Изучение истории и культуры древнего Востока — одна из важных составных частей отечественной исторической и востоковедной наук. В течение минувшей пятилетки продолжалось комплексное исследование различных древневосточных обществ, достигнуты важные научные результаты, опубликованы крупные труды обобщающего характера и значительное число книг и статей, посвященных отдельным регионам и конкретным проблемам истории и культуры древнего Востока. Эти работы являлись продолжением давно начатых планомерных исследований по истории экономических и социально-политических отношений, культуре и идеологии народов древнего Востока начиная с возникновения древнейших очагов цивилизации и кончая периодом упадка древних обществ. Основное внимание было обращено на изучение специфического и общего в социальной организации и в функционировании экономических структур и систем древневосточных обществ, на основные черты и специфику государств древнего Востока, на исследование общего и особенного в развитии древневосточных культур, открытие, описание и издание письменных памятников древнего Востока, хранящихся прежде всего в музейных собраниях СССР, а также найденных советскими археологами как в СССР, так и за рубежом (в результате работ совместных экспедиций), на анализ языковых и этнических процессов на древнем Востоке с использованием полученных данных для воссоздания истории как самих языков, так и собственно исторических и этнокультурных процессов.
В рамках одной статьи невозможно осветить в равной мере все работы по изучению истории разных стран древнего Востока, поэтому основное внимание будет уделено характеристике главных направлений и важнейших работ по истории и культуре древнего Востока. Прежде всего необходимо отметить появление трудов обобщающего характера. С 1983 г. началась публикация подготовленного Институтом востоковедения АН СССР фундаментального многотомного издания «История древнего Востока» (ответственный редактор — академик М. А. Коростовцев, члены редколлегии — чл.-корр. АН СССР Г. М. Бонгард-Левин, И. М. Дьяконов, Г. Ф. Ильин, Э. А. Грантовский, Т. В. Степугина). Этот обобщающий труд, являющийся итогом многолетних исследований большого коллектива советских востоковедов, имеет целью воссоздать на марксистской теоретической основе историю стран и народов древнего Востока в соответствии с современным уровнем научных знаний. Вышедшая в свет первая часть I тома «Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации» под редакцией И. М. Дьяконова [3] содержит изложение истории Месопотамии примерно с VII тыс. и до конца средневавилонского периода, т. е. до XII в. до н. э. Книга основана на большом археологическом материале и свидетельствах разнообразных клинописных текстов с учетом всех новейших достижений науки о древнем Востоке. Сдана в печать и вторая часть I тома, посвященная истории других стран древнего Ближнего Востока и Египта в этот же период.
К числу работ обобщающего характера следует отнести также изданную под редакцией И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой и И. С. Свенцицкой «Историю древнего мира», книги I-III (М., 1982). Первая книга и значительная часть второй посвящены истории древнего Востока. Этот труд, в котором в легкодоступной форме излагается социально-политическая и экономическая история и история культуры древних обществ на всех этапах их развития, от первобытности и до конца V в. н. э., уже выдержал два издания. Его с большим интересом приняли как специалисты, так и широкие круги читателей, интересующихся древней историей.
Обобщающий характер носят также некоторые работы, касающиеся отдельных разделов истории древнего Востока. Так, в вышедшем в 1984 г. учебном пособии для исторических факультетов высших учебных заведений «Источниковедение истории древнего Востока» под редакцией В. И. Кузищина (М.: Высшая школа, 1984), содержащем обзор источников по истории Египта, Передней Азии, Ирана, Средней Азии, Индии, стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Наряду с характеристикой основных типов письменных и вещественных памятников здесь рассматриваются общие проблемы источниковедения древнего Востока.
В первом томе «Истории всемирной литературы» (М., 1983) много внимания уделяется литературе народов Востока начиная с ранних периодов и кончая рубежом новой эры. В изданной в 1984 г. книге «Литература древнего Востока» даются переводы ряда основных литературных текстов Ирана, Индии, Китая (авторы-составители — Ю. М. Алиханова, В. Б. Никитина, Л. Е. Померанцева).
Среди обобщающих трудов по древнему Востоку, которые были завершены в рассматриваемые годы и будут изданы в ближайшее время, следует отметить коллективные монографии «Древний Восток. Проблемы общественного строя» и «Культура древнего Востока и мировая цивилизация».
За истекшее пятилетие крупных успехов советские ученые добились в специальных исследованиях различных древневосточных обществ. Среди трудов по египтологии большой интерес представляет книга академика Б. Б. Пиотровского «Вади Аллаки — путь к золотым рудникам Нубии» (М., 1983), которая содержит глубокое исследование результатов работ археологической экспедиции АН СССР в Арабской Республике Египет в 1961—1963 гг.[1] По призыву ЮНЕСКО экспедиция обследовала древнеегипетские памятники Нубии в зоне затопления высотной Асуанской плотины. В частности, работа экспедиции охватывала район Вади Аллаки, по которому в древности и в средние века пролегал путь к золотоносным рудникам в Нубии. В течение второго сезона работы (в декабре 1962 — апреле 1963 г.) особое внимание было обращено на изучение наскальных надписей Вади Аллаки. В книге впервые в полном виде фототипически и в прорисовках опубликовано около 200 древнеегипетских надписей с переводом их на русский язык и с комментарием.
Посмертно вышел из печати труд Ю. Я. Перепелкина «Переворот Аменхотпа IV», ч. 2 (М., 1984). В первой части книги, опубликованной в 1967 г., впервые в мировой науке десятки тысяч сведений, дошедших от времени правления фараона-реформатора, были систематизированы и [4] расположены в их последовательности во времени. Во второй части автор исследует масштабы распространения нововведений Аменхотпа IV, исходя из таких признаков, как степень отражения идеи солнцепоклонничества в личных именах, соотношение судеб старых многобожеских храмов и новых солнечных, а также исходя из величины той доли общественного дохода, которая выделялась на служение солнцу. Особый интерес вызывают наблюдения автора над правовыми аспектами системы землевладения: так, например, становится очевидным, что в исследуемое время царь не считался единственным собственником земли — наряду с ним тексты, восстановленные Ю. Я. Перепелкиным, называют царицу и египетские божества, а также приводят к заключению о существовании «ничейных земель». Третья часть этого труда, хранящаяся в архиве Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, посвящена политической истории переворота. После необходимой редакционной подготовки рукопись будет сдана в печать.
Монография Ю. Я. Перепелкина «Хозяйство староегипетских вельмож», подготовленная к печати Е. С. Богословским, должна в ближайшие годы увидеть свет. В ней впервые в исторической науке о древнем Востоке исследован процесс труда в конкретно-исторической форме. Автор рассмотрел производственные отношения в полеводческом хозяйстве, скотоводстве, рыболовстве и различных ремеслах, в том числе производящих орудия труда, и на этой основе выделил ведущую форму хозяйствования, а именно, вельможеское хозяйство. Ю. Я. Перепелкин исследовал также все составные части единого процесса общественного воспроизводства, а именно: производство, распределение, обмен и воспроизводство в узком смысле, детерминированные особой формой собственности. Автору удалось воссоздать очень живую и убедительную картину хозяйственной жизни Египта в древнейший период его истории.
О. Д. Берлев и С. И. Ходжаш опубликовали коллекцию египетских стел и рельефов из собрания Государственного Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (S. Hodjash, O. Berlev. The Egyptian Reliefs and Stelae in the Pushkin Museum of Fine Arts, Moscow. Leningrad: Aurora Art Publishers, 1982). Эта коллекция, три четверти экспонатов которой ранее не издавались, содержит более 200 предметов из различных районов Египта, датируемых от начала Древнего царства вплоть до конца римского владычества. Публикация сопровождается обширнейшими историко-культурными и филологическими комментариями, отличающимися широтой и новизной подхода ко многим традиционным проблемам. Хотелось бы особенно отметить совершенно оригинальную концепцию древнеегипетского восприятия искусства как средства достижения бессмертия, которая предложена во «Введении».
Большая коллекция египетских статуй, хранящихся в том же музее, опубликована в книге В. В. Павлова и С. И. Ходжаш «Из истории мирового искусства. Египетская пластика малых форм» (М.: Искусство, 1985). Эти памятники охватывают период от III тыс. до римского времени, и многие из них снабжены надписями.
О. Д. Берлев впервые в египтологии обратился к составлению полной просопографии эпохи Среднего царства. Работа содержит исчерпывающую информацию о всех лицах, засвидетельствованных в источниках на протяжении пятисот лет. Уже сданы в печать два первых выпуска, посвященные столичной и местной администрации.
В 1983 г. опубликована монография Е. С. Богословского «Древнеегипетские мастера», основанная на исследовании 19 000 текстов XIV—XI вв. до н. э. из Дер эль-Медины. Книга дает представление о повседневной жизни художников, скульпторов, мастеров по дереву и металлу и многих других групп квалифицированных ремесленников, а также людей smdt, выполнявших вспомогательные работы в земледелии, животноводстве и иных сферах экономики и находившихся в гораздо большей [5] зависимости от государства, чем представители творческого труда. Все эти группы населения были заняты на сооружении царских гробниц или связанных с этой работой процессах труда. Выясняя механизм функционирования социальной структуры, автор обращает особое внимание на регулирование рабочей силы государством и организацию труда и имущественно-правовой статус работников.
В книге И. А. Стучевского «Земледельцы государственного хозяйства древнего Египта эпохи Рамессидов» (М., 1982) исследованы и интерпретированы данные папируса Вильбура и других источников относительно системы налогообложения земледельцев государственного полеводческого хозяйства. Автор полагает, что в XIII—XI вв. до н. э. государственное хозяйство было безраздельно господствующим сектором экономики страны, а так называемые храмовые «владения» были лишь особой формой государственных владений, контролируемых фараоном. В рамках государственного сектора развивались и частновладельческие отношения в форме подчиненной частной земельной собственности и условного частного землепользования. Эксплуатация основных непосредственных производителей, занятых в государственном хозяйстве, представляла собой лишь одну из форм государственного принуждения. Они образовывали своеобразные квазиобщины, находившиеся под полным административным контролем государства и сохранявшие лишь незначительные рудименты своей былой общинной организации.
В другой работе И. А. Стучевского «Рамсес II и Херихор. Из истории древнего Египта эпохи Рамессидов» (М., 1984) рассматриваются проблемы политической истории XIII—XI вв. до н. э. В книге показано, что на этот период падает возрождение военного могущества страны, максимальная централизация политической власти в Египте, после чего при верховном фиванском жреце Херихоре верх взяли тенденции политического сепаратизма.
О. И. Павлова в монографии «Амон Фиванский. Ранняя история культа» (М., 1984) прослеживает эволюцию культа Амона с III тыс. до середины XVI в. до н. э., когда этот бог из локального превратился в общегосударственного и его культ сыграл большую роль в централизации государства. Сложению и трансформации пантеона Куша, организации жречества, взаимоотношениям между жречеством и светской властью, а также религиозной жизни общества древнего Судана посвящена книга Э. Е. Кормышевой «Религия Куша» (М., 1984).
В издательстве «Наука» (Главная редакция восточной литературы) находится монография Т. Н. Савельевой «Храмовые хозяйства Древнего царства». Она посвящена исследованию экономической и социальной структуры храмовых хозяйств времени расцвета и упадка Древнего царства (III—VIII династий, 2650—2100 гг. до н. э.) и основана на данных царских указов храмам и документах хозяйственной отчетности Абусирского архива. Сдана в печать также монография Г. А. Беловой «Нубия под властью фараонов»,+ в которой дается характеристика системы административного управления Нубии в период египетского владычества. И. Ф. Фихман сдал в печать книгу «Введение в папирологию», которая является первой работой такого рода на русском языке; она содержит максимальную информацию как по общим вопросам папирологической науки, так и по всем основным ее разделам. Монография снабжена огромной библиографией и является ценным справочником. В печати находится также труд А. И. Еланской «Коптские литературные тексты из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина», Книга содержит полный каталог и издание почти всех не опубликованных до сих пор литературных памятников этого крупнейшего в стране собрания коптских рукописей, в котором представлено большинство жанров коптской литературы. В книге даются также переводы многочисленных и разнообразных по характеру текстов. [6]
Опубликовано несколько крупных работ по древней истории и культуре сиро-палестинского региона. К их числу относится книга И. Ш. Шифмана «Угаритское общество» (М., 1982), в которой рассмотрены экономические отношения и социальная структура Угарита в XIV—XIII вв. до н. э. Автор уделил особое внимание земельным отношениям, роли ремесла и торговли, проблеме социального расслоения среди свободных, функционированию общинного самоуправления и царской администрации; он показал, что в Угарите, являвшемся крупным торгово-ремесленным центром, было два сектора экономики — общинный и царский. Как полагает И. Ш. Шифман, царь был верховным владельцем и распорядителем земли в царском секторе и мог пожаловать земельные владения отдельным лицам.
Монографии И. Д. Амусина «Кумранская община» (М., 1983) суждено было стать последней книгой этого крупного советского историка Ближнего Востока и семитолога. В ней в общем контексте политической и религиозной истории Палестины во II в. до н. э.— I в. н. э. исследованы экономика и административная структура кумранской общины, ее идеология, имущественные и социальные отношения.[2]
В рассматриваемый период продолжались исследования в области древней истории и культуры Южной Аравии. В 1983 г. Г. М. Бауэром и А. Г. Лундиным завершена подготовка к публикации эпиграфических материалов, добытых П. А. Грязневичем во время его научной поездки в Йеменскую Арабскую Республику в 70-х годах, которые вошли во второй том издания «Южная Аравия. Памятники древней истории и культуры», сданной в печать. В 1981 г. издан подготовленный А. Г. Лундиным и Г. М. Бауэром комментированный перевод книги «Аравия. Материалы по истории открытий», а в 1985 г. в НДРЙ опубликована «Древняя история Йемена» тех же исследователей.
Результаты изучения истории, истории культуры и языков Северо-Восточной Африки и Красноморского бассейна в древности регулярно докладывались на ежегодных всесоюзных конференциях, организуемых Отделом древнего Востока Института востоковедения АН СССР. Материалы конференции публикуются в сборниках «Мероэ».[3]
С 1983 г. в Народно-Демократической Республике Йемен работает Советско-Йеменская комплексная экспедиция — СОЙКЭ (начальник экспедиции — А. П. Грязневич, научный руководитель — академик Б. Б. Пиотровский), в программу полевых исследований которой включено также изучение истории и культуры древней Южной Аравии письменного периода. В результате трех сезонов работы обнаружено большое число археологических и письменных материалов. Подготовка к первой публикации результатов полевых работ экспедиции завершается в 1985 г.
Продолжалась интенсивная работа по изучению клинописных цивилизаций. Вышел в свет труд академика В. В. Струве «Ономастика раннединастического Лагаша» (М., 1984), подготовленный к печати Г. X. Каплан по картотеке ученого. Работа содержит список нескольких тысяч собственных имен, засвидетельствованных в хозяйственных документах архива храма Баба в крупном шумерском городе Лагаше XXV—XXIV вв. до н. э., с указанием профессий их носителей, должностей, родственных отношений с другими лицами и ссылками на тексты.
И. Т. Канева подготовила к печати первую на русском языке грамматику шумерского языка.
И. М. Дьяконов сдал в печать монографию «Люди города Ура», в которой он установил принадлежность архивов Ура конца XIX — первой [7] половины XVIII в. до н. э. определенным лицам (в археологических отчетах не было зафиксировано, в каких домах были найдены те или иные документы). Всего автор отождествил шесть архивов частных лиц, в том числе одного торговца, жреца и верховной жрицы, а также архив большой семьи, состоявшей приблизительно из ста человек, найденный в двух смежных комнатах. Работа содержит также много разной информации и о городской бедноте. Особый интерес представляет исследование одного большого текста, содержащего полную опись земель храма богини Инанны. По ученическим текстам и другим свидетельствам известны также две школы в Уре.
Хронологически к указанной работе примыкает и исследование Н. В. Козыревой «Старовавилонский город Ларса», также сданное в печать. На основании анализа многочисленных документов автор рассмотрел вопросы социальной принадлежности и имущественного положения горожан, а также экономические связи Ларсы с окружавшими ее сельскими поселениями.
Малоизученным в ассириологии проблемам посвящена монография И. С. Клочкова «Духовная культура Вавилонии. Человек, судьба, время» (М., 1983). В ней содержится анализ ряда памятников вавилонской литературы, дающих сведения о мировосприятии и этических представлениях жителей древней Месопотамии. В книге М. А. Дандамаева «Вавилонские писцы» (М., 1983) исследованы основные аспекты клинописной писцовой культуры (архивное дело, библиотеки, школы, степень распространения грамотности среди населения), социальное и экономическое положение писцов, их занятость в храмовом, государственном управлении и на службе у частных лиц.
Многие литературные произведения шумеров, вавилонян и ассирийцев переведены В. К. Афанасьевой, И. М. Дьяконовым, И. С. Клочковым и В. А. Якобсоном в сборнике «Я открою тебе сокровенное слово» (М.: Художественная литература, 1981). Под редакцией И. М. Дьяконова вышел сборник «Лирическая поэзия древнего Востока» (М., 1984), содержащий переводы лирических произведений клинописной и древнеегипетской литератур.
Сборник «Ancient Mesopotamia», включающий статьи советских ассириологов и опубликованный под редакцией И. М. Дьяконова в издательстве «Наука» в 1969 г., был позднее переиздан издательством «Харрассовиц» в ФРГ, а в 1981 г. переиздан в Лихтенштейне (Sandig Reprint verlag, Schaan). Опубликовано в США переработанное и значительно расширенное издание книги М. А. Дандамаева «Рабство в Вавилонии» с учетом 4000 новых клинописных текстов и результатов колляции вавилонских документов в музеях Европы и США (M. A. Dandamaev. Slavery in Babylonia from Nabopolassar to Alexander the Great. DeKalb: Northern Illinois University Press, 1984). В монографии Г. М. Аветисяна «Государство Митанни» (Ереван, 1984) рассматриваются основные аспекты военно-политической истории этой хурритской страны в Северной Месопотамии и западных областей Армянского нагорья в XVII—XIII вв. до н. э.
В книге В. Г. Ардзинба «Ритуалы и мифы древней Анатолии» (М., 1982) удачно осуществлен комплексный исторический подход к анализу описаний ритуалов и мифов, что позволило получить целый ряд новых результатов в области социальной и этнокультурной истории, духовной и материальной культуры хеттов и других народов древней Малой Азия. Выводы работы проливают свет не только на историю Хеттского государства, они имеют значение и для истории древней Анатолии более раннего периода.[4] [8]
Следует отметить издание сборника «Древняя Анатолия» (М., 1985), который содержит результаты новейших исследований советских специалистов по различным аспектам древнеанатолийской истории, материальной и духовной культуры, языков. Излагаемые в статьях выводы представляют также интерес и для широких языковых и культурных сопоставлений; они могут оказаться существенными для выяснения этногенеза и путей миграции народов, говоривших на некоторых из наиболее распространенных языков всего ближневосточного ареала.
Для культуры древнего Востока (прежде всего Ближнего) значительный интерес представляет книга Вяч. Вс. Иванова «История славянских и балтийских названий металлов» (М., 1983), где на большом фактическом материале дан общий обзор проблематики истории металлургии в связи с историей названий разных типов металлов и проведено сопоставление ареальной лексики, связанной с металлургическим производством древне-балканского и эгейско-малоазийского центров металлургии.
В книге Е. В. Антоновой «Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии» (М., 1984) анализируются представления древних земледельцев указанных регионов в VII—II тыс. до н. э. о пространстве, времени, людях, животных, растениях, предпринимается попытка целостной реконструкции их мировосприятия. Работа И. Р. Пичикяна «Малая Азия — Северное Причерноморье. Античные традиции и влияния» (М., 1984) посвящена малоисследованным вопросам формирования архитектурно-художественных традиций в Малой Азии и их дальнейшего развития в античном Причерноморье.
Книга И. М. Дьяконова и С. М. Кашкай (I. M. Diakonoff and S. M. Kashkai. Geographical Names According to Urartian; Texts. Wisbaden, 1981), содержащая перечень урартских географических названий с ссылками на соответствующие тексты, опубликована в качестве одного из томов проекта «Тюбенгенский атлас Передней Азии», который имеет целью систематизацию клинописной топонимики. Вопросы урартской топонимики детально исследованы в труде Н. В. Арутюняна «Топонимика Урарту» (Ереван, 1985). Книга основана на значительном фактическом материале урартских, ассирийских и отчасти хеттских клинописных источников.
Изучение древней истории и культуры Кавказа и Закавказья — одна из составных частей науки о древнем Востоке. Большой вклад в исследование древних цивилизаций этого региона внесли археологи Азербайджана, Армении, Грузии и автономных республик. Крупные открытия в последние годы сделаны археологической экспедицией в Вани под руководством О. Д. Лордкипанидзе. Среди новых публикаций по археологии Грузии можно упомянуть книгу Э. М. Гогадзе «Культура поселений Колхиды эпохи бронзы и раннего железа» (Тбилиси, 1982, на грузинском языке). Армянские археологи и историки продолжали активные археологические и исторические исследования древних памятников Армении и письменных источников, продолжая традиции в исследовании древнего Урарту, заложенные академиком Б. Б. Пиотровским. Вышли из печати работы по истории Северного Кавказа. В работе В. Г. Котович «Проблемы культурно-исторического и хозяйственного развития населения древнего Дагестана» (М., 1982) анализируется процесс становления и развития производящего хозяйства на фоне тщательного исследования культурного и исторического развития древнего населения Дагестана.
В книге «Кавказ и аланы. Века и народы» (М., 1984) В. Б. Ковалевская обращается к истории формирования различных народов Северного Кавказа и специфике их материальной культуры в древности. Работа Н. Погребовой «Закавказье и его связи с Передней Азией в скифское время» (М., 1985) посвящена анализу характера взаимоотношений народов Закавказья и Ближнего Востока, внутренней обстановки в Закавказье и причин, обусловивших контакты с другими областями древнего [9] Востока, прежде всего Передней Азии.[5] На основании систематического изучения элементов скифской материальной культуры и сравнения с данными письменных источников С. А. Есаян и М. Н. Погребова в книге «Скифские памятники Закавказья» (М., 1985) освещают историю пребывания скифов в Закавказье.
За прошедший период в закавказских республиках издано большое число сборников, посвященных древней истории и культуре Закавказья и Северного Кавказа, анализу археологических материалов и лингвистических данных.
Обзор работ по древнему Ирану можно начать с книги И. Н. Медведской (I. N. Medvedskaya) «Iran: Iron age» (Oxford, 1982), в которой дается источниковедческий анализ и характеристика археологических материалов с последующей интерпретацией памятников культуры Ирана последней четверти II тыс. до н. э. По мнению автора, всесторонний анализ керамики свидетельствует в пользу местного происхождения керамических комплексов Ирана и преемственности значительной части их с памятниками предшествующего времени. Это же подтверждает развитие различных типов металлического инвентаря, генезис которого часто связан с Восточным Средиземноморьем. И. Н. Медведская считает ошибочным установившееся в западной научной литературе мнение об «археологической революции» в Иране в период Железный век I, которая, как полагают, была следствием прихода на плато ираноязычных племен. Книга М. А. Дандамаева «Политическая история Ахеменидской державы» (М., 1985) рисует картину политической истории этой первой в истории мировой империи на всем протяжении ее существования. Монография Е. В. Черненко «Скифо-персидская война» (Киев, 1984) посвящена обстоятельному рассмотрению знаменитого похода Дария I против причерноморских скифов с учетом письменных и археологических источников. Книга А. Г. Периханян «Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды» (М., 1983) — первый в мировой научной литературе труд, где обстоятельно исследованы социальные и правовые институты иранского общества II в. до н. э. — VII в. н. э. Основным источником автору послужил сасанидский Судебник с привлечением также и других разнообразных текстов.
На стыке иранистики и индологии находится тематика книги Г. М. Бонгард-Левина и Э. А. Грантовского «От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история» (2 изд. — М., 1983). Первое издание 1974 г. была переведено на французский, английский и венгерский языки и вышло во Франции, Индии, ВНР.
Крупным событием в науке явилось издание двухтомного труда академика Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванова «Индоевропейский язык и индоевропейцы» (т. I-II. Тбилиси, 1984), в котором детально анализируются лингвистические, исторические и археологические материалы, связанные с решением остродискуссионной проблемы о прародине и путях расселения индоевропейских народов. Согласно этой гипотезе, первоначальная территория расселения носителей общеиндоевропейского языка располагалась на стыке юго-восточной части Малой Азии и Северной Месопотамии, примерно в сфере распространения халафской археологической культуры V тыс. до н. э. На это указывают, по мнению автора, ряд археологических и культурно-исторических факторов, типологическая близость восстанавливаемой на основе лексики индоевропейской культуры к цивилизации древнего Востока и в первую очередь — многочисленные двухсторонние заимствования в индоевропейских и картвельских, семитских, древних переднеазиатских языках, свидетельствующие о длительных контактах и, следовательно, о территориальной близости носителей соответствующих языков в древнейший период. Для более поздних эпох [10] (последовавших за распадом индоевропейской общности) авторами допускается пребывание части индоевропейских диалектов (так называемых «древнеевропейских») в ареале от Северного Причерноморья до Волги и Приуралья, что может рассматриваться как «вторичная прародина индоевропейцев», откуда индоевропейские диалекты продвигались в западном направлении.
За истекшее пятилетие большое внимание уделялось изучению древней истории Средней Азии, было опубликовано большое число работ, в которых на археологическом и историческом материале решаются многие важные вопросы, касающиеся древнейшей и древней истории, идеологии, истории культуры народов этого региона. Важное место среди этих публикаций занимают издания материалов раскопок крупных археологических экспедиций, работающих на территории советских республик Средней Азии.
Итогам многолетних работ Южно-Туркменской археологической комплексной экспедиции на поселении Алтын-Депе, в результате которых был открыт северный очаг цивилизации древневосточного типа, посвятил В. М. Массон свое исследование «Алтын-Депе» (Л., 1981). В 1981—1984 гг. публикованы результаты многолетних систематических исследований на городище древнего Хорезма Топрак-кала — одном из ключевых памятников среднеазиатской археологии: «Городище Топрак-кала (Раскопки 1965—1975 гг.)» (М, 1981); «Топрак-кала. Дворец» (М., 1984). Под общей редакцией Б. Я. Ставиского издан пятый по счету выпуск материалов археологической экспедиции по исследованию интересного историко-культурного памятника кушанской эпохи—буддийского культового центра Термезе («Буддийские памятники Кера-тепе в Старом Термезе. Основные итоги работ 1974—1977 гг.». М., 1982). Выходом в свет двух монографий Б. А. Литвинского и А. В Седова положено начало публикации материалов Южно-Таджикистанской археологической экспедиции ИВ АН СССР и Государственного Эрмитажа (Б. А. Литвинский, А. В. Седов. Тепаи-шах (Культура и связи Кушанской Бактрии). М., 1983; они же. Культы и ритуалы Кушанской Бактрии. Погребальный обряд. М., 1984). Важны первые издания результатов раскопок этой экспедиции на городище Тахти-Сангин («храм Окса»), появившиеся в виде статей в отечественных и зарубежных журналах.
Знаменательным событием стал выпуск ряда томов многотомной «Археологии СССР» и прежде всего тома «Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии» (М., 1985). В Институте востоковедения АН СССР продолжается выпуск тематических сборников, посвященных различным вопросам истории и культуры народов Средней Азии, Кавказа и сопредельных территорий: «Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье История и культура)» (М., 1981), «Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье (История и культура)» (М., 1981), «Средняя Азия, Кавказ и зарубежный Восток в древности» (М., 1983), «Восточный Туркестан и Средняя Азия. История. Культура. Связи» (М., 1984).
В Москве, Ташкенте и Алма-Ате вышел ряд монографий, в которых на археологическом материале исследуются проблемы хозяйственно-экономической деятельности, историко-культурных связей и идеологии древнего населения различных областей Средней Азии и Казахстана, вскрываются закономерности и пути формирования и развития древних городских центров (Г. А. Брыкина. Юго-западная Фергана в первой половине I тыс. нашей эры. М., 1982; Ю. Ф. Буряков. Генезис и этапы развития городской культуры Ташкентского оазиса. Ташкент, 1982; А. Акишев. Искусство и мифология саксов. Алма-Ата. 1984).
Появились новые специальные исследования по древней нумизматике Средней Азии, из которых в первую очередь надо отметить фундаментальное источниковедческое исследование Е. В. Зеймаля «Древние монеты Таджикистана» (Душанбе, 1983). Исключительно важное научное значение [11] имеют работы по дешифровке и исследованию древних текстов на парфянском, хорезмийском, бактрийском языках. Эти работы, прежде всего многочисленные публикации известного ираниста В. А. Лившица, получили очень высокую оценку в мировой науке. Результаты исследований значительно расширяют существующие представления о политической, социальной и культурной истории древних народов Средней Азии и сопредельных областей.
Индологи — специалисты по истории и культуре древней Индии — сосредоточили свое внимание на разработке различных аспектов политической, социальной и культурной истории, изучению религии и философской мысли, изданию новых индийских текстов, их переводу и комментированию.
В 1985 г. увидела свет монография Г. М. Бонгард-Левина и Г. Ф. Ильина «Индия в древности» — итог многолетних исследований, содержащая характеристику политических событий, социальной структуры, религии, искусства Индии начиная с периода возникновения цивилизации и вплоть до эпохи феодализма. В монографии А. А. Вигасина и А. М. Самозванцева «Артхашастра. Проблемы социальной структуры и права» (М., 1984) на основе тщательного источниковедческого анализа политического трактата, приписываемого перу Каутильи, дается интересная и нередко новая интерпретация свидетельств текста и ставятся более общие вопросы социальных отношений и права в древней Индии. В 1985 г. индийское издательство «Стерлинг» опубликовало эту книгу на английском языке, а также книгу Г. М. Бонгард-Левина «Индия эпохи Маурьев», первоначально изданную в 1974 г., но переработанную автором для издания в Индии на английском языке.
Значительное внимание уделялось изучению древнеиндийской литературы. В. С. Семенцов издал две книги — «Проблемы интерпретации брахманической прозы» (М., 1981) и «Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике» (М., 1985; к книге приложен перевод поэмы); в издательстве «Художественная литература» в 1984 г. были опубликованы две книги переводов — «Да услышат меня земля и небо» (из ведийской поэзии, перевод с ведийского Т. Я. Елизаренковой) и «Классическая драма древней Индии», в составлении которой и переводе пьес приняли участие В. С. Воробьев-Десятовский, В. Г. Эрман, М. И. Воробьева-Десятовская, Г. А. Зограф. Активная работа продолжалась по изучению древнеиндийского эпоса и переводу отдельных книг «Махабхараты» на русский язык. Я. В. Васильков и С. Л. Невелева завершили перевод III («Лесная») и VIII («Книга о Карне») книг. Готовится к изданию русский перевод известного палийского сочинения «Милиндапанха» («Вопросы Милинды»), выполненный А. В. Парибоком. В 1985 г. вышло из печати третье издание книги Э. Н. Темкина и В. Т. Эрмана «Мифы древней Индии». Учебное пособие «Индия в литературных памятниках III—VIII вв. н. э.» (М., 1984) составил Е. М. Медведев.
К XXXI Международному конгрессу востоковедов в Японии была издана на английском языке книга В. В. Вертоградовой «Индийские надписи и надписи неизвестным письмом из Кара-тепе в Старом Термезе» (М., 1983), которая представляет публикацию всех открытых археологами к 1983 г. индийских надписей на Кара-тепе с транслитерацией, переводом и исследованием. Возобновилась серия «Bibliotheca Buddhica» после долгого перерыва. Под редакцией Э. Н. Темкина в 1985 г. в XXXIII томе вышел первый выпуск работы «Памятники индийской письменности из Центральной Азии» (издание текстов, исследование и комментарий Г. М. Бонгард-Левина и М. И. Воробьевой-Десятовской).
За прошедшее пятилетие вышел из печати ряд индологических сборников, посвященных истории и культуре древней Индии, в том числе «Древняя Индия. Историко-культурные связи» (М., 1982), «Древняя Индия. Язык. Культура. Текст» (М., 1985); подготовлены и изданы тезисы [12] докладов советских ученых к V Международной конференции санскритологов в Индии (М., 1981) и VI Международной конференции в США (М., 1984). Специалисты по истории и культуре древней Индии приняли участие в сборниках «История эстетических идей» (М., 1985), «История лингвистических учений. Средневековый Восток» (Л., 1981), «История и культура Центральной Азии» (М., 1983), «Философские вопросы буддизма» (Новосибирск, 1984) и др.
Истории изучения древнеиндийской цивилизации в России и СССР посвящена изданная на английском языке в издательстве «Прогресс» книга Г. М. Бонгард-Левина и А. А. Вигасина «Образ Индии» (М., 1984).
В период 1981—1985 гг. продолжалось изучение истории, культуры и идеологии древнего Китая. В 1981 г. вышла книга Л. С. Переломова «Конфуцианство и легизм в политической истории Китая», значительное место в которой уделено формированию двух ведущих философско-правовых систем древнего Китая и их роли в формировании китайской государственности. В монографии А. А. Серкиной «Символы рабства в древнем Китае» (М., 1982), построенной на дешифровке надписей II тыс. до н. э., анализируются термины рабства и в этой связи проблемы социальной организации эпохи Шан-Инь. Исследованию древнейших форм мировоззрения китайцев посвящена монография Э. М. Яншиной «Формирование и развитие древнекитайской мифологии» (М., 1984). Это первое фундаментальное исследование древнекитайской мифологии в советском китаеведении и одно из немногих исследований, предпринятое по этой проблематике в мировой синологии в последние десятилетия. В книге ставятся такие важные проблемы, как трансформация мифологических представлений на протяжении древней истории Китая, изменение мифологических сюжетов и образов. Проблемы древнекитайской философии и идеологии получили освещение в ряде коллективных работ, вышедших за период 1981—1985 гг.: «Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики» (М., 1982), «Дао и даосизм в Китае» (М., 1982). Книга М. П. Титаренко «Древнекитайский философ Мо ди, его школа и учение» (М., 1985) посвящена исследованию одного из важнейших философских направлений древнего Китая.
В 1981—1985 гг. продолжалась разработка проблем, связанных с комплексным исследованием этногенеза и этнической истории китайцев. В первом томе этой серии, подготавливаемой совместно Институтом этнографии АН СССР и Институтом Дальнего Востока АН СССР (М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н. Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М., 1978), была сделана попытка обобщить новейшие палеоантропологические, археологические, лингвистические и исторические данные о происхождении древнекитайского этноса. На основании анализа этих источников авторы сформулировали вывод о том, что завершение процесса формирования этой этнической общности (хуася) следует датировать VIII—VII вв. до н. э. Следующий том данной серии был посвящен вопросам развития древнекитайского этноса на позднем этапе древности (М. В. Крюков, Л. С. Переломов, М. В. Софронов, Н. Н. Чебоксаров. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983). В центре внимания исследователей были проблемы эволюции этнического самосознания древних китайцев в эпоху Цинь-Хань, влияния социально-экономических отношений на специфику этноса, соотношения государства и этноса, формирования общностей этнополитического типа.
Следует также отметить изданные новосибирскими учеными сборники «Новое в археологии Китая. Исследования и проблемы» (Новосибирск, 1984), «Древние культуры Китая: палеолит, неолит и эпоха металла» (Новосибирск, 1985). В 1984 г. вышел III том перевода «Исторических записок» Сыма Цяня Р. В. Вяткина.
Проблематика древнего Китая занимает важное место на ежегодных конференциях «Общество и государство в Китае». [13]
Специально следует отметить значимость научных результатов, полученных советскими археологами в зарубежных странах. Кроме уже упоминавшихся работ в НДРЙ прежде всего необходимо указать на археологические исследования в Афганистане и Ираке. На основе открытых там материалов написана монография Р. М. Мунчаева и Н. Я. Мерперта «Раннеземледельческие поселения Северной Месопотамии. Исследования Советской экспедиции в Ираке» (М., 1981). В. И. Сарианиди опубликовал материалы из царского некрополя раннекушанского времени, обнаруженного на Тилля-тепе (Северный Афганистан), — «Bactrian Gold. From the Excavations of the Tillya-Tepe Necropolis in Northern Afghanistan. (Leningrad, 1985), можно отметить также две научно-популярные книги того же автора «Афганистан: сокровища безымянных царей» (М., 1983) и «Бактрия сквозь мглу веков» (М., 1984). Вышел в свет очередной сборник «Древняя Бактрия» (вып. 3. Материалы Советско-Афганской археологической экспедиции. М., 1984).
Результаты археологических открытий советских ученых в Афганистане, Ираке, НДРЙ получили очень высокую оценку как в отечественной, так и зарубежной науке.
Для изучения древнего Востока исключительно важное значение имеют лингвистические исследования, прежде всего работы по языкам древнего Востока, по реконструкции языковой ситуации на древнем Востоке. «Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока» — такой была тема конференции, проводившейся в Институте востоковедения АН СССР осенью 1984 г. На ней рассматривались многие крупномасштабные проблемы, в частности координация междисциплинарных исследований (объединение усилий лингвистов, археологов, историков, антропологов), реконструкция языковых макросемей и т. д.; специальное внимание было уделено гипотезе о существовании сино-енисейско-тибетской макросемьи, вопросам локализации носителей афразийского праязыка в зоне распространения натуфийской культуры, о прародине индоевропейцев в Передней Азии, о прародине дравидов на северо-западе Индостана и т. д. Среди лингвистических книг и сборников, которые представляют большой интерес для изучения древнего Востока, отметим лишь некоторые. Прежде всего это монография Т. Я. Елизаренковой «Грамматика ведийского языка» (М., 1984) — первое в нашей стране полное грамматическое исследование ведийского языка, написанное с позиций современной лингвистики и основанное на глубоком изучении ведийских текстов, а также сборники «Сравнительно-историческое изучение языков разных семей. Задачи и перспективы» (М., 1982) и «Генетические, ареальные и типологические связи языков Азии» (М., 1983).
За прошедшее пятилетие большое внимание уделялось советскими исследователями изучению древнего искусства стран Востока. Искусству Гандхары посвятила свою монографию Г. А. Пугаченкова (Искусство Гандхары. М., 1982), великолепный каталог коллекции Особой кладовой Отдела Востока издал Государственный Эрмитаж (А. А. Иванов, В. Г. Луконин, Л. С. Смесова. Ювелирные изделия Востока. Древний, средневековый периоды. М., 1984). Можно отметить также книги Г. А. Пугаченковой, Л. И. Ремпель «Очерки искусства Средней Азии. Древность и средневековье» (М., 1982) и «Из истории живописи Средней Азии. Традиции и новаторство» (Ташкент, 1982).
Кроме «Вестника древней истории» статьи и материалы по древнему Востоку публиковались также в журналах «Вопросы истории», «Народы Азии и Африки» и в различных сборниках: «Проблемы социальных отношений и форм зависимости на древнем Востоке» (М., 1984), «Палестинский сборник», № 27 (Л., 1981), «Древний Восток», № 4 (Ереван, 1983), «Древний Восток и мировая культура» (М., 1981), «Культурное наследие Востока» (Л., 1985), «Кавказско-ближневосточный сборник», № 7 (Тбилиси,. 1984); вышли три сборника «Мероэ», продолжающие серию работ по истории [14] и культуре древнего Судана; особо следует отметить статьи по древности в сборниках «Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе» (М., 1982) и «Расы и общество» (М., 1982). Разработка ранее малоисследованных в нашей научной литературе вопросов, связанных с закономерностями эволюции этнических общностей в эпоху древности, представляет значительный интерес для углубления наших представлений о развитии обществ древнего Востока.
Кроме уже ранее упомянутых работ в печати находятся также подготовленные сотрудниками Отдела древнего Востока Института востоковедения АН СССР и сектором древнего Востока ЛО ИВ АН СССР следующие коллективные и индивидуальные монографии, сборники и публикации: «Межгосударственные отношения и дипломатия на древнем Востоке», «Переднеазиатский сборник», № 4, «Государство и социальные структуры древнего Востока», ряд выпусков «Афроазийского словаря», сборник «Древний Восток. Этнокультурные связи», книга М. Ю. Горелика «Военное дело на древнем Востоке (IV тыс. до н. э. — IV в. н. э.)»,+ сборники «Ранний буддизм. История и культура», «Центральная Азия. Новые памятники письменности и культуры».
К числу крупных мероприятий международного научного сотрудничества относится XXI Международная конференция ассириологов, проведенная с 9 по 13 июля 1984 г. в Ленинграде под руководством академика Б. Б. Пиотровского. В ее работе приняло участие 202 человека из 24 стран мира, в том числе 90 ученых из различных научных центров СССР. Основной темой конференции была тема «Древняя Месопотамия и ее северные соседи». Целью конференции было прежде всего изучение культурных, экономических и политических связей Урарту с древними государствами Месопотамии, Сирии, Анатолии и Ирана. Старейший ассириолог С. Н. Крамер (США) в докладе о мировом значении шумерской мифологии, зачитанном на первом пленарном заседании, в частности, отметил, что советские ученые, начиная с В. В. Струве и включая ученых последующих поколений, сыграли революционную роль в развитии ассириологической науки (особенно в области изучения социально-экономических отношений) и проложили новые пути, по которым сейчас идут многие ассириологи во всем мире.
Специалисты по истории древнего Востока за прошедшее пятилетие принимали активное участие во многих других международных конференциях и симпозиумах в различных странах мира, в том числе в XXXI Международном конгрессе востоковедов (Япония, 1983), XVI Международном конгрессе по историческим исследованиям (ФРГ, 1985), V Международном конгрессе санскритологов (Индия, 1981), Международных конференциях по ассириологии, мероистике, истории буддизма, синологии, в двухсторонних международных семинарах — советско-французском, советско-американском, советско-индийском и т. д. Материалы Аллахабадского симпозиума опубликованы в сборнике «Древние культуры Средней Азии и Индии» (Л., 1984).
Следует также упомянуть две дискуссии по проблемам древнего Востока. Первая из них состоялась на страницах «Вестника древней истории» (1980, № 3; 1981, № 2; 1982, № 3, 4; 1984, № 2) и была посвящена проблеме прародины индоевропейских племен. Ее основными участниками были академик Т. В. Гамкрелидзе, И. М. Дьяконов, Вяч. Вс. Иванов, Л. А. Лелеков. Вторая дискуссия, результаты которой были опубликованы в журнале «Народы Азии и Африки» (1984, № 2 и 3), охватывала различные проблемы изучения государства и права древнего Востока (возникновение права, взаимовлияние между религией, этикой и правом, типы права и типы культуры, вопрос о восточной деспотии, концепция собственности). В основу дискуссии была положена статья В. А. Якобсона «Некоторые проблемы исследования государства и права древнего Востока», опубликованная в том же журнале. [15]
В течение истекшего пятилетия были изданы в русском переводе многие книги зарубежных специалистов по древнему Востоку. Упомянем лишь некоторые из них: И. Е. Гельб «Опыт изучения письма» (М., 1982), С. Ллойд «Археология Месопотамии» (М., 1984), Дж. Г. Маккуин «Хетты и их современники в Малой Азии» (М., 1983), Г. Франкфорт, Г. А. Франкфорт, Дж. Уилсен, Т. Якобсон «В преддверии философии» (М., 1984), сборник статей «Древняя Эбла» (М., 1985), Я. Лыпинская, М. Марциняк «Мифология древнего Египта» (М., 1983), П. Элебрахт «Трагедия пирамид» (М., 1985), Р. Б. Пандей «Древнеиндийские домашние обряды» (М., 1982), Д. Чаттопадхьяя+ «Живое и мертвое в индийской философии» (М., 1981).
Мы остановились лишь на некоторых наиболее значимых направлениях в изучении древнего Востока в СССР за истекшее пятилетие и упомянули только отдельные монографические труды, сборники и публикации, представляющие особый интерес. Однако из этого даже краткого обзора видны большие успехи, которых добились советские ученые в разработке истории и культуры стран Востока в эпоху древности. В ближайшее время выйдут из печати многие другие крупные исследования, впереди большая работа по дальнейшему исследованию различных проблем, значение которых выходит за рамки собственно древневосточных штудий. [16]
[3] - конец страницы.
Вестник древней истории, 1986 г., № 1.
[1] См. рец.: Редер Д. Г. — ВДИ, 1985, № 3, с. 155-160.
+ В 1988 г. вышла в свет монография Г.А.Беловой «Египтяне в Нубии»; возможно, речь идет о ней. — HF.
[2] См. рец.: Старкова К. Б. — ВДИ, 1985, № 1, с. 187-189.
[3] Мероэ. Проблемы истории и культурных связей. М.: Наука, 1981, № 2; Мероэ. История, история культуры, языки Северо-Восточной Африки и Красноморского бассейна. М.: Наука, 1985, № 3.
[4] См. рец.: Баюн Л. С., Дандамаев М. А. — ВДИ, 1983, № 2, с. 162-166.
[5] См. рец.: Раевский Д. С. — ВДИ, 1985, № 4, с. 180-184.
+ Видимо, вышла под названием «оружие древнего Востока. (IV тыс. до н. э. — IV в. н. э.)». — HF.
+ так — HF.