Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


К разделу Кавказ

Орфинская О.В. (Нижний Архыз)
Изучение холщевых тканей раннего средневековья из Карачаево-Черкесского музея

Культуры степей Евразии второй половины I тысячелетия н.э.
Тезисы докладов Международной научной археологической конференции.
14-17 ноября 1995 г.
Самара, 1995. Стр. 64-65.

В основных фондах Карачаево-Черкесского музея в настоящее время хранится 350 единиц археологического текстиля, в подавляющем большинстве своем происходящие из средневековой Алании.

В состав коллекции входят как целые формы одежды, так и ее отдельные части; а по типу материала ткани разделяются на шелковые, шерстяные и холщевые. По численности образцов холщевые ткани занимают ведущее место, поскольку чаще всего составляют основу одежды — кафтаны, платья, головные уборы, чулки, штаны, перчатки. В некоторых случаях холст использовался и как подкладка под шелк и кожу.

Для. решения вопроса о местном или привозном происхождении холщевых тканей необходимо было исследовать типы волокон и установить их численные соотношения. Для изучения мы отобрали из коллекции 100 образцов, нити которых были подвергнуты дальнейшему сравнительному исследованию. В качестве эталонных образцов, с которыми происходило сравнение, были взяты. как современные растительные волокна (хлопок, лен, конопля, джут, рами), так и древние (льняная нить из бинта египетской мумии V в. до н.э., льняные нити из коптских тканей V в. н.э.). Сравнивая наши образцы с серией эталонов, мы определили типы и разделили исследованные ткани на несколько групп по следующим критериям:

1. по составу волокон
а) чисто льняные ткани
б) смешанные (лен + конопля, лен + хлопок)

2. по химическому воздействию на ткань
а) неотбеленные
б) отбеленные
в) крашеные
г) с нанесенным рисунком

Сохранность изученных нами волокон примерно 50-70 %, т.е. хорошая. По степени сохранности все образцы можно расположить в следующем порядке:

1. — ткани, полученные из скальных могильников в последние 3 года.

2. — ткани, хранящиеся в музее от 3 до 10 лет и не прошедшие реставрацию.

3. — то же, что и в "2", но прошедшие реставрацию без дублирования на мучной клей.

4. — то же, что и в "2", но прошедшие реставрацию с дублированием.

5. — ткани, хранящиеся в музее 10-30 лет, без реставрации и первичной обработки.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru