выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
Античная история и культура Средиземноморья
и Причерноморья. Л., 1968 г.
[44] — конец страницы.
Настоящий небольшой очерк посвящен характеру изображений конных боспорцев на южной стене Стасовского склепа.1)
Там, как известно, в средней части люнета находилась большая ниша, где покоились останки знатного боспорца. Его военные подвиги были представлены на двух росписях по обеим сторонам ниши. Основу большой композиции к западу от ниши составляет сцена боя четырех всадников: двух боспорцев и двух противников, один из которых уже повержен. Главная фигура в композиции — знатный всадник — расположена возле ниши. Он скачет на лошади, бросив повод; торс всадника повернут в три четверти левым плечом вперед, что позволяет ему держать пику обеими руками. Такое положение всадника вполне реально и полностью отвечает сарматской посадке.2) Последняя хорошо засвидетельствована бронзовой пряжкой в виде скачущего на коне всадника, которая была найдена около Симферополя в 1889 г.3) Позы знатного боспорца и симферопольского конника в основном совпадают; однако имеется и существенное различие. Симферопольский всадник, как это и должно быть в бою, смотрит вперед; между тем голова знатного боспорца представлена в фас, другими словами, он смотрит не вперед, а вправо. Вряд ли боспорский художник, расписывавший Стасовский склеп, был совершенно незнаком с верховой ездой, ему, конечно, было известно, что никто на быстром аллюре не станет все время смотреть в сторону, не говоря уже о рукопашном бое, где глядеть по сторонам вовсе неуместно. В таком случае положение головы знатного боспорца трудно считать результатом [44] ошибки художника. Скорее всего следует предполагать, что живописец хотел придать верхней части фигуры фронтальное положение, в результате она приобрела торжественный импозантный облик; это подчеркивало особую значимость победоносного военачальника и героизированного покойника. Возможно, что фасовому изображению лица придавалось какое-то особое значение, в силу чего головы всех соратников знатного боспорца тоже показаны анфас. Это требование фронтальности отнюдь не распространялось на противников: лица и конного лучника (большой композиции), и пешего бойца (малой) показаны в профиль.
Перейдем теперь к меньшей композиции, находящейся к востоку от ниши. Там представлен знатный боспорец, несущийся карьером на пешего неприятеля. Главная фигура в этой композиции — знатный всадник — помещена поближе к нише, симметрично аналогичному изображению большой композиции. С симметричным расположением фигур обоих всадников связано следующее обстоятельство. В отличие от знатного конника западной композиции, изображенного со стороны груди, конный боспорец восточной сцены представлен со стороны спины.
Восточный конник сидит согласно правилам сарматской посадки, он держит пику наперевес, направляя ее немного влево. В силу этого средина пики закрыта торсом всадника, а передняя часть видна на фоне головы лошади. При этом следует отметить, что художник плохо справился с передачей сложного ракурса левой руки, обращенной локтем к зрителю. Разумеется, в момент столкновения с противником и этот всадник должен был смотреть вперед, и, следовательно, его лицо художник должен был нарисовать в профиль. Однако голова всадника показана в фас, т. е. повернута примерно на 130°, что в действительности явно невозможно. Видимо, в рассматриваемое время сложились новые художественные представления, которые, преодолев классические нормы, непреклонно требовали строгого соблюдения фронтальности особенно для изображений героизированных покойников. Так своеобразно боспорский художник вышел из непримиримого противоречия: показать с левой стороны сражающегося всадника, сидящего по-сарматски, и вместе с тем изобразить его лицо фронтально.4) [45]
1) М. Ростовцев. Античная декоративная живопись на юге России. СПб., 1913—1914, стр. 296, рис. 59; стр. 305 и сл., табл. XXVIII, 1 и XXIX.
2) В.Д. Блаватский. О боспорской коннице. КСИИМК, вып. 29, 1949. стр. 96 и сл.
3) ОАК, 1889, стр. 26, рис. 11.
4) Весьма своеобразное изображение всадника восточной сцены ввело в заблуждение Е.В Ернштедт, считавшую, что конник обращен прямо к зрителю (Е.В Ернштедт. Монументальная живопись Северного Причерноморья. АГСП, М.-Л., 1955, стр. 274). Это привело Е.В Ернштедт к ошибочному выводу, что художник изобразил правую ногу всадника с левой стороны коня, т.е. сделал такую ошибку, с которой едва бы примирился заказчик склепа — начальник боспорских катафрактариев. Попутно отметим, что в той же схеме, что и восточный всадник, изображен второй скачущий влево боспорский конник на западной композиции.
Написать нам: halgar@xlegio.ru