Система Orphus
Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Записки Императорскаго Одесскаго Общества Истории и Древностей. I. 1844 г.
[633] — конец страницы.
Орфография частично осовременена.

Сообщено корреспондентом Батьяновым

Свадебные обряды  в Бессарабии.

Супружеская верность и целомудрие (говорю о простонародии) сохраняются здесь и высочайшей степепи. Браки заключаются большею частью по любви, но всегда с согласия родителей. Свадебные обряды чрезвычайно оригинальны.

Молодой человек, задумав жениться и выбрав себе девушку, засылает к родителям ея сватов. Эти, прежде чем явятся, начинают окольными путями издалека выведывать, приятно-ли будет их предложение. Если заметят, что могут надеяться благосклоннаго ответа, то, вместе с родственниками жениха, приходят в дом девушки. Тогда знатнейший из сватов, который обыкновенно называется «старостою», начинает следующую речь: «Наши отцы, деды и пращуры, ходя в леса за охотой, открыли эту населяемую нами землю. Вот мы живем на ней, питаемся ея медом и прохлаждаемся молоком. Увлеченный примером предков, почтеннейший NN. ходил также в поле, в леса и на горы, искать дичи, и встретился там с серною; но она, стыдливая от природы и храня честь, не дала ему видеть лица своего,  а обратилась в бегство  и скрылась. Мы шли по следам ея и эти следы привели нас в ваш дом: отдайте-же нам добычу, за которого мы с таким трудом гонялись по дебрям, или укажите, куда она убежала». Родители девушки сначала отвечают , что в их дом не приходило никакого животнаго, что погнавшись за ним, они вероятно сбились со следа, и что может-быть найдут, чего ищут, где-нибудь в соседстве. Но когда сваты продолжают настаивать и уверять, что шли именно по следу и никак не ошиблись, то к ним сперва выводят старуху, одетую в отвратительные лохмотья, и спрашивают : «это-ли та серна, за которою они гнались?». Сваты отвечают отрицательно, уверяя, что «у той, которую ищут, волосы златожелтые, очи сокольи, зубы жемчужные, губы краснее вишни, тело как у львицы, грудь и шея лебединыя, пальцы мягче воска, а лице яснее солнца и луны.

Если родители и после этого стараются разуверить их, то сваты утверждают, что у них собаки хорошия и никогда не сбиваются со следа; они угрожают даже найти себе путь к открытию серны силою и оружием.

После долгих переговоров, родители позволяют наконец дочери явиться: она приходит, убранная со всевозможною роскошью. Тогда сваты вскрикивают и уверяют , что нашли серну, которую искали. Тут входит жених,  который [633] обыкновенно держится вблизи и тотчас приступает к обмену с невестою колец, в присутствии священника. После этой церемонии девушка опять скрывается, а мужчины садятся за веселый стол, в продолжение котораго назначается день свадьбы.

В понедельник, предшествующий этому празднику, по окончании обедни, как в дом невесты, так и в дом жениха , собираются родственники, призывают музыканта  и составляют первый малый пир. По окончании, женщины сеют для свадебных пирогов муку, отчего этот день и называется «сеянным ».

Настоящий пир начинается в обоих домах обыкновенно в четверг и продолжается четыре дня.

В воскресенье собираются к жениху родственники для приема невесты, и посылают к ней нарочных с известием о скором его прибытии. Друзья невесты подстерегают посланных на дороге и стараются их перехватить. Если им это удастся, то посланников связывают, сажают на лошадей лицом к заду и привозят в дом невесты, как пленников. Чтоб избегнуть этого смешнаго оскорбления, посланники выбирают лошадей самых сильных и быстрых, на которых бы в случае нужды можно было ускользнуть от находящихся в засаде.

Если они приезжают к дому невесты благополучно, то у них спрашивают: «что им нужно?» Они отвечают, «что посланы объявить войну и что войско, готовое завоевать крепость, уже вблизи».

Тогда их впускают, угощают богато вином, и отсылают домой, придав им несколько гостей со стороны невесты. Когда эти последние увидят приближающагося жениха, то отпускают посланных с бранью и угрозами, а сами спешат каждый в дом невесты. Жених с своими спутниками гонится за ними, и если настигнет, то платит им такою-же шуткою, какую готовились сделать с его посланными.

Все это заключается скачкою на лошадях, на которой победитель получает награду из рук невесты, а коня его украшают цветами.

Ввечеру ведут обрученных с возможною пышностью в церковь, для принятия священническаго благословения. Посреди церкви разстилается ковер, на котором становятся жених по правую, а невеста по левую сторону. Под ноги кладут им несколько золотых и серебряных монет, в знак, что они должны отказаться от света и презреть его пышность. Родственники осыпают присутствующих малыми монетами, орехами и хмелем, в знак, что плодородия должно просить от Бога, а на богатство обращать мало внимания.

По окончании обряда, все собрание возвращается в дом невесты, где дается роскошный  пир, продолжающийся до трех часов утра. Тогда повара приносят [634] жаренаго с перьями петуха и ставят на стол, а один из гостей, спрятавшись под стол, кричит петухом, возвещая тем наступление утра. Все встают из-за-стола и наделяют поваров подарками. Брачная чета садится посреди комнаты и избранный невестою адвокат читает роспись приданаго, упоминает о получении невестою от родителей благодеяниях, и просит их дать ей благословение. Исполнив это, родители подносят ей прощальное питье, называемое питьем далёкаго пути, и отпускают ее из дома. Но в дверях молодые встречают братьев, или ближайших родственников невесты; они преграждают им путь и муж должен купить себе пропуск подарком. Невеста садится в повозку, не имея с собой из отцовскаго дома никого, кроме свекрови или золовки, и таким образом следует за супругом, который едет впереди. В доме последняго осушают еще по несколько бокалов, и наконец, отведя новобрачных в спальную комнату, оставляют их на свободе. [635]


























Написать нам: halgar@xlegio.ru