(нем. Geschiftrennen)
Всадник одет в реннцойг, под доспехом — толстая ватная куртка — вамс с рукавами-буфами на упругой подкладке, заменяющими наручи. Ноги зачастую не имеют поножей. Защитой бедра служат ребристые набедерные щитки (нем. Streiftartschen, рис. 621) или дильже (рис. 622) на ремнях, перекинутых или продернутых через седло. Легкие реннен седла (ит. silla rasa) не имеют передних и задних лук (рис. 623). Лошадь покрыта кожаной попоной, голова защищена глухим налобником. В этом виде поединков было две разновидности. [405]
(нем. Geschifttartschenrennen)
При этом виде турнира удачный удар по тарчу противника позволял оторвать его от кирасы вместе со множеством металлических крепежных деталей и выбросить тарч за голову всадника высоко в воздух. Этот эффект был вызван пружинным механизмом, установленным по центру нагрудника кирасы и соединенным с тарчем посредством штыря. Штырь проходил через отверстие в тарче и заклинивался снаружи металлической шайбой. Между тарчем и пружинным механизмом зажаты концентрические клинья таким образом, что они своим давлением на тарч удерживали пружину механизма, который своим усилием прижимал клинья.
Рис. 621. Набедренный щиток, для защиты бедра от удара о барьер. Кон. XVI в.
Рис. 622. Дильже для правой ноги. Кон. XV в.
Рис. 623. Легкое седло для турнира реннен. Кон. XV в.
Если в результате удачного удара копья о тарч пружина еще более сжималась, клинья освобождали тарч, а два рычага выталкивали его высоко вверх, три других, малых, рычажка освобождали клинья из своего гнезда, и они под действием силы пружины разлетались в разные стороны. Расчет был на то, чтобы по возможности усилить зрелищный эффект выступления.
Единственное сохранившееся изображение такого механизма находится в иллюстрированном кодексе, датированном примерно 1544 годом, в музее Армерия Реаль в Мадриде. [406]
(нем. Geschiftscheibenrennen)
Техника проведения этого вида турнира аналогична предыдущему, но пружинный механизм был более простой конструкции. На этот механизм, закрепленный на груди кирасы, накладывалась большая металлическая пластина, закрывавшая всю грудь всадника. Эта мишень зажималась коническими штифтами. При удачном попадании копья в мишень, пружинный механизм срабатывал, она оставалась висеть на груди, а клинья, конические штифты, приводимые в движение усилием освобожденной от напряжения пружины, разлетались в разные стороны. Полный комплект такой кирасы с пружинным механизмом и стальным диском имелся в королевской музейной коллекции в Вене, но был, к сожалению, утрачен. Поэтому здесь приведен лишь его набросок (рис. 624).
Рис. 624. Каркас нагрудника для поединка «механический» реннен. С откидывающейся нагрудной мишенью; съемные части отсутствуют. Кон. XV в.
В обоих видах «механического» реннена целью было главным образом привести пружинный механизм в действие. В торжественном описании победы Максимилиана I отмечалось: «Если попадал в тарчи, то их обломки высоко взмывали в воздух». Если в таком турнире всадник, получив мощный удар, не мог удержаться в седле, т. е. «высидеть» удар, то такого всадника отстраняли от дальнейшего участия в турнире.
(нем. Schart- или Schweifrennen)
Всадник, облаченный в реннцойг, редко или в исключительных случаях надевал наручи и поножи. На лошадь надевали глухой стальной налобник. Сверху кожаной попоны лошадь покрывалась большой тканой накидкой.
В этом виде конного поединка, требовавшего полного разгона лошади и состоящего из нескольких заездов-атак, рыцарь должен был выбить изогнутый тарч противника из удерживающих его крюков, закрепленных на кирасе. После этого противник считался побежденным и снимался с турнира (рис. 625). [407]
Рис. 625. Снаряжение для «точного» реннена. Зигмунд фон Вельсперг на турнире в Инсбруке в 1497 г. во время католического праздника «Белое воскресенье» (воскресенье после Пасхи). Из турнирной книги Ганса Бургкмайра Младшего. Ок. 1554 г. княжеский музей Гогенцоллернов в Зигмарингене.
(нем. Bundrennen)
При этом виде турнира, самом опасном, реннцойг оснащался специальным нагрудником — бунд, на нем был установлен специальный механизм, который при удачном попадании копьем «выстреливал» укрепленный на нем тарч, словно из пращи, высоко над головой. При этом он еще разлетался на множество сегментов.191) Поскольку при таком турнире всадник не имел под тарчем подбородника, то при малейшей неточности возникала смертельная опасность. При резком срабатывании пружины механизм тарча отскакивал от кирасы и скользил своей верхней частью по двум направляющим, проходящим от груди доспеха до турнирного салада.
В литературном памятнике «Король-поэт» записаны следующие строчки: «Он (Максимилиан) много раз также выступал в бунд-кирасе в схватках на турнире Бундреннен. Когда в сшибке взлетали высоко вверх щиты, [408] весело было на это смотреть, однако доставляло беспокойство и озабоченность». В венской королевской коллекции хранится неполный комплект механизма для этого турнира.
(нем. Anzogenrennen)
На ристалище готовый к турниру рыцарь появлялся в реннцойге, но без наручей, тарч привинчивался одним или двумя винтами к нагруднику. На попону лошади набрасывалась накидка, на морду надевали глухой стальной налобник. В этом виде реннена необходимо было сломать свое копье о тарч противника и тем самым снять его с дальнейшего состязания (рис. 626).
(нем. Kronlrennen)
Этот вид поединка, как вариант предыдущего, был разработан специально для развлечения публики, присутствующей на трибунах. На ристалище в схватке встречались два рыцаря. Один был облачен в штехцойг и вооружен копьем с корончатым наконечником. Другой рыцарь был одет в доспех реннцойг и вооружен копьем с простым наконечником. Конное снаряжение соответствовало каждому типу доспеха. Оба рыцаря стремились сломать свое копье и вышибить противника из седла.
(нем. Feldrennen)
Всадник на ристалище появлялся в реннцойге, в наручах и поножах (как на поле сражения). На лошадей надевали седла без задних лук, кожаные попоны и иногда глухие налобники. Основная цель турнира — сломать копья. На рисунке 627 приведено изображение шпор, применяемых в этих турнирах. Существовали и другие разновидности турниров.
(нем. Feldtumier)
Противники делились на две группы в линейном порядке и выступали друг против друга, имитируя настоящую конную атаку, как на поле брани. Для этого каждый рыцарь появлялся в боевом доспехе на коне, закованном в броню, с обыкновенным копьем в руке, В большинстве случаев участники турнира преследовали в схватке лишь одну цель — «преломить копье», поэтому они появлялись без мечей. Однако иногда правила были сложнее, [409] и после того, как в схватке ломались копья, рыцари часто переходили в атаку с тупыми мечами. В одном полевом турнире, описанном герцогом Баварским Вильгельмом IV в книге о турнирах, каждый рыцарь был вооружен даже двумя мечами.
Рис. 626. Снаряжение для «жесткого» реннена. Герцог Вильгельм IV Баварский на турнире 1512 г., в среду после дня Св. Павла. Из турнирной книги герцога Вильгельма IV Баварского.
Причисляемый к более древним видам пеший турнир, проводимый еще во времена правления императора Максимилиана I, стал приобретать новое значение. В этом турнире противники, вооруженные обычными боевыми копьями, выходят на ристалище в боевых доспехах. Ноги в большинстве случаев не защищены латами. Они выступали, разделившись на две партии, сражаясь через деревянный барьер, целью было сломать копье соперника. Каждый, наподобие ландскнехта, держал копье обеими руками. Участнику турнира разрешалось сломать в бою от пяти до шести копий. При этом проводился строгий контроль за тем, чтобы никто из участников турнира не наносил удары копьем противнику ниже пояса. Перед началом турниров штехен и реннен, как правило, устраивали оживленный пеший турнир, чтобы предоставить рыцарям достаточно времени на подготовку [410] снаряжения к последующему выходу для конных состязаний. По окончании пешего турнира очищалась площадь ристалища, и только тогда начинались настоящие конные рыцарские игры. К середине XVI века, хотя и находились сильные и ловкие рыцари, которые любили участвовать в турнирах штехен и реннен в соответствующих доспехах и рассматривали это как единственно достойное рыцарское занятие, старое турнирное снаряжение все же постепенно стало выходить из употребления.
Итальянское влияние, усиливающееся в эпоху Ренессанса, отразилось также и на турнирном искусстве. Итальянцы давно были неблагосклонны к громоздким формам снаряжения немецкого турнира и неохотно следовали этой рыцарской моде. Поэтому немецкий турнир вытеснялся и заменялся исключительно турнирами по итальянским правилам. Так, в середине XVI века получили распространение, собственно говоря, лишь два вида турниров: свободный турнир, называемый также «свободный» реннен (нем. Freirennen), и поединок через барьер, разделяющий противников.
Для свободного турнира (нем. Freitumier) всегда использовался обычный боевой доспех с некоторыми дополнительными защитными элементами.
Для поединка через барьер (нем. Gestech fiber das Dill), как уже упоминалось, вначале применяли доспехи штехцойг, которые постепенно заменялись облегченными доспехами, приближающимися по форме к боевым.
Рис. 627. Турнирные шпоры для доспехов штехцойг и реннцойг.
a) Длиной 21 см.
b) Длиной 17 см.
Приблизительно к 1550 году доспех для этого «нового» поединка через барьер отличался от боевого доспеха тем, что нагрудник не имел отбортовки наверху у шеи и к нему привинчивался новый шлем, своей формой лишь слегка напоминавший «жабью голову». Он был больше похож на обычный армет. Однако стараниями немецких мастеров-оружейников, снабдивших этот доспех тяжелыми защитными приспособлениями, он был превращен в громоздкую неуклюжую гору металла, которая оказалась более тяжелой, чем самый массивный штехцойг. Вес этого нового доспеха приходился большей частью на туловище всадника (рис. 628) и не переносился на корпус лошади, как у штехцойга. [411]
Двойной левый наплечник защищал верхнюю часть руки, плечо, часть груди и левую сторону шлема и представлял собой громоздкое приспособление. Кроме того, другой, не менее громоздкой деталью была жесткая конструкция защиты левой руки. Она соединялась с перчаткой, доходила до левого локтя и заканчивалась широким большим раструбом (рис. 629).
Рис. 628. Снаряжение для «нового» итальянского поединка через барьер. Знатный рыцарь Андреас Вельзер на свадебном турнире в Аугсбурге 9 января 1553 г. Из турнирной книги Ганса Бургкмайра Младшего. Ок. 1554 г.
Немецкие знатные дворяне, зрители и участники итальянских турниров постепенно отказывались от тяжелого немецкого снаряжения и все чаще использовали обычные боевые доспехи, оснащенные различными защитными приспособлениями, которые находили широкое применение уже в Италии. Эти доспехи, предназначенные и для свободного турнира, и для поединка через барьер, получили широкое распространение в Германии.192) Как правило, они выглядели следующим образом (рис. 630). На голове одет бургундский шлем армет, иногда с левосторонним усилением забрала. К левому плечу привинчен так называемый стальной немецкий штех-тарч (нем. Stechtartsche), доходивший до середины груди и выгнутый немного [412] снизу. Этот боевой плащ служил целью для копья и был дополнительно укреплен толстой ромбовидной решеткой из стальных стрежней. Такая конструкция должна была препятствовать скольжению корончатого наконечника копья по его поверхности (рис. 631).
Еще одним элементом защитного снаряжения служили наручи гард-бра и подвижные набедренники.
Для защиты от ударов о барьер ноги были обуты в неповоротливые и тяжелые железные башмаки, одетые на обычную обувь (рис. 632). В целом доспех производил впечатление облегченной конструкции.
Рис. 629. Полированный доспех для «нового» итальянского поединка через барьер. Принадлежал Карлу Шурфу фон Шёнверту (ум. ок. 1628). Инсбрук, ок. 1580 г.
Во второй половине XVI века, преимущественно при дворах саксонской знати, появился своеобразный вид турнирных доспехов, которые представляют собой некоторый смешанный вариант, объединивший в себе два типа доспехов — штехцойг и реннцойг. Как дополнение к основной форме доспеха, предназначенного для поединка через барьер, следует отнести опять-таки турнирный салад, который крепился к спине доспеха с помощью специального кронштейна, препятствующего сбрасыванию его с головы в результате удара копьем противника. Подобные доспехи, которые в большом количестве можно найти в некоторых музеях северной Германии и в Дрездене, обязаны своим появлением изобретательности мастера оружейного дела при дворе курфюрста Августа I. Некоторое время они были, по-видимому, очень популярны. Для более четкого отличия от других типов доспехов их называют саксонские турнирные доспехи (рис. 633, 634, 635). Они были предназначены для свободного турнира, т. к. известно, что, когда к 1590 году саксонский доспех вышел из моды, в последующие десятилетия практиковались еще схватки двух отрядов, воссоздающие картину сражения.
Из Италии в Германию пришла тогда же другая рыцарская игра, напоминающая полузабытую старинную игру «скачки за кольцом» (ит. corso all’annello). Он [413] выглядел следующим образом: разряженные в фантастические одежды всадники стараются пронзить длинными копьями высоко подвешенное на шнурах кольцо (рис. 636). В Дрезденской конюшне в настоящее время можно еще увидеть изящные бронзовые столбы, между которыми в давние времена на шнурах подвешивались кольца. Приблизительно в 1770 году это рыцарское состязание также перестало существовать, и старинный конный театрализованный турнир средневековья завершил свое существование.
Рис. 630. Боевой доспех, оснащенный для турнира. Украшен чеканкой, травлеными и золочеными украшениями. Принадлежал императору Карлу V в юности. Работа оружейника Коломана Хельмшмида, Аугсбург, 1516 г. Музей Армерия Реаль в Мадриде.
Рис. 631. Тарч для турниров в боевых доспехах; поверхность украшена травленым с чернением рисунком в клетках выступающей ромбической решетки. Германия. Ок. 1550 г.
Чтобы исключить ошибочное представление о турнирах, в заключение стоит упомянуть о так называемой квинтане (нем. Quintana, фр. guintaine, англ. guintain), что означает «столб с мишенью для удара копьем». Это не форма турнира в нашем понимании, а лишь тренировка для участия в дальнейших турнирах гештех или реннен. Для него не требовалось [414] специального вооружения. Тренировочное упражнение заключалось в том, чтобы рыцарь сумел попасть копьем точно в центр щита-мишени на груди манекена, который крепился к столбу и мог вращаться вокруг него. На вытянутой правой руке куклы висел полотняный мешок, наполненный песком. Если рыцарю, скачущему галопом по левую сторону от манекена, удавалось попасть по центру щита копьем и сломать древко, то он становился
Рис. 632. Турнирный башмак для защиты ступни от удара о барьер; имитация формы кожаного ботинка. Италия. Ок. 1570 г. Музей Польди-Пеццоли, Милан.
Рис. 633. Саксонский турнирный доспех. Полированный, без украшений, в комплекте с турнирным саладом, подбородником и боевым плащом.
a) Вид сбоку слева. b) Вид сбоку справа; показан кронштейн для крепления шлема к наспиннику.
Рис. 634. Подбородник от саксонского турнирного доспеха.
Рис. 635. Боевой плащ для саксонского турнирного доспеха, с привинченным крюком. [415]
победителем квинтаны. Если рыцарь чуть-чуть промахивался, то манекен резко поворачивался вокруг столба, и подвешенный на его руке тяжелый мешок со всего размаха ударял рыцаря по спине, что вызывало среди зрителей взрывы смеха. Такое тренировочное состязание проводилось с XII века и, вероятно, зародилось во Франции. В Англии оно просуществовало до конца XVI века. Еще Шекспир в своих произведениях упоминал этот особый вид тренировки рыцарей. В XVII веке вместо квинтаны появилась другая игра, карусель, цель которой заключалась в удачном попадании копьем в картонную или деревянную голову мавра или турка, установленную в качестве мишени на столбе.
Рис. 636. Наконечник копья для «скачек за кольцом». Нач. XVII в.
191) Может быть, от этого и появился термин «Bund» — от нем. связка, пучок, который разваливается в разные стороны после того, как его развязать (прим. ред.).
192) Новую форму доспеха упомянул Йорг Зойзенгофер, мастер-доспешник при дворе Фердинанда I в Инсбруке при расчете за изготовление такого доспеха по заказу Тирольского эрцгерцога Фердинанда в 1547 г. (прим. авт.).
Написать нам: halgar@xlegio.ru