Система Orphus
Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Назад К содержанию


Приложения

Музеи, упомянутые автором в тексте219)


Карикатура на ландскнехта.
Ландскнехт вооружен обычным коротким мечом и двуручным, который несет на плече. На клинке надпись: «ТЫ МОЙ ЕДИНСТВЕННЫЙ НАПАРНИК».
Гравюра У. Графа. 1529 г.

Австрия

1. Оружейное собрание императорского дома в Вене (Waffensammlung des österreichisches Kaiserhauses) — в настоящее время входит в фонд Художественно-исторического музея Вены (Kunsthistorisches Museum).

2. Художественно-историческое собрание императорского дома — там же.

3. Императорская и королевская сокровищница (k. k. Schatzkammer) — в составе указанного музея, филиал во дворце Хофбург.

4. Коллекция Фердинанда Тирольского в замке Амбрас — филиал указанного музея, коллекция оружия в замке Амбрас (под Инсбруком).

5. {В книге пропущен — OCR}

6. Оружейное собрание города Вены (Waffensammlung der Stadt Wien) — в составе Исторического музея города (Historisches Museum der Stadt).

7. Императорский и королевский музей армии (k.k. Heeresmuseum) — в настоящее время Военно-исторический музей (Heeresgeschichtliches Museum).

8. Земельный цейхгауз в Граце — существует (Цейхгауз) (Zeughaus).

9. Художественная коллекция монастыря в Клостернойбурге — существует.

Германия

1. Германский национальный музей в Нюрнберге (Germanisches Nationalmuseum) — существует.

2. Королевский цейхгауз в Берлине (Königliches Zeughaus in Berlin) — в настоящее время Музей немецкой истории (Museum der Deutsche Geschichte).

3. Королевский исторический музей в Дрездене (Königlicheshistorisches Museum zu Drezden) — в настоящее время Исторический музей.

4. Княжеский Гогенцоллернский музей в Зигмарингене (Fürstlich [541] Hohenzollernsches Museum) — существует как «Княжеские Гогенцоллернские коллекции» (Fürstlich Hohenzollernsche Sammlungen).

5. Баварский национальный музей (Bayrisches Nationalmuseum) в Мюнхене — существует.

6. Королевский Баварский музей армии (Königlich Bayrisches Armeemuseum) — существует как Баварский военный музей в Мюнхене.

7. Коллекция графа Эрбаха в замке Эрбах — существует как замок-музей Эрбах (Schloßmuseum Erbach), земля Баден-Вюртемберг.

8. Оружейная палата города Эмдена (Rüstkaminer der Stadt Emden) — существует.

9. Рейнский провинциальный музей в Бонне (Rheinisches Provinzialmuseum in Bonn) — существует как Музей земли Рейнланд (Rheinisches Landesmuseum).

Франция

1. Музей артиллерии в Париже (Musée d 'Artillerie) — в настоящее время Музей армии (Musée de l'Armée) во Дворце инвалидов.

2. Музей Клюни в Париже (Musée de Cluny) — существует.

3. Музей в Лувре (Le Louvre) — существует.

4. Музей изящных искусств в Ле-Мане (Musée des Beaux-Arts) — существует.

5. Ковер из Байё хранится в Музее королевы Матильды (Байё).

6. Музей раскопок в замке Пьерфон (Musée des rouilles).

Италия

1. Музей Армерия Реале (Armeria Reale) в Турине — существует (в советских источниках — Королевская оружейная палата).

2. Музей Польди-Пеццоли (Museo Poldi Pezzoli) в Милане — существует.

3. Археологический музей Миланской академии — существует как Археологический музей (Civico Museo Archeologico) в Милане.

4. Галерея Академии (Gallerie dell'Accademia) в Венеции — существует.

5. Арсенал в Венеции (l'Arsenale di Venezia) — ? [542]

Великобритания

Оружейная палата Лондонского Тауэра (National Museum of Arms and Armour, Tower of London) — существует.

Россия

Царскосельский Арсенал — как музей не существует. В 1885 году коллекция передана Эрмитажу.

Испания

Музей «Реаль Армерия» (Real Armeria) в Мадриде — существует.

Польша

Музей Познанского общества друзей наук — существует как Археологический музей (Muzeum archeologiczne) в Познани.

Швеция

Музей оружия и исторического костюма в Стокгольме — в настоящее время в составе Королевского Арсенала (Zivrustkammaren) в королевском дворце.

Дания

Историческая коллекция оружия в Копенгагене — существует как Королевский музей оружия. [543]

Бельгия

Музей оружия и доспехов (Musée d'Armures) в Брюсселе — существует.

Венгрия

Национальный музей в Будапеште — существует.

Нидерланды

Собрание Сикса в Амстердаме — существует.

Лихтенштейн

Собрание правящих князей Лихтенштейнских — существует. [544]


Краткий словарь оружиеведческих терминов

Меч

МЕЧ — это рубяще-колющее холодное оружие с длинным, прямым, обоюдоострым клинком и простым эфесом.

Клинок состоит из полосы (1) и хвостовика (2). Расширение при переходе от хвостовика к полосе называется плечиками (3), служит для упора крестовины. Заточенные грани полосы называются лезвиями (4); сходясь на конце, они образуют острие (5). Полоса клинка может иметь долы (6), ребра (7). Эфес (8) меча был обычно простым и образовался из: крестовины (9) с срединным щитком (10), рукояти (11) в виде трубки, насаженной на хвостовик, и навершия (12), на пуговке (13) которого расклепывался кончик хвостовика.

Меч носился в ножнах из дерева или кожи, которые могли иметь окованное металлом устье (14), нижний наконечник (15) и ремень для ношения (16) — портупею или перевязь.

Мечи были ручные — для действия одной рукой, полутораручные, которыми можно было драться как одной рукой, так и обоими, и двуручные, предназначенные только для действия двумя руками. Мечами были обычно вооружены привилегированные воины, всадники.

[545]

Сабля

Сабля — рубящее или рубяще-колющее длинноклинковое холодное оружие, с изогнутым однолезвийным клинком и ПРОСТЫМ эфесом, иногда дополненным дужками.

Сабля состоит из клинка и эфеса (защитного приспособления — гарды и рукоятки). Сам клинок состоит из полосы (1) и хвостовика (2). Расширение при переходе от хвостовика к полосе называется плечиками (3) и служит для упора гарды. Незаточенная часть полосы у хвостовика называется пятой или пяткой (4). Заточенная часть — лезвие (5), противолежащая ему незаточенная часть — обух, или тупье (6). Обух и лезвие, сходясь на конце, образуют острие (7). Конец клинка может быть обоюдоострым, а расширение его образует елмань (8), служащую для смещения центра тяжести и нанесения обратных ударов. Наибольшее расстояние от обуха до линии, соединяющей острие и плечики, называется кривизной клинка (9). Клинок мог иметь долы (10) и ребра (11).

Саблю носили в деревянных или металлических ножнах, имевших верхний наконечник или устье (12), нижний наконечник (13) с гребнем или башмаком (14) и кольца или гайки (15) с колечками для пасовых, портупейных ремней.

Эфес мог быть открытым — только с простой крестовиной (16) и перекрестьем (17), а также рукояткой (18), насаженной или наклепанной на хвостовик, в таком случае пара щечек рукоятки (19) несколькими заклёпками (20) приклёпывались к плоскому хвостовику. Навершие, или головка (21), могло иметь металлическую оковку — колпачек

Закрытый эфес имел защитную или пальцевую дужку (22) или несколько дополнительных дужек (23). В этом случае рукоятка насаживалась на хвостовик, кончик которого расклепывался или закручивался гайкой на головке рукоятки, которая могла иметь спинку (24). Для затруднения выбивания оружия из руки на перекрестье делали пальцевое кольцо (25).
[546]

Шпага

ШПАГА — колюще-рубящее холодное оружие с длинным, прямым, обоюдоострым клинком и развитым эфесом (1).

Клинок состоит из полосы (2) и хвостовика (3). Расширение при переходе от хвостовика к полосе называлось плечиками (4) и служило для упора крестовины. Отрезок клинка, находившийся внутри гарды и обычно не имевший заточки, назывался пяткой (5). Заточенные грани клинка назывались лезвиями (6); сходясь на конце, они образуют остриё (7). Клинок мог иметь долы (8), рёбра (9). У поздних шпаг клинок мог быть однолезвиевым. Эфес (1) был сложным и состоял из нескольких элементов. Основу конструкции составляла крестовина (10), в которой, если шпагу держат вертикально вверх перед собой, выделяют переднюю (11), направленную на противника, и заднюю (12), обращенную к фехтовальщику, части. В месте их соединения крестовина была усилена щитком (13) или экюссоном, от которого к клинку идут две полукруглые ветви или дуги (14). От передней части крестовины отходила защитная дужка (15), закрывавшая пальцы. Если ее не было, эфес назывался открытым, если она достигала навершия — закрытым, если не соединялась с навершием — полуоткрытым.

С наружной стороны эфеса, обращенной при ношении шпаги от бедра, нижние концы ветвей были соединены защитными кольцами, которых могло быть несколько: нижнее (16), среднее, верхнее (17). От верхнего защитного кольца к защитной дужке (15) могла отходить соединительная ветвь, или дуга (18). От нижних же концов ветвей (14), но с внутренней (обращенной к бедру) стороны отходили 3-4 прутка (19), выше сходящихся вместе, образуя противозащиту (20), подходящую к защитной дужке (15).

Ручка (21) — деревянная трубка с прямыми или винтовыми желобками, имела нижнюю оплётку (22), обмотку крученой проволокой (23) и верхнюю оплетку (24). Завершался эфес навершием (25) с утоньшением — шейкой (26) и пуговкой (27), на которой расклепывался конец хвостовика (28).

Шпагу носили в кожаных ножнах с фигурным устьем и нижним наконечником. Ножны вставлялись в петли шпажной лопасти, которая привешивалась к поясу или перевязи.

[547]

Шпага была боевым и дуэльным оружием, носилась с военной одеждой и дворянами с обычным выходным платьем. Большинство придворных шпаг относятся к рапирам — колющему оружию, которые могли иметь и шпажный эфес — корзину, и рапирный эфес — чашку, который у шпаг никогда не применялся.

Фехтовальный кинжал

ДАГА, или КИНЖАЛ ДЛЯ ЛЕВОЙ РУКИ, в отличие от универсального боевого кинжала, используемого и как оружие, и как бытовой инструмент, применялся с сер. XVI до нач. XVII в., предназначен был исключительно для фехтования на дуэлях и поединках. Кинжал состоял из клинка (1) и эфеса (2). Клинок имел чисто колющее остриё (3), лезвие (4) и обух (5), клиновидное сечение с обоюдоострым концом (6); пятка (7) клинка очень массивная с изрезанным краем и со специальными крюками-клинколомами (8) для захвата оружия противника. Эфес состоит из: крестовины (9) со щитком (10), снабженным крепкой отбортовкои (11); ручки (12) с проволочной оплеткой, верхним и нижним кольцом (13) и навершия (14) с пуговкой (15), на которой расклепывали хвостовик клинка. [548]

Топор боевой

ТОПОР является универсальным оружием, используемым и по непосредственному назначению, и как хозяйственный инструмент. Топор состоит из железки (1), насаженной на древко — топорище (2). В зависимости от размеров топором могли действовать как одной, так и двумя руками. Небольшие топорики использовались как метательное оружие — франциска, томагаук (томагавк). Кавалерийские топоры средних размеров иногда назывались секирами. Пехотные боевые топоры были обычно двуручными и могли иметь носок (3), вытянутый в пику, например, как бердыша. Лезвие (4) топора могло быть прямым, выпуклым и вогнутым. Нижний край мог быть вытянут в бороду (5). Плоскость топора — полотно (6), могла быть гладкой, украшенной или иметь отверстия. Сужение полотна в месте соединения с проушиной называлось шейкой (7). Сама проушина (8) сначала была круглой формы, но позже стала делаться треугольной. Для большей безопасности топор мог иметь усы, прожилины, обеспечивающие более прочную насадку топорища. Нижний край топора, оттянутый до топорища, назывался косицей, такая форма железки встречается у бердышей или шотландских секир. Обух (9) мог быть гладким, завершаться молотком, крюком или шипами. Топорище пехотных топоров имело снизу оковку — вток для втыкания в землю. Восточные боевые топоры часто имели древко из металлической трубки с ввинченным в него кинжалом. [549]

Короткое древнее оружие всадников

Усиление защитного вооружения привело к необходимости не пробивать доспех, а наносить раздробляющие удары, поэтому в кавалерии вновь стало популярным короткое древковое оружие. Древняя форма булав была усовершенствована, головка (1) для нанесения концентрированного удара получила перья (2) с остриями, превратившись, если перьев было шесть, в пернач или шестопёр (А). Древко (3) было обычно металлическим с рукояткой (4), ограниченной сверху и снизу защитными дисками (5).

Сверху головку удерживало навершие головки (6) на резьбе. Кавалерийские боевые молоты чеканы (Б), на Руси — клевцы имели аналогичное устройство, но вместо головки стоял клюв (7) с молоточком (8) на обухе. Для ношения имелся специальный крюк для подвески (9). Вместо нижнего диска часто было навершие рукоятки (10). Топорики всадников (В) отличались только навершием в виде топора (11) с клювом или молоточком на обухе. [550]

Копьё

КОПЬЕ — древнейшее древковое оружие, состоявшее из наконечника (1) и древка (5). Наконечник выполнялся первоначально из разных материалов — камень, кость, медь, позже железо и сталь. В зависимости от назначения копий наконечники имели различную форму. Древнейшие наконечники имели черешок для втыкания в древко, но позже их стали насаживать на древко с помощью втулки (2) — конусной трубки, соединявшейся с пером (3) шейкой (4), иногда с шаровидным утолщением, яблоком.

Древко было самой разной длины — от 1,5 до 7 м. В нерегулярных армиях пехотные копья почти не отличались от кавалерийских, но в армиях, где упор делался на кавалерию, копья всадников были более развиты. Место, за которое держали древко рукой, называлось перехват (6) и могло иметь петлю для руки (7). Нижний конец мог иметь наконечник — вток (8) и петлю для ноги (9), одевавшуюся при езде с вертикально поднятым копьем на ступню.

Кавалерийские копья, предназначенные не для колющего удара, а для таранного, могли иметь защитные устройства для предохранения руки и тела — защитные диски и щитки.

Копья регулярной пехоты, например ландскнехтов, имели значительную длину и снабжались прожилинами или усами, крепившими наконечник к древку и предотвращавшими перерубание древка противником. Громаднейшее разнообразие копий и их названий приводят к постоянной путанице. [551]

Кистень

КИСТЕНЬ — ударное оружие, состоявшее из короткого древка (1), длинной гибкой связи (2) и округлого ударного элемента — била, «гирьки» (3). Для предотвращения потери в бою мог иметь темляк (4).

Лук

ЛУК — метательное оружие, использующее мускульную силу стрелка, основанное на упругости материала, из которого лук изготавливался; состоит из двух рогов, верхнего (1) и нижнего (2) и тетивы (8). Наружная сторона лука называется спинкой (3), внутренняя — брюшком (4). В месте соединения рогов размещалась рукоятка (5). У простых луков рога заканчивались костяными наконечниками (6) с зарубками (7) для тетивы. У сложных луков, склеенных из разных материалов, концы рогов были негнущимися. Изнутри крепились кости (9), в которые упирались съемные петли (10) тетивы.

Стрела

СТРЕЛА — метательный снаряд, используемый для стрельбы из луков и арбалетов. Состоит из: древка (1); наконечника (2), втулкового или черешкового, изготовленного из твердых материалов — камня, кости, металла; оперения (3), изготовленного из маховых перьев или пергамента, прямого или спирального, прорези для упора тетивы — ушка (4). Длина стрелы лука зависела от хода тетивы.

Кольцо лучника

КОЛЬЦО ЛУЧНИКА — приспособление, надеваемое на большой палец лучника, с помощью которого захватывали тетиву восточного лука.

[552]

Японские доспехи

КЛАССИЧЕСКИЙ ЯПОНСКИЙ ДОСПЕХ выработался к X в. Основным отличием его была исключительная декоративность и подвижность. В своих основных чертах он оставался неизменным до XIX в. Все доспехи относились к ламенарнам,+) т. е. набранным из отдельных пластинок в полосы, которые собирались в детали доспеха. В середине XVI в. после знакомства с европейским защитным вооружением появились новые типы доспехов, состоявшие из цельных металлических деталей — кирас и шлемов, не связанных, а склепанных. Подобные новые доспехи стали именовать гузоку. С XVII в. доспехи упрощались, приобретали все более декоративное значение.

Японская кольчуга отличалась от европейской и восточной способом плетения, а также тем, что всегда нашивалась на основу.

Доспех состоял из кирасы — до (1). Первые кирасы состояли из двух раздельных частей — нагрудника с боковиной и наспинника, а также боковой части, закрывавшей только правый бок. Доспех такого типа назывался о-ёрои (большой доспех). Позже появились доспехи типа до-мару (вокруг тела), в котором нагрудник и наспинник соединялись на боках, и харимаки, который застегивался на спине. К низу кирасы крепилась юбка из четырех, девяти секций — кусадзури (2). Под юбкой носился передник — хайдате (3). Ноги защищали наколенники — татеаге (4) и наголенники — сунеame (5), а также башмаки — когаке (6). Плечи защищали наплечники — содэ (7). Руки защищали кольчужные с металлическими вставками рукава — котэ (8) с рукавицами — тэкко (9). На голову надевали шлем — кабуто (10) с корпусом — хаси (11). Шлем имел козырек — мабесаси (12), боковые отвороты — фукикаёси (13) и назатыльник — сикоро (14). На шлеме были украшения: рога — вакидате (15) и налобное украшение — маедате (16). Лицо закрывала маска — мэмпо (17), горло — горловое прикрытие — ёдарекаке (18). Шлем крепился на голове шейным ремнем — сипобе-но-о (19).

[553]

Японское клинковое оружие

Первые японские мечи имели клинки, привезенные из Китая, — прямые обоюдоострые. Мечи этого типа назывались КЭН (1). Позже мечи стали делать прямыми с односторонней заточкой и с X в. появились классические японские мечи с легкой кривизной и односторонней заточкой выгнутой кромки. Меч носился подвешенным к поясу горизонтально лезвием вниз. Эти мечи — ТАТИ (2) были боевыми, придворными и церемониальными. Длина полосы клинка от 70 до 90 см, общая длина от 100 до 120 см. В бою за поясом носили кинжал (вернее нож) ТЭНТО (7) с маленькой гардой и клинком длиной около 30 см. С XV в. с гражданской одеждой стали носить пару [554] мечей. Этот набор назывался дайсё и включал в себя длинный меч катана (3) с полосой клинка длиной более 60 см и короткий меч вакидзаси (4) с полосой клинка длиной около 45 см. Мечи дайсё носили заткнутыми за пояс лезвиями вверх. В ножнах вакидзаси всегда имелось два подсобных инструмента: ножик — кодзука (5) и игла — когай (6). У катаны первоначально также были эти вкладные инструменты, но от них быстро отказались, и напоминанием о них остались отверстия в гарде, которые имелись у всех мечей.

Старые самураи, не носившие более мечей, имели за поясом кинжал айкути (8), бывший несколько короче тэнто и не имевший гарды. Это оружие было, пожалуй, более атрибутом костюма, чем боевым. Настоящие кинжалы — прямые и обоюдоострые, назывались кайкэн и были уменьшенной копией меча кэн.

Все детали японских мечей выполнялись с высоким художественным мастерством. Рукоятка называлась цука, гарда — цуба, ножны — сая (сайя).

Кинжал, похожий на тэнто, но с полукруглыми вырезами по бокам цуба, назывался хамидаси.

ЩИТ

Размеры и форма ЩИТА изменялись со временем в зависимости от способа боя и вооружения, а также культурной традиции. Чем более надежны доспехи, тем меньшее значение имел щит.

Наружная поверхность щита могла иметь по краю усиления: заклепки, гвозди, а также колющие шипы, она же, как правило, украшалась личными эмблемами или гербом патрона. Центральная часть щита усилилась умбоном.

Внутренняя поверхность обычно имела кожаную или тканевую обивку (1), в центре — щитовую подушку (2), гасившую удары. Кулачные щиты имели одну рукоятку, которую зажимали в кулаке. Некоторые рукоятки, как например, на мавританском щите адагре, состояли из двух половин, стягивая которые кулаком, достигали более надежного удержания. Ручной щит имел кроме рукоятки (3) ручной ремень или петлю (4), в которую продевали предплечье руки. Шейный ремень (5) служил для облегчения ношения щита. При необходимости на нем можно было откинуть щит за спину.

Турнирные щиты могли крепиться к нагруднику или к наплечнику намертво.

[555]

Лафет

ЛАФЕТ — часть артиллерийского орудия, предназначенная для транспортировки и наведения, принимающая на себя отдачу при выстреле.

Первые лафеты представляли из себя цельнодеревянную колоду, в которую до половины врезали орудийный ствол. При прицеливании колоду поднимали на подкладках. Для использования артиллерии в полевых сражениях колоду помещали на колеса, а подкладки стали располагать под ее конец, упиравшийся в землю. Позже колоду со стволом на станине укрепили на шарнирах; такое устройство получило название вертлюга, но вскоре ствол снабдили специальными приспособлениями — цапфами, [556] позволяющими перемещать его в вертикальной плоскости. С этого момента лафет принял классический вид (А).

Станина (1) образована двумя лафетными досками (2), имеет переднюю часть (3) и заднюю — хобот (4). Хобот лежал на земле, передняя часть опиралась на ось колес. Ствол орудия помещался между досками, опираясь на цапфовые гнезда (5). Между собой доски соединяются подушками передней (6), подклиновыми (7) и хоботовой (8), а также осью колес (9). Подклиновые подушки служили опорой подъемного устройства, клинового или винтового, хоботовая имела гнездо (10) для правила, с помощью которого обеспечивали горизонтальное наведение. Края досок обиты оковками (11) и для прочности имеют стяжки (12). Пара колес, для устойчивости достаточно широко расставлены. В колесе выделяют следующие части: ступицы (13), спицы (14), обод (15), стянутый шиной (16) с обоймами (17).

На лафете размещали орудийные принадлежности — банник, шуфлу, ведра и пр. Во время транспортировки хобот помещали на колесный передок (Б), в который запрягали лошади.

Мортирный лафет был намного проще и часто вообще не имел подъёмных приспособлений. Не имея колес, он перевозился на телеге.

Корабельные лафеты так же были проще и имели как правило четыре небольших колеса, лафеты крепостной артиллерии напоминали морские.

Орудийный ствол

СТВОЛ — основная часть артиллерийского орудия, служащая для выстреливания снаряда, представляла собой металлическую трубу, кованую, литую или точеную.

Ствол состоял из казенной (1), вертлюжной (2) и дульной (3) частей. Он завершается дульным срезом (4) с одной стороны и виноградом (5) с тарелью (6) с другой. Для прочности и красоты на теле ствола размещали пояски — казенный (7), вертлюжные (8) и дульный (9). Канал (10) ствола, имеющий одинаковый диаметр, называется калибром. Воспламенение порохового заряда производилось через запальное отверстие (11). Для подъёма и погрузки ствола служили фигурные петли — дельфины (12). Цапфы (13) размещались в цапфовых гнездах лафета.

Артиллерия была гордостью любого государства, поэтому средств на изготовление стволов не жалели. До XVIII в. каждое орудие имело собственное имя, связанное с изображениями на стволе. [557]

Приборы управления артиллерийским огнем

КВАДРАНТ — прибор для вертикальной наводки орудий, изобретен в сер. XVI в. итальянским математиком из Брешии Николо Тартали (Заика) (1506—1559). Квадрант представлял собой деревянный угольник с отвесом и дугой с градусным делением. Длинная планка вставлялась в ствол орудия, отвес указывал угол наклона ствола. Более совершенный квардант — платформа со стойками, отвесом и градуированной дугой. Его ставили на площадку винограда, цапф или на казенной части, параллельную оси канала ствола. Для пушек с винтовым подъемным устройством применяли квадранты с подвижной линейкой, на которой крепился водяной уровень. В России квардант был введен в 1805 г. генералом А. А. Аракчеевым.

БУСОЛЬ — артиллерийский прибор для измерения горизонтальных углов наводки и расстояния до недоступной цели. Использовался только при осадах. Представлял собой точно выставленную горизонтальную площадку с делениями и рамку с зарубками, вращавшуюся на вертикальной оси. Замер угла между неподвижным ориентиром и искомой целью производился в нескольких точках, по вычислениям или по геометрическому подобию получали расстояние до цели. Подобные инструменты используются и до сих пор, применяются в геодезии. [558]

Ружье

РУЖЬЕ — длинноствольное огнестрельное оружие, предназначенное для стрельбы обеими руками, использовалось главным образом пехотинцами. Название разных типов ружей зависели от способа воспламенения порохового заряда, калибра, длины ствола, наличия или отсутствия нарезки, а также от традиции.

Ружье состоит из ствола, ложи с оружейными принадлежностями и оружейного замка. Ствол (1) — железная трубка с мушкой (2) и целиком (3), служившими для прицеливания. Пороховой заряд размещался в казенной части, в каморе, запиравшейся казенным винтом с хвостовиком (4). К ложу ствол крепился ложевыми кольцами (5) или с помощью ушек (на стволе) и задвижек (штифтов) (6). Казенная часть крепилась, казенным шурупом (7), проходившим через хвостовик. У дульного среза обычно снизу располагался штыковой целик (8) для крепления штыка. Сам ствол до половины врезался в переднюю часть ложа — цевьё (9), которое спереди усиливалось наконечником цевья (10). Для шомпола имелся шомпольный желоб (11) и шомпольные трубочки. Сам шомпол (12) имел головку (13) для прибивания заряда на одном конце и нарезку под шомпольный штопор на другом. Для ношения применялся ремень, крепившийся в антабки (14). С правой стороны у запального отверстия в ложе врезался оружейный замок (15), крепившийся замочными винтами (16), пронизавшими ложе насквозь и упиравшимися своими головками с левой стороны в накладку под замочные винты или змейку. Выстрел производился спусковым крючком (17). Для защиты пальцев служила спусковая скоба (18) со спусковой дичинкой (19). При выстреле стрелок упирал в плечо затылок (20) приклада (21), часто для большего удобства при прицеливании имевшего щеку (22) с левой стороны, а для принадлежностей — специальный ящичек с крышкой (23). Сужение приклада, предназначенное для захвата ладонью, называлось шейкой (24). [559]

Пистолет

ПИСТОЛЕТ — короткоствольное ручное огнестрельное оружие, предназначенное для стрельбы одной рукой, в основном оружие кавалеристов и привилегированных частей. Первоначально это оружие имело множество названий: «огнестрельные устройства», «стволики», «ручные ружья» и т. д. Современное название пистолет, скорее всего, произошло от итальянского г. Пистойя. Пистолет состоит из ствола, ложа и оружейного замка.

Ствол (1), имевший обычно граненую казенную часть с каморой, закрытой казенным винтом, заканчивался хвостовиком. Ствол утапливался в ложе (2) до середины и крепился обычно ушками с штифтами (3) и хвостовым шурупом, проходившим через хвостовик. Мушка (4) на первых пистолетах не применялась, а появилась только со второй половины XVII в. Ложе могло иметь шомпольный желоб (5) или гнездо с шомпольной трубкой (6), на конце ложа для усиления помещали наконечник (7). С правой стороны напротив запального отверстия врезался замок (8), крепившийся замочными винтами, упиравшимися с противоложной стороны в накладку под замочные винты змейку. Выстрел производился нажатием на спусковой крючок (9), защищенный спусковой скобой (10). Ложе завершалось рукояткой (11) с яблоком (12), часто обложенным металлической накладкой-наболдашником (13) с усами.

Сверху на шейке рукояти имелся щиток (14) с гербом или вензелем.

Кавалеристы носили пистолеты в специальных седельных кобурах — ольстрах, обычно пару или две. [560]

Ствол ручного огнестрельного оружия

СТВОЛЫ РУЧНОГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ выковывали из металлических листов или полос на оправке с последующей рассверловкой и обработкой. Заканчивался ствол дульным срезом (1) с одной стороны и казенным винтом (2) с хвостовиком (3) с другой. Казенный винт вкручивался на резьбе в казенную часть, которая часто была граненой (для красоты и прочности), или заделывался в ней кузнечной сваркой. Хвостовик служил для крепления ствола в ложе с помощью казенного шурупа. Ствол крепился так же с помощью ушек (4), входивших в вырезы в ложе и закрепленных штифтами или ложевыми кольцами, нагонявшимися на ствол и цевьё. Зажигание порохового заряда, находившегося в каморе, производилось через запальное отверстие (5). Прицеливались через целик (6) и мушку (7). У ранних стволов запальное отверстие располагалось сверху, что не давало возможности произвести прицельный выстрел, поэтому его перенесли вбок, пороховая полка в начале приделывалась непосредственно к стволу.

Патрон

ПАТРОН — гильза, свернутая из куска бумаги, с закатанной пулей или без нее (холостой патрон) и точно отмеренной порцией пороха. Сначала заряд хранили в деревянных гильзах — берендейках, носившихся на перевязи — бандельере. Несколько позже появились кожаные и бумажные патроны, носившиеся в патронной сумке или патронташе. Равные дозы пороха обеспечивали единообразие стрельбы [561] и соответственно улучшали меткость. Гильзы изготавливали, наматывая покрытые клеем куски бумаги на оправку — навойку (1), в гнездо которой помещали пулю; конец гильзы с пулей (2) обминали, склеивая или обвязывая его. После просушки засыпался порох (3), другой конец обжимался (4) и загибался (5). Снаряженные патроны увязывали в пачки, обертывали навощенной бумагой для предохранения от влаги. Перед стрельбой зубами скусывали загнутую часть патрона, насыпали немного пороха на пороховую полку, а остатки патрона с пулей забивали в ствол, при этом гильза служила пыжом. Любопытно, что в XVIII—XIX вв. рекруты очень часто выбивали себе передние зубы, чтобы тем самым избежать солдатской службы.

ШТЫК — колющее или колюще-режущее приспособление, одеваемое на ствол ружья для поражения противника в рукопашном бою. Первоначально для этой цели использовался кинжал — багинет, конусная рукоять которого вставлялась в ствол. Операция эта требовала времени и исключала возможность вести стрельбу.

Более совершенный штык имел лезвие (1), шейку (2), штыковую трубку (3) и хомутик (4).

В трубке имелась «ломаная» прорезь, в которую должен попасть расположенный на стволе ружья штыковой целик (5). Для надежности использования штыка хомутик поворачивался на трубке, замыкая целик. [562]

Фитильный замок

ФИТИЛЬНЫЙ ЗАМОК — механическое устройство для поджигания порохового заряда, использовался на длинноствольном ручном огнестрельном оружии — мушкетах и аркебузах. Изобретение фитильного замка дало возможность производить прицельный выстрел одному стрелку без посторонней помощи.

Все части этого устройства собирались на замочной доске (1). Курок (2), вращавшийся на оси, имел расщепленный конец, куда помещали фитиль, зажимавшийся курковым винтом (3). На оси курка (4) устанавливалась серьга (5), передававшая курку усилие спускового рычага (6). Пружина спускового рычага (7) служила для возвращения всех частей замка в исходное положение. Затравочный порох насыпался на пороховую полку (8), закрывавшуюся крышкой пороховой полки [563] (9). Это было необходимо при заряжении для предотвращения случайного выстрела, а также для защиты от непогоды. Для защиты глаз стрелка от искр вспыхнувшего затравочного пороха и ослепления вспышкой на краю пороховой полки делали защитный экран (10).

Фитильный замок имел целый ряд недостатков: необходимость постоянно передвигать сгорающий фитиль, большое количество затравочного пороха, демаскирующий огонь и дым фитиля, невозможность длительного прицеливания, необходимость при заряжении снимать фитиль и полная зависимость от непогоды.

На Востоке фитильные замки часто делали состоящими из одной детали — металлического прутка сложной формы, отщеп которого служил возвратной пружиной. Верхний расщепленный конец этого прутка зажимал фитиль, а нижний служил спусковым рычагом.

Замок колесцовый

Принцип действия данного механического приспособления для воспламенения порохового заряда основывался на высекании искры из перита путем трения о него вращающегося колесика с насечками. Замок такого типа впервые появился в Германии в начале XVI в.

Все детали механизма размещались на замочной доске (1). С наружной стороны находились: курок (2) с курковой пружиной (3), в губках (4) курка с помощью куркового винта (5) зажимался перит, позже — кремень; курковая накладка (6), колесцо (7) из закаленной стали с бороздками и насечкой, удерживаемые колесцовой накладкой или экраном (8), насаженное на ось (9) с квадратом (11), на который надевался ключ для взведения; пороховая полка (11), через которую проходило колесцо, с крышкой пороховой полки (12), защищавшей затравочный порох и колесцо от загрязнений; предохранитель спуска (13) с фиксатором (14), предотвращающий случайный выстрел.

С внутренней стороны замочной доски были: боевая пружина (15); конец оси (9) с лодыжкой (16), на которую наматывалась цепочка (17), другой «Т»-образный конец которой крепился в вырезе боевой пружины (15); лодыжковая накладка (18), удерживающая ось (9) от смещения; стопор (19), носок которого заскакивал в вырез колесца под действием пружины стопора (20), удерживая колесцо во взведенном положении, другой конец стопора при этом заскакивал за вырез шептала (21); водило пороховой полки (22) с пластинчатым фиксатором (23), удерживающим водило в крайних положениях.

При подготовке к стрельбе курок (2) откидывался в нерабочее положение, на квадрат (10) надевался ключ и поворачивался на 3/4 дуги, пока носок стопора (19) не заскакивал в вырез колесца (7). При этом на лодыжку (16) наматывалась цепочка (17), напрягая [564] боевую  пружину, одновременно выступ лодыжки откидывал водило (22), открывая пороховую полку, на которую после этого насыпали затравочный порох, крышку пороховой полки закрывали, курок ставили в боевое положение.

При выстреле давили на спусковой крючок, усилие передавалось на рычаг шептала (21), освобождавшего стопор (19), конусный носок которого отжимался давлением колесца. Освободившись, оно резко поворачивалось, при этом выступ лодыжки (16), откидывал водило (22), открывая пороховую полку, курок падал на вращавшееся колесцо, высекая искру и поджигая порох.

Благодаря высокой надежности, малой зависимости от погодных условий колесцовые замки получили всеобщее признание, но высокая стоимость, зависимость от ключа и необходимость через 20-30 выстрелов промывать все части замка от порохового нагара сократили сферу его применения до пистолетов, охотничьих ружей и комбинированного оружия.

Среди колесцовых замков выделяют: немецкие, мощные и больших размеров, работы немецких мастеров, в основном Нюрнберга; итальянские, изящные, меньших размеров; курляндские или чинковые, имевшие наружный механизм и использовавшиеся только на охотничьих ружьях; самовзводные, взведение боевой пружины у которых производилось при повороте курка; скрытые, у которых боевая пружина была спиральной формы и просто наматывалась на ось, при этом все детали, кроме квадрата для ключа, находились в ложе. [565]

Замок испано-мавританский

Замок этого типа, относившийся к самым старым кремневым замкам, появился в 30-х годах XVI в. в Испании. Арабы, которых в Европе называли маврами, очень активно использовали эти оружейные замки, откуда и произошли их названия — арабский, испано-мавританский или испанский. Замок имеет внешний механизм. Боевая пружина (1), подогнивная пружина (2) расположены снаружи замочной доски (3). Огниво и крышка пороховой полки объединены в одну деталь (4). Курок (5), имевший губки (6) и курковый винт (7), взводился на предохранительный взвод (8) и на боевой (9). Спуск производился спусковым крючком, давившим на рычаг шептала (10).

Замок нидерландский

Данный тип кремневого замка, применявшийся в странах балтийского бассейна и Северного моря, отличался от других типов внешним размещением основных деталей. На замочной доске (1) крепились курок (2) с хвостом (3) и курковым винтом (5), зажимавшим кремень (7); боевая (4) и подогнивная (10) пружины, а также огниво (8) и крышка пороховой полки (9). С внутренней стороны замочной доски находилось шептало (6), с пружиной (11). имевшей вертикальную ось вращения. Данный замок являлся упрощенным соединением испано-мавританского замка и подвижной пороховой полки, взятой от колесцового. В Англии боевую пружину (4) перенесли внутрь и ввели собачку-предохранитель, что создало английский или собачий замок. [566]

Замок кремневый батарейный

БАТАРЕЙНЫЙ ЗАМОК был вершиной развития кремневых замков. Свое название он получил от соединенных в одну деталь — батарею, огнива и крышки пороховой полки, которые до этого в европейских и восточно-европейских замках были раздельными.

На наружной стороне замочной доски (1) располагались: курок (2) с верхней подвижной губкой (3) и курковым винтом (4) для зажима кремня; пороховая полка (5), обычно латунная; батарея (6); подогнивная пружина (7). [567]

На внутренней стороне располагались: боевая пружина (8), заканчивающаяся корольком, упиравшимся в лодыжку (9), на которой имелись две зарубки для предохранительного и боевого взводов; ось лодыжки (10), проходившая через личинку или лодыжковую накладку (11), удерживавшую шептало (12) с шептальной пружиной — пёркой (13).

При подготовке к выстрелу курок ставили на предохранительный взвод, откидывали батарею в небоевое положение и насыпали на пороховую полку затравочный порох. Закрывали полку и только перед самым выстрелом взводили курок на боевой взвод. При этом лодыжка поворачивалась, своим выступом напрягала боевую пружину до тех пор, пока носок шептала не заскакивал на боевой взвод лодыжки.

При выстреле давили на спусковой крючок, передававший усилие на рычаг шептала, которое, повернувшись, выводило носок из зацепления, освобождая лодыжку. Она поворачивалась под действием боевой пружины, приводила в движение курок, кремень в результате ударял по огниву. Ось батареи была расположена таким образом, что под давлением курка она откидывалась, открывая пороховую полку, на которую и падал сноп искр, поджигая затравочный порох.

Простота, надежность и относительная дешевизна привели к повсеместному распространению в мире батарейного замка, исключение составили страны Дальнего Востока, где ведущее место оставалось за фитильным. Батарейные замки господствовали на полях сражений более полутора веков, пока им на смену не пришли капсульные замки, еще более простые и скорострельные.

Шнеллер

ШНЕЛЛЕР, или «ускоритель», — механическое устройство для облегчения спуска охотничьего и целевого оружия — арбалетов и ружей. Представляло собой механизм, собранный на пластине с взводящим курком (1) и спусковой спицей (2). Курок является продолжением ударника (3), который при нажатии на курок отжимает пружину и стопорится выступом на головке спицы (2). Регулировочный винт (4) ограничивает ход спицы. При легком нажиме на спицу освобождается зацеп ударника и под действием мощной пружины резко поднимается и своим бойком ударяет по рычагу шептала, производя выстрел. [568]


Технологии, применяемые при изготовления оружия

Воронение — покрытие железных и стальных предметов защитной и декоративной окисной пленкой. Известно издавна, но широкое применение получило в Зап. Европе только в нач. XVI в., первоначально в Италии.

Чернение — заполнение углублений смесью серебра, меди, свинца, серы и буры с последующим прокаливанием. Чрезвычайно популярное украшение металлических поверхностей. В Зап. Европе с XVI в. почти не употребляется, на Востоке и Кавказе используется и по сей день.

Травление — рисунок, получаемый при разъедании металла кислотами, в местах, свободных от защитного покрытия. Узор мог быть углубленным или выпуклым, часто заполнявшимся чернью. Широко травление начало применяться с кон. XV в. обычно для защитного вооружения. В XVI в. Аугсбургские и Нюренбергские мастера добились непревзойденных успехов в изготовлении доспехов, покрытых травлением с позолотой. С XVII в. травление встречается на всем парадном вооружении, в том числе холодном оружии и огнестрельном.

Всечка, врезная инкрустация — зачеканивание проволоки, полосок или фрагментов из мягкого металла (обычно меди, латуни, золота и серебра) в канавки или гнезда, заполировывая до уровня основы или оставляя выпуклый рисунок.

Известная с древнейших времен, требовала большого мастерства, трудоемкости и достаточной толщины основы, обладая большой долговечностью.

Широко применялась и на Востоке, и на Западе, и на защитном вооружении, холодном и огнестрельном оружии.

В ранних мечах викингов надписи производились всечкой железной проволоки в стальную полосу.

Гравировка — нанесение на поверхность изделия рисунка или рельефа при помощи зерцов — штихелей. Существуют несколько способов гравировки: плоскостное, обронное (трехмерное) и под чернение (чернь).

Является древнейшим видом художественной обработки материалов. При плоскостном гравировании рисунок создается неглубокими линиями, при обронном же рисунок был трехмерным. Имелись две разновидности оброна — выпуклый, когда рисунок или рельеф были выше фона (фон углубляется); углубленный, когда рисунок или рельеф ниже фона.

Плоскостную гравировку использовали на предметах, имевших незначительную толщину, — части доспехов, детали механизмов, клинки холодного оружия и части огнестрельного.

Оброн применяли на предметах массивных, имевших большую толщину, когда глубокие линии не влияли на прочность — стволы, части замков, эфесы, иногда клинки.

Гравировку с XVI в. часто совмещали с травлением для облегчения работы и ускорения. Использовали ее совместно и с другими способами украшения изделий — врезкой, инкрустацией, чеканкой. [569]

Канфарение — украшение поверхности металлического предмета равномерно расположенными мелкими точками, штрихами, линиями и пр. с помощью особых чеканов или пуассонов. Мог применяться и при обработке фона при абронной гравировке. Канфарение применялось и при насечке при подготовке поверхности.

Резьба — обработка специальными резцами, ножами и др. инструментом рельефного орнамента или объемных изображений из дерева, кости, рога, металла и др. материалов. Применялась в основном для украшения лож огнестрельного оружия, эфесов и замков.

Тиснение — нанесение узоров на поверхность изделий из кожи, пергамента и других аналогичных предметов с помощью особых пуансонов. Применялись в производстве колчанов, седел, щитов, пистолетных кобур, ножен и др.

Чеканка — художественная обработка изделий из листового металла при помощи чеканов.

Применялась с древнейших времен вместе с металлургией и ковкой. Использовалась в основном при украшении предметов защитного вооружения, состоящих из металлических пластин. В Западной Европе применялась с нач. XV в. и особых успехов достигла в XVI в. в Германии. Часто совмещалась с золочением, серебрением, гравировкой, травлением и поропением.

Наводка — русское название процесса покрытия металлических предметов драгоценными металлами — золотом и серебром.

