Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
К разделу Греческий мир
[190]
Вестник древней истории. 1965, № 1.
[190] – начало страницы.
Разрядка заменена жирным.
На территории Академии Платона2) продолжались работы под руководством Ф. Ставропулоса. На участке к югу от так называемого «священного дома» обнаружены культурные напластования от периода геометрического стиля до византийского времени. Установлено, что на участке этом совершались жертвоприношения еще до сооружения «священного дома», построенного в XI—IX вв. до н.э. Вскрыта часть комплекса построек Академии римского времени. Это — 11 помещений, половина обширного здания с баней, от которой хорошо сохранились гипокаусты. Среди находок на различных участках Академии — несколько рельефов, среди которых выделяется архаический рельеф с изображением Гермеса и нимф (рис. 1), прекрасный саркофаг III в. н.э., мраморная голова, императора (Галлиена?), жертвенник II в. н.э. с надписью, фрагменты надписей.
Рис. 1
В Элевсине3) в 1963 г. велись раскопки здания I—III вв., расположенного к западу от Больших Пропилеи. Руководитель раскопок И. Травлос предполагает, что это здание служило местом жительства жреческого персонала Элевсина, поскольку у дворика этой постройки стоял алтарь и к западу от алтаря найден маленький храм. Очень интересен найденный в одной из комнат необычный бронзовый диск (диаметром 0,1 м) с хорошо сохранившимся рельефом III в. н.э. (рис. 2). На рельефе представлена сидящая на квадриге женщина со скипетром в правой руке и петухом — в левой. Вокруг изображены солнце, луна, звезды, керикейон, мак и другие символы, обрамленные лавровым венком. Сцена эта трудна для интерпретации. И. Травлос предполагает, что женская фигура — это Исида — Деметра и что рельеф на [191] медальоне, таким образом, отражает синкретизм астральных культов с почитанием древних божеств.
Рис. 2
В Бравроне в 1963 г. работы не велись в связи со смертью руководителя раскопок И. Пападимитриу. В 1961—1962 гг.4) была произведена реконструкция священной стои V в. до н.э. В восточной части этой стой обнаружен фундамент более ранней постройки VII—VI вв. до н.э. Из находок отметим мраморную колонну с надписью, в которой указано количество трапез и клин, находящихся в каждом помещении. Вероятно, этот перечень относится к стое, так как число указанных комнат совпадает с количеством открытых в стое помещений — жилых комнат молодых жриц — «медведиц», головки статуй которых были обнаружены при раскопках в 1960 г. Большое значение для изучения святилища Артемиды имеет надпись на другой колонне, содержащая постановление народного собрания афинян:
Некоторые названные здесь сооружения уже отождествлены с раскопанными, другие — гимнасий, палестра — еще предстоит найти. К востоку от стои найден фрагмент каменного рельефа с изображением головы Полидевка II в. н.э. Вероятно, на месте развалин храма Артемиды Иродом Аттиком был построен памятник в честь его ученика Полидевка. Из раскопок 1962 г. представляет интерес раскрытие к западу от стои каменного моста (длина 9,2 м, ширина 9,06 м) середины V в. до н.э. Раскопки к востоку от храма дали основание для предположения о существовании более древнего храма. При работах к западу от храма было найдено множество предметов VII — конца V вв. до н.э. Считают, что место это служило для приношений в период до персидского нашествия 480 г., когда, согласно Павсанию (III.16.8; VIII.46.3), персы вывезли ксоавон Артемиды из Браврона в Сузы. В ходе раскопок было сделано огромное количество разнообразных находок, число которых исчисляется сотнями, — керамика, терракоты, золотые и бронзовые украшения, изделия из слоновой кости, каменные резные печати, зеркала, деревянные сосуды и статуэтки, архитектурные детали, скульптуры, рельефы, надписи. Среди них следует отметить фрагмент мраморного рельефа с изображением сидящей женщины и большой мраморный рельефный алтарь (оба V в. до н.э.), бронзовое зеркало с посвящением Гиппилы, дочери Онетора, Артемиде Бравронской, костяную флейту, деревянную статуэтку женщины, на голову которой накинут пеплос.
И. Сакелларакис обследовал восточный склон древнего акрополя. Здесь были зафиксированы остатки поселения позднеэлладского времени. Раскрыт дом позднеэлладского III периода и две могилы среднеэлладского времени.
В Перати,5) на северном берегу залива Порто-Рафти (восточное побережье Аттики), С. Иаковидис завершил начатые в 1953 г. работы по исследованию обширного некрополя позднеэлладского времени. За последние три сезона были вскрыты 60 каменных гробниц с толосами позднеэлладского IIIг периода. Таким образом, общее количество гробниц некрополя Перати достигает 160. Зафиксированы еще пять случаев обряда кремации (теперь всего — 11). Факт наличия кремации на некрополе Перати чрезвычайно важен, поскольку это самый древний в материковой Греции пример сожжения тел умерших.
Гробницы представляют собою семейные склепы. Большинство гробниц не ограблено и содержит богатый инвентарь — сотни сосудов (общее число их достигло 1264), золотые, янтарные и стеклянные бусы, кольца, золотые пластинки, пряслице из слоновой кости,, египетские скарабеи, каменные печати. Некрополь Перати является первоклассным памятником последнего периода микенской эпохи. Он свидетельствует о значительном росте сельских поселений этого периода. [192]
Начиная с 1957 г. и особенно в 1962 и 1963 гг. после шестидесятилетнего перерыва под руководством Д. Теохариса возобновлены раскопки на акрополе Сескло6) (около гор. Волоса). Главное внимание обращено на изучение стратиграфии слоев. В результате работ на северо-восточной стороне холма акрополя установлена совершенно новая стратиграфическая шкала: слой докерамического неолита (VII тыс.), ранненеолитический слой (середина VI — середина IV тыс.), подразделяемый на четыре фазы: Р. Η. Ι (начало керамического производства), Р. Н. II (фаза ранних расписных сосудов), Р. Н. III (фаза монохромных сосудов), Р.Н. IV (соответствующая культуре Сескло).
В Фивах Фтиотийских (Неа Анхиалос)7) П. Лазаридис продолжал раскопки большого общественного здания. Вскрыты западный портик атрия, два помещения к западу от портика, полукруглое водохранилище. Здание имеет три строительные фазы. Согласно многочисленным монетам, оно существовало с III по VI в в.
В Амфиполе8) Д. Лазаридис вел работы на некрополе позднеэллинистического и римского времени. Раскопан курган, в котором открыта гробница «македонского» типа III в. до н.э. В 1962 г. Е. Стикас раскопал третью по счету раннехристианскую базилику с мозаичными полами.9)
В Филиппах10) С. Пеликанидис продолжал начатые в 1958 г.11) раскопки восьмигранного храма и примыкающих к нему построек раннехристианского времени (баптистерий с гипокаустами, водохранилище и др.).
В Левкадии Наусы12) продолжены обследования под руководством Ф. Пецаса монументальной двухкамерной гробницы с двухэтажным фасадом «македонского типа». В местности Балтането Наусы обнаружено здание римской виллы с мозаичными полами.. II в. н.э.
В южной Феспротии, в деревне Μесопотамон, вблизи реки Ахерон Дакарис продолжил начатые в 1958 г. раскопки13) оракула мертвых (некромантии эллинистического времени). В результате раскопок последних трех лет14) уточнено время существования оракула — вторая половина III в. до н.э. — и дата его разрушения — пожар 168 г. до н.э. В 1963 г. была раскрыта вся западная площадь святилища. Установлено, что место это было заселено уже в позднеэлладский период, о чем свидетельствуют находки под эллинистическими постройками фрагментов керамики и плитовой могилы этого времени. С севера к святилищу примыкают помещения, служившие, как полагает руководитель раскопок, жильем для жрецов и гостиницей для приезжающих.
Н. Ялурис продолжал обследование эллинистическо-римского театра в Элиде.15) Открыта наибольшая часть орхестры и западный парод. В южном и западном секторах театра обследованы три террасы. Первая из них относится еще к первой половине IV в. до н.э. Из находок здесь отметим множество глиняных женских бюстов первой половины IV в. до н.э., фрагменты чернолаковых сосудов конца V — первой половины IV в. Вторая и третья террасы — эллинистического времени. Установлен уклон кэла театра (23,5), над которым обнаружены на одинаковом расстоянии друг от друга прямоугольные камни, на которые, вероятно, опирались скамьи — эдолии театра. Вдоль внутренней террасы западного парода открыты пять могил субмикенского и протогеометрического времени, принадлежавшие большому некрополю, который располагался на западной территории театра и за сценой.
Существование некрополя указывает, что это место было обжито в период «дорийского нашествия», а находка протоэлладского склепа является доказательством деятельности человека здесь уже в III тыс.
Микены. Раскопки внутри микенского акрополя продолжал Г. Милонас16) (архитектурный комплекс к югу от [193] северной «киклопической» оборонительной стены). Раскрыто здание из четырех помещений, датируемое позднеэлладским IIIв периодом. Из находок следует отметить статуэтки из глины и слоновой кости, два фрагмента египетской фаянсовой таблички с двухсторонней одинаковой иероглифической надписью — картушем — времени 18 династии и свинцовые сосудики. Вдоль северо-восточной стороны этого здания проходила улица, к западу от нее вскрыты четыре помещения, по-видимому, склады.
К северу от сокровищницы Атрея Г. Милонас продолжал раскопки жилого комплекса (дом I-1, I-2, I-3) позднеэлладского III в периода. На полу одного из домов найдены фрагменты расписной штукатурки, вероятно, покрывавшей стены.
В хоре Микен Н. Верделис в 1962 г.17) обследовал четыре толосообразных гробницы. Все они позднеэлладского III периода.
При раскопках к востоку от «дома торговца маслом» Н. Верделис18) установил наличие в середине его восточной стороны главного входа с портиком. Рядом обнаружена постройка времени раннегеометрического стиля (около X в.), состоящая из проталамоса и двух помещений (мегарообразный апсидальный дом); центральное помещение (домос) разделен стеной на две неравные части. Среди находок встречаются сосудики, по всей вероятности, культового характера. Не исключена возможность, что здесь был храм. В таком случае это самое раннее святилище времени геометрического стиля.
Большое значение для изучения планировки Микен эпохи бронзы имеет открытие вдоль восточной стороны «дома торговца маслом» и «дома щитов» улицы шириной в 3,7 м.19) Это самая широкая улица Микен, и факт ее наличия вполне оправдывает гомеровское название ευρυάγυια Μυκήνη — «широкоуличные Микены» (Il., IV.52). На расстоянии около 25 м к востоку от «дома сфинксов» открыты фундаменты двух помещений микенского дома, названного «юго-восточным домом».20) Под его фундаментом вскрыты остатки мегарообразного дома, найдены фрагменты керамики, грунтовая могила срёднеэлладского — начала позднеэлладского I периода.21) Однотипная постройка того же времени была раскрыта в 1961 г.22) около так называемого «западного дома». Эти постройки синхронны со вторым кругом могил (перибол В) и доказывают, что на территории Микен существовало поселение в среднеэлладское время.23)
С. Маринатос продолжал изучение хоры Πилоса.24) Около деревни Мирос на холме Перистерия, где расположено поселение микенского времени, велись раскопки монументальной толосной гробницы (диаметр 12 м), давшей материал позднеэлладского III периода. Толос-1 был построен на месте дома, остатки которого уцелели на восточной стороне гробницы. Под полом этого дома раскрыты детские плитовые могилы среднеэлладского времени. На расстоянии 80 м к югу раскрыты Толос-2 (диаметр 11 м), разграбленный, и Толос-3 (диаметр 7,5 м), обведенные оградой диаметром 32 м. При раскопках дромоса Толоса-2 найдены многочисленные золотые листки, янтарные бусы и керамика позднеэлладского II периода, глиняные статуэтки позднеэлладского III периода. Холм Перистерия представляет собою естественное укрепление, доступное только с южного склона, где обнаружены остатки «киклопической» стены. На территории холма зафиксированы жилые постройки. Таким образом, открывается еще один важный центр микенской культуры в западном Пелопоннесе.
В 15 км к северо-востоку от Пилоса,25) у подножья горы Маглава, на холме Катаррахаки, к востоку от деревни Кукунара возобновлены начатые в 1958 г.26) раскопки поселения с акрополем позднеэлладского I—IIIв периода (1580—1200 до н.э.). Маринатос связывает это поселение с одним из девяти городов, подчиненных Нестору и упомянутых в каталоге кораблей, существование которых подтверждено текстами табличек линейного письма В из Пилоса. В хоре этого поселения раскопаны два толоса27) (один конца XV в., второй XIII в.).
На местечке Палеохорафа28) обнаружены остатки поселения (развалины большого многокомнатного дома) и толос (диаметр 3,5) м) с 17 захоронениями позднеэлладского III периода. Характерными находками в доме являются ванные. Ванные встречаются на материковой Греции [194] исключительно при мегаронах Пилоса и являются свидетельством тесных связей Пилоса с Критом.
А. Орландос в течение двух последних сезонов продолжал раскопки на агоре Μессены.29) Полностью завершено раскрытие восточной стои агоры. Раскапывались северо-восточная часть стои и примыкающий к ней «ойкос». Как и в предыдущие годы, найден ряд скульптур (огромная мраморная голова мужчины раннеримского времени, фрагмент мраморной головы женщины и др.). Интересен фрагмент надписи второй половины II в., представляющей постановление членов совета. В ней устанавливается штраф за ложные показания свидетелей по делу о заготовках (παραθέσεως) пшеницы.
На северо-западном участке агоры открыта третья каменная лестница с восьмью ступенями. К этой лестнице примыкает здание, которое определили как храм Артемиды. У его входа, in situ найдена стела с текстом постановления эпимелетов Οδπησίας о посвящении в честь Мнасикрата, сына Филоксениа {так в журнале. OCR}. Оригинальна планировка этого храма. Он представляет собою прямоугольное здание, разделенное колоннами на три части. Вход в храм находится в боковой длинной стене. В центральном помещении храма, у задней стены, найдена база от статуи. Перед ней стояла трапеза для бескровных жертв и полукругом многие базы статуй жриц Артемиды, как это видно из надписей. Одну из этих статуй сделал неизвестный ранее скульптор Δημήτριος ’Απολλωνίοο ’Αλεξανδρεύς εηοίησεν. В другой стихотворной надписи упоминается жрица МЕГ, держащая в руке деревянную статую (βρέτας) Артемиды:
Из этих надписей мы узнаем, что Артемида почиталась здесь с эпитетом -Όρθια «Восходящая», который часто встречается в надписях из Лакедемона и Аркадии. Из шести найденных в храме безголовых статуй жриц позднеэллинистического времени одна держит на левой руке маленькую статую, которая, как полагает А. Орландос, является упомянутой в надписи βρέτας Артемиды. Правая же рука поддерживает факел, упомянутый в 5 строке. Перед храмом найдена база с надписью начала II в. до н.э., в которой назван победитель олимпийских игр в состязании по борьбе ΑΝΤΙΣΘΕΝΗΣ ΠΟΛΥΣΤΡΑΤΩ ΟΛΥΜΠΙΑ ΠΑΛΑΝ.
К югу от храма Артемиды раскрыты четыре помещения, по-видимому, культового назначения, поскольку характерными находками здесь являются базы статуй и многочисленные фрагменты скульптуры.
На изучении топографии и отдельных памятников Лаконики была сосредоточена работа X. Христу.30) К северу от Калогония (пригород Спарты) раскопана постройка прямоугольного плана (13*8,5 м) архаической эпохи. Предполагают, что это — святилище на дороге Спарта — Менеласион. В 20 км к югу от Спарты у деревни Антохорион на месте византийской церкви зафиксированы остатки нового поселения, жизнь которого не прерывалась с микенского периода до византийского. В Психико (к юго-западу от Спарты) открыт новый архитектурный памятник (17,6*14 м). Это постройка больших размеров эллинистическо-римского времени. Полагают, что ее можно отождествить с святилищем Зевса Плусия, о котором упоминает Павсаний (III.19.7). Из находок интерес представляют фрагменты мраморной статуи, рельефные плиты и архитектурные детали.
По другую сторону р. Еврота, у местечка Ктиракия (район Афису), обнаружен героон — храм в честь героя, прямоугольного плана (10*12,2 м) классического времени. В раннеримскую эпоху он был превращен в семейный склеп, судя по находкам четырех мраморных саркофагов, а в раннехристианское время путем пристройки апсидального помещения преобразован в храм. Разрушение этой постройки, по предположению руководителя раскопок, падает на период нашествия готов.
Под полом апсиды на глубине 7,6 м был открыт тайник, в котором аккуратно лежали многочисленные фрагменты мраморных статуй, рельефов и колонн. На рельефах, украшавших фриз храма, изображены сцены из дионисийского цикла. Они относятся к эпохе Флабиев {так в журнале. OCR} и копируют прототипы IV в. до н.э. Особый интерес представляет мраморная голова мужичины, вероятно, Геракла. Не исключена возможность, что героон принадлежал Асклепию-Котилею, который локализуется в этом районе. Героон этот по преданию построил Геракл (Paus., III.19.7). [195]
В Этолии, на холме Агио Илиас, вблизи реки Ахелой,31) Б. Макрокостас открыл четыре толосообразные гробницы позднеэлладского периода. Размеры их сравнительно невелики — диаметр наибольшего достигает 5,25 м (рис. 3). По конструкции они не отличаются от других микенских толосов, распространенных по всей материковой Греции. Толосы дали богатый инвентарь — предметы украшения (кольца, пластинки золотые и из слоновой кости, бусы золотые, янтарные и стеклянные), оружие (бронзовые ножи, наконечники копий и стрел, кремневые наконечники стрел, пластинки шлема из клыков кабана), пряслица, каменные печати с изображениями животных и рыб, глиняные статуэтки, многочисленные сосуды. Находка этих толосообразных гробниц и богатство их инвентаря дает право предполагать, что Этолия в позднеэлладское время входила в состав микенского мира. Кроме того, на территории этих гробниц были найдены каменный топор, кремневые наконечники стрел и множество фрагментов сосудов; относящихся к неолитической эпохе — IV фазе раннего неолита32) (первая половина IV тыс.). Неолитические находки в Этолии исключительно важны, так как в западной части центральной Греции до сих пор следов эпохи неолита найдено не было. Тем самым намечается еще один пункт неолитической культуры Греции.
Рис. 3
На о. Парос33) А. Орландос продолжал раскопки раннехристианского храма. В северной его части ниже уровня пола открыт мозаичный пол большого общественного здания III—IV вв. н.э. На мозаиках представлены подвиги Геракла. Хорошо сохранились сцены, изображающие Геракла с эримантским кабаном и керинейской ланью (рис. 4). Найдена надпись паросских эфебов середины II в. н.э., вторично использованная при строительстве храма.
Комплексное изучение Наксоса34) продолжает Н. Контолеон. Ведутся раскопки города микенского времени. Под этими постройками встречается керамика среднеэлладского периода (так называемая минийская) начала II тыс. до н.э. На склоне холма Опломата продолжены раскопки некрополя, сильно разрушенного при строительстве городского квартала в IV в. н.э. Некрополь использовался от протогеометрического времени до классического. Раскопан дом IV в. н.э. с мозаичным полом хорошей сохранности (нимфа на быке-рыбе). Южнее некрополя, у берега, где в 1949 г. были вскрыты постройки кикладекой эпохи, среди других находок керамики обнаружен фрагмент микенского сосуда с нарезным знаком, похожим на знак линейного письма А.
На о. Лесбос С. Харитонидис возобновил раскопки в западной части г. [196] Митилины, где в 1930 г.35) был открыт мозаичный пол здания начала IV в. н.э. с изображениями сцен из комедий Менандра. Новые работы36) дали очень интересные результаты. Здание представляет собою типичный римский дом с атрием. На западном участке дома открыты три комнаты. Мозаичный пол западной комнаты состоит из восьмигранника, где изображены Орфей в лесу, животные и птицы. На полу восточной комнаты — девять прямоугольных панно. На трех боковых изображены Менандр (рис. 5), муза Талия и Сократ со своими учениками Симмием и Кебетом. На остальных семи панно представлены сцены из комедий Менандра с надписями их названий и действующих лиц. Комедии эти — Πλοκίου, Σαμίας, Συναριστωσων, Μεσσηνίας, Θεοφορουμένης (рис. 6), 'Εγχειριδίου, Επιτρεπόντων. В атрии центральная часть пола покрыта мраморными плитками, а в северной части найдены четыре мозаики со сценами из четырех других комедий Менандра: Κυβερνητων, Λεοκαδίας, Μ(ε)ισουμένου, Φάσματος.
Рис. 4
В юго-восточной части о. Крита влизи гор. Ситии, в местности Като Закрон, на юго-западном склоне холма Агиос Антониос Н. Платон в 1961 г.37) открыл пятый по счету (после Кноса, Феста, Малии и Гурнии) дворец и комплекс построёк позднеминийского I в периода (1600—1500 до н.э.). Результаты раскопок 1962—1963 гг.38) следующие. На поселении раскопаны семь многокомнатных домов (более 75 помещений). Дома были двухэтажными. На первом этаже в основном располагались кладовые (зерна, масла, вина). Эти кладовые напоминают комплекс коридоров-кладовых Кноса. О существовании второго этажа свидетельствуют каменные лестницы и остатки стенной расписной штукатурки. Находки состоят из множества глиняных и каменных сосудов, грузил, бронзовых предметов. В одном из домов раскопана винодельня. Между домами проходила ступенчатая улица, выложенная камнями, как и улицы Гурнии.
Очень интересные результаты дали раскопки дворцового комплекса. Мощные [197] стены, три системы кладовых с громадными пифосами и сосудами, многочисленная, богато орнаментированная керамика, медные слитки в форме талантов,значительное количество сырья (слоновая кость, стеатит, красный мрамор) и, наконец, обширная площадь здания со множеством помещений — все это характеризует постройку как дворцовую. Нужно отметить, что вскрыто еще меньше половины площади этого дворца. По предварительным данным дворец должен был состоять приблизительно из 150 помещений. Его планировка сходна с планами известных минийских дворцов (расположение комнат в виде лабиринта с ложными коридорами и многочисленными дверями). Удалось определить назначение некоторых помещений. Среди них — сокровищница, архив, святилище, мастерская, царский зал. Сокровищница дворца, в Като Закрон — самая богатая из всех сокровищниц, обнаруженных до сих пор на Крите. Среди находок, сделанных в ней, — четыре клинка из слоновой кости, шесть медных талантов, два золотых меча, большой бронзовый котел, многочисленные сосуды из глины, камня и металла ритуального характера, ритоны из порфирита, горного хрусталя и фаянса, кубки из диорита, мрамора, алебастра, опсидиа-на, светильники из камня и др. В трех нишах хранилища документов найдены десять глиняных табличек с многострочными надписями линейного письма А. Еще пять таких табличек были обнаружены в другом помещении. В святилище находились каменные скамьи, идолы и священная утварь. Открыты также три других помещения с высокими каменными трапезами ритуального характера. Богатые находки дал царский зал — ритон с рельефным изображением святилища, ритон в форме головы быка из стеатита, три таблички с надписями линейного письма А, многочисленные украшения, различные инструменты и т.д. При этом следует иметь в виду, что значительная часть находок приходится на помещения второго этажа, который не сохранился. Все это показывает, что перед нами одна из важнейших дворцовых построек Крита, просуществовавшая около 100 лет (в течение XVI в. до н.э.).
Рис. 5 |
Рис. 6 |
К востоку от Гераклиона С. Алексиу обследовал дополнительно открытую ранее толосную гробницу. При предыдущих работах в гробнице были найдены многочисленные сосуды дворцового стиля и амфора с иероглифической надписью фараона Тутмоса III. В 1963 г.39) обнаружены два глиняных саркофага, пиксида из слоновой кости с рельефными изображениями вооруженного мужчины и акробата, поднимающего быка. Обе находки являются прекрасными образцами минийского искусства первой половины XV в. до н.э. и по своему высокому качеству могут быть сопоставлены с рельефными сосудами из Агии Триады, и. с золотыми кубками типа Вафио. Среди других находок — гребень из слоновой кости, сосуды дворцового стиля, треножники, золотые пластинки. К западу от Гераклиона, в местности Гизи, С. Алексиу раскопал сельский дом среднеминийского III — позднеминийского I периода. Тем самым на северном Крите намечается еще одно новое поселение.
1) Α. Κ. 'Ορλάνδος, Το "Έργον της 'Αρχαιολογικης Εταιρείας κατά 1962, 'Αθηναι, 1963; он же, Το "Έργον... κατά 1963, Αθήναι, 1964. Относительно раскопок в 1960—1961 гг. см. обзоры: Н. А. Сидорова, СА, 1963, № 2, стр. 271 слл.; Л. П. Маринович, ВДИ, 1962, № 4, стр. 137 слл.
2) То ergon 1962, стр. 3-16; 1963, стр. 1-17.
3) То ergon 1963, стр. 17-21.
4) То ergon 1961, стр. 20-37; 1962, стр. 25-39.
5) То ergon 1963, стр. 21-27.
6) То ergon 1963, стр. 27-35; Δ. θεοχάρης, ’Εκτης προκεραμεικης Θεσσαλίας, «Θεσσαλικά», Ι, Βόλος, 1958, стр. 70 сл.
7) To ergon 1963, стр. 35-41.
8) To ergon 1961, стр. 66-73.
9) To ergon 1962, стр. 55-65.
10) To ergon 1961, стр. 73-82; 1962, стр. 67-76.
11) To ergon 1958, стр. 76-80.
12) To ergon 1960, стр. 92-96.
13) То ergon 1958, стр. 95-103; 1960, стр. 102-111; 1961, стр. 119-120; ВДИ, 1962, № 4, стр. 147.
14) То ergon 1961, стр. 124; 1963, стр. 57-64.
15) То ergon 1962, стр. 144 сл., план театра — рис. 171; 1963, стр. 115 сл.
16) Г. Ε. Μυλωνας, Ή ’Ακρόπολις των Μοκονων «Έφημερις», 'Αθηναι, 1958, стр. 154 сл.; To ergon 1962, стр. 92-99; 1963, стр. 64-81.
17) То ergon 1962, стр. 99 сл.
18) То ergon 1962, стр. 100.
19) То ergon 1961, план рис. 159.
20) То ergon 1962, стр. 109 сл.; 1963, стр. 74 сл.
21) То ergon 1963, стр. 74 сл.
22) То ergon 1961, стр. 156.
23) Μυλωνας, ук. соч., стр. 154 сл.
24) То ergon 1961, стр. 164 сл.; 1962, стр. 110 сл.; 1963, стр. 81 сл.
25) То ergon 1961, стр. 164 сл.; 1963, стр. 81 сл.
26) То ergon 1958, стр. 148 сл.; 1959, стр. 117 сл.
27) То ergon 1961, стр. 169-171; 1963, стр. 81 сл.
28) То ergon 1961, стр. 171.
29) То ergon 1962; стр. 119-132; 1963, стр. 88-112.
30) To ergon 1962, стр. 133-144; 1963,. стр. 102-115.
31) То ergon 1963, стр. 126-137, рис. 145.
32) То ergon 1962, стр. 47-48; Δ. Θβοχάρης, Πυρασος, «Θεσσαλικά», т. Β. Βόλος, 1959, стр. 29 сл.; он же, «Θεσσαλικά», т. Α, Βόλος, 1958, стр. 3 сл., 70 сл.
33) То ergon 1963, стр. 137-149.
34) То ergon 1963, стр. 200-202.
35) «Archäol. Anzeiger», 1930, т. 45, стр. 144.
36) То ergon 1961, стр. 211 сл.; 1962, стр. 155 сл.; 1963, стр. 157 сл.
37) То ergon 1961, стр. 221-228.
38) То ergon 1962, стр. 159-170; 1963, стр. 159-177.
39) То ergon 1963, стр. 177 сл.
Написать нам: halgar@xlegio.ru