Система Orphus
Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

О. В. Томашевич.
Богиня Нейт — охранительница мертвых

Мероэ. Вып. 3. М., 1985.
[227] — конец страницы.

Культ Нейт1) возник в додинастический период в западной части Дельты. Первоначально богиня почиталась в качестве покровительницы охоты и войны. При I—II династиях культ Нейт был уже широко распространен.2) Ее святилище было одним из древнейших в долине Нила.3) Согласно источникам, в период Раннего царства среди функций богини наиболее четко определилась ее функция охранительницы царя. Неразрывно связанная с Саисом, "владычицей" которого постоянно называют ее тексты, Нейт, подобно другим локальным божествам, саисскими жрецами представлялась великим демиургом вселенной. Во времена Древнего царства Нейт сохраняет определенное значение в пантеоне: знатные женщины носили придворный титул "жрица Нейт". Для этой эпохи имеются данные о верованиях египтян в существование связи между богиней и наводнением, водными животными, в частности богом-крокодилом Себеком. Значение культа заметно падает в эпоху Среднего царства, хотя он укрепляется на юге страны, в Эсне. В начале Нового царства популярность Нейт постепенно растет и достигает своего апогея в Поздний период, особенно при XXVI династии, когда Саис становится столицей вновь объединенной страны и культ главного божества города приобретает общегосударственное значение. Нейт отождествляется с другими богинями, ее функции расширяются, причем сохраняются и самые древние из них.

Одной их главных функций саисской богини на протяжении всех этапов развития ее культа была функция охранительницы, и прежде всего мертвых. Эта функция Нейт заслуживает внимания не только в связи с исключительным значением культа мертвых в истории египетской религии. Именно в качестве охранительницы мертвых Нейт чаще всего описывалась в источниках времени Среднего и Нового царств, когда она занимала уже второстепенное место в пантеоне.

Как охранительница мертвых, Нейт была тесно связана с Исидой, Нефтис и Селкет. Впервые эти четыре богини зафиксированы в Текстах пирамид. Важным представляется изречение 362:4) "(§605) О, отец мой Атум во тьме! Возьми [227] меня на твою сторону, (§606) /чтобы/ я зажег свет для тебя и защитил тебя, как Нун защищает этих четырех богинь в день, /когда/ они защищают трон: Исида, Нефтис, Нейт, Селкет-Хету".5) Согласно изречению, умерший царь просит Атума, проплывающего в ладье ночью по царству мертвых, взять его с собою, обещая ему за это в благодарность защиту. Далее, видимо, следует намек на недошедший миф, во всяком случае, нам неизвестен другой источник, в котором бог первоначального хаоса Нун являлся бы покровителем четырех богинь. Следует отметить некоторые особенности текста изречения 362. С.Мерсер предлагает трактовать слово "день" как эквивалент для слова "время",6) и это справедливо.7) К.Зете обратил внимание на странный детерминатив слова "трон" и счел возможным перевод его словом "ложе" в соответствии с ролью богинь8) (согласно мифам, Исида, Нефтис, Нейт и Селкет оплакивали и охраняли тело убитого Сетом Осириса, отождествляемого с царем, стоя по углам его ложа9)). Таким образом, содержание изречения 362 объясняет происхождение примечательной иконографии некоторых предметов погребального культа времени Среднего и Нового царств, прежде всего саркофагов и футляров для каноп. Ниже будут даны примеры памятников подобного рода.

О Нейт в составе четырех богинь мы узнаем из изречения 555 (§1375), в котором рассказывается о вознесении фараона на небо, при этом Исида объявляется его матерью, Нефтис — кормилицей, а Нейт и Селкет — охранительницами царя, находящимися рядом с ним. Близко по содержанию и изречение 308: умерший царь надеется получить у призываемых им богинь защиту и пропитание, подобные тем, которые они предоставляют как матери своим детям.

Защита мертвого часто осуществлялась характерным для египтян способом: покойный или отдельные части его тела отождествлялись с божествами и таким образом обретали их могущество и неуязвимость (например, изречение 539, §1314: "мои бедра — Нейт и Селкет").

В вышеназванных изречениях Нейт упоминается в паре с богиней-скорпионом Селкет. Друг за другом они названы и в изречении 580, §1547. Если Исида и Нефтис согласно гелиопольской космогонии являлись сестрами, то о связи Нейт и Селкет трудно сказать что-либо определенное. Как будет показано ниже, на основании многочисленных памятников погребального культа можно лишь констатировать постоянство этой пары. Специальное изучение культа Селкет, тоже нижнеегипетского по происхождению и очень древнего,10) возможно, прольет свет на причины ее связи с Нейт. Заметим лишь, что культ Селкет процветал в Поздний период в Саисе.11)

Итак, в эпоху Древнего царства Нейт считалась охранительницей мертвого царя, причем она не только защищала его от различных опасностей, но и заботилась, как богиня-мать, о его пропитании.

Во время I Переходного периода вследствие демократизации [228] культа мертвых эти верования распространились и на простых смертных. Согласно А.Рушу, имя саисской богини встречается в росписях саркофагов в конце Древнего царства.12) Видимо, признаком эволюции представлений о Нейт-охранительнице следует считать появление титула "чтимая Нейт" в надписях мастаб эпохи V династии.13)

Функция Нейт — охранительницы мертвых, ставшая главной среди других ее функций в эпоху Среднего царства, наиболее полно отразилась в Текстах саркофагов. По данным Р. эль-Сайеда, специально занимавшегося темой "Нейт в Текстах саркофагов", имя богини чаще всего встречается в надписях на саркофагах из некрополей Гермополя, Асьюта, Саккара, Фив, Меира, Гебелейна, Лишта.14) Функции, приписываемые ей в Текстах пирамид, детализируются, приобретают новые аспекты, но сохраняются и древнейшие функции богини.

Нейт защищает мертвого, поднимаясь "против всех врагов, которые ненавидят его и хотят обвинить его днем" (изречение 15. Его вариант: "Нейт поднимается против этого злого дела. Нейт поднимается против этой злой силы. Нейт поднимается против тех, кто пришел поразить этого Осириса N").15) Видимо, подобную роль выполняет богиня и согласно трудному для интерпретации изречению 99.16) Скорее всего, этот аспект функции Нейт-охранительницы связан с ее первоначальной функцией покровительницы войны. В качестве последней она могла надежно защищать мертвого от любых опасностей, грозивших ему на том свете.

По Текстам саркофагов, как и по Текстам пирамид, защита мертвого иногда осуществлялась путем отождествления его с богами, в том числе и с Нейт. "Сердце великой Эннеады довольно, /когда/ они видят появление этой Нейт, великой, владычицы Саиса", — гласит изречение 281.17) Изречение 669 называется: "Превращение в Нейт в некрополе" и содержит фразу: "Этот N есть Нейт в болотах".18) Иногда отдельные части тела покойного (губы, ребра) отождествлялись с богиней (изречение 945).19) Смысл некоторых изречений весьма темен. Например, в изречении 474 умерший назван "перепелом Нейт";20) возможно, это влияние гермопольской традиции, так как саркофаг происходит из некрополя Гермополя.

Согласно Текстам саркофагов, Нейт принимала участие в суде над мертвыми (изречение 630),21) помогала покойному найти свою семью на том свете (изречение 132),22) была плакальщицей над его телом (изречение 317).23) О мертвом заботились и другие божества и гении, связанные с саисской богиней: Себек, ее сын (изречение 571),24) Хемусет и змеи (изречения 317,25) 82026)), "танцовщицы Нейт" (изречения 139-141).27)

Дальнейшее развитие в Текстах саркофагов получил и другой аспект функции охранительницы мертвых, намеченный в Текстах пирамид: Нейт обеспечивает умершего пропитанием, приходя к нему "со своими кормилицами" (изречение [229] 358).28) Примечательно, что в этом изречении речь идет о снабжении мертвого водой для питья и орошения участка земли, положенного ему на том свете. Об этом же говорится в изречении 696:29) Нейт считалась кормилицей, так как ее рот представлялся источником разлива ("Я отрыл /канал/. Он приносит разлив! Он обеспечивает изобилие... О, тот, который насыщает Нейт в Саисе! О, тот, который приносит разлив из ее рта"). Изречение 820 называется "/Властвовать/30) в воде, существовать с Нейт". Видимо, саисская богиня, как и Селкет, защищала мертвого в водной среде от различных опасных животных. Эти верования сохранились и в Поздний период — они отразились в надписях на магических стелах (см., например, стелу Меттерниха).31)

Нейт дарила мертвому "дыхание жизни" (изречение 408)32) и другие необходимые ему атрибуты: магические узлы защиты (изречение 670),33) набедренную повязку (изречение 663),34) какие-то другие тканые изделия (изречение 608: "Вот то, что Нейт соткала").35)

Саисская богиня почиталась как покровительница ткачества, вероятно, уже в период Древнего царства. Как известно, в святилищах Реснет и Мехнет при храме Нейт изготовлялись различные ткани, в том числе особые пелены, употреблявшиеся при бальзамировании и для одеяний фигур божеств.36) Согласно Хр.Дерош-Ноблькур, в Саисе проходил первый этап церемонии бутического погребения царя: считалось, что мертвый принимал образ мумифицированной рыбы-лат, обернутой пеленами из святилищ.37) (Кстати, в 407 изречении Текстов саркофагов Нейт названа "владычицей рыбы-лат"38)). Указания на использование "погребальных одежд, которые из Саиса, и пелен из Реснет и Мехнет" при мумификации священного быка Аписа имеются в текстах стел времени Нового царства.39) В надписях Позднего периода мертвому, облаченному в льняные одежды из святилищ, обещается от имени богини: "Тело твое не погибнет никогда!".40) Как покровительница ткачества Нейт почиталась до конца истории древнего Египта, но неправомерно выделять эту функцию особо. В начале нашего столетия некоторые египтологи ошибочно трактовали знак богини (R-2441)) как изображение ткацкого челнока и поэтому в первую очередь подчеркивали значение Нейт — покровительницы ткачества.42) Не обосновано и мнение А.Руша об отсутствии связи между этой и другими функциями богини.43) Функция покровительницы ткацкого ремесла Нейт теснейшим образом связана с функцией охранительницы мертвых, причем последняя имела первостепенное значение по сравнению с первой.

Кроме того, Нейт считалась божеством мазей, применявшихся при бальзамировании.44) Согласно надписи на саркофаге верховного жреца-чтеца Сесенебнефа, датируемого началом XII династии, Нейт дает мертвому ткани и мази.45) Представления о магической силе даров богини зафиксированы в текстах Позднего периода: "Возьми мазь... и [230] льняную ткань, происходящие из двух жилищ Нейт, чтобы тело твое было прекрасным".46)

Таким образом, Тексты саркофагов продолжают и развивают традиции Текстов пирамид в отношении функций, приписываемых Нейт. Это развитие связано с влиянием на Тексты саркофагов религиозных систем городов Верхнего и Среднего Египта.

Данные Текстов пирамид и саркофагов о функциях богини Нейт подтверждаются памятниками погребального культа эпохи Среднего царства, в которых Нейт также упоминается вместе с Исидой, Нефтис и Селкет. Охранять мертвых богиням помогают четыре гения — сыновья Хора. Как справедливо заметил П.Мунро, до этого времени связь богинь с гениями в источниках не прослеживается.47) Четыре богини и четыре гения появляются в надписях на футлярах каноп и самих канопах. Как правило, они образуют постоянные пары, каждая из которых обязана защищать определенные органы мертвого: Исида и Имсети — печень, Нефтис и Хапи — легкие, Нейт и Дуамутеф — желудок, Селкет и Кебехсенуф — кишки.48) В качестве примера магических формул, одинаковых в каждой серии каноп, можно привести перевод надписи на футляре из пирамиды царя Хора в Дашуре (XII династия):49) "Сказанное Нейт: Защита, даваемая Дуамутефу, который там". Аналогична надпись и на канопе из гробницы дочери Аменемхета III.50) В надписях на футляре для ее каноп после имени Нейт, как и после имен остальных трех богинь, следует формула: "Соединяет для тебя руки свои для того, кто в тебе". Футляр частного лица с идентичной надписью был найден в Лиште.51) Обычно надписи на канопах Среднего царства коротки.52) Иногда в них нарушено каноническое распределение богинь и гениев по парам: Имсети и Хапи упоминаются с Селкет и Нейт, а Дуамутеф и Кебехсенуф — с Исидой и Нефтис.53)

Итак, в эпоху Среднего царства представления о Нейт как охранительнице мертвых претерпевают эволюцию: заботами богини окружен теперь не только царь, но и простые смертные; к тому же сама функция как бы "разветвляется", приобретая разные аспекты — кормилицы, ткачихи и т.д.

Важное место среди функций богини занимает функция охранительницы мертвых и во время Нового царства. Как и в заупокойных текстах предыдущих эпох, в "Книге мертвых" умерший или отдельные члены его тела отождествляются с богами: "Я рожден Нейт" (гл. 66),54) "Моя шея — Нейт, владычица Саиса" (глава 37),55) "Грудь Осириса N — это /грудь/ Нейт... его бедра — /бедра/ Нейт, владычицы Саиса" (гл. 42).56) Примеры можно дополнить отрывками из других источников. "Ее грудь — Нейт, владычица Саиса", — сказано о Хатшепсут в надписях из храма в Дер эль-Бахри.57) С грудью умершего ассоциируется "Нейт, великая, мать бога" в "Литаниях Ра".58) В магическом папирусе эпохи XX династии из коллекции Туринского музея говорится: "Его /умершего. — О.Т./ живот — Нейт и Селкет".59) [231] Установить, по какому принципу божества отождествлялись с определенными частями человеческого тела, видимо, невозможно, так как единого канона, скорее всего, не существовало.

В гл. 163 "Книги мертвых" умерший называет себя "душой великого тела, которое в Саисе, — Нейт":60) Под "великим телом" подразумевался Осирис, о чем свидетельствуют и гл. 141-142.61) В источниках Позднего периода связь Нейт с великим богом мертвых прослеживается лучше. На популярность в Саисе культа Осириса указывают не только египетские,62) но и древнегреческие источники (Herod. II, 170). Нейт отводилось место в мистериях, посвященных мифам о смерти Осириса.63) В Саисе Нейт почиталась в качестве его матери.64)

Как и в Текстах саркофагов, в "Книге мертвых" Нейт обеспечивала невредимость тела умершего (гл. 71).65) Саисская богиня принимала участие в его "очищении",66) т.е. ритуале бальзамирования.

Функция Нейт — охранительницы мертвых отразилась в надписях и на изображениях на памятниках погребального культа эпохи Нового царства. В этот период канонической становится следующая иконография: на углах саркофагов и футляров для каноп помещают фигуры четырех богинь. Самый древний пример такой иконографии, насколько нам известно, — футляр для каноп из гробницы Аменхотепа II.67) Правда, на саркофаге следующего царя — Тутмоса IV — в надписях на месте Нейт упомянута Тефнут,68) но, как будет ясно из рассмотренных ниже источников, это исключение из правила. Примечательно, что на царском саркофаге, датируемом правлением Эхнатона, вместо богинь-охранительниц изображена Нефертити.69)

Богатый материал для исследования функции охранительницы мертвых, присущей Нейт, дает гробница Тутанхамона. В сокровищнице по сторонам футляра с канопами стояли четыре позолоченные статуэтки Исиды, Нефтис, Нейт и Селкет, обращенные лицами к футляру и как бы защищающие его распростертыми руками.70) Фигуры богинь помещены на углах пятого и четвертого саркофагов царя и алебастрового футляра для каноп.71) Вместо каноп использовали маленькие саркофаги, на поверхностях которых имеются тексты и изображения охранительниц.72) Содержание текста на саркофаге с изображением Нейт таково: "Сказанное Нейт: Простираю руки над тем, который во мне, защищаю Дуамутефа, который во мне (далее царский титул)". Аналогичные формулы надписей известны и на других канопах времени XVIII династии.73) Они показывают, что Нейт чаще всего, как и в источниках Среднего царства, упоминается в надписях вместе с Дуамутефом.

Саркофаги Эйе74) и Хоремхеба75) украшены изваяниями четырех богинь. Имеются и памятники частных лиц с аналогичной иконографией.76)

В качестве охранительницы Нейт изображали на рельефах царских гробниц, например Сети I.77) Выделяется [232] сцена, где Нейт представлена рядом с царем: левой рукой она держит его за руку, а правую положила ему на плечо.78) Рядом надпись: "Нейт, великая, мать бога, владычица неба, госпожа богов всех, главенствующая в некрополе». На рельефах гробницы жены Рамсеса II, Нофретари, фигуры Нейт и Селкет как бы встречают посетителей при входе в колонный зал и в переходе, ведущем к маленькой комнате , названной археологами "альковом".79) Изображения Нейт помещаются и на рельефах гробниц чиновников.80)

Обычные эпитеты саисской богини в надписях Нового царства следующие: "владычица западной страны",81) "главенствующая в некрополе", "владычица Та-анх",82) т.е. гробницы или некрополя. "Подательницей жертв" умершему названа Нейт в "Литаниях Ра".83) В надписях на саркофагах из Одесского археологического музея АН УССР (инв. №59402, 71695; XXI династия) Нейт упоминается как "владычица жертвоприношений" и "владычица дома бальзамирования".

Источники Позднего периода говорят о сохранении религиозных традиций предыдущих эпох; более того, это время характеризуется особой тягой египтян к "старым добрым временам". Вследствие верховного положения Саиса среди городов долины Нила Нейт стала одной из главных богинь пантеона. Она могла подарить "вечную жизнь" и "счастье в красивой гробнице тому, кто любим и чтим" ею.84) Часто в надписях Позднего периода встречается титул умершего "чтимый Нейт",85) впервые зафиксированный в источниках V династии. Исида, Нефтис, Нейт и Селкет по-прежнему считались охранительницами мертвого. "Четыре женщины охраняют твое тело", — сказано о них на упомянутой выше стеле Меттерниха.86) Б.А.Тураев писал: "Ко времени Птолемеев образовался полный канон божеств-покровителей покойного, изображения которых с влагаемыми в уста каждого из них благодетельными речами попадаются часто в довольно правильной последовательности".87) В качестве наиболее ярких примеров замечательный русский востоковед приводит луврские (№39 и 40) и марсельские (№57 и 67) саркофаги. Нейт находится между Тефнут и Селкет на правом скате крышки.88)

В Поздний период возобновился и широко распространился обычай хоронить внутренности покойного в канопах.89) Как правило, в надписях на них имя Нейт встречается вместе с именем Дуамутефа,90) но есть и исключения.91) Надписи на канопах увеличиваются. В коллекции Одесского археологического музея АН УССР хранится сосуд из красноватой глины, датирующийся этой эпохой (инв. №52504). Иератическая надпись на нем, выполненная крупными знаками в четыре горизонтальные строки, гласит: "Я пришла, /чтобы/ повергнуть для тебя твоих врагов под тебя; о Нейт, соедини руки свои /для защиты/ над тем, что во мне, /ведь/ то, что во мне, — это Дуамутеф".92) Другая формула имеется в надписи на алебастровой канопе из собрания египетских древностей ГМИИ имени А.С.Пушкина [233] (инв. №5322).93) Надпись иероглифическая в семь вертикальных строк: "Сказанное Нейт: Пусть наступает утро и вечер дня каждого при защите Дуамутефа, который во мне /далее имя и титулы покойного/". По этой формуле и другим признакам (форме сосуда и иконографии крышки в виде головы шакала94)) канопа датируется Поздним периодом, и скорее всего временем правления XXVI династии (ср. с канопами из Лувра95)).

Итак, функция охранительницы мертвых присуща Нейт на всех этапах развития ее культа. Первоначально, согласно верованиям Древнего царства, богиня охраняла только умершего царя, но уже в конце этого периода она становится охранительницей простых смертных. Функция Нейт — охранительницы мертвых постоянно развивалась, приобретая новые аспекты: богиня представлялась защитницей, кормилицей, ткачихой. Из множества египетских божеств, связанных с культом мертвых, Нейт, пожалуй, выделяет следующее: она была одной из четырех богинь-охранительниц, ставших каноническими с эпохи Текстов пирамид. Вместе с Исидой, Нефтис, Селкет и сыновьями Хора Нейт защищала гробницы, саркофаги, канопы, футляры для каноп и самих мертвых. Возможно, она стала охранительницей мертвых в связи с ее первоначальной функцией богини войны. Своими стрелами ока поражала врагов, грозивших мертвым в потустороннем мире, так же, как изгоняла злых духов, мешавших спать живым.96) Согласно всем источникам, Нейт саисская являлась покровительницей мертвых, в то время как другие божества иногда обнаруживали к ним враждебность.



1) Древнее происхождение и важная роль культа богини Нейт в истории египетской религии неоспоримы, однако его изучению посвящена лишь монография Д.Малле, изданная в 1888 г. (D. Mallet. Le culte de Neith à Sais. P., 1888). Правда, в последнее время интерес исследователей к Нейт усилился, о чем свидетельствует появление в периодической печати нескольких статей, касающихся отдельных моментов ее культа (S. Schott. Rś-N.t und Mḥ-N.t als Häuser der Neith. — RdÉ. 1967, t. 19; P.Kaplony. Eine Spätzeit-Inschrift in Zürich. — Festschrift zum 150-jährigen Bestehen des Berliner Ägyptischen Museums. В., 1975). Арабский египтолог Р.эль-Сайед издал на высоком научном уровне 15 документов, относящихся к Саису и его культам, и опубликовал 4 статьи (R.el-Sayed, Documents relatifs à Sais et ses divinités. — Cairo, 1975 (Bibliothèque d'étude de IFAO, 69); он же. Thoth n'a-t-il vraiment pas de mère? — RdÉ. 1969, t.21; он же. Á propos des Spells 407 et 408 des Textes des Sarcophages. — RdÉ. 1974, t.26; он же. Les rôles attribués à la déesse Neith dans certains des Textes des Cercueils. — "Orientalia". Roma, 1974, vol. 43, 3/4; он же. Deux aspects nouveaux du culte à Sais. — BIFAO. 1976, t.76).

2) P.Kaplony. Die Inschriften der ägyptischen Frühzeit. Bd 1-3. Wiesbaden, 1963, Bd 3, Abb. 10-12, 40, 52, 75, 107, 201, [234] 240, 396, 410, 415, 417, 434, 448, 455, 463, 466, 471, 472, 480, 484, 495, 498 и т.д.

3) W.M.Fl. Petrie. The Royal Tombs. P.1-2. L., 1900-1901, P. 2, табл. III А 5.

4)  В данной статье использованы издания: K. Sethe. Die altägyptischen Pyramidentexte. Bd 1-4. Lpz., 1908—1923; R.O.Faulkner. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Supplement. Ox., 1969.

5) Селкет-Хету — божество мужского рода, впоследствии вытесненное богиней-скорпионом Селкет; см.: K. Sethe. Übersetzung und Kommentar zu den altägyptischen Pyramidentexten. Bd 1-3. Glückstadt, 1937, Bd 3, c.124.

6) S.A.B. Mercer. The Pyramid Texts in Translation and Commentary. Vol. 1-4. New York — London — Toronto, 1952, vol. 2, c.296.

7) Wb. II, 499, 3.

8) K.Sethe. Übersetzung..., Bd3, c.124.

9) G.Roeder. Urkunden zur Religion des alten Ägypten. Jena, 1923, c.34.

10) H.Kees. Der Götterglaube im alten Ägypten. В., 1977, с.58, 211.

11) R.el-Sayed. Documents..., с.217.

12) A.Rusch. Neith. — RE. Stuttgart, 1935, Bd 16, стб. 2204.

13) G.Steindorff. Das Grab des Ti. Lpz., 1913, табл.130.

14) R.el-Sayed. Les rôles..., с.275.

15) Там же, с.275-276.

16) Там же, с.276-277.

17) Там же, с.279-280.

18) Там же, с.288.

19) Там же, с.292; R.O.Faulkner. The Ancient Egyptian Coffin Texts. Vol. 1-3. Warminster, 1973-1978, vol.3, c.83-84.

20) R.el-Sayed. Les rôles..., с.284.

21) R.O.Faulkner. The Ancient Egyptian Coffin Texts. Vol. 2, c.213.

22) Там же, T. I, с.114.

23) R.el-Sayed. Les rôlee..., с.280-281.

24) Там же, с.285.

25) Там же, с.280-281.

26) Там же, с.291.

27) Там же, с.278-279.

28) Там же, с.281-282.

29) Там же, с.289-290.

30) Там же, с.291; R.O.Faulkner. The Ancient Egyptian Coffin Texts, vol.3, c.22.

31) G.Roeder. Urkunden zur Religion..., с.87, 90.

32) R.O.Faulkner. The Ancient Egyptian Coffin Texts, vol.2, с. 60: R.e1-Sayed. Á propos des Spells..., с.79.

33) R.el-Sayed. Les rôles..., с.288.

34) Там же, с.287; R.O.Faulkner. The Ancient Egyptian Coffin Texts, vol.2, c.235-236.

35) R.el-Sayed. Les rôles..., c. 286- 287; R.O.Faulkner. The Ancient Egyptian Coffin Texts, vol.2, с.197.

36) S.Schott. Rś-N.t und Mḥ-N.t..., c.108; R.el-Sayed. Documents..., с.186.

37) Ch.Desrochеs-Noblecourt. Poissons, tabous et transformations du mort. — "Kêmi". P., 1954, №XIII, c.36. [235]

38) R.el-Sayed. Á propos des Spells..., c.79.

39) R.el-Sayed. Documents..., c.181.

40) Там же, с.182.

41) A.H.Gardiner. Egyptian Grammar. Ox., 1957, c.503.

42) D.Mallet. Le culte de Neith à Sais, с. 179, 183; H.Brugsch. Religion und Mythologie der alten Aegypter nach den Denkmaelern. Lpz., 1891, c.339-341.

43) A.Rusch. Neith, стб. 2206.

44) S.Schott. Rś-N.t und Mḥ-N.t..., с.100.

45) Там же, с.99-101.

46) R.el-Sayed. Documents..., с.184.

47) P.Munro. Bemerkungen zum Gestaltwandel und zum Ursprung der Horus-Kinder. — Festschrift zum 150-jährigen Bestehen des Berliner Ägyptischen Museums, c.196.

48) Ch.Desroches-N ob lecourt. Life and Death of a Pharaoh Tutankhamen. Hannondsworth, 1971, с.182.

49) J. de Morgan. Fouilles à Dahchour. 1894. Vienne, 1895, с.104.

50) Там же, с.115, 128, фиг.269.

51) A.Rusch. Neith, стб.2204.

52) G.Reisner. The Dated Canopic Jars of the Giseh Museum. — ZÄS. 1899, Bd 37, c.63.

53) R.O.Faulkner. The Ancient Egyptian Coffin Texts, vol. 3, c.63.

54) C.R.Lepsius. Das Todtenbuch der Ägypter. Lpz., 1842, гл.66; T.G.Allen. The Egyptian Book of the Dead Documents in the Oriental Institute Museum at the University of Chicago. Chicago, 1960, c.142; P.Barguet. Le Livre des Morts des anciens Egyptiens. P., 1967, c.106.

55) G.Roeder. Urkunden zur Religion..., с.256.

56) T.G.Allen. The Egyptian Book..., с.125-126; P.Barguet. Le Livre..., c.84.

57) Ed.Naville. The Temple of Deir el-Bahari. P.4, L., 1901, табл. 76, с.11.

58) A.Piankoff. The Litany of Re. N.Y., 1964, с.54.

59) D.Mallet. Le culte de Neith à Sais, c.112.

60) C.R.Lepsius. Das Todtenbuch..., гл.163; P.Barguet. Le Livre..., c.235.

61) T.G.Allen. The Egyptian Book..., с.225-228.

62) R.el-Sayed. Documents..., c.82, 102, 110, 114, 117, 120-125 и т.д.

63) G.Roeder. Urkunden zur Religion..., с.34.

64) H.Bonnet. Reallexicon der ägyptischen Religionsgeschichte. В., 1952, с.512.

65) T.G.Allen. The Egyptian Book..., с. 146; P.Barguet. Le Livre..., с.110.

66) A.H.Gardiner. Hieratic Papyri in the British Museum. Vol. 1-2. L., 1935; Vol. 1, c.110; Vol. 2, табл. 60.

67) W.Hayes. Royal Sarcophagi of the XVIII Dynasty. Princeton, 1935, с.24-25.

68) Там же, с.122.

69) M.Eaton-Krauß . The* Khat Headress to the End of the Amarna Period. — SAK. 1977, Bd 5, с.31. [236]

70) Г.Картер. Гробница Тутанхамона. М., 1959, табл.108.

71) Там же, с.436, 138-139; Treasures of Tutankhamun. N.Y., 1979, с.156.

72) Г.Картер. Гробница Тутанхамона, с.193; Cl.Vandersleyen. Das alte Ägypten. Frankfurt-am-Main — Berlin, 1975 (Propyläen Kunstgeschichte, Bd15), табл.380.

73) G.Reisner. The Dated Canopic Jars..., с.66. Иногда надпись на канопе составлена в форме обращения к богине: "О Нейт! Раскрой руки свои над тем, который в тебе! Защити Дуамутефа, который в тебе, и того, который почитаем Дуамутефом!" (надпись на канопе из Туринского музея, инв. № 3304 находится в картотеке Берлинского словаря Центрального института древней истории и археологии АН ГДР. Автора любезно ознакомил с ней доктор В.Райнеке).

74) Aegyptische Inschriften aus den königlichen Museen zu Berlin. Hft. 3-4. Lpz., 1904-1913, c.254.

75) W.Hayes. Royal Sarcophagi..., с.25, 123.

76) Ramses le Grand. Catalogue. P., 1976, c.194, 197; D.Mallet. Le culte de Neith à Sais, c.109; Б.А.Тураев: Бог Тот; Лейпциг, 1898, с.107.

77) Le tombeau de Séti I-er. P., 1885 (Annales du Musée Guimet, t.9). P. II, табл. 2, 25; P. IV, табл.26.

78) Там же, Р. II, табл.2.

79) Ramses le Grand. Catalogue, c.213, 218.

80) T.Säve-Söderbergh. Private Tombs at Thebes. Vol. 1. Four eighteenth Dynasty Tombs. Ox., 1957, табл. 55b, c.35, 46; B.Porter, R.L.B.Moss. Topographical Bibliography of Ancient Egyptian Hierogliphic Texts, Reliefs and Paintings. Vol. 1-7. Ox., 1927—1951; Vol. 5, c.210.

81) K.Sethe. Der Name der Göttin Neith. — ZÄS. 1906, Bd 43, c.145.

82) H.W.Müller. Der Obelisk von Urbino. — ZÄS. 1954, Bd 79, c.148.

83) A.Piankoff. The Litany of Re, c.68, 84.

84) E.Otto. Die biographischen Inschriften der ägyptischen Spätzeit. Leiden, 1954, с.166.

85) Варианты титула: "чтимый Нейт, владычицей Саиса", "чтимый владычицей Саиса"; см.: R.el-Sayed. Documents..., с.90, 132, 138, 142, 149.

86) G.Roeder. Urkunden zur Religion..., с.87.

87) Б.А.Тураев. Бог Тот, с.107.

88) Там же, с.108.

89) A.-P.Leca. La médecine égyptienne au temps des pharaons. P., 1971, c.475.

90) Канопы из Берлинского египетского музея (ГДР) — Ing. Müller. Die Eingeweidekrüge des Berliner Ägyptischen Museums. — Festschrift zum 150-jährigen Bestehen des Ägyptischen Museums, c.190-191, инв. № 7183, 7187, 8426, 20608; канопы из дрезденского Альбертинума см.: Ägyptische Altertümer aus der Sculpturensammlung Dresden, 1977, c.42, ил. 52, инв. №692; A.-P.Leca. La médecine égyptienne..., фиг.37.

91) В надписи на канопе из дрезденского Альбертинума названы Нейт и Кебехсенуф (инв. № 693), см.: Ägyptische Altertümer aus der Sculpturensammlung Dresden, c.42, ил.53. [237]

92) Перевод С.В.Донича, работавшего в Одесском музее в 30-х годах. Автор искренне благодарен сотрудницам музея А.М.Тарадаш и Н.Г.Доконт за предоставленную ими возможность ознакомиться с фондами египетской коллекции.

93) Автор крайне признателен зав. отделом "Искусство древнего Востока" ГМИИ имени А.С.Пушкина С.И.Ходжаш.

94) G.Reisner. The Dated Canopic Jars..., c.70, 72.

95) A.-P.Leca. La médecine égyptienne..., фиг.37.

96) G.Daressy. Neith protecrice du sommeil. — ASAE. 1910, vol.10. [238]


























Написать нам: halgar@xlegio.ru