Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Плиний Старший
Естественная история

Книга девятнадцатая

(Компиляция переведенных фрагментов)

[Update 29.VII.2012]

РГИ: XIX книга ЕИ посвящена, в основном, уходу за садовыми плодовыми растениями и их использованию. Список источников состоит из 19 римских и 6 греческих писателей, из которых особенно известны Марк Варрон, Катон, Гигин, Вергилий, Колумелла, Геродот, Демокрит, Феофраст. Источникам этой книги ЕИ посвящена диссертация X. Штадлера (Stadler 1891).

II: 8, 9, 14. III: 16, 17, 18. IV: 19. VI: 23, 24. VII: 26, 27. VIII: 28, 29, 30. IX: 31. XIII: 37. XV: 40.
XIX: 50, 52, 53, 54, 55, 56, 59. XXV: 75. XXVI: 83. XXVIII: 90. XXX: 95. XXXII: 101. XXXVI: 119. XLII: 145. XLVIII: 162.


ДрГерм.

II.8. Вся Галлия носит льняные ткани, да и наши зарейнские враги — тоже; [более того]: германские женщины считают такую одежду самой красивой...


ДрГерм.

II.9. ...В Германии [женщины] занимаются прядением, скрываясь в подземных помещениях.1)

1) Ср. Тацит, «Германия», гл. 16.


Восток.

II.14. Верхняя часть Египта,1) обращенная к Аравии, родит кустарник, который некоторые называют госсипион, многие — ксилон, и потому сделанные из него полотняные ткани — ксилинами. Он небольшой и выпускает похожий на мохнатый орех плод, пух которого, из внутреннего волокна, прядется. <...>

1) Т. е. Верхний Египет (= южная часть Египта).


ВДИ 3-46. [ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЬНЯНОЙ ПРЯЖИ1)]

III.16. (3) У нас зрелость его (льна) устанавливается по двум признакам, а именно, когда семя набухает или цвет его начинает желтеть. Тогда лен вырывают, связывают в пучки толщиной в обхват ладонью и, повесив корнями вверх, сушат на солнце в течение одного дня, а затем еще в течение пяти дней, повернув верхушки пучков друг к другу, чтобы семя падало в середину. Семя имеет целебные свойства и принадлежит к числу любимых яств сельского люда Транспаданской Италии, однако уже давно употребляется только при религиозных обрядах.

1) Настоящий отрывок представляет собою наш главный источник для воспроизведения технического процесса изготовления льняной пряжи. Пособия: H. Blümner, op. cit., стр. 191-195 (там же литература вопроса); A. Neuburger, op. cit., стр. 172 сл.


ВДИ 3-46.

III.17. Затем, после уборки пшеницы стебли льна погружаются в воду, нагретую солнцем, причем на них кладется какой-либо груз, ибо нет ничего более легкого. Признаком того, что они достаточно вымочены, служит значительное размягчение их кожи; затем их снова сушат на солнце, повернув, как в первый раз; потом, когда они высушены, их колотят на камне предназначенным для пакли трепалом. Вещество, всего ближе прилегающее к кожице, называется паклей (stuppa) и представляет более низкий сорт льна, пригодный скорее для ламповых фитилей. Однако и самую паклю вычесывают железными иглами, пока вся кожица не будет содрана.


ВДИ 3-46.

III.18. Опавшая шелуха служит для нагревания жаровен и печей. Сердцевина разделяется на несколько разрядов по степени белизны и мягкости. Прясть лен почетно также и для мужчин. Вычесывание и очистка льна есть настоящее искусство; нормально надо из пятидесяти фунтов сырья получить вычесыванием пятнадцать фунтов. Лен подвергается затем дальнейшей обработке, будучи обращен в нити, причем его мочат и часто бьют о камень, а в форме ткани его снова бьют вальками, и все эти мытарства всегда идут ему на пользу.1)

1) Как правило, указывает Blümner, описанный Плинием процесс в основном практикуется и в настоящее время.


Восток.

IV.19. Найден уже даже такой лен, который не уничтожается огнем. Его называют живым, и мы видели салфетки из него раскаленными в очагах у пирующих, а после сгорания грязи — ослепительно чистыми от огня более, чем могли бы быть от воды. Погребальные туники царей из него отделяют тлеющий прах останков тела от золы. Рождается он в пустынных, выжженных солнцем местах Индии, где не идут дожди, среди страшных змей, и привык жить раскаленным, редко находимый, трудно ткущийся из-за короткости. Рыжий, впрочем, цвет его сверкает от огня. (20) Когда находят его, он равен по цене превосходным жемчужинам. Греками же он называется асбéстинон по его природе. Анаксилай сообщает, что обвитое тканью из него дерево рубится глухими ударами, и они не отдаются. Так вот, этому льну — первое место во всем мире. <...>


Архитектура.

VI.23. Впоследствии затеняли только театры, и первый из всех придумал это Квинт Катул, когда посвящал Капитолий [в 69 г. до н. э.]. Первый, по преданию, протянул в театре льняной тент [эдил Публий] Лентул Спинтер на Аполлоновых играх [60 г. до н. э.]. Вскоре Цезарь-диктатор защитил от солнца весь Римский форум, Священную дорогу, начиная от своего дома, и склон вплоть до Капитолия, что, по преданию, показалось удивительнее даже гладиаторского боя.


Архитектура.

VI.24. Затем Марцелл, сын Октавии, сестры Августа, во время своего эдилитета, в одиннадцатое консульство своего дяди [19—18 гг. до н. э.], когда не было никаких игр, затенил форум тентами со дня августовских календ [1 августа], чтобы тяжущимся было приятнее стоять. Какая перемена сравнительно с нравами Катона-цензора [234—149 гг. до н. э.], который со своей стороны считал нужным выложить форум острыми камнями [чтобы реже собирались там тяжущиеся]! Еще недавно в амфитеатрах императора Нерона [54—68 гг. н. э.] натягивался канатами тент небесного цвета со звездами.


ВДИ 3-46. [ОБРАБОТКА СПАРТА1)]

VII.26. (2(7)) Спарт начали употреблять много столетий позже2) и не ранее начала походов карфагенян в Испанию.3) Также и он представляет собою траву, дико растущую, которую нельзя сеять, ситовник, специально свойственный сухой почве, данный одной земле,4) чтобы служить ей во вред. И действительно, он является бедствием для почвы, поскольку на ней ничего другого невозможно сеять и ничто не может родиться. В Африке спарт родится малорослый и не приносит никакой пользы. В Карфагенской части Ближней Испании,5) однако не во всей, а там, где произрастает спарт, он покрывает также горы.

1) Пособия: Н. Blümner, op. cit, стр. 200.

2) В предыдущем Плиний говорил о применении льна в эпоху Гомера.

3) Имеются в виду походы Гамилькара Барки, начиная с 237 г. до н. э.

4) Т. е. Испании.

5) Речь идет об округе Нового Карфагена (ныне Картахена).


ВДИ 3-46.

VII.27. Из него тамошние крестьяне изготовляют себе матрацы, из него получаются топливо, факелы, обувь и одежда для пастухов. Для животных он вреден, за исключением его нежной верхушки. Для прочего же употребления его с трудом выдергивают с помощью костяных или деревянных кляпов, причем голени защищают гамашами, а руки обертывают длинными рукавами. Теперь его выдергивают также и зимою, но с наибольшей легкостью это делается между 15 мая и 13 июня. Это — время его зрелости.


ВДИ 3-46.

VIII.28. (8) После того как его выдернут, он два дня лежит связанный пучками в куче, на третий день их развязывают, спарт расстилают и сушат на солнце, затем снова в пучках переносят в крытое помещение. После этого его вымачивают предпочтительно в морской воде, но за отсутствием таковой также и в пресной и, высушив на солнце, снова смачивают.


ВДИ 3-46.

VIII.29. Если внезапно в нем окажется настоятельная нужда, он смачивается горячей водой в ванне и высушивается в стоячем положении, допуская, таким образом, ускоренную обработку. Его колотят, чтобы сделать пригодным, причем он особенно бывает прочен для употребления в морской воде.


ВДИ 3-46.

VIII.30. На суше предпочитают пеньковые канаты, спарт же под водой становится даже крепче, как бы возмещая жажду, испытанную им при рождении. Притом по природе своей он способен к обновлению, и какой угодно старый спарт соединяется с новым. Однако кто хочет оценить это чудесное свойство, пусть мысленно представит себе, как велико потребление спарта по всей земле для корабельных снастей, строительных машин и иных потребностей жизни. То, что удовлетворяет всем этим надобностям, добывается на пространстве 30 миль в ширину, считая от берега Нового Карфагена, и 100 миль в длину. Привозить его из более дальних местностей не позволяют издержки транспорта.1)


1) Разумеются внутренние области Испании. То, что Плиний говорит о потреблении спарта, указывает на массовый его экспорт, и в то же время факт дороговизны транспорта сухим путем заставляет представлять себе этот обмен чисто морским, распространенным лишь на узкую прибрежную полосу.


ВДИ 3-46.

IX.31. (9) Самое имя, которое греки дают ситовнику (iuncus), убеждает, нас в том, что последний служил им для изготовления канатов,1) впоследствии же они, очевидно, пользовались пальмовыми листьями и липовым лыком. Затем, как это кажется весьма правдоподобным, употребление спарта было заимствовано ими от пунийцев.

1) Εχοινος по-гречески означает и «канат» и «ситовник».


Феофраст-прим.

XIII.37. Грибы появляются во множестве преимущественно от гроз.


Феофраст-прим.

XV.40. [откупщики, снимавшие государственные пастбища в Киренаике, стравили весь сильфий своим овечьим стадам,] рассчитывая получить таким образом больший доход.


Архитектура.

XIX.50. В XII таблицах [450—443 гг. до н. э.] не употреблялось совершенно слово villa, а для обозначения поместья пользовались часто словом hortus, придавая ему значение отцовского имущества.


Латышев.

РГИ.

Крестьянский быт.

XIX.52. В Риме, правда, сад представлял собой все поле бедняка; сад доставлял все нужное для пропитания плебея, причем весь образ жизни был куда скромнее! Неужели, в самом деле, лучше нырять в морские пучины и с опасностью кораблекрушения отыскивать разные виды устриц или доставать из-за реки Фасиса птиц, не охраняемых даже баснословным страхом, но тем более драгоценных...1)

XIX.52. В Риме, правда, сад сам по себе был полем бедняка. Из сада у плебея было [все] продовольствие, при насколько более скромном образе жизни! Неужели, поистине, лучше погружаться в глубины [моря] и искать [разные] роды устриц под угрозой кораблекрушения; устремляться за птицами за реку Фасис, которые не охраняемы даже сказочным страхом, но именно поэтому еще более дорогостоящие...2)

XIX.52. В Риме огород сам по себе был для бедного имением, на огороде у плебея был свой рынок, и с пищей насколько более здоровой!.. И, клянусь Геркулесом, насколько все было бы дешево, насколько под рукой и для удовольствия, и для насыщения, если бы и тут не вмешалось то же безобразие, что везде!

1) [Имеются в виду «фасианские птицы» — фазаны].

2) Имеются в виду фазаны — «фасианские птицы». Та же мысль высказана в «Сатириконе» Петрония (93): он иронизирует над увлечением блюдами, услаждавшими вкус только потому, что они приготовлены из фазанов или африканской дичи, с трудом доставленных из далеких стран.


Крестьянский быт.

XIX.53. Еще можно было бы стерпеть, что произрастают изысканные плоды, запретные для бедного люда, одни – из-за своего вкуса, другие – из-за величины, третьи – из-за необычайного вида...


Крестьянский быт.

XIX.54. Но как даже в травах придумали разницу, и богатство начало привередливо разбираться в припасах, цена которым – грош (cibo etiam ceno esse venali)? И здесь выращивают, к примеру, капустные кочны до того раскормленные, что народ считает их не для себя, они не помещаются на столе бедняка...


Крестьянский быт.

XIX.55. В самой естественной пище сила денег произвела разделение!.. Неужели же и в какой-нибудь траве есть потребность только богачу?..


Крестьянский быт.

XIX.56. Однако рынок наверняка уравняет то, что разделили деньги. Ведь ничто, клянусь Геркулесом, не вызывало в Риме при всех принцепсах такого крика негодующего народа, как рыночный налог, пока подать на такого рода товар не была отменена.


Архитектура.

XIX.59. Городские обыватели в своих окнах устраивали подобие садов, имея всякий день перед глазами сельские виды, пока жестокие разбои неисчислимой черни не заставили пожертвовать каким бы то ни было видом.


Теофраст-прим.

XXV.75. Называют пять сортов брюквы: коринфскую, клеонейскую, леофасийскую, беотийскую и просто зеленую.


ДрГерм.

XXVI.83. Редьку надо сеять в сырой, взрыхленной земле. Удобрения она не любит и довольствуется мякиной. Холода она переносит так хорошо, что в Германии достигает высоты роста ребенка...


ДрГерм.

XXVIII.90. Ранупкул1) сделал широко известным принцепс Тиберий, ежегодно требовавший, [чтобы его присылали] из Германии. На Рейие есть крепость, по имени Гельдуба, где он особенно хорош, из чего явствует, что он произрастает и в холодных странах.

1) Т. е. сахарный корень, сладкий род моркови.


РГИ.

XXX.95. Другие сорта клубней отличаются цветом, величиной, сладостью, поэтому некоторые виды клубней едят сырыми, как, например, в Херсонесе Таврическом.1)

1) Эта фраза почти полностью повторяет греческий текст из «Исследования о растениях» Феофраста (Hist. plant. IV, 5, 3; ср. VII, 13, 5; 8-9). Обычно слово bulbus означает «лук», реже вообще корнеплод; возможно, имеются в виду съедобные дикие сорта лука, произрастающие в Крыму: Alium sphaerocephalum L и Alium rotundum L.


Евреи.

XXXII.101. … Виды лука1) у греков такие: сардский, самофракийский, алсиденский, сетанийский, расщепленный и аскалонский, названный по имени иудейского города.

1) Пассаж из описания различных сортов лука. аскалонский: Ср. Страбон, География, XVI, 2, 29, р. 759: χρομμύω τ'αγαθός εστιν η χώρα των Άσκαλονιτων [Аскалонская земля хороша для выращивания лука]; см. также Феофраст, Исследование растений, VII, 4, 9.


ДрГерм.

XLII.145. Из всех садовых растений наиболее тщательного ухода требует спаржа (asparagium)... Но есть и другой вид ее, менее культивированный, чем [садовая] спаржа, но более нежный, чем дикая (corruda), которая растет всюду, даже на горах; и этого вида спаржей полны поля Верхней Германии. И Цезарь Тиберий был прав, утверждая, что там растет трава, похожая на спаржу.


Феофраст-прим.

XXXVI.119. [семена кмина] узкие и исчерченные.


Феофраст-прим.

XLVIII.162. Феофраст рассказывает, что если посадить мирру [=смирну], то вырастет «конский сельдерей».


Источники

Архитектура – Архитектура античного мира. М., 1940. «Новые переводы для настоящего сборника исполнены С.А. Аннинским (… большая часть отрывков из … Плиния…)… Прочие новые переводы исполнены составителями {В.П. Зубов, Ф.А. Петровский}».

ВДИ 3-46 – Вопросы техники в Naturalis Historia Плиния Старшего // Вестник древней истории, 1946, № 3.

Восток – Древний Восток в античной и раннехристианской традиции. М, 2007. Пер.: Г.А. Таронян.

ДрГерм – Древние германцы, М., 1937.

Евреи – Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. От Геродота до Плутарха. Том первый. Введение и комментарии Менахема Штерна. Перевод под научной и литературной редакцией д.и.н. Н. В. Брагинской. Гешарим: Москва-Иерусалим, 1997.

Крестьянский быт – Ошеров С.А. Крестьянский быт в поэме "Moretum" // Быт и история в античности, М., 1988.

Латышев – В.В. Латышев. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Вестник древней истории, 1949, № 2.

РГИ – Подосинов А.В., Скржинская М.В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. М., 2001.

Феофраст-прим — примечания к: Феофраст. Исследование о растениях.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru