Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


К разделам: Северная Европа | Разное

(58/59)

Калякин В.Н.
Каменные лабиринты на Новой Земле

Природа, 1999, № 2.
(58/59) – граница страниц.


Владимир Николаевич Калякин, кандидат биологических наук, научный сотрудник кафедры биогеографии географического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Участник многочисленных экспедиций, в том числе на острова Северного Ледовитого океана. Неоднократно публиковался в «Природе».

ЛЕТОМ 1997 г. наша экспедиция работала на Новой Земле. На п-ове Медном восточного побережья пролива Костин Шар (он отделяет о.Междушарский от о.Южного) мы обнаружили два каменных лабиринта — до сих пор на архипелаге они были неизвестны.

Каменным лабиринтом называют сооружение древнего человека, выложенное на земле в виде сложной фигуры, составленной из двух встречных спиралей. Их размеры варьируют от 5-6 до 30 м в диаметре. Каменные лабиринты классического типа в своей центральной части включают крест. Они известны в Ирландии, Англии, Швеции, Норвегии, на севере Кольского п-ова и в Финляндии. Каменные лабиринты упрощенного типа — без крестообразного пересечения в центральной части — распространены по островам и побережьям Белого моря, в Финляндии, на севере Германии. Несмотря на то, что к настоящему времени число известных лабиринтов приближается к 150, их «авторы», предназначение и возраст остаются невыясненными, хотя существует множество предположений на этот счет.

Лабиринты Новой Земли относятся к классическому типу. Один из них, наиболее сохранившийся, был найден М.Н. Ивановым. Второй, обнаруженный мной на противоположном берегу того же залива, частично разобран: его камни использовались кем-то на обкладку большой четырехугольной палатки, которую ставили в 25-30 м от лабиринта. В результате от него осталась лишь входная часть и отдельные фрагменты концентрических спиралей. Диаметр первого лабиринта — 12-13 м, другой — несколько меньших размеров. Хотя общее их расположение (59/60) по отношению к береговой линии различно, входы у обоих ориентированы на запад. Оба сооружения удалены на 30-40 м от моря и находятся на низкой (около 4 м над ур.м.) первой морской террасе с гравийно-галечниковой поверхностью. Чуть севернее первого из них на той же террасе расположено несколько каменных выкладок меньшего размера кольцевой или округлой формы. Для них использованы такие же камни, что и для сооружения лабиринтов: преимущественно сильно уплощенные, диаметром в основном от 20 до 40 см. В этих, возможно, более ранних по сравнению с лабиринтами выкладках некоторые камни сильно растрескались, а один из них, сохраняя еще внешний контур, уже почти не различим в окружающем мелкогравийном субстрате: достаточно наступить человеку или животному, чтобы камень окончательно «растворился» в окружающем гравии. Скорее всего именно по этой причине имеется и целый ряд нарушений изначального расположения камней внутри в общем-то целого лабиринта.


Карта-схема южной части Новой Земли. Место, где обнаружены каменные лабиринты и остатки жилища, показано цветным кружком.


Область распространения каменных лабиринтов. Сплошной черной линией очерчена известная зона их нахождения, штриховой — предполагаемая (Исландия), цветной линией обведен район наибольшей концентрации каменных лабиринтов классического типа и известных стоянок мезолитической культуры комса.

Кроме того, в 300-400 м от первого лабиринта на каменистом гребне я обнаружил примитивное полуобвалившееся жилище, стены которого были выложены из крупных камней. Верхняя часть этого сооружения скошена с юга на север, а вход в него располагался с запада. Вероятно, жилище накрывалось сверху жердями, шкурами и дерном, остатков которых не сохранилось. От него уклон гребня к морю становится круче, и отсюда открывается широкий обзор морской акватории и прилежащего побережья. До берега моря — около 200 м, причем имеется крошечный заливчик, закрытый сушей от северных ветров, с пологим ровным спуском к воде. Эта бухточка весьма удобна при использовании любого легкого плавсредства. Несколько выше по гребню можно пройти к ближайшему пресному озеру, расположенному в 120-150 м. Рядом с жилищем расположено несколько небольших участков с хорошо развитым почвенно-растительным покровом, (60/61) резко отличающимся от окружающего голого каменистого субстрата. Вероятно, именно здесь длительное время разделывали добычу или же находились ямы-хранилища для мяса и рыбы. Накопившаяся органика с течением времени и дала основу для образования микрооазисов.


Каменный лабиринт, найденный М.Н.Ивановым на Новой Земле. Фото М.Н. Иванова


Стилизованная реконструкция этого же лабиринта, сделанная автором (штрихом изображены сильно нарушенные участки).

От местных рыбаков нам стало известно, что на берегу оз.Нехватова (в относительно недавнем прошлом оно было морским заливом) имеется еще один лабиринт. Поэтому достаточно велика вероятность найти в будущем в прибрежной полосе архипелага и другие сооружения древних жителей Новой Земли: ведь работой нашей экспедиции был охвачен лишь небольшой участок побережья.

О чем свидетельствуют новоземельские лабиринты?

Обнаружение каменных лабиринтов на юге Новой Земли не только (61/62)


Участники экспедиции рядом с хорошо сохранившимся лабиринтом. Фото Е.Ю.Замесовой


Эта семейка в течение нескольких часов отдыхала вблизи найденного лабиринта. Фото М.Н.Иванова (62/63)


Так выглядят остатки сложенного из камней жилища, найденного вблизи лабиринта, и один из микрооазисов рядом с ним. Фото Е.Ю.Замесовой


Северный олень. Следы оленей мы видели в нескольких метрах от лабиринта. Фото М.Н.Иванова (63/64)

существенно расширяет известный ранее ареал этих сооружений на восток. Эта находка уже сейчас позволяет по-новому подойти и к попытке ответа на вопрос: кто же их выкладывал?

Подавляющее большинство исследователей считает, что до проникновения на Новую Землю русских (самое раннее упоминание об этом в Европе относится к концу XV в.) никакого населения на архипелаге не было. О сезонных промыслах поморов и ненцев становится известно в XVI в. благодаря экспедициям С. Барро и В. Баренца.

Существует лишь одна публикация, в которой приводятся сведения о непосредственных встречах с местными жителями — не поморами и не ненцами. Французский врач П. Ламартиньер, совершивший путешествие на Новую Землю в 1653 г., свидетельствует,1) что эти люди вели образ жизни, сходный с эскимосским или алеутским. Их летние одежды были сшиты из птичьих шкурок, а обувь — из шкур «морской коровы» (так у Ламартиньера). Они плавали на легких кожаных лодках (в книге приведен рисунок, на котором такую лодку переносит на плече один охотник), а их вооружение составляли копья, гарпуны, остроги и луки со стрелами.

На участке побережья, где были встречены местные жители, стояло несколько идолов, изготовленных из высоких древесных пней (в описании дан соответствующий рисунок), причем Ламартиньер пишет, что здесь же росли и отдельные низкорослые сосны. Вероятно, за сосну была принята лиственница Сукачева, несколько на нее похожая. Отметим, что это единственное свидетельство о наличии на юге Новой Земли еще в середине XVII в. деревьев представляет исключительный интерес и безусловно нуждается в специальной проверке.

Ламартиньер пишет, что дважды, примерно с недельным перерывом, они высаживались на Новую Землю в одном и том же месте, где и видели аборигенов. В первый раз вступить с ними в контакт не удалось, так как эти люди проворно скрылись в глубь острова. При второй же высадке часть экипажа судна устроила в береговой пещере засаду, и в результате удалось захватить мужчину и женщину, высадившихся с лодки (в дальнейшем их увезли в Европу). Надо сказать, что пещеры на Новой Земле крайне редки. Помимо указания Ламартиньера мне известно еще лишь одно упоминание о них: в районе Обманного Шара, вблизи южной оконечности о.Междушарский,2) т.е. всего лишь в 35-40 км от найденных нами лабиринтов и жилища.

Однако, если обратиться к рассказам многочисленных поморов — корреспондентов И.И. Лепехина — о Новой Земле, мы не найдем в них никаких сведений об обитавших на ней ранее жителях, хотя некоторые промышленники ссылались не только на свой опыт, но и — своих отцов и дедов.3) Вероятно, именно за период с середины XVII до начала или середины XVIII в. аборигены с Новой Земли исчезли. Скорее всего они были уничтожены.

Поскольку они располагали весьма примитивными лодками, не пригодными для плавания в открытом море, наиболее благоприятным для них и, видимо, единственным новоземельским районом, где они могли при тогдашнем изобилии морского зверя существовать, был пролив Костин Шар. От (64/65) собственно Баренцева моря он защищен о.Междушарским, а его внутренняя акватория изобилует мелкими островами, что безусловно делает плавание по нему даже на утлых суденышках относительно безопасным. Проникнуть же эти люди могли сюда с севера Кольского п-ова по кромке сезонных льдов, причем не целенаправленно, а во время постоянных охот на морского зверя. Кстати, именно таким путем гораздо более обширный ареал в свое время освоили эскимосы, расселившиеся из тундр Канады до Гренландии и побережья Чукотки.

В связи с этим исключительный интерес представляет еще более раннее свидетельство, правда косвенное, о постоянно обитавших на Новой Земле в конце XVI в. людях. Участник 1-й и 2-й экспедиций В. Баренца голландец Я.Г. ван Линсхоттен сообщает, что 30-31 августа 1595 г., когда судно стояло в Вайгацком проливе (т.е. в проливе Югорский Шар), он из разговора с ненцами узнал, что их с севера Вайгача «прогнали люди с Новой Земли, за что они им отомстят, когда представится случай».4)

Вообще же ненцы и поморы в разговорах с голландцами неоднократно подчеркивали сезонный характер своего пребывания на Вайгаче и на Новой Земле, куда они отправлялись ежегодно на промыслы (к тому же у ненцев на Вайгаче были и святилища — на севере и на юге этого острова).5) Таким образом, ясно, что контакты аборигенов Новой Земли с ненцами, да, вероятно, и с поморами, не всегда были мирными, а явное превосходство последних в вооружении скорее всего и решило в конце концов участь первых. В XVIII в. Костин Шар уже практически полностью был освоен поморами под сезонные промыслы.

В поисках подходящего этноса

Существует предположение археолога Н.Н. Гуриной о саамском (лопарском) происхождении каменных лабиринтов.6) Однако новоземельские и другие находки никак в эту гипотезу не укладываются. Во-первых, ареал этих сооружений значительно шире ареала саамов. Во-вторых, именно в пределах последнего (Беломорье, часть Финляндии) помимо классического типа широко распространен упрощенный тип лабиринта, что свидетельствует о явном заимствовании его у другой культуры. И, наконец, исходно саамы — это оленеводы, явившиеся первой волной самодийцев, выходцев из северных районов Центральной Азии и освоивших тундровые и северотаежные районы между Западным Таймыром и севером Скандинавии.7) Для них частичное освоение прибрежно-морских экосистем было вторичным, как и знакомство с каменными лабиринтами.

Получается, что лабиринты Новой Земли могут быть связаны лишь с обитавшими здесь еще до поморо-ненецкой экспансии прибрежно-морскими охотниками, о которых уже сказано выше. По моему мнению, эти люди на Новой Земле — прямые потомки представителей мезолитической культуры комса или родственной ей культуры фосна. Первая из них была распространена на крайнем севере Кольского п-ова и Скандинавии, а вторая в более южных прибрежных районах современной Норвегии. Полагают, что обе эти культуры исходно связаны с первобытными охотниками на дикого северного оленя.8) Эти (65/66) культуры существовали с 8-го тысячелетия до н.э. до середины 1-го тысячелетия до н.э. Кстати, именно в это время в пределах своего нынешнего ареала и Карелии появляются саамы, существовавшие уже за счет хозяйства производящего типа — оленеводства, к тому же располагавшие «транспортным» домашним оленем. И, видимо, отнюдь не случайно в это же время исчезают поселения прибрежноморских охотников и собирателей культур комса и фосна.

Но представители этих культур вряд ли были уничтожены полностью. С одной стороны, именно в прибрежно-морской полосе происходила взаимоассимиляция их с саамами, с другой — вытеснение, в том числе и за пределы исходного ареала на восток вплоть до Ямала9) и Новой Земли. Имеется еще один аргумент в пользу связи новоземельских лабиринтов и каменных лабиринтов культуры комса. Только в захоронениях последней, как на севере Кольского п-ова, так и в северной Норвегии, стилизованное изображение лабиринта наносилось на погребальные гребни, вырезавшиеся из кости или рога.

О вероятном влиянии античных культур

Помимо Северной Европы, для некоторых областей которой характерны лабиринты, выложенные из камней и даже дерна (последние, естественно, еще менее долговечны), сама фигура лабиринта известна во многих странах, особенно в Восточном Средиземноморье. У древних греков и римлян слово лабиринт (labyrinthus) означало сооружение с многочисленными запутанными ходами («дом блужданий» или подземное царство). Наиболее известны лабиринт египетский — заупокойный храм фараона Аменемхета III (1840—1792 гг. до н.э.), критский, лемносский и италийский лабиринты, представлявшие собой громадные сооружения. Лабиринты часто изображались на надгробиях, стенах и полах храмов, на монетах. Более простые изображения, с начертаниями которых ряд авторов связывает происхождение в конце концов сложной фигуры лабиринта, известны с позднего палеолита, а исходный смысл этого изображения символизирует «дом-крепость бога преисподней» (в разных вариантах).10)

Показательно, что лабиринт классического типа, связанный с ритуалом захоронения, из Средиземноморья распространяется не только на восток — Кавказ, Среднюю Азию, Индию и Индонезию (а близкое ему изображение наносится на могильные плиты болгарами и дагестанцами), но и на запад — от крайнего севера Южной Америки до Мексики, т.е. в страны, куда хоть и крайне редко, но все же проникало влияние античных культур. Характерно, что на местной индейской почве укореняется местами именно этот элемент, связанный с захоронением умерших. Так, в 1800 г. А. Гумбольдту во время путешествия по р. Ориноко местные индейцы показывают в пещере Атаруипе захоронение исчезнувшего племени, на погребальных урнах которого, выполненных из полуобожженной глины, имелись изображения лабиринтов классического типа.

Поэтому не удивительно, что лабиринт, символизирующий подземное царство, потусторонний мир, обитель мертвых, играет важную роль при обряде захоронения и через него — обеспечения «правильного» пути душ умерших и их достойной загробной, и тогда уже бессмертной, жизни, что важно и для живых родичей, поскольку души усопших могут различно «относиться» к ним.

У ряда традиционных этносов с племенным укладом анимистические (от лат. anima — дух, душа) представления (66/67) сохраняются до современности (у ненцев, манси, эскимосов и многих других), но особенное значение и наиболее широкое распространение они имели в прошлом. Вообще захоронение (погребение), возникнув как преднамеренный обряд и ритуал еще в самом конце среднего палеолита, на протяжении последующей истории наших предков в течение десятков тысячелетий оставалось для них необходимой процедурой обеспечения загробной жизни, и масса примеров демонстрирует, что на это не жалели никаких затрат, времени и труда: так создавались курганы, грандиозные гробницы и египетские пирамиды. Поэтому и соответствующий опыт чужих этносов именно в этой сфере человеческой деятельности воспринимался успешнее, чем в других областях.

Лабиринты. Рисунки из книги А.Галана «Миф и символ» (М., 1992). Классические лабиринты в Европе: 1изображение на этрусском сосуде (VII в. до н.э.); 2изображение на критской монете (I в. до н.э.); 3каменная выкладка (Англия); 4каменная выкладка на о.Готланд (Швеция); 5каменная выкладка (Финляндия); 6древнегреческое изображение (ок. 1200 г. до н.э.). Неполные лабиринты: 7изображение на резном камне (Северная Осетия); 8каменная выкладка (Финляндия); 9лабиринт Соловецкого о-ва; 10 — каменная выкладка на Соловецком о-ве; 11 — выкладка из дерна в Германии; 12-15рисунки индейцев Северной Америки; 16 — гипотетическая эволюция лабиринта; 17способ построения лабиринта.

Попытки выяснить связь каменных лабиринтов Северной Европы с захоронениями предпринимались давно и неоднократно, но безуспешно. Однако это отнюдь не означает, что на (67/68) лабиринтах или перед ними не могли совершаться определенные ритуальные действия, после которых покойников погребали в удалении от них.


Лабиринтообразные фигуры с символами бога земли (о.Крит, 3—1 тыс. лет до н.э.).


Рисунок на этрусском сосуде (VII в. до н.э.).


Изображения лабиринтов, утративших исходный смысл и сохранившихся в качестве украшения: 1 — на стене в селе Хиндах (Дагестан); 2на солонке из Аварии.

На о.Бали (Индонезия) и сегодня, перед тем как кремировать останки усопшего, его ближайшие родственники, несущие гроб с мумифицированным телом, проделывают путь, повторяющий маршрут внутри классического лабиринта, хотя сама эта фигура ничем на земле не обозначается. Все это сопровождается сложнейшим ритуалом — своего рода хорошо подготовленным театрализованным представлением, в котором участвуют сотни людей. После завершения обряда сожжения начинается праздник, длящийся до следующего утра. По представлениям этих людей, такой обряд всегда будет помогать оставшимся в живых, а его нарушение чревато опасностями.

В условиях Новой Земли с исключительно коротким летом, абсолютным преобладанием каменистых субстратов и наличием мерзлоты погребение усопших могло иметь специфические особенности. Кстати, часть камней небольших выкладок, обнаруженных по соседству с одним из лабиринтов (в 60-150 м), сильно растрескалась (вполне возможно, что другие совсем разрушились), и, возможно, это обусловлено контактом с огнем (каменные плиты самих лабиринтов подобных нарушений не имеют). Именно на них могли сжигать трупы, готовить ритуальную пищу, наконец, просто вытапливать жир из добытых морских зверей, предварительно разделав их у самого берега, — все эти выкладки находились в нескольких десятках метров от уреза воды. (68/69)

Итак, анализ имеющихся сведений, лишь частично приведенных выше, свидетельствует о том, что исходное предназначение лабиринта тесно связано с обрядом погребения, обеспечения перехода души усопшего в потусторонний мир, к загробной жизни. В течение веков и тысячелетий первоначальный смысл и предназначение этого символа могли трансформироваться или даже утрачиваться.

Таким образом, каменные лабиринты Северной Европы, включая и Новую Землю, — это скорее всего — «облегченная» модель «дома блужданий», генетически связанная с Восточным Средиземноморьем и античным миром, а возможно, и непосредственно с Троей (ведь Троя по-гречески и Труйя по-этрусски — лабиринт). Согласно исландским сагам, родословная их героев восходит к Одину — одному из потомков троянского царя Приама, — совершившему вместе с другими (например, Брутом, или Бриттом, колонизовавшим Британию) исход из павшей Трои около 1260 г. до н.э.

Именно таким образом, кстати, можно объяснить распространение каменных лабиринтов из Восточного Средиземноморья по столь значительному ареалу (помимо уже перечисленных регионов они, вероятно, были и в Исландии). Ограниченные по численности общины колонистов, тем более на начальных этапах освоения земель (которое в большинстве случаев, по-видимому, завершалось неудачей), и не могли создавать мощных культовых сооружений. Они были вынуждены заменять их сильно упрощенными постройками из крупных камней (например, Стоунхендж в Англии) или даже чисто символическими (каменные лабиринты, а позднее, вероятно, и сейды — каменные кольца) моделями.

По-видимому, ритуал погребения, связанный с каменными лабиринтами, параллельно был усвоен местными жителями. Не удивительно, что больше всего каменных лабиринтов — в ареале культуры комса на крайнем севере Скандинавии и Кольского п-ова, наиболее длительно находившемся в относительной изоляции. Поэтому именно здесь аборигенный этнос — носитель еще мезолитической культуры — сохранялся наиболее долго уже на фоне новой волны колонизации — скандинавов с юга и саамов с востока. Важно при этом подчеркнуть, что и те и другие пришельцы были уже носителями культур производящего типа, начинали использовать железные орудия, тогда как культура комса оставалась на уровне первобытного потребительства, продолжала использовать орудия из камня, кости и рога. Вероятно, именно эта двойная волна колонистов в конечном итоге и решила судьбу аборигенных первобытных охотников и собирателей, а не какие-либо иные причины. Новая Земля скорее всего явилась последним (или одним из последних) рефугиумом (убежищем) этого этноса, исчезнувшего на рубеже XVII—XVIII вв.

Высказанные здесь соображения имеют, безусловно, весьма предварительный характер. Очевидно, что требуются как дальнейшие археологические исследования обнаруженных памятников и поиск новых, так и организация их охраны. Особый интерес представляет найденное нами жилище, поскольку по радиоуглеродным датировкам имеющегося здесь слоя органики можно установить абсолютный возраст памятника. (69/70)


1) Ламартиньер П. Путешествие в северные страны (1653) // Зап. Моск. археол. ин-та. M., 1912. T. XV.

2) Носилов К.Д. На Новой Земле. СПб, 1903. Ссылаясь на рассказ ненца (начало 80-х годов прошлого века), автор пишет, что в стародавние времена здесь в пещерах, т.е. у Обманного Шара, «жила чудь белоглазая». На мой взгляд, не стоит придавать серьезного значения указанной «этнической» принадлежности обитателей пещер, тем более что, согласно рисункам и описаниям Ламартиньера, местные жители не походили на европеоидов: они были черноволосы, с широкими уплощенными лицами, темноглазые, с сильно пигментированной кожей, низкорослые и коренастые.

3) Лепехин И.И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства. Ч. 1-4. СПб, 1771—1814.

4) Линсхоттен Я.Г. ван. Нидерландские экспедиции к северным берегам России в 1594—1595 гг. // Зап. по гидрографии. Петроград, 1915. T. XXXIX. Вып. 4.

5) Хлобыстин Л.П. Древние святилища острова Вайгач // Пробл. изучения ист.-культ. среды Арктики. М., 1990.

6) Гурина Н.Н. История культуры древнего населения Кольского полуострова. СПб, 1997.

7) Хомич В.В. Ненцы. Историко-этнографический очерк. М.; Л., 1996; Помишин С.Б. Происхождение оленеводства и доместикация северного оленя. М., 1990.

8) Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Каменный век. М., 1973; Шумкин В.Я. Влияние природно-экологического фактора на заселение арктических районов северо-запада Европы // Пробл. изучения ист.-культ. среды Арктики. М., 1990.

9) Чернецов В.Н. Древняя приморская культура на полуострове Ямал // Сов. этнография. 1935. № 4-5; Лашук Л.П. Сиртя — древние обитатели Субарктики // Пробл. антропологии и ист. этнографии Азии. М., 1968.

10) Голан А. Миф и символ. М., 1992.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru