Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. К разделам: Китай | Индонезия |
Рихард Хенниг |
||
[425] | ||
Назад |
Глава 63
|
В 6-м году Юн-Цзянь императора Шунь-ди царь Ятяо [Ява] направил к границам Янани, Пянь, посольство, которое должно было передать дань. Император пожаловал Тяо-пяню [Деваварману] золотую печать и лиловую ленту.1)
Для культуры острова Ява, расположенного на главном морском пути в Китай, решающее значение имела колонизационная индийская экспедиция, которая рассматривалась в гл. 53. Индуизация острова, видимо, проходила в основном мирно, без применения насилия. Во всяком случае, Фогель писал: «Мы, пожалуй, вправе сделать вывод, что проникновение культуры индуизма, на Дальнем Востоке протекало мирно, путем торговли и других связей».2)
О масштабах индуизации дает представление хотя бы тот факт, что Птолемей называет остров его индийским названием, так как птолемеева Ябадиу3) есть не что иное, как индийское Явадвипа, и означает, как он правильно переводит, «Просяной (ячменный) остров». Не менее поучителен тот факт, что уже через 50 лет после колонизационной экспедиции правитель Явы носил чисто санскритское имя — Деваварман, как это установлено Ферраном.4)
Развитие морских связей между Китаем и Индией, в которых Ява, как правило, играла роль транзитной базы, уже давно привело к установлению дипломатических сношений между Явой и Китаем. Упомянутый царь Деваварман направил в январе или феврале5) 132 г. посольство с дарами ко двору китайского императора.
Древние летописи Ханьской династии, упоминающие об этом событии, высокомерно называют эти добровольные подарки «данью». Китайский император попытался и на сей раз вручить послам золотую медаль с шелковой [426] лентой — символ суверенитета над Явой, как он это сделал с первыми послами Японии (см. гл. 49).
Не вполне ясно, послужило ли это поводом для первого упоминания Явы в китайских летописях. Согласно исследованиям Крома, вполне вероятно, что этот остров был известен китайцам задолго до прибытия послов.6)
После 132 г. посольства с Явы прекратились на длительное время. Только в V в. они неоднократно повторялись. Лишь с 430 по 437 г. Ферран насчитал 7 посольств, а за тысячелетие с 430 по 1499 г. — около 30.7) При этом французский ученый подчеркивает, что его список далеко не исчерпывающий.
Вопрос о существовании связей между островами Юго-Восточной Азии и Китайской империей до 132 г. остается открытым. Тейбер утверждал, что еще в доисторическую эпоху народ с черными волосами австрало-меланезийского происхождения вторгся на Хуанхэ и покорил местное население и что на Яве и в Бакбо (Тонкий) были найдены черепа австралийцев ледниковой эпохи.8) Однако эти утверждения кажутся весьма сомнительными и к тому же допускают слишком широкое толкование, чтобы их можно было принять. Автор этих строк не в состоянии поверить, будто люди периода дикости с их примитивной культурой были способны совершить плавание на такое огромное расстояние.
В течение почти 1500 лет отношения между Явой и Китаем оставались почти всегда мирными и дружественными. В этом нет ничего удивительного, если принять во внимание значительность разделяющего их пространства. Только один раз, в 1292/93 г., дело дошло до военного конфликта. Китайский посол Мэн-ци от имени великого монгольского хана Хубилая направил царю Явы предложение признать себя его вассалом. За это посол подвергся оскорблениям и ему поставили клеймо на лицо. В ответ хан Хубалай снарядил крупную военно-морскую экспедицию против Явы.9) Впрочем, военные действия не дали ощутимых результатов. Вначале китайцы потерпели поражение, и хан вынужден был послать на Яву подкрепления. Продолжению этой своеобразной китайско-яванской войны положила конец последовавшая вскоре (в феврале 1294 г.) смерть хана Хубилая.
1) «Хоуханьшу», гл. 116. См. Р. Pеlliоt, Deux intinéraires de Chine en Inde à la fin du VIII-me siècle, Paris, 1904, p. 226; «Journal Asiatique», 1919, v. 13, p. 455 (и след.).
2) J.Ph. Vogel, The yapa inscriptions of king Mulavarman, from Koetei (East Borneo), «Bijdragen tot de Taal-, Landen Volkenkunde van Nederlandsch-Indie», 1918, B. 74, S. 192, 193.
3) Ptolemäus, VII, 2, 29.
4) G. Ferrand, Le Kouen-louen et les anciennes navigations, «Journal Asiatique», 1919, v. 13, 14, (т. 13, см. примечание на стр. 456).
5) «T’oung рао», 1912, v. XIII, p. 457.
6) N.J. Кrоm, Hindoe-Javaansche Geschiedenis, Haag, 1926, S. 26 (и след.).
7) Ibidem, В. 14, S. 6, 7.
8) К. Täubеr, Ein uralter Handelsweg der Ozeanierwandernngen. «Mitteilungen der Geographischen Gesellschaft zu Wien», 1932, S. 158 (и след.).
9) См. «Книга Марко Поло», кн. III, гл. 163, стр. 176.
Написать нам: halgar@xlegio.ru