Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Плиний Старший
Естественная история

Книга двадцать восьмая

(компиляция переведенных фрагментов)

IV: 15, 16, 19. V: 22, 26. VII: 38. XVI: 58. XXIII: 80. XXXI: 121. XL: 146. LI: 191. LXXI: 236.


Таронян.

IV.15. (...) Когда, копая на Тарпейском холме, для того чтобы заложить фундамент храма, нашли человеческую голову, и по этому поводу к знаменитейшему провидцу Этрурии Олену Калену были отправлены послы, он, видя в этом предвещание великой славы и преуспеяния, попытался вопросом обратить это во благо своего народа, сначала палкой изобразив на земле перед собой очертание храма: «Так значит, это говорите вы, римляне? «Здесь будет храм Юпитера Высочайшего Величайшего, здесь мы нашли голову»?» По решительнейшему утверждению анналов эта судьба досталась бы Этрурии, если бы римские послы, предостереженные сыном провидца, не ответили: «Не здесь, конечно, а в Риме найдена голова, говорим мы».1)


1) Об этом рассказывают или упоминают с теми или иными подробностями многие античные авторы. Речь идет о закладке фундамента храма Юпитера Высочайшего Величайшего (Iuppiter Optimus Maximus) на Капитолии, т. е. на южной возвышенности Капитолийского холма, которая прежде, до находки головы, называлась Тарпейской горой (или холмом), царем Тарквинием Приском. См.: III, 70 с примеч. 2.

Этрусский провидец назван по имени только у Плиния. Полагают, что имя Olenus Calenus — латинизированная форма этрусского имени, которую предположительно восстанавливают как Aulne Calne. Некоторые считают, что Calenus связано с названием города Cales (древний город в северной Кампании) и обозначает происхождение из этого города (Олен из Калеса), другие отрицают это (считая оба имени этрусскими). Сервий (в Комментариях к «Энеиде» Вергилия, к VIII, 345) называет имя его сына — Арг (Аргус). По легенде, при рытье места для фундамента была найдена свежесрубленная человеческая голова (caput), еще кровоточащая, с надписью этрусскими буквами: Caput Oli regis — «Голова царя Ола». Так как римские жрецы не смогли объяснить смысл этого предзнаменования, Тарквиний отправил послов к этрусскому провидцу Олену Калену. Послы встретили у дома Олена человека (он оказался сыном провидца), который, расспросив их о причине их прихода, объяснил им смысл предзнаменования (место, где найдена голова, будет главой всей Италии) и предупредил их, что отец постарается обратить предзнаменование в пользу Этрурии, и велел отвечать ему с формальной точностью. После этого предательства сын убежал, но отец нагнал его и убил (по одной версии, Аргилет, улица в Риме, у северо-западной части Римского форума, получил свое название по месту смерти Арга — Argi-letum, «смерть Арга»).

Современные исследователи считают, что название «Капитолий» (Capitolium) произошло не от этой найденной головы, а наоборот, эта легенда возникла как попытка объяснения названия «Капитолий» (происхождение этого названия объясняют по-разному).


Таронян.

IV.16. Передают, что это случилось опять, когда подготовленные для фастигия того же храма глиняные квадриги увеличились в печи, и опять подобным же образом это счастливое предзнаменование было удержано.1) (...)


1) Об этом подробнее рассказывается у Плутарха (Попликола, 13), Феста (под словом Ratumenna Porta — с. 340, по изданию Линдсея), вскользь упоминается у Плиния в VIII, 161. Когда Тарквиний Суперб заканчивал строительство храма Юпитера Капитолийского, он заказал мастеру (или мастерам) этрусского города Вей глиняную квадригу (или квадриги) для храма (как акротерий на вершине храма). Квадрига в печи, вместо того, чтобы при обжиге уменьшиться, очень увеличилась (так что пришлось разбирать печь). В это время Тарквиний был изгнан римлянами (510 г. до н.э.). Этрусские предсказатели объяснили это увеличение квадриги как предзнаменование благоденствия и могущества для обладателей этой квадриги, и жители Вей решили не отдавать ее римлянам, а на требования и угрозы римлян они ответили, что квадрига принадлежит Тарквиниям, а не тем, кто изгнал их. Вскоре в Вейях состоялись конные состязания, и когда победитель стал удаляться с ристалища на квадриге, кони вдруг бешено понеслись и помчались в Рим, остановившись только перед храмом Юпитера на Капитолии, где сбросили возницу. Жители Вей, испугавшись этого знамения, отдали глиняную квадригу римлянам. См. об этой квадриге еще: XXXV, 157 с примеч. 2.

О фастигии см. примеч. 6 к XXXV, 152.


Перевод Г.М. Севера.

IV.19. Ведь не существует таких, кто не опасается быть поражен проклятьем; отсюда повелось разламывать скорлупу яиц и улиток, или протыкать ложкой, немедленно после того, как они съедены…1)


1) [После того, как они съедены.] Этот суеверный обычай существует до сих пор, как оберегающий от ведьмовства.


Таронян.

V.22. (...) Почему против наговоров мы прибегаем к особой молитве, а некоторые взывают к греческой Немесиде, изображение которой по этой причине находится в Риме на Капитолии, хотя имя ее не латинское?1) (...)


1) Здесь речь идет о суевериях. Плиний еще раз упоминает об этой Немесиде в подобной связи (XI, 251: «...эта богиня даже на Капитолии не получила латинского имени...»). О Немесиде см. в примеч. 1 к XXXVI, 17. В Риме (и в римских провинциях) культ Немесиды получил особенно широкое распространение с III в. н.э. Об этом изображении Немесиды на Капитолии упоминает только Плиний (предполагают, что изображение Немесиды на монете Гая Вибия Вера — до 43 или ок. 37 г. до н.э. — может быть, воспроизводит эту Немесиду на Капитолии).


Перевод Г.М. Севера.

V.26. Если во время еды невзначай будет упомянут пожар, мы отвращаем [пагубное] знамение пролитой под стол водой. Выметать пол когда кто-нибудь [уже] уходит из-за стола, или уносить столы или убирать посуду когда кто-нибудь пьет — считается самой зловещей приметой. Существует рассуждение, составленное Сервием Сульпицием, виднейшим мужем, почему не следует оставлять обеденного стола; столов больше, чем сотрапезников, тогда еще не имелось.1) Если кто-то чихал, [подаваемое] блюдо уносилось обратно, чтобы никто затем от него не отведал…


1) [Не имелось.] Обычая перемены блюд, с каждым новым блюдом на отдельном столе, еще не существовало.


Перевод Г.М. Севера.

VII.38. Марико Смирнский, который написал о добродетелях простоты, сообщает, что морские сколопендры разрываются от плевка; то же происходит с жабами и прочими лягушачьими; Офилий — что змеи, если им плюнуть в открытую пасть; Сальпе — что можно избавиться от онемения любой части тела, если плюнуть за пазуху или помазать слюной верхнее веко…


Материалисты Древней Греции, М., 1955. стр. 134. Пер.: А.О. Маковельский.

XVI.58. Демокрит порицал наслаждения любви за то, что в них из человека выскакивает человек.


Евреи.

XXIII.80. Ибо мы уже говорили, что асфальт из Иудеи можно одолеть только этой силой:1) нитью из одежды, пропитанной таким зельем. Даже огонь, способный совладать с чем угодно, его не берет: если асфальтом, даже обращенным в пепел, посыпать одежду при стирке, то он изменяет цвет пурпура и лишает краски яркости. И сами женщины подвержены влиянию этой отравы: асфальт вызывает выкидыш, если им смазать кожу, и даже в том случае, если беременная женщина просто наступит на него.


1) Ср. выше, № 207 (= VII.65 – OCR).


Таронян.

XXXI.121. (...) Кровь гиппопотама применяют живописцы. (...)


Таронян.

XL.146. (...) Особенно действенен бычий желчный пузырь, даже для покрытия золотой краской меди и мисок. Но всякий желчный пузырь обрабатывают свежим, перевязав его отверстие толстой нитью, опустив в кипящую воду на полчаса, затем высушив не на солнце и положив на сохранение в мед.1) (...)


1) Текст становится ясным из другого места Плиния (XI, 195), где говорится: «Из бычьего желчного пузыря получают золотую краску». — Этот же рецепт приготовления приводится у Диоскурида (II, 78), который говорит только о медицинском применении желчных пузырей. — ...мисок... (или «тазов») — pelvibus. В рукописях читается pellibus («шкура, мех, кожа»).


ДрГерм.

LI.191. Полезной «мыло» (sapo),1) изобретенное галлами для окраски волос в красный цвет; оно делается из сала и золы — лучший сорт из золы букового и грабинового дерева — и приготовляется в двух видах: в твердом и жидком состоянии. Оба его вида употребляются германцами, причем оно больше в ходу у мужчин, чем у женщин.


1) Собственно не мыло, а мазь или нечто вроде помады.


Таронян.

LXXI.236. (...) Самый превосходный клей получается из ушей и половых органов быков (...), но ничто так не подделывают, как его, отваривая любую обветшалую кожу и даже обувь. Родосский клей самый прочный, и его применяют живописцы и медики. Причем, чем он белее, тем лучше, а темный и деревянистый считается непригодным.1) (...)


1) В XI, 231 Плиний пишет: «Из коровьей (bourn) кожи вываривают клей, особенно — из бычьей (taurorum)». У Диоскурида (III, 87) о клее говорится следующее: «Клей (κόλλα), который некоторые называют столярным клеем (ξυλοκόλλα) или бычьим клеем (ταυροκόλλα): самый лучший — родосский, приготовляемый из бычьей (или коровьей — βοείων) кожи; такой клей — белый и прозрачный, а темный — хуже...» (дальше о медицинском применении). — Ср. ниже, XXXII, 73. Животный и рыбий клей применяются для приготовления клеевых красок.


Источники

ДрГерм – Древние германцы, М., 1937.

Евреи – Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. От Геродота до Плутарха. Том первый. Введение и комментарии Менахема Штерна. Перевод под научной и литературной редакцией д.и.н. Н. В. Брагинской. Гешарим: Москва-Иерусалим, 1997.

Материалисты Древней Греции, М., 1955. Пер.: А.О. Маковельский.

Таронян – Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. Пер. с латинского, предисловие и примечания Г.А. Тароняна. М., 1994.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru