Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К разделам: Индия Степь

Лозовой В.П.
К методологии изучения тибетской и монгольской медицины

Рериховские чтения. 1979 год. К 50-летию института «Урусвати».
Материалы конференции. Новосибирск, 1980.
{266} – конец страницы.
OCR OlIva.

Русские исследователи были пионерами в изучении тибетской и монгольской медицины, и Н.К. Рерих придавал большое значение изучению этого наследства. В "Урусвати" — Гималайском институте научных исследований был заложен комплексный подход к изучению наследств древней восточной медицины: лингвисты, историки и ботаники, ламы и врачи, философы и фармацевты трудились сообща, поддерживали связи с научными медицинскими центрами Европы и Америки.

Начало было положено, и жаль, что только через полстолетия мы приходим к той же необходимости коллективного изучения наследия древней восточной медицины. Трудности в ее изучении связаны с тем, что плохо разработана сама методология исследования древних источников медицины, методология, создания аналогий, понятий, смысла и терминов сопоставлений, методов диагноза патологических и физиологических механизмов болезни, вкладываемых в восточную и западную медицину, еще более затруднен поиск и обоснование применения, режим и дозировка лекарственных средств.

Нам представляется весьма важным и необходимым этапом в изучении тибетской медицины, ассимилировав литературу на западных языках (крайне скудную), разработать методологические аспекты {266} изучения наследства восточной медицины, принципы и систему изучения врачебной науки Тибета и Монголии.

В основу этой работы можно положить несколько принципов:

I. Экологический подход заключается в том, что приспособление человека к разным климатогеографическим, социальным и другим особенностям в регионе проживания, т.е. его биологическая и социальная экология должна лежать в основе изучения древней медицины Востока. Диапазон приспособительных механизмов у человека весьма широк и включает выработку не только особого быта, приспособления жилища, использование технических средств (орудий труда и т.п.), но приспособление всего образа жизни, режима и набора продуктов питания, одежды, мировоззрений. Чем более суровые условия климата, тем выраженнее гармония и сопряженность функций организма с природными факторами у аборигенов.

Наш личный опыт убеждает в том, что если изучаются способы и механизмы приспособления жизни и здоровья человека, то необходим исторический и этнографический подход в изучении всей истории приспособления человеческой популяции в том или ином регионе, истории развития древней медицины.

Третий аспект проблемы изучения тибетско-монгольской медицины — понимание философско-мировоззренческих позиций старых врачей, лежащих в основе врачебной науки Тибета и Монголии: все в мире составляет единое целое и взаимосвязано между собой — основное философское кредо для врача Тибета и Монголии.

Итак, в основе изучения наследства тибетско-монгольской медицины, по нашему мнению, лежат подходы к пониманию ее сути, вопросов патологии, диагностики. В изучении приемов и методов лечения, выбора лекарственных средств, понимания сложной тибетской рецептуры должны лежать следующие принципы или подходы к изучению тибетской медицины: экологический, историко-этнографический и философско-мировоззренческий.

Без специальной подготовки, без наличия определенной эрудиции в этих вопросах у врача, лингвиста, патолога, фармаколога, будут часто возникать почти непреодолимые затруднения или ложные заключения. Имеется и другая опасность: перенос наших знаний {267} и представлений о физиологии, патологии, нозодиагностике и фармакологии в мир древнего врача-тибетца или монгола, приписывая им знания из современной науки. Третья опасность — вера в неизвестное, мистическое, таинственное и иррациональное. На этом часто спекулируют знахари и "знатоки" восточной медицины, как восточного, так и западного происхождения. Трезвый, профессиональный подход к изучению древней медицины может быть полезен не только историку от медицины, но и современному врачу и дает надежду на использование некоторых методов и средств в современной врачебной практике, особенности в области лечения хронических болезней, сохранения здоровья, повышения жизненных сил человека. {268}


























Написать нам: halgar@xlegio.ru