удивляюсь, так как он тем самым относит это изображение к более древнему времени, чем даже изображение Минервы, а не только Отца-Либера. Он добавляет, что в него вливают через многие отверстия нард, чтобы эта целебная жидкость питала древесину и сохраняла плотными швы, — я и тому тоже удивляюсь, что в таком довольно небольшом изображении есть швы,1)

1) По сообщению Витрувия (II, 9, 13), статуя Артемиды и лакунарии (кассеты) храма в Эфесе сделаны из кедрового дерева. Ксенофонт (см.: Анабасис, V, 3, 12) построил в своем имении в Скиллунте (около Олимпии, в Пелопоннесе) маленький храм Артемиды Эфесской — копию храма в Эфесе, со статуей Артемиды из кипарисового дерева — копией золотой статуи Артемиды в Эфесе, Ксенофонт говорит о храме и статуе до пожара 356 г. до н. э., но, по всей видимости, культовая статуя Артемиды Эфесской (и до и после пожара) была не из золота, а была покрыта золотым украшением почти вся (и именно поэтому, вероятно, Ксенофонт называет ее «золотой»), на деревянной основе. В Эфесе культ греческой богини-девственницы Артемиды слился с культом местной малоазийской богини плодородия. По сохранившимся изображениям известно, что Артемида Эфесская изображалась как с двумя сосцами, так и со множеством сосцов по всей груди (то же самое известно и в отношении изображений других богинь). Античные авторы нигде не отмечают этой особенности статуи со множеством сосцов (впервые это отмечается в христианской литературе III—IV вв. н. э.). «Многогрудой» изображается культовая статуя Артемиды Эфесской на монетах Эфеса с конца II в. до н. э. Какое из изображений более древнее, остается неизвестным (многие считают культовую статую Артемиды со множеством сосцов поздней, — по-видимому, имеется в виду новая культовая статуя после пожара 356 г. до н. э.). Сохранилось много изображений Артемиды Эфесской (статуи, статуэтки, изображения на монетах, мозаиках, резных камнях, рельефах), с различиями в деталях. Статуя изображает богиню с вытянутыми вперед руками, на которых находится длинная повязка с ниспадающими концами; вся грудь покрыта сосцами и украшениями; нижняя часть тела представляет собой суживающийся книзу столб, из-под которого выступают передние части ступней; за головой находится диск или покрывало; одеяние нижней части тела сплошь покрыто рельефными изображениями зверей и животных (по копиям считают, что они воспроизводят оригинал в металле). На некоторых мраморных репликах лицо (с шеей), кисти рук и передние части ступней сделаны из черного камня. Таким образом, считают, что культовая статуя Артемиды Эфесской была сделана из дерева и сплошь покрыта золотом, за исключением головы, кистей и ступней, которые, как полагают, почернели от вливавшегося масла (о нарде см. примеч. 9 к XXXVII, 204).

Эндой — принятая конъектура (Endoeon — вин. п.; в им. п. — Endoeos = греч. 'Ενδοιος) вместо испорченного рукописного чтения eandem con. Старые конъектуры — Pandemion и Endyon. Недавно Андре (см. в статье, указанной в примеч. 1 к XVI, 187) предложил новую, едва ли убедительную конъектуру «Гелланик» ('Ελλάνικός; такой скульптор неизвестен). Конъектура «Эндой» основана на тексте Афинагора (Посольство в защиту христиан, 17), который сообщает, что статую Артемиды в Эфесе, статую Афины, из оливкового дерева, и статую сидящей Афины сделал Эндой, ученик Дедала.

Эндой — афинский (как считают многие) скульптор второй половины VI в. до н. э. (или, по мнению других,— ок. середины VI в. до н. э.; некоторые считают его ионийским скульптором, — т. е. из Малой Азии). Павсаний (I, 26, 4) сообщает, что Эндой был родом афинянин, ученик Дедала, бежавший вместе с ним на Крит; ему принадлежит статуя сидящей Афины (на афинском Акрополе), с надписью о том, что посвятил ее Каллий, а создал Эндой. На афинском Акрополе найдена мраморная статуя сидящей Афины (как считают), без головы (хранится в Музее Акрополя в Афинах), — ее считают именно тем произведением Эндоя, о котором сообщает здесь Павсаний. Отмечается, что тип сидящих культовых статуй Афины появляется только с VI в. до н. э. Павсаний (VII, 5, 9) сообщает, что в Эритрах (городе в Ионии, на полуострове в середине западного побережья Малой Азии, напротив острова Хиоса) есть храм Афины Полиады с большой культовой деревянной статуей Афины, сидящей на троне, с прялкой в каждой руке, — Павсаний, по прочим соображениям (о которых он не говорит) и по стилю как этой статуи, так и статуй Харит и Гор (богинь времен года), из белого камня (мрамора?), стоящих у входа в храм, полагает, что это работа Эндоя. Кроме того, Павсаний (VIII, 46) сообщает о том, что древнюю статую Афины Алейи в Тегее (город в Аркадии, в Пелопоннесе), всю из слоновой кости, работы Эндоя, Август увез в Рим (см. примеч. 1 к VII, 183). В Афинах найдена база надгробной стелы с частично сохранившейся надписью и с сигнатурой Эндоя. На афинском Акрополе найдена колоннообразная база с сигнатурой Эндоя и другого скульптора (предположительно — Филерга?). В Афинах же, около Дипилонских ворот, в стене Фемистокла, найдена база (от статуи), которая была расписана, но роспись была соскоблена; сейчас на ней узнается очертание женской фигуры, сидящей на троне, и читается надпись: «Эндой сделал и это» (т. е., кроме самой статуи, Эндой сам расписал и базу). Эти остатки росписи — единственное надежное произведение Эндоя. Некоторые приписывают Эндою знаменитую посвятительную стелу (хранящуюся в Музее Акрополя в Афинах) аттического вазописца (предположительно — Эвфрония), с рельефом, и благодаря находке новых фрагментов восстанавливают на ней сигнатуру художника: «Эн[дой сдел]ал». Эндою приписывают также рельефы храма Артемиды Эфесской, датируемые временем ок. VI в. до н. э. Считают, что значение Эндоя в истории греческого искусства было большим (если атрибуции сохранившихся произведений правильны). В античной традиции Эндой считался учеником легендарного Дедала. По-видимому, так же считал и Плиний (если принимать конъектуру «Эндой»), поскольку он относил Эндоя ко времени более древнему, чем то, когда были созданы изображение Минервы (Афины) и Отца-Либера (Диониса), но какие именно изображения (Афины и Диониса), по-видимому, считавшиеся очень древними, имеет здесь в виду Плиний, неясно.


Архитектура.

Таронян.

LXXIX.215. Дверные створки были из кипариса, и дерево почти четыреста лет оставалось, как новое. Следует заметить, что эти створки четыре года пролежали склеенными. Для них был выбран кипарис, потому что, в отличие от прочих, его блеск держится особенно долго.

LXXIX.215. и что дверные створки сделаны из кипариса, и вот уже почти 400 лет вся древесина продолжает оставаться как новая. Следует отметить и то, что дверные створки в течение четырех лет содержались в клеевом креплении. Для них был выбран кипарис, потому что только эта древесина, в отличие от других, особенно долго сохраняет блеск.


Архитектура.

Таронян.

LXXIX.216. Разве кипарисная статуя Вейова не стоит в Капитолии с 161 года до основания Рима [593 г. до н.э.]? Достоин упоминания и храм Аполлона в Утике, где балки из нумидийского кедра держатся с тех пор, как они были положены при основании города — на протяжении 1178 лет. Говорят, что в Испании в Сагунте есть храм Дианы, привезенной с Закинфа основателями города за 200 лет до падения Трои, как пишет об этом Бокх, и что в этом городе наблюдается то же самое. Храм пощадил, благоговея к святыне, Ганнибал, и балки из можжевелового дерева целы и по сие время.

LXXIX.216. А разве изображение Вейовиса в Крепости, сделанное из кипариса, не продолжает существовать до сих пор, посвященное в 561 году от основания Города?1) Заслуживает упоминания и храм Аполлона в Утике, где балки из нумидийского кедра продолжают существовать до сих пор, так, как они были положены в самом начале основания этого города, вот уже 1178 лет.2) Заслуживает упоминания и храм Дианы в Сагунте в Испании, изображение которой было привезено из Закинта основателями Сагунта за 200 лет до падения Трои,3) как сообщает Бокх.4) Храм находится у5) самого города (Ганнибал из религиозных чувств пощадил его6)), и его балки из можжевельника продолжают существовать еще до сих пор.

1) Вейовис (или Ведиовис, или Ведиус) — древний италийский бог, значение которого уже самим римлянам было неясно, и они объясняли его по-разному. Имя это состоит из приставки ve- и основы имени Юпитера diov- (iov-). Одни авторы объясняли значение приставки как «маленький», — т. е. «маленький (или — молодой) Юпитер». Такое объяснение сейчас считают неправильным, поскольку в Бовиллах (городок в Лации) найден алтарь с посвящением «Отцу-Вейовису». Другие авторы объясняли значение приставки как «злой», — т. е. «злой Юпитер» («злой бог»), отождествляя его с греческим Плутоном, римским Орком (богами подземного царства). По современному объяснению, приставка ve- придает значение отклонения от обычного, нормального значения основного слова. Так или иначе, древние связывали Вейовиса с Юпитером, считая его, по-видимому, подземным Юпитером. Позднее Вейовиса отождествляли с Аполлоном (см. ниже). О посвящении храмов Вейовису в Риме, в начале II в. до н. э., сообщает Ливии, но противоречиво и непонятно (см.: Ливии, XXXI, 21, 12; XXXIV, 53, 7 и XXXV, 41, 8). Как кажется, первый из них был посвящен на Тибрском острове в 194 г. до н. э., второй — на Капитолийском холме, в низине между Крепостью (северной вершиной холма) и Капитолием (южной вершиной холма), в 192 г. до н. э., где и локализуют его остальные авторы; только Плиний говорит, что он находится в Крепости (вероятно, — для краткости). По одним рукописям Плиния, изображение Вейовиса (т. е. — и храм) посвящено в 561 году от основания Рима (= 193 г. до н. э.); в других рукописях — различные цифры (551, 661). — Полагают, что храм был построен на месте более древнего святилища или алтаря. — Сохранились остатки этого храма (192 г. до н. э., со следами реставраций после пожаров). В целле (13,70*7,70 м) храма найдена большая мраморная статуя (вдвое больше натуральной величины), без головы и рук, аполлоновского типа (отсутствие атрибутов не позволяет определить точнее). Ее датируют концом I в. н. э. или II в. н. э. и полагают, что она сделана с греческого оригинала V в. до н. э. Овидий (Фасты, 429—448) описывает культовую статую Вейовиса в этом храме, изображающую юного Юпитера, без молний в руке; рядом с ним стоит изображение козы, вскормившей его во младенчестве (=Амалфея). Авл Геллий (V, 12), описывая статую Вейовиса, говорит, что у него в руке стрелы, поэтому многие называют этого бога Аполлоном; ему приносят в жертву козу, и изображение этого животного стоит рядом. Сохранилось много изображений такого типа Юпитера, но не со стрелами, а с молнией, поэтому полагают, что молнию в руке Вейовиса могли ошибочно счесть стрелами (отсюда и отождествление с Аполлоном как стреловержцем, губителем). О том, что статуя Вейовиса была из кипарисового дерева, сообщает только Плиний (она существовала еще при Плинии, в 70-х гг. н. э.: по-видимому, Овидий говорит именно об этой статуе, а Авл Геллий, живший в середине II в. н. э., — уже о другой, той найденной мраморной статуе, упомянутой выше, если признавать ее культовой статуей Вейовиса и принимать ее датировку).

2) Утика — финикийская колония, основанная выходцами из города Тира (или Сидона), на побережье Северной Африки, в Тунисском заливе, северный мыс которого в древности назывался мысом Аполлона, южный — мысом Меркурия. Утика находилась немного к югу от мыса Аполлона (сейчас на ее месте находится селение Хеншир-бу-Шатёр). Южнее Утики в этом же заливе находился Карфаген («Новый город»), тоже основанный выходцами из Тира. По Плинию, Утика основана за 1178 лет до того года, когда он писал это, т. е., по расчетам, — в 1101 г. до н. э. По сообщению у Псевдо-Аристотеля (О чудесных рассказах, 134), Утика основана за 287 лет до основания Карфагена (который по античной традиции основан в 814 г. до н. э.), т. е. — тоже в 1101 г. до н. э. (по Веллею Патеркулу, I, 2, 4, — в 1110 г. до н. э.). По поводу дат оснований этих городов существуют различные мнения. Во всяком случае, пока самые ранние археологические находки в Утике датируются VIII—VII вв. до н. э. Остатков храма Аполлона, о котором сообщает только Плиний, пока не найдено (о культах в Утике тоже больше ничего не известно). Известно, что с Аполлоном был отождествлен финикийский бог молнии, огня и войны Решеф.

Главным богом Тира был Мелькарт, покровитель мореплавания и колонизации, отождествлявшийся с Гераклом. По-видимому, в каждой тирской колонии, при ее основании, первым и учреждался культ и храм Мелькарта. — Аполлон у греков считался также основателем и покровителем городов и «предводителем» колоний. — Можно еще отметить, что Силий Италик (Пунийские войны, III, 1 слл.), описывая святилище Мелькарта-Геракла (с оракулом) в Гадесе, тоже говорит, что балки в этом храме продолжают оставаться со дня его основания. Этот храм считался основанным одновременно с основанием города. Гадес (совр. Кадис) — колония Тира в Испании, по античной традиции, основанная за несколько лет до основания Утики (ок. 1104—1103 гг. до н. э.).

3) Сагунт (Saguntum и Saguntus) — город племени эдетанов (или седетанов) около восточного побережья Испании (к северу от города Валенсии); сейчас — Сагунто. Закинт (или Закинф, Ζάκυνθος) — остров, с одноименным городом, в Ионическом море, около северо-восточного угла Пелопоннеса. О том, что Сагунт — греческая колония Закинта, говорят и другие авторы (Страбон, III, 159; Ливии, XXI, 7, 2; Аппиан, Испанские войны, 7). Современные исследователи считают это вымыслом, основанным на созвучии названий (но по побережью Испании были и финикийские, в том числе карфагенские, и греческие колонии). Традиционная дата разрушения Трои — 1183 г. до н. э. (см. в примеч. 3 к XXXVI, 65). См. ниже, примеч. 6.

4) Плиний (в указателе) в числе использованных им латинских авторов называет и Корнелия Бокха (в том числе и в указателе к книге XVI), из которого он заимствует сообщения об Испании, и особенно Луситании. Некоего Бокха называет и Солин, который, как полагают, использовал какое-то хронографическое сочинение Бокха, которое отличают от сочинения, использованного Плинием (хотя в данном случае сообщение Бокха об основании Сагунта за 200 лет до падения Трои может относиться и к хронографическому сочинению). В двух надписях из Луситании фигурирует Луций Корнелий Бокх, в одной — жрец провинции, в другой — военный трибун. С ним отождествляют историка Корнелия Бокха, хотя в одной надписи указывается «Луций, сын Гая», в другой — «Луций, сын Луция» (и чтобы все получилось складно, здесь предполагают ошибку в надписи). Кроме этих предположений, о Корнелии Бокхе ничего не известно.

5) ...у... — infra (букв.: «под», «ниже»), т. е. за стенами города (Сагунт был расположен на горе и защищен стеной, но заселена была и равнина за стеной). Майгофф в критическом аппарате с сомнением предлагает конъектуру intra (т. е. внутри, в самом городе), которая (хотя тоже с сомнением) принята в текст в Лёбовском издании Плиния.

6) Сагунт (см. выше, примеч. 3) был союзником Рима и прославился героическим сопротивлением Ганнибалу, который после долгой осады беспощадно разрушил город и расправился с его жителями в 219 г. до н.э., из-за чего началась Вторая Пуническая война Рима с Карфагеном. В 214 г. до н. э. римляне отвоевали Сагунт и восстановили его.


Архитектура.

Таронян.

LXXIX.217. Кроме того, упоминают об Авлидском храме той же богини [Дианы], воздвигнутом за несколько веков до Троянской войны. Из какого материала он построен, неизвестно. Обобщая, можно сказать, что деревья, выделяющиеся своим запахом, отличаются и долговечностью.

LXXIX.217. Больше всего упоминается храм этой же богини в Авлиде, построенный за несколько веков до Троянской войны, — из какого именно рода древесины, теперь уже забыто.1) (...)

28) В Авлиде Агамемнон должен был принести в жертву Артемиде свою дочь Ифигению (см. примеч. 3 к XXXV, 73 и в примеч. 3 к XXXV, 136) — по-видимому, на алтаре в святилище Артемиды, которое действительно должно было существовать в Авлиде до Троянской войны (см., напр.: Πавсаний, IX, 19, 6). Географ Дионисий, сын Каллифонта (Описание Эллады, 88-90, — см.: Geographi Graeci minores. Ed. C. Mullerus, t. I, p. 241), говорит, что святилище Артемиды в Авлиде основал Агамемнон (ср.: Πавсаний, I, 43, 1, который передает, что Агамемнон, когда он прибыл в Мегары, — город области Мегариды, к западу от Афин, раньше относившийся к Беотии, — убедить прорицателя Калханта отправиться в Трою, воздвиг там храм Артемиды). Около современной деревни Ватй, которая находится на месте античной Авлиды, раскопками обнаружены остатки знаменитого в древности святилища Артемиды с храмом и другими сооружениями, которое датируется предположительно V в. до н. э., но основание первоначального святилища, судя по древности культа Артемиды в Авлиде, должно относиться к очень отдаленному времени.


Архитектура.

LXXIX.218. Вслед за ними хвалят и тутовое дерево, которое от времени чернеет. Притом в разных случаях одни деревья оказываются более долговечными, чем другие. Вяз крепок на открытом месте, дуб — закопанный в землю, а летний дуб (quercus) — погруженный в воду. Между тем, на земной поверхности он, коробясь, образует в сооружениях трещины. В воде преимущественно сохраняется лиственница и черная ольха. Дуб портится от морской воды. Считают неплохими в воде и бук, и грецкое ореховое дерево. Эти деревья занимают первое место среди тех, которые закапываются в землю. Таков же можжевельник; вполне пригоден он и для сооружений под открытым небом. Бук и церр [бургундский дуб] очень скоро становятся рыхлыми.


Архитектура.

LXXIX.219. Зимний дуб (esculus) также не терпит влаги. Наоборот, забитая в землю в болотистых местах, ольха оказывается вечной и выдерживает любую нагрузку. Вишневое дерево крепко; вяз и ясень упруги, но легко прогибаются. Впрочем, они гибки, и если, надрезанные кругом, они стояли и сохли, то оказываются надежнее. Говорят, что лиственница в морских судах подвержена червоточине; таковы и все прочие деревья, за исключением дикого и садового масличного дерева. Одни более подвержены порче в море, другие — на земле.


Архитектура.

LXXXI.222. Некоторые виды дерева у нас [в Италии] трескаются сами собою; поэтому строители велят их сушить, обмазав навозом, чтобы не вредил приток воздуха.

Стойко выдерживают нагрузку ель и лиственница, даже положенные в поперечном направлении. Дуб и садовое масличное дерево искривляются и подаются под грузом, а те противятся ему и сами не переламываются; скорее они слабеют от загнивания, чем от потери сил.


Архитектура.

LXXXI.223. Стойким деревом является и пальма; она искривляется в противоположную сторону. Таков же и тополь. Все прочие прогибаются книзу, а пальма, наоборот, — в виде арки.

Сосна и кипарис стойко держатся против гниения и червоточины. Легко прогибается грецкое ореховое дерево. Впрочем, и из него делают балки. Свой перелом оно возвещает треском. Так случилось в Антандре, когда, устрашенные звуком, все выбежали из бань.


Архитектура.

LXXXI.224. Сосна, пихта, ольха высверливаются для водопроводных труб. Зарытые в землю они держатся многие годы. Если же их не прикрыть, то они быстро ветшают. Удивительно, что они становятся крепче, если снаружи их покрывает вода.


Архитектура.

LXXXII.225. Самым прочным материалом для крыш [In tectum, по другому чтению — in rectum, в вертикальном положении] является ель. Она весьма пригодна для дверных филенок и всяких столярных поделок, выделяясь в греческих, в кампанских и в сицилийских изделиях.


Архитектура.

LXXXIV.229. Немаловажны и мелкие плотничьи инструменты. Известно, что лучшие ручки для буравов делают из дикого масличного дерева, самшита, каменного дуба (ilex), вяза и ясеня. Из них же делают ручки молотков, а более крупные — из сосны и каменного дуба.


Архитектура.

LXXXIV.230. Большое влияние в этом случае оказывает своевременность рубки: случалось, что дверные крюки, сделанные из садового масличного дерева, дерева очень твердого, по прошествии долгого времени начинали давать ростки.


Архитектура.

LXXXIV.231. Главнейшие деревья, которые рассекаются на пластинки для покрывания ими других пород, таковы: лимонное дерево, теревинф, разные виды клена, самшит, пальма, остролист, каменный дуб, корень самбука, тополь. Как сказано [XVI, 16, 27], и ольха раскатывается на пластинки с красивыми узлами подобно лимонному дереву и клену. Узлы других деревьев не ценятся.

Средняя часть деревьев имеет более разводов, и чем ближе к корню, тем мельче и закрученнее линии пятен.


Архитектура.

LXXXIV.232. Вот первый источник роскоши — покрывать один вид дерева другим и более дешевые превращать посредством верхнего слоя в более драгоценные. Чтобы дерево стало более распространенным, придумали тонкие дощечки. И этого было мало: стали красить рога животных, распиливать клыки, отделывать дерево слоновой костью, а потом закрывать его совсем.


Архитектура.

LXXXIV.233. Пожелали и в море искать материалов. Начали пилить для этого панцыри черепах. Недавно, в правление Нерона, додумались до того, что стали губить их красящими веществами, придавая им вид дерева. Так набивают цену на ложа, так хотят превзойти теревинф, сделать лимонное дерево более драгоценным, подделать клен. Уже роскошь не довольствуется деревом, — она делает дерево из панцырей черепах.


Источники

Архитектура – Архитектура античного мира. М., 1940. «Новые переводы для настоящего сборника исполнены С.А. Аннинским (… большая часть отрывков из … Плиния…)… Прочие новые переводы исполнены составителями {В.П. Зубов, Ф.А. Петровский}».

Восток – Древний Восток в античной и раннехристианской традиции. М, 2007. Пер.: Г.А. Таронян.

ДрГерм – Древние германцы, М., 1937.

Латышев – В.В. Латышев. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Вестник древней истории, 1949, №2.

Лосев57 – Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

РГИ – Подосинов А.В., Скржинская М.В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. М., 2001.

Таронян – Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. Пер. с латинского, предисловие и примечания Г.А. Тароняна. М., 1994.

Феофраст-прим — примечания к: Феофраст. Исследование о растениях.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru