Система Orphus

Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


С. Б. Фараджев

Проблемы музейного хранения, консервации и реставрации произведений декоративно-прикладного искусства

С 27 ноября по 2 декабря 1972 г. в Москве проходил семинар, посвященный проблемам музейного хранения, консервации и реставрации произведений декоративно-прикладного искусства, организованный Министерством культуры СССР совместно с Академией художеств СССР.

В работе семинара приняли участие более 300 представителей различных музеев и учреждений страны, в том числе Государственного Эрмитажа, Московского Кремля. Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории консервации и реставрации музейных художественных [148] ценностей (ВЦНИЛКР), Государственной центральной художественной научно-реставрационной мастерской им. И.Э. Грабаря (ГЦХНРМ), музеев Каунаса, Тарту, Минска, Тбилиси и др.

И.П. Горин (ВЦНИЛКР) выступил с докладом «Место и значение декоративно-прикладного искусства в развитии художественной культуры и проблемы его сохранения». Докладчик подробно остановился на вопросах сохранения коллекций прикладного искусства в музеях страны, рассказал о подготовке специалистов-реставраторов. Он подчеркнул, что за последние 15 лет реставрационное дело в нашей стране достигло огромных успехов. КПСС и Советское правительство обращают серьезное внимание на дальнейшее пополнение музейных коллекций, на увеличение числа музеев, лучшее хранение и реставрацию произведений искусства.

Большое место в выступлении было уделено работе созданной в 1958 г. ЛНИЛКР, в задачу которой входит разработка и внедрение современных методов консервации, реставрации и хранения музейных экспонатов, оказание практической помощи музеям и реставрационным организациям.

Сегодня советская школа реставрации и исследовательская работа по музейным коллекциям, сказал далее докладчик, имеет широкое международное признание. В 1972 г. на Международный конгресс реставраторов (Мадрид) советские реставраторы представили 15 докладов. Наши реставраторы принимали участие в спасении проведений искусства во Флоренции, пострадавших во время наводнения.

Отмечая недостатки реставрационного дела и хранения музейных коллекций, И.П. Горин сказал, что, несмотря на достигнутые успехи, реставрационная работа даже в крупнейших музеях нуждается в серьезном улучшении. Крайне необходимо организовать централизованную подготовку реставраторов.

Докладчик остановился и на вопросах научных исследований в области консервации, реставрации и хранения музейных экспонатов.

В.А. Пушкарев (Государственный Русский музей), выступивший с докладом «Хранение и реставрация произведений декоративно-прикладного искусства в художественных музеях (на материалах Государственного Русского музея)», сообщил, что в Русском музее хранится 72,5 тыс. экспонатов прикладного искусства, но музей не имеет специально построенного и оборудованного помещения. В отделах коллекции хранятся по видам искусства и материалам. Каждый отдел имеет свою систематизацию хранения, что связано с имеющейся площадью запасников, степенью изученности экспонатов и т. д. Далее докладчик подробно рассказал о способах хранения различных видов экспонатов и о работе специалистов-реставраторов музея и отметил, что в Русском музее, наряду с существующими, разрабатываются и применяются новые методы и материалы. В этой связи В.А. Пушкарев остановился на истории реставрации «Плащаницы» Старицких, уникального памятника древнерусского шитья XVI в.

С 1961 г. в музее действует и реставрационная мастерская деревянной скульптуры резьбы. В коллекциях Русского музея имеется более 6000 экспонатов из дерева, выполненных самой разнообразной техникой.

В.С. Котляров (ВЦНИЛКР) выступил с докладами «О научных основах и теоретических принципах реставрации произведений прикладного искусства и скульптуры» и «О состоянии реставрации мебели в реставрационных мастерских и музеях Советского Союза».

Доклад Е.К. Кроллау (ВЦНИЛКР) был посвящен проблемам хранения произведений декоративно-прикладного искусства при экспонировании. По мнению докладчика, для защиты экспонатов нужно разработать и изготовить оборудование, обеспечивающее микроклимат, снабдить все музеи необходимыми светоизмерительными приборами (мокаметрами), освоить производство защитных материалов (силикатных и органических стекол, защитных пленок и лаков), источников света, максимально безвредных для экспонатов. Многое предстоит сделать для очистки воздуха в музеях, для борьбы с грибками и т. п.

О хранении экспонатов литовского народного искусства в фондах Каунасского государственного художественного музея имени М.К. Чюрлениса рассказала хранитель музея К.И. Кайрюкштите-Галаунене.

Особое внимание ею было уделено методам реставрационной работы в музее. По мнению докладчицы, для улучшения хранения, консервации и реставрации музейных ценностей необходимо готовить реставраторов по видам экспонатов.

Выступление Д.М. Лихачевой (ГЦХНРМ) было посвящено принципам реставрации художественной керамики, а также истории появления и развития терминов «консервация», «реставрация», «реконструкция».

И.А. Хазанова (ВЦНИЛКР) выступила с докладом «Хранение изделий из стекла в музеях». Стекло, как и другие материалы, постепенно подвергается разрушению под влиянием различных атмосферных воздействий (влажность воздуха, его температура, степень загрязненности, освещенность). Подробно рассмотрев каждый из этих факторов, докладчица подчеркнула, что стекло, изготовленное в различных районах, по-разному реагирует на атмосферные воздействия в одинаковых условиях хранения. И.А. Хазанова дала ряд рекомендаций по обеспечению сохранности изделий из стекла.

В.Л. Трофимов (ВЦНИЛКР) в сообщении «Реставрация и консервация скульптуры и предметов прикладного искусства из камня с применением пластмасс и [149] других синтетических материалов» указал на то, что уникальные произведения искусства, находящиеся ныне под открытым небом, должны храниться в музеях. Под открытым небом должны стоять копии, сделанные из так называемых доделочных1 масс, которые точно имитировали бы материалы подлинников. Такие эксперименты уже были предприняты в ГДР и Италии.

М.П. Рябова (ГЦХНРМ) выступила с докладом «О некоторых принципах и проблемах реставрации музейных тканей». Она рассказала о трех этапах истории реставрации древнерусского шитья и тканей. Говоря о принципах реставрации музейных тканей, М.П. Рябова привела примеры: а) раскрытия памятников от поздних наслоений; б) тонировок в сочетании с консервацией, т. е. укрепления фона шитья на тонированном газе; в) восполнений и доделок по аналогии с фрагментами, имеющимися на произведениях; г) реконструкции. По мнению докладчицы, надо создать межведомственные комиссии из специалистов, способных квалифицированно решать важнейшие вопросы реставрации на научной основе, учитывая при этом индивидуальный характер каждой вещи.

А.К. Елкина (ГЦХНРМ) в докладе «Безводная очистка музейных тканей органическими растворами» осветила некоторые проблемы, стоящие перед реставраторами при удалении загрязнений с плотных многослойных древних тканей, одежд, шпалер и древнерусского шитья.

Э.И. Валк-Фалк (Тартуский государственный университет) рассказал о консервации и реставрации кожаных переплетов книг XV—XVII вв. из университетской библиотеки, где с 1956 г. существует сектор гигиены и реставрации книги. В секторе в настоящее время работает 21 человек: специалисты-реставраторы, химики, биологи, художники по художественной обработке кожи. За время существования отдел разработал целый ряд теоретических проблем в области хранения и консервации.

И.К. Белая (Государственная библиотека им. В. И. Ленина) в докладе «О реставрации изделий из кожи» остановилась на методах и принципах реставрации и консервации кожаных предметов в лаборатории библиотеки.

«Реставрационная деятельность профессора Ф.Я. Мишукова в музеях Кремля» — такова была тема доклада И.А. Родимцевой (Музей Московского Кремля). Докладчица охарактеризовала Ф.Я. Мишукова как искусного мастера, художника-реставратора и отличного педагога, обладавшего глубокими знаниями исследователя-металлиста и ювелира-практика.

Доклад К.Ф. Никитиной (Государственный Эрмитаж) был посвящен проблемам консервации мокрого археологического дерева. В Эрмитаже проводятся экспериментальные работы с применением разных способов консервации, давшие положительные результаты. Докладчица коснулась и вопроса консервации в полевых условиях. Для предохранения мокрой археологической древесины от высыхания и удобства транспортировки рекомендуется в полевых условиях проводить предварительную консервацию, заворачивая предметы в марлю или бинты, смоченные в 5%-ном водном растворе пентахлорфенолата натрия, и затем запаивать их в полиэтиленовые конверты. Это сохранит предметы во влажном состоянии в течение нескольких месяцев без опасности заплесневения.

С сообщением «Некоторые вопросы сохранения влажной, сильно деградированной древесины из археологических раскопок» выступили Ю.В. Вихров, В.А. Борисов и С.Ю. Казанская (Минский технологический институт им. С.М. Кирова). Проблема укрепления предметов из археологических раскопок до сих пор еще остается открытой. Под руководством проф. В.Е. Вихрова в проблемной лаборатории модификации древесины Белорусского технологического института проводятся работы по подбору синтетических смол и разработке методов консервации древесины. Лабораторные исследования и опыты по консервации показали, что наиболее эффективным методом является пропитка древесины синтетическим полимером — фенолспиртом.

О.В. Лелекова и А.В. Иванова (ВЦНИЛКР) посвятили свое сообщение проблеме укрепления резного позолоченного дерева и полихромией скульптуры. Они подробно рассказали о трудностях реставрации резных иконостасов, старинной мебели, позолоченной резьбы по дереву, лепнины и указали на то, что надо отказаться от практики удаления старого авторского грунта и позолоты и замены их новым. Это методически неверный путь. Реставраторы должны сохранить старый авторский грунт и позолоту путем укрепления, затем дополнить в местах утрат. Химиком ВЦНИЛКР А.В. Ивановой подобран и модифицирован новый водный синтетический материал, с помощью которого по разработанной системе укрепляется разрушенный грунт резьбы, в каком бы тяжелом состоянии он ни был.

Т.М. Соколова (Государственный Эрмитаж) сообщила о реставрации музейной мебели в Эрмитаже, где хранится около 15 тысяч предметов художественной мебели из различных пород древесины. К реставрации мебели привлечены столяры-краснодеревщики, реставраторы живописи и некоторые другие знатоки, работавшие под руководством реставрационной комиссии, в которую входят специалисты-искусствоведы. Докладчица рассказала о материалах и технике реставрации. На вопрос о том, следует ли, чтобы реставрированные вещи выглядели как новые, докладчица ответила, что практика Эрмитажа дает отрицательный ответ.

В сообщении реставратора Художественного музея Литовской ССР Б.Б. Пинкевичюте (Вильнюс) говорилось об опыте консервации мокрого археологического [159] дерева периода неолита. С 1966 г. в Швентойе ведутся раскопки стоянок III тысячелетия до н. э. За это время археологами найдено много деревянных изделий, детали циновок, фрагменты корзинок и остатки сетей. Большинство деревянных вещей содержит более 80% воды, некоторые раздавлены в земле, и вынуть их оттуда очень трудно. Литовские реставраторы начинают свои работы непосредственно на раскопках. При консервации пользовались методом шведских ученых Ральфа Морена и Бертила Сентерволла. Основным материалом служил полиэтиленгликоль. Предметы из липового лыка консервировались методом, предложенным химиком ВЦНИЛКР А.В. Ивановой, — с использованием фторопласта Н-6.

Первые опыты прошли испытание временем. Законсервированные предметы не деформируются и не изменяются.

А.В. Иванова, А.Р. Марготьева и Ю.С. Финогенова (ВЦНИЛКР) рассказали о новых пастах, применяемых при удалении поздних наслоений со сложных поверхностей деревянной резьбы и скульптуры.

За время семинара участники подробно ознакомились с хранением произведений декоративно-прикладного искусства в Государственном музее-усадьбе «Кусково» и в Государственном Историческом музее, с мастерскими и лабораториями ГЦХНРМ им. И.Э. Грабаря и ВЦНИЛКР, с работой реставраторов отдела реставрации музеев Кремля, осмотрели выставку «Реставрация произведений искусства в государственных музеях Московского Кремля».


[148] — конец страницы.

Советская этнография, № 5, 1973 г.


1 так — HF.



























Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта annales.info