Огневое золочение, или серебрение, заключалось в нанесении на специально подготовленную поверхность амальгаммы, состоявшей из раствора драг. металла в ртути с последующим прокаливанием. Механическая наводка включала всечку, при которой металлический узок вбивался в вырезанные желобки и гнезда, и насечку, когда металл набивался прямо на насеченную поверхность. Применяли на всех видах вооружения.

Насечка — механическое покрытие одного металла другим, при котором проволока, полоски и фрагменты из мягкого металла набивали на подготовленную поверхность основы (покрытую бороздками, штрихами и рубчиками), образуя узор или рисунок. Использовалась как упрощенный заменитель всечки, давая возможность выполнять очень тонкие узоры. Известна с древнейших времен, наибольшее развитие получила на Востоке. Применяли на всем разнообразии вооружения — и на пластинах доспеха, и на холодном и огнестрельном оружии. С помощью набивки производили и набивную позолоту, когда пластинку золота набивали на основу — более быстрое, дешевое и безопасное производство, чем огневое золочение, хотя и менее прочное.

Эмаль — украшение металлических предметов, заключавшихся в заполнении углублений на поверхности специальной мастикой, спекавшейся при прокаливании в стеклоподобную цветную массу. Существовали две разновидности эмалирования: выемчатая, когда эмаль заливали в углубления, выполненные в монолите металла; перегородчатая, когда углубления формируются с помощью специальных перегородок из проволоки, ленточек, полосок или филиграни, которые припаивали к основе.

Эмаль чрезвычайно хрупка, поэтому предметы, покрытые эмалью, нельзя применять там, где ожидаются сильные удары. Эмаль применяли при изготовлении парадных предметов вооружения — эфесов, ножен, накладок на кожаные предметы (колчаны, седла и др.) Изготавливались даже полностью эмалированные рыцарские доспехи. Использовали с древнейших времен, на Востоке чаще и с большим разнообразием. [570]

Инкрустация — врезка деталей узора из одного или нескольких материалов в монолит другого. При работе с органическими материалами основы — деревом и костью — имелось громадное разнообразие врезаемых материалов — цветных камней, стекла, древесины, кости, рога и металла и др. Применялось на ложах и прикладах, рукоятках холодного и огнестрельного оружия. При инкрустации металла металлом этот процесс называли по-разному — и таушировкой, и всечкой.

Булат — литая сталь, в которой в результате кристаллизации, проковки и полировки появляются естественные характерные узоры. Обладала непревзойденными режущими качествами, секреты ее изготовления были утеряны и частично восстановлены русским металлургом Аносовым в первой трети XIX в. Название «булат» произошло от персидского «пулад» (сталь) и используется только у славяноязычных народов. За рубежом часто не разделяют булат и дамаск, все вместе проводя под термином дамаск.

Происходит из Индии. Известен с древности и производился до XVIII в. Все оружие и доспехи, независимо от места изготовления, производились из заготовок — вутца, привозимого из Индии. Стоимость булатных предметов была необычно высока, что привело к попыткам изготовления оружия из искусственного булата дамаска.

Дамаск — многократно прокованная сталь из железных и стальных прутков, перекрученных, сложенных несколько раз. Являлась попыткой искусственно получить имитацию булатной стали, поэтому и называется искусственным булатом или дамаском.

Центром изготовления оружия из дамаскостони был город Дамаск в Сирии. Там же производили и имитацию булата. Поэтому за рубежом часто не делают различия между этими металлами, все именуя дамаском (иногда выделяя искусственный дамаск, что соответствует нашему дамаску, в то время когда натуральный дамаск соответствует булату).

Используемый в основном для клинков, с XVIII в. Дамаск стал излюбленным материалом для заказных стволов в Зап. Европе и на Руси. Это привело к производству имитаций дамасскового узора на стволах с помощью гравировки или травления — ложный дамаск.

Клинки японского оружия изготавливали из стали, аналогичной дамасской.

[571]


Литература, использованная автором

1. Ludwig Beck. — Die Geschichte des Eisens in technischer und kulturgeschichtlicher Beziehung von Dr. Ludwig Beck. Braunschweig, Druck und Verlag von Friedrich Vieweq und Sohn. 1884. — Рис. 2, 252-254, 351.

2. Hans Burgkmayer der Jungere. — Turnierbuch. 1554. — Рис. 615, 651, 654.

3. Ceremonies des gages de bataille selon les constitution du bon roi Philippe de France, représentées en onze gravures. Publiées d'après le manuscrit de la Bibliotliéque du Roi par G. A. Crapelet. Paris, 1830. — Рис. 617.

4. L.-A. Delaunay. — Étude sur les anciennes compagnies d'archers, d'arbalétriers et d'arquebusiers. Paris, Champion, 1879. — Рис. 478.

5. Germain Demay. — Le costume au moyen âge, d’après les sceaux, par G. Demay... Paris, D. Dumoulin, 1880. — Рис. 208.

6. Anton Dolleczek. — Geschichte der österreichischen Artillerie von der frühesten Zeiten bis zur GegenWart. Wien, Seidel und Solm, 1887. — Рис. 495, 497.

7. James Drummond. — Ancient Scottish Weapons. A series of drawings by... James Drummond. Edinburgh. Waterston & Sons, 1881. — Рис. 297.

8. Albt von Eye und Jac. Falke. — Kunst und Leben der Vorzeit vom Beginn des Mittelalters bis zu Anfang des 19. Jahrhunderts in Skizzen nach Original-Denkmäler für Künstler u. Kunstfreunde zusammengestellt u. herausg... Nürnberg, Bauer u. Raspe, 1855—1858. — Рис. 15, 324, 594.

9. Jean Froissart. — Les Chroniques. (Des chroniques de France, dangleterre, descoce, despaigne, de bretaigne, de gascogne, de flandres. Et lieux circunuoisins. Antoine Verard. Pans, i498). — Рис. 494.

10. Victor Gay. — Glossaire archéologiqie du moyen-âge et de la Renaissance par Victor Gay. Paris, Librairie de la Société bibliographique, 1882. — Рис. 199, 328, 468, 504.

11. Floriant Gille. — Musée de Tzarskoe-Selo du col'ection d'armes de Sa Majestf l'Empereur de toutes les Russies... par Floriant Gille. St. Petersbourg & Carlsruhe. 1835— 1853. — Рис. 25, 45, 47, 48, 49, 61, 169, 170, 171, 189, 223, 244, 248, 290, 313, 322, 341, 361, 362, 363, 372, 396, 427, 428, 437, 447, 467, 548, 549, 656.

12. Giacomo di Grassi. — Ragione di addoptar sicuramente Tarme si da offesa come la difesa, con un trattato dell'inganno... Venetia, G. de'Cavalli, 1570. — Рис. 204.

13. Jacob Heinrich von Hefner-Alteneck. — Trachteu des christlichen Mittelalters. Nach gleichzeitigen Kunstdenkmaler herausgegeben. Frankfurt a/M., Heinrich Keller, Darmstadt, Wihehn Beyerle. 1840—1854. — Рис. 143, 272, 280, 342, 615, 651, 654.

14.     John Hewitt. — Ancient armour and weapons in Europe. Oxford and London, 1855. — Рис. 76, 139, 141, 146, 151, 188, 191, 203, 238, 333, 334, 463, 469. [572]

15. Georg Hiltl. — Waffensaramlung Sr. Königl. Hoh. des Prinzen Carl von Preussen. Mittelalterliche Abteilung. Beschrieben und zusammengestellt, sowie mit histohschen Bemerkungen und Erläuterungen versehen von G. Hiltl. Berlin, Moeser, 1877. — Рис. 422, 423, 426.

16. Georg Irmer.— Die Romfahrt Kaiser Heinrich's VIII im Bildercyclus des Codex Balduini Trevirensis. Herausgegeben von der Direktion der K. preussischen Staatsarchive. Berlin, Weidmanische Buchhandlung, 1881. — Рис. 149, 186, 418, 464, 609.

17. Raphael Jacquemin. — Iconographie générate et méthodique dn costume du IVе au XIX siècle (315—1815). Collections gravée a l'eau forte d’après des documents authentiques et inédits par Raphaël Jacquemin, peintre. Pans, l'auteur, Rue Royer-Collard, 16. 1869. — Рис. 248, 267, 269, 273, 278, 286, 287, 335, 355, 356, 360, 365, 390, 396, 468, 473, 610, 611.

18. David van der Kellen. — Nederlands Oudheden. Le Moyen Age et la Renaissance dans les Pays-Bas. Choix d'objets remarquables du 12е аи 17е siecle. La Haye, 1865— 1879. — Рис. 14, 115, 145, 158, 275, 364.

19. Jacob Köbel. — Wapen des Heiliger Romischeu Reichs Teutschen Nation. Siegmund Feyerabendt, Frankfurt am Mein, 1579. — Рис. 601.

20. Paul Lacroix. — Vie militaire et religieuse au moyen age et a l'epoque de la Renaissance. Paris, Firmin-Didot-frères, fils et Cie, 1873. — Рис. 617.

21. Quirin von Leitner. — «Freydal». Des Kaisers Maximilians I. Turniere und Mummireien. Herausgegeben... von Quirin von Leitner. Wien, Adolf Holzhausen. Nilrnberg, Siegmund Soldan, Hof-Buch-und Kunsthandlung, 1880—1882. — Рис. 614, 618, 641, 645.

22. Quirin von Leitner. — Die Schatzkammer des Allerhöchsten Kaiserhaus. Wien, 1882. — Рис. 276, 357.

23. Les tournois du roi René, d’après le manuscript et les dessins originaux de la Bibliothèque royale, publiès par M. M. Champollion-Figeac, L.-J.-J. Dubois et Ch. Motte. Paris, С Motte, 1827. — Рис. 610, 611.

24. Charles-Leopold Louandre. — Les Arts somptuaires. Histoire du costume et de 1'ameublement et des arts et industries qui s'y rattachent, sous la direction de Hangard-Maugé... Paris, Hangard-Maugé, 1857—1858. — Рис. 148, 174, 451.

25. Llewelyn Meyrick. — Abbildung von alten Waffen und RUstung, welche in der Sammlung von Llewelyn Meyrick zu Goodrich-Court in Herefordshire aufgestellt sind. Aus dem Englischen tlbersetzt und herausgegeben von Gustav Finke. Berlin, in der G. Fluke's Buchhandlung, 1836. — Рис. 171, 182, 220, 341, 393, 397, 436, 470, 587.

26. Hermann Alexander Müller und Oscar Mothes. — Illustriertes Archäologisches Wörterbuch der Kunst des germanischen Altertums, des Mittelalters und der Renaissance... Leipzig, Otto Spamer, 1874—1877. — Рис. 430, 511, 571.

27. James Robinson Planche. — A Cyclopaedia of Costume; or, Dictionary of Dress. London, 1876—1879. — Рис. 7, 8, 9, 10, 11, 75. [573]

28. Rudolf Rahn. — Das Psalterium Aureum von Sanct Gallen. Ein Beitrag zur Geschichte tier Karolingischen Miniaturmalerei... Herausgegeben vom historischen Verein des Kantons St. Gallen. St. Gallen, 1878. — Рис. 134, 179, 180, 205, 358, 590, 593.

29. Karl von Sava. — Die Siegel des österreichischen Regeuten. Wien, 1869—1871. (Gerold's Sohn) — Рис. 597, 598.

30. Friedrich von Schlichtegroll. — Turuier-Buch Herzog Wilhelms des Vierten von Bayem von 1510—1518. Nach e. gleichzeit. Mspt. d. Kgl. Bibliothek zu München... München, Finsterlin, 1818—1828. — Рис. 652.

31. Julius Schön. — Geschichte der Handfeuerwaffen... Dresden, Rudolf Kuntze, 1858. — Рис. 585, 588.

32. Charles Alfred Stothard. — The Monumental Effigies of Great Britain... By С A. Stothard... Chatto and Windus. London, 1876. — Рис. 70, 150.

33. Jacob Sutor. — Neues Künstliches Fechtbuch, das ist ausführliche Deschription der freyen, adelichen und ritterlichen Kunst des Fechten in den gebräuchlichsten Wehren durch den Freyfechtem Jacob Sutorium. Frankfurt am Main, W. Hoffmann, 1612. — Рис. 608.

34. Gustav von Suttner. — Der Helm von seiner Ursprunge bis gegen die Mitte des siebzehnten Jahrhunderts, namentlich dessen Hauptformen in Deutschland, Frankreich und England. L. P. Wien, 1878. — Рис. 612.

35. Moritz Thierbach. — Die geschichtliche Entwicklung der Handfeuerwaffen, bearb. nach den in den deutschen Sammlgn. nach vorhandenen Originalen. Dresden, Höckner Sep.-Cto.1886. — Рис. 555, 589.

36. Marie Denis Arnold Eugene van Vinkeroy. — L'art ancien a l'éxposition nationale beige Armurerie. Bruxelles, Rozez, 1881. — Рис. 391, 392 с, d.

37. Eugen Emmanuel Viollet-le-Duc. — Dictioimaire raisonné du mobilier francais de l'époque carlovingienne à la Renaissance. Paris, Bance, 1858—1874. — Рис. 1, 18, 120, 142, 144, 184, 186, 251, 258, 266, 386, 393e, 420, 421, 428, 429, 437, 447, 487, 494, 508, 604, 605, 606.

Периодические издания

«Gazette des Beaux-Arts. Courrier Européen de l'art et de la curiosite. Paris». — 1886, tome XXXIII. — Jean Pallustre, Monuments d'art de la ville du Mans». — Рис. 274.

«Jahrbücher des Vereins von Altertumsfreunden in Rheinlande». Heft 86. Bonn, 1888. — Konstantin Koenen, «Die vorrömischen, römischen und fränkischen Graben in Andernach». — Рис. 262, 265, 353, 336, 363.

«Mitteilungen der К. К. Central-Commission zur Erforschung und Erhaltung der Baudenkmale». Wien:

Jg. 15, 1870. «Die Funde im Grabe Casimir des Grossen in Krakau». — Рис. 250.

Jg. 19, 1874. Franz Florian Romer, «Kirchliche Wandgemälde des XIII. und XIV. Jahrhunderts in der Eisenburger Gespanschaft». — Рис. 218.


219) Список составлен М. Ю. Некрасовым.

+) так в книге. OCR.


Назад К содержанию

























Написать нам: halgar@xlegio.ru