Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. К разделам: Германия | Индия |
Рихард Хенниг |
||
[467] | ||
Назад |
Глава 117
|
К главе 118 К предисловию III тома |
В лето с Рождества Христова 1222 скончался Генрих фон Моринген, посетивший Святого Фому в Индии.1)
В 1222 году умер Генрих фон Моринген, побывавший в Индии.2)
А теперь отпусти меня, нежная дама, |
В городе Холенбах жил рыцарь, по имени Герардус, внуки которого здравствуют до сих пор… Он истово поклонялся Святому апостолу Фоме, выделял его среди других святых и не отказывал ни одному нищему в подаянии, если тот просил его именем этого святого…
Он совершил очень далекое путешествие и, в конце концов,, претерпев всяческие лишения и понесши большой урон, добрался до города Святого Фомы, апостола (pervertit ad civilatem Sancti Thomae Apostoli).
И дьявол поднял его и перенес за часть суток между восходом и заходом солнца из Индии в Германию и опустил его в сумерках на собственный двор, не причинив вреда.4) [468]
В году 1… рыцарь Мори отправился отсюда в дальние страны.
Тогда его супруга обещала другому, что выйдет за того замуж. Тут явился ему дух и сообщил об этом, прибавив, что если тот согласен отдаться в его власть, то он быстро доставит его в Лейпциг. На это он, подумав, отвечает: если тот доставит его во сне вместе с его львом в Лейпциг, то он готов отдаться в его власть. Затем сел он на своего льва и взлетел в воздух, и тут объял его сон. Когда же приблизились они к Лейпцигу, лев начал рычать, от чего он пробудился и так вернулся к своему супружескому ложу. Его изображение вместе со львом высечено на камне в церкви Святого Фомы возле кафедры.5)
Только в 1934 г., после исследования Менхардтом рукописей Венской государственной библиотеки, была опубликована относящаяся, видимо, к XIII в. запись о миннезингере Генрихе фон Морунген, согласно которой он предпринял остававшееся до сих пор неизвестным путешествие в Индию к последователям св. Фомы. В своем исследовании Менхардт подробно рассмотрел обстоятельства этого путешествия.
Рукопись № 3004 Венской государственной библиотеки в основном принадлежит перу настоятеля августинского монастыря св. Фомы в Лейпциге Георга Хорна, скончавшегося в 1527 г.
Этот монастырь был основан в 1212/13 г. маркграфом Мейсена Дитрихом Обиженным.
Хори, очевидно, использовал в своих записях сообщения авторов XIII в., возможно заметки из старого календаря, оригинал которых исчез. Другой автор, дополнив рукопись Хорна, по собственному почину еще раз записал, что Генрих фон Морунген, путешествовавший в Индию, скончался в 1222 г. Эта ценная рукопись, видимо, была каким-то образом вывезена из Лейпцига при секуляризации монастыря в 1540 г., а в 1667 г. наряду с другими приобретена Венской государственной библиотекой.6)
Генрих фон Морунген издавна славился как миннезингер, отличавшийся весьма своеобразным стилем. Он, очевидно, родился в замке Морунген под Зантерхаузеном и, надо полагать, был рыцарем по происхождению.7)
Родился Генрих фон Морунген, вероятно, около 1150 г. и попал к мейсенскому двору в связи с бракосочетанием маркграфа Дитриха Мейсенского и Ютты, дочери ландграфа Германа Тюрингского. Там он остался и, «очевидно, сопровождал маркграфа в 1195 г. в Святую землю».8) Эту дату, [469] как показано в более поздней работе Менхардта,9) следует исправить на 1197 г., так как отъезд маркграфа в Святую землю, согласно источникам, состоялся 13 января 1197 г.10)
После ранней смерти Генриха VI (28 сентября 1197 г.) маркграф Дитрих возвратился в Германию раньше намеченного срока, а поскольку весь крестовый поход тоже безрезультатно закончился в феврале 1198 г., то отпала и нужда в поездке на Восток. Однако Генрих фон Морунген, не вернувшийся вместе с маркграфом на родину, предпринял, по неясным мотивам — то ли по собственной инициативе, то ли «быть может, по желанию Дитриха»,11) попытку проникнуть дальше на Восток. Во времена крестовых походов это было связано с изрядным риском и требовало большого мужества. Вначале арабы, которые сами воли обширную торговлю, почти никогда не препятствовали передвижению мирных торговцев другой веры. Но после завоевания Иерусалима сельджуками (1076 г.) в Святой земле начала очень резко проявляться фанатическая вражда к христианам, которая и стала главным поводом для начавшихся вскоре после этого крестовых походов. Вполне вероятно, что побудительной причиной для путешествия Генриха в страну св. Фомы было особое преклонение миннезингера перед этим святым, о котором упоминает Цезарий Хейстербах. К сожалению, обстоятельства дела остаются неясными.
Менхардт, видимо, прав, полагая, что Морунген привез на родину из своего путешествия в Индию несколько реликвий св. Фомы и что маркграф Дитрих именно поэтому основал монастырь в Лейпциге.12) После своего возвращения Морунген получил от маркграфа подарок в сумме 10 талантов и патронат над имениями Грос-Чохер и Гауч. Права владения этими поместьями он как будто передал договором от 18 августа 1217 г. Лейпцигскому монастырю св. Фомы в обмен на предоставление ему права дожить свои дни в этой обители, где и умер пять лот спустя, когда ему уже, видимо, было за 70. Если все эти сообщения достоверны, то вполне понятно, почему авторы монастырских летописей были так хорошо информированы о жизни и смерти Генриха.
Еще в 1899 г. в Лейпцигском соборе св. Фомы хранились следующие мнимые реликвии, которые, впрочем, в последующие годы были утеряны: «клочок ткани из одеяния св. Фомы… круглый прозрачный камень, на котором изображена голова женщины… кусочек жемчужной раковины… свинцовое [470] зеркальце с двумя стеклами».13) Менхардт считает, что эти реликвии были «предметами, привезенными на память о путешествия, и первоначально находились в гробнице Генриха фон Морунген в соборе св. Фомы».14) Три последних предмета вряд ли могли иметь какое-либо отношение к апостолу Фоме.
Своим превращением в псевдореликвии св. Фомы эти предметы, видимо, обязаны лишь тому обстоятельству, что принадлежали Морунгену, побывавшему в Индии и поклонявшемуся св. Фоме.
Особенно интересен вопрос о том, куда собственно совершил путешествие Генрих фон Морунген. Менхардт сначала придерживался того мнения, что миннезингер направился в Эдессу, где якобы было предано земле тело апостола Фомы,15) а оттуда двинулся в Персию, с которой также было тесно связано имя этого святого и в которой находился центр несторианства в Передней Азии — Ктесифон. Автор этих строк высказал свои сомнения в правильности такой гипотезы, считая, что Месопотамию и Персию европейцы не называли бы «Индией».16) Правда, в понятие «Индия» тогда вкладывали весьма неопределенное содержание, однако «Землей св. Фомы» всегда была только Индия и в первую очередь все побережье между Бомбеем и Мадрасом, включая Цейлон. Только Марко Поло, Монтекорвино, Одорико, Мариньолли и др. отмечают процветающие общины последователей св. Фомы.
Даже в столице Цейлона — Агне в XII в. у повелителя, наряду с цейлонскими, мусульманскими и иудейскими везирями, было также четыре христианских советника из общин последователей св. Фомы.17)
Если Морунген действительно навестил св. Фому, то он, подобно своему предшественнику Сигельму (см. гл. 95), безусловно, побывал именно в этих районах, что безоговорочно признается в более позднем исследовании Кратохвилля.18) К тому же около 1200 г. морские связи между Шатт-эль-Арабом и Индией были настолько хорошо налажены, что путешествие из Святой земли в Индию было ничем не сложнее поездки в Персию.
В то время христианское вероисповедание не было препятствием для путешественников при следовании из Сибири на Восток. Так, например, Адам Бременский тоже рассказывает о некоем епископе Бово, который в XI в. из любви к путешествиям трижды совершил паломничество в Иерусалим, причем однажды не по своей воле попал даже в Багдад!19)
Через несколько десятилетий после Морунгена засвидетельствован ряд поездок христианских миссионеров в Ирак и Индию. Похоже на то, что [471] мусульмане позднего средневековья в основном старались держать подальше от своих земель христианских купцов, а не миссионеров, которые не представляли опасности для приверженцев ислама.
Так, например, 26 мая 1233 г. папа Григорий IX послал в Багдад миссионеров-францисканцев.20) Вслед за ними туда неоднократно направлялись представители других христианских орденов, которые, правда, немногого добивались для христианской церкви, по обычно встречали неплохой прием со стороны мусульман. Добраться из Багдада в Индию в те времена не считалось сколько-нибудь выдающимся подвигом. Опубликованное Кунстманом21) письмо доминиканца Менентилла Сполетского из Малабара в Индии, которое датировано 22 декабря 1292 г., доказывает, что в XIII в. христиане имели возможность не только собрать в этой стране довольно обширные сведения об Индийском океане, но и пересылать оттуда свои письма в Европу. В письме, между прочим, говорится:
«Хотелось бы знать, является ли это море [Индийский океан] внутренним или это океан. В южном направлении нет ни континентов, ни островов».
Тем не менее около 1200 г. путешествие в Индию представляло для христиан несравненно большие трудности, чем 100 лет спустя. Вскоре после 1300 г. в Индии обосновалось в качестве миссионеров немалое число доминиканцев и францисканцев, а в 1328 г. Иордан Каталонский на короткое время основал даже епархию в Колумбо (на мысе Коморин! Не путать с Коломбо на Цейлоне).22) Задолго до открытия морского пути в Индию христианская церковь развила в этой стране усиленную деятельность, о которой в Европе мало знали. Во всяком случае, португальцы были чрезвычайно удивлены, когда, приплыв 23 декабря 1500 г. в Кочин, они встретили там многочисленных братьев по вере, рассказавших им, что «тело Святого Фомы покоится на расстоянии 150 часов пути от Кочина, на берегу моря, в городе Майлапур, в котором очень мало жителей. С могилы святого берут землю, и там случается много чудес, поэтому туда приходят многие христиане от всех этих народов… Это белые люди с черными волосами и зеленоватыми глазами, очень храбрые. Их столица называется Валчина; оттуда привозят прекрасные большие вазы из фарфора, мускус, амбру и алойное дерево».23)
Немногим позднее сирийский священник Иосиф Индийский, возвратясь из Индии, утверждал, что «все индийцы, а также жители государства Катай — христиане».24) [472]
Совершенно очевидно, что здесь опять наблюдается смешении буддийских религиозных обрядов с христианскими, о чем уже говорилось в гл. 110.25)
Менхардт в 1937 г.26) в основном присоединился к предложениям, выдвинутым автором этих строк.27) И хотя Менхардт все еще считает вероятным, что Генрих фон Морунген во время своих странствия посетил также Эдессу и Ктесифон (такое предположение не представляется бесспорным, но автор не намерен его оспаривать), теперь этот исследователь все же признает, что «Индией» Морунгена действительно могла быть только подлинная Индия. Он отмечает, что в Западной Европе XII в. вряд ли было что-либо известно о Южной Индии (за исключением Цейлона) и что поэтому первоначальной целью путешествия Генриха фон Морунген могла быть только Индо-Гангская равнина. Представление об этом районе укоренилось в сознания европейцев благодаря широко распространенной в средние века литературе об Александре Македонском. Но на Инде и Ганге нельзя было встретить процветающие фомистские общины, которые всегда существовали только на юге Индии. Менхардт предлагает компромиссное решение вопроса, с которым соглашается автор:
«Он [Морунген] достиг района Инда и Ганга по суше, а Мелиапура, Цейлона и Южной Аравии — морским путем».28)
С подобной или аналогичной формулировкой, безусловно, можно согласиться, хотя и следует иметь в виду, что это лишь недоказуемая гипотеза. Во всяком случае, нужно твердо помнить то обстоятельство, что посещение фомистской общины могло произойти только в прибрежных районах Южной Индии и на Цейлоне, но никоим образом не в Месопотамии, Персии и Северной Индии.
Путешествие Генриха фон Морунген в Индию, видимо, произвело сенсацию в Германии начала XIII в. и стало предметом длительного обсуждения. Очевидно, именно на него опирается Цезарий фон Хейстербах в своей «Книге чудес», когда упоминает в одном из рассказов (см. цитаты в начале главы) рыцаря Герардуса из Холенбаха, который отправился в Индию «ad civitatem Sancti Thomae Apostoli» [в город Святого апостола Фомы. — Ред.] и по прошествии многих лет вернулся оттуда в свой замок с помощью дьявола всего за один день. Средневековая песня шпильманов о благородном Морингере, несомненно, также вызвана к жизни приключениями Генриха фон Морунген. Менхардт считает установленным фактом, что автор, «безусловно, списал своего героя с Генриха фон Морунген».29) [473]
Мелиапур — современный Мадрас — всегда считался индийским городом св. Фомы, поблизости от которого, как повествует исторически неправдоподобная христианская легенда, апостол принял смерть от копья какого-то брахмана.
На примере Генриха фон Морунген особенно хорошо видно, какими чудесами приукрашивается с течением времени предание, если оно распространяется среди народа. Проследим за превращениями, которым в XVII в. подверглась легенда о Морингене в германском городе св. Фомы — Лейпциге. Имя Моринген уже не упоминается в хронике Хёля (см. цитаты). Кроме того, в ней речь идет уже не об Индии, а лишь о «дальних странах», в которые отправился рыцарь Мори. Зато в историю его приключений вплетены предания о Генрихе Льве и о Германе Аррасском, что превращает ее в «странную мешанину» (Менхардт), а местом действия совершенно произвольно избран Лейпциг.
Нет никаких оснований сомневаться в исторической достоверности путешествия Генриха фон Морунген в Индию.
Правда, точные даты и продолжительность пребывания миннезингера в этой стране установить невозможно. Цезарий говорит о пяти годах, а появившаяся уже в XIV или XV в.30) «Песня про благородного Морингена» — о семи годах отсутствия героя.31) Разумеется, и тот и другой срок не заслуживают доверия. Если Генрих отправился с маркграфом в Святую землю в 1197 г., то самой вероятной датой его пребывания в Индии следует, очевидно, считать время с 1198 по 1200 или 1201 г. Ближе всего к истине, вероятно, хронология, предложенная Менхардтом, согласно которой путешествие Генриха фон Морунген «продолжалось с 1197 приблизительно до 1202 г.»32)
Интересно, что о путешествии Генриха фон Морунген напоминает бытующее название Лейпцига — «город кантора св. Фомы».
Назад | К оглавлению | К главе 118 К началу III тома |
1) Венская рукопись № 3004 из августинского монастыря св. Фомы в Лейпциге, лист 36. См. Н. Menhardt, Zur Lebensbeschreibung Heinrichs von Morungen, «Zeilschrift für deutsches Altertum und deutsche Literatur», 1933, B. LXX, S. 217.
2) Ibidem (древнейшее сообщение, лист 8 продолжения рукописи).
3) «Lied von edlen Moringer», Vers. 2. См. R. Liliencron, Deutsches Leben im Volkslied um 1530, Stuttgart, 1885, S. 101.
4) Caesarius von Heisterbach, Dialogus miraculorum, dist. VIII, cap. 59, Köln, 1591, t. II, p. 176.
5) Рукописная летопись Андреаса Хёля (1630 г.), лист 107. См. Е. Kroker, Aufsetzen zur Sladt- und Reformationsgeschichte, «Aus Leipzigs Vergangenheit», Leipzig, 1929, S. 34 (и след.).
6) Ibidem, S. 209.
7) H. Menhardt, op. cit., S. 227.
8) Ibidem, S. 224.
9) H. Menhardt, Heinrichs von Morungen Indienfahrt, «Historische Vierteljahrsschrift», 1937, B. XXXI, S. 251.
10) Opel, Chronicum mortis sereni… qua die cum signa crucis deo militaturus Theodorius comes Jerosolimamque profecturus exivit. [Хроника блаженной смерти… в тот день, когда Теодорий, приближенный, выступил под крестным знаменем, чтобы сразиться за Господа и помочь Иерусалиму. — Ред.]
11) H. Menhardt, Zur Lebensbeschreibung Heinrichs von Morungen, «Zeitschrift für deutsches Altertum und deutsche Literatur», 1933, B. LXX, S. 225.
12) Ibidem, S. 233.
13) Письменное сообщение Менхардта от 22 марта 1935 г.
14) Н. Menhardt, Heinrichs von Morungen Indienfahrt, «Historische Vierteljahrsschrift», 1937, B. XXXI, S. 255.
15) W. Germann, Die Kirche der Thomaschristen, Gütersloh, 1877, S. 40 (и след.).
16) R. Hennig, Indienfahrten abendländischer Christen im frühen Mittelalter, «Archiv für Kulturgeschichte», 1935, B. XXV, S. 278.
17) Edrisi, ed. Jaubert, Paris, 1840, t. I, p. 72.
18) M. Kratochwill, Das Problem der Indienfabrt des Minnesängers Heinrich von Morungen, «Mitteilungen der Geographischen Gesellschaft zu Wien», 1937, B. LXXX, S. 329 (и след.).
19) Adam von Bremen, III, 77.
20) О. Raynaldus, Annales eccleciastici, ed. J.D. Mansi, Lucca, 1747, ad annum 1233, № 16-22; L. Auvray, Les Registers de Grégoire IX, Paris, 1896, t. I, № 1337.
21) Статья Кунстмана. См. «Gelehrte Anzeigen der Königlichen Bayerischen Akademie der Wissenschaften», 1855, № 21.
22) O. Peschel, Abhandlungen zur Erd- und Völkerkunde, Leipzig, 1877, S. 155 (и след.); С.J. Bündgens, Was verdankt die Länder- und Völkerkunde den mittelalterlichen Mönchen und Missionären? Frankfurt a. M. – Luzern, 1889, S. 204.
23) Hosten, S. Thomas and San Thomé, Mylapore, «Journal and Proceedings of the Asiatic Society of Bengal», 1933, p. 280.
24) C.J. Bündgens, op. cit., S. 220.
25) О частых случаях ошибочного отождествления чужих религиозных обычаев с хорошо известными, кроме гл. 120, см. G. Jacob, Arabische Berichte von Gesandten an germanische Fürstenhöfe im 9. und 10. Jahrhdl., Berlin–Leipzig, 1927, S. 29.
26) H. Menhardt, Heinrichs von Morungen Indienfahrt, «Historische Vierteljahrsschrift», 1937, B. XXXI, S. 252.
27) Ibidem, S. 273.
28) Ibidem.
29) H. Menhardt, Zur Lebensbeschreibung Heinrichs von Morungen, «Zeitschrift für deutsches Altertum und deutsche Literatur», 1933, B. LXX, S. 232.
30) Е. Kroker, op. cit., S. 34 (и след.).
31) R. Liliencron, op. cit., XV.
32) H. Menhardt, Heinrichs von Morungen Indienfahrl, «Historische Vierteljahrsschrift», 1937, В. XXXI, S. 273.
Назад | К оглавлению | К главе 118 К началу III тома |
Написать нам: halgar@xlegio.ru