Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
К разделам: Восток | Эллинизм/a>
Вестник древней истории, 1992, № 4.
[106] – конец страницы.
OCR OlIva.
На определенное значение поворота головы царя на монетах впервые обратил внимание Э. Херцфельд. Он заметил, что на монетах Парса, Элимаиды и Сакастана левый поворот появляется после установления в этих царствах парфянского владычества и что такая перемена на монетах как-то отражает изменение политического статуса этих государств. Правый поворот головы на армянских монетах Э. Херцфельд объяснил относительной независимостью арташесидских царей от Аршакидов. На первых монетных выпусках основатель Сасанидской династии Арташир I, будучи в оппозиции по отношению к центральной власти, изображался в фас. Но затем на всех остальных выпусках Арташира I, а также на всех монетах последующих сасанидских царей голова давалась в правом повороте. На основании этих изменений в направлении головы Э. Херцфельд сделал справедливый вывод: «Левый поворот является аршакидским, и все феодальные правители, которые имели царскую привилегию чеканки монет и чьи страны составляли неотъемлемую часть этой удивительно разбросанной империи, вынуждены были принять аршакидский стиль. Противоположное направление головы свидетельствует о большей степени независимости и поэтому оно было принято Сасанидами сразу же после того, как они свергли иго Аршакидов»1).
К этому выводу Э. Херцфельда примкнула в одной из своих работ К.В. Тренер: «Положение головы для парфянского и сасанидского периода определяло политическое значение властителя: обращенная влево голова является изображением царя вассального, но имеющего право чеканить свою монету; обращенная же вправо — характеризует его независимость»2). В качестве дополнительного подтверждения верности этого положения К.В. Тревер приводит упоминание о существовавшем в иранском мире обычае, по которому во время почетных приемов старший сидел справа от младшего. Тем самым «царь, смотрящий на монете влево — для зрителей вправо, смотрит на всех как на младших, тот же, кто смотрит на монете вправо, для зрителей — влево, смотрит на кого-то, кто стоит правее, т.е. выше»3). При дальнейшем рассмотрении вопроса о положении головы на монетах станет ясно, что ссылка на этот обычай не только не подтверждает, но и во многом искажает смысл и меняет акцент в целом правильных наблюдений Э. Херцфельда. Обобщенное заключение К.В. Тревер «профиль вправо — независимый царь, царь царей; профиль влево — вассал» в сущности ошибочно.
Оценив заслугу ученых, которые поставили вопрос о значении поворота головы на монете, следует признать, что это явление заслуживает того, чтобы рассмотреть его в более широком плане, в развитии и в конкретно-исторических ситуациях, принимая во внимание традиции и взаимоотношения Востока и Запада.
Расширение рамок проблемы знакомит нас с тремя основными различными традициями в положении головы царя на монете. Одна из них поворот головы вправо — греко-македонская, а затем и римская (западная). Вторая традиция — поворот головы влево — парфянская. Третья, сасанидская, тоже с положением головы вправо. В парфянскую (и сасанидскую) эпоху, хотя и редко, практиковалось также фасовое изображение царя.
Прежде чем пытаться выяснить, лежит ли в основе устойчивого сохранения [106] поворота головы некий общий принцип, какая-то закономерность, отметим, что к моменту возникновения парфянской традиции уже существовала традииия греко-македонская, а появлению сасанидской традиции предшествовала практика парфянского монетного дела.
Портретное изображение правителя на монетах впервые появилось в Ахеменидской державе — в чеканке некоторых сатрапов Малой Азии (Тиссаферн, Фарнабаз, Тирибаз) в конце V — начале IV вв. до н.э.4) Лишь в эпоху эллинизма чеканка монеты с изображением царя получает широкое распространение. После смерти Александра Македонского его сподвижники продолжают чеканить монеты с его именем. Примерно в 318 г. до н.э. Птолемей чеканит монету, на лицевой стороне которой впервые появляется портрет обожествленного Александра5). Голова на этой монете изображена в профиль вправо. В начале III в. до н.э. Лисимах выпускает монету со своим именем, но с портретом основателя империи. После распада империи на всей ее территории образовались эллинистические государства, во главе которых стояли греко-македонские завоеватели или эллинизированные представители местных правящих династий. На лицевой стороне монет, выпускаемых в этих государствах, стали помещать профильное изображение самих правящих царей и, как правило, обращенное вправо6). Первоначально эта практика наблюдается на монетах Египта7), Македонии8), Сирии (Селевкиды)9),
Правый поворот головы, становясь традицией, распространяется затем в монетном чекане эллинистических монархий или государств с близкой им политической структурой, находящихся в разной степени — в экономическом, культурном и политическом отношениях — в сфере влияния греко-македонского, а затем римского мира. Эти государства одно за другим выходят на историческую арену и завоевывают право чеканить собственную монету. В профиль вправо изображалась голова на царском чекане Вифинии10), Пергама11), Каппадокии12), [107] Бактрии13), Софены14), Понта15), Иллирии16), Армении17), Боспора18), Коммагены19), Киликии20), Парфиены21), Парса22), Элимаиды23), Харакены24), Набатеи25), Мавритании26), Римской республики27) и империи28).
Первое последовательное отклонение от этой традиции произошло в Парфии с приходом к власти Аршакидов. Во второй половине III в. до н.э. появляется аршакидский монетный чекан с изображением головы царя на лицевой стороне в профиль, сначала вправо (Сел. I)29), затем влево (Сел. 2 и сл.). С начала I в. до н.э. монеты с левой постановкой головы царя стали выпускаться также в Парсе30), Элимаиде31), намного позже в Маргиане32), Сакастане33), Армении34) и Эдессе35).
На основе материала, который охватывает в целом все известные выпуски монет с царским портретом, начиная от Александра Македонского до Сасанидов [108] можно выявить «логику поведения» монет, позволяющую понять возникновение левого поворота головы на монетах Аршакидов и правого — на монетах Сасанидов.
Примерно в 238 г. до н.э.36) племя парнов, возглавляемое Аршаком, захватило власть в Парфии и основало государство в стране, которая до того подчинялась греко-македонским завоевателям. Селевкидский сатрап в Парфии, Андрагор, несколько раньше прихода парнов восстал против центральной власти (ок. 247 г. до н.э.)37) и, судя по монетам, чеканенным им от своего имени, правил там как независимый правитель. Парны во главе с Аршакидами пришли к власти в Парфии в результате вторжения в страну, завоевав там политическую власть. Об этом прямо свидетельствуют письменные источники (Юстин. 41.4; Страбон. XI.9.1-3). Как показал Я. Нойзнер в своей статье о парфянской политической идеологии, Аршакиды создали и поддерживали свое государство на основе права завоевателя, и именно таким образом первоначально обосновывалась законность их власти38). Эту идею Я. Нойзнера поддержал Г.А. Кошеленко, дополнив ее тем наблюдением, что в древней общеиранской и эллинистической практике «вся власть царей в теории определялась правом завоевания, и это отчетливо сознавалось всеми»39). К этому, однако, необходимо добавить, что установление власти Аршакидов в Парфии существенно отличалось по своему характеру от установления царской (или ведущей к ней) власти в иных эллинистических государствах (кроме державы Александра Македонского). Там царями становились сатрапы, наместники или местные династы, которые и до того управляли этой страной и, отлагаясь при каких-то благоприятных обстоятельствах от центральной власти, приобретали полную или относительную независимость. Это повышение ранга своего политического статуса и давало им право объявить себя царями. Такое начало характерно для всех эллинистических государств, возникших после распада «империи» Александра. Между тем политический акт создания Парфянского государства обеспечивался только актом захвата, и по этому признаку данное историческое событие сопоставимо с принципом создания государства Александром Македонским.
С другой стороны, Парфянское государство возникло как результат накопленного со времен греко-македокских завоеваний недовольства покоренных иранских народов, как результат «наследственного» противоречия между греками и иранцами. Доаршакидское восстание парфян против Селевкидов, отложение Бактрии во главе с Диодотом, вторжение парнов в Парфиену являлись звеньями одной цепи — это был первый кризис в управлении империи Селевкидов. Аршакиды добились успеха, опираясь на поддержку коренного населения Парфии и используя растущее недовольство негреческого населения. Именно антиэллинский характер этих событий является той чертой, которая составляет специфику появления Аршакидского государства.
Письменные сведения античных авторов об этом подкрепляются и данными нумизматики. На самой ранней аршакидской эмиссии (Сел. 1), в полном соответствии с господствующей традицией, портрет правителя дан в правом повороте. Но уже монеты второй серии дают поворот головы царя влево, становящийся с этих пор характерным для парфянского монетного чекана. Замечено, что этим изменением поворота головы Аршак стремился отметить свою оппозиционность по отношению к Селевкидам, подчеркнуть, что это —монетный чекан [109] новой династии40). Но этим объяснением не исчерпывается вопрос. Примерно в то же время в соседней Бактрии также создается независимое государство, которое возглавил правитель греческого происхождения Диодот. Основатель Греко-Бактрийского царства начал выпускать монеты, на которых голова царя изображалась в традиционно греческом повороте вправо. Не означает ли это, что в греческом мире поворот головы царя на монете, а именно правый поворот, практиковался неосознанно и являлся лишь пассивной традицией, которой не придавалось особого идеологического значения? Во второй половине III в. до н.э. начинается выпуск монеты правителем Парса Багадатом. Этот факт свидетельствует о приобретении политической независимости от Селевкидов, но при всей оппозиционности в монетном оформлении к селевкидскому стандарту голова Багадата, однако, изображалась в повороте вправо. Следовательно, для того, чтобы объяснить «парфянский поворот», недостаточно видеть в нем только желание объявить о своей независимости от Селевкидов. Свидетельством определенной независимости является сам факт чеканки собственной монеты41). «Парфянский поворот», по-видимому, имел более далеко идущие претензии — демонстрировать возникновение новой политической силы, «диаметрально» противопоставляющей себя Селевкидам, выступающей против их господства в Иране; эти притязания, как показал дальнейший ход развития истории, не были безосновательными. До появления левого поворота на парфянских монетах правый поворот не имел альтернативы и практиковался везде как неосознанная традиция. Определенное значение это явление приобрело именно с появлением «парфянского поворота». И только после этого феномен портретного поворота на монетах приобрел значение политического символа. А ареал его распространения был ограничен странами, прямо или косвенно входящими в сферу иранского мира. Мне представляется, что идеологические истоки этого противопоставления кроются в дуалистическом мировоззрении иранских народов, проявляющемся в своей законченной форме в маздеизме и, особенно, в зороастризме.
При сопоставлении основной схемы образования Парфянского и Сасанидского государств обнаруживается определенное сходство процессов. Видимо, тот же механизм привел пять веков спустя к «сасанидскому повороту». Арташир, предки которого «первоначально были мелкими полузависимыми владетелями», узурпировал престол в Парсе42), так же как и Аршак в свое время в Парфии. Расширение и укрепление власти посредством захвата близлежащих земель и подчинения мелких царств, завершилось свержением господства парфян в Иране и основанием нового государства в 226 г.н.э. Выступление Арташира в качестве политического претендента на господство в Иране не могло завершиться успехом без выдвижения определенной идеологической программы. Быстрое и целенаправленное возвышение правителя небольшой страны было обеспечено не столько военной мощью, сколько всеобщим недовольством подданных парфянских царей, изжившими себя социальными и политическими институтами, которые ассоциировались с парфянским господством. В борьбе за власть Арташир несомненно пользовался также поддержкой и одобрением за пределами своей собственной страны. Коалиция, созданная Арташиром, была основана, в какой-то мере, на общих интересах, а не только на военно-политическом давлении. Возможно, что в этом противостоянии играла немалую роль религия, «сформировавшая» лозунги воинствующей идеологии43). [110]
Противоположный поворот головы на монетах по отношению к парфянскому повороту — один из символов в монетной иконографии основателя Сасанидского государства — провозглашал факт прихода к власти в Иране новой, независимой и преобразующей силы, не имеющей ничего общего с последними Аршакидами, противостоящей им. И так как «западная» традиция — положение головы вправо — давно уже потеряла свое былое значение в Иране, Сасанидов не беспокоило то, что новый поворот головы может быть неправильно понят. Если бы парфянские цари изображались на монетах с обращенной вправо головой, то сасанидские цари, вероятно, выбрали бы для своих монет левый поворот головы.
Тигран II, прежде чем стать царем Армении, согласно сообщениям Юстина (XXXVIII.3) и Страбона (XI.14,15), долгие годы находился в качестве заложника в Парфии и взошел на армянский трон с помощью парфянского царя Митридата II. Вскоре в Парфянском государстве начинаются внутренние неурядицы, особенно усиливающиеся после смерти Митридата II. Это обстоятельство благоприятствовало довольно быстрому переходу Тиграна II к независимому положению и явно враждебному отношению к Парфии — главной и единственной силе, которая тогда могла препятствовать возвышению Армянского государства. На монетах Тиграна II царь изображен в характерной армянской тиаре с поворотом головы вправо. Такая постановка головы выражала не только приверженность армянского царя к эллинистическим традициям (он выступал также в качестве царя Сирии, наследника Селевкидского трона), но и его антипарфянскую ориентацию. Сложившаяся внешнеполитическая ситуация на Востоке и активная завоевательная политика армянского царя создали ему благоприятные условия для противопоставления себя своему бывшему сюзерену.
Осмысление положения головы на монете как указание (символ) политической зависимости (или единства «взглядов» парфянского царя царей и полузависимого местного царя) также является новшеством парфянской эпохи, входящим в практику начиная с Митридата II. Например, на монетах правителей Парса — Багадата I, Вахубарза, Артаксеркса, Ватафрадата I, Дария I, Ватафрадата II — голова изображена вправо. Эти цари правили в период со второй половины III в. до последней четверти II и начала I в. до н.э. Правый поворот головы на их монетах мог означать скорее неосознанное следование принятой в то время традиции, чем вынужденное следование селевкидской практике в роли подвластных правителей (возможно, лишь номинальных). Когда в конце 40-х годов II в. до н.э., благодаря успешным походам Митридата I против Селевкидов, царство Парс подчинялось власти парфян, оно, как и прежде, сохранило свое право чеканки монет. Портрет на монетах последнего из перечисленных выше царей Парса, Ватафрадата II, уже носит явные признаки парфянского влияния (портрет царя Парса напоминает портреты Артабана I и Митридата II), однако же поворот головы остался прежним. Но уже в последние годы царствования Митридата II, когда в аршакидском чекане левый поворот головы царя, постепенно вытесняя правый, становится единственным, соответствующее изменение происходит и в постановке головы царей Парса, находящихся в зависимости от Парфянского государства. Начиная с Дария II (первые десятилетия I в. до н.э.) в Парсе прочно устанавливается левый поворот головы на монете. То же произошло и в Элимаиде при Камнаскире IV с конца 80-х годов до н.э. Но в соседнем с ней другом полузависимом государстве Харакена изменения в повороте головы царя на монете не произошло, что свидетельствует, вероятно, о большей независимости правителей этой страны. Она отражена также в большей самостоятельности монетной иконографии Харакены в целом по отношению к парфянской, хотя существенные изменения произошли и здесь при Тирае II с начала 70-х годов до н.э.
Фасовые царские портреты — третий вариант положения головы, встречающийся на монетах. Впервые изображение царя в фас в Парфии появляется на [111] бронзовой монете Артабана I (127—123), чеканенной в Сузах44). Затем «неизвестный царь» (по В. Росу) или Дарий (по Д. Селвуду) выпускает три (по Д. Селвуду, или две — по В. Росу) серии монет с весьма неустойчивой портретной иконографией. Одна из серий представляет царя в фас (драхмы и бронзовые монеты, чеканенные на монетных дворах Экбатан, Раги, Нисы; Сел. 35). Вновь фасовое изображение на парфянских монетах более чем девяносто лет спустя появляется на тетрадрахмах Артабана II (10—38), чеканенных в 26/7 г. на монетном дворе Селевкии-на-Тигре (Сел. 63/1—5). На его монетах, выпущенных до и после этого года, голова изображена только в профиль влево. Затем Вонон II, правивший в 51 г. н.э., выпустил драхмы и бронзовые монеты с изображением головы только в фас (Экбатаны, Сел. 67). Хосров I (109—129) в течение 117 г.н.э. выпускал как бронзовые тетрахалки и халки с профильным портретом, так и халки с головой анфас на монетном дворе Селевкии (монеты с фасовым изображением чеканились в 117—118 гг.н.э.; Сел. 80/26—27). Бронзовая монета Валарша III (105—147) с головой в фас имеет дату ANY—139/140 г.н.э. и выпушена в Селевкии-на-Тигре (Сел. 79/51). До и после этого года Валарш чеканил монеты с профильным поворотом головы. На том же монетном дворе в 147—149 и 152—154 гг. Валарш IV (147—191) наряду с тетрадрахмами, изображающими царя в профиль, чеканил бронзовые дихалки с головой в фас (Сел. 84/105). И наконец, Валарш V (191—208) выпускал монеты с фасовым портретом: тетрадрахмы и халки — в Селевкии-на-Тигре (190/1 — 191/2 гг.) и драхмы — в Экбатанах (Сел. 86).
Ряд факторов, однако, усложняет интерпретацию значения царских фасовых изображений.
1. Не устанавливается хронологической закономерности в их появлении, в отличие от случаев поворота вправо-влево.
2. Фасовое изображение нельзя считать особенностью какого-нибудь определенного монетного двора, ни группы монетных дворов — западных или восточных. Эти монеты чеканились в Нисе, Экбатане, Раге, Селевкии-на-Тигре, Сулах.
3. Это изображение не характерно для какого-то определенного монетного номинала.
4. На монетах всех перечисленных царей, кроме Вонона II, сочетаются оба поворота (иногда они встречаются на монетах, чеканенных в одном и том же году). Кроме того, некоторые монеты, имеющие даты, показывают, что изображения анфас могли быть представлены в них в начале (Валарш IV, Валарш V, Арташир I) и в середине (Артабан II, Хосров I, Валарш III) правления того или иного царя.
5. Иконографически царские изображения в фас очень различны, и монеты этой категории не имеют каких-то общих отличительных признаков.
Путь к решению вопроса, видимо, лежит через рассмотрение каждого случая в конкретно-историческом контексте. В.Г. Луконин высказал мнение, что, так же как и у Сасанидов, изображением царя в фас, возможно, выделяли тот или иной выпуск из серии монет (особые, праздничные выпуски и т.п.). Но пока не представляется возможным приступить к такому исследованию в силу недостаточности исторических сведений, а также гипотетичности определения некоторых эмиссий.
Особого комментария требует правый поворот головы на парфянских монетах, встречающийся от начала чеканки до Митридата II (до начала I в. до н.э.). Как правило, на монетах Аршака I (ок. 238—211) голова дана в повороте [112] влево (Сел. 2-4). Только на первой монетной серии основателя династии голова дана в правом повороте (Сел. 1), что можно объяснить невыработанностью всех принципов в начальный период создания собственных монетных типов. Аршак II (ок. 211 — 191) на монетах представлен уже только в левом повороте головы (Сел. 5-6).
Монеты Митридата I (171—138) по иконографическому типу портрета составляют две основные серии. На монетах первой серии, где царь изображен в кирбасии, голова дана влево (Сел. 7-10). Монеты второй серии с эллинизированным портретом царя дают поворот головы и влево (Сел. 11), и вправо (Сел. 12-13). Монеты с левым поворотом головы чеканены в Экбатанах, а с правым — в Селевкии-на-Тигре, Сузах и, возможно, в некоторых бактрийских монетных дворах. На монетах Фраата II (138—127) левый поворот головы встречается на эмиссиях монетных дворов Экбатан, Раги, Бамбракса, Сиринкса, Апаршахра, Эпарда (на некоторых выпусках отмечены названия монетных дворов, Сел. 15-16). Монеты с правым поворотом были чеканены в Селевкии-на-Тигре и Сузах (Сел. 14, 17). Монеты Артабана I (127—123) с левым поворотом головы выпущены в Экбатанах, Paгe, Маргиане (Сел. 19-20), а с правым поворотом — в Селевкии-на-Тигре и Сузах (Сел. 21).
Суммируя эти данные, можно заметить, что, во-первых, изображение головы влево дано только на драхмах, на оборотной стороне которых представлен лучник. А на драхмах, где голова изображена вправо, вместо лучника на оборотной стороне присутствует какой-нибудь греческий сюжет. Левый поворот головы имеется только на одной тетрадрахме (Фраат II, Сел. 15/1)45), и очень примечателен тот факт, что на оборотной стороне ее изображен лучник в отличие от эллинских типов там же, характерных для тетрадрахм этого периода. На остальных же тетрадрахмах рассматриваемого отрезка времени голова царя обращена вправо. В большинстве случаев монетные группы с правой постановкой головы включают в себя только тетрадрахмы и бронзовые монеты. На преобладающем большинстве бронзовых монет до времени Митридата II включительно голова царя изображена в правом повороте (63 из 92 эмиссий).
Итак, помимо монет с левым поворотом головы царя, с самого начала выпускаемых в Парфии, в годы царствования Митридата I, после завоевания им таких «западных» (в пределах Парфии) монетных дворов, как Селевкия-на-Тигре и Сузы, появляются серии монет с правой постановкой головы. Левый поворот головы, таким образом, оказывается более характерным для чеканки восточных (иранских) монетных дворов, а для монет, выпускаемых в крупных эллинистических городах, вошедших в состав Парфянского государства, головы парфянских царей первоначально изображались в правом повороте.
Селевкия-на-Тигре и Сузы не только получили право чеканить монету, но и чеканили ее по своему стандарту, с традиционным (селевкидским, правым) поворотом головы царя, хотя левый поворот головы стал уже обычным для восточнопарфянского монетного чекана. Этот факт свидетельствует о значительной автономии этих городов и их монетных дворов, а также лояльности парфянских царей по отношению к этому вопросу в какое-то время. Но может показаться, что данное нами объяснение «парфянского поворота» противоречит фактам сосуществования обоих поворотов на монетах ряда царей. Однако следует учитывать, что при Митридате I и его ближайших преемниках монеты с правым поворотом головы выпускались в сильных и богатых греческих городах, к которым вынуждены были проявлять определенную терпимость новые хозяева. В дополнение к этому, рассматриваемый период характеризуется возникновением [113] в определенных парфянских кругах некоторой симпатии к греко-эллинистической культуре и тенденции к ее более широкому восприятию. Нарастание именно этой тенденции в известной мере способствовало появлению «идеолога» — царя Митридата II, приложившего много усилий, чтобы противостоять ее дальнейшему развитию и укрепить собственно иранские культурные и идеологические ценности.
С приходом к власти Митридата II происходят важные изменения во внутренней политике, в том числе по отношению к эллинскому западу Парфянского государства. Монеты свидетельствуют об усилении парфяно-иранских тенденций в области официальной культуры, религии и политики при этом царе46). Одним из проявлений этих изменений является окончательное установление единого поворота головы, независимо от места чеканки, на всех парфянских монетах. Для Митридата II известно два типа тетрадрахм, оба выпущенные в Селевкии, но существенно отличающиеся друг от друга. На первой из них, чеканенной раньше, по существовавшей для тетрадрахм практике голова царя обращена вправо (Сел. 23/1), а на обороте монеты — греческая богиня; на следующей же серии тетрадрахм голова уже обращена влево (Сел. 24/1-6), а на оборотной стороне — лучник. На некоторых бронзовых выпусках (эти монеты чеканены исключительно в Сузах) сравнительно долго (в пределах царствования Митридата II) сохраняется правый поворот головы параллельно с левым, но в конце концов он также окончательно заменяется левым поворотом.
Установление устойчивого поворота головы влево на монете, наряду с другими нововведениями при Митридате II47), показывает, что только с этого времени утверждается общегосударственный иконографический эталон парфянской монеты.
Таким образом, при изучении царских изображений на монетах с точки зрения поворота головы можно сделать выводы, в определенной мере подтверждающие бытующий среди исследователей взгляд на этот вопрос, но в то же время позволяющие проследить в этом, имевшем мировоззренческие корни, явлении существование закономерности и с ее помощью вносить некоторые уточнения в интерпретации его частных проявлений. [114]
1) Herzfeld Е. Kushano-Sasanian Coins // Memoir of the Archaeological Survey of India. Calcutta 1930 P. 4.
2) Тревер К.В. Художественное значение сасанидских монет // Труды отдела Востока Гос. Эрмитажа Т. I. Л., 1939. С. 261.
3) Там же. С. 261 сл.
4) Jacquemin A.. Nicolel H. Présence du portrait royal dans le monnayage grec antique // La Monnaie Miroir des Rois. P., 1978. P. 4-5.
5) Ibid. P. 6.
6) Известно лишь несколько редких случаев отклонения от этой традиции: на монете Филиппа V Македонского с изображением царя (Seltman Ch. Greek Coins. L., 1933. P. 225. Pl. LI, 2) или его сына Персея в образе героя Персея, голова дана влево; на монетах царя Лакедемона Арея: (Head В. V. Historia Numorum. A Manual of Greek Numismatics. Sec. ed. Oxf., 1911. P. 434. Fig. 238) или Клеомена III: (Seltman. Op. cit. P. 256-257. Pl. LXII, 7) профильный портрет царя влево; на монетах сиракузских царей Гиерона II (Зограф А.Н. Античные монеты. М.-Л., 1951. Табл. XIX, 3) и его сына Гиеронима также голова правителя дана в левом повороте. Царь Нумидии Югурта изображен на своей монете в левом повороте: Head. Op. cit. P. 884. Fig. 396. К этому можно добавить еше редкие случаи левого поворота головы на провинциальных монетных выпусках римских императоров: Wroth W. Galatia, Cappadocia and Syria. British Museum Catalogue L., 1899. (далее — BMC). Pl. XXI-XXII, XXXVIII; Hill G. Arabia, Mesopotamia and Persia. BMC. L., 1922.
7) Птолемей I, став царем в 306/5 г. до н.э., начиная с 300 г. чеканил монету со своим портретом на лицевой стороне: Jacqumin, Nicolet. Op. cit. P. 7.
8) На монетах Деметрия Полиоркета: Seltman. Op. cit. P. 222. После некоторого перерыва царский портрет вновь появляется на монетах Филиппа V и Персея: Head В. V. Macedonia. ВМС. L., 1879.
9) Начиная с Селевка I, на монетах всех правителей этой династии: Gardner P. Seleucid Kings of Syria. BMC. L., 1878.
10) Начиная с Никомеда I: Seltman. Op. cit. P. 238. Pl. LVII, 4; Wroth W. Pontus, Paphlagonia, Bithynia and the Kingdom of Bosporus. BMC. L., 1889.
11) Филетер, основатель Пергамского царства, начал чеканить монету со своим именем, но с портретом Селевка I. Его преемник Эвмен I на своих монетах заменил изображение головы Селевка портретом Филетера. Этот монетный тип л.с. не изменялся до конца пергамского чекана. Только у Эвмена II как исключение имеется монета с его портретом и именем: Seltman. Op. cit. P. 238-239; Wroth W. Misia. BMC. L., 1892.
12) В каппадокийском чекане царский портрет появился впервые на монетах Ариарамны: Wroth. Galatia... P. XXV.
13) Начиная с Диодота: Seltman. Op. cit. P. 234.
14) На монетах Арсама, Ксеркса, Абдисара: Мушегян Х.А. Денежное обращение в Армении (V в. до н.э. — XIV в. н.э.). Ереван, 1983. С. 38-43).
15) Царский портрет на понтийских монетах появился начиная с Митридата III: Wroth. Galatia...; Seltman. Op. cit. P. 237.
16) Царский портрет имеется на монетах Гентия и Белая: Gardnar P. Thessaly to Anatolia. ВМС. L., 1883. Pl. XIV, 14.
17) Начиная с Тиграна II: Bedoukian P.Z. Coinage of the Artaxiads of Armenia. L., 1978. Pl. I, 7-9.
18) Wroth. Galatia...
19) На монетах Сама и следующих за ним царей: Babelon Е. Les rois de Syrie, d'Arménie et de Commagéne. P., 1890. P. CCVIII. Fig. 45. Pl XXX, 1; Wroth. Galatia... П. Бедукян считает, что Сам был царем Софены (ок. 260 г. до н.э.): Bedoukian P.Z. Coinage of the Armenian Kingdoms of Sophene and Commagene. Los Angeles, 1985. P. 32. Pl I, 1.
20) На монетах царя Таркондимота I Филантония: Hill G. Lycaonia, Isauria and Cilicia. BMC. L., 1900. P. CXXX. PL XXXIX, 8.
21) На монетах доаршакидского правителя Андрагора («Вахшувара») — ок. середины III в. до н.э.: Зеймаль Е.В. Амударьинский клад. Л., 1979. С. 81-82, № 0448, 0454; Дьяконов И.M., Зеймаль Е.В. Правитель Парфии Андрагор и его монеты // ВДИ. 1988. № 4. С. 4-19.
22) С Багадата I (вторая половина III в. до н.э.) до Ватафрадата II (последняя четверть II в. до н.э.): Hill. Arabia... P. CLXIV-CLXXII. Pl. XXVIII-XXXII.
23) На монетах царей второй половины II в. до н.э.: от Камнаскира Сотера (140-е гг. до н.э.) до Камнаскира III (?) (105/4 г. до н.э.): Le Rider G. Monnaies grecques récemment acquises par le cabinet de Paris // RN. 1969. XI. P. 18; Idem. Deux nouveaux tétradrachmes frappés, à Suse // RN. 1978. XX. P. 33-37; Dilmaghani J. Parthian Coins from Mithradates II to Orodes II // NC. 1986. 146. P. 217. Pl. 24, 2.
24) На всех монетах Харакены портреты царей даны вправо, начиная с Гиспаосина — основателя царства: Hill. Arabia... Р. CXCVI ff. Pl. LIV, 1; XLIII-XLVI.
25) Начиная с Арета I: Ibid. P. XI ff. Pl. I-II.
26) На монетах Сифакса и последующих царей: Head. Historia... P. 877-889. Fig. 398.
27) На монетах, выпущенных Т. Квинтием Фламинином в 196 г. до н.э.: Crawford M.N. Roman Republican Coinage. T. I. Cambr., 1974. P. 544, № 548.
28) Начиная с Августа Октавиана.
29) Seilwood D. An Introduction to the Coinage of Parthia. L., 1971 (в тексте и далее — Сел.).
30) Начиная с Дария II (первые десятилетия I в. до н.э.): Hill. Arabia... P. CLXXI ff. PL XXXII-XXXVII.
31) Начиная с Камнаскира IV (?) и Анзазе (с 81/2 г. до н.э.): Ibid. Pl. XXXVIII—XLII.
32) Пилипко В.Н. Парфянские бронзовые монеты со знаком П под луком // ВДИ. 1980. № 4. С. 105-123.
33) Macdowall D.W. The Dynasty of the Later Indo-Parthians // NC. 1965. Ser. VII, V. V. P. 137-148. Pl. XII.
34) В монетных сериях царей Арташесидской династии есть одна маленькая группа монет, на которых голова царя изображена в левом повороте. Эти монеты могут быть датированы концом I в. до н.э. — началом I в.н.э.: Варданян P.E. К вопросу о датировке двух групп армянских монет эллинистической эпохи // ИФЖ. 1987. № 2. С. 195-201.
35) В Эдессе чеканка монет начинается при Ваэле, сыне Сахру (163—165). На л.с. его монет изображена голова парфянского царя Валарша III влево, а на об.с. — портрет самого эдесского царя также влево. На другой эмиссии отсутствует портрет Валарша III, а на л.с. портрет Ваэла влево: Hill. Arabia... Pl. XIII, 6-9. Начиная со следующего царя, Ману VIII Филоромея, на эдесских монетах голова дана вправо (на об.с), а на л.с. — портрет римского императора, тоже вправо: Ibid. Pl. XIII-XIV.
36) Wolski J. The Decay of the Uranian Empire of the Seleucids and the Parthian Beginings // Beritus. 1956—57. P. 35-52.
37) Дьяконов, Зеймаль. Ук. соч.
38) Neunter J. Parthian Political Ideology // Iranica Antiqua. 1963. V. HI. Fasc. 1. P. 40-59.
39) Кошеленко Г.А. Царская власть и ее обоснование в ранней Парфии // История Иранского государства и культуры. М., 1971. С. 217.
40) Как реакция новой династии против селевкидской традиции: Abgarians M., Sellwood D. A Hoard of Parthian Drachms // NC. 1971. Ser. VII. V. XI. P. III, 115. Для подчеркивания своей независимости от Селевкидов: Ghirshman Е. Terrasses sacrées de Bard-é Néchandeh et Masjid-i Soleiman // Mémoires de la Mission archéologique en Iran. V. I. P., 1976. P. 234.
41) Дьяконов, Зеймаль. Ук. соч. С. 13.
42) Луконин В.Г. Иран в эпоху первых Сасанидов. Очерки по истории культуры. Л., 1961. С. 22-23.
43) Там же. С. 38.
44) Le Rider G. Suse sous les Séleucides et les Parthes // Mémoires de la Mission archéologique en Iran. P., 1965. P. 359, 374. № 97. Pl. 91, 1-4; Сел. 12/30. Этот выпуск Ж. Ле Ридер, а вслед за ним и Д. Селвуд относили к Митридату I, О. Мёркхолм — к Артабану 1: Mórkholm О. A Greek Coin Hoard from Susiana // Acta Archaeologica. 1965. 36. P. 151. Позднее Ж. Ле Ридер признал правильным атрибуцию О. Мёркхолма (Deux nouveaux... P. 35).
45) Д. Селвуд во втором издании своей книги (An Introduction... 1980) относит эту монету к экбатанскому монетному двору. О. Мёркхолм приписывает ее Митридату II и считает, что она, вероятно, чеканилась в Селевкии-на-Тигре: Mórkholm О. Review: An Introduction to the Coinage of Parthia. By D. Sellwood. Second edition. L., 1980 // NC. 1982. V. 142. P. 214-216.
46) Судя по тому, как это отражено на монетах, его авторитет высоко ценился в Парсе, а память о нем сохранилась до Арташира I.
47) Вводится и закрепляется в дальнейшем сочетание следующих иконографических элементов: погрудное изображение царя в парфянском кафтане (впервые на монетах Артабана I); лучник, изображенный сидящим на троне со спинкой, а не на омфале, как раньше; расположение легенды по квадрату; спиральная гривна (появилась на монетах Артабана I).
Написать нам: halgar@xlegio.ru