Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. К разделу Греческий мир |
{114}
Известия Императорской археологической комиссии. Вып. 3. СПб., 1902.
{114} – начало страницы.
Постраничная нумерация сносок заменена сквозной.
Орфография частично осовременена.
OCR OlIva.
Рисунок представляет в натуральную величину оттиск с резного камня, найденнаго в огороде усадьбы М.И. Саско, в городе Новгород-северске, Черниговской губ. Камень этот через посредство сестры владельца в 1900 г. был передан профессору Е.Ф. Брауну для Императорской Археологической Коммиссии, a последняя препроводила его для хранения в Императорский Российский Исторический музей в Москве1).
На камне представлен воин перед статуей божества, поставленной на высоком пьедестале. На воине надет, повидимому, кожаный панцырь, который отделан так, что на нем обрисовываются главныя линии груди и живота. Из-под панцыря выставляется туника, сделанная, судя по мелким складкам, из довольно тонкой материи. На голове y воина надет шлем. Такие панцырь, шлем и туника представляют обычный костюм римских воинов2).
На правой руке и сзади y воина видим еще наброшенный также обычный воинский плащ. В левой руке воин держит большой круглый щит, украшенный рельефной звездой, и два копья остриями вниз, a в правой — пальмовую ветку, которую он намерен положить к ногам статуи божества. Последнее {115} легко определяется: судя по тому, что в руках y него два факела, a y подножия пьедестала изображены собака и змея, мы можем сказать, что здесь несомненно представлена богиня Геката3).
Пьедестал состоит из двух частей — прямоугольнаго плинта и круглой колонны, поставленной на плинт. Последний украшен изваяниями: на видимой стороне плинта представлена круглая чашка, y которой в центре дно выдается в виде небольшаго полушария; вокруг ручек чашки по четырем углам изображены четыре рельефныя точки. Такия чашки, как изображенная на пьедестале на нашем камне, обыкновенно употреблялись при совершения жертв; это — типичная фиала, или патера (φιάλη μεσόμφαλος, patera)4). Изображения предметов, относящихся к культу, нередки на жертвенниках5).
Колонна, на которой стоит статуя Гекаты, украшена вверху повешенной на ней гирляндой зелени. Такое украшение пьедесталов статуй богов и героев обычно6). На мраморных базах гирлянды зелени заменялись часто рельефными изображениями гирлянд. У подножия колонны на плинте изображен еще стоящий кувшин, употреблявшийся, как и круглая чашка (фиала), при жертвоприношениях. Это — эпохоя, или прохус (οινοχόη, πρόχους)7).
Итак, на нашем камне представлен воин, полагающий пальмовую ветку y статуя Гекаты. Пальмовая ветка — обычная награда победителям. Воин, представленный на камне, таким образом, одержал какую-то победу. Скорее всего он возвратился из победоносной экспедиции. На это указывают два его копья, опущенныя остриями вниз, — обычная условная схема античнаго искусства для обозначения того, что лицо, представленное во всеоружии, не собирается в поход, a победоносно окончило его8). Посвящение Гекате пальмовой ветви вполне объясняется из стихов гимна Гекате, дошедшаго до нас в виде позднейшей вставки в «Феогонии» Гесиода (стихи 431 слл.): {116}
Oἴ δ' ὁπότ᾽ ἐς πόλεμον φθισήνορα θωρήσσωνται ἀνέρες, ἔνθα θεὰ παραγίγνεται, οἴς κ᾽ ἐθέλησι νίκην προφρονέως ὁπάσαι καὶ κύδος ὁρέξαι, |
т.е. «когда мужи вооружаются на губительную войну, им сопутствует богиня (Геката) и, кому хочет, тому дарует милостиво победу и распространяет его славу». Воин, изображенный на нашем камне, посвящает свой победный трофей Гекате, так как считал себя обязанным ей этим трофеем. Аналогичные сюжеты постоянно встречаются на резных камнях в римскую эпоху9).
Форма нашего камня (эллиптическая) для римскаго времени является типичною и преобладающею y резных камней10). Конечно, наш камень служил печатью и был вделан в перстень.
Тонкая, изящная, но несколько холодная работа и тщательность в отделке деталей, сообщающая изображению некоторую сухость, определяют время, к которому относится наш камень: он не может быть позже первой половины II в. по Р.X. Трактовка панцыря весьма напоминает еще трактовку его на статуях императоров и воинов эпохи начала римской империи11). По стилю ближайшия аналогии с нашим камнем представляют камни, которые изданы y Фуртвенглера, в его изследовании об античных геммах, на таблицах XLVI, 20, LXV, 37. Названные камни относятся к II в. по Ρ.Х. В начале II века мастера резных камней, правда, уже не стоят в художественном отношении так высоко, как мастера эпохи Августа и вообще I века, но тем не менее, в стиле y них все еще сохраняются традиции прежняго времени12). И теперь все еще идеалом считаются благородныя, простыя формы произведений греческаго искусства до школ пергамской и родосской. Художники I века тщательно изучали произведения греческаго искусства V и IV в. до P.Xp.; они умели замечательно точно копировать эти произведения, a в своих оригинальных созданиях старались говорить так, как говорили некогда Фидий, Поликлет, Пракситель. Под влиянием таких тенденций в I в. по Р.Хр. является оригинальный стиль, тщательный, изящный, но, как и все заученное, несколько холодный, сухой, «академический». Формы его — классическия, греческия, но в {117} нем не видно того живаго духа, того свободнаго, ничем не стесняемаго вдохновения, которое характерно для классическаго искусства V и IV в. до Р.Хр. У мастеров этих времен стиль вырабатывался самою жизнью и непосредственным изучением натуры, a не изучением образцов, признанных классическим. Отсюда и вся колоссальная разница греческаго и римскаго искусства. Наш камень по стилю является отголоском римскаго стиля начала империи. Только работа, менее тщательная и изящная (ср. особую трактовку головы воина, его щита и туники, трактовку собаки) не позволяет датировать камень I веком пo P.Хр. Однако, камни второй половины II в. по Р.Хр. стоят по работе еще гораздо ниже и значительно отличаются от нашего и по стилю. Ср. напр., камни, изданные в названном труде Фуртвэнглера на табл. XLVI, 5-8,10-19, L, 52 и т.д. Наш камень скорее всего относится ко времени Адриана, за что говорит и борода воина. До Адриана, как известно, бороды не носили13). Мастер, сделавший наш камень, скорее всего был, конечно, грек, так как и в эпоху римской империи искусство было в руках греков. Что в частности мастера резных камней и камей в римское время были большею частью греки, показано с достаточною ясностью Фуртвэнглером14).
Главный интерес, который представляет наш камень, заключается в том, что он был найден в глубине России, в Черниговской губернии. До сих пор в Черниговской губернии нередко находимы были римския монеты15). По сообщению находчиков в усадьбе, где был найден наш камень, находимы были неоднократно также римския монеты. По находкам одних монет еще трудно делать заключения насчет римских влияний в местности, где их находят. Но раз с монетами попадаются и другия римския вещи, дело изменяется. Еще не так давно нельзя было и думать ο возможности влияний античной греко-римской культуры на области, расположенныя вне района древних греческих поселений на северном побережье Чернаго моря. В настоящее время влияние греческой культуры доказано уже в Киевской губернии16). Находка римскаго резнаго камня в Новгородсеверске выдвигает вопрос ο {118} влиянии античной культуры в областях, еще более отдаленных, чем земли, вошедшия ныне в состав Киевской губернии. Вследствие этого наш резной камень, несмотря на свой сравнительно малый художественный интерес, представляется памятником первостепенной важности.
Императорский Эрмитаж приобрел через посредство Императорской Археологической Коммиссии в 1900 году бронзовую ручку, с которой мы даем 4 снимка на таблице 16-й.
По показанию Е. О. Мигуновой, y которой ручка была куплена, она была найдена в Екатеринославской губернии17).
Небольшая величина и тонкия, деликатныя формы не оставляют сомнения, что памятник представляет женскую ручку. Рука — правая. Три пальца ея отставлены вверх, a два остальных пригнуты к ладони. На большом пальце изображена присаженною какая-то шишка. По всей руке сделаны рельефныя изображения. На одной из сторон ручки (фиг. 1), внизу, в особом пространстве, ограниченном сверху полукругом, представлена лежащая женщина, одетая в плащ (гиматий). Она поддерживает y левой груди правою рукою младенца. Левой руки ея не видно. Ею она должна опираться на ложе. Над женщиной изображена в том же полукруге стоящая птица. На полукруге, ограничивающем рельеф с изображением женщины, представлен небольшой столик, на котором поставлены какие-то три предмета. Если мы будем разсматривать рельефы по порядку и обратимся направо, то под большим пальцем увидим (см. фиг. 2) сначала большую вазу (амфору), затем ветку дерева (повидимому дуба) и лягушку. Над веткой изображена ящерица; левее на пальце и над лягушкой видим какие-то предметы, остающиеся не вполне ясными. Далее (см. фиг. 3) на ручке представлены: весы под пальцами указательным и средним, под весами — керикион (кадуцей) и змея, которая перегибается головою на два пригнутые к ладони пальца. Наконец, {119} за змеею (фиг. 4) вверху изображена черепаха и под нею ряд предметов, определить которые при первом взгляде также не вполне возможно.
Памятник, найденный в Екатеринославской губернии, стоит не одиноко. Таких бронзовых ручек с рельефами известно уже довольно большое количество18). Выяснено в общем и значение их.
Все известные до сих пор экземпляры рук — правые. На двух экземплярах сохранились посвятительныя надписи: одна рука посвящается фригийскому богу Сабазию; в надписи на другой руке имя божества не названо19).
На некоторых ручках есть изображения божества20); напр., на ручке, принадлежащей парижской национальной библиотеке, на ладони видим бюст Сераписа. На других ручках встречаются изображения других богов21). He может подлежать сомнению, что вообще все ручки представляют посвящения различным богам. На нашей ручке под тем местом, на котором на указанном нами экземпляре парижской национальной библиотеки находится бюст Сераписа, представлен стол с дарами в честь божества, которому ручка была посвящена. Определять ближе предметы, находящиеся на столе, едва-ли возможно. По изображениям на ручках не трудно определить, по какому поводу оне посвящались богам. Чаще всего, как на нашей ручке, в полукруге на главной стороне мы видим изображение лежащей женщины с ребенком. На одном экземпляре в этом полукруге представлены мужчина и женщина в торжественный момент dextrarum iunctio22). Очевидно, последняя ручка была посвящена богам по случаю бракосочетания изображенных на ней лиц. Ручки с изображением женщины с ребенком, конечно, посвящались женщинами по случаю родов. Этим объясняются и все рельефы, которые делаются на вотивных {120} ручках, и самый жест ручек. Большая часть животных, которых мы находим на нашей ручке, изображается на разных амулетах, употреблявшихся для отвращения гибельнаго действия дурного глаза23). На последних эти животныя (ящерица, черепаха, лягушка, змея) представляются нападающими на дурной глаз. И сами по себе изображения этих животных служили y древних амулетами против дурного глаза24).
Ученые, занимавшиеся специально такими ручками, показали, что как ἀποτρόπαια надо понимать и все другие предметы, которые изображаются на ручках25). Как выше названныя животныя, так и другие предметы, изображаемые на ручках, служат аттрибутами разных богов. Но на ручках они изображаются не с тою целию, чтобы, как полагали некоторые, служить заменой изображений самих богов или ставить посвящающих под защиту этих богов, a исключительно с целию предохранять их от вреда, причиняемаго колдовством и дурным глазом, так как все эти животныя и предметы имеют апотропеическое значение и сами по себе, без всякаго отношения к богам. Может быть, они и аттрибутами богов стали именно потому, что считались ἀποτρόπαια. После сказаннаго мы можем определять приблизительный смысл тех изображений, которыя оставались сначала нам неясными. Птица, изображенная за женщиной, скорее всего орел или какая-нибудь другая хищная птица. И она должна отражать гибельное влияние дурного глаза на роженицу.
К ἀποτρόπαια должны относиться и шишка пинии, изображенная на большом пальце руки, и амфора, и ветка дуба, изображенная за нею, и керпкион, и весы26).
Предметы, находящиеся на части руки y мизинца (фиг. 4), представляют, вероятно, принадлежности разных восточных оргиастических культов, вошедших в такую силу в эпоху поздней римской империи27). В двух палочках налево мы полагали бы видеть две флейты; в предмете, изображенном направо от них, — сиринкс; против флейты, по другую сторону сиринкса изображена, вероятно, палка — лагобол (на снимке этого предмета почти не {121} видно); под флейтами представлены, вероятно, кимвалы28). Конечно, скорее всего к принадлежностям какого-нибудь культа надо отнести и три похожие на маленькия шкатулки предмета внизу.
Остававшияся неясными изображения на большом пальце, над вазой (фиг. 1), и за дубовой веткой, над лягушкой (фиг. 2), могут быть, как нам кажется, скорее всего изображениями каких-нибудь насекомых, употреблявшихся как амулеты против дурного глаза. Изображения эти сохранились на оригинале плохо. Может быть, первое представляет скорпиона, a второе — жука.
Как против дурного глаза должны действовать предметы, изображенные на ручке, так и жест ручки служить тому же. Правильное объяснение жеста ручек дал Узепер29). По верованиям древних, «porreсtis tribus digitis» можно было отстранить от себя грозную злую силу30).
Наша бронзовая ручка была посвящена какою-то женщиною31) богам в воспоминание счастливо прошедших родов. Рождение ребенка и дальнейшее его воспитание требовало особенных забот; так как в это время особенно легко могли заболеть или умереть как мать, так и ребенок, древние думали, что именно в это время надо особенно беречься от влияний тайных злых сил и дурного глаза, под влиянием которых, по их мнению, происходили несчастия. Амулеты старались сделать возможно более сильными, сосредоточив на них возможно большее количество предметов, имевших действие ἀποτρόπαια. Чтобы обезпечить себе безопасность от влияния злых сил, женщины посвящали амулеты богам; под их сенью амулеты должны были сохранять навсегда свое спасительное значение. Древние весьма часто приносили в дар богам то, что способствовало спасению или успеху. В обычае было посвящать богам и амулеты32). Что касается времени, к которому нужно отнести нашу ручку, то по работе и по изображениям, которыя видим на ручке, она должна была быть сделанной в поздния римския времена. В России такия ручки до сих пор не были находимы.
Таблица XVI. Бронзовая вотивная ручка.
1) Дело Импер. Αрх. Комм. 1900 г., № 68.
2) Ср. Guhl und Koner, Leben d. Gricchen and Römer6, 832 сл.
3) Ср. P. Paris, у Daremberg-Saglio, Dictionnaire des antiquités grecques et romaines, III, s. r. Hecate.
4) Cp. Guhl и Koner, ук. соч., 276.
5) Ср.,напр., Мusео Borbonico, VI, 47; S. Reinach, Répertoire de la statuaire grecque et romaine, I, 74,3; 119,3; 120,2,3,5,7; 122,17; Daremberg-Saglio, Dictionn., I, 350, 419; 152, 423 cлл.
6) Cp., напр., Furtwängler, Die antiken Gemmen, Leipzig-Berlin 1900, Taf. XXXVI, 14, 26; XXXVII, 42; XXXIX, 21.
7) Cp. Guhl и Koner, yк. соч., 275.
8) Cp. C.O. Müller-Wieseler, Denkm.d. alten Kunst, Götting. 1860—1861, II, Ι, стр.7, к № 22, a; II, 2, стр. 102, к № 208, b.
9) Ср. напр. Furtwängler, Die ant. Gemmen,Taf. XXXVI, 24, 26, ХХХVII, 8, 10, 25.
10) Ср. Furtwängler, ук. соч., III, 306, 361.
11) Ср. напр. Baumeister, Denkm. d. klass. Altertums, I, 229, 183.
12) Cp. Furtwängler, Die ant Gemmen. III, 361.
13) Ср. Е. Saglio, y Daramberg-Saglio, Dictionn., I, 670; Mau, y Pauly-Wissowa, Realencyklop., III, 33.
14) Die antiken Gemmen, III, 300 слл.
15) Сp. A.A. Спицын, Зап. Имп. Русск. Арх. Общ. Том VIII, 1, 2. Новая серия. Труды отдел. русской и слав. археологии, кн. I. Спб. 1896, стр. 126.
16) Ср. Э.Р. фон-Штерн, Зап. Имп. Одесск. Общ. Истории и Древн., XXIII (1901). Протоколы заседаний, 11 слл.
17) Дело Имп. Археол. Комм. 1900 г., № 19.
18) Ср. O. Jahn, Über den Aberglauben des bösen Blicks bei den Alten, Beriehte über die Verhandlungen der königl. säche. Gesellsch. d. Wissensch. zu Leipzig, VII (1855), 101 слл.; Dilthey, Drei Votivhände aus Bronze, Arehäologiseh-epigraph, Mittheil. aus Oesterreich, II (1878), 44 слл.; III (1879), 171; R. Mowat, Bulletin de la Société Nationale des Antiquaires de France, 1879, 259 сл.; S. L(jubić), Jos dvie zavjetne ruke iz bronza, Viestnik Hrratskoga Arkeol. Druzstra, u Zagrebu, I (1879), 107 слл.; Blümner, y Baumeister, Denkmäler d. klase. Altertums, I, 75 слл.; Ε.G. Lovatelli, Di una mano votiva in bronza, Monumenti antichi d. Reale Accademia dei Lincei, I (1891—1892); Homolle, y Daremberg-Saglio, Dictionn. II, 374 слл.; Lafaye, там же, 988 слл.; Babelon et Blanchet, Catalogue des bronzes antiques de la bibliotheque Nationale, Paris, 1895, 460 cл. См. литературу в названных работах.
19) Ср. Dilthey, ук. соч. 45 слл.
20) Ср. Babelon, ук. м.
21) Ср. O. Jahn, yк. соч. 104 слл.
22) Dilthey, ук. соч. 46.
23) Памятники, сюда относящиеся, сопоставлены О. Яном, ук. раб., табл. III и IV. Ср. Daremberg-Saglio, Dictionn. II, 987.
24) Ср. Jahn, ук. соч., 97 слл.
25) Ср. Jahn, ук. м., Dilthey, ук. м.
26) Ср. Jahn, ук. соч., 105.
27) Ср. Jahn, ук. м.
28) Ср. все эти принадлежности вакхическаго культа на лампе, изд. y Bartoli-Bellori, Lucern, vet sepulchr, II, t. ХХѴIII; Müller-Wieseler, Denkm. d. alt. Knast, II, 49, 616; Daremberg-Saglio, Dict, I, 627, 708.
29) Usener, Rhein. Museum, XXVIII (1873), 408.
30) См. Augustin. Epist. 44.
31) Понятно, почему бронзовая ручка — женская. Ср. Dilthey, Arch.-epigr. Mittheil. aus Oesterreich II (1878), 57, пр. 28.
32) Cp. Gamurrini, Bullet, d. Institute, 1868, 190; Dilthey, ук. соч. 50.
Написать нам: halgar@xlegio.ru