Система Orphus

Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


С. С. Соловьева.
Война 663 г. до н.э. между Ассирией и Кушем за господство над Египтом.

Война 663 г. до н.э., происходившая на египетской территории и ставшая последней схваткой между Ассирийской державой и Напатским царством за обладание Египтом — событие интересное и исторически значительное.

В серии подобных столкновений, тянувшихся с середины VIII до середины VII в. до н.э., в течение почти ста лет, некогда могущественный и славный Египет стал всего лишь "ареной чужих споров",1) а конкуренты — Ассирия и Куш — ожесточенно, с переменным успехом пытались утвердить и временами утверждали свою власть над ним.

Как известно, со времени последнего возвышения Ассирии ее цари Тиглатпаласар III, Салманасар V, Саргон II медленно, но неуклонно подчиняя восточносредиземноморское побережье, закреплялись в Сирии, Финикии и Палестине и, наконец, сделали их прочным тылом и плацдармом для будущего наступления на Египет. Синаххериб уже стоял на египетской границе. Его сыну Асархаддону, шедшему проторенным путем, удалось осуществить "завоевание века" — в 671 г. до н.э. подчинить Египет. Но уже в 670 г. Египет восстал, его завоеватель Асархаддон умер во время карательной экспедиции, организованной для подавления этого восстания. Весь последующий пятнадцатилетний период ассирийского господства над Египтом приходится на время правления Ашшурбанипала и характеризуется целой серией мощных египетско-кушитских, собственно египетских и египетско-азиатских выступлений против Ассирии, завершившихся [191] освобождением Египта от власти Куша и Ассирии. После чего последовала эпоха его последнего расцвета под властью Саисской династии и даже краткое возрождение международного авторитета нильской державы.

Проблема господства Куша и Ассирии в Египте, а также борьба между ними за обладание этой страной неоднократно обсуждалась как в общих трудах,2) так и в специальных исследованиях.3) В числе новых работ следует отметить интересные статьи Э. Спэлинкера. Одна из них — "Асархаддон и Египет: анализ первого вторжения в Египет",4) — основанная на исчерпывающей источниковедческой базе, скрупулезно восстанавливает картину подготовки и свершения ассирийского завоевания Египта. В ней обосновываются датировки и характеризуется система управления, созданная ассирийцами в Египте, при этом автор проводит интересные сопоставления политики Асархаддона в Египте с политикой его преемника Ашшурбанипала и выявляет расхождения и изменения. Вторая статья этого же автора — "Ашшурбанипал и Египет: изучение источника"5) — построена на тщательном изучении и сопоставлении источников, уточняет ряд дат и выявляет этапы развития и сводную картину ассиро-египетских отношений в годы правления Ашшурбанипала.

Тема ассиро-кушитско-египетских взаимоотношений достаточно обширна. В данной статье будет рассмотрена лишь война 663 г. до н.э. как последний этап борьбы между Ассирией и Кушем за обладание Египтом.

Обращение к этой теме вызвано тем, что исторических работ, посвященных непосредственно изучаемому вопросу, нет. Данная тема представляет интерес и в источниковедческом плане: проанализировав, сравнив и взаимно дополнив сведения ассирийских, древнеегипетских и кушитских документов, материалы археологических раскопок и свидетельства античных авторов, можно получить действительную картину событий и военных действий 663 г. до н.э. О значении войны 663 г. в истории Египта, Куша и Ассирии уже говорилось выше. Представляют интерес также некоторые частные вопросы, например, о политической ситуации в Дельте и ее роли в борьбе Ассирии и Куша за Египет.

Войне 663 г. до н.э. непосредственно предшествовали важные события в узле ассиро-кушитско-египетских противоречий: подавление Ассирией восстания египетских правителей Дельты, [192] опиравшихся на царя Куша Тахарку. Восстание закончилось суровой расправой ассирийцев с мятежными египетскими городами, изгнанием Тахарки в Напату (где этот многолетний противник Ассирии в 663 г. скончался) и сепаратными переговорами с наиболее авторитетными египетскими правителями — Нехо и его сыном Псамметихом, принесшими клятву верности Ассирии.

После смерти Тахарки на трон в Напатском царстве вступил его родственник и преемник — Танутамон (Tnwt-Imn).6) В летописи Ашшурбанипала он фигурирует как mUr-da-ma-ni-e,+7) что, как доказал В.В. Струве,8) может также читаться как mTaš-da-ma-ni-e или mTal-ta-ma-ni-e, равнозначное египетскому Tlwt-Imn, в свою очередь равное Tnwt-Imn. В списках Манефона (эксцерпт у Евсевия) он встречается под именем Ammeris Aithiops,9) a у некоторых других античных авторов, например Полиена (Polien, Stratagemata, 7.3)» — под именем Теменфа.

Вероятно, еще не будучи царем, а лишь соправителем Тахарки,10) Танутамон начал войну за обладание Египтом (664 г. до н.э.).11)

Основные события этой войны изложены в летописях ассирийского царя Ашшурбанипала12) и в победной надписи Танутамона, так называемой "Стеле сна".13) Подобное название она получила потому, что начинается с рассказа о пророческом сновидении Танутамона — двух змеях, явившихся ему справа и слева. Жрецы и оракул Амона Напатского истолковали это явление как предсказание грядущей славы, которая придет к царю после похода на Египет. Идеей реставрации власти Куша в Египте проникнут весь этот документ. В надписи Танутамон именует себя традиционным титулом египетских фараонов, царей Верхнего и Нижнего Египта — "njsw.t bj-tj" и называет себя египетским тронным именем B3-k3-Rc.

Свершив культовые обряды на празднике Амона, в честь которого Танутамон принес многочисленные жертвы, войско кушитского царя отправилось в Египет. Элефантина и Фивы, жречество Хнума и Амона встретили его очень благожелательно. Это было естественно, ибо "супругой бога" в Фивах по-прежнему пребывала Шепенопет II, сестра Тахарки, там продолжали делать его рельефные изображения, датировка документов велась вплоть до смерти Тахарки по годам его правления как "царя Юга и Севера",14) хотя уже с 671 г. Египет находился под [193] властью ассирийцев. Сам Танутамон еще в начале своего правления возвел ряд сооружений не только на родине, в Напате, но и в Фивах, как его предшественник — Тахарка.

Сделав Фивы своим оплотом, Танутамон прошел весь Египет до Дельты, нигде не встретив сопротивления. Таким образок, Верхний Египет спокойно вернулся под власть Куша.

Следующей политической и военной задачей было восстановление этой власти в Нижнем Египте. Она и была самой важной и сложной, ибо именно в правителях Дельты Танутамон видел своих неверных вассалов. К тому же здесь более всего следовало ожидать вступления в войну Ассирии, которая, конечно же, не могла бы смириться с потерей Египта.

Теперь, для того чтобы стала более ясной сложившаяся ситуация, нужно более подробно рассмотреть, что представляла собой египетская Дельта в политическом отношении в поздний период истории Египта.

В исторической литературе вопрос этот уже привлекал внимание ряда ученых. В качестве наиболее важных работ, имеющих решающее значение для рассматриваемой проблемы, следует назвать исследование Ж. Йойотта "Княжества Дельты во времена ливийской анархии (этюды политической истории)"15) и монографию Фарука Гомаа "Ливийские княжества Дельты от смерти Осоркона II до воссоединения Египта при Псамтике I".16)

Оба этих исследователя, лишь слегка расходясь в некоторых конкретных датах, считают, что период политической раздробленности Дельты достиг своего апогея в двухсотлетие, лежащее между смертью Осоркона II, представителя XXII Ливийской династии, и датой объединения Египта под властью XXVI Саисской династии, т.е. в период с середины II до середины VII в. до н.э.

В это время Дельта представляла собой чрезвычайно пестрый конгломерат маленьких ливийских княжеств, границы которых довольно часто совпадали с традиционными границами нижнеегипетских номов, а также с естественными: проходили по Нилу, его протокам и каналам.17) Столицами их были древние египетские города, выдвинувшиеся еще на предыдущих этапах египетской истории (Буто, Саис, Атрибис, Бубастис, Бусирис, Себеннит, Фарбаитос, Пер-Сопд, Нендес и др.). Управляли ими "великие вожди машуашей (или Ма)", "великие вожди Либу", "хатиу" и другие многочисленные вожди и правители самых различных рангов.18) Власть их нельзя было назвать [194] значительной, централизованной (даже в пределах собственных владений) и крепкой. Взаимоотношения их были непрочными, часто враждебными, определялись политической конкуренцией. Подобное политическое состояние Египта не могло не сыграть свою роль в его военном ослаблении и скором подчинении страны иноземным завоевателям — сначала Кушу в VIII в., затем Ассирии в VII в. до н.э.

Историю этих княжеств исследователи смогли проследить в эволюции благодаря раскопкам городов Дельты, наличию письменных и изобразительных памятников отдельных правителей и главным образом благодаря таким крупным, следующим друг за другом по хронологии документам, как Стела Пианхи, летописи Асархаддона и Ашшурбанипала, где перечислены города и княжества, имена их правителей и фактически дана политическая карта Египта, и прежде всего Дельты.19)

В соответствии с изучаемой темой нас, естественно, интересует политическая ситуация в Нижнем Египте со времени ассирийского завоевания. Это тот период, который в трудах античных авторов получил название "додекархия" ("Правление двенадцати"). В литературе понятие "додекархии" применяется и толкуется довольно широко. Б.А.Тураев использует этот термин для обозначения политической раздробленности Египта в период с начала правления XXIII династии вплоть до объединения страны при Псамметихе I.20) В.В. Струве применяет его для времени правления XXIII и XXIV династий.21)

Между тем у античных авторов это понятие употребляется достаточно узко и сугубо конкретно как в хронологическом, так и в смысловом отношении.

Геродот (II.147) полагает, что додекархия установилась в Египте после свержения эфиопского господства: "...египтяне разделили весь Египет на 12 частей и поставили 12 царей".22) Среди этих двенадцати им упомянут Псамметих I (II.151), и утверждается, что додекархия продолжалась до тех пор, пока в борьбе с другими претендентами на власть Псамметих I не победил и не стал единоличным правителем Египта.

Сколько же лет длилась додекархия и когда она установилась? Диодор подтверждает сведения Геродота о событиях, знаменующих конец додекархии, — объединении Египта Псамметихом — и дает уникальные сведения о ее продолжительности: он отводит додекархии пятнадцатилетие — pentekaideka (I.66). [195]

Теперь важно определить эту конечную дату существования додекархии. Она вырисовывается из сведений самых различных источников: 1) из летописи Ашшурбанипала, более или менее точно датированные события которой позволяют определить 655 г. до н.э. как время воцарения Псамметиха над всем Египтом и освобождения страны от ассирийского господства;23) 2) из надписи дочери Псамметиха I, царевны Нейтикерт, ибо церемония ее "удочерения" "супругой бога" Шеленопет II, происходившая в Фивах в 655 г. до н.э., символизировала один из последних актов объединения Египта;24) 3) из стел, надписей на статуях князей Дельты (Пену из Бусириса, Аканоша из Себенмита, Пете-Хонсу из Фарбаитоса и др.), датированных, как правило, восьмым годом правления Псамметиха, т.е. 655 г. до н.э., и являющихся уже последними самостоятельными документами бывших местных династов.25) Неоднократно обсудив этот вопрос, ученые пришли к выводу, что достаточно достоверной датой конца "анархии" и объединения Египта под властью XXIII Саисской династии следует считать 656/655 г. до н.э.26)

В таком случае 656/655 г. до н.э. плюс 15 лет додекархии, по Диодору, дают нам как начало "Правления 12-ти" 671/670 г. до н.э. Как известно, это дата завоевания Египта ассирийцами.

Из летописей Асархаддона и Ашшурбанипала27) известно, что ассирийцы оставили в Египте 20 мелких царьков, каждый из которых правил городом или номом, естественно, под контролем ассирийской военной и чиновничьей администрации. Зафиксированы и имена правителей. В исторической литературе вопрос о них поднимался и изучался неоднократно.28)

Имена этих правителей вполне достоверны, ибо в некоторых собственно египетских памятниках того же времени упоминается те же имена царей, что и в ассирийских летописях.

Например, в известном цикле египетских сказаний о царе Петубастисе (Рар. Spiegelberg из Страсбурга, Рар. Ricci из Парижа, Рар. Krall из Вены),29) повествующем об острой политической борьбе в Египте этого времени, встречаются имена царя Таниса Петубастиса, Пакрура, царя Пер-Сопда, Джедхора, царя Сиута, фигурирующие и в летописи Ашшурбанипала.

Из раскопок древних Таниса и Мемфиса извлечены блоки и статуи с именем Петубастиса.30) [196]

В "Стеле сна" Танутамона встречается имя лидера князей восточной Дельты — Пакрура из Пер-Сопда.31)

В надписи на фрагменте статуи № 8806 из Берлинского музея встречаются имена Хор-са-исет, жреца из Атрибиса, и его жены Кепес, дочери князя Бакеннефи, т.е. упоминающегося в летописи Ашшурбанипала правителя Атрибиса — Буккунаннипи.32)

Широко известен и сыгравший значительную роль в истории Египта того времени, упомянутый в летописи Ашшурбанипала Мантиманхе, царь Ни’, — это Монтуемхат, верховный жрец Амона в Фивах. В западной части Фив обнаружена его гробница.33) Изображения Монтуемхата, относящиеся к различным периодам жизни, неоднократно публиковались и изучались.34) Его надписи издавались, а правление капитально исследовалось Ж. Лекланом.35)

Имеются лишь известные, но пока еще не разрешенные трудности с установлением египетских эквивалентов для имен некоторых царей, упомянутых в летописи Ашшурбанипала: это Нахке из Гераклеополя, Пуйама из Мендеса.36)

Представляет трудность и отождествление некоторых упомянутых в ассирийских документах названий городов с египетскими топонимами и их более привычными для нас греческими наименованиями: Пунубу,37) Ахни,38) Пишабдиа,39) Пахнути40) и др.

Иногда трудно отождествить как имя царя, так и название города, где он правит, например Шаррулудари из Ци'ну.41)

Большую сложность представляет также локализация древних египетских городов на современной географической карте АРЕ. Этой работой очень плодотворно занимается Ф. Гомаа, который помимо издания своей уже упоминавшейся нами книги о ливийских княжествах Дельты проделал большую работу по составлению на основе материалов археологических раскопок городов Дельты и письменных документов карты "Нильская Дельта. Ливийские княжества" в Тюбингенском Атласе Переднего Востока.42)

Необъяснимым, однако, остается то обстоятельство, что Геродот и Диодор говорят о 12 правителях Египта, тогда как в летописи Ашшурбанипала их фигурирует 20.

В связи с этим высказывалось предположение об ошибке переписчика, вместо duodekarchoi (20) употребившего слово dodekarchoi (12).43) Но это объяснение малоубедительно, ибо цифру 12 Геродот называет твердо и неоднократно, употребляет [197] он также не один раз цифру 11, говоря о царях — соперниках Псамметиха (II.151-152), так что вопрос об описке отпадает.

Но возможны другие объяснения. Так, в списке египетских царей в летописи Ашшурбанипала указываются их резиденции, большая часть которых находится в Нижней Египте (надежно локализованы 12), другие — в Среднем и Верхнем. Геродот же, хотя и говорит, что "цари разделили весь Египет на 12 частей" (разрядка наша. — С.С. Заменена жирным — HF) (II.147), однако как о подвластной им территории упоминает лишь о Нижнем Египте, о Дельте, о Мемфисе и не называет районов южнее Фаюмского оазиса. Диодор же (I.66), во-первых, говорит о том, что 12 — это были лишь "самые главные из вождей" ("hoi megistoi ton hegemenon dodeka"), но не все. Во-вторых, борьба этих правителей с Псамметихом, по Диодору, развертывается тоже только в Дельте, поражение они от него терпят в Нижнем Египте, при г. Момемфисе, оставшиеся в живых правители бегут в Ливию, т.е. все события развертываются опять-таки только на севере Египта. Это позволяет предположить, что правители Нижнего Египта, перечисленные в летописи Ашшурбанипала, и могут быть теми 12 царями, которых описывают Геродот и Диодор.

Возможно и несколько иное объяснение. Список царей Египта в летописях Ашшурбанипала и Асархаддона не был стабильным. Так, например, Нехо, названный правителем Мемфиса и Саиса, вскоре из-за участия в антиассирийском выступлении правителей Дельты лишился Мемфиса, сделанного ассирийской крепостью и изъятого из местного управления. После событий 663 г. вряд ли удержался у власти в Пер-Сопде его правитель Пакрур, весьма отрицательно зарекомендовавший себя в глазах ассирийцев участием в антиассирийских выступлениях. Атрибис между 667 и 663 гг. до н.э. был отнят ассирийцами у Бакеннефи и передан Псамметиху I. К нему же перешел в связи с гибелью его отца Нехо в 663 г. Саис. Более сильные правители часто захватывали владения более слабых соседей. Так, например, на блоке из Каирского музея РМ IV, 66 выскоблено из картуша имя одного из додекархов, Неферкара, и заменено тронным именем Псамметиха.44) Таким образом, естественный политический процесс концентрации вел к уменьшению числа правителей по сравнению с первоначальной цифрой 20. Трудно [198] сказать, дошло ли при этом число их до 12, но не учитывать этого процесса нельзя. Он особенно усилился и принял большие масштабы примерно между 663 и 655 гг. до н.э., когда Псамметих стал осуществлять задачу "политического собирания" Египта.

Каковы же были взаимоотношения этих правителей между собой? Они царствовали в сложной обстановке внутриполитической борьбы и внешнего ассирийского вторжения. Диодор (I.66) говорит, что "анархия в Египте продолжалась два года" и что в результате этого "чернь (ochlos) обратилась к мятежам и убийству единоплеменников". И хотя Диодор (там же) далее замечает, что правители заключили "договор о согласии в верности", а Геродот (II.147-148) еще более подробно рассказывает о том, что цари обязались "не свергать друг друга и не отнимать земли, а жить всегда в дружбе", что они породнились путем браков, вместе совершали жертвоприношения и даже решили соорудить общую гробницу-памятник (mneme), на самом же деле согласия и дружбы не было. Шла ожесточенная борьба, которая сначала привела к изгнании Псамметиха I, одного из 12-ти, в болота Дельты, а затем к его победе и торжеству над соперниками и утверждению его единовластия в стране (Herod., II.151-153; Diоd., I.67).

Исключительно яркую картину накала политической борьбы в Египте этого времени дает уже упоминавшийся цикл сказаний о царе Петубастисе: "Борьба за сокровище Амона" и "Борьба за панцирь гелиопольского царя Инара". Запись этих сказаний на демотическом папирусе датируется первой половиной I в. н.э., но он, несомненно, отражает много более ранние события, по всей вероятности, именно рассматриваемого нами времени.

"Борьба, которая объявлена в номе, война, которая объявлена в городе, поднимет род против рода, пойдет человек против человека",45) — говорится в сказании.

Впечатляюще выведен в сказаниях жадный и могущественный жрец Амона в Фивах, который во всеуслышание заявляет: "Я — великий корабль Египта!".46) Жалко выглядит нерешительный правитель Петубастис, которого один из персонажей сказания, некий Песнуфи, презрительно называет "рыболовом из Таниса", "глубоко спрятанной западней" и заявляет, что никогда не признавал его царем.47) [199]

Если же мы попытаемся проследить взаимоотношения правителей Египта и их отношение к Кушу и Ассирии по летописям Ашшурбанипала, то тоже увидим, что они не были стабильными.

При попытке Тахарки в 669—667 гг. до н.э. отвоевать Египет у Ассирии все эти правители остались безучастными. Они не поддержали Тахарку, видимо, не желая реставрации господства Куша в тот момент, когда Ассирия предоставила им небольшую власть. Но в то же время и не выступали против него активно, хотя были связаны договором о верности с Ассирией, так как ее господство уже становилось им в тягость. Поэтому в ходе развивающегося наступления войск Тахарки правители покинули свои города и разбежались, а затем, после победы ассирийцев, были возвращены ими на свои места.

Иное положение сложилось в период между 667 в 663 гг. до н.э. Восстание теперь подняли именно правители Египта, остро почувствовавшие тяжесть ассирийского гнета и эфемерность своей власти.48) Они проявили единодушие и призвали на помощь Тахарку, предложив ему союз, дружбу, соглашение, раздел стрелы и признание верховной власти короны Куша: "Да не будет между нами никакого другого владыки!"49) — заявляли они.

Совместно выступали правители как Западной, так и Восточной Дельты. Недаром в числе вождей восстания фигурирует Нехо, царь Саиса и Мемфиса (запад Дельты), Шаррулудари, царь Ци'ну (Велузий), Пакрур, царь Пер-Сопда, Пуйама, царь Мендеса (восток Дельты). Ссылаясь на фрагменты летописи Ашшурбанипала (ВМ 82-5-22, 10), В. Хальк говорит также об участии в восстании и других городов Восточной Дельты — Наго и Таниса.50) Э. Снэлинжер высказывает предположение об участии в этих событиях Бакеннефи, царя Атрибиса, в связи с чем Атрибис был у него отнят ассирийцами.51) Ассирийцы свирепо расправились с населением восставших городов, захватили в плен египетских царей, возглавлявших восстание, и увезли их в Ниневию. Затем, окончательно вытеснив Тахарку из Египта в Куш, они полностью ликвидировали сопротивление.52)

Пытаясь, сохранить Египет под своей властью, ассирийцы разнообразят методы политики в покоренной стране.53) Они делают ставку на раскол единомышленников. Из пленных вождей лишь Нехо и его сын Псамметих были отмечены милостью Ашшурбанипала: награждены богатыми дарами и возвращены на царство в Египет, причем Псамметих получил даже ассирийское [200] имя yHabū-Se-zib-an-ni+ ("Набу, спаси меня!") и был назначен правителем Атрибиса. Ж. Йойотт отмечает: "Ашурбанипал решил, что милосердие более ценно, чем жестокость, если он выступает конкурентом эфиопских царей".54) Х. фон Цейссль подчеркивает, что "актом милости" в отношении Нехо ассирийцы пытались "сохранить отдаленную важную провинцию без применения военной силы".55) Ассирийская политика "разделяй и властвуй!" заложила прочную основу для раскола правителей Дельты, сыгравшего большую роль в развитии последующих событий — войны 663 г. до н.э. за Египет.

Итак, теперь ясно, что представляла собой Дельта к тому моменту, когда войска Куша, предводительствуемые Танутамоном, без боев восстановив свою власть над Верхним Египтом, подошли к границам Нижнего Египта.

Можно предположить, что царь Куша имел важный стратегический план, обеспечивающий ему контроль над всем Египтом, и начал осуществлять его на этом этапе войны. Он быстро захватил Гелиополь (Иуну в египетских и ассирийских текстах) и окружил и осадил Мемфис (ег. Mn-nfr, ас. Мемпи). С чисто военной точки зрения захват этих городов имел огромное значение: находясь один — на правом, другой — на левом берегу Нила, в самом острие Дельты, они как бы закрывали путь в Нижний Египет в открывали путь в Верхний, они разрезали страну на две географически и исторически сложившиеся части и позволяли осуществлять контроль за обеими. Это был в полном смысле ключ к Египту. Особенно велико было значение Мемфиса. За него ожесточенно боролись все иноземные завоеватели, приходившие в Египет. В X в. до н.э. в нем обосновались ливийские "великие вожди На". В VIII в. его штурмовали войска царя Куша — Пианхи. В VII в. за него вели самые крупные военные сражения ассирийцы. В VI в. за Мемфис ожесточенно бились персы, и именно в нем обосновался покоритель Египта — персидский царь Камбиз. Военные сооружения Мемфиса, его стратегическое значение особенно ярко выявлены в надписи Пианхи, предка Танутамона. "Весы обеих земель",56) — образно называет он этот город. Понимали значение Мемфиса и противники Куша — ассирийцы. Еще при Асархаддоне город был поставлен в особое положение и считался ассирийским владением. После подавления первого восстания в Египте в 669—667 гг. до н.э. Ашшурбанипал ввел туда военный гарнизон, хотя и сохранил номинальную власть саисского царя Нехо над Мемфисом. После [201] восстания правителей Дельты между 667 и 663 гг. Нехо лишился Мемфиса и город стал главной ассирийской крепостью на египетской территории. Гелиополь, вероятно, тоже управлялся ассирийской администрацией, так как ни город, ни его царь не упоминаются в списке правителей Египта в летописи Ашшурбанипала.

Выполняя взятием Гелиополя и осадой Мемфиса главную военную задачу, Танутамон одновременно стремился решить и задачу дипломатическую: открыв военные действия против Ассирии и отрезав Дельту от остального Египта, он тем не менее не предпринимал никаких акций против ее правителей, предоставив им самим решать, с кем быть — с Кушем или с Ассирией. В зависимости от решения этого вопроса их ожидала месть с той или с другой стороны.

Расчет Ашшурбанипала на раскол в среде египетских правителей оправдался. В Дельте образовались две группировки: западная — во главе с Нехо и его сыном Псамметихом и восточная — во главе с Пакруром, царем Пер-Сопда, "великим Восточной области", как назван он в сказаниях о Петубастисе.57) В сказаниях эти две стороны противостоят друг другу, причем западная представлена не реально существовавшим Нехо, а неким жрецом Гора из Буто. Народ, сложивший эти сказания и, видимо, уставший от войн, не выражает симпатий ни той, ни другой стороне. Коварными, могучими и дерзкими названы азиаты, помогавшие правителю Буто (т.е. западной группировке), но и весьма отрицательно обрисована восточная группировка в лице слабого и нерешительного Петубастиса. Презрение звучит и по отношению к кушитам, названным "пожирателями камеди".58)

Колеблющийся нейтралитет правителей Дельты был нарушен безоговорочным выступлением Нехо на стороне Ассирии. Он вышел к стенам осажденного Мемфиса на бой с Танутамоном, но был, вероятно, разбит. Следует привлечь здесь сведения Геродота (II.152), который говорит, что Нехо был убит эфиопом Сабаконом (пугает его с Танутамоном), а Псамметих после этого бежал в Сирию (т.е., видимо, в Ассирию — у Геродота иногда эти географические понятия сливаются).

Мемфис был взят Танутамоном. Теперь, когда нейтралитет правителей Дельты был уже нарушен, у него появился повод для похода против них. Поход оказался неудачным: никто не вышел на битву с ним, но все крепости были закрыты и приведены в боевую готовность. Крепостей же в Дельте было много, и они славились своим могуществом. Выше уже говорилось о военном [202] значении Мемфиса. Археологические раскопки городов Дельты показали, что в поздний период египетской истории в связи с необходимостью отражения вторжений и неустойчивым внутриполитическим положением наблюдается усиление крепостного строительства и усложнение фортификационной техники. А. Лоуренс отмечает характерное для многих городов Дельты59) наличие крепостных стен, гигантских плотин, насыпей, водоемов. Там же в этот период и чуть позже начинается постройка крепостей и укрепленных поселений проникавших в Египет греков: это "Стена милетцев", Стратопедон, Навкратис и др. Кроме того, именно Дельта (ее номы, города и острова) в основном была местом поселения и размещения ливийских воинов-колонистов — машуашей, Ма, как называли их египтяне, или machimoi по-гречески. Как явствует из Геродота (II.164-166), махимой жили в районах Бусириса, Саиса, Бубастиса, Нато, Таниса, Атрибиса, Фарбаитоса, Мендеса, Себеннита и др.

Не удивительно, что, убедившись в бесперспективности длительной осады, разочарованный царь Куша вернулся в Мемфис. Однако военная демонстрация мощи Куша и запаздывание возмездия со стороны Ассирии сыграли свою роль.

Князья Дельты, ведомые Пакруром из Пер-Сопда, прибыли в Мемфис, чтобы выразить свою покорность, принести клятву верности Танутамону и дать обещание об уплате дани. Поведение правителей "запада", сохранивших верность Ассирии и поплатившихся за это, сыграло свою роль в ориентации восточной группировки, тем более что стратегические позиции царя Куша, державшего в своих руках и Мемфис и Гелиополь — ключевые крепости Дельты, были в данный момент очень сильны.

Переговоры с Танутамоном начались у ворот дворца, но после выражения покорности и согласия удовлетворить требования победителя царь Куша смягчился, внимательно выслушал речь Пакрура, а затем остальных князей и принял их уже в своей резиденции. После этого правителям было разрешено вернуться в свои города, откуда незамедлительно была направлена дань в Мемфис.

В свете описываемых событий не совсем понятными представляются утверждения Ж. Йойотта и Х. фон Цейссль, что Восточная Дельта выступала и против ассирийцев, и против эфиопов60) и что "восточную партию" можно в связи с этим условно назвать "национальной".61)

Таков был ход войны Танутамона против правителей Дельты в Ассирия, восстанавливаемый главный образом на основе "Стелы она".

Дальнейший ход событий можно проследить в основном по летописям Ашшурбанипала с привлечением некоторых других источников.

В момент апогея успехов Танутамона и признания его Верхним и Нижним Египтом в поход выступило ассирийское войско, осведомленное гонцами и, возможно, Псамметихом о развитии событий.

По вступлении ассирийских войск в Египет Танутамон оставил Мемфис и отступил в Фивы. Сообщение Полиэна (Polyaen, Stratagemata, 7.3) позволяет предположить, что бой за Мемфис был. По Полиэну, царь Теменф, которого отождествляют с Танутамоном, сражался здесь с Псамметихом и был им разбит. Видимо, Псамметих все же отомстил за гибель отца и свое вынужденное бегство из Египта. После этого положение в Нижнем Египте коренным образом изменилось в пользу Ассирии: все правители Дельты выразили покорность Ашшурбанипалу. Ассирийские войска смогли теперь развить наступление на юг. При их приближении Танутамон оставил Фивы и бежал в Кипкипи — город на юге Египта, или в Нубии. Фивы перешли в руки ассирийцев и были жестоко разграблены. Серебро, золото, драгоценные камни, имущество дворца, два литых обелиска из электрона весом в 2500 талантов, стоявших у входа в храм, цветные льняные одежды, кони, пленники составили трофеи победителей. С "полными руками" ассирийцы возвратились в Ниневию.62) Карательная акция против Фив, города, священного для египтян и весьма почитаемого во всем тогдашнем древневосточном мире, получила значительный международный резонанс. Пророк Наум, предрекая гибель Ниневии, обращается к недавним событиям в Египте и использует картину разорения Фив (библ. Но-Аммон) как символ будущей судьбы ассирийской столицы: "...и он переселен, пошел в плен, даже и младенцы его разбиты на перекрестках всех улиц, а о знатных его бросали жребий, и все вельможи его окованы цепями".63)

Помимо письменных источников имеются и некоторые археологические свидетельства пребывания ассирийцев в Египте, в частности в Фивах. Так, Флиндерс Петри при раскопках в Фивах нашел в кирпичной кладке к северу от храма Таусерт клад [204] железных (серп, долото, рашпили, напильник, пилы) и бронзовых (шлем, чаша) предметов, частично разграбленный. По употреблению характерных для определенного периода имен в надписи, найденной близ клада, Ф. Петри сделал вывод, что речь идет о времени между XXV и XXVI династиями. По форме предметов он счел свои находки явно не египетскими, а близкими ассирийским образцам VIII—VII вв. до н.э., к тому же большая часть вещей была из железа, что также указывает на их ассирийское происхождение. Английский исследователь предположил, что клад можно датировать временем ассирийского завоевания Египта и связать с походом Асархаддона.64)

В свою очередь, были найдены египетские вещи при раскопках ассирийских городов.

Интересный материал дали расковки холма Неби-Юнус, под которым скрывается развалины Ниневии. В 1954 г. при расчистке дворца Асархаддона, ставшего впоследствии резиденцией Ашшурбанипала, иракскими археологами были найдены три одинаковые статуи египетского фараона, из них две — с иероглифическими надписями на цоколе, а также бронзовая статуэтка египетской богини.65) В.Е. Симпсон, В. Викентьев, И. Эдвардс, изучавшие находки, пришли к единодушному выводу, что это скульптурные изображения Тахарки. Вывод подкрепляется иероглифическими надписями на цоколе статуй, где в картуше заключено его имя — Thrk, названо имя его бога-покровителя — весьма почитаемого в Египте в Куше воинственного Онуриса. Бронзовая статуэтка египетской богини отождествлена с богиней Анукис, по мифам, дочерью Хнума и Сатис, особенно почитаемой в районе первого порога, чьи изображения обнаружены археологами в храмах Калабши, Бухена, Семны, Кавы, Абу-Симбела.66)

В 1949—1953 гг. английской экспедицией под руководством известного археолога М. Мэллоуэна при раскопках холма Нимруд, под которым погребен ассирийский город Кальху, были найдены интересные египетские вещи.67) Это всевозможные поделки, главным образом произведения искусства из слоновой кости, в том числе скарабей Тахарки из слоновой кости, на выпуклой стороне которого можно различить изображение урея в солнечного диска, а на плоской — иероглифические знаки "S3 Rс" («сын Ра») и картуш с именем Thrk (Тахарка).68)

При раскопках 1948—1951 гг. в Ниппуре американской археологической экспедицией были найдены скарабеоиды египетского типа.69) [205]

В отношения перечисленных находок высказывается обычно мнение, что это трофеи Асархаддона из Египта. В.К. Симпсон, однако, высказал предположение, что они могли быть и трофеями Ашшурбанипала.70) Это вполне вероятно, ибо оба царя похвалялись вывезенными трофеями, в том числа статуями из Египта, оба побывали в одних в тех же крупных египетских городах, жили в одних в тех же дворцах в Ассирии, где обнаружены эти находки, так что и та и другая датировки имеют право на жизнь.

Характерно, что вывезенные ассирийцами из Египта вещи — это в основном статуи божеств и царей, священные предметы.

Такова была одна из сторон ассирийской военной политики — увозить сакральные предметы, символы религиозного культа, чтобы лишить покоренных высшего божественного покровительства.71)

Еще одно подтверждение этой стороны политики содержится в демотическом папирусе Krall из Вены от 34 г. н.э., подробно рассказывающем о пророчестве, встречающемся еще у Манефона. Согласно этому пророчеству, при фараоне Бакенранфе (гр. Бокхерс) заговорил человеческим голосом ягненок. В папирусе Krall ягненок предсказывает египтянину Пасангору, что 900 лет Египет будет плакать из-за несчастий, причиненных ему азиатами из Ниневии, и лишь потом явятся цари, которые наведут порядок внутри Египта, вернут ему славу извне и возвратят "из Азии отнятые изображения богов". Таким образом, египтяне римского времени еще помнили перенесенные оскорбления и ожидали сатисфакции, как предполагает Б.А. Тураев,72) от войн римлян с парфянами, считавшийся в античном мире наследниками ассирийцев.

Война 663 г. до н.э. была испытанием сил для всех ее участников. В.И. Ленин подчеркивал: "Возьмите, наконец, такой кризис, как война: все политические и социальные учреждения подвергаются проверке и испытанию "огнем и мечом". Сила и слабость учреждений и порядков любого народа определяется исходом войны и последствиями ее".73)

Остановимся на результатах рассмотренной нами войны.

Куш не выдержал столкновений с Ассирией в борьбе за Египет. Сыграли свою роль, как предполагает И.С. Кацнельсон, отсутствие мощной политической централизации Напатского царства и подвластного ему Египта в сравнении с Ассирией и более [206] слабый, чем у последней, военный потенциал (отсутствие железной техники).74) Напатским царям пришлось отказаться от короны с двумя уреями, а иногда и тремя, символизировавшими единство Нижнего, Верхнего Египта и Куша, как на статуе царицы Аменердис, жены и сестры Шабаки.75) Правда, имеется найденная в Фивах и хранящаяся сейчас в Каирском музее стела с актом о продаже земля, датированным восьмым годом правления Танутамона,76) что позволяет предположить возможное возвращение царя Куша в Египет после ухода ассирийцев.77) Однако вряд ля это могло быть надолго и основательно, к тому же по одному документу судить трудно. К 655 г. весь Египет был объединен под властью Псамметиха I, в том числе Фивы и другие южные районы.

Несмотря на успех похода, закрепить за собой Египет не удалось и Ассирии. В ходе войны она окончательно убедилась, что сохранение Египта под ее эгидой требует больших усилий, долговременного содержания в покоренной стране многочисленных военных сил, постоянного пристального внимания к ее внутриполитической жизни и внешним связям и т.д. Между тем положение самой Ассирия уже не позволяло ей это осуществить. Другие проблемы: восстание Тира и Арвада на западе, войны с Эламом и Мидией на востоке, восстание в Манне на севере и постоянная неуверенность в отношении Вавилона на юге — отвлекли Ассирию от Египта. И хотя окончательно "сбросить ярмо владычества"78) ассирийцев Египту удалось лишь где-то около 655 г. до н.э., начало освобождению уже было положено.

Итак, при столкновении трех сил в 663 г. до н.э. — Ассирии, Напатского царства и Египта — устоял тот, кто находился между молотом и наковальней, а именно Египет. Он нашел в себе силы освободиться от власти обоих претендентов на господство над ним и начать новую эру Саисского возрождения.

 


1) W. Hеlсk, Geschichte des alten Ägypten, Leiden — Köln, 1968, cap. 16.

2) A. Moret, Histoire de l'Orient, t. 2, Paris, 1936; "Fischer's Weltgeschichte", Bd 4, Frankfurt am Main, 1967 (главы, написанные Г. де Мэленером и Ф. Кинитцем); A. Wiedemann, Das alte Ägypten, Heidelberg, 1920; Et. Driоtоn et J. Vandier, L'Égypte, Paris, 1952; C. Aldred, The Egyptians, London, 1961; W. Westendorf, Das alte Ägypten, Baden-Baden, 1968; W. Hеlсk, Geschichte des...

3) G. Goossens, Taharqa le conquerant, — "Chronique d'Égypte" (далее — ChE), 1947, № 44; P.G. Elgооd, Later Dynasties of Egypt, London, 1951; F. Kienitz, Die politische Geschichte Ägyptena vom 7. bis 4. Jahrhundert vor der Zeitwende, Berlin, 1953; H. von Zeissl, Äthiopen und Assyrer in Ägypten. Glückstadt und Hamburg, New York, 1955; K.A. Kitchen, The Third Intermediate Period in Egypt (1100—650 B.C.). London, 1973; И.С. Кацнельсон, Напата и Мероэ — древние царства Судана, М., 1970.

4) A. Spalinger, Esarhaddon and Egypt: An Analysis of the First Invasion of Egypt, — "Orientalia", vol. 43, 1974, fasc. 5-4.

5) A. Spalinger, Assurbanipal and Egypt: A Source Study, — "Journal of the American Oriental Society" (далее — JAOS), 1974, vol. 94, № 3.

6) Степень родства Танутамона с Тахаркой не может считаться окончательно выясненной. По ассирийским источникам, он — сын Шабаки, по надписям из Кавы — сын Шабатаки. В литературе его считают то двоюродным братом, то племянником, то пасынком Тахарки. Подробнее об этом см.: W. Hеlck, Geschichte des..., S. 244-245; H. Gelzer, Das Zeitalter des Gyges, — "Rheinisches Museum für Philologie" (далее — RhMPh), XXX, 1875, C. 246.

+ Здесь и далее в начале слов в книге просматривается m, но качество печати такое, что за достоверность прочтения не поручусь — HF.

7) Цилиндр Рассама, II, 22.

8) W. Struwe, Zum Namen des Königs Tnwt-Inm. — "Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde" (далее — ZÄS), Bd 62, 1927.

9) В.В. Струве, Списки Манефона царей позднего Египта, — "Язык и мышление", V, М.-Л., 1935, с. 115.

10) В манефоновском списке Аммерису, отождествляемому в литературе с Танутамоном, отводится 12 лет правления, тогда как Танутамон правил 10 (с 663 по 653 г. до н.э.), что дает возможность предполагать пород соправительства. Текст "Стелы сна" тоже позволяет думать, что Танутамон был сначала царем-соправителем, а затем, после смерти Тахарки, короновался вторично — уже как единоличный правитель. Подробный разбор этих версий и взглядов на них в литературе содержится в монографии И.С. Кацнельсона "Напата и Мероэ — древние царства Судана", с. 157-159.

11) A. Spalinger, Assurbanipal..., с. 323.

12) Летописи Ашшурбанипала — цилиндры А (цилиндр Рассама), В, С, D, Е, F и др. — M. Streck, Assurbanipal und die letzten assyrischen Könige bis zum Untergang Nineveh'a, Teid I-III, Leipzig, 1916.

13) H. Schäfer, Urlouiden der älteren Äthiopenkönige, Heft I, Leipzig, 1905.

14) A. Moret, Histoire..., c. 696.

15) J. Yoyotte, Les principautés du Delta au temps de l'anarchie libyenne (Etudes d'histoire politique), — "Mélanges Maspero", t. 1. Orient Ancien, fasc. 4, Le Caire, 1961.

16) F. Gоmaa, Die libyschen Fürstentümer des Deltas vom Tod Osorkons II bis zur Wiedervereinigung Ägyptens durch Psametik I, Wiesbaden, 1974.

17) F. Gomaa, Die libyschen..., c. 112.

18) J. Yoyotte, Les principautés..., c. 128.

19) F. Gomaa, Die libyschen..., J. Yoyotte, Les principautés..., J. Yoyotte, Promenade a travers les aites anciens du Delta, Paris, 1958.

20) Б.А. Тураев, История древнего Востока, т. 2, М.-Л., 1935, с. 25, 44, 97.

21) В.В. Струве, История древнего Востока, М.-Л., 1941, с. 357-358.

22) Сведения Геродота о свержении эфиопского господства перекликаются со свидетельствами ассирийских летописей: Асархаддона, который говорит: "Корень Куша я вырвал из Египта" (R. Borgеr, Die Inschriften Asarhaddons, Königs von Assyrien, Graz, 1956, c. 98-99) — и Ашшурбанипала, после подавления восстания именующего Тахарку не "царем Египта и Куша", как прежде, а только "царем Куша" (Цилиндр Рассама, I, 78; I, 123).

23) Цилиндр Рассама, II, 114.

24) Стела Нейтикерт. — J.H. Breasted, Ancient Records of Egypt, vol. IV, Chicago, 1906, c. 481-488.

25) F. Gomaa, Die libyschen..., c. 67, 72, 73, 100.

26) H. Gе1zer, Das Zeitalter des Gyges, — RhMPh, XXX, 1875; В.В. Струве, Хронология 71 в. до н.э. в труде Геродота, — ВДИ, 1952, № 2; R.A. Parker, The Length of Reign of Amasis and the Begibbing of the Twenty-Sixth Dynasty, — "Mitteilungen [209] des Deutschen Archäologischen Instituts. Abteilung Kairo" (далее — MDAIK), t. 15, 1957.

27) Цилиндр Рассама, I, 90-109; R. Borgеr, Die Inschriften..., Mnm. А, 38-50.

28) A. Steindorff, Die Keilschriftliche Wiedergabe ägyptischer Eigennamen, — "Beiträge zur Assyriologie und verwandten semitischen Sprachwissenschaft", Bd I, Lelpzig, 1890; E. Ranke, Keilschriftliches Material zur altägyptische Vocalisation, Leipzig, 1910; J. Yoyotte, Guelques toponymee égyptiens mentionnés dans les "Annales d'Assourbanipal" (Rm, I, 101-105), — "Revue d'assyriologie et de l'archéologie orientale" (Далее — RAss), 1952, t. 46, № 4; J. Yoyotte, Les principautés du Delta... (1961); E. von Zeissl, Äthiopen..., cap.7; L. Habachi, A Statue of Bakennifi Nomarch of Athribis during the invasion of Egypt bу Assurtanipal, — MDAIK, t. 15, 1957; G. Fecht, Zu den Names ägyptischen Fürsten und Städte in den Annalen des Assurbanipal und der Chronik des Asarhaddon, — MDAIK, t. 16, 1958; W. Helсk, Geschichte des..., S. 242-243.

29) W. Spiegelberg, Der Sagenkreis des Königs Petubastie, Leipzig, 1910.

30) F. Gоmaa, Die libyschen..., c. 144-145.

31) H. Sсhäfer, Urkunden...

32) A. Erman, Ein Fürst von Athribis, — ZÄS, XXZI, 1893, H. I, c. 63.

33) W. Helсk, Geschicbcte des..., c. 243.

34) М.Э. Матье, Искусство древнего Египта, М., 1958, с. 196; C. Aldred, The Egyptians..., с. 74.

35) J. Leclant, Montouemhat, quatrième eprophète d'Amon, prince de la ville, Le Caire, 1961.

36) В. Хельк предлагает отождествить имя Пуйама с египетский Па-Им (W. Helсk, Geschichte des..., с. 243); Ф. Гомаа читает его как Пемуи (F. Gоmaa, Die libyschen..., с. 89).

37) В. Хельк считает, что египетский Пер-Heб соответствует ассирийскому Пунубу (W. Helсk, Geschichte dee..., c. 243); Ж. Йойотт предполагает, что египетское название города — Пер-Ин-бу ("Дом стен") и локализует его на западе Дельты (J. Yoyotte, Quelques toponymes..., с.212); Ф. Гомаа, опираясь на сообщение К. Призе (ZÄS, 1970, N.98) о находке стел Тефнахта, правителя Пунубу, по летописи Ашшурбанипала, в г. Эль-Санта, полагает, что Пунубу следует локализовать именно там (F. Gоmaa, Die libyschen..., с. 55).

38) Ахни отождествляют с Ихну и локализуют в центральной части Средней Дельты (J. Yoyotte, Quelques toponymes..., с. 212; W. Helсk, Die libyschen..., с. 243).

39) Пишабдиа отождествляют с Пер-Сопдом (вторым) к северу от Мемфиса (J. Yoyotte, Quelques toponymes..., с. 213).

40) Ж. Йойотт отождествляет Пахнути с эллинистическим Пахнамунисом, восстанавливает его египетское название как P3-jhw-n-Imn ("Поле бога Амона") и локализует в Себеннитском номе (J. Yoyotte, Quelques toponymes..., с. 214).

41) Ф. Гомаа вслед за А. Видеманном и А. Гардинером отождествляет Ци'ну с египетский Swnw (Пелузий) (F. Gоmaa, Die libyschen..., с.104); фон Цейссль считает, что это — Танис (Н. von Zeissl, Äthiopen..., с. 44; 54); Ж. Йойотт склонен отождествить с Swn и расположить на месте современного Силе, вблизи Суэцкого канала.

42) См.: F. Gоmaa, Die libyschen..., (preface).

43) H. Gelzer, Das Zeitalter des Gyges, — RhMPh, XXX, 1875.

44) J. Yoyotte, Quelques toponymes..., c. 179.

45) Литературный перевод сказаний в кн.: G. Maspero, Les contes populaires de l'Egypte ancienne, Paris, 1911, c. 239.

46) W. Spiegelberg, Der Sagenkreis..., табл. IX, c. 16-17.

47) Ibid., Taf. XIII, 14-15.

48) В. Хельк (W. Helсk, Geschichte des..., c. 244) предлагает датировать это восстание 666 или 665 г. до н.э.

49) Цилиндр Рассама, I, 126.

50) Указ. соч., с. 244.

51) A. Spalinger, Assurbanipal and Egypt..., p. 322.

52) О мятеже правителей Дельты повествует Цилиндр Рассама (I, 118 — II, 19). Недавно найдены также фрагменты летописей Ашшурбанипала (BM, 128306), сообщающие об этих событиях (A.R. Millard, Fragments of Historical Texts from Nineveh, — "Iraq", XXX, 1968, № 1, pl. XX, р. 101).

53) Подробнее см.: С.С. Соловьева, Характерные черты военной политики Ассирии в VII в. до н.э., — "Вопросы всеобщей истории", М., 1969, с. 110, 111, 114.

+ так — HF.

54) J. Yoyotte, Les principautés du Delta..., р. 164.

55) Ibid., p. 45.

56) "Стела Пианхи". — H. Schäfer, Urkunden...

57) W. Spiegelberg, Der Sagenkreis..., табл. XI, с. 7-8.

58) Там же, табл. IV-VI.

59) A.W. Lаwrenze, Ancient Egyptian Fortifications, — "The Journal of Egyptian Arohaeology", vol. 51, 1965.

60) J. Yoyotte, Les principautés du Delta..., c. 133.

61) Н. von Zeissl, Äthiopen..., c. 46.

62) Цилиндр Рассама, II, 47.

63) Nahum, 3 (10).

64) F. Petrie, Six Temples at Thebes, London, 1897, pl. XXI, c. 39.

65) Haji al Asil, The Assyrian Palace at Nebi Unis, — "Sumer", X, 1954, № 25 "The Archaeological Exhibition of 1955, — "Sumer", XI, 1955, № 2.

66) W.K. Simpson, The Fharaon Taharqa, — "Sumer", X, 1954, № 2; V. Vikentiev, Quelques considerations à propos des statues de Taharqa trouvées dans les ruines du palais d'Esarhaddon, — "Sumer", XI, 1955, № 2. Письма В.К. Симпсона и И. Эдвардса Наджи аль-Асилу см. в: "Sumer", XI, 1955, № 2, c. 129, 130, 132. Копии надписей и фотографии находок см. в тех же номерах журнала "Sumer".

67) M.E.L. Mаllоwan, Himrud and its remains, vol. I-II, London, 1966.

68) Ibid., c. 599.

69) D.E. Mc-Cоwn and R.C. Haines, Nippur. Excavations, vol. I, Chicago, 1967, pl. 113 (11), 114 (7).

70) W.K. Simpsоn, The Fharaon Taharqa, c. 194.

71) C.C. Соловьева, Характерные черты военной политики..., C. 116-118.

72) Б.А. Тураев, История..., т. 2, с. 43.

73) В.И. Ленин, "Сожаление" и "стыд", — Полное собрание сочинений, т. 20, с. 245.

74) И.С. Кацнельсон, Напата и Мероэ..., с. 161.

75) См. статью В.В. Павлова "К вопросу о скульптурной портрете эфиопского периода времени XXV династии" (ВДИ, 1946, № 4, с. 155, 158 (рис.4)).

76) G. Legrаin, Deux stèles inédites, — "Les Annales du Service des Antiquités de l'Égypt", t.7, 1906, p. 226-227.

77) И.С. Кацнельсон, Напата и Мероэ..., с. 160.

78) Цилиндр Рассама, II, 114.


СОКРАЩЕНИЯ

ВДИ — Вестник древней истории.

ChE — Chronique d'Égypte.

JAOS — Journal of the American Oriental Society.

MDAIK — Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts. Abteilung Kairo.

RAss — Revue d'assyriologie et de l'archéologie orientale.

ZÄS — Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde.


[191] — конец страницы.

"Мероэ", (вып. 1), М., 1997 г.