Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
Азия и Африка сегодня.
1993, № 4, стр. 64-65.
В середине 80-х годов признаки сексуальной революции появились, наконец, и в Китае, ранее отличавшемся, если верить официальной пропаганде, завидным моральным здоровьем. Несомненно, это связано с экономическими переменами в обществе. Лучше стали условия жизни и питания — ускорилось и физическое развитие. Китайские девушки достигают теперь половой зрелости к 11 годам, мальчики чуть позже. Интерес к противоположному полу, охвативший китайских детей, породил множество проблем, в числе которых рост преступлений на сексуальной почве.
Но и взрослые не отстают. «Сексуальная лихорадка», которой поражены, как правило, крупнейшие города и порты страны, уничтожила плоды первого послереволюционного десятилетия. Тогда казалось, что проституция вырвана с корнем (было ликвидировано 800 домов терпимости, 80 тысяч проституток «переквалифицировались» в строительниц коммунизма). Однако сейчас уже ясно, что общественный порок, существующий испокон веку, всего лишь ждал своего часа.
Разумеется, с возрождающейся проституцией идет борьба. В настоящее время открыты специальные учреждения, призванные возвращать к добродетельной жизни «раскаявшихся развратниц и развратников». Особые меры строгости применяются к членам Коммунистической партии — вплоть до исключения из нее. За покровительство проституции предусмотрена уголовная ответственность. Все это свидетельствует о том, что болезнь «обнародована», хотя в целом нельзя не согласиться с официальной пропагандой: в основном в стране по-прежнему сохраняется серьезное отношение к интимным сторонам жизни и традиционной культуре. Доказательство в статистике — всего 400 китайцев инфицированы ВИЧ. В большинстве своем это наркоманы из провинции Юньнань.
Добрачная половая жизнь распространена главным образом среди городских жителей. Для деревни больше характерны ранние браки и ранние роды, хотя и там отношение к святости брака заметно меняется.
Остановимся на ситуации в студенческой среде. Здесь не перестают дискутировать вокруг проблемы: любить или не любить... пока ты учишься в институте. Однако дискуссии дискуссиями, реалии же таковы: согласно обследованиям одной из групп Пекинского университета, подавляющее число студентов (28 из каждых 33) имеют сексуальных партнеров. Примерно половина студентов Чжуншаньского университета — также. В шести вузах провинции Хунань в любовных отношениях состоят 257 из 627 студентов старших и 283 из 883 — младших курсов. «В 1980 году среди новичков таких было 1-2 на весь поток», — вспоминает преподаватель одного из институтов. Он отмечает также, что если раньше молодые люди скрывали любовь, то теперь они выставляют чувства напоказ и целуются на глазах у всего честного народа. Даже в США такого не позволяют себе на территории университетского городка... Последний аргумент, если и бьет наповал, то не молодежь.
Новое поветрие немедленно отразилось на институтских правилах внутреннего распорядка. То, что раньше «запрещалось» администрацией, сейчас всего лишь «не поощряется». Ничего не поделаешь — «западное влияние», будь оно неладно, занесло в страну «бесовщину». Однако ученые считают, что корни следует искать в политике реформ, ускорившей процесс социализации молодежи и расширения ее кругозора.
А вот некоторые выводы, касающиеся общества в целом. Анкетирование показало, что отношение китайцев к добрачным связям стало намного терпимее. Половина женщин в Гуанчжоу (опрос был проведен в 1987 году) регистрировали брак с бывшими любовниками. Две трети из них оказались беременными. В городе Фушань удвоилось число абортов среди незамужних. Ответы на вопросы, заданные 600 жителям Пекина, также дают основание утверждать, что в целом пуританские нравы времени Мао Цзэдуна остались в прошлом: молодые люди, не вступившие в интимные отношения до свадьбы, стали если не редкостью, то меньшинством. Увеличилось и число измен — каждый десятый супруг (или супруга) признались при анкетировании в неверности, что наводит на мысль о рождении в некотором смысле моды на супружеские измены.
Пока теоретики анализируют данные анкет, практики решают две взаимосвязанные проблемы: как ликвидировать порнографию и обучить население сексуальной культуре. Для этого используются «терапевтические» и «хирургические» методы.
Когда в начале 70-х годов в Китае перешли к политике планирования семьи, об «этом самом» говорить запрещалось. Во-первых, сексология не считалась научной дисциплиной, а кроме того, само обсуждение проблемы выходило, по мнению революционных идеологов, за рамки приличия. Не удивительно, что председатель Всекитайской медицинской ассоциации и советник министерства здравоохранения У Цзепин назвал начавшееся ныне в стране половое просвещение народа революционным событием. Ведь оно направлено на преобразование общественных традиций. В интервью журналу «Бэйцзин ревью» ученый заявил, что попытка упрятать секс за завесой тайны являлась извращенной формой такого просвещения. В феодальную эпоху, по словам У Цзепина, людям внушали, что мужчина и женщина не должны дотрагиваться друг до друга. Это тоже было своего рода половое воспитание.
Не могу не возразить председателю У. Традиции феодальной эпохи, как известно, были весьма многолики. Существуют заслуживающие доверия доказательства того, что в старом Китае была предельно широко, хотя и тайно, распространена эротологическая информация. Она содержалась в многочисленных трактатах об искусстве любви — так называемых «подушечных книгах», в художественной литературе, в лубочных картинках. Но в любом случае следует согласиться, что в современную эпоху невежество в сексуальных вопросах недопустимо. Как писал еще в XVIII веке Ж.-Ж. Руссо, устранение тайны является единственным способом устранения дурных помыслов.
Итак, многое тайное сегодня становится явным, но не мало китайцев все еще избегает любых упоминаний о сексе. Вот некоторые примеры.
В 1988 году в Шанхае в течение четырех месяцев работала выставка, смысл которой заключался в половом просвещении общества. В Китае подобных выставок никогда до этого не было. Однако из 550 тысяч учащихся средних школ города на ней побывало всего шесть тысяч.
Летом того же года после многолетних подготовительных работ пекинский музей естественной истории наконец-то устроил выставку под названием «Происхождение человека». Но часть экспозиции — фотографии обнаженных мужчин и женщин, предоставленные зарубежными музеями, вызвала возражение ответственных работников. Открытие выставки было отложено, правда, всего на несколько месяцев.
В настоящее время ситуация меняется; сексуальными проблемами занялись ученые. Бестселлером стала книга «Сексуальная психология». Печатается множество монографий, брошюр, в том числе и переводных. В газетах и журналах регулярно появляются статьи о сексуальном поведении, в Пекине и других городах открыты курсы для новобрачных, на экранах идут фильмы откровенно эротического содержания.
Когда в одном из них героиня говорит подруге: «Теперь я знаю, что это доставляет удовольствие не только мужчине», зал неизменно взрывается аплодисментами. В тысячах китайских школ введен постоянный спецкурс по половому воспитанию. Он включает не только сведения о биологических основах размножения, но и нравственную программу.
Журнал «Бэйцзин ревью» опубликовал статью об учительнице одной из пекинских школ Сюй Ланьин. Если верить китайским журналистам, Сюй Ланьин творит прямо-таки педагогические чудеса.
Так, одна из ее учениц, рассказывает: «До этих уроков я по-настоящему опасалась менструаций: боялась ходить большими шагами и даже ворочаться в постели. Но когда начались уроки учительницы Сюй, я совершенно перестала волноваться».
Ведя уроки, Сюй Ланьин обнаружила, что многие из ее учеников занимаются онанизмом. Некоторые были совершенно не способны контролировать себя и мастурбировали даже на занятиях. В результате они постоянно находились в подавленном состоянии. После бесед с учительницей все как один избавились от этой привычки, сообщает журнал.
Итак, свою главную задачу Сюй Ланьин видела в том, чтобы помочь подросткам избавиться от тревог, связанных с наступлением половой зрелости. К сожалению, некоторые китайские учителя, разрабатывающие аналогичный спецкурс для своих школ, столкнулись с непреодолимыми трудностями. По сообщению газеты «Чайна дэйли», они не могут найти подходящих цитат из произведений Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина.
А вот борьба с порнографией, хотя и идет с большой помпой уже несколько лет, заметных успехов не приносит. Кампания называется «сао хуан», или «вычистим желтое».1)
В конце 1989 года о ходе и целях кампании подробно высказался член Постоянного Комитета Политбюро ЦК КПК Ли Жуйхуань. Он заметил, что высшие руководители, включая Дэн Сяопина, сильно обеспокоены ходом кампании. Известно, что еще в 1983 году Дэн Сяопин призвал дать отпор «развращению молодежи упаднической буржуазной западной культурой». Критикуя китайских деятелей литературы и искусства за проповедь «абстрактной человеческой сущности и гуманизма», Дэн Сяопин воскликнул: «Отдельные произведения рекламируют даже секс!» В устах главного идеолога китайских реформ это стало синонимом полного «беспредела» в культурной жизни.
В конце 80-х годов ДК КПК и все члены Политбюро были преисполнены наивной решимости удачно завершить кампанию «сао хуан». «Всем необходимо знать, — предупредил Ли Жуйхуань, — что порнография, азартные игры и наркотики — это один из важнейших способов, применяемых враждебными зарубежными силами, чтобы подтолкнуть Китай к «мирной эволюции» от социализма обратно к капитализму».
Война с порнографией приняла массовый характер. Дошло до смешного: учащиеся начальных классов, поняв призыв «вычистим желтое» буквально, стали освобождаться от книг в желтых переплетах и приходить в школу с метлами под мышкой.
С 1989 года в Китае официально установлены новые правила, согласно которым любые публикации будут запрещены, если в них окажется:
1) описание сексуального поведения и половых сношений в непристойных выражениях и подробностях; 2) непристойные сексуальные изображения; 3) описание сексуальной техники или обучение ей в непристойных выражениях; 4) детальное описание половых извращений, а также применяемых при этом средств;5) половые отношения малолетних; 6) описание половых отношений гомосексуалистов, отклонений в половом поведении, случаев насилия, садизма; 7) другие описания, которые нормальные люди находят непристойными.
Неопределенность многих «стандартов непристойности» бросается в глаза. Не случайно в китайской прессе была даже предпринята робкая попытка начать обсуждение этого вопроса. Одна из публикаций называлась: «Непристоен ли секс в художественной литературе?» В заметке говорилось об относительности самого определения непристойности. Так, например, ранее в Китае были запрещены многие всемирно известные произведения, содержащие элементы эротики («Розовая мечта» Ирвинга Уоллеса и «Любовник Леди Чэттерлей» Д. Лоуренса). Теперь же сочинение Лоуренса разрешено распространять «в умеренном количестве».
Не прошло и года, как стало ясно, что страну на волне интереса к «запретному плоду» потрясла эпидемия подпольной порнографии, справиться с которой не удается (вопреки оптимистичным сводкам с «поля брани»). Судебные дела уже исчисляются десятками тысяч, а количество ликвидированных «гнезд разврата» всего лишь за год увеличилось более чем в 10 раз. Эти цифры свидетельствуют, на мой взгляд, не столько об успехах в «вычищении желтого», сколько о принципиальной неустранимости некоторых явлений исключительно «хирургическими методами».
Дикарёв А., кандидат исторических наук.
1) В ходе кампании было конфисковано более 30 миллионов порнографических книг и журналов, 400 тысяч «непристойных» звукозаписей и видеофильмов. Перед судом предстали 1800 человек, имевших отношение к «желтому» бизнесу.
Написать нам: halgar@xlegio.ru