Система Orphus

Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


А.И. Василенко, А.В. Супрун (Луганск).
К вопросу о происхождении костяных поясных пряжек

1. Костяные и роговые пряжки являются непременной чертой материальной культуры ряда этнокультурных образований II тыс. до н.э. в Евразийской Степи и Лесостепи. Оказывается, как нам представляется, традиция использования этих изделий тесно связана с такими новациями, происшедшими в эпоху ранних металлов, как доместикация лошади и появление боевых колесниц, имевшими огромный общественно-политический резонанс и ставшими одним из главных факторов влияния на процесс культурообразования в Евразийской Степи и Лесостепи.

Процессы формообразования и дальнейшего распространения данной категории изделий отражают, на наш взгляд, процесс распространения боевых колесниц из-за утраты «культурой многоваликовой керамики» монополии на этот род деятельности. Такой вывод основывается на морфологическом анализе происхождения костяных и роговых пряжек, являвшихся, вероятно, изделиями, сопряженными по технологии изготовления с оснащением упряжи лошадей, впряженных в колесницы.

Эта работа имеет цель проследить процесс появления, распространения и исчезновения поясных пряжек, показать, каким образом этот процесс связан с колесничеством и объяснить, почему такие изделия не могли изготавливаться вне связи с технологией колесничества вообще.

Основными опорными работами при проведении данного исследования стали исследования И.А. Пислария (1983) с периодизацией погребальных памятников «КМК» и соответствующим каждому периоду типа пряжек; сравнительный анализ Я.П. Гершковича [32] (1986) фигурных пряжек и дисковидных псалиев: разработанная Р. А. Литвиненко (1996) типолого-хронологическая схема развития пряжек с последовательно сменяющимися основными типами 1 (1А и 1Б), 2,. 3 и 4; схема типолого-хронологического соотношения дисковидных и желобчатых псалиев Нижнего Поволжья А.Д. Пряхина и В.И. Беседина (1997), а также многочисленные работы научного и публикационного характера, материалы отчетов полевых исследований.

2. Круглые пряжки таких типов, как: 1А — кольцевые с линзовидным, округлым или округло-коническим сечением; 2 — круглые с бортиком и одним центральным отверстием; 3 — круглые с бортиком, центральным и дополнительным боковым отверстием (отверстиями) — по форме и способу изготовления, как нам представляется, близки костяным дисковидным псалиям. Такое же сходство с дисковидно-планочными псалиями мы видим и у дисковидно-планочных пряжек типа 1Б («фигурных», «зооморфных», «запонок»). Одинаково изготовлены на псалиях и пряжках: «шипы»-«крючки»; пазы с отверстиями для крепления ремней. Таким образом, вышеперечисленные изделия изготовлены из одних и тех же материалов с применением одной и той же технологии, что позволяет нам судить о морфологической сопряженности пряжек и псалиев и, соответственно, об их синхронности.

3. Пряжки типа 1А также, как и 1Б, являются самыми ранними и характерны для погребений раннего этапа «КМК», по И.А. Писларию (1983). В этот этап включена одна обрядовая группа погребений. Пряжки этих типов синхронны, так как известны случаи, когда их находили в одном закрытом комплексе: Беева Могила, п. 3 (Полидович Ю.Б., 1993), Новоамвросиевское, 3/2 (Гершкович Я.П., 1986) и др. Мы пока не знаем о находках в «раннемноговаликовых» погребениях псалиев — свидетельства использования лошади в упряжи. Однако, частое присутствие пряжек типа 1А и 1Б, изготовленных по одной технологии с дисковидными псалиями, является косвенным подтверждением их освоенного производства.

Безусловно, одного этого подтверждения мало, поэтому приведем еще некоторые. Так, для производства облегченных колесниц со спицами необходим соответствующий уровень деревообработки. Характерной особенностью погребальных сооружений раннего этапа «КМК» являются деревянные рамы, части которых соединены с помощью шипов и гнезд. Подобным образом спицы соединяются со ступицами и ободами. И, наконец, факт распространения столь однообразных памятников раннего этапа «КМК» на значительной степной части Восточной Украины, Дона, Волго-Донского междуречья, на смену пестрому разнообразию катакомбных культур, имеющих с данным культурным образованием больше различий, чем сходств — еще одно немаловажное подтверждение стремительной экспансии новой культуры вследствие освоения боевого колесничества.

4. Пряжки, подобные типу 1А встречались в погребениях катакомбных культур:

- пос. Тельмана, 1/6 в г. Луганске недалеко от р. Ольховой, в бассейне среднего течения Северского Донца (Горелик, Выборный, 1989);

- Белояровка, 5/11 в Северо-Восточном Приазовье, в районе верхнего течения Крынки (Санжаров, 1991; Смирнов, 1996);

- Старобешево, мог. 2 2/2 в Северо-Восточном Приазовье, в районе среднего течения Кальмиуса (Зарайская, Стороженко и др., 1975);

- Пришиб, 1/5 на правом берегу Северского Донца, в районе среднего течения (Клименко, 1997);

Власовка, 16/4 на Среднем Дону (Синюк, 1989) и Жареный Бугор, 1/1 в Нижнем Поволжье (Монахов, 1984) с ямными погребальными сооружениями.

Эта категория изделий не является характерной для памятников катакомбных культур и типа Власовка, 16/4, Жареный Бугор, 1/1. Хронологически эти погребения можно отнести к позднему времени существования катакомбных культур, территорию распространения которых в дальнейшем занимает население раннего культурно-хронологического варианта «КМК», кроме Нижнего Поволжья (известны памятники раннего этапа «КМК» ив Волго-Донском междуречье, но в районе Поволжья, где исследован Жареный Бугор, 1/1, они отсутствуют).

5. Есть три не исключающих друг друга варианта объяснения присутствия изделий, подобных пряжкам, типа 1А в «немноговаликовых» погребениях.

5.1. Заимствование этой категории изделий катакомбным населением у соседствующих на востоке и северо-востоке племен раннего этапа «КМК», еще не расселившихся на запад, и древними жителями Среднего Дона и Нижнего Поволжья, оставившими памятники типа Власовка, 16/4, и Жареный Бугор, 1/1. В этом случае территория самых первых представителей «КМК», освоивших производство псалий и пряжек, была предположительно на месте современной северо-восточной части Луганской области и центральной и северной частей Ростовской области (в данный момент слабо изученных). Таким образом, «немноговаликовые» погребения с пряжками типа 1А как бы «очерчивают» очаг образования новой культуры, которая вследствие таких важных новаций, как доместикация лошади [33] и появление боевого колесничества, распространившись на обширной территории степного пространства, включающего Нижний Днепр, Приазовье, Северский Донец, Нижний Дон, южные районы Среднего Дона и Волго-Донское междуречье, В подтверждение выдвинутого нами предположения по поводу очага образования «КМК» выступает и факт географической и культурной близости раннему этапу «КМК» среднедонских памятников с ямными погребальными сооружениями, относимыми к среднедонской катакомбной культуре (Братченко, 1977).

5.2. Использование костяных колец в качестве поясных пряжек могло возникнуть без заимствования, так как их изготовление и применение не является сложным.

5.3. Костяные кольца могли не использоваться в качестве пряжек.

6. Пряжки типа 2 характерны для погребений второго хронологического этапа «КМК» (Писларий И.А., 1983). В этот этап включены четыре обрядовые группы погребений, что дает основание полагать, что монополия на обладание боевыми колесницами исчезает. Территория распространения этих памятников, по сравнению с предыдущим этапом «КМК», значительно шире. Возможно, именно с периода бытования пряжек типа 2, когда эти изделия становятся характерными для населения, оставившего памятники с существенными различиями и особенностями погребального обряда, можно говорить о начале «интеркультурности» поясных пряжек. Традиции класть в погребения псалии в этот период также не было, как и в предыдущий период.

6. Пряжки типа 3, а также овальные, изогнутые в сечении, с центральным и дополнительным боковым отверстием (отверстиями) типа 4 известны на огромной территории юга Восточной Европы в памятниках самых различных культур: третий (поздний) этап «КМК» (Писларий, 1983); северокрымские и таврические памятники (с ямными погребальными сооружениями и покойными, уложенными вытянуто на спине) типа Ак Таш, 1/6, Далекое, 4/1, Крыловка, 8/5 (Тощев Г.Н., 1993); памятники Покровского типа, абашевская культура (Малов Н.М., 1993), а также раннесрубная, синташтинская, потаповская, петровская, стжижовская, Монтеору, Перьямош и другие культуры. В этот период появляется традиция класть в погребения детали конской упряжи — псалии, характерная, в основном, для так называемого восточного блока культур (покровской, абашевской, синташтинской, петровской, потаповской).

Причина распространения пряжек на столь значительной территории и сосуществования определенных типов — стремительное прогрессирование древних культур, обладавших колесницами и их миграции, прежде всего, в те области Степи и Лесостепи, где лошадь еще не была одомашнена.

Примером явного преимущества обществ с колесницами над не освоившими такое новшество было повсеместное исчезновение катакомбных и других степных культур, территорию распространения которых освоили носители вышеперечисленных культур. Тем не менее, существуют и локальные особенности поясных пряжек. Так, например, в Поволжье среди поясных пряжек 3 и 4 типов, встречаются пряжки с выступами: Новопавловка, 5/1; Неприк, 1 (Литвиненко, 1996); Чурилово, 1/5 (Петров, 1983). Подобные выступы есть и на местных дисковидных псалиях: Бородаевка II (Калмыцкая гора), 1/21, Старицкое, 1/2 (Галкин, Дремов и др., 1931) и т.д.

Несомненной особенностью данного периода является факт превращения очага образования и территории первого и второго этапов «КМК» в своеобразную культурную периферию, для которой характерны «бедные» безынвентарные (или с единственной категорией погребального инвентаря — пряжкой типов 3 или 4) и редко встречаемые погребения, по сравнению с ранним этапом «КМК». И, наоборот, так называемые основные «культурные центры» появляются в других местах: Балканский «культурный центр», образованный в результате ахейского нашествия, в Микенах и других государственных образованиях, утверждаются династии и господствующие сословия колесничих. Они оставили такие памятники, как Микенские шахтовые гробницы с дисковидными псалиями, линейное письмо В (греческое), многоваликовая керамика, имеющая явно чужеродный характер по отношению к местной (Черняков, 1984). В изобразительном искусстве утверждается так называемый «микенский стиль» орнамента, подобный орнаменту на дисковидно-планочных псалиях степных культур этого периода, хронологически маркируемый поясными пряжками типов 3 и 4.

Иным «культурным» центром является Восточный, включающий в себя блок культур (покровская, синташтинская, потаповская, типа Аркаим) с большим числом «богатых» погребений колесничих с многочисленным инвентарем.

Территория, названная нами периферией, становится ареной столкновений соперничающих культур боевых колесниц. Так, например, за относительно короткий промежуток времени, маркируемый поясными пряжками типа 3 и, в основном, типа 4 в бассейне Северского Донца, сменилось несколько культурных образований: памятники позднего этапа «КМК», позднеабашевской, покровской, раннесрубной [34] культур (Литвиненко, 1994). Нестабильными политическими условиями объясняются факта создания и падения Ливенцовской и Каменской крепостей, а также клады предметов вооружения типа Бородинского.

8. Самыми поздними являются овальные изогнутые (известны и подпрямоугольные. ромбические) пряжки типа 4, сделанные из продольно разрезанных трубчатых костей. Аналогичным же образом изготовлены и так называемые «желобчатые» псалии, следующие на смену дисковидным и развивавшиеся из последних, как это доказывают А.Д. Пряхин и В.И. Беседин (1997). Форму «желобчатых» псалиев повторяет вытянутая форма пряжек типа 4 — овальная, подпрямоугольная, ромбическая. По нашему мнению, постепенный переход от традиции использования дисковидных псалиев к применению «желобчатых» псалиев с отсутствием шипов, создающих болевой эффект при управлении лошадью, произошел из-за выведения новых пород лошадей и в результате искусственного отбора наиболее управляемых особей.

9. Прекращение использования пряжек связано, по всей видимости, с появлением псалиев, изготовленных в другой технологии — «стержневидных». Закрытых комплексов, в которых бы присутствовали эти псалии и поясные пряжки, нами не обнаружено.

10. Для абсолютной датировки бытования определенных типов пряжек используем дату IV шахтовой гробницы в Микенах с бронзовым колесовидным псалием, близким степным, соотносимым нами с типом 3 и 4 поясных пряжек Дата IV шахтовой гробницы – 1570—1550 гг. до н. э. (Братченко, 1976). Время бытования определенного типа пряжек и степных этнокультурных образований с боевыми колесницами, по нашему предположению, не более времени смены двух поколений людей, т.е. 40-50 лет. Таким образом, время существования раннего этапа «КМК» определяется нами рубежом XVIII и XVII вв. до н.э.


1 так — HF.

 

[32] - конец страницы.

сборник VII Донская археологическая конференция «Проблемы археологии Юго-Восточной Европы» (Ростов-на-Дону, 22-26 ноября 1998 года). Тезисы докладов.



























Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта annales.info