Система Orphus
Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Левкович В.П., Панкова Н. Г.
Проблемы формирования этнического самосознания у детей
в работах зарубежных ученых

Советская этнография, № 5, 1973.
[123] — конец страницы.
OCR Сергей Перерайнов.

В последнее время теоретическим проблемам этнического развития уделяется большое внимание как в нашей стране, так и за рубежом1). Это вызвано прежде всего тем, что развитие техники, транспорта, средств массовой коммуникации оказывает непосредственное воздействие на этнические процессы, приводит к унификации в глобальных масштабах материальной и духовной культуры разных народов.

Кроме того, огромный размах национальных движений во всем мире заставил ученых обратить особое внимание на содержание таких понятий, как «нация», «этнос» и особенно «этническое самосознание». Формирование последнего нередко сопровождается усвоением национальных предрассудков, облегчающих в дальнейшем восприятие националистической идеологии. Поэтому со всей остротой стоит вопрос об относительности этнических определителей и о роли самосознания как одного из существенных этнических показателей на современном этапе2).

Этническое самосознание как социально-психологическая категория отражает состояние и формы осознания общности этноса, его взаимоотношения с другими этническими группами, способы самовыделения этноса3). К сожалению, теоретические исследования этнического самосознания не всегда сочетаются с эмпирическими, хотя современная психологическая наука разработала ряд методик для выявления отдельных аспектов этой проблемы.

Цель данного сообщения – ознакомить читателей с экспериментальными методиками и результатами исследований зарубежных этнопсихологов4), посвященных вопросам формирования национальных и этнических представлений у детей.

Английские исследователи Густав Ягода и Сьюзен С. Томпсон провели эмпирическое исследование, в ходе которого решались следующие [123] задачи: выявление этапов осознания детьми их этнической принадлежности; изучение этнических предпочтений у детей, принадлежащих к этническому большинству и к группам национальных меньшинств.

Исследования проводились в начальных классах трех школ города Глазго, где 15–20% составляли дети пакистанских иммигрантов.

Группы были подобраны по этническому признаку (шотландцы и пакистанцы), по полу, и возрасту (6 лет и 10 лет); каждая подгруппа состояла из 20 человек. Всего было отобрано 160 человек. Объектом наблюдения служили только дети рабочих. Дети иммигрантов, не владеющие достаточно хорошо английским языком, не включались в исследуемую группу. За каждым ребенком велось наблюдение в течение 15–20 минут. После короткой личной беседы для установления контакта исследователь начинал серию «игр», разработанную в форме учебной процедуры.

Специально для данного исследования была разработана методика выявления знаний ребенка о его физических особенностях. Основная переменная состояла из трех элементов: темная кожа как признак ребенка иммигранта, светлая кожа и «кожа среднего оттенка» как признак шотландского ребенка. Кроме цвета кожи, учитывались три цвета глаз и волос, две формы лица, носа, рта. Ребенку предлагались карточки, манипулируя которыми можно было получить до 200 видов разных лиц.

После разъяснения правил обращения с карточками детей просили, подбирая разные формы лица, носа, рта и т. д., составить лицо, похожее на них самих. Чтобы избежать случайного подбора, детям последовательно предлагали подобрать два таких лица. Техника идентификации оказалась удачной, вызывала интерес у детей. Некоторые из них даже просили позволения скомпоновать еще одно лицо, сверх задания. Дети относились к эксперименту очень серьезно. Они постоянно ощупывали свои носы, рты, чтобы точнее найти похожие на карточках.

Результаты исследований приведены в табл. 1. Пара детей отбиралась по полу, возрасту, этнической группе при отсутствии какой-либо иной существенной разницы. В таблице фиксировалось количество детей, относящих себя к той или иной группе по признаку цвета кожи.

Предположив, что показатели «очень светлый» и «светлый» справедливы для шотландских детей, а остальные – для пакистанских детей, Густав Ягода и Сьюзен Томпсон обнаружили, что тенденция к неправильной самооценке более характерна для пакистанских детей младшего возраста, чем для шотландских. Старшие дети, как шотландцы, так и пакистанцы, дают в большинстве случаев правильную самооценку. Некоторые колебались в правильности самооценки обеих возрастных групп (см. табл. 1) авторы объясняют тем, что часть шотландских детей достаточно смугла, а часть пакистанских сравнительно слабо пигментирована.

К сожалению, авторы ограничиваются лишь констатацией фактов, не давая серьезного научного анализа причин обнаруженных ими тенденций. Гипотеза Г. Ягоды и С. Томпсона относительно слабого общения иммигрантов между собой не является единственно возможным объяснением большей неадекватности самооценки у детей младшей пакистанской группы. Не исключено, что одна из причин этого явления может быть связана со сложившимся у пакистанских детей этническим предпочтением к группе национального большинства, в данном случае к шотландцам, обладающим более светлой кожей.

В ходе экспериментального исследования выяснились также представления о национальности ребенка при помощи прямого вопроса «кто ты такой»? В зависимости от ответа на этот вопрос оценивалась роль национальной принадлежности в самосознании ребенка.

Так как пакистанцы являются иммигрантской группой в Шотландии, [124] они получают представление об этнической принадлежности раньше, чем дети шотландцев, которые относятся к группе национального большинства. В то же время пакистанцы имеют слабое представление о своих физических особенностях. Поэтому не удивительно, что самоопределение на основе самосознания гораздо точнее в обеих пакистанских группах. Однако возрастная тенденция здесь не выявлена.

Таблица 1.
Оценка детьми раннего возраста своего цвета кожи

Лица в возрасте испытуемых детей

Цвет кожи

Очень светлый

Светлый

Средний

Смуглый

Темный

Шестилетние:

Шотландец

Пакистанец

Десятилетние:

Шотландец

Пакистанец


25

6


25

3


8

6


11

5


6

9


1

5


1

8


1

5


11


10


Таблица 2.
Развитие этнического самосознания у детей разных этнических и возрастных групп

Характер ответов

Шотландцы

Пакистанцы

6 лет

10 лет

6 лет

10 лет

Осознание этнической принадлежности

3

8

23

26

Другие ответы

37

32

17

14


Таблица 3. Относительно значение антропологических и этнических признаков, выделяемых детьми разных этнических и возрастных групп

Определяющий признак

Шотландцы

Пакистанцы

6 лет

10 лет

6 лет

10 лет

Антропологический признак (пигментация)

5

21

11

20

Одежда

35

19

29

20

Для шотландцев отличительным признаком служат преимущественно не этнические, а фамильные, половые и прочие факторы, которые были сгруппированы в серию «другие ответы». Результаты исследования отражает табл. 2.

В другой группе экспериментов выявлялось наличие связи между этническими признаками, такими, как антропологический тип5), одежда, [125] жилище, и обобщающим представлением детей о национальности людей, имеющих эти признаки.

Материалом для задания служили четыре куклы с разным цветом лица, в разной одежде, разного пола и возраста. Дети должны были подобрать главной кукле пару из оставшихся трех в группе. Критерий по которому дети подбирали пару, указывал на существенный, с точки зрения испытуемого, признак этнической группы (цвет кожи, например). Таблица 3 показывает, как часто дети подбирают кукол по антропологическому признаку (пигментации) или по одежде.

Налицо явная тенденция к возрастанию значения антропологических признаков по мере роста детей, особенно у шотландцев.

В рассмотренном выше исследовании, как и в предыдущих, авторы не показывают причин установленных ими интересных фактических данных. Однако результаты подтверждают, что пакистанские дети младших возрастных групп значительно раньше осознают этнические различия с группой национального большинства, в то время как шотландцы подчас только в школе сталкиваются с представителями другой национальности. Поэтому антропологический признак становится для пакистанцев одним из основных параметров этнического самосознания, а внимание шотландцев больше привлекает необычная для них одежда пакистанских детей.

К десяти годам оба отмеченных показателя (антропологический признак и одежда) играют приблизительно одинаковую роль в осознании этнической принадлежности как у шотландский, так и у пакистанских детей.

И, наконец, Густав Ягода и Сьюзен Томпсон обратили внимание на такой аспект этнического самосознания детей иммигрантов, как их имена. В ходе исследования выяснилось, когда и как ребенок начинает осознавать связь между именем и принадлежностью к этнической группе.

Метод состоял в следующем: опрашиваемому показывали четырех кукол, изображающих «детей» одного с ним пола. Экспериментатор зачитывал испытуемым список имен и фамилий всех кукол, где, наряду типично пакистанскими именами, имели место шотландские и французские имена, а также шотландские имена в сочетании с пакистанской фамилией. После чтения имен экспериментатор спрашивал, какое имя ребенок хотел бы дать каждой кукле. После того как выбор имен был сделан, процедура повторялась в целях контроля.

Результаты оказались очень четкими: связь между именем и этнической группой осознается уже к 6 годам. Этот факт был подтвержден повторными экспериментами.

Как и ожидалось, контрольная процедура не дала каких-либо значительных отклонений. Для многих детей даже самого младшего возраста это задание оказалось легким: не дожидаясь вопросов экспериментатора об имени куклы, дети указывали на темную куклу и говорили: «Это Хаспаллах».

Г. Ягода и С. Томпсон сделали следующие выводы из своих экспериментов. Этническая самооценка своей внешности, обследованная методом идентификации, показала, что пакистанские дети в возрасте 6 лет представляют себя несколько более неопределенно, чем шотландские дети того же возраста: в 10 лет между ними уже нет разницы в самооценке.

Этническая принадлежность отчетливее осознавалась пакистанскими детьми обоих возрастных уровней. Метод подбора кукол показал, что такой этнический признак, как пигментация, с возрастом становится важным критерием классификации. Установлено также, что имена как характерный признак этнической группы различаются уже в 6 лет, значение этого признака сохраняется с возрастом.

Во многих странах Запада отношения между людьми часто несут на себе груз этнических предрассудков, основа которых закладывается в детском возрасте. В последние годы выявлению генезиса этих явлений [126] и процессу складывания этнических предпочтений уделяется все более серьезное внимание.

Английский ученый Генри Ташфел провел следующий эксперимент по выявлению у детей предпочтения своей этнической группы6).

Английским детям показывали 20 фотографий молодых людей и просили их опустить фотографии в ящик с надписями: «он мне очень нравится», «он мне немного нравится», «ин мне не очень нравится» и «он мне очень не нравится». Через несколько недель детям были показаны те же фотографии. При этом отмечалось, что некоторые из молодых людей на фотографиях – англичане, а другие – нет. Дети должны были опустить фотографии в два ящика, в один фотографии, изображавшие, по их мнению, англичан, в другой – неангличан.

Дети были разделены на две группы, и последовательность заданий была различной: одним сначала предлагалось отличить англичан от неангличан, а затем выбрать фотографии по симпатии и антипатии; у других задание строилось в обратном порядке.

 Для выявления результатов указанного эксперимента составлялась корреляция, в которой одним из показателей была позиция «симпатии» для всей группы детей, а другим показателем – процент детей, которые выбрали ту же фотографию по категории «англичанин». Эта корреляция была очень высока (0,8), что указывает на значительную согласованность между частотой отнесения фотографии к категории «англичанин» и степенью ее «симпатичности».

В других странах – Дании, Бельгии, Австрии и т.д., где проводился аналогичный эксперимент с фотографиями, результаты примерно те же. Это свидетельствует о том, что дети, принадлежащие к национальному большинству, обнаруживают единодушное предпочтение к их собственной национальной группе.

В исследовании Г. Ягоды и С. Томпсон был проведен сравнительный анализ этнических предпочтений у детей, принадлежащих к национальному большинству, и у детей иммигрантов (на материале изучения шотландских и пакистанских детей).

Относительно этнических предпочтений национальных меньшинств высказывались две противоположные точки зрения. Р.И.Дж. Макдевид и Харри (США) на основании социологического анализа населения по его отношению к детским именам (1966 г.) подчеркивали склонность национальных меньшинств к именам, господствующим у национального большинства, а не к своим собственным именам, которые они считали социально нежелательными. Исследователи отмечали недовольство, испытываемое ребенком, который носил социально нежелательное имя.

С другой стороны, Р.М.С. Десай (Англия, 1963) отмечал противоположную тенденцию, а именно склонность иммигрантов к именам собственной этнической группы. Согласно наблюдениям Десая, английские имена ассоциируются с христианством и имеют нежелательный для иммигрантов оттенок7).

Точка зрения Г. Ягоды и С. Томпсона близка концепции Макдевида и Харри. Для выявления этнических предпочтений детей Г. Ягода и С. Томпсон использовали разнообразные методики: конструирование лиц, выбор имен и др.

В одном из исследований дети должны были конструировать лица, манипулируя различными карточками. После того как дети сконструировали по два лица, напоминающее их самих, экспериментатор говорил, [127] что иногда люди бывают недовольны чертами своего лица и хотели бы изменить некоторые из них. Ребенка просили скомпоновать такое лицо, которое он хотел бы иметь. Результаты отражены в табл. 4.

Таблица 4.
Развитие этнических предпочтений на основе антропологических признаков у детей разных групп

Характер ответов

Шотландцы

Пакистанцы

6 лет

10 лет

6 лет

10 лет

Предпочитаю свой цвет кожи

25

34

22

10

Предпочитаю другой цвет кожи

15

6

18

30

Из таблицы ясно, что в возрасте 6 лет этнические предпочтения еще довольно неопределенны как у шотландских, так и у пакистанских детей. К 10 годам разница между шотландцами и пакистанцами становится весьма существенной. Как у шотландских так и у пакистанских детей формируется отчетливая тенденция в этнических предпочтениях. Дети иммигрантов испытывают отрицательные чувства к своим внешним физическим данным, эти отрицательные чувства с возрастом увеличиваются. Это проявляется, в частности, в выборе цвета глаз. Пакистанские дети постоянно выбирают те карточка, на которых изображены лица с голубыми глазами. Таким образом, исследование показало, что дети иммигрантов отдают предпочтение физическим признакам национального большинства, а не собственной этнической группы.

Затем детям предлагали выбрать имена, которые им нравятся больше всего. В возрасте 6 лет и шотландские и пакистанские дети, как правило, отдают явное предпочтение шотландским именам. К 10 годам наблюдается незначительный сдвиг в обеих группах, у шотландских детей – в сторону смешанных (французских и шотландских) и французских имен, у пакистанских – в сторону пакистанских и смешанных (шотландских и пакистанских) имен.

Но основная тенденция заключается в том, что пакистанские дети предпочитают шотландские имена в той же степени, в какой сами шотландцы предпочитаю свои имена (см. табл. 5).

И наконец была поставлена цель – выявить стереотипы суждения о своей группе, используя кукол со светлой и темной кожей. Сначала перед испытуемым ставились две куклы – мальчики. Нужно было дать ответы на ряд вопросов, например «какая кукла лучше»? и «какая чище»? А затем ставились две куклы – девочки8), и вопрос повторялся. Таким образом, каждый ребенок давал две серии суждений, что позволяло избежать случайности выбора при выявлении стереотипа. Если один из положительных ответов относился к светлой кукле, а другой к темной (смешанное суждение), то это служило свидетельством отсутствия сложившегося стереотипа (см. табл. 6).

Из таблицы ясно, что большинство детей, как шотландских, так и пакистанских, считают белых кукол «более красивыми». [128]

Таблица 5.
Выявление этнических предпочтений на основе выбора имени у детей разных групп

Любимое имя

Шотландцы

Пакистанцы

6 лет

10 лет

6 лет

10 лет

Шотландские

Пакистанские

Смешанные

Французские

29

2

5

3

15

17

8

28

5

7

20

11

9

Таблица 6.
Выявление стереотипных суждений о своей группе у детей разных этнических и возрастных групп

Характер ответов

Шотландцы

Пакистанцы

6 лет

10 лет

6 лет

10 лет

Светлая кукла всегда «красивее»

Темная кукла всегда «красивее»

Смешанное суждение

Отказался ответить

36

4

33

1

3

3

36

4

31

6

3

Результаты этих экспериментов подтверждают предположение авторов о том, что дети иммигрантов отдают предпочтение не своей этнической группе, а национальному большинству, в то время как дети, принадлежащие к национальному большинству, единодушно предпочитают собственную национальную группу.

Ни своеобразные кукольные предпосылки, ни традиции не могут предотвратить возникновение отрицательной этнической самооценки у детей пакистанских иммигрантов. Если отношение родителей к ассимиляции отрицательно, то неизбежен конфликт между поколениями. Кстати говоря, таких явлений почти нет среди детей западноиндийских иммигрантов, родители которых склонны поощрять освоение британских норм и ценностей.

Существует целый ряд работ, преимуществу американских ученых, основанных на подобной методики и посвященных социально-психологическому аспекту ассимиляции. Например, Мэри Гудман (1964) в Новой Англии в 40-х годах изучала национальные предпочтения у детей негров и белых в возрасте от 3,5 до 5,5 лет: 92% белых детей оказали предпочтение своей группе, и лишь 26% негритянских детей предпочли свою. К. Б. Кларк (1947 г.) изучал негритянских детей, показывая им белых и темных кукол и спрашивая, какая из кукол им больше нравится: 66% детей выбирали темную куклу; среди белых детей почти такое же количество выбрало белую куклу. В ответ на вопрос «какая кукла лучше?» 59% белых детей ответили, что темная кукла «плохая»9).

Чувствительность детей к социальному окружению особенно ярко показал в своей работе Дж. Е. Морланд (1966 г.). Он научил детей в детских садах северного штата Бостон и южного штата Виргиния, где до [129] сих пор сильны расистские настроения. В Бостоне 46% негритянских детей оказало предпочтение своей группе; на юге, в Линбурге, такие настроения проявились лишь у 20%. Среди белых детей свою группу предпочитали в Бостоне 68%, в Линбурге – 80%.

Все эти эксперименты показывают большую чувствительность детей к окружающим социальным влияниям, даже когда эти влияния перекрещиваются с мощными силами, действующими в направлении идентификации детей с их собственной расовой или этнической группой. Прочная база для предрассудков и конфликтов в будущем закладывается именно в детстве. И – как и следует ожидать – эта чувствительность к социальному окружению сохраняется на всю жизнь, что было ясно показано исследованием Петтигрю (1985), работающего в Южной Африке и США10).

Рассмотренные выше экспериментальные методики, получившие большую популярность за рубежом, нуждаются в доработке, так как не учитывают такую особенность детского сознания, как наличие в нем двух различных представлений о чужой нации, которые могут развиваться одновременно: одно – основанное на ежедневном конкретном опыте, другое – на коллективной синтезированной и абстрактной концепции данной нации в целом. Дети младшего возраста используют первое («дистрибутивное») представление о своей собственной нации, а второе («коллективное») – в своем понимании и представлении о других нациях; дети постарше способны пользоваться обеими трактовками нации, в зависимости от ситуации.

На эту двойственность обратила внимание польская исследовательница А. Клосковская. Она пришла к заключению, что во время интервью дети могут пользоваться «коллективной» концепцией, потому что «интервью» представляется им торжественной, важной, серьезной ситуацией11).

Таким образом, А. Клосковская связывает используемую концепцию с характером социальной ситуации.

Важным аспектом в исследовании этнических представлений у детей, зарубежные социальные психологи считают выявление механизма возникновения этнических предрассудков, последствием которых часто бывает «дегуманизация»12) представлений о других нациях. Изучение возникновения национальных предрассудков ставится в прямую связь с задачей ликвидации их опасных последствий. Г. Ташфел пишет: «Межгрупповые предрассудки имеют самые разнообразные формы, и с ними трудно бороться, однако наиболее жесткие и бесчеловечные формы предрассудков рано или поздно можно хотя бы ослабить»13). Г. Ягода также указывает, что социальные последствия обычного конфликта между сознанием собственного группового членства и привилегированным положением другой господствующей группы могут быть ослаблены благодаря применению научно разработанных мероприятий в тех районах, где предрассудки своими корнями не уходят глубоко в прошлое и не достигают большой остроты.

Однако зарубежные ученые не учитывают, что национальная политика эффективна лишь в том случае, если она исходит из положения, что в основе национальных противоречий лежит социально-экономическое культурное неравенство. Следовательно, основным условием исчезновения национальных предрассудков является социально-экономическое равноправие нации. Запрещение публичных форм дискриминации национальных меньшинств не приведет автоматически к использованию этнических предрассудков, поскольку они являются следствием социально-исторических противоречий, отраженных в общественном сознании. [130]

Отвергая общеметодологические позиции зарубежных ученых по вопросам формирования этнического самосознания у детей, следует отметить, что им удалось успешно применить ряд методик и получить интересные данные об особенностях этнических предпочтений и осознании национальной принадлежности детей разных возрастных и этнических групп.

Знакомство с опытом зарубежных коллег может оказаться полезным в организации социально-психологических исследований этнического самосознания в нашей стране. [131]



1) См.: «Сов. этнография», 1967, «2, 4; 1968, № 1,4; 1969, № 2, 5,6; 1970, № 1, 3, 6; 1971, № 6; 1972, № 3. «Вопросы истории», 1966, № 1, 4, 12; 1967, № 4, 7; «Природа», 1970, № 1, 2; 1971, № 2 и др. «Children’s views of foreign peoples a cross-national study». N. Y., 1967; O. Klineberg, M. Zavalloni, Nationalism and tribalism among African students, Paris, 1969; L. S. Sengor, Politique, nation et development moderne, Rufisque, 1969; S. Madariaga, Englishmen, Frenchmen, Spaniards, London, 1970; P. Griegen, La caracterologie ethnique, Paris, 1965; H. Tajfel, Social influence and the formation of national attitudec, «Interdisciplinary relationships in the social science», Chicago, 1969 и др.

2) См.: К. В. Чистов, этническая общность, этническое самосознание и некоторые проблемы духовной культуры, «Сов. этнография», 1972, № 3, стр. 73–76.

3) Там же, стр. 78.

4) Использованы материалы Конференции по проблемам этнического самосознания (ротапринт), состоявшейся в Каннах в сентябре 1969 г., и статья зарубежных ученых.

5) Имеется в виду цвет волос, кожи, глаз, форма носа, т. е. признаки, зафиксированные на карточках.

6) H. Tajfel, Cognitive aspects of prejudice, «Journal of biosocial science», supplement l, 1969, p. 173-191.

7) См. обзор материалов конференции: H. Tajfel, Aspects of national and ethnic loyalty, «Social science information», № 9(3), Oxford – Edinburgh, 1971.

8) Куклы-мальчики и куклы-девочки показывались отдельно с целью избежать влияния на суждение ребенка сложившихся ориентации на пол (например, мальчики 10 лет могут иметь стереотипные представления – «все девочки уроды» или «женщины красивее мужчин» и т. Д.)

9) См.: H. Tajfel, Aspects of national and ethnic loyalty.

10) H. Tajfel, Aspects of national and ethnic loyality.

11) A. Kloskowska? National concepts and attitudes of children in a middle city in Polish westeril territories, «The Polish sociological bulletin», 1961.

12) H. Tajfel, Aspects of national and ethnic loyalty.

13) H. Tajfel, Cognitive aspects of prejudice, p. 190.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru