Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Плиний Старший
Естественная история

Книга двадцать вторая

(компиляция переведенных фрагментов)

РГИ: XXII книга ЕИ посвящена, в основном, использованию трав в медицине. В качестве источников дается отсылка на список авторов в предыдущей книге... О медицине и фармакологии у Плиния см.: Spallici 1936; Scarborough 1986, 56-85. Плиний описывает в ЕИ более 900 снадобий и лекарств, большая часть которых произрастает и производится в Средиземноморье. Одним из важнейших источников Плиния здесь выступает Секстий Нигер, живший во время Августа и написавший большой труд о фармакологии. Плиний упоминает Нигера в качестве источника для следующих книг: XII-XVI, ХХ-ХХХ, XXXII-XXXIV. Несколько раз Плиний указывает, что Нигер писал по-гречески (qui Graece de medicina scripsit).

II: 2. III: 3, 4. IV: 6, 7, 8. VI: 12, 13. XI: 24. XX: 44. XXII: 48. XXX: 62. XXXII: 67. XXXIII: 73. LXVIII: 138, 139.


Латышев.

РГИ.

II.2. Я замечаю, что некоторые из чужеземных племен употребляют известные травы для раскрашивания своих тел ради красоты и постоянного обычая. По крайней мере женщины у варварских народов намазывают себе разными растительными мазями лицо, а у даков и сарматов даже мужчины расписывают себе тела1).

II.2. Я обращаю внимание на то, что некоторые из иноземных племен пользуются какими-то травами для [раскрашивания] своего тела ради красоты или постоянных священных обрядов. У варварских народов женщины намазывают друг другу лицо, а у даков и сарматов даже мужчины разрисовывают себе тела.2)

1) [Ср. schol. Bern. к Verg., Georg., II, 115 и прим.].

2) Ср. упоминание Плиния об окраске в синий цвет волос у агафирсов (IV, 88 и примеч. 289). Подобный обычай приписывает сарматам только Плиний. Это может указывать либо на заимствование сарматами обычаев соседних с ними народов Северо-Западного Причерноморья, либо в понятие «сарматы» здесь по ошибке включены племена иного этнического происхождения.


ВДИ 3-46. [ДРУГИЕ КРАСЯЩИЕ ВЕЩЕСТВА1)]

III.3. (2. (3)) Далее, как мы знаем, материи окрашиваются изумительным растительным соком, и, не говоря уже о пурпуровой краске (coccum), извлекаемой из некоторых ягод2) Галатии, Африки, Лузитании, предназначенной для военных плащей полководцев, Трансальпийская Галлия дает из своих трав тирийский и конхилийский пурпур,3) а также все другие краски. Там не ищут пурпуровых раковин (inurices) в морских глубинах и не обследуют не тронутые даже якорями бездны, предлагая себя на съедение морским чудовищам, тут же лишаемым их собственной пищи,4) и все это для того, чтобы найти предмет, благодаря которому женщине было бы легче понравиться прелюбодею, а соблазнителю — расставить сети чужой жене.


1) Пособие: Н. Blümner, op. cit., стр. 248 сл.

2) Кермес или дубовую кошениль (coccusilicis), которая, как теперь установлено, представляет собою насекомое, древние считали ягодой или зерном, почему Плиний и говорит здесь grani coccum, а в 9, 141 — coccum Galatiae rubens granum.

3) Специальные сорта пурпура: первый назван по финикийскому городу Тиру, месту его добычи и изготовления, второй — по имени пурпуровой раковины.

4) Водолазы лишают морские чудовища их пищи тем, что похищают из морской глубины раковины.


ВДИ 3-46.

III.4. Эти травы собирают в стоячем положении, и оставаясь на суше, таким же способом, как плоды. Однако им вменяют в недостаток, что от употребления они линяют; не будь этого, роскошь могла бы снабжать себя с более блестящим результатом и уж, конечно, более безобидным способом.

Мы не предполагаем обсуждать дальше эту тему и не возьмем на себя инициативу ограничить роскошь пользой, предлагая более дешевые предметы; впрочем, как мы скажем ниже, стены обычно окрашиваются травами, а не украшаются росписью из камней.1) Однако мы не преминули бы поговорить о красильном деле, если бы оно когда-либо принадлежало к числу «свободных искусств».2)


1) В переводе нами передан тот смысл, какой имеет это место в редакции Mayhoff 'а. Под росписью из камней (pingi lapide), на основании кн. 35, 3, надо подразумевать инкрустирование стен дорогими самоцветами.

2) Круг «свободных искусств» впервые был установлен Варроном в его сочинении «Disciplinarum libri IX», в числе девяти: грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка, медицина, архитектура.


Таронян.

IV.6. Не было венка почетнее травяного. (...)


Таронян.

IV.7. (...) Он же называется и венком за освобождение от осады, — когда освобождался от осады и избавлялся от позорной гибели весь военный лагерь. (...)


ДрГерм.

IV.8. (Гл. 8). В древности1) самым явным признаком победы считалась передача побежденными [победителю] зеленого стебля (herbam). Она обозначала отказ от обладания землею, от пользования производящей и питающей силой почвы, даже от погребения в земле; этот обычай, как я знаю (scio),2) до сих пор (etiam nune)3) сохранился у германцев.


1) Т. е. у италиков.

2) Выражение «scio» показывает, что Плиний лично наблюдал этот обычай у германцев.

3) Характерная для Плиния склонность подчеркивать живучесть тех или иных обычаев и бытовых особенностей.

В процессе использования Плиния Тацитом эта склонность породила ряд анахронизмов у Тацита (см. примечание к «Анналам», II, 88).


Таронян.

VI.12. (...) И диктатор Сулла написал о том, что он тоже был войском награжден этим венком у Нолы, когда был легатом во время Марсийской войны, и он даже велел написать эту сцену в своей Тускульской вилле, которая позднее принадлежала Цицерону.1) (...)


1) После безуспешных попыток добиться гражданского права италийские союзники Рима, объединившись (за исключением некоторых областей и городов, оставшихся верными Риму), начали так называемую Союзническую войну с Римом (90—88 гг. до н.э.), в которой наиболее активно участвовали племена марсов, отчего эта война называется также Марсийской войной. Во главе римских войск стояли консулы 90 г. до н.э. Луций Юлий Цезарь и Публий Рутилий Луп, но военные действия вели опытные полководцы Гай Марий и Луций Корнелий Сулла и другие, которые были легатами (помощниками) консулов. Событие, о котором упоминает Плиний, относится к 89 г. до н.э., когда Сулла был легатом консула 89 г. Луция Порция Катона (после смерти консула в сражении новым консулом этого года стал Гней Помпеи Страбон). Нола — город в Кампании (к востоку от Неаполя), остававшийся верным Риму, но захваченный союзниками и долго остававшийся их оплотом в Кампании. Сулла, уже одержавший много побед, начал осаду Помпей. На помощь городу прибыл самнитский полководец Луций Клуенций с большим войском, но Сулла обратил самнитское войско в бегство (взял их лагерь) и преследовал до Нолы, у которой, по-видимому, и произошло решительное сражение, в котором большинство самнитского войска с Клуенцием погибло, а Сулла потерял, как сообщается, одного воина, — за это войско преподнесло ему травяной венок (Плиний замечает дальше по этому поводу, что Сулла своими проскрипциями сам совлек со своей головы этот венок, поскольку он спас тогда гораздо меньше граждан, чем убил потом, во время проскрипций). Во время Союзнической войны началась гражданская война между Суллой и Марием, в результате которой Сулла в 82 г. до н.э. стал диктатором, но в 79 г. неожиданно сложил с себя полномочия диктатора и удалился в свое имение в Путеолы (около Неаполя), ведя частную жизнь, но сохранив политическое влияние. Здесь он писал свои «Воспоминания» (точнее — «О своих деяниях»), на греческом языке, посвятив их Луцию Лицинию Лукуллу (см. примеч. 4 к XXXIV, 36). За 2 дня до смерти (в 78 г. до н.э.) он закончил 22-ю книгу. После смерти Суллы их закончил его вольноотпущенник Корнелий Эпикад. Это произведение Суллы не сохранилось, но на него часто ссылаются античные авторы. — О Тускульской вилле см. примеч. 3 к XXXV, 130.


Таронян.

VI.13. Варрон сообщает, что Эмилиан Сципион тоже был награжден венком за освобождение от осады, в Африке, в консульство Манилия, за то что спас 3 когорты, выведя для спасения их столько же когорт. Об этом и на статуе его на Форуме Августа божественный Август сделал надпись.1) (...)


1) О Марке Теренции Варроне см. примеч. 4 к XXXV, 11.

Публий Корнелий Сципион Эмилиан Африканский Младший (о нем см. в примеч. 3 к XXXV, 8, в примеч. 1 к XXXV, 23), победитель Карфагена в Третью Пуническую войну (149-146 гт. до н.э.), в начале войны был военным трибуном. В 149 г. войсками командовали консулы Маний Манилий (сухопутными) и Луций Марций Цензорин (флотом). Уже в самом начале войны Сципион, благодаря своей продуманной тактике и вместе с тем отважной храбрости, неоднократно с помощью небольших отрядов спасал римское войско от позорного уничтожения. Здесь имеется в виду тот случай, когда был предпринят поход против крепости Неферис (на косе к югу от самого Карфагена), и римское войско, вопреки совету Сципиона, переправилось через реку: в неудобном месте римское войско было разбито и обращено в бегство карфагенянами, река преграждала остаткам войска путь к отступлению, и Сципион, напав с небольшим отрядом всадников на карфагенян с фланга, спас и вывел оставшиеся отряды (число когорт в источниках указывается по-разному — от 2 до 8), за что спасенные и наградили его этим венком. По поводу статуи Сципиона на Форуме Августа см. примеч. 3 к XXXVI, 102.


РГИ.

XI.24. Наилучшая [глицирриза] в Киликии, затем в Понте, со сладким корнем, который только и идет в употребление.1)


1) Глицирризу (по-греч. Γλυκεῖα ῥιζα) Плиний ниже называет «скифской травой» (XXV, 82 и примеч. 942; XXVI, 146 и примеч. 951; XXVII, 2 и примеч. 953). Это лакрица, или солодка Glycyrrhiza glabra L. (см. Dioscor. Mater. med. III,5). Лекарственные свойства лакрицы были известны многим древним народам. Она упоминается в вавилонских клинописных табличках, в сочинениях Гиппократа, Галена, Авиценны. Лакрица до настоящего времени широко применяется в медицине и является предметом экспорта из России и Украины, где производятся два вида лакрицы: лакрица голая (Glycyrrhiza glabra L.) и лакрица уральская (Glycyrrhiza uralensis Fish). Запасы первой, растущей в Приазовье и Причерноморье, сильно истощены. Ареал второй — Северный Кавказ, Южное Поволжье, Урал, Средняя Азия и Забайкалье.


Таронян.

XX.44. (...) Говорят, что, когда любимый раб Перикла, главы афинян, при строительстве храма в Крепости1) взобрался на высокую крышу и упал оттуда, он был излечен этой травой стенницей, — она была указана явившейся во сне Периклу Минервой, поэтому эту траву стали называть парфением, и она приписывается этой богине. Это тот самый молодой раб, изображение которого отлито из меди — тот знаменитый Спланхнопт.2) (...)


1) Афинский Акрополь.

2) См.: XXXIV, 81 с примеч. 1 и в примеч. 11 к XXXIV, 80. — Трава была названа «парфением» в честь Афины (Минервы) Парфенос («Девы»). Плиний приводит много разных названий этой травы. В данном случае парфений обычно идентифицируют как стенницу, или постенницу (Parietaria officinalis, L), но некоторые предполагают, что здесь это — может быть, хризантема золотистая (Chrysanthemum Parthenium v. aureum).


Таронян.

XXIII.48. И корень анхусы находит применение. Толщиной он с палец, расщепляется на полосы, как папирус, и окрашивает руки в кровавый цвет, подготавливает шерсть для окрашивания ее дорогими красками. (...) В воде он не растворяется, а распускается в оливковом масле, и это служит доказательством его неподдельности.1) (...)


1) См. примеч. 1 к XXI, 99.


Феофраст-прим.

XXX.62. [о растении Адиантум черный - Венерины волосы - Adiantum cappillus veneris L.] Если его полить водой или погрузить в воду, оно остается сухим.


Гесиод. Полное собрание текстов. Фрагмент 348. Пер. О.П. Цыбенко.

XXXII.67. Гесиод говорит, что асфодел, который некоторые называют гереем, является одним из самых известных растений и произрастает в лесах...


Гесиод. Полное собрание текстов. Фрагмент 348. Пер. О.П. Цыбенко.

XXXIII.73. Некоторые утверждают, что Гесиод называл асфодел алимоном, что представляется мне неверным: алимон — это другое растение, относительно которого можно прочесть весьма ошибочные сведения.


Перевод Г.М. Севера.

LXVIII.138. Хлеб, составляющий нашу обычную диету, также обладает целебными свойствами — почти бесчисленными. Будучи нанесен с водой и маслом, или с розовым маслом, он уменьшает гнойники; с гидромелем1) — замечательно размягчает уплотнения. Его назначают с вином, чтобы уменьшить болезненные симптомы, а также чтобы остановить выделения [гноя]; чтобы усилить [это] действие — с уксусом. Хлеб применяется также при ненормальных выделениях слизи, известных грекам как rheumatismi, также для синяков и растяжений. Для этих целей, однако, лучше всего подходит дрожжевой хлеб, известный как autopyros.2)


1) [Гидромелем.]Ὑδρόμελι; медовая вода.

2) [Autopyros.] Αὐτόπῡρος; из муки грубого помола, с отрубями, цельный.


Перевод Г.М. Севера.

LXVIII.139. Его наносят также на панариций, в уксусе, и на мозоли на ногах. Черствый хлеб, или «матросский»,1) перемолотый и запеченный снова, снимает слабость кишечника. Желающим укрепить и улучшить голос весьма хорош пост на сухом хлебе; сухой хлеб полезен также как профилактика против катара. Хлеб, который называется sitanius,2) выпеченный из трехмесячной муки, нанесенный с медом — очень действенное средство при ушибах тканей лица и чешуйчатой сыпи. Белый хлеб, замоченный в горячей или холодной воде, является очень легким и здоровым питанием для больных; вымоченный в вине, используется как примочка при опухании глаз; используемый таким же образом, или с добавлением сухого мирта, хорошо помогает при гнойниках3) на лице. Паралитикам рекомендуется, соблюдая пост, принимать замоченный в воде хлеб — непосредственно после купания. Жженый хлеб устраняет неприятные запахи в спальне; будучи использован в фильтрах, нейтрализует плохой привкус вина.


1) [Матросский.] Очевидно, из муки самого грубого помола и неферментированный.

2) [Sitanius.] Урожая нынешнего года.

3) [Гнойниках.] Pustula; 3) волдырь; 2) гнойник; 3) прыщ.


Источники

ВДИ 3-46 – Вопросы техники в Naturalis Historia Плиния Старшего // Вестник древней истории, 1946, № 3.

Гесиод. Полное собрание текстов. М., 2001. Перевод: О.П. Цыбенко.

ДрГерм – Древние германцы, М., 1937.

Латышев – В.В. Латышев. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Вестник древней истории, 1949, №2.

РГИ – Подосинов А.В., Скржинская М.В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. М., 2001.

Таронян – Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. Пер. с латинского, предисловие и примечания Г.А. Тароняна. М., 1994.

Феофраст-прим — примечания к: Феофраст. Исследование о растениях.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru