Система Orphus
Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нефёдкин А.К.
Музей оловянных солдатиков в Валенсии

Para bellum: Военно-исторический журнал. № 30. СПб., 2008. С. 99–102.
Статья предоставлена автором.

15 мая 2007 г. в Валенсии открылся музей оловянных солдатиков «Ибер» (L’Iber: Museo de los soldaditos de plomo), обобщенно названный так в честь древних жителей Испании. Музей расположен в самом центре старого города на Calle Caballeros, 22 в живописном особняке, некогда принадлежавшем маркизу Малфериту и сохранившему внутри готический интерьер рубежа XIV-XV в. с внутренним двориком и фонтанчиком, как центром дома, фасад здания, однако, был перестроен в конце XIX в. в стиле итальянского Ранессанса.

Музей этот частный и был задуман в начале 1980-х гг. валенскийским финансистом Алваро Ногерой Хименесом (1939–2006), посвящавшим все свое свободное время коллекционированию солдатиков, первые из которых появились у него в возрасте двух лет. Ему удалось собрать самую крупную в мире частную коллекцию солдатиков ― более миллиона штук. После смерти коллекционера его семья при поддержке фамильного фонда “Libertas 7” взялась выполнить волю отца: началась интенсивная работа по подготовке музея и его экспозиции, которая была торжественно открыта 15 мая 2007 г. Само открытие было приурочено к важной для Испании дате ― трехсотлетию битвы при Алмансе в конце апреля 1707 г. На сегодняшний день открыта лишь часть музея, в которой выставлено более 67 000 фигурок. В ближайшем будущем (до 2011 г.) планируется открыть еще большие площади в соседних зданиях, где будут выставлены макеты и фигурки, представляющие эпоху Наполеона, Вторую мировую войну и колониальные войска Испании, Англии и Франции.

Сейчас музей занимает девять залов, каждый из которых носит наименование по центральному сюжету, представленному в экспозиции. Особое место во всем музее занимают испанские сюжеты, особенно валенсийские. Первый от входа зал именуется «Tirant» по названию первого испанского рыцарского романа, написанного валенсийским писателем Xоанотом Мартореллем (Joanot Martorell), «Tirant lo Blanch» и опубликованного в 1490 г. Центрального место в зале занимает большой макет рыцарского турнира в Англии, в котором участвовал Тирант и другие валенсийские рыцари.

Следующий зал «Алманса» представляет скрупулезную реконструкцию данного сражения размером 2,8×4,7 м. Битва при Алмансе в Кастилии 25 апреля 1707 г. являлась решающим сражением войны за испанское наследство между Филиппом V Бурбоном и «большим альянсом» во главе с герцогом Карлом Австрийским. Непосредственно в сражении 25 000-й армией Бурбона командовал герцог Бервик, а 22 000-й союзной ― граф Голвэй, то есть по иронии истории англичанин Джеймс Фриц-Джеймс руководил французской армией, а француз-гугенот Анри де Массю ― английской. Победил первый и французский королевский дом Бурбонов закрепился на испанском престоле. Сейчас в макете выставлено более 6000 фигурок, однако планируется выставить еще несколько тысяч, благо на «поле боя» остается еще место. Сами солдатики, небольшие, размером 25 мм, (что, впрочем, необходимо для создания полномасштабной диаграммы) представляют униформы и боевые порядки пехоты, конницы и артиллерии испанской и французской армии, с одной стороны, и английской, португальской, а также голландской и французской (гугеноты), с другой.

Третий зал именуется «Залов Виктории-Еyгении» ― в честь испанской королевы конца XIX – первой трети XX в. В этом зале представлены в основном парады испанской гвардии этого времени. Можно отметить, что тема испанской гвардии, начиная с XVI в. и заканчивая современностью, является одной из центральной во всей экспозиции ― она присутствует и в двух первых залах.

Центральной по положению в экспозиции является зал «Валенсийских коллекций». Здесь выставлены коллекции трех крупнейших производителей солдатиков из Валенсии. Работы Висенте Xулии (Vicente Juliá, род. 1931 г.) представлены более чем 150 типами солдатов испанской гражданской войны (1936–1939 гг.), в том числе русского летчика в высоких испанских сапогах и танкиста, одетого в комбинезон на голое тело. Данная серия базируется на достаточно подробной книге об униформах этого периода С. Мартина1). Творчество Висенте Малльола (Vicente Mallol, род. 1929) представляет коллекция своеобразных деревянных солдатиков. И, конечно же, экспозиция данного зала не могла обойти стороной деятельность всемирно известной фирмы Анхела Комеса (Ángel Comes, 1918–1986) «Алимер» (Alymer), бывшего самым крупнейшим испанским производителем солдатиков. В экспозиции выставлен весь каталог фирмы, начиная с 1972 г. Эти одиночные, не композиционные, фигурки показывают воинов, начиная с древности и заканчивая Второй мировой войной, в том числе и красноармейцев.

Испанская историческая тема продолжается и в следующем зале «Abrazo de Vergare». Данная композиция, составленная из фигурок, произведенных В. Xулия, наглядно показывает посетителям момент окончания испанской гражданской войны (1833–1840 гг.) ― сцена подписания 31 августа 1839 г.  мирного договора генералами Р. Марото и Б. Эспартеро в присутствии построенных войск. Нужно отметить, что данный макет является единственной полной композицией этого события из существующих ныне. Интерьер зала удачно дополняют восемь макетов из испанской истории.

В «Sala civiles» экспонируются фигурки, фактически игрушки, произведенные французской фирмой Pixi, которые в стиле ретро демонстрируют различные эпизоды гражданской жизни XIX – первой половины XX в.

Один зал в музее посвящен доисторическим событиям. Тут можно увидеть и динозавров Юрского периода и мамонта и людей палеолитической эпохи. Античные и древневосточные сюжеты представленные, в основном, в кубических композициях, демонстрируются в двух залах: в одном ― идут маршем и сражаются египетские и ассирийские воины; тут же мы видим сцены из жизни Древнего Рима: проведение триумфа, скачки на ипподроме и, наконец, битву при Требии; в другом ― античные военные сюжеты также сменяются гражданскими: баня Поппеи, убийство Цезаря, оргия Тиберия на Капри; тут же находятся несколько композиций с древними иберскими воинами.

В целом, можно сказать, что «L' Iber» ― это музей именно солдатиков, солдатиков как произведения искусства, а не истории, рассказанной через солдатиков. Фигурки в музее разнообразны и разнотипны: от совсем маленьких, оловянных и пластмассовых, с которыми удобно составлять композиции, до достаточно больших, размером 60 мм (в основном, ― 54 мм); от абстрактных, как детская игрушка, до вполне реалистичных и исторически достоверных, подчас с портретным сходством с конкретными историческими персонами. Поскольку сейчас в экспозиции выставлена лишь малая толика того, что имеется в запасниках, то на данный момент некоторые части экспозиции не имеют стройного хронологического ряда, который, очевидно, появиться позднее. Хочется порекомендовать российским туристам, которые волею судеб окажутся в Валенсии и которым не с детства не равнодушны к солдатикам, посетить этот музей. Они не останутся разочарованными ― посещение музея явно не пройдет бесследно: оно позволит пополнить объем знаний, главным образом, по истории и культуре Испании, как древней, так и средневековой, и особенно периода нового и новейшего времени.



1) Martin S. Uniformes militares de la guerra civil española. Madrid, 1971. 192 p.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru