Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
К разделу Византия.
Восточная Европа в древности и средневековье.
XIV Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР
Владимира Терентьевича Пашуто. Москва, 17-19 апреля 2002 г.
Материалы конференции. М., 2002.
[241] – конец страницы.
OCR OlIva.
Астрология в Византии являлась частью естественнонаучных знаний, основывалась на достижениях современной ей науки, использовала методики и инструментарий математики, астрономии, произведения древних авторов. Вместе с тем она представляла собой яркий феномен средневековой ментальности и социальной психологии. По обилию астрологических сочинений (отдельных трактатов, гороскопов, поэм и др.), а также по количеству упоминаний в источниках о занятиях византийцев астрологией, ее никак нельзя назвать мнимой литературной реальностью. Сам же предмет астрологии вызывал (и продолжает вызывать) как полное доверие, так и абсолютный скепсис.
Астрология пришла в Грецию из Ирана и получила широкое распространение еще в эллинистическую эпоху. К XII веку она проделала непростой путь — от осуждения и преследования по закону (Кодекс Юстиниана) до массового увлечения гаданием по звездам.
От времени Комнинов и Ангелов дошли сочинения по астрологии, принадлежащие перу видных деятелей византийской культуры той поры. Они позволяют проанализировать, в какой культурной и идейной обстановке распространялись астрологические предсказания, как к ним относились представители различных социальных групп; каким образом, в свою очередь, политическая астрология влияла на социум.
Особую роль астрологические прогнозы играли при решении проблем войны и мира, взаимоотношении власти и народа, а также в вопросах престолонаследия. Речь идет о знаменитом предсказании, сделанном Мануилу I, о судьбе династии Комнинов. Пристрастие к астрологии, особо приписываемое Мануилу Комнину, разделяли как его предшественники, так и преемники на троне.
Отношение к астрологии в обществе было неоднозначным. Многие представители знати, следовали моде двора на гороскопы и предсказания. Знаменитыми астрологами своего времени были эпарх г. Анхиала Константин Стифат, будущий архиепископ [241] Болгарии Иоанн Каматир и другие иерархи. Занимались астрологией маги, или, как говорит современник, попросту обманщики (Михаил Сикидит, Сиф Склир, некто Аарон). Названный в числе других Михаил Сикидит известен как автор догматических сочинений, содержащих новое истолкование таинства евхаристии. Скорее всего, отклонение от официальной христианской доктрины (а не занятия астрономией) стало истинной причиной его порицания. Что касается византийских интеллектуалов, то их пренебрежение к астрологии объяснялось ортодоксальными представлениями о невозможности человека постичь промысел Божий, а тем более повлиять на свое будущее. Это обстоятельство не помешало знаменитому писателю Никите Хониату процитировать астрологическое предсказание о смерти Мануила I, которое заключалось «в конце его имени». Греческие буквы η и λ означают 38 — количество лет, которое царствовал Мануил. Как к вредному суеверию относилось к астрологии большинство священнослужителей. В народе же астрология была настолько популярна, что в момент междуцарствия после низложения Исаака II константинопольская толпа провозгласила императором астролога по имени Алексей Кондостефан. Однако на низовом уровне астрология сильно сливалась с оккультизмом, различными гаданиями и колдовством.
Правильнее было бы сказать, что поклонники астрологии и люди, относящиеся к ней враждебно, представляли разные слои одних и тех же социальных, этнических и конфессиональных страт византийского общества. Более того, в реальной жизни не было и строгого разграничения между библейскими пророчествами, астрологическими предсказаниями, различного рода предзнаменованиями и вещими снами. Следуя советам звездочетов, даже императоры прибегали к магическим действиям.
Астрология XII в. отражала общие представления людей о мироздании, своем месте в нем, возможности или невозможности человека определить свою судьбу и повлиять на нее.
По нашему мнению, политическая астрология стала алгоритмом поиска и принятия решения, своеобразной попыткой прогнозирования будущего, которое носило присущий всей средневековой ментальности мистический характер. Практические занятия астрологией и магией в XII в. определяли главные направления эмпирического и экспериментального познания. Создав удивительный сплав позитивного и иррационального, астрология, особенно политическая, отразила те общественные явления, которые не всегда были формализованы философскими [242] или социальными теориями. Среди них — многие проблемы взаимоотношений человека и природы, подданных и государя, характера императорской власти и т. д.
И последний вывод, который можно сделать, но который трудно прокомментировать, — это то, что астрологические предсказания, касавшиеся наиболее острых вопросов преемственности власти, судеб династии и трона эпохи Комнинов и Ангелов, оправдались.
Написать нам: halgar@xlegio.ru