Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К разделам: Индия | Россия - искусствоведение

Смирнов-Русецкий Б.А.
Горные пейзажи в творчестве Рериха

Рериховские чтения. 1979 год.
К 50-летию института «Урусвати».
Материалы конференции.
Новосибирск, 1980.
{131} – конец страницы.
OCR OlIva.

В русском искусстве конца XIX — начала XX вв. тема горного пейзажа играла незначительную роль. Можно назвать несколько горных пейзажей Швейцарии у Левитана, этюды и небольшие картины, посвященные Кавказу, у Куинджи и этюды гималайских пейзажей у Верещагина. Эти пейзажи эпизодичны в их творчестве. Н.К. Рерих — первый русский художник, в творчестве которого горный пейзаж занял ведущее место. Величие и разнообразие горного мира Азии, от Гималаев на юге до Алтая на севере, служило темой большинства его работ на протяжении последних двадцати лет жизни. Он жил в постоянном окружении гор (Западные Гималаи), совершая длительные поездки в районы Восточных Гималаев и Тибета. Горы органически вошли в его творческое мышление, стали неотъемлемой частью его духовного мира.

И не только в русском, но и в мировом искусстве XX в. Н.К. Рерих как мастер горного пейзажа занимает исключительное место. Нельзя назвать ни одного художника на Западе и в Индии, который с такой силой, полнотой и выразительностью отобразил мощь и красоту Гималаев.

Формирование стиля горного пейзажа. Тема горного пейзажа впервые возникла у Н.К. Рериха в 1906 г., когда он выполнил ряд этюдов в горах Швейцарии. В 1912 г. в эскизах для постановки пьесы "Пер Гюнт" Г. Ибсена в Художественном театре он возвратился к теме гор: "Мельница в горах" и "Рондские скалы". В последней работе сильно выражено его понимание горного пейзажа. В {131} 1913 г. он написал ряд этюдов на Кавказе, достигнув в них более широкой степени обобщения и монументальности. Синтезом исканий художника в этой области является картина "Граница царства" (1916 г.). В ней развернута широкая панорама горного пейзажа, очень близкая к гималайскому циклу, как по характеру трактовки гор, так и принципам построения пространства.

В период жизни в Сердоболе художник пристально изучал невысокие горные массивы Приладожья со следами деятельности древних ледников и создал ряд картин, где широко и обобщенно переданы монументальные, приземистые массы гранитов, базальтов с причудливыми формами и очертаниями. Во время пребывания в Америке Н.К. Рерих писал ряд картин с горами Мексики, Аризоны: "Большой каньон", "Аризона", "Санта-Фэ. Нью-Мексика", "Красные горы". Однако, это была лишь подготовка к будущим свершениям.

Встреча с Гималаями. В конце 1923 г. Н.К. Рерих с семьей переехал в Индию. Величайшие творческие достижения, наибольшая духовная углубленность его искусства раскрылись именно здесь. После краткого осмотра памятников искусства в Индии художник устремился на север и остановился в княжестве Сикким, около Дарджилинга. От холмов Сиккима перед ним раскрылась величавая панорама Гималаев, несравненная "обитель снегов". Эти восемь месяцев, проведенные в Гималаях (до сентября 1924 г.), поистине отметили второе рождение художника. Внутренние образы горного величия, которые уже давно жили в нем, нашли выражение в окружающем горном мире, полном мощи. Произошел настоящий "взрыв". За 1924 г. художник создал около 140 произведений, из них около 80 картин значительных размеров: серия "Его страна" (12 картин), "Сикким" (13 картин и этюдов), "Тибетский путь" (8 картин), "Гималаи" (40 картин и этюдов), "Знамена востока" (28 больших картин), "Святилища и крепости (27 картин), "Озера и Гильгитский путь" (12 этюдов). Почти все картины перечисленных серий находятся в США и известны в нашей стране в основном по репродукциям.

Н.К. Рерих умел удивительно глубоко почувствовать и передать величие Гималаев. Чаще всего он останавливался на {132} изображении одной из высочайших вершин Гималаев — Канченджунге, а также на Эвересте, которые хорошо видны от Дарджилинга. Как примеры серии "Его страна" можно назвать две картины: "Канченджунга" и "Жемчуг исканий". Обе эти картины посвящены Канченджунге. Третья картина этой же серии — "Помни" также с Канченджунгой на заднем плане.

В последующие годы, возвратясь из длительной экспедиции по Центральной Азии (1925—1928 гг.) и поселившись в Кулу, Н.К. Рерих неустанно работал над горной темой и создал огромное количество этюдов (по-видимому, их более 1000), каждый из которых — маленькая законченная картина. Однако все большие композиции по-прежнему посвящены высочайшим горам Азии — Эвересту, Канченджунге, Нанда-дэви. Этюды, несмотря на их необычайное разнообразие по композиции, форме и цвету, редко служат темой больших картин. Они в основном лишь средство для глубокого изучения горной природы. По словам Ю.Н. Рериха, Николай Константинович до последних лет жизни каждое лето отправлялся в экспедиции, жил в палатке и создавал много этюдов гор.

Стилистические особенности картин гималайского цикла. Они определяются характером пространственного мышления Н.К. Рериха. Для передачи огромных пространств и планов гор художник прибегал к методу параллельной перспективы. Этот метод характеризуется тем, что пространственные планы рассматриваются как бы с высоты "взгляда из беспредельности" и более отдаленные планы практически не сокращаются в размерах, а располагаются в виде ступеней, уходящих к верхнему краю картины, заполняя все ее пространство. Для того, чтобы лучше передавалась глубина пространства, применялся принцип кулисного построения. Для передачи огромных масштабов Гималайских гор параллельная перспектива особенно необходима, а деление на планы и кулисное построение естественно вытекает из пространственного восприятия гор, пересекаемых облаками, погруженных в туман или воздушную дымку. Первый план в этих картинах зачастую отсутствует, человеческие фигуры отодвинуты вглубь и относительно малы, что подчеркивает масштабность изображаемого пейзажа. {133}

Другая особенность трактовки гор у Н.К. Рериха — четкое членение их кристаллическими гранями. Эта четкость линий и контуров носит подчас графический характер и подчеркивается резкими тенями или большими цветовыми плоскостями, Вместе с тем Н.К. Рерих всегда выявлял ритмическое строение гор, чередование вершин и впадин. Эти особенности можно видеть на картине "Гималаи — Эверест" (1941 г.), где выделены четыре ритмических ряда: зубчатые горы переднего плана; полоса облаков; полоса синих гор с более дробным ритмом вершин; полоса белых снежных гор, образующих сложный ритмический узор на бледно-зеленом небе. Как правило, небо занимает 1/4–1/6 часть картины, а иногда и еще меньше. Обычно небо — лишь фон, на котором развертывается "действо" горных вершин.

В изображениях Канченджунги наиболее высокая вершина располагается в центре картины, представляя собой высшую кульминационную точку ("Канченджунга" — 1924 г. и "Слава Гималаев" —1943 г.). В картинах, посвященных Эвересту ("Красные кони" — 1925 г., "Гималаи. Эверест" — 1941 г.), три горных вершины последовательно повышаются слева направо, а ближе к углу картины расположена самая высокая вершина — Эверест. Характерно, что ни одна из горных композиций Н.К. Рериха не построена по вертикали. Всегда картины вытянуты вширь, и пространство развертывается по горизонтали, выявляя неограниченную протяженность гималайского хребта.

В серии "Знамена Востока" две картины по характеру трактовки гор стилистически близки к древнекитайским канонам горного пейзажа ("Падма Самбгава" и "Конфуций единственный справедливый"). В этих картинах — условная графическая трактовка силуэтов гор, растительности, горного водопада. Туман создавал деление на планы. Все это сближает картины с китайским искусством. Очевидно, в данном случае сам сюжет картин диктовал Н.К. Рериху подобные стилистические приемы.

В большинстве горных пейзажей характерно преобладание какой-либо одной цветовой тональности ("Канченджунга" — 1924 г., сине-голубоватая; "Жемчуг исканий" — синий и голубой с чуть {134} зеленоватым небом; "Гималаи. Эверест" — 1943 г., интенсивные синие тона в сочетании с белым. В серии "Знамена Востока" тональность картин очень разнообразна: "Падма-Самбгава" — в зеленых тонах; "Нагарджуна — победитель змея" — в пурпурно-фиолетовых; "Дзонкава" — в глубоко синих. "Есть большая художественная мудрость в том, как Рерих смело и уверенно сопоставляет эти большие массы голубого, лилового, оранжевого, чисто-белого — и его горные цепи начинают сверкать, фосфоресцировать, уходят в безграничную даль, темнеют на фоне огненных закатов"1). Строгие цветовые гармонии Н.К. Рериха всегда соответствуют величию и торжественности высочайшей горной страны нашей планеты.

Эволюция горного пейзажа Н.К. Рериха. Основными сюжетами горных пейзажей, начиная с 1924 г. и до последних лет жизни, оставались Гималаи. Художник не раз возвращался в Сикким (Дарджилинг), чтобы работать над темами Канченджунги, Эвереста и других вершин Гималаев, его восточной части, граничащей с Непалом. Одновременно он постоянно наблюдал горы западной части Гималаев — в Кулу. Горным вершинам в Кулу посвящены многие картины. Одна из них очень характерна — "Кулута", 1937 г. — с четкими кристаллическими формами синеющих гор, со сверкающими горными вершинами на заднем плане. Это зимний пейзаж, когда большая часть долины и гор под снегом, и с особой скульптурной четкостью лепятся формы нагорий справа и горного хребта в верхней части картины. Во время экспедиции в сторону Тибета Н.К. Рериха неизменно привлекал перевал Танг-Ла, который, по преданиям, расположен на пути в Шамбалу. Он писал этот перевал многократно: "Танг-Ла" (1924 г.), "Величайшая Танг-Ла" (1928 г.), "Путь в Шамбалу" (1933 г.), "Шамбалей-Лам" ("Перевал Шамбалы" (1935—1936 гг.), "Святейшая Танг-Ла" (1939 г.), и завершает этот цикл монументальная картина "Песнь о Шамбале. Танг-Ла" (1943 г.). На пылающем небе розовеют высочайшие вершины Тибета, образуя как бы замкнутый круг. Извилистые очертания горной реки вдали, а на переднем плане — крутые откосы и зубчатая стена утесов. На {135} одном из них — одинокая фигура, созерцающая величие заката, устремленная вдаль. Картина полна необычайного внутреннего напряжения и звучит как торжественный колокольный звон.

Кроме Эвереста и Канченджунги, Н.К. Рерих изображал еще несколько высочайших вершин Гималаев, в том числе Нанда-Дэви. Одна из картин "Нанда-Дэви" (1941 г.) — в синих тонах со сверкающими снегами, вторая "Нанда-Дэви" (1941 г.) — пылающая на фоне темно-синего неба. В изображении горных вершин в общем характере картин намечается постепенное повышение интенсивности цвета и все большая степень обобщенности очертаний горных хребтов. Изменение колорита особенно заметно, если сравнить, например, картины "Помни" (1924 г.) и ту же композицию, написанную позже "Помни" (1945 г.). В картине 1924 г. задний план голубеет в дымке тумана, и контуры ближних гор мягко просвечивают сквозь голубое марево. Во втором варианте — четкие контуры ближних гор полны глубокой интенсивной синевы, а вершины Канченджунги чуть розовеют в предзакатном свете. Ю.Н. Рерих отмечал, что в Кулу климат значительно суше, меньше осадков и туманов по сравнению с Дарджилингом и поэтому колорит более интенсивный, и даже более отдаленные горы рисуются более четко. Помимо тех картин, где горные вершины вполне "портретно" схожи, да и названия говорят об изображенном ("Канченджунга", "Нанда-Дэви"), есть другие сюжеты, где горы не столь конкретны. Таковы картина "Весть Шамбалы" (1946 г.), "Сострадание" (1936 г.), "Кришна" (1946 г.). В них несмотря на некоторую условность, горы полны величия и яркой образности.

Постоянное общение с горной природой, работа с натуры и наблюдения — все это помогало художнику до последних лет жизни воспринимать горный мир непосредственно, свежо и воплощать его в своих работах с великим мастерством и мудростью.

Философия горного пейзажа. Среди различных образов природы Н.К. Рерих отводил горам особое место. Для него горы — символ духовного восхождения, приближения к красоте, к добру. Вместе с тем, горы — источник силы и энергии, и само физическое восхождение пробуждает в человеке мужество, выдержку и терпение. Горы у {136} Н.К. Рериха — как своеобразные иероглифы земной коры, полные невыразимого словом, но очевидного глазу внутреннего смысла. "Чем-то зовущим, неукротимо влекущим наполняется дух человеческий, когда он, преодолевая все трудности, восходит к этим вершинам", — писал Н.К. Рерих в статье "Гималаи"2). "И сами трудности, порою очень опасные, становятся лишь нужнейшими и желаннейшими ступенями, делаются только преодолением земных условностей. Все опасные бамбуковые переходы через гремящие горные потоки, все скользкие ступени вековых ледников, все неизбежные спуски перед следующими подъемами, и вихрь, и голод, и холод, и жар преодолеваются там, где полна чаша нахождений". "Если путник узнает, что где-то сверкают вершины наивысшие, он увлечется к ним; и в одном этом стремлении он уже укрепится, очистится и вдохновится для всех подвигов о добре, красоте, восхождении".

Так говорил "мастер гор", вся жизнь которого была непрерывным подвигом творчества и восхождения. {137}


1) Н. Рерих. Изобразительное искусство. М., 1959, Текст Н. Дмитриевой.

2) Сборник: "Зажигайте сердца!". "Молодая гвардия". 1975, с. 157.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru