Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. К разделам Европа Византия |
(187/188)
Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985.
(187/188) – граница страниц.
В средние века в Европе сложилась система знаков, получившая название геральдики.1) Эти знаки содержали разнообразную информацию, но прежде всего — о владельцах гербов, чей социальный диапазон был чрезвычайно широк: от индивидуумов, родов до государств. Jargon du blason синтезировал лаконичный язык римской символики и яркие восточные образы, тотемы варварского мира и христианские эмблемы. В обширной области геральдических знаков всегда можно выделить те из них, которые несут на себе большую идеологическую нагрузку. Как правило, они широко распространены и чаще встречаются на официальных иисигниях: гербах, печатях, знаменах. Если первые традиционно рассматриваются как геральдические памятники, то в отношении знамен существует тенденция выделить их изучение в самостоятельную историческую дисциплину — вексиллологию.2) Нам представляется возможным рассматривать их не только в ряду с геральдическими памятниками, но и собственно как таковые.
Одной из наиболее широко распространенных эмблем в средневековой воинской геральдике Европы является крест. Он представлен большим разнообразием форм, и в настоящей работе делается попытка систематизировать их и выявить закономерность употребления того или иного типа.
Самое раннее (известное нам) знамя с крестом изображено на фрагменте стелы из Хорнхаузена (ГДР), датируемой 700-ми гг. Оно представляет собой прямоугольное, полотнище с широкой каймой и тремя косицами, в центре которого изображен равноконечный крест.3)
К этому же времени исследователи относят появление крестов на навершиях копий, что интерпретируется как эмблема, приносящая победу владельцу оружия.4) Такой же знак — на передней части шлема, относящегося к концу 1-го тысячелетия. Он был найден в захоронении близ Наумбурга.5) На ковре из Байо можно видеть несколько знамен и щитов, украшенных крестами, равноконечными и с расширяющимися концами.6) По своей форме эти знамена схожи с вышеописанным германским знаменем.
В XII—XIII вв. крест с расширяющимися концами является эмблемой крестоносцев. Он изображался на знаменах, щитах, плащах, предметах вооружения (рис. 1). Согласно легенде, в 1098 г. в сражении у Антиохии христианам помогали ангелы, одетые в белые одежды и сидящие на белых конях, их знаменами были белые полотнища с красными крестами, которым подражали крестоносцы.7) Это небесное воинство как бы сходит со страниц Апокалипсиса. Этот сюжет находит аналогию на миниатюре XIII в., изображающей Христа с мечом в устах во главе крестоносцев, на щитах и знаменах которых изображен крест.8) Если рисунок полотнища был примерно один и тот же, то различие в цветах было существенным, особенно в связи с появлением рыцарских орденов (рис. 2).
На знамени Иерусалимского королевства — желтый иерусалимский крест с четырьмя маленькими крестами между концами, по легенде восходящий к знамениям над Иерусалимом.9) Орден тамплиеров имел в качестве эмблемы красный крест с расширяющимися раздвоенными (188/189) концами (тип мальтийского креста) на белом поле.10) Иоанниты, или госпитальеры (с 1530 г. мальтийский орден) на красных либо черных плащах имели белый крест с расширяющимися раздвоенными концами (мальтийский крест).11) О символике этой эмблемы в речи магистра ордена при возложении кавалерского креста на Б.П. Шереметева 9 мая 1698 г. сказано: «Сие знамение, которое носим на одеждах наших телесных, носим же то и в сердцах наших, — Сие знамение видяще на хоругвах наших, враги креста господня и всего христианства впадают в страх и вдаются бегству. Сие — то есть знамение, которое на облацех видел Царь Константин и слышал реченное: Константине! сим побеждай враги твоя».12) Рыцари ордена Гроба господня носили на плащах красный равноконечный крест с расширяющимися концами, а рыцари Тевтонского ордена — такой же черный на белых плащах.13) На белом флаге тевтонцев был черный крест, а на белом полотнище штандарта гроссмейстера — желтый крест с Т-образными концами с черной окантовкой, а в центре — желтый щит с черным одноглавым орлом.14) На кирасе парадного доспеха великого магистра этого ордена можно видеть равноконечный крест, на который наложен крест с лилиеобразными завершениями, а в центре — щиток с одноглавым орлом.15) Белый равноконечный крест на красном поле с XV в. являлся военным знаменем в Священной Римской империи.16)
13 января 1188 г. правители Франции, Англии и Фландрии договорились, что каждый из них будет иметь свой цвет для крестов, помещенных на их знаменах. Так, французский король Филипп Август имел красный равноконечный крест на белом поле, английский король Генрих II — белый крест на красном поле, фландрский граф Филипп — зеленый крест на белом поле (рис. 3). С 1277 г. Англия стала пользоваться флагом с красным крестом на белом поле, а Франция с 1375 г.— красным полотнищем с белым крестом.17)
Рис. 1. Знамя крестоносцев. XI в.
Рис. 2. Знамена Священной Римской империи и Тевтонского ордена
К этому же времени легенды относят появление старейших флагов европейских государств, сохранившихся до наших дней. Шведский король Эрик IX (1150—1160) перед отправлением в поход «увидел» на голубом небе освещенный солнцем золотой сияющий крест, и с тех пор флаг Швеции — желтый четырехконечный крест на голубом фоне.18) Датский (189/190) король Вальдемар II Победитель во время осады крепости эстов Линданисе 15 июня 1219 г. стал терпеть поражение, и в тот момент боя, когда было захвачено королевское знамя и войско датчан дрогнуло, «с неба было послано» новое знамя в виде белого четырехконечного креста на красном поле. Оно и стало датским флагом Даненброгом.19) Любопытно, что некоторые авторы считают, что датский флаг обязан своей композицией мальтийскому флагу (белый мальтийский крест на красном фоне).20)
Рис. 3. Знамена Фландрии, Англии и Франции XII—XIV вв.
В ходе борьбы за независимость Нидерландов в 1568—1648 гг. складывался их национальный флаг. Некоторые его образцы представляли собой полотнище с белым или красным крестом с расширяющимися концами (рис. 4).21)
Рис. 4. Нидерландские флаги XIV в.
С XII в. изображение равноконечного креста с расширяющимися концами широко бытует и встречается на шлемах, щитах и набалдашниках рукоятей мечей.22) Это можно видеть на миниатюрах того времени, например, изображающих Карла Великого, отправляющегося в поход на сарацин, сцену посвящения в рыцари;23) и на печатях графа Тулузского Раймонда VII 1228 г.,24) дофина Венского Карла 1352 г.,25) герцога Бургундского Филиппа 1361 г.,26) герцога де Лорен Жана I 1367 г.27) Традиция украшения шлемов крестами сохранилась и позднее. Укажем на шлемы Аугсбургской работы конца XVI в. из Дрезденского собрания.28)
В польской военной эмблематике разнообразные кресты с расширяющимися концами и с сиянием встречаются также с середины XII в. и сохраняются на протяжении всей долгой истории Речи Посполитой. Они украшали знамена и щиты. На кирасах и хоругвях знаменитых крылатых гусар можно видеть крест такого же типа.29)
Кресты встречаются и на византийских знаменах. При Иоанне Цимисхии (X в.) соединенное изображение креста и хризмы помещалось на знаменах с добавлением небольших кружков по концам креста, или же в виде круга, включавшего в себя крест и букву X. При выходе византийского императора из храма после богослужения впереди него несли императорское знамя с двумя косицами, на котором изображен был крест с четырьмя (190/191) исходящими из него лучами.
Рис. 6. Лабарум Константина Великого → |
По свидетельству куролалата Константинопольского двора Кодина, подчиненные главному начальнику флота «флотоводцы имели обыкновенный императорский флаг с изображением креста и четырьмя исходящими из него лучами».30) Эмблемой Византийской империи с 1300-х гг. был равноконечный крест с четырьмя фигурами между концами, которые первоначально, видимо, были полумесяцами, но позднее интерпретировались то как разорванные звенья цепи, то как буквы греческого алфавита, обозначающие «Царь Царей, правящий Царями».31) Именно такой флаг нарисован на карте Европы 1367 г. на месте Константинополя (рис. 5).32)
В России на стрелецких знаменах так называемого крестового или шахматного типа изображен крест, иногда с лучами.33) Но встречаются и знамена с восьмиконечным патриаршим крестом.34) Видимо, этот тип креста рассматривался на Руси не только как эмблема православия, но и как знак православного государства. Не случайно на некоторых типах государственной печати XVII в. патриарший крест введен в состав герба.35)
Суммируя приведенные выше примеры, можно назвать две основные характеристики крестов, встречаемых в военной геральдике: равноконечность, позволяющая вписаться в круг, и расширение концов. Бывают варианты, сочетание того и другого. Позднее появляются и изображения креста с лучами, выходящими из углов, и с сиянием, которое, по сути, представляет круг. Часто лучи едва намечены. Изображение креста с расширяющимися (191/192) концами и с сиянием, очевидно, следует связывать с легендой о знамении Константину.
Сочинение «Жизнь Константина» («Vita Constantinae») было написано епископом Кесарийским Евсевием (264—340), которого обычно называют «отцом христианской историографии». В этом произведении Константин рисуется как образец истинного христианина и рассказывается, что перед битвой с претендентом на престол Максентием Константину «явился пополудни образ креста господня», изображенный звездами, сияющий больше солнца с надписью на нем: In hoc signo vinces (Сим знаком победишь). Предсказание сбылось, Максентий был разбит.36) С этими событиями связывают появление в римских войсках лабарумов, т.е. знамен типа вексиллум37) с монограммой Христа — хризмой. Они схожи с лабарумами — атрибутами архангелов.38) Подобные можно видеть на многих христианских памятниках искусства, в частности, на греческой миниатюре IX в. с изображением Василия Македонянина,39) на мозаике константинопольской Софии и алтарного свода церкви Успения в Никее VII в.,40) на мозаике Софии Киевской XI в.41) Знамена этого типа известны в Грузии.42) Изображения лабарума Константина на разных памятниках дают большое разнообразие в деталях. Ближайшие преемники Константина сохраняли лабарум; Юлиан снял с него монограмму Христа, позже опять восстановленную. Историк Сократ писал, что в его время (около 430 г.) в константинопольском дворце лабарум Константина хранился как реликвия, а по словам Феофана, его якобы видели там еще в IX в. Носившие лабарум назывались драконариями, или векзилиферами.43)
Евсевий дает следующее описание знамени Константина: «…к древку крестообразно прикреплена поперечина, а к ней, во всю длину ее — кусок драгоценной ткани, вышитой золотом и драгоценными камнями, с золотыми изображениями императора и его детей, и с бахромой по нижнему краю».44) Навершием у этого лабарума, вместо римского императорского орла, была хризма и крест. Вполне вероятно, что лабарум Константина послужил образцом для церковных хоругвей (рис. 6).45)
Богатство украшения лабарума можно рассматривать как естественный акт, связанный с тем, что время Константина Великого лежит на грани античности и средневековья. С одной стороны, магия золота классической Греции, с другой — зарождающаяся Византия с ее любовью к драгоценному веществу, которая становится почти магией. И так же, как Фидиева статуя Афины, символ мощи аттической демократии и религиозный знак, с головы до ног светилась блеском золота и мерцанием слоновой кости, так же, как гигантский Зевс Олимпийский блистал золотом мантии, сандалий, венка, львов у подножия и фигур на пьедестале, драгоценной инкрустацией по всей поверхности трона и скипетра, — так и лабарум Константина Великого, символ его власти и религиозного вдохновения, переливался тяжелыми складками ткани, богато расшитой золотом и драгоценными камнями. К этому добавляются и другие семантические значения золота: слава и связь с солнцем. «Общий знаменатель символики золота и символики Солнца — идея сакрального царя, приносящего подданным «золотой век», или, что то же, „царство Солнца”».46) А это ли не идеал для Константина. Да и крест в сиянии, виденный им на небе, морфологически связан с солярным знаком, символика которого может быть выражена изречением «In hoc signo vinces».
К IV в. относится и легенда о Елене, матери царя Константина. Ее имя связывается с находкой креста, на котором, по преданию, распяли Христа. Впервые о находке Елены писал один из «отцов церкви» Амвросий.47)
Эти два сюжета, т.е. находка Елены и знамение Константину, получили широкое распространение в европейском и русском искусстве средневековья. Известны многочисленные композиции, изображающие Константина и Елену по сторонам креста.48)
Какая же форма креста соответствует легендарному знамению Константина? В церковной символике и светской эмблематике христианского мира встречается великое множество изображений крестов самой разнообразной формы, однако до сих пор не существует их систематизации. Если исходить из общепринятой символики креста, то все разновидности происходят от того креста, на котором был распят Иисус Христос. Однако первоначально христианство не знало культа креста. В Новом завете крест называется «знаком зверя» как знак Римского государства, ненавистного первым христианам. В III в. христианский писатель Минуций Феликс в сочинении «Октавий» (192/192) заявил тогдашним «язычникам»: «Мы не почитаем крестов, и они нам, христианам, не нужны. Это вы, язычники, для которых священны деревянные идолы, почитаете деревянные кресты как принадлежность ваших богов; и ваши знамена, стяги и военные значки, что другое из себя представляют, как не кресты золоченные и изукрашенные?»49)
Христиане стали поклоняться кресту лишь с IV в. К тому же времени относятся события, описанные в вышеупомянутых сочинениях о Константине и Елене. Видимо, их появление было призвано поднять престиж этой эмблемы. Обращает на себя внимание то, что эти две легенды — о знамении Константину и о находке креста Еленой — как бы указывают на двойную семантику креста. В первом случае — это знак охранительный, победоносный, связанный с абстрактным Богом, появляющийся на небесах. Во втором случае — это знак мученичества Иисуса Христа, имеющий в основе вполне материальный крест — орудие казни в Римской империи, на котором, в частности, распинали первых христиан. Следовательно, и всю совокупность встречаемых в христианской символике крестов можно систематизировать, во-первых, по символике — крест охраняющий, победоносный (мы будем называть его крестом Константина), и крест мученический, во-вторых, по форме.
Не случайно А.П. Смирнов нашел нужным исправить неточность П.С. Уваровой, которая, давая описание креста XI в. из Мацхвариши, именует его воздвизальным.50) Он пишет: «Если она при этом разумеет то древо-крест, который константинопольский патриарх, а по его примеру и остальные восточные патриархи поднимали для осенения в праздник Воздвижения, то это неверно. Как явствует из прекрасных образцов византийской миниатюры, иллюстрирующих этот литургический обряд восточной церкви, такие кресты никогда не мыслились и не изображались четырехконечными, а всегда шестиконечными» (подчеркнуто нами. — Г.В.).51) Таким образом, А.П. Смирнов указывал на определенную специфику изображений крестов, восходящих к распятию Иисуса, т.е. мученических по нашей систематизации. Но если кресты мученические довольно легко определяются по аналогии с имевшими место реалиями, то крест Константина требует дополнительного определения.
В житии Константина говорится, что, после знамения на небе, ночью ему «явился сам Христос Господь, и паки показа явлешееся знамение честного Креста, и рече ему: сотвори подобие знамения сего, и повели пред полками носити… Востав же царь… призва искусных златарей, повеле им сотворити честный Крест по образу явльшагося знамения, от злата, и бисера, и камене драгаго. Еще же и всему воинству своему повеле знамене Крестное на всех оружиях, на шлемах и щитах изображати».52) Позднее, по возвращении матери Константина Елены из поездки, во время которой она нашла крест — распятие Иисуса Христа, Константин, как благочестивый император, сотворил три «честных креста» наподобие того, что привиделся ему перед сражением с Максентием, и высек на них надпись: «Иисус Христос — победитель».53) Но все эти легенды не дают конкретных сведений о форме креста. Обратимся к реальным памятникам.
В Константинополе особенно почитался крест Константина. Почти ничего не известно о том, как он выглядел. Это был большой и драгоценный крест, хранившийся в дворцовой церкви св. первомученика Стефана. Он выносился всегда во время праздничных выходов василевсов, как о том повествует Константин Порфирородный в своих De ceremoniis…54) Но, к сожалению, он ничего не говорит о форме креста. Иеромонах Иоанн в своем сочинении «Обрядник византийского двора как церковноархеологический источник» сообщал: «Особым уважением пользовался великий крест (591), называвшийся крестом святого Константина (534), прекрасным и всечестным (8-9). Этот крест носился в выходах царей в св. Софию и ставился там в правой стороне алтаря (13). Назывался ли крест Константиновым по той причине, что в нем была частица животворящего креста, или потому, что он был устроен наподобие креста, виденного Константином на небе, неизвестно (Reiskii. Comment, ad Constant. Porphyrogenit., p. 615). Хранившийся первоначально в Большом дворце, этот крест в 912—959 гг. был перенесен в Новый дворец».55)
Константинов крест многие авторы связывают со знаменитым видением креста перед Мильвийской битвой, о котором рассказывает Евсевий.56) Автор, условно называемый Колином,57) и Константин Родий, описывая видение, (193/194) указывают, что крест имеет круги. Анонимный автор Παραστασεως.…, время жизни которого (конец VIII — начало IX в.) определяют даже иконоборческим периодом,58) когда, как известно, особенно процветало почитание креста, определенно связывает один из торжественных крестов, украшавших площади Константинополя, с видением Константина и попутно отмечает его форму: «В северной части форума стоит крест [такой], каким увидел его на небе великий Константин, позолоченным и с круглыми шарами [яблоками] на концах».59) Триумфальные арки, открывающие форум на восток и запад, были украшены золочеными статуями Константина Великого с семьей и при них двумя фигурами архангелов-стражей, а также крестами, символами торжества христианской империи («сим победиши»).60) Ф.И. Успенский упоминает крест Константина, стоящий на запад от форума, в сторону Тавра, по Хлебному рынку.61)
А.П. Смирнов предлагает отнести к этому кресту или к другому, не менее чтимому в Филадельфах (X в.), стихи писателя Константина Родия,62) который говорит о кресте с четырьмя дисками.63) К этой группе крестов, видимо, можно отнести и кресты, помещавшиеся за алтарем в апсиде церквей Сирии и Армении уже в V—VI вв.,64) и европейские выносные кресты, имеющие концы с яблоками. Возможно, что именно такой крест фигурирует в описании церковной процессии у Венанция Фортуната:
fulget crucis mysterium… vexilla regis prodeunt, |
(знамена короля выступают, сверкает символ креста).65)
Исследователями отмечалось, что «традиция Византии в своем взгляде на форму креста, явившегося Константину, по-видимому, единства не выдержала».66) Если в описании святынь Константинополя главным образом фигурирует крест с дисками, то византийские миниатюристы того же времени при изображении самого знамения Константину показывали крест иной формы,67) по мнению А.П. Смирнова,— более древней.68) Так, на миниатюре из византийской рукописи IX в., содержащей Гомилии Григория Назианзина, из собрания Национальной библиотеки в Париже изображен Константин, поражающий отступающих врагов у Мильвийского моста, а над ним в круге крест с расширяющимися концами («якорный»). На кресте надпись: En touta Nika69) — греческий вариант девиза «in hoc signo vinces».
В. де Грюнейзен обследовал кресты рассматриваемой формы и посвятил им специальную заметку. Он установил, что появление дисков-медальонов на концах креста нужно датировать временем не ранее VI в.70) А.П. Смирнов в уже цитированной работе указывает многочисленные памятники, восходящие к кресту Константина. В частности, говоря о грузинских прецессионных крестах, он отметил, что у них «устойчиво держится форма расширения последних (ветвей креста. — Г.В.) к концам».71)
Таким образом, вышесказанное подтверждает наш вывод, что встречающиеся в европейской военной геральдике средних веков изображения крестов с расширяющимися концами и геометрией, позволяющей вписаться в круг, восходят в христианской символике к кресту Константина. Их семантика может быть названа победоносной, охранительной.72)
1) Геральдика — вспомогательная историческая дисциплина, предметом исследования которой являются информативные знаки, представляющие соответствующие социальные микро- и макроструктуры. В качестве составных частей геральдики могут существовать гербоведение, эмблематика, фалеристика, вексиллология, униформоведение. По этому предмету см.: Гаттерер И.К. Начертание гербоведения. Спб., 1805; Лакиер А. Русская геральдика, км. 1-2. Спб., 1855; Арсеньев Ю.В. Геральдика. М., 1908; Белинский В. Русский геральдический словарь. Вып. 1. Спб., 1912; — Вып. 2. Спб., 1913; Neubecker О. Le grand Uvre de I'heraldique. Paris–Bruxelles, 1977; Leonhard W. Das Grosse Buck der Wappenkunst. München, 1976.
2) Вексиллология — специальная историческая дисциплина, изучающая знамена, штандарты, флаги и т. д. (от лат. вексиллум, т.е. знамя с полотнищем в армии поздней Римской империи). С нашей точки зрения, вексиллология (194/195) должна входить, как составная часть, в геральдику. См.: Smith W. Flags through the Ages and Across the World. New York, 1975.
3) Schlette F. Germani. Praha, 1977, S. 151.
4) Ibid., S. 152.
5) Ibid., fig. IV.
6) Zumthor P. Wilhelm Zdobywca. Warszawa, 1968, S. 41, 73, 136, 200, 232-233.
7) Smith W. Op. cit., p. 44.
8) Barber R. The Knight and the Chivalry. London, 1974, pi. 16, Neubecker O. Op. cit., p. 66.
9) Smith W. Op. cit., p. 47; Funcken L. et F. Le Costume, I’Armure et les Armes au temps de la chevalerie, t. 1. 1977, p. 80-81, N 2.
10) Funcken L. et F. Op. cit., p. 80-81, N 3.
11) Smith W. Op. cit., p. 42.
12) ЦГАВМФ, ф. № 315, on. 1, дело № 47, л. 4.
13) Funcken L. et F. Op. cit., p. 80-81, Nos 4, 6, 7.
14) Smith W. Op. cit., p. 42, 115; Funcken L. et F. Op. cit., p. 80-81, N 7.
15) Schobel J. Princely Arms and Armour. A selection from the Dresden Collection. Leipzig, 1975, p. 28, 37, ill. I.
16) Smith W. Op. cit., p. 115.
17) Smith W. Op. cit., p. 44-45; Funcken L. et F. Op. cit., p. 78.
18) Мамаев К.К. Флаги рассказывают. Л., 1972, с. 3-39.
19) Там же, с. 35-36; Barraclough Е.М.С. Flags of the World. London–New York, 1969, p. 123; Smith W. Op. cit., p. 64.
20) Barraclough E.M.C. Op. cit., p. 97, 148.
21) Smith W. Op. cit., p. 160.
22) Demay G. Le Costume au moyen âge d’aprés les sceaux. Paris, 1880, p. 128, fig. 85, p. 141, fig. 117; Müller H. Historische Waffen. Berlin, 1957, S. 90, ill. 135; Norman V. Arms and Armour. London, 1964, p. 21, ill. 20; Choc P. S mečem i štitem. Česke rane feudalni vojenstvi. Praha, 1967, s. 188, ill. 22; Ada Bruhn de Hoffmeyer. Arms and Armour in Spain. A Short Survey. Madrid, 1972, vol. 1, p. 169, fig. 105; Neubecker O. Op. cit., p. 152. Tavard Ch.-FI. Le livre des Armes et Armures. Milan, 1977, p. 194.
23) Barber R. Op. cit., ill. 4.
24) Demay G. Le Costume au moyen âge…, p. 160, fig. 185.
25) Ibid., p. 119, fig. 72.
26) Ibid., p. 120, fig. 74.
27) Ibid., p. 121, fig. 75.
28) Schöbel J. Op. cit., p. 29, 30, 40, 45, n 5a, 10.
29) Gembarzewskie B. Żołnierż polski. Wieki XI—XVII. Warszawa, 1960. s. 46-49, 52-53, 58-61, 76-77, 82-83, 126-127, 424-425, 438-439, 444-445, Tab. 7, 8, 10, 13, 14, 22, 25, 46, 202, 209, 212; Żygulski Z. Broń w dawnej Polśce. Warszawa, 1975, tabl. VI.
30) Арсеньев Ю. В. О геральдических знаменах в связи с вопросом о государственных цветах древней России — ЖМЮ, 1911, № 3.
31) Smith W. Op. cit., р. 45; Neubecker О. Op. cit., p. 106.
32) Иванов К.А. Флаги государств мира, М., 1971, с. 13. В архиве П.И. Белавенца, хранящемся в фонде знамен Эрмитажа, имеется описание флагов, изображенных на карте Европы, составленной братьями Пиццигони в 1367 г. Копия с этой карты была сделана в Парме в 1820 г.
33) Висковатов А.В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск, ч. 1. Спб., 1899, с. 87-89, ил. 126; Белавенец П.И. Краткая записка о старых русских знаменах. Спб., 1911, с. 53-58; Он же. Приложение к Краткой записке о старых русских знаменах. Спб., 1911, с. 36, рис. 37; Звегинцов В.В. Знамена и штандарты Русской армии XVI в. — 1914 и морские флаги. Париж, 1964, с. 2-3, табл. 4, № 5-18, табл. 5, № 19, 21-24; Plamquist Е. Nagre widh Sidste Kongl. Ambassaden till Tzaren Muskou giorde Obserwationer öfwer Rusland des wägar, Pass meds Fastningar des Brantzer Sammandragne Anno 1674. Stockholm.
34) Висковатов А.В. Историческое описание…, с. 85, 92, ил. 124, 130; Белавенец П.И. Краткая записка…, с. 47-52, 61-63; Он же. Приложение…, с. 30-34, рис. 30-32, 34, 35, с. 43, рис. 4; Звегинцов В.В. Знамена и штандарты…, с. 2-6, табл. 3, № 4, табл. 5, № 20, 22, 24, табл. 9, № 33, табл. 14, № 41, 42, табл. 16, № 47-49.
35) Снимки древних русских печатей государственных, царских, областных, городских, присутственных мест и частных лиц, вып. 1. М., 1882, № 18, 19, 23, 24, 26, 28, 29, 36, 37, 41, 48.
36) См.: История Византии. М., 1967, т. 1, с. 43, 484; Eusebius. Vita Consantinae. I, p. 28-29, — In: Eusebius Werke herausgegeben I. Heikel A. Leipzig, 1902.
37) Smith W. Op. cit., p. 60, 140.
38) Ferguson G. Signs and Symbols in Christian Art. Oxford. 1977, p. 97-100.
39) Omont H. Miniatures des plus anciens manuscrits grecs de la Bibliothèque Nationale du VIe au XIVe siècles. Paris, 1929, p. 13, pl. XIX.
40) Лазарев В.H. История византийской живописи. М., 1947, т. 1, табл. 1; т. 2. М., 1948, табл. 6.
41) Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960, табл. 5, 7; Каргер М.К. Древнерусская монументальная живопись XI—XIV вв. М.–Л., 1963, табл. 2, 3.
42) Барнавели С.В. Грузинские знамена. — Сообщения АН Грузинской ССР, 1951, т. 12, № 6, с. 377; Вилинбахов Г.В. К вопросу о традициях в грузинской знаменной символике. — Текст доклада на II Международном симпозиуме по грузинскому искусству. Тбилиси, 1977, с. 4.
43) Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб., 1896, т. 17, с. 175.
44) Леер. Энциклопедия военных и морских наук. Спб., 1888, т. 3, с. 283.
45) Там же; Военная энциклопедия. Спб., 1912, т. 10, с. 533. (195/196)
46) Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры. — В кн.: Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973, с. 48-49.
47) Нейхардт А. Происхождение креста. М., 1975, с. 32-33.
48) Статуи св. Константина и Елены стояли по сторонам креста в восточной части форума в Константинополе (Иеромонах Иоанн. Обрядник византийского двора как церковно-археологический источник. М., 1895, с. 10); фреска XI в. в Софийском соборе в Новгороде. — См.: Каргер М.К., табл. 43; Кириков Б.М. Новгородский кремль. Л., 1975, с. 24, рис. 8; ставротека XII в. новгородской работы. — см.: В.П. Ставротека домонгольского времени. — Декоративное искусство СССР, 1970, № 8; Червяков А. Ставротека XII века из Архангельского краеведческого музея. — ВВ, 1971, № 31; Новые открытия советских реставраторов. 1. Сост. Ямщиков С.М., 1973; VII выставка произведений изобразительного искусства, реставрированных ГЦХНРМ им. академика И.Э. Грабаря. 1944—1974. Каталог выставки. М., 1975, с. 123; а также другие публикации.
49) Нейхардт А., с. 29.
50) Уварова П.С. Поездка в Пшавию, Хевсуретию и Сванетию. — МАК, М., 1904, т. 10, с. 91.
51) Смирнов А.П. Выносной чеканный крест греческой работы XI—XII вв. — В кн.: Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975, с. 38.
52) Житие святаго равноапостольнаго великаго царя Константина, и святыя Христолюбивыя матере его Елены. Киево-Печерская Лавра. [Киев], б.г.
53) Чичуров И.С. К вопросу о формировании идеологии господствующего класса Древней Руси в конце XV—XVI в. — В кн.: Общество и государство феодальной России. М., 1975, с. 128.
54) Смирнов А.П., с. 36; Constantini Porphyrogeneti. De ceremoniis aulae Byzantinae. Ed. J. Reiske, Bonn, 1829, p. 8-9, 15; Constantin Porphyrogenete. Le livre des ceremonies. Paris, 1967, vol. 1, p. 6, 7, 11.
55) Иеромонах Иоанн, с. 77-78.
56) Смирнов А.П., с. 36.
57) Georgius Codinus. Excerpta de antiquitatibus Constantinopolitanis. De Signis. Bonn, 1843, p. 29.
58) Theodorus Preger. Scriptores originum Constantinopolitanorum, fasc. I. Lipsiae, 1901, p. IX-X.
59) Смирнов А.П., c. 36.
60) Успенский Ф.И. История Византийской империи. М.–Л., 1948, т. 3, с. 401.
61) Там же, с. 402.
62) Успенский Ф., Беглери Г. Храм святых апостолов и другие памятники Константинополя по описанию Константина Родия. Одесса, 1896, с. 14-15.
63) Смирнов А.П., с. 36-37.
64) Baumstark A. Altarkreuze in nestorianischen Klöstern des VI. Jahrhunderts. — Romische Quartalschrilt, XIV, Rom, 1900, S. 70-71; Смирнов A.П., c. 36.
65) Venanti Fortunati opera poetica. Recensuit et emendavit F. Leo. “M.G.H. Auctorum antiquissimorum”, t. IV, pars prior. Berolini, 1881, Hymnus in honore sanctae crucis, p. 34; Смирнов А.П., c. 34.
66) Смирнов А.П., c. 37.
67) Omont H. Op. cit., pl. LIX.
68) Смирнов А.П., c. 37.
69) Omont H. Op. cit., p. 31, pl. LIX; Ostrogorski G. Dzeije Bizantium. Warszawa, 1968, S. 32, ill. I; Vasiliev A.A. Histoire de l’Empire Byzantine. Paris, 1932, t. 1.
70) Grüneisen W. de. La grande croce di Vittorio net foro Constantiniano. — Bulletino della Società Filologica Romana, Perugia, 1906, N. 8, p. 1-8.
71) Смирнов А.П., с. 38.
72) В связи со всем сказанным, позволим себе предложить гипотезу о происхождении широко известной, встречаемой на многочисленных памятниках формулы «ИИСУС ХРИСТОС НИКА». В русских летописях появление этой надписи связывается с именем Константина (Чичуров Н.С., с. 12). На вышеупомянутой греческой миниатюре IX в. греческая надпись на кресте расположена следующим образом: по вертикали EN TOVTA, по горизонтали — NIKA. Из описания лабарума Константина известно, что после победы над Максентием его навершием стало изображение креста, виденного на небе, и хризма. При совмещении креста, имеющего греческую надпись, и хризмы вертикальная часть надписи перекрывается буквой ро хризмы, и получившаяся композиция читается: Иисус Христос (хризма) NIKA (горизонтальная часть надписи).
Написать нам: halgar@xlegio.ru