Система Orphus
Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К содержанию

Словарь имен и терминов

абхьятана — жертвоприношение с целью одоления враждебных сил, сопровождаемое произнесением формул следующего типа: «Пусть Агни, владыка живых существ, защитит меня, пусть Индра, (владыка) благородных, Яма, (владыка) земли, Ваю, (владыка) воздуха... защитят меня» (Параскара, I, 5, 10).

абхьюдаика-шраддха — жертвоприношение предкам, имеющее целью достижение процветания, иначе называется «вриддхи-шраддха». Предки при этой церемонии именуются нандимукха («с радостными лицами»),

«Авеста» — древнейший памятник религиозной литературы Ирана, во многом обнаруживающий близость с индийскими ведами (см.); датируется примерно VII-VI вв. до н. э.

Агни — огонь и бог огня, домашнего очага в ведийской религии; практически лишен антропоморфного облика, как правило, описывается метафорически. Во время жертвоприношений к нему обращались, обычно называя «едящим мясо» и т. д. В качестве «устроителя жертв» бога называли Агни Свиштакрит.

агни-прадакшина — обряд обхода огня слева направо.

«Агни-пурана» — одна из наиболее известных пуран, своего рода энциклопедическое сочинение, включающее пересказ древнеиндийских эпических поэм — «Махабхараты», «Рамаяны» и «Харивамши», главу дхармашастры Яджнавалкьи о судебных делах, словарь Амаракоши и т. д. Как единое произведение составлялась постепенно и, возможно, существовала в разных версиях. Дошедший до нас вариант может быть датирован концом I — началом II тысячелетия.

аджина — шкура антилопы, используемая в ведийских обрядах (набрасывали на плечи или сидели на ней). Шкура черной антилопы стала своего рода символом брахманизма. Древнеиндийские тексты обычно определяют священную землю ариев (Арьяварта) как местность, где водится черная антилопа.

Адити — богиня «Бесконечность», мать Адитьев (см.) в ведийской мифологии, часто отождествляется с Землей, Природой и т. д., иногда представляется как богиня плодородия или описывается как космическая корова.

Адитьи — класс богов ведийской мифологии, дети богини Адити, хранители космического порядка, часто олицетворяющие различные явления природы. Их семь или восемь (обычно Митра, Варуна, Арьяман, Дхатар, Амша, Бхага, Вивасвант, Сурья, иногда также Мартанда, Парджанья или Пушан, Тваштар, Рудра, Вишну).

Адитья — одно из имен бога Солнца.

«Адитья-пурана» — одна из малых пуран (упапуран), сравнительно поздних (однако название «Адитья-пурана» упоминается уже у знаменитого хорезмца Бируни в его «Индии» (XI в.).

адхварью — жрец, во время жертвоприношений шраута (см.) производивший ритуальные действия и читавший формулы «Яджурведы».

айогава — в текстах шастр название смешанной касты, образовавшейся будто бы от связей шудр с женщинами из варны вайшьев.

Айодхья — столица древнего государства Кошала, где родился Рама, герой древнеиндийской эпической поэмы «Рамаяна».

«Айтарея-брахмана» — одно из важнейших произведений в жанре брахман (см.). В традиционной классификации ведийской литературы считается принадлежащей «Ригведе». См. перевод: Keith А. В. Rgveda Brahmanas. Aitareya and Kauśitaki. Cambridge. 1920. [292]

Аликхант — имя одного из демонов, угрожающих новорожденному, амрита — напиток бессмертия в индийской мифологии (греч. амброзия).

Ананта — «бесконечный», эпитет Вишну и других богов.

Анасуя — жена ведийского мудреца — риши Атри.

«Ангирас-смрити» — одна из поздних дхармашастр, приписываемая древнему ведийскому мудрецу Ангирасу. Часто цитируется в средневековых сочинениях, причем цитаты не всегда совпадают с текстом дошедших рукописей дхармашастры.

аннапрашана — обряд «первого кормления» (твердой пищей).

антарикша — пространство между Небом и Землей.

антевасин — букв. «живущий с учителем», наименование ученика, живущего в доме учителя, изучающего веды под его руководством.

антьешти — букв. «последнее жертвоприношение», похоронный ритуал.

анулома — букв. «по порядку», брак, при котором мужчина выше женщины по варне; потомство, рожденное при таком браке.

анустарани — корова или коза, умерщвляемая во время похоронной церемонии (причем частями ее тела покрывают покойного).

Апарарка — автор обширного комментария на «Яджнавалкья-смрити», особенно ценного обилием цитат из дхармашастр, некоторые из которых не дошли до нашего времени. Отождествляется с царем Апарадитьей из династии Шилахара (начало XII в.).

«Апастамба-грихьясутра» — грихьясутра школы Апастамбы, «Черной Яджурведы», тесно связанная с дхармасутрой, приписываемой тому же мудрецу Апастамбе. Последователи школы Апастамбы известны еще в конце прошлого века в Андхре.

«Апастамба-дхармасутра» — одна из наиболее архаичных дхармасутр, дошедшая в составе ритуального сборника школы Апастамбы. Датируется V—III вв. до н. э. См. перевод: Sacred Books of the East. Oxford, 1879. Vol. 2.

«Апастамба-смрити» — одна из поздних дхармашастр, приписываемая древнему мудрецу Апастамбе, однако, возможно, никак не связанная со школой Апастамбы и сутрами этой школы.

апри — гимны (в частности, «Ригведы»), связанные с принесением в жертву животных.

апсары — водяные нимфы и небесные танцовщицы.

араньяки — букв. «лесные книги», произведения поздневедийской литературы, близкие жанру брахман (см.), но содержащие более умозрительные рассуждения. Наиболее важна «Тайттирия-араньяка».

аргха — церемония торжественного приема гостя. См.: Кудрявский Д. Н Исследования в области древнеиндийских домашних обрядов. Юрьев, 1904. С. 85-134 (ч. I. Прием почетного гостя).

аргхья — вода, предлагаемая гостю во время его приема.

арии — самоназвание племен, говоривших на древних индоиранских языках.

арий — в древнеиндийской литературе, в частности в текстах дхармашастр, часто синоним слова «дваждырожденный», т. е. представитель одной из высших трех варн.

артха — польза, выгода, материальный успех; по представлениям древних индийцев, одна из жизненных целей человека (наряду с дхармой, камой и иногда мокшей — освобождением).

артхавада — в индийских текстах разъяснение смысла правила или его обрамление, не обязательное для исполнения. [293]

«Артхашастра» Каутильи — древнеиндийский трактат об искусстве политики, приписываемый советнику царя Чандрагупты Муарья Каутилье (конец IV в. до н.э.), но в действительности составленный около I в. н. э. Русский перевод: Артхашастра, или Наука политики. М., Л., 1959.

Аруии Уддалака — упоминаемый в упанишадах ученый брахман, сын Аруны и отец Шветакету.

Арьяман — ведийское божество (дружественный, гостеприимный); покровительствовал свадьбам, обычно упоминается вместе с Митрой и Варуной.

арша — одна из традиционно перечисляемых в индийских текстах форм брака, при которой отец невесты получает от жениха быка и корову. Название буквально значит «свойственная риши».

Арья Самадж — реформаторское общество, основанное в 1875 г. Даянандом Сарасвати и ставившее целью возрождение и обновление индуизма, очищение его от влияний других религий в послеведийскую эпоху.

астхисанчаяна — обряд «собирания костей» после сожжения трупа.

асура — одна из традиционных форм брака, упоминаемых в древнеиндийской литературе, — брак с уплатой выкупа (калыма). Название происходит от слова «асура», которым в индийской мифологии обозначались противники ведийских богов (впрочем, иногда и некоторые из ведийских богов).

ати — вид водяных птиц (см.: Ригведа, X, 95, 9).

«Атри-смрити» — одна из поздних дхармашастр, приписываемая древнему мудрецу, ведийскому риши Атри.

«Ахтарваведа» — «веда заклинаний», одна из вед (см.). Известны две редакции «Атхарваведы»: «Шаунакия», состоящая из 6 тыс. стихов, и «Пайппалада», или Кашмирская. Перевод см.: Атхарваведа. Избранное. М., 1976.

ахавания — один из трех огней (ахавания, гархапатья, дакшина), расположенный в восточной стороне алтаря (площадки для совершения жертвоприношений) и зажигаемый от огня гархапатья (см.).

ачамана — обряд «прихлебывания воды» маленькими глотками и ополаскивания рта.

ачара — праведное поведение, обычай.

Ачьюта — «непоколебимый», эпитет Вишну.

ашауча — ритуальная нечистота.

«Ашвалаяна-грихьясутра» — одна из древнейших грихьясутр, составленная около середины I тысячелетия до н. э. и принадлежавшая школе Ашвалаяна. Переводы см.: Stenzler A.-F. Indische Hausregeln. Leipzig, 1864; Oldenberg H. Sacred Books of the East. Oxford, 1886. Vol. XXIX; История и культура древней Индии. Тексты. М., 1989.

«Ашвалаяна-смрити» — одна из поздних дхармашастр, приписываемая древнему мудрецу Ашвалаяне.

ашваттха — смоковница (ficus religiosa), прообраз «мирового дерева» в индийской мифологии. Из ашваттхи делали верхний — «мужской» — кусок дерева, когда в обряде возжигания огня добывали огонь трением двух кусков дерева. Нижний кусок — «женский» делали из шами. Огонь считался их «ребенком».

Ашвины — букв. «обладающие конями», боги-близнецы, объезжающие мир на золотой колеснице при утренних и вечерних сумерках (ср. греч. Диоскуры). [294]

ашмарохана — церемония «вступания на камень» в ритуалах посвящения и свадьбы.

ашрама — стадия жизни. «Дваждырожденные» (см.) должны были последовательно пройти четыре ашрамы: ученика, домохозяина, отшельника и странствующего аскета.

аюшья — обряды, способствующие долгой жизни.

аюшьяджапа — обряд произнесения специальных формул с целью обеспечения долгой жизни. Эти заклинания имели следующий вид: «Агни обладает долгой жизнью, он обладает долгой жизнью благодаря дереву. Посредством этой долгой жизни я делаю тебя обладающим долгой жизнью. Сома обладает долгой жизнью»... и т. д. (Параскара, I, 16, 6).


Бана — знаменитый автор романа-хроники «Харшачарита» и поэмы «Кадамбари» (VII в.).

«Баудхаяна-грихьясутра» — грихьясутра, принадлежащая одной из школ «Черной Яджурведы» и, вероятно, некогда связанная с дхармасутрой, приписываемой тому же древнему мудрецу Баудхаяне.

«Баудхаяна-дхармасутра» — одна из древнейших дхармасутр, принадлежавшая школе Баудхаяна «Черной Яджурведы». Сохранилась, по-видимому, в переработанном виде, со значительными добавлениями, особенно в последней части текста. Основной ее текст должен датироваться примерно V—IV вв. до н. э.

«Баудхаяна-питримедхасутра» — сочинение о похоронных обрядах, приписываемое древнему мудрецу Баудхаяне.

бильва — дерево aegle marmelos с листьями, напоминающими трилистник. В Индии почиталось священным.

бирхоры — племя группы мунда (обитают в основном на территории Ориссы).

бишкала — название роженицы в гимне «Атхарваведы» (I, 11).

Брахма — бог-творец в индуистской триаде великих богов.

брахмаварчас — «священный блеск» учености, знания ведийских текстов.

брахмамедха — особый похоронный обряд, совершаемый над отшельниками.

«Брахма-пурана» — одна из поздних, «апокрифических» малых пуран (упапуран), приписываемая богу Брахме и пользовавшаяся популярностью у средневековых комментаторов.

Брахмы мир — мир высочайшего блаженства в индийской мифологии.

брахма-санскары — собственно санскары (см.) в отличие от обычных обрядов и жертвоприношений, в широком смысле также именуемых санскарами.

брахмачарин — ученик, изучающий веды под руководством учителя (гуру) и соблюдающий соответствующие обеты.

брахманы — тексты, содержащие истолкование ритуала и священных формул вед (см.). Принадлежат к поздневедийской литературе и датируются примерно началом I тысячелетия до н. э. Наиболее важными являются «Шатапатха-брахмана», «Айтарея-брахмана» и др.

брахманы — жреческое сословие (варна) в Индии.

«Брихадараньяка-упанишада» — одна из древнейших и наиболее значительных упанишад, составляющая последние разделы «Шатапатха-брахманы». Русский перевед см.: Брихадараньяка-упанишада. М., 1963.

Брихадратха — царь из рода Икшваку так называемой Солнечной династии. [295]

Брихаспати — «владыка молитвы», бог-покровитель молитвы и жертвоприношения, жрец и учитель богов в древнеиндийской мифологии.

Будда — «Просветленный», легендарный основатель буддизма (примерно VI в. до н. э.).

Бхавабхути — индийский драматург (VIII в.).

«Бхавишья-пурана» — одна из пуран (см.), содержащая обширные пророчества о будущем. Текст ее многократно перерабатывался от древности и вплоть до XIX в.

Бхага — букв. «доля», «участь», бог — податель в ведийской религии.

«Бхагавадгита» — один из важнейших философских текстов индуизма, входящий в кн. VI «Махабхараты» (см.: Махабхарата. Ашхабад. 1960. Т. II. Бхагавадгита).

бхарадваджа — полевой жаворонок.

«Бхарадваджа-грихьясутра» — одна из древних грихьясутр, приписываемая древнему мудрецу Бхарадвадже. Датируется сер. I тыс. до н. э.

Бхишма — один из важнейших героев эпической поэмы «Махабхарата», сын царя Шантану и Гаити. От имени Бхишмы в «Махабхарате» излагаются многочисленные наставления в области дхармы и артхи.

бхур (бхух), бхувах, свах — см. махавьяхрити.

бхуты — полубоги и низшие божества, которым жертвовали приношение (бали).


вадхвадеша — церемония «наставления невесте» во время свадебного ритуала.

Вайкарна — эпитет бога ветра Ваю, иногда также эпитет Гаруды.

Вайкунтха — «неодолимый», эпитет бога Вишну.

«Вайкханаса-смартасутра» — произведение в жанре сутр, соединяющее материал, обычный как для грихьясутр, так и для дхармасутр. Возможно, относится к началу н. э.

Вайтарани — в индийской мифологии река, отделяющая мир живых от преисподней (описывается как река с горячей водой, пахнущая гнилью и кровью); также наименование коровы, которую преподносят брахманам во время похоронного ритуала.

Вальмики — древний мудрец, которому приписывается составление «Рамаяны».

варны — сословия древнеиндийского общества: брахманы — жрецы, кшатрии — военная аристократия, вайшьи — «народ», шудры — низшее сословие, традиционными занятиями которого объявлялись ремесла и услужение представителям высших варн.

Варуна — одно из важнейших божеств ведийского пантеона, бог вод, хранитель мирового порядка, истины, справедливости; значение этого божества в послеведийскую эпоху снижается.

«Васиштха-дхармасутра» — одна из древних дхармасутр (см.), приписывается знаменитому ведийскому риши Васиштхе. В дошедшей до нас форме может быть датирована примерно рубежом н. э.

Васу — «добрые», название восьми божеств, повелителем которых обычно считался Индра (Воды, Полярная звезда и др.).

Васудева — см. Кришна.

Васудева — средневековый автор ритуальных сочинений.

васордхапуджана — обряд поклонения Земле.

вашат — возглас жреца-хотара (см.), заканчивающего чтение мантр. Слыша этот возглас, адхварью бросает предназначенное в жертву в огонь алтаря. Возглас этот считается обладающим магической силой для изгнания демонов. [296]

Ваю — ведийский бог ветра.

веданги — вспомогательные дисциплины в поздневедийской литературе: этимология, фонетика, метрика и т. д.

ведарамбха — санскара, исполняемая перед началом изучения вед.

ведийские арии — см. индоарии.

ведийские гимны — гимны, входящие в состав сборников вед (см.).

веды — букв. «священное знание», сборники религиозных текстов индо-ариев (см.), включающие прежде всего четыре самхиты (см.): «Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа», «Атхарваведа». К самхитам примыкает поздневедийская литература брахман (см.) и т. д.

виваха — свадебный ритуал.

Вигхна — «убивающий», имя демона, угрожающего еще не родившемуся ребенку.

Виджанешвара — автор знаменитого комментария на дхармашастру Яджнавалкья, называемого «Митакшара» (XI в.).

видхи — в индийских текстах позитивное правило, которое следует исполнять.

видьярамбха — церемония «начала обучения» (изучение алфавита).

видьяснатака — ученик, прошедший полный курс обучения (но при этом не закончивший исполнение всех обетов ученичества).

Викрити — «уродство», имя демона, угрожающего еще не родившемуся ребенку.

Винаяка — эпитет бога Ганеши (см.) как устранителя препятствий.

Вирадж — «блистательный», «владыка», персонаж индийской мифологии, эпитет Праджапати, Вишну и других божеств; также название размера в индийской поэзии (обычно из 10 слогов) — отсюда Падья Вирадж — «блеск, заключающийся в размере (пада)».

«Вирамитродая» — одна из наиболее известных нибандх (см.) средневековья, составленная в начале XVII в. Митрамишрой.

Вирупа — «безобразный», имя демона, угрожающего еще не родившемуся ребенку.

Вишвавасу — владыка гандхарвов (см.) в мире Индры; ему принадлежала невеста до свадьбы. Именуется также просто Гандхарва.

Вишвамитра — один из ведийских риши, часто упоминаемый в мифах и легендах Индии.

Вишведевы — букв. «всебоги». Иногда употребляется как обозначение совокупности отдельных богов, иногда — как почти нерасчленимое единство, отдельный класс божеств. В поздневедийской литературе брахманы сопоставляются с богом Агни, кшатрии — с Индрой, а вайшьи — с Вишведевами. Есть мифы, изображающие Вишведевов детьми Вишвы, дочери прародителя Дакши.

Вишну — божество, занимавшее незначительное место в ведийском пантеоне, но впоследствии ставшее одним из главных богов; Великий бог в индуизме.

«Вишнудхармоттара-пурана» — одна из больших пуран. Часть разделов ее повторяет текст более ранних пуран, в частности «Матсья-пураны», часть — совершенно оригинальна.

«Вишну-пурана» — одна из наиболее ранних больших пуран. Содержит чрезвычайно важный материал, в частности по индуистской обрядности. Датируется обычно серединой I тысячелетия н. э. Как явствует из названия и также содержания, — чисто вишнуистская пурана.

«Вишну-смрити» — дхармашастра, составленная в прозе со стихотворными вставками в подражание древним сутрам около III в. н. э. По [297] содержанию во многом близка дхармашастрам Ману и Яджиавалкьи.

вратаснатака — закончивший срок ученичества и выполнивший все обеты ученика, но не прошедший полного курса обучения.

вратья — человек, не принадлежащий к обществу, где господствовали ортодоксальные брахманские обычаи, но могущий войти в это общество посредством исполнения очистительных обрядов «вратьястома» (Атхарваведа, XV). В научной литературе существуют различные концепции относительно вратьев, их рассматривают как раннюю волну арийских переселенцев, как мистическую или экстатическую секту и т. д.

вришотсарга — обряд «отпускания быка», входящий в ритуал похорон.

вьявахара — деловая жизнь, судопроизводство, судебные дела.

«Вьяса-смрити» — одна из поздних дхармашастр, приписываемая древнему мудрецу Вьясе, считавшемуся также составителем «Махабхараты» и других произведений индийской литературы.


Гададхара — средневековый комментатор «Параскара-грихьясутры».

Гангадхара — средневековый автор ритуальных сочинений.

Гангея — эпитет Бхишмы («происходящий от Ганги», т. е. реки Ганг).

гандхарва — одна из традиционных форм брака, упоминаемых в древнеиндийской литературе (брак по обоюдному согласию мужчины и женщины).

Гандхарва — общее обозначение полубогов и небесных музыкантов, хранителей Сомы. См. также Вишвавасу.

Ганеша — слоноголовый бог, считающийся в индийской мифологии сыном Шивы; изображения Ганеши и упоминания в письменных текстах появляются довольно поздно, в основном с III—V вв. н. э., что, однако, не исключает глубокой древности самого культа.

гарбхадхана — религиозные обряды, совершаемые с целью успешного зачатия и развития зародыша.

Гаргья (или Гарга) — автор, которому приписывалась одна из поздних дхармашастр, а также сочинение по астрологии.

гархапатья — один их трех жертвенных огней, сопоставляемых с тремя мировыми сферами (земля, воздушное пространство, небо) и т. д., на нем варили жертвенную пищу. Одновременно служил и семейным огнем, передаваемым от отца к сыну, поддержание которого рассматривалось в качестве долга, проносящего религиозную заслугу. (Два других жертвенных огня ассоциировались с предками — огонь дакшина и с богами — огонь ахавания.)

Гаури — «белая», «светлая», жена Шивы, богиня Парвати.

гаури — восьмилетняя девочка.

«Гаутама-дхармасутра». Датировка текста вызывает значительные споры, и, хотя ряд исследователей считают «Гаутама-дхармасутру» древнейшим произведением этого жанра (около VI—V вв. до н. э.), по-видимому, в дошедшей до нас форме она должна датироваться примерно рубежом н. э. Перевод см.: Sacred Books of the East. Oxford, 1879. Vol. II.

Гаятра — «песнь», «гимн», эпитет Агни.

гаятри — стихотворный размер из трех восьмисложных частей.

«Гаятри» — священная мантра, часть гимна «Ригведы» (III, 62, 10), обращенного к Солнцу и написанного размером гаятри. Персонифицируется как богиня, жена Брахмы, мать четырех вед. Считалось, что повторение этой мантры приносит особую религиозную заслугу (см.: Ману, II, 148), то же, что «Савитри». [298]

«Гобхила-грихьясутра» — грихьясутра, принадлежавшая одной из школ «Самаведы». Перевод см.: Knauer F. Gobhila-grhyasūtra. Dorpat, 1884—1886; Sacred Books of the East. Oxford, 1892.

«Гобхила-грихьясутра-паришишта» — дополнение к грихьясутре Гобхилы.

годана — «дарение коровы», церемония, иначе называемая кешанта (см.).

гонды — малая индийская народность, в значительной степени состоящая из отсталых племен; язык гондов относится к дравидийской группе.

готра — экзогамная родственная группа, род.

готроччара — церемония провозглашения во время свадьбы имен предков, готры и правары жениха и невесты.

грахи — огонь, горевший в доме во время смерти домохозяина.

грихья — «домашние» жертвоприношения, совершаемые самим домохозяином.

грихьясутры — сочинения, посвященные домашнему ритуалу (грихья), составленные в жанре сутр (см.). Примыкают к поздневедийской литературе и датируются примерно серединой I тысячелетия до н.э. Наиболее важные грихьясутры: Ашвалаяна, Параскара, Гобхила и некоторые другие (см.).

гуна — достоинство. В индийской космогонии — три качества, благодаря которым появилась Вселенная: саттва — добродетель, раджас — страсть и тамас — неведение (тьма).

гуру — учитель, наставник, почтенное лицо.

гхати — водяные часы (используются в свадебном ритуале).

гхи — очищенное топленое масло (обычно коровье, реже — полученное из молока буйволицы), имеет священное значение и постоянно употребляется в различных ритуалах, символизирует плодородие и преуспеяние, отождествляется с напитком бессмертия — амритой, добытой из океана. В индийской медицине гхи приписывается способность продлевать жизнь, лечить зрение; используется для изгнания злых духов и как противоядие.

Гхоша — женщина-риши, упоминаемая в упанишадах.


дайва — одна из традиционно перечисляемых в индийских текстах форм брака, при которой невесту отдают в жены жрецу в качестве дара-вознаграждения за совершение жертвоприношения.

дайва-санскары — жертвоприношения богам.

«Дакша-смрити» — одна из поздних дхармашастр, приписываемая древнему мудрецу Дакше.

дакшина — дар, вознаграждение жрецу за совершение жертвоприношения, учителю после окончания периода ученичества, подарки брахманам, участвовавшим и присутствовавшим при совершении религиозной церемонии. Считалось, что дакшина должна принести религиозную заслугу и быть многократно возмещенной в ином существовании. И. Хистерман считает, что дакшина развивалась из первоначальных раздач даров при торжествах (типа потлача).

дакшина (огонь) — «южный» огонь, посвященный Яме и предкам, — один из трех священных огней, поддерживаемых домохозяином для совершения ритуала шраута.

дарбха — священная трава, то же, что куша (см.).

«Дашакармападдхати» — «Руководство о десяти церемониях», название многих паддхати (см.). [299]

«дваждырожденные» (двиджа) — члены трех высших варн, брахманы, кшатрии, вайшьи, которые имели право на совершение упанаяны, рассматривавшейся как второе рождение. Иногда в текстах именуются также ариями в противоположность шудрам.

«Девала-смрити» — одна из поздних (середина I тысячелетия н.э.) дхармашастр.

Дештри — богиня «указующая».

«Джаймини-сутра» — важнейшее произведение философской школы миманса.

джагати — стихотворный размер, состоящий из четырех двенадцатисложных стоп.

Джанардана — «победитель мужей», эпитет Вишну.

джатакарма — обряд, совершаемый при рождении ребенка.

Джатаведас — «знающий (все) рожденное», эпитет бога Агни.

джая — букв. «победа», жертвоприношение в огонь (хома), сопровождаемое чтением формул типа: «Праджапати, могучий в победоносных битвах, дал победы (или формулы джая) мужественному Индре. Пред ним преклонились все существа, он стал могучим и достойным жертвоприношения. Свага!» (Параскара-грихьясутра, I, 5, 9).

Джаярама — средневековый комментатор грихьясутры Параскары.

джьештха — название месяца индийского календаря (май — июнь).

Дити — противоположность Адити (см.), «конечность», «связанность», женское божество ведийской мифологии.

Дронаса — имя одного из демонов болезней.

Дурга — одна из наиболее почитаемых в индуизме богинь.

Дхарма — религиозные обязанности человека, зависящие от его места в обществе, варновой принадлежности и стадии жизни — ашрамы. Вся жизнь индийца регламентировалась правилами, которые в совокупности назывались дхармой. Мировой закон, иногда персонифицируемый в облике быка и т.д.

дхармасутры — тексты, посвященные изложению повседневных религиозных обязанностей (дхармы) индийца (прежде всего брахмана), зависящих от стадии жизни (ашрамы), в которой он находится. Составлены в жанре сутр, максимально кратких, предназначенных для заучивания наизусть, высказываний во второй половине I тысячелетия до н.э. Основные дхармасутры: Апастамба, Баудхаяна, Васиштха, Гаутама. Перевод см.: Sacred Books of the East. Oxford, 1879. Vol. II; Oxford, 1882. Vol. XIV. Фрагменты несохранившихся дхармасутр собраны в книге: Banerji Ch. S. Dharmasūtras. A Study in their Origin and Development. Calcutta, 1962.

дхармашастры — сочинения, посвященные изложению дхармы — правильного поведения «дваждырожденных». В узком смысле слово дхармашастра включает в себя только произведения, написанные в стихах на основе более древних дхармасутр (прежде всего дхармашастры Ману, Яджнавакьи и несколько более поздних текстов), в широком смысле дхармашастра включает также и дхармасутры. Содержание дхармашастр подробно разобрано в книге: Kane P. V. History of Dharmaśāstra. Poona, 1930—1965. Vol. I-V.

Дхатар — бог — устроитель мира в ведийской мифологии.

Дьяус — мужское божество «Небо» — отец в ведийской мифологии. По происхождению соответствует греческому Зевсу, латинскому Юпитеру, хеттскому Сиу и т.д. [300]


«Законы Ману» — см. «Ману-смрити».


Ида (Ила) — богиня молитвы и жертвенной пищи в ведийской мифологии.

индоарии — группа ариев (см.), во второй половине II тысячелетия до н.э. расселившаяся в Северной Индии.

Индра — один из важнейших богов ведийской религии, воинственный бог-громовержец.

Ишана — букв. «владыка», эпитет, прилагавшийся к разным богам: Шиве, Рудре, Вишну.

ишта и пурта — «жертвоприношения и благочестивые дела», совокупность заслуг от жертвоприношений, строительства храмов, водоемов и т. д.

йогин — аскет, достигающий посредством специальных упражнений особых способностей к медитации и полного самоконтроля.

Йогиша — владыка йогинов, эпитет риши Яджнавалкьи.


Ка — см. Праджапати.

Каваша Айлуша — риши и составитель нескольких гимнов «Ригведы», считавшийся сыном служанки (рабыни).

Калавидхана — название средневекового сочинения, посвященного в основном определению должного времени совершения ритуальных церемоний.

Кали (век) — от сотворения до разрушения мира, по индийской мифологии, проходит четыре периода (юги). Последний период — современная эпоха — называется веком Кали (Калиюгой).

каливарджья — «то, что должно быть избегаемо в век Кали». По представлениям древнеиндийской космогонии, Вселенная проходит в своем существовании несколько периодов, последним из которых является век Кали, отличающийся крайней испорченностью людей. Из-за этой испорченности в век Кали (в настоящее время) не следует исполнять некоторые из обычаев, принятых в древности, в период «золотого века». Посредством доктрины каливарджья индийские теологи могли согласовывать принцип безусловного следования примеру древности с историческими изменениями в религии и обществе.

Кальхана — автор «Раджатарангини», кашмирской поэмы-хроники XII в.

кама — любовь, как одна из целей человека (триварга), наряду с дхармой и артхой (к триварге иногда добавлялась и четвертая цель — мокша, конечное освобождение).

Кама — бог любви.

Канва — брахман, воспитатель Шакунталы (персонаж эпизода в «Махабхарате», ставшего основой драмы Калидасы «Шакунтала»).

канкана-бандхана — церемония повязывания жениху и невесте специальной нити для предохранения от сглаза во время свадьбы (см. мангаласутра).

канья — девочка в возрасте десяти лет.

каньяварана — букв. «выбор невесты», помолвка.

каньядана — свадебная церемония дарения невесты жениху при так называемых одобряемых, ортодоксальных формах брака.

капинджала — вид птицы (cuculus melanoleucus).

карика — стихотворный текст (в данном случае ритуального содержания).

карнаведха — церемония прокалывания ребенку ушей для ношения серег. [301]

«Катхасаритсагара» — «Океан рек рассказов», произведение средневекового индийского автора Сомадевы.

«Катьяяна-сутра» — дополнение к грихьясутре Параскары.

каупина — набедренная повязка.

«Каушика-сутра» — сутра о магических обрядах, примыкающая к «Атхарваведе». Переводы основных частей см.: Caland W. Altindische Zauberei. Amsterdam, 1908 (Wiesbaden, 1968); Gonda J. The Savayajnas. Amsterdam, 1965.

Кашьяпа — легендарный мудрец-риши.

Кешава — «длинноволосый», эпитет Вишну.

кешанта — ритуальная церемония «первого бритья».

Кимваданта — имя одного из демонов, угрожающих новорожденному.

«коричневоликий» — эпитет Вишну.

крикаша — вид птицы.

Кришна — герой индийского эпоса и мифологии, отождествляемый с богом Вишну.

Кубера — бог богатства, один из «хранителей сторон света» (локапал) в индийской мифологии.

Кумара — букв. «юноша, царевич», эпитет бога войны Сканды, иногда выступающего и как бог болезни детей.

Кумбхинашатру — имя одного из демонов, угрожающих новорожденному.

куркума (халди) — растение семейства имбирных, употребляется для приготовления острой приправы — кэрри; из корней растения делается шафранного цвета порошок или паста, используемые во многих священных обрядах.

Куркура — собака, имя демона болезни, представлявшегося в виде собаки.

Куру — знаменитый царский род, к которому принадлежали герои «Махабхараты».

«Курма-пурана» — «Пурана черепахи» (черепаха — аватара — воплощение бога Вишну), одна из больших пуран.

куша — называемая также дарбха, обычно используемая во время жертвоприношений священная трава с длинными острыми листьями (роа cyposuroides, или demostachia bipinata). Обычно эту траву рассыпают (без корней) на алтаре, а в конце ритуала сжигают на жертвенном огне. Из травы куша также устраивали сиденье, предлагавшееся гостю во время торжественного его приема, и делали символические изображения, заменявшие жертвенное животное.

кхадира — дерево acacia catechu, использовалось для изготовления жертвенных столбов и ложек, разного рода амулетов; из него делали также плуги.

кхайлика (гимны) — дополнительные гимны «Ригведы», часто не включаемые в ее состав (обычно 11 гимнов из восьмой книги).


ладжахома — жертвоприношение, при котором в огонь бросают поджаренные зерна риса.

Лакшми — богиня счастья и красоты, супруга Вишну.

Лаугакши — древний мудрец, которому приписываются различные сочинения.

лаукика-агни — обычный, «мирской» огонь, служащий домохозяину для приготовления ежедневной пищи.

«Линга-пурана» — одно из произведений в жанре пуран, ритуальные части его датируются последней третью I тысячелетия н. э.


«Майтраяния-самхита» — одна из редакций так называемой «Черной [302] Яджурведы».

«Майтраяни-упанишада», или «Майтри-упанишада», см. перевод: Упанишады. М., 1967.

Малимлуч — букв. «разбойник», имя одного из злых демонов.

«Манава-грихьясутра» — одна из грихьясутр школы Манава «Черной Яджурведы».

мангаласутра — повязываемая жениху и невесте «нить, приносящая счастье», в древности называвшаяся «канкана», обычно хлопковая, смоченная растительным маслом, окрашенная куркумой и перевитая травой дурва. Иногда к ней привязывали также пакетики с горчичным семенем для предохранения от сглаза.

мангала-шраддха — то же, что абхьюдаика-шраддха (см.).

мандапа-пратиштха — обряд сооружения специального навеса (мандапа), под которым проходят наиболее торжественные ритуальные церемонии (свадьба, например).

мантры ведийские — священные формулы, содержащиеся в литературе вед (см.), слова, которым придавалась магическая сила.

«Ману-смрити», или «Манава-дхармашастра», — древнейшая из дхармашастр, написанных в стихах (примерно II в. до н. э. — II в. н.э.), одна из наиболее священных книг индуизма. Русский перевод см.: Законы Ману. М., 1960; английский перевод с обширными комментариями: Sacred Books of the East. Oxford, 1886. Vol. XXV. (The Laws of Manu. Transl. by G. Bühler).

Марка — имя асура, противника богов. {Марка — это в книге, а не ошибка распознавания. OCR}

«Маркандея-пурана» — одна из пуран, приписываемая древнему мудрецу Маркандее.

Маруты — божества грома, молнии и т. д., спутники Индры, дети Рудры.

Матаришван — обычно эпитет Агни как небесного огня (молнии) или имя божества, впервые открывшего огонь.

матрипуджа — обряд «поклонения матерям». В ведийской мифологии «матери» — класс богов, связанных с водами, в индуизме — помощницы Дурги в борьбе с демонами, окружение Сканды, женские предки. В пуранах обычно указывается от 7 до 16 «матерей», в число которых входят как супруги великих богов — Шачи, Гаури, так и обожествленные жертвенные восклицания Свага и Свадха и т. п.

«Матсья-пурана» — «Пурана Рыбы» (Рыба — одно из воплощений бога Вишну), одна из наиболее ранних и важных пуран, ритуальные разделы ее датируются в основном серединой I тысячелетия н. э.

«Махабхарата» — древнеиндийская эпическая поэма, сложившаяся в первом тысячелетии до н. э. — первой половине I тысячелетия н. э. Состоит из 18 книг.

махавьяхрити — «великие вьяхрити», три священных слова, охватывающих всю Вселенную: бхур (бхух) — земля, бхувах — воздушное пространство, свах — небо; произносятся после восклицания «Ом!» в утренней молитве и при различных обрядах. Персонифицируются как дочери бога Савитара. Иногда число вьяхрити доводится до семи.

махапатра — «особо почитаемые», или «великие сосуды», — брахманы, приглашаемые и одариваемые во время похоронной церемонии и других ритуальных церемоний.

«Махарнава-смрити» — одна из поздних дхармашастр.

Махешвара — «великий владыка», эпитет Шивы. [303]

медхаджанана — церемония, совершаемая для «пробуждения разума» новорожденного или ученика в конце упанаяны.

Медхатитхи — автор комментария на «Ману-смрити» (IX в.).

Мехини — «выкидывающая», имя женщины-демона, вызывающей выкидыш во время беременности или приводящей к тому, что у беременной женщины рождаются лягушки, змеи, черепахи и т. п.

мимансаки — философы школы миманса (специально занимавшейся проблемами интерпретации ведийских текстов). Важнейшими произведениями философии миманса являются сутры Джаймини и комментарии к ним Шабары. Большое значение для истории дхармашастр и комментаторской литературы имела деятельность философа-мимансака Кумарилы.

Митра — ведийское божество Солнца и святости договора.

мокша — («освобождение от цепи перерождений») — одна из целей жизни человека, наряду с дхармой, артхой и камой.

мридахарана — церемония принесения земли для выращивания побегов (часть свадебного ритуала).

«Мритасандживана» — букв. «оживление мертвого». Мантра, посвященная Шиве: «Мы почитаем имеющего трех матерей».

мунджа (трава) — вид камыша или осоки (sacharum munja). Высокий стебель (до 3 м) мунджи считался обителью молний. Мунджа использовалась для процеживания сомы во время жертвоприношений. Связки мунджи на костре уподобляются чреву, из которого рождается огонь.

«Мухуртасанграха» — средневековый астрологический трактат.


навзат — обряд инициации зороастрийцев (парсов), букв. «новое рождение».

нагника — букв. «голая», маленькая девочка (обычно до 6-7 лет).

найштхика — «постоянный» ученик, всю жизнь живущий у учителя (гуру) и занимающийся услужением ему, а затем его сыну.

накшатра — светило или сочетание светил, созвездие, одна из 27 частей лунного зодиака — «лунный дом».

намакарана — обряд «наречения имени».

нандишраддха — то же, что абхьюдаика-шраддха.

«Нарада-смрити» — дхармашастра, целиком посвященная изложению судебных дел (вьявахара). Датируется примерно III—IV вв.

Нараяна — одно из имен бога Вишну.

нибандха — тематический свод цитат из древних текстов о дхарме. Составлялись в основном в эпоху средневековья, с XII в. Наиболее важные нибандхи: «Критьякальпатару» Лакшмидхары, «Смритичандрика» Деваннабхатты, «Вирамитродая» Митрамишры.

Нимиша — букв. «подергивание век», имя одного из демонов, угрожающих новорожденному.

Ниррити — «небытие», обожествляемая смерть.

нишкрамана — обряд «выноса» ребенка из родильного помещения.

Нримани — имя одного из демонов, угрожающих новорожденному.

«Ом!» — торжественное восклицание, обычно употребляемое в начале религиозной церемонии или в начале текста.


паддхати — «очерк», текст, содержащий подробное описание одного или нескольких домашних обрядов и обычно тесно связанный с изложением какой-либо грихьясутры.

«Падма-пурана» («Пурана лотоса») — одна из пуран. Ритуальные главы ее относятся к рубежу I—II тысячелетий н. э. [304]

Падья Вирадж — (см. Вирадж) персонификация «блеска, находящегося в стопах» (одновременно — в стопах принимаемого гостя и в стопах читаемых стихов).

пайшача — букв. «свойственная пишачам» (см.), одна из традиционно перечисляемых в индийских текстах форм брака, при которой девушкой овладевают или похищают, когда она находится в бессознательном состоянии.

пакаяджна — «вареная жертва», домашние жертвоприношения, совершаемые с помощью варки и сожжения на огне.

палаша — дерево butea frondosa, или butea monosperma (современное название — дхака). Пышное дерево, цветет в феврале марте ярко-оранжевыми цветами. Листья его состоят из трех частей, средняя из которых длиннее (около 10 см) и шире боковых. Листья вогнутые и напоминают ложку, используемую при жертвоприношениях. Дерево считается священным и используется для изготовления жертвенного столба, из него также делали различные амулеты (в особенности с целью достижения долголетия).

пандит — брахман, обладающий традиционной жреческой ученостью.

паниграхана — свадебный обряд «взятия руки» невесты женихом, обычно выступал как основной обряд свадьбы, после которого брак можно было считать заключенным.

«Панчавимша-брахмана» — одна из брахман, причисляемых к «Самаведе».

«Параскара-грихьясутра» — грихьясутра, принадлежавшая одной из школ «Белой Яджурведы». Перевод см.: Sacred Books of the East. Oxford, 1886. Vol. XXIX.

«Парашара-смрити» — поздняя дхармашастра (середина I тысячелетия). Особое значение имеет благодаря средневековому комментарию Мадхавы.

«Парашара Мадхавия» — знаменитый средневековый комментарий Мадхавы на «Парашара-смрити».

парван — букв. «узел», дни религиозных праздников, совпадающих с переходом луны из одной фазы в другую.

паришишта — текст, являющийся дополнением к древним произведениям ритуальной или иной литературы. Паришишты обычно подробно излагают отдельные обряды и содержат значительное количество чисто магических предписаний. Наиболее известное произведение этого типа — дополнение к грихьясутре Гобхилы под названием «Гобхилапутра-грихьясанграха-паришишта».

Патрапани — имя одного из демонов, угрожающих новорожденному.

пауша — название месяца индийского календаря (декабрь — январь).

пинда — шарик из вареного риса и муки (клецки), приносимый в жертву предкам.

пиппал — то же, что ашваттха (см.).

«Питамаха-смрити» — одна из поздних дхармашастр.

Питримедха — жертвоприношение, связанное с предками, похоронная церемония.

питримедхасутры — произведения в жанре сутр (см.), содержащие описание похоронных обрядов, обычно являются продолжением или дополнением грихьясутр.

пишачи — злые демоны, питающиеся мертвечиной, иногда отождествляются с претами и бхутами. Существовало поверье, что в случае несовершения необходимых поминальных жертвоприношений покойный превращается в пишачу. [305]

праваpa (также аршеа, или арша) — указание на предков, называемых при жертвоприношении на огне; включает риши, считающихся основателями ведийских родов. Правара сообщает о действительном или мифическом происхождении человека (обычно брахмана).

Праджапати — «владыка созданий (потомства)». В древнеиндийских текстах иногда встречается как самостоятельное божество, иногда то же имя служит эпитетом какого-либо бога (обычно Брахмы). Другое имя этого бога — Ка.

Праджапати — обряд, совершаемый над беременной женщиной для рождения мужского потомства. {В книге «праджапатья», исправлено в соответствии с текстом. OCR}

праджапатья — одна из традиционно перечисляемых в индийских текстах форм брака, при которой отец невесты произносит формулу: «Исполняйте вместе дхарму».

праджнаджанана — то же, что медхаджанана (см.).

прайога — практическое руководство, «учебник» совершения ритуала. Сочинения, близкие к паддхати (см.).

прана — «дыхание», жизненные силы.

пратилома — брак, заключенный «против порядка» (т. е. когда муж ниже жены по варне); потомство, рожденное в таком браке.

Пратихара — царская династия в средневековой Индии (с VIII в. н. э.).

«Прашна-упанишада» — одна из упанишад (см.: Упанишады. М., 1967).

праяшчитта — искупление ритуальной нечистоты, специально совершаемые обряды эпитимии.

прета — дух, тень умершего (лат. лемуры — неуспокоенные души), часто отождествляется с бхутами. Преты иногда выступают как свита Рудры. Прета изображался обычно в виде скелета. Считалось, что великие грешники оставались претами навсегда (а также и те, для кого не приносились необходимые поминальные жертвы). Другие покойники через год приобщались к сонму предков.

Притхивираджа — царь из династии Чауханов, правивший в XII в.

пумсавана — обряд, совершаемый с целью обретения мужского потомства.

Пундарикакша — «лотосоокий», эпитет бога Вишну.

Пурамдхи — ведийское божество, олицетворяющее щедрость, исполнение желаний.

пураны — букв. «древние», обширные собрания мифов и полуисторических легенд, иногда отдельных самостоятельных произведений, ставших священными книгами индуизма. Большая часть пуран датируется I тысячелетием — началом II тысячелетия н. э., хотя отдельные части пуран могут относиться и к более древнему времени. Наиболее важные из пуран — Ваю, Вишну, Матсья и др. На русском языке имеется пересказ основного сюжета Бхагаватапураны (см.: Три великих сказания Древней Индии. М., 1978).

пурнапатра — букв. «полный сосуд», вид дара, сосуд с зерном, фруктами, золотом.

Пурумитра — царь, упоминаемый в «Ригведе».

путрика — девушка, не имеющая братьев, которую выдают замуж с тем условием, что ее дети будут считаться продолжением рода не ее мужа, а ее отца.

Пушан — в ведийской религии бог процветания, защитник стад скота, богатства и благополучия.


Равана — демон, похитивший Ситу (сюжет «Рамаяны»).

Рагхава — родовое имя Рамы, потомка Рагху.

Рагхунандана — известный средневековый комментатор дхармашастр и [306] автор сочинений по дхарме

раджагави — «царственная корова», см. анустарани.

Раджамартанда — средневековое ритуальное сочинение

раджасвала — девушка, у которой начались месячные

ракша — см. мангаласутра.

ракшаса — одна из традиционно перечисляемых в индийской литературе форм брака (брак-умыкание). Название восходит к слову ракшаса, которым обозначался разряд демонов.

ракшасы — в индийской мифологии вид свирепых демонов.

Рама — царевич Айодхьи, герой «Рамаяны», почитаемый в индуизме как воплощение (аватара) бога Вишну.

«Рамаяна» — древнеиндийская эпическая поэма о царевиче Раме. Пересказ см. в кн.: Три великих сказания Древней Индии. М., 1978.

ратхакара — букв. «изготовитель колесниц», обозначение одной из важных кастовых групп в Древней Индии, которая иногда, а наиболее древних текстах, выступает в качестве четвертой варны сословия «дваждырожденных», позднее они обычно приравнивались к вайшьям. Ведийские ритуальные тексты свидетельствуют о почетном положении ратхакаров, и, во всяком случае, их нельзя считать простыми ремесленниками-тележниками.

раштрабхрита — вид жертвоприношений, сопровождаемых произнесением формул с целью обретения царской власти.

Речь — богиня, олицетворяющая обожествляемое «слово» (Вач).

рибху — в ведийской религии разряд мифических существ.

«Ригведа» — наиболее древняя и важная из вед, древнейший памятник индийской литературы. Религиозные гимны, вошедшие в ее состав, в основном были сложены в Северо-Западной Индии в последней трети II тысячелетия до н. э. Кодификация сборника произошла, по-видимому, около X в. до н. э. «Ригведа» состоит из 10 циклов (так называемых мандал) и включает 1028 гимнов (см.: Der Rigveda. Ubersetzt von К. F. Geldner // Harvard Oriental Series. 1951—1957. Vol. 33-36).

Рич — гимн «Ригведы».

риши — ведийские мудрецы, «провидцы», считавшиеся авторами ведийских гимнов и основателями наиболее знаменитых родов.

Рудра — «ревущий», бог бури в ведийской мифологии, рудры — 11 божеств, потомков Рудры, иногда эпитет марутов (см.).

Рукмини — жена Кришны.


Савитар — бог Солнца, «податель жизни» в ведийской религии.

«Савитри» — священная мантра, иначе называемая «Гаятри».

саготра — человек, принадлежащий к тому же роду (готра).

садху — благочестивый, святой в индуизме.

сакулья — сородич, человек, принадлежавший к той же патронимии (кула).

самавартана — обряд «возвращения» из дома учителя после окончания периода ученичества.

«Самаведа» (веда напевов) — одна из четырех вед.

«Самаведа-мантрабрахмана» — собрание мантр, связанных с «Самаведой» и грихьясутрами школ Самаведы.

«Самавидхана-мантрабрахмана» — поздневедийское сочинение.

самадхи — святилище, воздвигнутое в память о благочестивом человеке, часто на месте его захоронения, иногда по типу мавзолея.

саман — напев, мелодия «Самаведы».

саманджана — обряд умащения во время свадебной церемонии. [307]

самикшана — обряд «смотрения» друг на друга жениха и невесты во время свадебной церемонии.

санкальпа — букв. «активность разума», «решимость», «желание», обряд сосредоточения мыслей и воли на чем-либо.

санкранти — переход солнца из одного знака зодиака в другой.

санскары — индийские домашние обряды, совершаемые в определенные периоды жизни человека и подготавливающие его («очищающие») к совершению следующего обряда, праздники жизненного цикла (иногда также общее обозначение ритуальных действий, жертвоприношений и подготовительных действий перед жертвоприношением).

санскары тела — т. е. собственно санскары, называемые так с целью выделения этих обрядов, совершаемых над человеком, от жертвоприношений, которые в широком смысле также могут быть названы санскарами (дайва-санскарами) (См.:Chatterjee Н. Studies in some Aspects of Hindu Samskaras in ancient India. Calcutta, 1965).

«Санскарататтва» («Суть санскар») — средневековое ритуальное сочинение.

саньясин — аскет, отказавшийся от мирской жизни.

сапинда — близкий родственник (обычно до третьего колена по восходящей и по нисходящей линии), приносящий жертвенную пищу (пинду) тому же предку.

сапиндикарана — обряд приобщения покойного к сонму предков, которым приносятся поминальные жертвоприношения (пинда).

саптапади — свадебный обряд «семи шагов».

Сарасанграха — средневековое ритуальное сочинение.

Сарасвати — богиня молитвы и красноречия в индийской мифологии.

Саршапаруна — «горчично-оранжевый», имя одного из демонов, угрожающих новорожденному.

сати — вдова, совершающая самосожжение, обычно на погребальном костре мужа (также название самого обряда самосожжения вдовы).

Сатьявати — жена Шантану, царя из рода Куру в «Махабхарате».

Сатьякама Джабала — персонаж упанишад («Чхандогья-упанишада», «Брихадараньяка-упанишада»).

Саяна — автор знаменитого средневекового комментария к «Ригведе».

свага — литургическое восклицание, приглашение к богам вкусить жертву.

свадха — литургическое восклицание.

свастивачана — обряд произнесения священного слова «свасти», обряд благословения, пожелания благополучия (су-асти) — (это) хорошо.

свастика — крест с загнутыми в одну сторону концами — древний священный знак, символизирующий солнце, плодородие и всяческое благополучие.

сваямвара — форма брака, при которой девушка сама выбирает жениха из нескольких претендентов, часто после их состязаний или испытаний.

Свиштакрит — см. Агни.

священный шнур — см. яджнопавита.

Сиддха — «совершенный», «святой», у джайнов эпитет основателя религии — Джины; в индуизме — обозначение категории полубогов.

симантоннаяна — «расчесывание волос», обряд, совершаемый над беременной женщиной.

синдурадана — обряд нанесения женихом краской полоски на голове невесты и посыпания красного порошка из сурика.

Синивали — лунная богиня, олицетворявшая новую Луну и способствовавшая развитию зародыша. [308]

Сисара — демон, представляющийся в виде собаки, отец демона Куркура.

Сита — жена Рамы, похищенная Раваной (в «Рамаяне»).

«Сканда-пурана» («Пурана бога Сканды») — одна из пуран, ритуальные части ее довольно позднего времени (начала II тысячелетия).

смрити — букв. «запомненное», священное предание, в отличие от шрути («откровения»). Включает всю литературу, примыкающую к ведам. В узком смысле под смрити имеются в виду только дхармашастры, обычно составленные в стихах (такие, как «Ману-смрити», «Яджнавалкья-смрити» и др.).

«Смритичандрика» — одна из наиболее известных средневековых нибандх.

снатака — букв. «омывшийся», тот, кто совершил обряд омовения, завершающий период ученичества.

снеха — слово, обозначающее «жир, масло» и также «любовь, привязанность».

Сома — ведийское божество, олицетворение священного растения и напитка сомы, отождествлявшегося часто с напитком бессмертия — амритой, позже — бог Луны.

сошъянти карма — обряд, совершаемый с целью сделать роды легкими и благополучными.

ступа — архитектурное сооружение, заключающее внутри себя религиозную реликвию и являющееся объектом поклонения буддистов или джайнов.

Субхадра — младшая сестра Кришны, ставшая женой Арджуны (в «Махабхарате»).

сумангали — современное название церемонии синдурадана.

Сурья — ведийский бог Солнца.

Сурья — дочь Сурьи, эпитет богини утренней зари. {Фигурирует и в других местах, так что не опечатка. OCR}

сутры — произведения, написанные в прозе (иногда перемежающейся со стихами) чрезвычайно лаконичным стилем (первоначально предназначавшиеся для запоминания наизусть).

Сушрута — автор древнеиндийского медицинского трактата в восьми частях, по-видимому, живший в IV в. в Бенаресе.


«Тайттирия-араньяка» — одно из важнейших произведений в жанре араньяк, примыкающее к редакции «Тайттирия-самхиты» «Черной Яджурведы».

«Тайттирия-самхита» — одна из редакций «Черной Яджурведы» (см.: The Veda of Black Jajurveda school / Transl. by A. B. Keith. Cambridge, 1914).

«Тайттирия-упанишада» — упанишада, связанная с «Черной Яджурведой».

«Тантравартика» — одно из важнейших философских произведений школы миманса, составленное Кумарилой.

тапас — космический жар; аскетизм, покаяние.

таптакриччхра врата — один из способов ритуального очищения (покаяния), при котором следует есть только горячее.

Тваштар — демиург, бог-творец, покровитель ремесел в ведийской религии.

тишья — одно из сочетаний светил (накшатр).

Триратраврата — церемония трехдневного воздержания после свадьбы

туласи (тулси) — душистое растение ocimum sanctum, базилик, которому [309] придается священное значение при различных обрядах (часто связывается с культом Ганеши).

триштубх — стихотворный размер (11-сложный).


удакакарма — обряд возлияния воды в качестве жертвы умершему.

удумбара — фиговое дерево, отличающееся плодоносностью (по «Айтарея-брахмане», V, 24, плодоносит три раза в год), используется для изготовления жертвенного стола и сиденья для совершающего жертвоприношения, а также различных предметов жертвенного ритуала: ложек, чаш, мутовки.

Улукхала — букв. «ступка», имя одного из злых демонов.

Ума — одно из имен богини — жены Шивы в индийской мифологии.

упакурвана — ученик, после окончания срока обучения покидающий дом учителя и становящийся домохозяином.

Упавира — имя одного из злых демонов.

упанаяна — букв. «привод (ученика к учителю)», ритуал посвящения в ученики.

упанишады — букв. «тайное учение», произведения поздневедийской литературы, примыкающие к брахманам и развивающие традиции умозрительного истолкования ритуала.

Упашрути — «Прислушивание», имя одного из демонов, угрожающих новорожденному.

Упендра — эпитет Вишну.

«Уттарарамачарита» — пьеса средневекового индийского драматурга Бхавабхути.

Ушас — богиня утренней зари в ведийской мифологии, дочь Солнца (Сурьи).


Хантримукха — букв. «лицо убийцы», имя одного из демонов, угрожающих новорожденному.

Хара — одно из имен бога Шивы.

Хари — одно из имен бога Вишну.

харидралепана (харидра) — обряд умащения жениха и невесты мазью из корня куркумы и масла.

Харисвамин — средневековый комментатор.

«Харита-смрити» — одна из поздних дхармашастр (середина I тысячелетия).

Харихара — средневековый комментатор грихьясутры Параскары.

Харьякша — «желтоглазый», имя одного из демонов, угрожающих новорожденному.

«Хираньякеши-грихьясутра» — одна из грихьясутр, традиционно относимая к школе «Черной Яджурведы».

хома — жертвоприношение на огне.

хотар — жрец, произносящий гимны «Ригведы» во время жертвоприношений шраута.

хута — вид обрядов, при которых жертвоприношения бросают в огонь.


Чандра — бог Луны в ведийской мифологии.

Чарака — автор медицинского трактата «Чарака-самхита» (примерно I—II вв. н. э.); по преданию, был придворным врачом царя Канишки.

чатуртхикарма — обряд, совершаемый на четвертый день после свадьбы, чауда — см. чудакарана.

чудакарана — обряд «первой стрижки» ребенка.

Чьявана — имя одного из демонов-ракшасов, угрожающих новорожденному. [310]

чхандас — обожествляемый стихотворный размер ведийского текста.

«Чхандогья-упанишада» — одна из наиболее ранних и важных упанишад.


Шабара — философ школы миманса, комментатор сутр Джаймини.

Шакаяна (в русском переводе упанишад — Шакаянья) — аскет, упоминаемый в ряде упанишад.

Шакунтала — героиня известного эпизода в «Махабхарате» и драмы Калидасы.

шами — дерево, идентифицируемое обычно с mimosa suma, acacia suma, prosopis spicigera, совр. кхеджри. Из шами делался нижний — «женский» — из двух кусков дерева (арани), посредством которых добывался ритуальный огонь.

Шанкара — «приносящий благо», эпитет нескольких богов (обычно Рудры или Шивы).

«Шанкха-ликхита-смрити» — одна из поздних дхармашастр.

«Шанкхаяна-грихьясутра» — грихьясутра одной из ведийских школ, примыкавшая в традиционной классификации к «Ригведе» в рецензии Башкала и к «Каушитаки-брахмане». Переводы см.: Sacred Books of East. Oxford, 1886. Vol. XXIX; Indische Studien. Leipzig, 1878. Bd. XV.

шантикарма — обряд с целью умилостивления и изгнания злых сил.

«Шатапатха-брахмана» («Брахмана ста путей») — наиболее обширное и важное из произведений в жанре брахман. Примыкает к «Белой Яджурведе». Перевод см.: Sacred Books of East. Oxford, 1886. Vol. 12, 26, 41, 43, 44.

Шаунака — древний мудрец, которому приписывается одна из средневековых дхармашастр.

Шаундикея — имя демона, потомка Шунды (см.).

Шачи — имя жены Индры (Индрани).

Шветакету — известный персонаж упанишад.

Шива — один из наиболее почитаемых богов индуизма.

шикха — священный пучок волос, оставляемый после церемонии чудакарана.

шмашана — кладбище, место сожжения трупов; название одного из жертвоприношений предкам.

шодашашраддха — «шестнадцать шраддх»: двенадцать, совершаемых ежемесячно в день смерти, первая шраддха (на 11-й или 12-й день после смерти), две шраддхи в день накануне полугода и года и сапиндикарана (или на 4, 5, 9 и 11-й день после смерти и ежемесячно в течение года).

шраддха — ритуал поминовения предков. Основные разновидности шраддхи: (1) периодические, постоянные и в периоды лунных фаз; (2) для одного предка (приобщение недавно умершего к сонму предков); (3) с особыми целями или по особому случаю (абхьюдаика и др.). Кроме абхьюдаика-шраддхи жертвоприношение шраддха совершается в присутствии нечетного количества брахманов, обход огня происходит справа налево и т. д., т. е. порядок противоположный жертвоприношению, предназначавшемуся для богов.

шраддхакальпы — ритуальные сочинения, посвященные описанию обрядов поминовения усопших предков (шраддха).

шраута-жертвоприношения — жертвоприношения, «предписанные в священном откровении (шрути)», которые должны исполняться только специально приглашенными для этой цели брахманами (иногда до [311] 16-17 брахманов). Основные обряды — полнолуния и новолуния, агнихотра, жертва первых плодов поля и др.

шраутасутры — произведения в стиле сутр, содержавшие описание жертвоприношений шраута. Примыкали к поздневедийской литературе брахман.

Шри — «красота», «счастье», имя одной из богинь в индийской мифологии, обычно жены Вишну. Шрипати — средневековый автор.

Шрути — букв. «услышанное», священное откровение веды, шудра — четвертая низшая варна индийского общества. Шунда (Шанда) — имя асура, противника богов.


Юдхиштхира — букв. «стойкий в битве», старший из братьев Пандавов, один из основных героев «Махабхараты».


яджамана — человек, приглашающий жрецов для исполнения жертвоприношений.

Яджнавалкья — ведийский риши, особенно почитаемый в школах «Белой Яджурведы».

«Яджнавалкья-смрити» — наиболее важная из дхармашастр после «Ману-смрити»; относится примерно ко II—III вв. н. э.

Яджнапуруша — «душа жертвы», эпитет Вишну.

яджнопавита — священный «жертвенный шнур», необходимый признак «дваждырожденного», повязываемый при церемонии упанаяны.

«Яджурведа» — веда жертвенных формул — одна из вед, дошедшая в пяти редакциях, из которых четыре («Майтраяния», «Тайтгирия», «Катхака» и «Капиштхала-Катха») называются «Черной Яджурведой», а пятая («Ваджасанея-самхита») — «Белой». «Черная Яджурведа» содержит тексты, произносимые при совершении ритуала и расположенные по порядку их ритуального чтения, в «Белой Яджурведе» формулы перемежаются с объяснениями, подобными тем, что даются в брахманах.

Яма — бог смерти, царь предков, покровитель южной стороны света в индийской мифологии. Его называют также «бог поминальных жертв — шраддхи», «потомок Солнца — Вивасвата», «разрушительное время», «заканчивающий», «носитель скипетра-наказания (данда)».

Яма и Ями — брат и сестра, диалог между которыми составляет один из известнейших гимнов «Ригведы».

«Яма-смрити» — одна из поздних дхармашастр, приписываемая богу Яме.

Яска — составитель «Нирукты», сочинения, посвященного этимологическому толкованию ведийских гимнов.

Ясна — часть «Авесты», священной книги древнеиранской религии. [312]


К содержанию

























Написать нам: halgar@xlegio.ru