Система Orphus Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

НУБИЙСКИЕ КОЛОНИИ В ЕГИПТЕ

Г. А. Белова

Культурное наследие Востока. Л., 1985 г.
[30] — конец страницы.

В Первый переходный период около Гебелейна было основано поселение нубийских наемников, находившихся на службе у египтян.1) Возможно, к жителям колонии у Гебелейна относится термин nḥsjw ḥtpw «замиренные нубийцы», который фигурирует в декрете Пепи I из Дашура.

Шесть стел рассказывают нам о быте и службе поселенцев, пять из них посвящены нубийцам.

По изображению трудно отнести к определенной расе владельца берлинской стелы 24032 Ḳds,2) запечатленного в окружении своей матери Ибиб (Ibb), сына и чашечника Рехуи (Rḥwj). Текст гласит:3) «Жертва, которую приносят фараон и Анубис, (находящийся) на горе своей Имиут (Imjwt), pr-ḫrw хлебом (и) пивом для покойного Ḳds, сказавшего: „Я — неджес прекрасный, действующий мышцей своей; (находящийся) впереди всех джаму своих, приобрел (я) быков и коз, получил (я) амбары с зерном верхнеегипетским, (я) имею печать на большие поля,4) сделал (я) лодку тридцать (локтей) (и) маленькую лодку, перевозящую того, кто не имеет лодки в сезон наводнения. Получил (я) это в доме отца моего Itj благодаря матери Ibb, сделавшей мне это. (Когда) обходил я город этот полностью, (тогда) спешили5) Нехсиу его (и) египтяне из Верхнего Египта6) его“».7)

Пять других заупокойных стел из Гебелейна изображают людей с более темной кожей и прической, характерной для негроидов, однако с египетскими чертами лица.

Сомнения рассеиваются, поскольку в текстах все они названы nḥsjw.

На стеле MFA 03 18488) нубиец Nnw изображен с луком в руке и со связкой стрел. Рядом стоит его жена, “самая любимая” Sḥ3 (t)-Ḥr. Черные волосы сына Nnw-ḥsb-k3 убраны в прическу с помощью булавки — типично негритянская манера. За дочерью либо служанкой (скорее последнее) Nnw-ijt-ww (?)9) сидят две собаки с ошейниками. На этой стеле хозяину прислуживает чашник10) (Gnw), подающий ему чашу со словами: “Для твоего Ка”, чуть дальше — столик с кувшином. Изображение сопровождает следующий текст: “Фараон (и) Анубис, (находящийся) на своей горе Имиут, владыка некрополя во всех местах его хороших (и) чистых, приносят жертву pr-ḫrw пивом (и) хлебом для покойного Nnw”.

На лейденской стеле F 1938/1.611) аналогичная надпись с той лишь разницей, что после слова “покойный” не выписано собственное имя владельца стелы. Оно дано непосредственно перед изображением воина. Женой нубийца Ini-iḳr была скорее всего, судя по цвету кожи и одежде, египтянка. Перед Ini-iḳr изображены две стоящие и смотрящие в разные стороны собаки. В руках нубийца лук и связка стрел.

Туринская стела Suppl. 1273, открытая Чиапарелли при раскопках Гебелейна,12) повторяет в принципе и сюжет, и надпись двух предыдущих стел (как можно судить по фотографиям низкого качества). Она принадлежит [30] Wth (?)-iḫr. По-другому изображена лишь собака, лежащая у ног владельца стелы и помещенная в нижнем регистре.

Известны еще две стелы из Гебелейна. Одна из них13) сохранила изображение не только хозяина стелы nḥsj Tnnw, нубийца с пышной прической, перехваченной лентой, но и его четырех братьев, представленных стоящими лицом к Tnnw. Все они держат в руках лук и стрелы. Перед Tnnw — изображение сидящей собаки. Супруга владельца стелы, имеющая цвет кожи и одежду египтянки, названа тем не менее nḥsjt «нубийка». Слова «для твоего Ка» вложены в уста чашника Ḥtp, протягивающего хозяину чашу с каким-то напитком.

Стела из коллекции Калифорнийского университета (Cat. 6-19911)14) посвящена Intf. Происхождение его и его жены — St-nbt (?) — подчеркивается красной кожей, указывающей, что супруги — нубийцы.

Известна еще одна туринская стела — 1311515) — с изображением четырех мужчин, имеющих характерные для нубийцев прически. У двух из них, стоящих справа, в руках луки и стрелы. Однако термина nḥsjw на стеле нет.

В результате изучения надписей и изображений на стелах можно прийти к следующим выводам.

Нубийские наемники были лучниками. В связи с этим интересно отметить, что в надписи из захоронения у Дендеры периода Древнего царства (примерно VIII династия) детерминатив к слову nḥsjw представлен в виде лучника, в одной руке держащего лук, а в другой — стрелу. Одежда его — шкура животного, заменяющая фартук, голова украшена пером.16)

На восточной стене могилы St-k3 у Асуана изображен воин с луком и стрелами. На его негроидное происхождение указывают темная кожа, прическа, форма губ.17) Лучник является действующим лицом в представленной здесь сцене боя: одной рукой воин вынимает пронзившую его грудь стрелу. Динамика сцены усилена изображением пролетающего мимо ног (возможно, попавшего в ногу) бойца дротика.

Наемники объединялись в отряды d3 mw,18) состоявшие не только из нубийцев, но, возможно, и из египтян. Отряды использовались скорее всего для подавления волнений в различных районах Египта. С большой долей вероятности можно сказать, что лучники принимали участие в междоусобной борьбе Гераклеополя и Фив.

Обычной обязанностью отрядов было патрулирование вокруг города. В несении службы наемникам помогали обученные собаки.

Наемники постоянно жили в Гебелейне, имели свое хозяйство, обзаводились семьями. В колонии допускались смешанные браки. Жены некоторых нубийцев, судя по изображениям, явные египтянки. Многие из наемников нашли здесь последний приют. Погребались лучники по египетскому обычаю. Колония пережила не одно поколение нубийцев: отдельные владельцы стел упоминают своих родителей, живших здесь же.

Безусловно, речь идет о египтизированных нубийцах: собственные имена наемников египетские, хорошо известные в Первый переходный период, хотя некоторые из них малоупотребительны. Между тем одежда скорее всего нубийского происхождения, заимствованная позже, в эпоху Среднего царства, египетскими воинами. [31]

Право наследования движимого и недвижимого имущества, предоставленное наемникам, осуществлялось скорее всего по материнской линии. В Дашурском декрете «замиренные нубийцы» упоминаются как владельцы земли, причем им запрещается использовать при ее обработке людей, приписанных к городу при пирамидах. Следовательно, подобные злоупотребления имели место, при этом «замиренные нубийцы» могли спекулировать какими-то грамотами, что указывает на их довольно прочное положение.19)

Наемники имели собственную прислугу. Однако вряд ли будет верным считать, что нубийцы были полностью уравнены в правах с египтянами; так, судя по ст. XIII Дашурского декрета, им, например, запрещалось посещать египетские храмы, по крайней мере определенные храмы при пирамидах.

Интересный факт увековечен в надписи Ḳds о том, что он имел лодку для перевозки в сезон наводнения тех, у кого не было таковой. В связи с этим следует отметить: район Гебелейна носил название «Остров среди реки» (Iw mj itrw), и владение лодкой играло здесь, очевидно, немаловажное значение. Правда, неясно, каким образом использовал лодку Ḳds — сдавал ли в наем, или был обязан, к примеру, перевозить в ней подчиненных ему людей при обходе района?

Возможно, нубийцами были основаны колонии и в других районах Египта: надписи и изображения нубийских наемников известны у Moa’lla; деревянные фигурки воинов Первого переходного периода, обнаруженные около захоронения Месеха (Msḥ) у Асиута, представляют египетских и нубийских наемников.20)

Интересно отметить наличие титула pr-c3 (?) sḥd nḥsjw «наставник нубийцев Великого дома» у человека, захороненного в Гизе,21) а также титула imj-r šnt T3-stj «начальник šnt Нубии» на ложных дверях мастабы в Саккаре, откуда он был переписан Е. Квибеллом.22)

В указанный период нубийцы охотно использовались египтянами и в качестве домашней прислуги. Нубиец-пастух изображен в захоронении Анехтифи (cnḫtjаj и у Moa’lla,23) недалеко от Гебелейна; на восточной стене могилы St-k3; у Асуана (см. выше) нубийский лучник представлен стерегущим стадо газелей. Не исключена возможность того, что для подобных дел нубийских наемников использовали в личных целях лица, по приказу которых они выполняли и свои основные обязанности.

Приносящими жертву в мастабе IV династии у пирамиды Хеопса изображены «нубиец, сопровождающий (šmsw) Мери», «нубиец ḫtm Сенеб», «нубиец Херечси (Ḥrtsj)». Титулы заставляют думать о принадлежности лиц, их носящих, к хозяйству вельмож.

Составной частью термин nḥsj входил в собственные имена; на стелах, что обнаружены у Нага-эд-Дера, Первого переходного периода упомянуты отец и сын с одинаковыми именами — Нефер-нехси (Nfr-nḥsj).24)

Сравнительная этнография государств Мали и Борну XIII—XIV вв. н. э. показывает, что чужеземные невольники охотно использовались в качестве военной силы. По возвращении наемников на родину именно из их среды формировалась “новая” аристократия, оттеснившая постепенно родовую. [32]


Напоминаем читателю, что мы не в состоянии гарантировать полное соответствие файла исходному тексту, особенно в части специальных символов и больших массивов цифр. За полной уверенностью в их правильности рекомендуем обращаться к бумажным оригиналам. Читателей, нашедших в файле ошибки, просим сообщать о них по адресу halgar@xlegio.ru (или, в простых случаях, орфусом).


1) Fischer H. G. The nubian mercenaries of Gebelein during the First intermediate period. — Kush, 1961, N 9, p. 44-80.

2) Ср.: Ranke H. Die ägyptische Personennamen. Gluckstadt, 1935, Th. 1, S. 179, N 9.

3) Fischer H. G. Op. cit., fig. 1.

4) К пер. см.: Fischer H. G. Op. cit., p. 49, 50.

5) Г. Фишер переводит фразу: «...in swiftness-(both) its Nubians and its Upper Egyptians (?)» (Fischer H. G. Op. cit., p. 48). На мой взгляд, здесь форма sdmt.f после предлога m. Смысл всего предложения заключен, видимо, в том, что, когда Ḳds заступил на службу, отряды, с которыми он делал обход, собирались быстро, без лени и проволочек. Это лишний раз подчеркивало доблесть Ḳds. Такая трактовка смысла фразы вполне увязывается с употреблением названной формы, передающей относительное прошедшее время.

6) К пер. см.: Fischer H. G. Op. cit., p. 52, 53.

7) Ср. : Ibid., p. 48.

8) Fischer H. G. Op. cit., fig. 3.

9) Ср.: Ranke H. Op. cit., S. 11, N 11 — Ijt. Г. Фишер читает имя женщины Intf-ww(?) (Fischer H. G. Op. cit., p. 58).

10) К переводу титула см.: Берлев О. Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. М., 1973, с. 263, 264.

11) Fischer H. G. Op. cit., fig. 4.

12) Ibid., pi. XII, a.

13) Fischer H. G. Op. cit., pi. XIII, a.

14) Ibid., pi. XII, b.

15) Ibid., p. 62.

16) Ibid., pi. XV, b.

17) Ibid., fig. 5.

18) О значении термина d3mw для Среднего царства см.: Берлев О. Д. Египетский военный флот в эпоху Среднего царства. — Палест. сб., 1967, вып. 17, с. 7.

19) Urk. I, S. 211.

20) Fischer H. G. Op. cit., pl. XIV, a.

21) Fischer H. G. Op. cit., p. 76, 77. Г. Фишер дает следующие варианты перевода титула: «inspector of Nubian (troops) of the Great House» или «...of Nubian (troops)», указывая, что элемент pr-c3 чаще всего стоит перед титулом, но иногда следует за ним.

22) См.: Fischer H. G. Op. cit., р. 77. Пер. Г. Фишера: «overseer of the troops of Nubian».

23) Fischer H. G. Op. cit., fig. 6.

24) Ibid., p. 75.