Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К разделу Греческий мир

Розовский А.А. (Казань)
Эпоха эллинизма: сущность и содержание в свете новых методологических подходов

Историческое познание: традиции и новации:
Материалы Международной теоретической конференции.
Ижевск, 26-28 окт. 1993 г. Часть 1.
Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1996.
{159} – конец страницы.
OCR OlIva.

Проблема определения сущности и содержания эпохи эллинизма стоит перед антиковедами уже более 150 лет — со времени введения И.Г. Дройзеном в научный оборот термина «эллинизм»1), который в настоящее время преимущественно служит для обозначения трехвекового периода в истории античного мира: от восточных походов Александра Македонского до завоевания Римом последнего эллинистического государства — Птолемеевского Египта.

Споры историков по вопросам этой проблемы: от определения хронологических рамок эпохи, ее периодизации и территориального распространения до оценки характера, сущности и значения социально-политических, экономических и культурных процессов, протекавших в то время, — не утихают до сегодняшнего дня. Одни концепции сменяют другие, однако каких-либо общепринятых дефиниций так и не выработано.

Объяснение этому явлению, по-видимому, лежит, с одной стороны, в сложности самого исторического процесса в то время, с другой — в различии методологических принципов и ориентиров исследователей.

В отечественном антиковедении XX века, при переходе его к марксистской теории познания исторического процесса разработка вопросов истории эллинизма была связана с оформлением {159} концепции В.С. Сергеева — В.И. Ковалева — А.Б. Рановича, согласно которой эллинизм представлял этап-стадию в развитии античной рабовладельческой формации2), а затем ее сменой концепцией К.К. Зельина, определявшей этот исторический феномен как конкретно-историческое явление, характеризующееся сочетанием и взаимодействием эллинских и восточных начал во всех сферах жизнедеятельности обществ Восточного Средиземноморья и прилегающих регионов Передней Азии3).

Смена концепций в науке является закономерным процессом. В последнем случае он проходил в рамках углубления и детализирования исследования истории периода во всех ее звеньях. Вместе с тем акцент на конкретно-историческом характере содержания эпохи в противовес предшествующим «отвлеченно социологическим» обобщениям привел к почти полному отказу от теоретического осмысления значимости эллинизма, в так называемой истории «лонг дюре», т.е. истории как длительном процессе.

Попытка выйти на уровень теоретического обобщения в рамках представления об эллинизме как периоде, в конкретно-исторических условиях которого осуществлялся синтез «двух вариантов развития рабовладельческой формации», отразившая методологические искания отечественных историков в русле формационной теории в ходе дискуссий 60–70-х гг. об «азиатском способе производства»4), несмотря на свои неоспоримые положительные аспекты, так и не стала основой для нового уровня обобщений в отношении накопленных к тому времени знаний об эллинизме.

На современном этапе, в условиях пересмотра в российской науке прежней задогматизированной теории познания исторического процесса, вновь встал вопрос о синтезе знаний об эллинизме5), как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. И здесь чрезвычайно важно, чтобы эмпирическая составляющая этого синтеза не заслонила историко-философского осмысления сущности и значения этого исторического феномена6), как это неоднократно случалось ранее.

В этой связи мы выносим на обсуждение опыт определения сущности и содержания эпохи эллинизма с позиций относительно новых для нашей науки методологических подходов.

Ведущим направлением историко-философских изысканий в области понимания и оценки исторического процесса со второй половины XX в. в мировом обществознании стало его антропологическое осмысление. В нашей стране оно получило распространение только в последнее время в результате изменения условий его развития, находящих отражение и в науке. {160}

Поворот обществознания «лицом к человеку» потребовал выработки новых теоретических и методологических установок для познания прошлого через все формы объективизации субъекта, т.е. через раскрытие его внутреннего «я» во всех формах деятельности и на всех ее уровнях. Совокупность этих положений для антропологического осмысления истории людей в настоящее время находит выражение в так называемом цивилизационном подходе7). Это связано с тем, что «концепция цивилизации, включая как объективный (формационный), так и субъективный (антропологический) аспекты процесса истории, впервые открывает возможность построения собственно-исторической методологии истории…»8).

Разумеется, говорить о какой-либо полностью разработанной методологии познания исторического процесса на основе цивилизационного подхода пока не приходится. Даже само понятие «цивилизация» еще не получило общепризнанных дефиниций9). Тем не менее некоторые основные составляющие, детерминирующие содержание этой категории и соответственно направления применения этого подхода к изучению истории человечества как в зарубежной, так и в отечественной философско-исторической мысли, уже намечены.

Универсализм категории «цивилизация» при антропологическом осмыслении исторического процесса находит выражение в «двухполюсной» (этногенной и социогенной) структуре всех известных истории социумов. Анализ этой структуры позволяет выделить в последних общее и особенное и на этом фундаменте построить типологические ряды цивилизаций, развивающихся по определенным направлениям в русле общецивилизационного процесса.

В свою очередь, «типологический анализ данной конкретно-исторической цивилизации может оперировать только соотношением двух факторов, взаимодействием которых обусловлена специфика процесса ее развертывания в пространстве-времени». Во-первых, «это фактор объективных определений (возможности), диктующих общественному индивиду социально нормативное пространство, в границах которого потенциально могла бы проявиться его индивидуальность». Во-вторых, это «противостоящее ему стремление индивида к самоопределению, свободе выбора… Очевидно, что первый из указанных факторов, за исключением периода генезиса цивилизации, играл сугубо нормативную и регулятивную роль в отношении второго»10). С нашей точки зрения, последний тезис нуждается в существенном уточнении, особенно для индустриальных обществ. {161}

«Фактор объективных определений» или подсистема «естественной необходимости» включает в себя три основных элемента: «1) естественные условия и общественный способ воспроизводства жизненных средств; 2) способ политической организации общества, обеспечивающей внутренний «мир» и защиту системы от посягательств извне; 3) институционализированная религия, обеспечивающая общество догматизированным миросозерцанием, системой экзистенциальных ценностей и табуирования»11).

Приведенные установки М.А. Барга достаточно полно характеризуют методологическое значение цивилизационного подхода. Они дополняются и конкретизируются, исходя из своеобразия природно-ландшафтно-климатической обстановки, в которой формируется данное общество, находящей выражение в специфике эволюции и взаимодействия этногенной и социогенной составляющих конкретной цивилизации. Основой для анализа этой специфики может служить теория этногенеза Л.Н. Гумилева12). Последняя, базируясь на представлениях о пассионарных толчках в биосфере Земли и эволюции фаз пассионарного напряжения в становлении и развитии этносов и соответствующих им обществ, позволяет более полно раскрыть процессы, протекающие в рамках фактора «объективных определений» в синтезе с фактором «свободы воли» индивида.

Таким образом, с указанным дополнением цивилизационный подход в рамках антропологического осмысления исторического развития человечества выступает как системный метод самого широкого плана для рассмотрения и изучения способа и стиля жизнедеятельности любых сообществ людей (от племенных образований до человечества в целом) в изменяющихся и ими самими изменяемых условиях развития13).

Соответственно выделенные компоненты, позволяющие охарактеризовать цивилизацию в самом широком смысле, применительно к нашей теме дают возможность анализа процессов, детерминирующих содержание эпохи эллинизма с целью определения ее места, роли и значения в развитии цивилизации Средиземноморья и Передней Азии в античности.

Возможности цивилизационного подхода как системного метода с акцентом на выявлении роли и значения «человеческого измерения» демонстрируются уже при первом приближении к проблеме эллинизма — вопросе о происхождении этого феномена.

В мировой историографии этот вопрос в узком смысле, т.е. в смысле первоначального толчка в развитии процесса формирования этого явления до сих пор полностью не разрешен. Он связывается {162} преимущественно либо с ролью личностей (Филиппа II и Александра Македонского)14), либо, в русле марксистских установок, с тенденцией развития античного общества не вглубь, а вширь15).

Цивилизационный подход, рассматривающий эволюцию любой цивилизации как развитие взаимосвязанных составляющих — этногенной и социогенной, позволяет синтезировать два отмеченных положения.

Действительно, если рассматривать положение македонского и ведущих эллинских этносов в преддверии эпохи эллинизма, то оно, очевидно, для первого соответствует фазе пассионарного подьема, а для второго — фазе надлома в процессах этногенеза, которые сопрягаются с состоянием соответствующих обществ. Последнее характеризовалось для македонян переходом от родового общества к классовому, от военной демократии к автократической монархии; для эллинов — кризисом полисной системы.

Все это дает достаточно полное объяснение, с одной стороны, быстрому и относительно легкому установлению македонской гегемонии в Элладе, а с другой — объединению вторых с первыми для завоевания Персидской империи под лозунгами «отмщения». Наконец, появление в это время большого числа крупных исторических деятелей соответствует высокой степени пассионарности среди людей, чьи этносы находятся на указанных фазах этногенеза.

В целом, видимо, можно констатировать, что этногенная составляющая в эволюции цивилизации традиционных обществ Средиземноморья и Передней Азии рассматриваемого времени дает возможность выявить схему направлений развития этого процесса. Приведенные выше положения, хотя и требуют дальнейшего уточнения и детализации, тем не менее отчетливо демонстрируют доминирующую роль этой составляющей в зарождении эллинизма как исторического феномена: пассионарный подъем у македонян, совпавший с фазой надлома у группы ведущих эллинских этносов, создал условия для восточных походов Александра Македонского. Со своей стороны потеря к этому времени персами своей пассионарности, растворившейся среди народов Передней Азии, в массе переживавших инерционную и последующие фазы этногенеза, привела к утрате первыми исторической инициативы и сыграла далеко не последнюю роль в поражении Ахеменидской державы.

Аналогично совпадение и наложение различных фаз этногенеза у народов, проживавших на территории Восточного Средиземноморья, в значительной степени обусловили тенденции их развития {163} во всех сферах жизнедеятельности на протяжении всего эллинистического периода. Постепенная диффузия сначала македонян, а затем и греков среди автохтонного населения завоеванных территорий погасила их пассионарность. Это, в свою очередь, обусловило то, что ко II в. до н.э., ко времени, так называемой «туземной реакции» почти все общества данного региона, по крайней мере основных эллинистических государств, возвращаются к фазовому распределению пассионарного напряжения в эволюции этносов, которое предшествовало македоно-греческому завоеванию. Преимущественно это, по-видимому, была инерционная фаза этногенеза.

Одновременно пассионарный подъем у этносов Запада (римляне) и Востока (парфяне и др.) вначале ограничили территории собственно эллинистического мира, а затем перераспределил их между государствами этих народов. Причем именно Рим продолжил и завершил уже в силу социогенной составляющей цивилизационный процесс, зародившийся на территориях Средиземноморья в эпоху эллинизма16).

В этой связи последний с указанного времени может рассматриваться как составная часть эллинистического мира, хотя здесь и не было македоно-греческого завоевания. Однако влияние эллинской культуры, распространявшееся различными путями: последствия Великой греческой колонизации, расширение внутрисредиземноморских контактов, наконец, прямые заимствования, а также отмеченная роль социогенного компонента внутри соответствующих фаз этногенеза италийского суперэтноса, рожденного деятельностью Рима, — обусловило для последнего во многом сходные и параллельные процессы, тем, которые протекали в эллинистических обществах17).

Раскрытие содержания схемы цивилизационного развития в эпоху эллинизма, предложенной этногенной составляющей структуры соответствующих обществ, осуществляется на основе анализа элементов социогенного компонента этой структуры.

Первый из них для этого периода, так же, как и для предшествующих, остается почти неизменной константой: ни естественные условия, ни способ производства жизненных средств существенно не изменяются. Вместе с тем в районах Азии, подвергшихся македоно-греческому завоеванию, несомненно появление элементов социально-экономического и культурного развития, перенесенных из Эллады. Соответственно это явление требует продолжения разработки проблемы схождения западного и восточного вариантов развития в рассматриваемый период. Но реальной трансформации {164} в рамках этого компонента не произошло18). Другое дело, что в синтезе с этногенной составляющей развивается процесс относительного выравнивания фаз этногенеза и на Востоке, и на Западе. Последнее порождает почти одновременное оформление от Испании до Месопотамии крупных территориальных государств с во многом параллельными политическими структурами.

Здесь вступает в действие второй элемент «фактора объективных определений» — организация политической власти. Несмотря на разнообразие территориально-исторических и социальных условий эллинистического мира, очевидно, можно констатировать общую для всех государственных образований этой эпохи тенденции в формировании политической системы. Последняя характеризовалась сочетанием элементов сильного центра (главным образом монархии) с автономией различного типа общин (преимущественно городского типа)19). Это находит свое проявление и в Греции, хотя оно часто и оспаривается20). Помимо противоборства из-за ее полисов ведущих эллинистических держав, в которое постепенно вовлекается и Рим, образование Ахейской и Этолийской федераций, так же, как и организация их политических институтов, по крайней мере в отдельных элементах (эволюция института стратегии), красноречиво свидетельствует об этом.

Наконец, в рамках воздействия третьего элемента подсистемы «естественной необходимости» в совокупности с единственно возможным проявлением в эту эпоху противоположного ей фактора «свободы воли» индивида идет процесс формирования и распространения комплекса верований и религий, обеспечивающих, с одной стороны, нужды структур власти (синкретические религии, династический и личный культы правителей), с другой стороны, потребности человека в приспособлении к новым условиям жизни с акцентом на духовном совершенствовании при пассивном подчинении давлению реальности21).

Наиболее полным выражением этих явлений в эллинистических обществах стало сочетание индивидуализма и универсализма в общественном сознании, в менталитете людей, что в значительной степени подготовило распространение и утверждение христианства в регионе22).

Вместе с тем развитие всех указанных процессов и явлений в эпоху эллинизма было далеко от завершения, хотя их преобладание не вызывает сомнений. Они приобретают относительно законченные формы только в римскую эпоху. В этой связи цивилизационная сущность эллинизма может найти выражение в ее характеристике как «переходного этапа» от классических цивилизаций {165} Запада и Востока к цивилизации последней «мировой» имерии — Римской, завершающей историю античного мира.

Возможно также принятие на вооружение терминологии и периодизации, введенной А.Ф. Лосевым для культуры конца IV в. до н.э. — V в. н.э.23), поскольку последняя выступает носителем индивидуальности любой цивилизации24). Тогда можно говорить об эллинистическо-римской цивилизации, где собственно эллинистическая эпоха выступает «ранним эллинизмом» — временем постепенного и противоречивого процесса формирования основных черт, присущих этой цивилизации, когда она достигнет своей зрелости.

Содержание этого «переходного этапа» или «раннего эллинизма», как мы попытались показать, раскрывается именно через процессы, детерминированные этногенной и социогенной составляющими структуру обществ, сформировавшихся и развивавшихся на территориях изучаемого региона в конкретно-исторических условиях развития.

Примечания

1) Cf. Droysen I.G. Geschichte Alexanders des Grossen. Gotha, 1833; Idem. Geschichte der Diadochen. Gotha, 1836; Idem. Geschichte der Epigonen. Gotha, 1843. В 1877 г. все три тома были переизданы под единым названием: Idem. Geschichte des Hellenismus. В., 1877. Русское издание с французского перевода А. Буше-Леклерка было осуществлено в начале 90-х гг. XIX в.: Дройзен И.Г. История эллинизма. М., 1890, 1893. Т. 1-3.

2) См. Сергеев В.С. История древней Греции. М., 1934. С. 298; Он же. История древней Греции. М., 1939. С. 305; Ковалев С.И. // Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949. С. 11; Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М., 1950. С. 16. О формировании этой концепции см.: Розовский А.А. Становление советской науки об античности и проблемы эллинизма. Казань, 1985. Деп. в ИНИОН АН СССР 13.02.86, № 24130.

3) См.: Зельин К.К. Основные черты эллинизма // ВДИ. 1953. № 4. С. 145-156; Он же. Некоторые основные проблемы истории эллинизма // СА. 1955. Т. XXII. С. 99-108.

4) См.: Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М., 1979. С. 78; Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. 2-е изд. М., 1977. С. 270-272. Интересно, что впервые о соединении относительно независимых процессов развития обществ Запада и Востока в период античности говорил еще С.И. Ковалев. См.: Ковалев С.И. Эллинизм. Рим. Л., 1936. С. 9.

5) Вопрос о необходимости этого синтеза был поставлен еще в начале 80-х гг. См.: Причерноморье в эпоху эллинизма. Тбилиси, 1982. С. 104, 108. В новых условиях к нему вернулись в конце 80-х гг. См.: Эллинизм: экономика, политика, культура. М., 1990. С. 6, 13.

6) Эту мысль особенно подчеркивал еще на конференции в Цхалтубо проф. П.О. Карышковский. См.: Причерноморье в эпоху эллинизма. С. 122.

7) См. напр.: Барг М.А. Категория «цивилизация» как метод сравнительно- исторического исследования (Человеческое измерение) // История СССР. 1991. {166} .№ 5. С. 70-71; Он же. Цивилизационный подход к истории: дань конъюнктуре или требование науки? // Цивилизации: сб. ст. М., 1993. Вып. 2. С. 8-17. Ср.: Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 40-41.

8) Барг М.А. Цивилизационный подход к истории... С. 15.

9) См. напр.: Шемякин Я.Г. Проблема цивилизации в советской научной литературе 60–80-х годов // История СССР. 1991. № 5. С. 86-103; Мак-Нил В. Цивилизация, цивилизации и мировая система // Цивилизации. С. 18-25.

10) См. Барг М.А. Категория «цивилизация»... С. 73.

11) Там же. С. 74. Последний из названных элементов для эпохи эллинизма будет представлять совокупность верований и религий с указанными функциями.

12) См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М„ 1989; Он же. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992; Он же. От Руси к России. М., 1992.

13) В современной научной литературе цивилизация в широком смысле характеризуется как способ или стиль (подчеркнуто нами. — А.Р.) жизнедеятельности того или иного человеческого сообщества. См. напр.: Барг М.А. Категория «цивилизация»... С. 72; Мак-Нил В. Указ. соч. С. 20; Моисеев Н.Н. Цивилизация — это?! // Диалог. 1992. № 4-5. С. 38; Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии. 1992. № 5. С. 7.

14) См. напр.: Lévêque Р. Le monde hellénistique. Р., 1969. — р. 13 (Пер. на рус. яз. — 1989 г. С. 3-6); Petit Р. La civilisation hellénistique. Р., 1965. Р. 5-6. Воззрения зарубежных антиковедов на эллинизм отражены в историографических исследованиях отечественных историков. См. напр.: Розовский А.А. Эллинизм: понятие и эволюция его содержания во французской историографии // Историография актуальных проблем античности и раннего средневековья. Барнаул, 1990; Шофман А.С. Понятие «эллинизм» в буржуазной историографии // Проблемы исторических понятий. Горький, 1984. С. 79-100.

15) См.: Энгельс Ф. Из подготовительных материалов к «Анти-Дюрингу»// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 643. Ср. напр.: Дьяконов И.М., Якобсон В.А. «Номовые государства», «территориальные царства», «полисы» и «империи». Проблемы типологии // Вестник древней истории. 1982. № 2. С. 3-16; Шофман А.С. Восточная политика Александра Македонского / Казанск. ун-т. Казань, 1976. С. 39-41.

16) См.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979. С. 7-48; Свенцицкая И.С. Человек и мир в восприятии греков эллинистического времени // Эллинизм: Восток и Запад. М., 1992. С. 247.

17) Вопрос об эллинистическом характере Рима, даже со II в. до н.э. и сложен, и спорен. См.: Свенцицкая И.С. Эллинизм в Риме // Эллинизм: Восток и Запад. С. 140-176. Тем не менее, с нашей точки зрения, общие генерализирующие тенденции в развитии обществ эллинистического времени присущи и римскому, хотя в целом проблема требует дальнейшего изучения.

18) См.: напр.: Briant Р. Remarques sur «laoi» ét esclaves ruraux en Asie Mineure hellénistique // Briant P. Rois, tribute et paysans. P., 1982. p. 85-186; Idem. Colonisation hellénistique et populations indigénes // Ibid. P. 227-280; Kreissig H. Geschichte des Hellenismus. B., 1982; Древние цивилизации. M., 1989. С. 344.

19) См. напр.: Биккерман Э. Государство Селевкидов. М., 1985. С. 124-138; Chamoux F. La civilisation hellénistique. P., 1981. P. 210; Ейне A. Некоторые проблемы истории эллинизма // Вопросы истории. 1976. № 4. С. 84- 87; Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М., 1979.

20) См. Ейне А. Указ. соч.; Кошеленко Г.А. Греция в эллинистическую эпоху // Эллинизм: экономика, политика, культура. С. 141-185. {167}

21) См.: Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 41-46; Свенцицкая И.С. Указ. соч. С. 201- 247.

22) См.: Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 7-11.

23) Там же. С. 7-48.

24) См.: Ракитов А.И. Указ. соч. С. 6-7.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru