Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К разделам: Мир ислама | Европа

Демидов К.Б.
[реферат:] ФРЕНЧ Р. Предсказания будущего: арабская астрология и английская медицина в конце ХII в. FRENCH R. Foretelling the future: Arabic Astrology and English Medicine in the date Twelfth Century // Isis. — Philadelphia, 1996. — Vol. 87, N3. — P.453-480.

Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература.
Серия 9: Востоковедение и африканистика. Реферативный журнал. 2001, № 4.
{108} – начало страницы.
OCR OlIva.

Средневековая астрология традиционно привлекала к себе меньшее внимание, чем возрожденческая. Однако именно в это время арабские и греческие знания были введены в оборот европейской науки. Р.Френч (Кембридж, Великобритания) рассматривает проблему синтеза арабской астрологии и традиционных медицинский знаний в творчестве Роджера Херефордского, о котором известно немногое; так, в труде “О растениях” его упоминает Альфред Шершилский (XIII в.). Роджер принадлежал к кругу англо-норманнской знати и, по всей видимости, осуществлял судейские функции. В Херефорде он владел земельными угодьями. Научные учреждения в Херефорде находились под контролем местного епископа (вплоть до 1375 г., когда епископ был переведен в другой диоцез). Вполне возможно, что Роджер пользовался протекцией епископа Гилберта Фольо и короля. “Генрих II впервые ввел в практику назначение судьей из числа образованных клерков, а не местных магнатов, в молодости он обучался астрологии у Аделярда Батского – возможно, это повлияло на назначение им судьей Роджера. Похоже, именно Роджер составил гороскоп Элеоноры Аквитанской, жены Генриха, так что надежные связи при дворе у него должны были быть. Предсказание будущего имело большое значение не только для врача, но и для короля. Королевское покровительство могло явиться для ученых еще одной побудительной причиной для того, чтобы начать осваивать новую арабскую науку, способствующую искусству предсказания” (с.463). С другой стороны, в Херефорде Роджер также мог найти покровительство. Так, уже епископ Херефорда Роберт (1079—1095) занимался астрономией и календарными вычислениями, необходимыми для определения пасхалии. Херефорд был благоприятным местом для занятий новыми научными дисциплинами; будучи укрепленным пунктом на границе с враждебным Уэльсом, он также играл роль своего рода идеологического бастиона. “В неспокойные времена граница – это особое место. Правящая идеология должна здесь выглядеть вполне уверенной в себе, поскольку именно в пограничных районах чуждые – а значит, {109} опасные – идеологии угрожают ей более всего; на границе чуждые идеологии осваиваются с целью противодействовать им” (с.464). Подобная ситуация сложилась в норманнской Сицилии, где Майкл Скот переводил астрологические трактаты для королевского двора в начале XIII в.

Использование астрологии врачами ХII в. также было обычным явлением. “Врачи традиционно рассматривали предмет своего интереса – человеческое тело, микрокосм – в связи с макрокосмом … И доктора, и астрологи практиковали на рыночных площадях, где свободная конкуренция не встречала таких преград, как ограничения, накладываемые законом, или же необходимость некоего уровня квалификации. И те и другие имели дело с пациентами (клиенты астрологов часто в той или иной степени страдали от какой-либо болезни)” (с. 454). Арабская астрология позволяла врачам предсказывать течение болезни и определять наиболее благоприятные моменты для операций.

Роджер Херефордский был знаком с трудами Муслима Абу Машара (IX в.), которые в ХII в. были переведены на латынь и стали одними из наиболее цитируемых. У Абу Машара астрология, представляющая собой науку высшего порядка (поскольку она имеет дело с небесными телами), все же естественным образом связана с медициной. Наиболее явное влияние небесной сферы на земные процессы Абу Машар обнаруживает в той связи, которая существует между активностью Солнца и земной растительностью. Не так заметны, но не менее реальны зависимость человеческого организма от влияния планет (так, Сатурн управляет селезенкой, Юпитер – печенью, Марс – кровью и т.д.).

Во времена Роджера медицину начали включать в число дисциплин, преподаваемых в университетах, что предполагало ее истолкование в терминах главенствовавшего в те времена аристотелизма. Чтобы Абу Машар мог быть воспринятым в Европе, его доктрины необходимо было согласовать с учением Аристотеля. “Врачи… предпочитали обосновывать теоретическую часть своей науки физическими принципами, изложенными Аристотелем, а техническое ее содержание – галеновской интерпретацией текстов Гиппократа… Такой выбор означал, что древняя связь медицины и астрологии не подвергалась развитию. Математическая астрология, используемая для предсказания, была внове и не могла быть согласована с аристотелевской физической космологией” (с. 458). Церковь к астрологии относилась с неодобрением – в число преподаваемых эта дисциплина была включена лишь в университетах Южной Европы, отличавшихся относительной независимостью. {110}

Труды Роджера Херефордского позволяют составить представление о том, как происходило восприятие арабской математической астрологии вне университетских стен. Вместе с арабской астрологией была усвоена идея о том, что небесные причины необходимым образом обусловливают земные явления. Это в свою очередь означало, что, если расчеты произведены точно, правильность предсказания гарантирована. Подобные возможности воодушевили многих ученых – так, Аделярд Батский даже отправился на арабский Восток, чтобы разыскать труды Абу Машара.

По мнению Роджера, астрология является важнейшей из наук. Поскольку она наделяет человека властью над другими людьми, а не потому, что она объясняет скрытую природу вещей. В астрологии Роджера можно найти развитие тех принципов, которые были заложены Абу Машаром. Так, Роджер приводит детальную разработку концепции соответствия органов человеческого тела, с одной стороны, и планет и знаков зодиака — с другой. Это указывает на то, что Роджер намечал создание собственной систематической астрологической анатомии.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru