выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
«Древние славяне и их соседи», М., 1970 г.
[13] — конец страницы.
OCR Дмитрий Лопаткин.
В настоящее время хорошо известно, что начало раннего каменного века в Европе было тесно связано с этническими перемещениями или культурным влиянием из Малой Азии, а также из различных восточных средиземноморских стран. Все больше и лучше мы ориентируемся в том, насколько сильны были инфильтрации хеттов, которые распространялись до территории Средней Европы1) около XV в. до н. э.
Однако нет достоверных данных, которые указывали бы на контакты этого стойкого народа с племенами лужицкой культуры.
Хетты, а также тохары принадлежали к тем племенам, которые раньше всех разорвали союз с праиндоевропейским сообществом2). Нет сомнения в том, что около 1800 г. до н. э. хетты заселяли Малую Азию, причем предполагают, что они передвинулись сюда из района Каспийского моря. Около 1600 г. до н. э. было создано так называемое Старое царство. Наивысшего расцвета оно достигло в период властвования Хаттусиля I (около 1570—1530 гг.) и Мурсила I. Позднее оно пришло в упадок.
Конец беспорядкам положил Телепин около 1480 г. до н. э., во время властвования которого был разработан довольно гуманный кодекс законов, насчитывающий около 200 статей. Старое царство пришло в упадок около 1450 г. до н. э. Так называемое Новое царство существовало примерно до 1200 г. до н. э., когда оно распалось при невыясненных обстоятельствах. Необходимо заметить, что около 1400—1200 гг. отмечается второй период расцвета анатолийской металлургии3). До конца VIII в. до н. э. сохранилось в Северной Сирии несколько мелких царств, которые были разрушены ассирийцами.
Эти данные о хеттах я нахожу нужным привести для того, чтобы напомнить о том, что как независимый организм они существовали около тысячи лет. Почти столько же лет существовала археологическая лужицкая культура. Разница есть только во времени, а именно: хетты на арене деятельности появились раньше и раньше исчезли. Лужицкая же культура появилась и исчезла позднее. Период существования лужицкой культуры совпадает с существованием так называемого Нового царства, а также различных малых хеттских царств, а упадок относится к тому периоду, когда деятельная роль хеттов уже уменьшалась.
Какие же мы имеем предпосылки, которые позволяли бы нам предполагать о существовании связей между хеттами и лужицкой культурой? Можно сразу сказать, что эти связи были очень слабые. Археолог, который должен реконструировать прошлое, не может пренебречь исследованием едва мерцающего луча света даже в том случае, если в конечном итоге окажется, что этот луч является следом не жилища или очага кочующего племени, а только маленьким зернышком. Поскольку существуют малые факты, необходимо изучить их, даже если изучение это даст отрицательный результат.
В настоящей статье, которую я с удовольствием помещаю в книге, издаваемой по случаю юбилея моего выдающегося коллеги профессора П. Н. Третьякова, члена-корреспондента Академии наук СССР, я предпринимаю попытку осветить одну из таких проблем, которая позволит глубже узнать генезис некоторых наррационных гравировок, с которыми мы встречаемся в лужицкой культуре. Эту тему я выбрал специально. Я хотел таким образом подчеркнуть заслуги Петра Николаевича в области изучения лужицкой культуры, а одновременно осветить вопрос, который его очень интересует, то есть все связанное с духовной культурой лужицких племен. Насколько правильны суждения, высказанные в настоящей статье, покажут последующие более подробные исследования. [13]
Рис. 1. Лазы, повят Волув. Глиняный сосуд с наррационной гравировкой. Фото Т. Виневски
Несколько лет назад, подготовляя оценку праистории польских земель4), я должен был пересмотреть наново различные суждения, высказанные ранее в литературе по данному предмету, связанные с развитием различных археологических праисторических культур на польских землях. Поэтому понятно, что среди них должны были неминуемо оказаться вопросы, связанные с искусством народов лужицкой культуры, а главным образом вопросы, касающиеся так называемых наррационных гравировок. В литературе, опубликованной ранее по данному предмету, наррационные гравировки интерпретировались в основном как сцены охоты, причем им часто приписывался магический характер5).
Рис. 2. Лазы, повят Волув. Часть наррационной гравировки сосуда, изображенного на рис. 1.
Существовало суждение, что они должны были быть тесно связаны с так называемой магией симпатии, другими словами, они должны были способствовать успешной охоте. Эти обобщающие интерпретации не вытекают, однако, из подробного анализа гравировок.
Не задавали себе также вопроса, почему на этих сценах повторяется только охота на оленей, а нет изображения охоты на более крупных животных, которые были опаснее оленей; поимка же этих зверей имела большое значение для жизни племен того времени. Более внимательный, анализ наррационных гравировок позволил впервые выдвинуть существенное утверждение, а именно, что их нельзя «собрать в одну кучу». В нижеследующих рассуждениях я ограничусь обсуждением одной наррационной гравировки, с которой мы встречаемся в границах лужицкой культуры. Я имею в виду сцену, изображенную на наррационной гравировке на натертом графитом глиняном сосуде с могильника лужицкой культуры в местечке Лазы (повят Волув в Силезии), относящейся к гальштатскому периоду.
К этому вопросу можно отнестись по-разному, то есть принять старую точку зрения исследователей или же признать, что необходимо взглянуть на это положение иначе. В первом случае мы имели бы перед собой наррационную гравировку, вмонтированную в треугольник в виде ожерелья (рис. 1, 2); во втором случае мы имели бы дело с фигуркой, напоминающей многоконечную звезду, — наррационная гравировка размещена по краям. Я лично склонен поддерживать вторую гипотезу, причем следовало бы подчеркнуть такое обстоятельство, что кроме звезды мы имеем дело с попыткой представить ореол. Таким образом, в самом геометрическом мотиве скрыты независимо от фигуральных замыслов различные интересные проблемы, разрешение которых не является темой настоящей статьи. Во всяком случае, хотя бы часть этих замыслов, например тарелочные украшения в верхней части выступа, ассоциируется, несомненно, с культом Солнца, что уже [14] подчеркивалось в литературе по данному предмету. Самой наррационной гравировки, помещенной чуть выше излома выступа, я не буду здесь описывать подробно. Ее хорошо видно на рис. 3. Напомню только, что здесь мы имеем дело с изображением всадников как на конях, так и на оленях, с двумя парами соединенных между собой оленей, а также, как бы с парой, оленей с молодыми оленятами. Почти на все вышеупомянутые черты правильно обращено внимание в литературе по данному предмету.
Рис. 3. Лазы, повят Волув. Увеличенная гравировка с сосуда, изображенного на рис. 1
Следует, может быть, только добавить, что обстоятельство наличия всадников на оленях пробовали объяснить или ошибкой художника6), или использованием в охоте прирученных оленей7). Автор этой статьи в одной из своих последних работ8) пытался указать на возможность представления в таком случае коней с оленьими масками, а также на возможность соединения этих фигур под влиянием хеттов на религию лужичан.
Иногда случается, что различные исследователи (автор этой статьи также был введен в заблуждение9), принимая гипотезу, что орнаменты из Лаз представляют сцену охотничьего обряда) не принимают во внимание таких обстоятельств: 1) две пары оленей связаны между собой, 2) в охоте принимал участие только один вооруженный человек. Всадники изображены без оружия. Конечно, можно предположить, что это была охота с лассо, что, однако, маловероятно. Вернее считать, что перед нами одна из обрядовых сцен, связанных с широко распространенным в различных религиях первобытных людей культом оленя 10); культ этот, видимо, существовал и у народов лужицких. Пережитки этого явления известны также и на польских землях в более поздний период. С вышеупомянутой гипотезой согласовывалась бы точка зрения, что в действительности два всадника на сосуде из Лаз изображены не на оленях, а на конях с оленьими масками11). Следует, однако, задать вопрос, является ли эта интерпретация обсуждаемых рисунков единственной (если отбросить точку зрения об ошибке [15] художника и об использовании прирученного оленя). Ответ последует отрицательный. У индоевропейских народов не однажды можно встретить изображения божеств на конях12), а иногда божества изображались в образе людей, стоящих на различных зверях, в том числе и на оленях13). Но принятию этой гипотезы мешают три обстоятельства.
Первое — это вопрос, можно ли признать фигуру, изображенную на оленях, за стоящую фигуру. В этом мы не уверены. Необходимо вспомнить тот факт, что из времен лужицкой культуры нам известны такие примеры в области изобразительного искусства. К ним следует отнести глиняную фигуру зверя со стоящей на нем фигурой человека, найденную в Топорнице (повят Замость), датирующуюся концом бронзовой эпохи14) (рис. 4). Вероятно, орнамент, изображающий всадников на сосуде из Лаз, представляет собой стоящую фигуру без седла. Необходимо добавить, что положение всадника не может убедить нас отклонить гипотезу об обнаружении в этих гравировках хеттских влияний (при условии, что мы отбросим конвергенцию), так как, может быть, следует скорее думать, что влияние было косвенным; что касается непосредственного влияния, то легко представить возможность местных видоизменений. Этот факт окажется тем более реальным, если мы примем во внимание способ, при помощи которого изображено божество на орнаменте в виде наррационных гравировок из Швеции15).
Второе — это обстоятельство, что на основании данных, которые я имел в своем распоряжении16), раньше думали, что изображение божеств на оленях ограничивается хеттским периодом17).
Однако я думаю, что на основании этого нельзя исключить возможность существования культа такого рода вне территории, заселенной хеттами. Новые открытия или новый взгляд на некоторые проблемы часто заставляют нас изменить мнение, которое раньше было непоколебимым. Таким образом, даже этот аргумент не может послужить основанием для исключения предположения, что существует связь между хеттами и лужицкой культурой.
Третье обстоятельство связано с утверждением о сравнительно слабых связях Малой Азии с территорией, занимаемой племенами лужицкой культуры. Но это не значит, что таких связей не существовало вообще.
Рис. 4. Топорница, повят Замость. Глиняная фигурка лужицкой культуры.
Рис. 5. Дещно, повят Гожув Велькопольски. Лужицкая глиняная фигурка.
Восточное средиземноморское влияние явно сказывается на примере фигурки, изображающей силуэт человека и голову зверя, из Дещна (рис. 5), на что было обращено внимание [16] ранее18). К этой группе необходимо отнести некоторые другие памятники, опубликованные неоднократно в литературе по данному предмету. Если к этому добавим, что имеются также доказательства существования контактов с восточными средиземноморскими территориями в бассейне Балтийского моря (как в южной, так и в северной его части)19), то увидим, что действительно можно предполагать, что влияние хеттов распространялось на территории, занимаемые племенами с лужицкой культурой. В этих условиях необходимо выдвинуть гипотезу, что лужицкому обществу не было чуждо изображение божеств в образе всадников. Далее, правдоподобна точка зрения, что такое изображение божеств было заимствовано из Малой Азии, вероятно, от хеттов. Лужицкие племена могли познакомиться с ними непосредственно или через другие народы. Последнее предположение более вероятно.
Проблема, которую я затронул в настоящей статье, имеет большое значение не только для дискуссии о контактах племен лужицкой культуры с Малой Азией, но и для более глубокого понимания некоторых сторон их религиозной жизни20).
В том случае, если моя гипотеза о том, что вышеупомянутые фигурки и гравировки представляют лужицких богов21), подтвердится, следует отбросить утверждение о том, что нет достаточных оснований судить, что у лужицкого населения (в более поздних группах) не имеет места антропоморфизация божеств в предметах культа22).
Выяснение вопроса о влиянии хеттских племен на религию лужицких народов имеет большое значение для понимания общего пути развития племен, принадлежащих к этой культуре.
1) A. Morsolics. Goldfunde des Depotfundhorizontes von Hajdusamson, 46-47. «Bericht der Romisch-Germanischen Komissiouv 1965—1966». Frankfurt am Main, 1968, стр. 45.
2) Т. Milewski. Zarys jgzykoznawstwa ogólnego, cz. 2, z. I. Lublin — Kraków, 1948, стр. 224; К. Tymieniecki. Ziemie polskie w starozytnosci. Poznan, 1951 стр. 305.
3) S. Przeworski. Opera selecta. Wroclaw — Warszawa— Kraków, 1967, стр. 304. С. Пшеворский принимает за начало расцвета 1500 год, но эта дата соответствовала состоянию исследований, когда книга отдавалась в печать, то есть в 1939 г.; периздание книги было сделано в 1967 г.
4) W. Hensel. Ziemie polskie w pradzieiach. Warszava 1969.
5) Е. Petersen. Schlesien von der Eiszeit bis ins Mittelalter. Langensalza, 1936, стр. 111; W. Hołubowicz. śląsk w epoce wspólnoty pierwotnej; K. Maleszynski. Historia śląska, c. I. Wrocław, I960, стр. 93.
6) He исключает такой возможности В. Голубович (W. Hołubowicz. Указ. соч.).
7) Е. Petersen. Указ. соч.
8) W. Hensel. Указ. соч.
9) На сессии, посвященной проблематике языческого культа у славян, в Кельцах в 1967 г.
10) S. Przeworski. Указ. соч., стр. 54.
11) См., например, аналогии: М. П. Грязнов. Первый пазырыкский курган. Л., 1950. стр. 38-40, 84-85. Здесь я припомню взгляд Марра, что олень предшествовал коням как верховой зверь. По его мнению, слова, ранее означавшие «олень», стали значить «конь», он считает правдоподобным, что в культе олень предшествовал коню; другими словами, конь принял приписываемые ранее оленю черты. Это еще необходимо было бы проверить с точки зрения языкознания. Во всяком случае, исключается факт, что одна часть коней имела оленьи маски. Это отвечало бы ситуации, представленной на сосуде из Лаз. Одновременно необходимо заметить, что до последнего времени гравировки всадников интерпретируют так, как будто эти гравировки представляют всадников, сходящих в подземелье. Наличие их в Андоре связано с влияниями, проникающими с севера (М. С. Dewez. Nouvelles gravures rupestres dans les Pyrénées. «Acta Archaeologica Carpathica», t. IX, 1967 (1968), ст. 128). Известно, что в эгейской пиктографической письменности имеются знаки, изображающие всадников на конях (К. Majewski. Knossos i Mykeny — u kolebki cywilizacji europejskiej. Wrocław — Warszawa, 1948, стр. 60; E. Salin. Qeuelques objets rares du Haut Moyen Age. Academie des Inscriptions et Belles—Lettres, Comptes Rendus des Seances de l'Armee 1967. Paris, 1968, стр. 398) («Pour des civilisations fort diférentes dont les unes ont pus néanmoins influencer directement on indirectement les autres l'image ducerf est liée a l'idée d'immortalité. Tantôt le cerf est le protecteur des défunts et leur conducteur dans l'au — delá. Tantôt il s'abbreuve á la boisson d'immortalité. Oe tels concepts se rattachent à de vieilles croyances naturistes dont on trove en Orient des vestiges tres annciennes»... «Les croynces se retrouvent en Gaule, temoin un bas — relief du Musée de Beaune où l’on voit un dieu et une déesse présentant chacun dans un gobelet la boisson d'immortalité à un cheval (le cheval est souvent associe au cerf) cepen-dant qu'à leurs pieds deux cerfs s'approchent d'une vasque afin d'y boire»).
12) М. Stenberger. Det forutida Sverige. Stockholm, 1964, стр. 164, 248.
13) S. Przeworski. Указ. соч., стр. 51.
14) A. Gardawski, J. Gąssowski. Polska starożytna i wczesnośredniowieczna. Warszawa, 1961, стр. 78.
15) M. Stenberger. Указ. соч., рис. 104.
16) Возможно, что подробные исследования, которых я до сих пор не смог провести, изменят эту точку зрения.
17) S. Przeworski. Указ. соч., стр. 52. («Cette conception du cerf comme attribut divin est limitée au monde hittite»).
18) «Polska przed tysiącem lat», III wyd. Wrocław — Warszawa — Kraków, 1967, стр. 32, рис. 9; W. Hensel. Gospodarcze i społeczne podstawy rozwoju kultury wczesnopolskiej. Warszawa, 1966, стр. 13. Эта фигурка была найдена на кладбище в яме на глубине 75 см. Около нее лежали маленькие сосуды приставки. Нет никакого сомнения в том, что существует связь между найденными вещами и культовой практикой; правдоподобно и то, что связь эту нужно искать на юго-востоке, что правильно понимал уже Кюн (H. Kühn. Die Vorgeschichtliche Kunst Deutschlands. Berlin, 1935, стр. 121). Очень важен для наших рассуждений факт, что глина и способ исполнения фигурки отчетливо показывают, что она сделана в лужицком обществе.
19) Н. Kühn. Указ. соч., стр. 92.
20) Об этих аспектах и предполагаемых мной ранее связях с хеттами см. также: W. Hensel. Rec.: A. Gieysztor. Mythologie slave. «Slavia Antiqua», t. 14, 1967, стр. 367.
21) Понятно, как в свое время утверждал С. Пшеворский (S. Przeworski. Указ. соч., стр. 51), что таким же образом могли почитать разных местных божеств в различных районах.
22) W. Hołubowicz. Указ. соч., стр. 96.
Написать нам: halgar@xlegio.ru