Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К разделам: Греческий мир | Сарматы

Мордвинцева В.И.
Фалары с изображением Беллерофонта из сарматского погребения у села Володарка в Западном Казахстане

Российская археология. 1996, № 4.
(148/149) – граница страниц.

Большинство раннесарматских комплексов с богатыми украшениями конской упряжи происходит с территории Северо-Западного Причерноморья (Щукин М.Б., 1994, рис. 51а-б; Fettich N.,1953, abb. 1,2, 4-12; Allen D.F., 1971, pi. XVIb), Северного Причерноморья и Подонья (Гущина И.И., 1961, 1969; Яценко И.В., 1962; Костенко В.И., 1978; Сибильов М., 1936, табл. V, 7; Спицын А.А., 1909, с. 41, 42, рис. 51-55, 57; с. 44, 45, рис. 59-69), а также Прикубанья (Спицын А.А., 1909, с. 33-35, рис. 15, 16, 21-23, 25, 31; с. 38, рис. 39, 41; с. 39-41, рис. 42-45, 47-49; с. 50, 51, рис. 77, 78; Анфимов Н.В., 1987, с. 198, 199, 202, 204, 208) (рис. 1, 1-20). К востоку от Дона фалары встречаются гораздо реже (Дворниченко В.В., Федоров-Давыдов Г.А., 1981; Спицын А.А., 1909, с. 51, рис. 79; Мордвинцева В.И., 1994) (рис. 1, 21-23). Долгое время подобные находки были неизвестны в Приуралье, где по общепризнанному мнению происходило формирование раннесарматской культуры (Смирнов К.Ф., 1964; Мошкова М.Г., 1963; 1974). В настоящий момент к числу погребений, в которых были найдены богатые украшения конской упряжи, с полным правом можно отнести два комплекса из Приуралья (рис. 1, 24, 25): кург. 1 у д. Прохоровка Оренбургской обл., ахеменидские блюда из которого были в древности переделаны в фалары (Мордвинцева В.И., 1996), и кург. 4 у с. Володарка Приуральского р-на Уральской обл. (раскопки Г.А. Кушаева 1981 г.). За последние годы стали известны и более восточные находки фаларов эллинистического времени в Зауралье (Таиров А.Д., 1995, с. 31) и Омской обл. (Древние сокровища…, 1988, кат. № 19),

Сведения о находке у с. Володарка были опубликованы в очень сжатом виде, практически без комментариев, Учитывая большую значимость полноценного введения в научный оборот уникальных фаларов этого комплекса, необходимость новой публикации очевидна. В своем кратком очерке Г.А. Кушаев охарактеризовал обстоятельства находки фаларов следующим образом. Курган диаметром 48 м и высотой 1,6 м содержал двухъярусное захоронение в могильной яме 6*3 м. В северном конце ямы сохранились кости ног человеческого скелета. В южной половине ямы обнаружено мужское погребение. У левого бедра погребенного лежал длинный меч, у левой кисти — бронзовое зеркало с валиком на обороте и ручкой-штырем. Справа от умершего находились кости лошади. На правом запястье был надет литой золотой браслет в пять спиралей. Под правой кистью найден короткий кинжал с серповидным навершием. Между ног лежал один фалар, у правой голени другой. Рядом стоял глиняный сосуд. На груди умершего лежал колчан с сильно коррозированными мелкими наконечниками стрел.1) (148/149)


Рис. 1. Находки фаларов эллинистического времени на территории Восточной Европы:
1 — Галиче; 2 — Стара Загора; 3 — Хэрастреу; 4 — Серче; 5 — Твердице; 6 — Янчокрак; 7 — Булаховка; 8 — Балаклея; 9 — Старобельск; 10 — Клименковский; 11 — Антиповка; 12 — Таганрог; 13 — Федулов; 14 — Новоджерелиевская; 15 — Кореновск; 16 — Воронежская; 17 -Ахтанизовская; 18 — Успенская; 19 — Северская; 20 — Сергеевская; 21 — Жутово; 22 — Кривая Лука; 23 — Новоузенск; 24 — Володарка; 25 — Прохоровка

Судя по этим данным, погребение относится к развитой раннесарматской культуре III—II вв. до н.э. На это указывают характерный лепной шаровидный сосуд с невысокой узкой горловиной, слегка уплощенным дном и орнаментом в виде "полотенец", меч с серповидным навершием, зеркало с валиком и другие детали.

Предметом настоящего исследования являются серебряные фалары — прекрасные образцы эллинистической торевтики (рис. 2 и 3).

Фалары диаметром 24,6 см и высотой 3,6 см изготовлены из толстого серебряного листа толщиной у края 0,35 см, в середине — 0,1 см. Край их закруглен и тщательно заполирован. С обратной стороны каждого имеются три скобы, крепящиеся к бляхе с помощью шести заклепок, пробивших лист насквозь и заполированных с лицевой стороны.

На левом фаларе (рис. 2) всадник и конь обращены влево, на правом (рис. 3) — вправо. Изображения на фаларах различаются деталями.

По краю фаларов проходит полоса кружочков диаметром 0,07 см, набитых с лицевой стороны при помощи пунсона в виде трубочки. Центральное изображение окружено валиком с орнаментом, имитирующим венок из листьев лавра ромбовидной формы, которые в обоих случаях показаны в направлении против часовой стрелки. Венок перехвачен в четырех местах перевязью двух типов. Полоса из кружочков по краю, венок и персонажи позолочены холодным способом. Позолота местами стерта и отслаивается.

На обоих фаларах изображен один и тот же сюжет из коринфского цикла греческой мифологии: герой Беллерофонт на крылатом коне Пегасе убивает Химеру — фантастическое существо, порождение Ехидны и Тифона. У нее туловище: спереди -льва, в середине — козье, сзади — змеи. Она изрыгает пламя (Аполлодор, Библиотека, II, 3, 1-2*)). По преданию, Беллерофонт одолел Химеру, сначала взлетев над ней на Пегасе и осыпав ее стрелами, а затем протолкнув концом копья кусок свинца между ее челюстей. Огненное дыхание Химеры расплавило металл, и он потек ей в глотку, прожигая внутренности (Аполлодор, Библиотека, II, 3, 2; Схолии к "Илиаде" Гомера, VI, 155).

Сцена, изображенная на фаларах, происходит в небесах: под задними копытами коня изображены волнистые облака, покрытые параллельными горизонтальными ря-(149/150)


Рис. 2. Левый фалар (а — фото; б — прорись) (150/151)


Рис. 3. Правый фалар — фото; б — прорись) (151/152)

дами крупных точек, набитых при помощи круглого пунсона диамером 0,1 см. На правом фаларе линии облаков подчеркнуты резцом.

На облака опирается задними лапами и Химера. Передними лапами она держится за венок. Лапы трехпалые с когтями, как у кошачьего хищника. Поджарое тело покрыто рядами насечек. Львиная голова Химеры повернута в три четверти в стороны всадника. Взгляд устремлен вдаль. Глаза круглые, зрачки обведены резцом. Брови подняты к переносице, что придает выражению львиной морды страдальческий вид. Пасть полуоткрыта. Складки кожи над пастью показаны прочерченными резцом линиями. Грива разделена на отдельные пряди, которые над лбом распадаются на прямой пробор.

Голова козы повернута назад. Она показана в профиль и помещена между передними ногами коня. Глаза круглые, зрачки подчеркнуты резцом. Слегка загнутые рога покрыты косыми широкими насечками. Шерсть на морде показана мелкими точками, нанесенными заостренным пунсоном.

Длинный хвост трактован в виде причудливо изогнутой змеи с чешуей из мелких точек, набитых параллельными рядами, повторяющими изгибы ее тела. Голова змеи треугольной формы направлена к животу коня.

Вся фигура Химеры за исключением змеи лишена агрессии. Видимо, художник изобразил развязку мифа, когда Химера, согласно предсказанию, гибнет от руки Беллерофонта.

Крылатый конь изображен вставшим на дыбы. Передние ноги готовы опуститься на Химеру, одна из них уже касается ее тела. Задняя нога показана только одна. Над копытами с помощью выбитых пунсоном-трубочкой полуколец изображена шерсть. Тело коня довольно массивное. Голова опущена вниз. Грива подстрижена, но стоит не щеткой, а ниспадает на шею отдельными прядями. Крылья начинаются ниже плеч, почти от живота. Крыло, изображенное на переднем плане, направлено назад. По краю его идет ряд перьев, показанных S-видными линиями, нанесенными резцом. Затем три ряда широких коротких листовидных перьев. Крыло заканчивают четыре длинных и одно короткое тонких изогнутых пера. Каждое из них разделено продольной прочерченной линией, от которой отходят косые насечки наподобие "елочки". Крыло, изображенное на заднем фоне, наоборот, направлено вперед и также состоит из перьев перечисленных выше типов. Оба крыла длинными перьями заходят на венок. Из каких-либо элементов конской сбруи изображены только поводья.

Между крыльев коня, прижавшись к его шее, сидит всадник. В одном случае (правый фалар) он изображен в три четверти, в другом — в профиль. В обоих случаях правая рука поднята вверх и сжата в кулак таким образом, что в нем должно было быть помещено какое-то оружие, скорее всего копье. На левом фаларе всадник левой рукой держит поводья коня. Лицо всадника с правильными чертами лица. Взгляд направлен на левом фаларе на Химеру, на правом — мимо нее. Вьющиеся волосы убраны со лба и развеваются на ветру. Всадник одет по-гречески в короткую тунику, подпоясанную поясом, и плащ, развевающийся на ветру. На левом фаларе плащ покрыт параллельными рядами мелких точек. Спускающиеся из-под крыльев коня ноги обуты в мягкие, плотно облегающие сапоги.

По своим морфологическим признакам фалары из Володарки относятся к группе фаларов-распределителей наплечных ремней конской сбруи с тремя петлями на обороте. Через крайние петли проходил горизонтальный нагрудный ремень, далее крепящийся к седлу. В неподвижном положении он фиксировался благодаря еще одному, вертикальному ремню, проходившему через среднюю скобу (рис. 4, 1а, б). В этом типе упряжи задний ремень крепился прямо к седлу, без посредства фаларов, как демонстрируют рельефы Пальмиры и другие памятники (Tanabe К., 1986, р. 171, № 138; Herrmann G., 1989, pi. pi. VI-VII). Таким образом, набор наплечных фаларов в этих случаях состоял из двух парных блях, в отличие от кельто-римского конского убора (Bischop М.С., 1988, fig. 25).

Подавляющее большинство наплечных фаларов указанного типа представлено (152/153) относительно плоскими бляхами с зооморфными и антропоморфными изображениями. Причем во всех случаях сюжеты повторяются на бляхах в зеркальном отражении, так что каждый отдельный фалар изготавливался для определенного места — правого или левого плеча. Все находки и изображения такого рода фаларов происходят со степной территории. Евразии к востоку от Меотиды (рис. 1, 13, 18, 22-25), а также из Сирии (Tanabe К., 1986, № 138, 174; Herrmann G., 1989, pi. XII, XIII), Бактрии (Тревер К.В., 1940, табл. 1-4), Индии (Marschall J., 1951. pl. 165, № 93, 94; pl. 187, № 22) и Монголии (Тревер К.В., 1940, табл. 39, 40).


Рис. 4. 1 — реконструкция упряжи из погребения у с. Володарска (а — реконструкция упряжи; б — крепление ремней упряжи);
2 — рисунок на греческой вазе V в. до н.э. (Петискус А.Г., 1883, с. 291)

Наиболее точную аналогию фаларам из Володарки составляют бляхи со слонами из Кунсткамеры (Спицын А.А., 1909, рис. 74-76). Они имеют такой же профиль и закругленный, тщательно зашлифованный край. Полностью совпадают также размеры фаларов из обеих находок, форма и способ крепления скоб. Шляпки гвоздей на лицевой (153/154) стороне одинаково заполированы. Для нанесения орнамента использованы одни и те же типы пунсонов и чеканов. К.В. Тревер отнесла бляхи со слонами к произведениям искусства Греко-Бактрии (Тревер К.В., 1940, с. 46-48). М. Пфроммер также считает их бактрийскими (Pfrommer, 1993, р. 9).

В то же время сюжеты блях сильно различаются. Если бляхи со слонами представляют собой сцену в большей степени варварскую, то сюжет фаларов из Володарки греческий.

Культ Беллерофонта был распространен вначале в Ликии и Коринфе, затем по всей Греции. Имена Беллерофонта и связанных с ним Пегаса и Химеры — негреческого, восточного происхождения. Изображения борьбы Беллерофонта и Химеры имеются уже на протокоринфских вазах (Hoppin Т.С., 1900, tav. IV). В античном изобразительном искусстве Беллерофонт — один из популярных персонажей, особенно в вазописи (битва с Химерой) и пластике, главным образом в рельефах, а также на монетах Коринфа и в помпейских росписях (Enciclopedia Italiana, 1959, fig. 75; Das Museum…, 1896, p. 93, fig. 3; Lullies R., 1940, tav. 21; Materiali…., 1948-1949, p. 246; tav. XIV, 1; Dictionnaire…, 1877, fig. 811). Химеры и крылатые Пегасы также широко встречаются в античном искусстве (Этрусское искусство, 1972, рис. 47-49, 62, 83, 84; Marschall М.А., 1911, kat. № 1390).

Но коринфский герой и его крылатый конь были весьма популярны и за пределами материковой Греции. В Малой Азии крылатый конь был божеством неба и погоды. Изображения Беллерофонта и его коня часто встречаются на малоазийских печатях. Химера была изображена на одном из хеттских зданий в Кархемеше и символизировала три времени года: лев обозначал весну, коза — лето, змей — зиму (Грейвс Р., 1992, с. 196). Пегасы украшали капители колонн в Фасосе эпохи эллинизма (Ghirshman R., 1963, pl. 453). Изображение Пегаса помещено на фаларе из Хасанлу VIII в. до н.э. (Ghirshman R., 1963, р. 291, pl. 350). Также из Ирана происходят фигурки крылатого коня (Луконин В.Г., 1987, 1987, № 42, 43).

Таким образом, несмотря на свое греческое происхождение, в эллинистическую эпоху данный сюжет мог вполне появиться как собственно в Греции, так и в любом из греко-варварских государств Востока, ибо образы всадника и крылатого коня были там весьма популярны.

При сравнении изображений на фаларах из Володарки и их греческих аналогов (рис. 4, 2) становится ясно, что вряд ли приуральские фалары были сделаны в Греции. На это указывает ряд стилистических, иконографических и композиционных особенностей Володарских изображений. Так, в ущерб реалистичности изображение привязано к форме венка. Поза и движения главного героя статичны. На правом фаларе волосы всадника и его плащ развеваются в разных направлениях, взгляд направлен мимо Химеры. Правая рука всадника на левом фаларе неестественно вывернута, левое плечо сильно выдается вперед. Копье в руке на обоих экземплярах отсутствует, видимо, из-за трудностей изобразительных (мастеру пришлось бы перечеркнуть всю сцену) или технических (необходимость отдельной отливки копья и закрепления его подобно тому, как крепился один из бивней у слона на сибирской бляхе). Ноги всадника обуты в короткие мягкие сапоги с завязками — "скифики". Такая обувь не характерна для изображений греков, зато весьма была популярна у варваров-кочевников и вообще на Востоке. Такой же тип обуви изображен на фаларах из сарматского погр. 17 кург. 1 могильника Кривая Лука (Дворниченко В.В., Федоров-Давыдов Г.А., 1981, с. 102, рис. 2, 3).

Изображение коня также не соответствует греческим канонам. У животного изображены только три ноги. На греческих изображениях часто вторая задняя нога повторяет контуры первой, но нет такого случая, чтобы ее изображение вовсе отсутствовало. Крылья Пегаса выполнены также довольно условно. Фигура коня дана в профиль, а крылья, по-восточному загнутые вверх, развернуты в фас. Таким же образом изображались боги в искусстве ахеменидского Ирана (Sarre F., 1923, Taf. I), так же развернуты крылья у львиных грифонов на тканях из Ноин-улы (Тревер К.В., (154/155) 1940, табл. 41). Вся композиция копирует, видимо, какое-то плоскостное изображение (рисунок на вазе?), детали которого в рельефной передаче неизбежно были искажены.

В качестве даты изготовления фаларов из Володарки наиболее вероятен II в. до н.э. Выше уже говорилось об их чрезвычайной близости с сибирскими бляхами с изображением слонов, дата которых была определена К.В. Тревер не позднее середины II в. до н.э. (Тревер К.В., 1940, с. 48). Центральная сцена фаларов из Володарки заключена в рамку-венок. Такие венки были весьма популярны в эллинистическом мире в III—II вв. до н.э. Они встречаются и на фаларах (Спицын А.А., 1909, с. 34, рис. 25; с. 40, 41, рис. 47, 49; с. 50, рис. 77), и на других предметах торевтики (Hoffmann Н., Davidson P.F., 1965, fig. 93а, b; Oliver А., 1977, р. 53, № 21), а также на рельефной керамике (Courby F., 1922, fig. 76, 26, fig. 88, 29, 30). Львиная голова Химеры близка статуям львов II в. до н.э. из Аполлонии Иллирийской (Цветаева Г.А., 1977, с. 195). Инвентарь погребения из Володарки не противоречит этой дате.

Что касается происхождения приуральских блях, то, принимая во внимание все вышесказанное, наиболее вероятным представляется их восточное происхождение. Более точно определить место производства этих блях вряд ли возможно, хотя очень соблазнительно на основании сходства их с фаларами с изображением слонов из Кунсткамеры отнести обе пары блях к изделиям одной мастерской. По крайней мере, нельзя исключать такой возможности.

Закономерен вопрос о путях попадания к приуральским сарматам богатых украшений упряжи, видимо, из Ирана или Бактрии. Погребенный в кургане у с. Володарка воин несомненно принадлежал к кочевой элите. Возможно, находка здесь импортных фаларов указывает на участие погребенного воина в военных действиях или грабительских походах на эллинистическом Востоке.

Список литературы

Анфимов Н.В., 1987. Древнее золото Кубани. Краснодар.

Грейвс Р., 1992. Мифы древней Греции. М.

Гущина И.И., 1961. Случайная находка в Воронежской области // СА. № 2.

Гущина И.И., 1969. Янчокракский клад // Древности Восточной Европы. М.

Дворниченко В.В., Федоров-Давыдов Г.А., 1981. Серебряные фалары из сарматского погребения могильника Кривая Лука IX в. Астраханской области // КСИА. Вып. 168.

Древние сокровища Сибири, 1988. Омск.

Костенко В.И., 1978. Комплекс с фаларами из сарматского погребения у с. Булаховка // Курганные древности степного Поднепровья III—I тыс. до н.э. Днепропетровск.

Луконин В.Г., 1987. Сасанидское серебро. М.

Мордвинова В.И., 1994 Серебряные фалары из Жутовского курганного могильника // ПАВ. № 8. СПб.

Мордвинцева В.И., 1996. О вторичном использовании ахеменидских блюд из Прохоровского кургана // РА. №2.

Мошкова М Г., 1963. Памятники прохоровской культуры // САИ. Вып. Д1-10. М.

Мошкова М.Г., 1974. Происхождение раннесарматской (прохоровской) культуры. М.

Петискус А.Г., 1883. Олимп. СПб.; М.

Сибильов М., 1936. Фалари Изюмщины // Хронiка археологи та мистецтва. Киiв.

Смирнов К.Ф., 1964. Савроматы. М.

Спицын А.А., 1909. Фалары Южной России // ИИАК. Вып. 29. СПб.

Таиров АД., 1995. Торговые коммуникации в западной части Урало-иртышского междуречья. Челябинск.

Тревер К.В. 1940. Памятники греко-бактрийского искусства. М.

Цветаева Г.А., 1977. Статуи львов из Аполлонии Иллирийской // История и культура античного мира. М.

Щукин М.Б., 1994. На рубеже эр. СПб.

Этрусское искусство, 1972. М.

Яценко И.В., 1962. Раннее сарматское погребение в бассейне северского Донца // КСИА. Вып. 89.

Allen D.F., 1971. The Sark Hoard. Oxford.

Bishop M.C., 1988. Cavarl equipment of the Roman army in the first century A.D. // Military Equipment and the Identity of Roman Soldiers. BAR International Series 394. Oxford.

Courby F. 1922. Les Vases Grecs a reliefs. Paris. (155/156)

Das Museum der Griechisch-Romischen Alteitumer zu Alexandrien, 1986// Archaeologischer Anzeiger. Vol. XI. Dictionnaire des Antiquites grecques et romaines, 1877. Vol. 1. Paris.

Enciclopedia Italians, 1959. Vol. II. Roma.

Fettich N., 1953. Archaologische Beitrage zur Geschichte der sarmatisch-dakischen Beziehungen // Acta Archaologica Hungarica. Vol. III. Budapest.

Ghirshman R., 1963. Perse. Gallimard.

Herrmann G., 1989. Parthian and Sasanian Saddlery // AFO. Vol. II. Gent.

Hoffmann H., Davidson P.F., 1965. Greek Gold. Jewelry from Age of Alexander. The Brooklyn Museum. Brooklyn.

Hoppin T.C., 1900. Three Argive Lekythi in the Museum of Fine Arts in Boston // American Journal of Archaeology. Vol. IV.

Lullies R. 1940. Zur Boiotisch Rotfiqurigen Vasenmalerei // Athenische Mitteilungen. N 65.

Marschall J., 1951. Taxila. Vol. 3. Cambridge.

Marschall M.A., 1911. Catalogue of jewellery. London.

Materiali per un "Corpus” della ceramica Etrusca, 1948—1949 // Studi Etruski. Vol. XX.

Oliver A., 1977. Silver for the Gods. 800 Years of Greek and Roman Silver. Toledo, Ohio.

Pfrommer M., 1993. Metalwork from the Hellenized East Malibu, California.

Sarre F., 1923. Die Kunst dei Alten Persien. Berlin.

Tanabe K., 1986. Sculptures of Palmyra 1. Memoirs of the Ancient Orient Meseum I. Tokyo.


V.I. Mordvintseva
Phalars with Bellerofont from a sarmatian burial near Volodarka village in the Western Kazakhstan
Summary

In 1981 the expedition of the Urals teachers' training institute headed by G.A. Kushajev found silver gilded phalars in an early Sarmaitian burial in the barrow 4 near Volodarka village in the Urals district of the Urals region. Phalars had the image of Bellerofont on winged Pegasus killing Chimera. Inspite the greek theme the phalars were most likely produced in the Hellenistic East. The phalars with elephants from Kunstkammer, St. Petersburg’s museum of curiosities, are identical to the phalars from the Urals in proportions, style, technique, and the place in a horse harness. There is a possibility that the both pairs of phalars were produced in the same workshop. (156/157)


1) По сведениям, которые любезно предоставил мне Б.Ф. Желеэчиков, данным отчета, хранящегося в фондах Уральского областного краеведческого музея, не вполне соответствуют этой публикации. По ним следует, что кург. 4 содержал одно захоронение в широкой прямоугольной яме 2,5*1,6 мм, длинной осью ориентированной по линии север — юг. Глубина ямы 2,2 м, точка отсчета не указана. На дне ямы лежал костяк мужчины на спине, вытянуто, головой и позвоночным столбом ориентированный на юг. В погребении найдены: 1) лепной шаровидный сосуд; 2) литой золотой браслет в шесть спиралей. Один из фаларов лежал на правой ноге, чуть ниже колена. Другой накрывал кисть левой руки.

*) В журнале: «Гесиод, Теогония: II, 3, 1-2». OCR.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru