выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
Живая старина,
2006, № 3, стр. 14-15.
OCR OlIva.
Цель статьи — исследовать роль источников воды у болгар, проживающих с XIХ в. в селах Кайраклия и Кирсово Республики Молдовы. В безводной степи, где расположены эти населенные пункты, вода является самым большим богатством, а чешма1) и колодец2) — соцальными и сакральными центрами села.
Первым шагом исследования была подробная фиксация всех водоисточников в селе — как заброшенных, так и функционирующих в настоящее время. Обнаружилось, что в последнее время в Кайраклия втрое увеличилось число колодцев, однако новые, в отличие от старых, считаются частными.
Расположение старых колодцев в селе свидетельствует о том, что они являются своего рода разделителями села на улицы, а дата построения колодцев фактически документирует поэтапное расселение жителей в селе.
В с. Кайраклия кроме колодцев есть также три чешмы, история каждого из которых известна всем. Главная чешма «Голямата чешма» в настоящее время снабжает водой все село. Другое свое название — «Дечевкостевата чешма» — она получила в честь своего основателя. Один из информантов рассказал следующее: «Земля, на которой располагается эта чешма, раньше принадлежала одному из самых больших родов — Драгнюйти. Рядом находилась земля более бедного Дечевкоста, который обманным путем присвоил это место и построил там чешму, ставшую впоследствии общей». Интересен тот факт, что эту историю рассказал лишь один человек во всем селе; рассказчик принадлежал к обиженному роду Драгнюйти.
Вторая всем известная чешма — «Тонолуйта чешма». При упоминании ее в беседе все жители села сразу же говорили: «Два брата враждовали из-за воды, которая сейчас всеми используется». По преданию, чешма принадлежала одному из первых переселенцев по имени Гонал3). Он оставил чешму в наследство своим сыновьям и тем самым посеял вражду между ними. На протяжении многих лет, с 1900 г. до Октябрьской революции, два брата вели судебную тяжбу из-за воды, в итоге ничего не добившись. Представители этого рода в интервью умалчивали о конфликте из-за чешмы, тогда как остальные жители села охотно рассказывали эту историю.
Колодец возле дома. С. Кайраклия
В преданиях о двух чешмах прослеживается идентичная ситуация: вода становится причиной конфликта между людьми. Однако если в первом случае пострадавшие Драгнюйти рассказывают об утрате чешмы, то во втором случае рассказчики о потере умалчивают, так как потерявшие сами явились виновниками утраты. Односельчане же относятся к обеим историям иронично, объясняя эти ситуации простой поговоркой «Ни вашим, ни нашим».
В селе есть еще небольшая чешма, которую называют «Чушмичката». В настоящее время она не функционирует. Вот что рассказал один из жителей села, который имел прямое отношение к созданию этой чешмы: «Эту чешму построил в свое время мой дядя. Ему приснилось, что в этом месте есть вода. Он сделал чешму, но плохие люди разрушили ее. Прошло время, и мне во сне явился мой дядя, который сказал, что я должен восстановить чешму». Действительно, по рассказам односельчан, этот человек так и сделал. Однако из интервью с его детьми выяснилось, что после восстановления чешма стала главной причиной конфликтов как в семье, так и вне ее. Отец считал, что поддерживать чешму — это «святая обязанность» всех, но никто не хотел этого понять. В итоге чешма вновь была разрушена, и теперь все только вспоминают о хороших временах.
Колодец; на задней стенке висит икона. С. Кирсово
Если чешма представляется как источник богатства, то колодцу приписываются более широкие функции. Воздвигнуть колодец считается сделать доброе дело. Как сказал один из старожилов: «Сделать колодец — значит оставить навеки добрую память на этом свете». Самый старый колодец в селе был вырыт в 1850 г., называют его «Хаджийски геран». По рассказам местных жителей, некая «баба Хаджийка», муж которой погиб на войне, дала деньги на постройку колодца и тем самым увековечила свое имя в памяти людей.
Есть в селе колодец, который все называют «Два брата». О нем сложена песня, которая до сих пор сохранилась в памяти людей. Колодец в настоящее время не функционирует, потому что в нем погибли два брата: «Когда люди начали копать колодец и дошли до каменной плиты, то перестали копать и пошли в город за каменными кольцами4), потому что было слышно, что вода где-то рядом. Есть обычай: кто первый найдет воду, того одаривают полотенцем и рубашкой. Двое братьев, которые были среди копавших колодец, захотели получить подарок и первыми открыть воду. Они вдвоем начали копать дальше, но земля обвалилась и засыпала их. К колодцу мать пришла оплакивать сыновей, а из ее плача люди сложили песню». В данном случае вода наказала братьев за жадность и исчезла.
Как говорит бабушка Пена из с. Кирсово: «Вода — это добро, и воздвигать колодец надо с чистыми помыслами, а то ничего не добьешься». Свои слова она подтвердила рассказом о том, как при строительстве одного колодца вода сначала появилась, а когда были сложены каменные кольца — исчезла. Оказалось, что при покупке этих колец люди обманули продавца, из-за чего были наказаны. Вода, по словам очевидцев, реагирует на взаимоотношения между людьми.
Истории, в которых колодец представляется как источник темных сил, известны многим. Есть в селе колодец, в котором, как говорят, живут таласъми и лущии, т.е. нечистая сила. Один из информантов рассказывает: «Из этого колодца в полночь выходят большие серебряные оковы, которые опутывают ноги человека, не давая ему двинуться до тех пор, пока не пропоет первый петух». Другие же видели, как из этого колодца выходил мужчина в белых штанах и рубашке, который забирался на спину человеку, не давая ему прохода до пения первых петухов.
По поверью, проходя мимо колодца, обязательно надо поздороваться с водой, особенно в полночь или на рассвете, ведь именно в это время, как говорят люди, властвует нечистая сила.
Интересные свойства приобретают колодцы в определенные дни календаря, например в день Святой Троицы. Именно тогда колодец, по представлениям местных жителей, становится местом обитания нечистой силы. Рассказывают такой случай: «В селе был один мужчина, который не боялся ничего. В день Святой Троицы все должны носить с собой полынь (пелин-траву). Этот человек смеялся над этим обычаем, и в тот же день, возвращаясь с поля, он увидел около колодца белых людей "русалите". Тогда только он поверил в существование потусторонних сил».
Новые колодцы как раньше, так и сейчас освящаются. На севере Молдовы после освящения колодца устраивается большое гуляние. В с. Кирсово освящение сопровождается обязательным фотографированием на память всех присутствующих.
По представлениям болгар Бессарабии, колодец является священным местом, наподобие алтаря в церкви. Один из информантов рассказывает: «Есть в нашем селе женщина, которая спустилась в колодец и почистила его5), после чего вода изчезла». По мнению людей, это произошло потому, что женщина грешна и не имеет права находиться в этом «святом» месте.
Нельзя не отметить роль источников воды как социального центра села6). Именно около чешмы парни устраивали свидания с девушками. Первой обязаностью молодой девушки было пойти с утра за водой. Изучение рассказов о сватовстве молодых людей показало, что кража невесты в основном происходила у чешмы. Там же женщины ежедневно обменивались последними новостями из жизни села.
Подводя итоги, можно сделать следующее обобщение: если чешма в представлении болгар Бессарабии воспринимается, главным образом, как источник богатства, то колодец имеет более широкое предназначение. Интересно, что ни в одном из рассказов не упоминается о нахождении нечистой силы вблизи чешмы, тогда как колодец может быть местом ее обитания. Вполне вероятно, что различие в восприятии двух источников воды связано с различным характером самой воды в них — в чешме «течет», а в колодце «стоит».
Галина Манолова; Этнографический институт и музей Болгарской академии наук (София)
Статья распознавалась с плохой ксерокопии. В оригинале фотографии лучше...
1) Чешма представляет тип природного источника воды, это труба, заделанная в основу из камня.
2) Болгарский колодец — это вырытая в земле яма, стены которой выложены камнем.
3) По документам этнографического музея с. Кайраклия, официальной датой основания села считается 1861 г., в то же время рассказы о колодцах свидетельствуют о более раннем периоде заселения.
4) Такие кольца раньше продавали на базарах; по завершении строительства колодца их ставят у основания колодца, для того чтобы в воду не попадала грязь.
5) В болгарских селах колодцы регулярно чистят. Чистка происходит следующим образом: из колодца выливают всю воду, после чего спускаются и выгребают грязь.
6) Вакарелски Хр. Етнография на България. София, 1977. С. 217.
Написать нам: halgar@xlegio.ru