Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К разделам: Америка | Индонезия | Океания

(301/302)

Шприндин Н.Г.
Стрелометательная трубка в Америке, Индонезии и Океании

(Опыт сравнительного описания по коллекциям Музея Антропологии и Этнографии.)

(Представлено академиком Е.Ф. Карским в заседании Отделения Гуманитарных Наук 80 мая 1928 года.)

Сборник Музея антропологии и этнографии, т. VIII. Л., 1929.
(301/302) – разрыв страниц.
Постраничная нумерация сносок заменена сквозной.
Статья в pdf на сайте Кунсткамеры.

Для подтверждения своей теории переселений малайо-полинезийских и американских народов — известный французский ученый Paul Riyet приводит целый ряд примеров сходства этих народов, как в лингвистическом, так и в этнографической отношениях.

Среди большого числа объектов материальной культуры Rivet упоминает о стрелометательной трубке, которая употребляется целым рядом племен указанного выше круга народов. Так, в своей работе «Les Malayo-Polynesiens en Amérique»,1) он говорит: «В Малайо-Полинезии и в Америке найдены почти идентичные формы сарбакана».

Этот вид оружия неоднократно описывался многими авторами, но сравнительно-этнографического описания в литературе до сих пор не имеется. Моей задачей является попытка дать такое описание сарбакана-сумлитава2) по коллекциям и по литературный данным. Наиболее исчерпывающими трудами, посвященными специально этому вопросу, являются статьи G. Friederici,3) в которых он дает основы географического распространения стрелометательной трубки на территории Северной, Центральной и Южной Америки, а также делает попытку сравнительного описания сумпитана малайцев, океанийцев и индейцев Америки.

Специальному описанию стрелометательной трубка индейцев Южной Америки, способам ее изготовления и употребления посвящены несколько (302/303) страниц в трудах Т. Coch-Grünber'g'a.4) Сумпитаны малайцев описали Evans,5) Juynboll,6) Skeat и Blagden7) и др. О так называемом «Духовом тростнике» океанийцев упоминают Finsch,8) Parkinson9) и др.

Целый ряд авторов упоминает об этом виде оружия, но сведения их, в общем, незначительны.

В коллекциях МАЭ имеются несколько типов стрелометательных трубок. Наибольшее количество находится в Отделе Индонезии. Документальные данные, препровождающие их, чрезвычайно скудны. Так для южно-американских трубок племени арикуна, группы караибов, имеется следующее краткое определение: «Длинная выдувная стрелометательная трубка» (колл. № 2.139/1). Несколько подробнее запись в Отделе Индонезии, относящаяся к племени батаков острова Суматры: «Heltep — выдувательная трубка из двух двигающихся друг в друга бамбуков, при помощи которой батаки с большой точностью стреляют в мелкого зверя слегка отравленными стрелами» (колл. № 855/178). При выдувной трубке меланезийцев имеется следующая запись: «Духовое ружье со стрелой. Духовое ружье состоит из бамбуковой трубки, составленной из трех колен; скрепление при помощи ротанга и смолы. Стрела — тонкий прутик, очень плотного дерева. Один конец его заострен, другой оперен кисточкой из мочалы» (колл. №. 2.000/148ab).

В Отделе Южной Америки имеются два сарбакана и столько же колчанов со стрелами. Описываемый нами экземпляр представляет полую трубку, 203 см длины. При внимательном рассмотрении оказывается, что наружная трубка представляет собой нечто в роде чехла для другой, вставленной внутри. Такой футляр необходим, потому что внутренняя трубка, обычно изготовляемая из растения Arundinaria sp., очень хрупка. На расстоянии 66 см от мундштука к стволу прикреплена створка раковины, служащая приделом. Стрелы представляют тонкие палочки с заостренный концом, 26 см длины. По внешнему виду они напоминают вязальные спицы. У некоторых из них острия смазаны ядом.

В употреблении у индейцев имеются также сарбаканы, изготовленные несколько иным способом. Трубка также двойная, но футляр состоит из двух частей. Обычно он изготовляется из тонкого ствола дерева, (303/304) расщепленного вдоль. После удаления сердцевины обе половинки аккуратно прилаживаются друг к другу, образуя полую трубку.

Точно также существует и другой тип стрел. Они отличаются от имеющихся в МАЭ тем, что наконечник слегка надрезан. Таким образом эти стрелы более опасны, так как попав в тело животного, наконечник легко обламывается и остается в ране.

По словам Koch-Grünberg'a, яд для стрел, «кураре», изготовляется, главным образом из коры растения Strychnos toxifera, которое встречается довольно редко. Местонахождение этого растения известно немногим лицам, преимущественно колдунам, которые добывают яд и продают его соседним племенам.

Яд для стрел, как впрочем и стрелометательные трубки — служат одним из важных продуктов обмена среди индейцев северо-западной Бразилии. Действие яда очень значительно. Попав в кровь, — он парализует движения животного, распространяясь по кровеносным сосудам. Быстрота действия яда зависит от величины животного, а также от консистенции самого яда. Так птицы умирают через 1-2 минуты, а крупные животные, как ягуар, тапир и др. — минут через 10-20. Если охотник желает только ранить животное, но не умертвить, то соответственно с этим приготовляется более слабый раствор яда.

Хранятся стрелы в особом колчане (колл. 2139/6). Колчан этот представляет собой узкую плетенную из тростника корзинку 29 см длины, снаружи просмоленную. Дном служит круглый обрезок тыквы, — крышка сделана из кожи. К колчану привешена небольшая корзиночка, в которой хранится древесный шелк (Eriodendron) или хлопок, необходимые при стрельбе. Им обычно обматывается конец стрелы, чтобы она плотнее прилегала к стенкам трубки. Для того чтобы не повредить намазанные ядом наконечники — стрелы особым образом укладываются в колчан. «Жилки… пальмового листа или широкие жесткие стебли травы согнуты и при посредстве шнурков сплетены в небольшую цыновку, в которой хранятся стрелы. В свернутом виде цыновка должна заполнить собой отверстие колчана, так, чтобы отравленные концы стрел не доставали до дна его. При помощи шнурка легко можно вытащить все приспособление с воткнутыми в него стрелами».10) Иногда стрелы втыкают в пучек растительных волокон и в таком виде помещают в колчак. Большей частью ядом намазываются лишь необходимое охотнику количество стрел. Индейцы предпочитают брать с собой запас стрел и покрывать их ядом лишь по мере необходимости. Делается (304/305) это потому, что от сырости яд теряет свою силу, а также и потому, что покрытая ядом стрела может случайно высунуться и ранить охотника.

Сумпитаны Малайского архипелага представлены в Отделе Индонезии, довольно значительным количеством экземпляров. Нет надобности описывать все, — отметим лишь основные типы.

В коллекции с острова Борнео имеется сумпитан, по внешнему виду отличающийся от остальных (колл. № 665/10). Он состоит из вставленных друг в друга бамбуковых трубок, из которых наружная орнаментирована. Со стороны, обращенной ко рту, прикреплен мундштук в виде довольно толстой шишки. Такая форма мундштука нередко встречается также и в Южной Америке. Общая длина сумпитана 223 см; длина мундштука 8,5 см. В тех же коллекциях имеется другой тип сумпитана, со стороны выдувного отверстия снабженный штыком. Он также состоит из двух вставленных друг в друга трубок, с мундштуком на конце. Металлический штык ланцетовидной формы прикреплен к трубке ротанговым плетением. Для того чтобы штык плотнее прилегал, и чтобы плетение не скользило по гладкой поверхности трубки, под ротангом, вдоль трубки проложена узкая полоска бамбука. Длина всей трубки со штыком 176 см; штыка — 23 см; мундштука, — 13 см (колл. № 2286/237).

В Целебесских коллекциях также имеется сумпитан с железным штыком (колл. № 2137/51). Он представляет собой полую деревянную трубку без специально приделанного мундштука. Штык прикреплен ротанговым плетением, способом аналогичным с предыдущим. Общая длина этого сумпитана — 202 см; длина штыка — 25 см. Сбоку трубки, в качестве украшения, прикреплена металлическая бляха.

В коллекциях с острова Суматры представлен сумпитан в виде полой деревянной трубки 223 см длины, к наружному концу значительно сужающейся. С другого конца трубка снабжена мундштуком в 16 см длины (колл. № 855/178).

Стрелы бывают разных типов. Наряду со стрелами, совершенно подобными индейским, имеется целый ряд стрел значительно более усовершенствованных.

В Отделе имеются стрелы из разных мест Малайского архипелага (Борнео, Суматра, Малакка, Ява и др.). По внешнему виду их можно подразделить на две группы: 1) похожие на вязальные спицы, 2) бамбуковые с наконечником конической формы. Длина их колеблется от 22 до 35 см. У некоторых наконечник слегка надрезан (ср. со стрелками индейцев Южной Америки). В последнее время появились стрелы с металлическими наконечниками (колл. № 2465/ab). Прибрежные жители употребляют стрелы с наконечниками из подпиленных акульих зубов. В коллекциях оружия (305/306) Гос. Эрмитажа имеется стрелка с наконечником, изготовленным из змеиного зуба. У нижнего конца некоторые стрелы снабжены коническим утолщением, сделанным из сердцевины мягкого дерева, другие обмотаны растительными волокнами. Эти приспособления назначены для того, чтобы стрелка, плотно прилегая к стенкам трубки, в первые мгновения задерживала выходящий из легких стрелка воздух. Для предохранения стрел от повреждения употребляются специальные футляры из тонкого бамбукового стебля (колл. № 665/12).

Стрелы непосредственно перед употреблением смазываются ядом, приготовляемым из растительных соков. Нередко ядом смазывается и штык, который употребляется, как оружие в рукопашной схватке.

Яд, которым смазываются стрелы, сильно действующий. О силе его действия можно судить по следующему, исследователем был соскоблен яд с двух малайских стрелок, изготовленных 17 лет тому назад. Вес яда равнялся 0,007 и 0,0153 гр, и даже в таком небольшом количестве, по прошествии 17 лет он оказался действующим.11)

Хранятся стрелы в специальных колчанах. Колчаны изготовляются из кожи иди из бамбука. Подробное описание одного из таких колчанов имеется в описях Музея: «…Сделан из коленца бамбука, без орнамента. Зацепляется за пояс при помощи крючка, прикрепленного к колчану ротангом. Три кольца ротанга, по 4 полоски в каждом, которым сучек прикреплен к бамбуку, являются единственным украшением колчана. Тип на острове Борнео очень обычный. Длина — 24 см; диаметр — 5,5 см (колл. № 2465/50)».

Кожаные колчаны по форме похожи на бамбуковые (колл. № 2465/29ab).

Так называемое «духовое ружье» океанийцев также изготовляется из бамбука. Имеющиеся в Музее экземпляры отличаются от вышеописанных тем, что составлены из нескольких коленцев бамбука, (от двух до четырех), скрепленных смолой и обмоткой из ротанговых волокон (колл. № 2000/147, 148, 149). Наибольший из них достигает 199 см длины. Впрочем в новейшей литературе имеются данные, указывающие на то, что на Новой Британии употребляются трубки и стрелы значительно большей длины.12)

Стрела представляет полоску плотного дерева, с одного конца заостренную, с другого конца оперенную двумя перышками. Иногда вместо перьев прикрепляется пучек растительных волокон (ср. то же в Америке и в (306/307) Индонезии). Стрелки, соответственно трубкам, бывают разной длины, от 37,5 см до 75 см (колл. № 2000/147b, 148b, 149b, Новой Померании).


Рис. 1. Способы употребления стрелометательной трубки.
У индейцев Южной Америки (по Е. Nordenskjöld. Forschungen und Abenteuer in Süd Amerika. Taf. 58).

Из приведенного описания видно, что духовая трубка и стрелы Малайского архипелага, Океании и Америки весьма сходны между собой. Способы употребления стрелометательной трубки почти тожественны. Стрелка, обмотанная ватой, растительными волокнами, или снабженная специальным утолщением, плотно вставляется в трубку, образуя как бы пробку. Затем трубка обхватывается обеими руками, пальцами вверх, и подносится ко рту. Правая рука поддерживает мундштук около рта, а левая — непосредственно прилегающая к правой, обхватывает и подпирает трубку (см. рис. № 1-5). Напором воздуха из легких стрела выгоняется наружу. Такое положение рук при стрельбе чрезвычайно странно, так как оно затрудняет меткость выстрела. Положение тела при этом бывает различно — вертикальное, либо слегка наклонное, или же стрелок сидит на земле.


Рис. 2. Способы употребления стрелометательной трубки.
У индонезийцев (по Skeat and Blagden. Pagan Races of the Malay Peninsula, p. 304).

Длина полета стрелы колеблется между 20 и 50 м в зависимости от силы напора воздуха, длины трубки и ее калибра. Сходство индонезийской, (307/308) океанийской и американской трубок обнаруживается также и в назначении этого оружия. Стрелометательная трубка, теперь употребляемая для охоты на мелких птиц и животных, некогда служила оружием войны, но с приходом европейцев она потеряла свое значение. Спутниками Магеллана боевое оружие сумпитан было обнаружено на многих островах Малайского


Рис. 3. Способы употребления стрелометательной трубки.
У индейцев Южной Америки (по Th. Koch-Grünberg. Vom Roroima zum Orinoco. В. III, Taf. 16).


Рис. 4. Способы употребления стрелометательной трубки.
У индонезийцев. (308/309)

архипелага. Во время завоевания Амбоина голландцы принуждены были прибегнуть к особым щитам из брезента для защиты от отравленных стрел, которыми оборонялись туземцы.

Жители некоторых островов Океании уже забыли об употреблении сумпитана как оружия войны, но следы этого сохранились в их песнях и сказках. В других местах, как например, на Маршальских островах, стрелометательная трубка употребляется как игрушка. Это свидетельствует о том, что некогда она была действительным оружием, а не только игрушкой.

Как уже было указано, в настоящее время сарбакан-сумпитан употребляется как оружие охоты.

В Северной Америке, наряду с обычным употреблением сарбакана как охотничьего оружия, применяется и более усовершенствованный способ. К юго-западу от Нового Орлеана, в местности Bayu, индейцами племени читимахо употребляется для охоты многоствольное оружие, состоящее из нескольких сарбаканов одинаковой длины и калибра (числом от 5 до 11), связанных вместе. Несколько стрел, выпущенных быстро одна за другой, могут в один прием поразить стаю птиц.

У северо-западных индейцев Мексики сарбакан употребляется во время религиозных церемоний.13)

В Мексике же, во времена Кортеца, стрелометательная трубка, употреблялась как оружие охоты.14)


Рис. 5. Способы употребления стрелометательной трубки.
У жителей Новой Британии (по Е.W. Pearson-Chinnery. The Blow-gun in New-Britain. Man., Nov., 1927, p. 202).

На островах Океании с духовым ружьем связаны религиозные церемонии. Так, на Новой Британии при охоте на птиц употребляется духовое ружье. Молодым людям, впервые присоединяющимся к группе охотников, дают съесть ритуальное блюдо, приготовленное из птичьих глаз.15)

Из приведенного описания видно, что стрелометательная трубка имеет очень широкое распространение. Так, она имеется почти на всех островах (309/310) Малайского Архипелага (Суматра, Ява, Сумбава, Флорес, Тимор, Борнео, Целебес), а также на некоторых островах из группы Моллукских и Филиппинских. В Океании находим ее на Новой Гвинее, на островах архипелага Бисмарка, Новой Померании, на Новом Мекленбурге, на Соломоновых островах и др. На территории Америки сарбакан встречается в следующих местах: в Северной Америке — северной границей можно считать 44° с.ш. В направлении к Мексиканскому заливу территория, на которой трубка имеет распространение, постепенно расширяясь, доходит до 30° — отчасти захватывая Флориду. На пространстве от 30° до 26° стрелометательная трубка не встречается вовсе.

Начиная с 26° она имеется: в южной части Мексики, на перешейке Центральной Америки, в Колумбии, Венецуэле, Гвиане, Эквадоре и частично в Перу, Боливии и Бразилии. С другой стороны, по побережью Атлантического океана границу распространения сарбакана можно наметать в виде узкой полосы до 25° ю.ш.

Как в Индонезии и в Океании, так и в Америке, территория, на которой употребляется сарбакан-сумпитан, располагается по обе стороны экватора, таким образом, что экваториальные части, Малайский архипелаг, с одной стороны, и северная часть Южной Америки, с другой, являются местом наибольшего его распространения.

Большой интерес представило бы сопоставление лингвистических данных. Для Индонезии и Америка Friederici приводит целый ряд названий стрелометательной трубки, он же дает соответствующие названия для американского сарбакана.

Для Малайского архипелага имеем: sampitan; sumpit; sěntumpit; soput, söput, saput, sipot, sipet, soputan, (h)emput, niput, umput, upit; potan; sapu; säpu; sopu; sumpita; sumpi; humpi; intnpo; zotoput, sěput, supu; sěsēput, pitik; sěupu; songpit, sungpit, seropnt, sungpit и др.

Для Океании: zĭ́ptĭ́pŭr; zĭtĭpŭr; zĭ́tĭ́pur; zĭptĭpŭ́r; zắtapur; tĭtĭpur; zĭ́pur; mĭ zěpŭtépu; mi zĭputĭ́pu; zĭp; ă pŭ́, ă mpó; ă pópu; pịher; pịf; năkŭil; ḱuiḱŭi и др.16)

Для Америки: sarbacana, sarbacane, sarbacan, sarbatane, cerbatana, sarabatana, zarabatana, zarbatana, garawatana, gravatana, cravatana, esgraratâna, harabatana, a также botoquerra и pucuna.17)

Однако названия, приводимые Friederici в качестве американских, имеют, повидимому, португальское происхождение и связаны с Индонезией (за исключением двух последних). (310/311)

В Glossario Luso-Asiatico18) приводится цитата из португальских авторов XVI в., где для стрелометательной трубки приведены такие же названия, как и указываемые Friederici.

Таковы: zaravatana, zervatana, zerauetana, çerbetana, cirabotana, zerautana, zeruatana, zarautana, ciarbotane, sarbatane, zeruetana, zarwatana.

Относительно двух первых названий указано, что они заимствованы с арабского zabātana.

Некоторые из этих указаний относятся к самому началу XVI в. Так, в словаре имеется цитата, датированная 1510 г., которая гласит: «Оружие, тех, которые могут сражаться, это копья и отчасти мечи, …а также и всякие другие, какие только изготовляются на земле, — и луки, и zerauetanas».19)

Для 1515 г. имеем: «Я вас прошу, чтобы вы заплатили Христофору д'Альмейда,. хранителю кладбища, один крестовик (монета) за çerbetana».20)

Аналогичные указания имеются у ряда позднейших авторов от 1538, 1562, 1563, 1613, 1610, 1676 и 1860 гг.

Есть также указание от 1836 г. из «Океании» Rienzi на французском языке, где стрелометательная трубка названа sarbacane — форма, совершенно тожественная с названием, приведенным у Rivet для американской трубки.21)

Это обилие португальских названий, относящихся к Индонезии, весьма показательно. Америка была открыта в 1492 г. Третье путешествие Колумба в Южную Америку (к острову Тринидад и к устью реки Ориноко) относится к 1498 г. Путешествие Америго Веспуччи — к 1499 г. Путешествие португальца Кабраля в Бразилию к 1500 г. К этому же году относится путешествие в Бразилию испанца Висента Пинсона. Первое постоянное поселение испанцев в Центральной Америке (на материке) было заложено в 1510 г. и совпадает по времени с первой из указанных цитат, относящихся к Индонезии. Из двух сходных рядов названий стрелометательной трубки, приведенных в статье и относящихся один к Америке, другой — к Индонезии, основным является индонезийский.

К сожалению, у нас нет данных, какие из авторов впервые употребили название сарбакана для американской трубки, но это случилось гораздо позже соответственных индонезийских указаний, так как в описаниях (311/312) американских путешествие, относящихся к концу XVI и началу XVII в., еще нет этого термина.

Было бы желательно определить название трубок в наречиях различных индейских племен, их употребляющих. К сожалению, Friederici этого не сделал. Из двух последних названий, приведенных в его списке, botoquera и pucuna, только второе, быть может, является индейским. Что касается Rivet, то он вообще не правел никаких лингвистических терминов. Его указание об этом виде оружия чрезвычайно кратко. Таким образом сопоставление индонезийской, океанийской и американской стрелометательных трубок, несмотря на свою краткость, послужило ему одним из аргументов для подтверждения его теории о расселении малайо-полинезийцев в Америке Его теория не дает никаких дополнительных данных для изучения распространения стрелометательной трубки, и нам пришлось в нашем анализе ограничиться простым упоминанием теории Rivet.

В заключение считаю своим долгом выразить свою благодарность Л.А. Мерварт и моему учителю В.Г. Богоразу за руководство моей работой.


N. SPRINCIN.
Das Blasrohr in Amerika, Indonesien und Ozeanien.

(Versuch einer vergleichenden Beschreibung nach den Sammlungen des Museums für Völkerkunde zu Leningrad.)

Résumé.

Zum Beweise seiner Theorieder Wanderungen der malayo-polynesischen und amerikanischen Völker führt Paul Rivet eine Anzahl Beispiele sowohl aus dem sprachlichen, als auch aus dem völkerkundlichen Gebiete an, welche die Verwandtschaft dieser Völker dartun sollen. Unter anderen Gegenständen der wirtschaftlichen Kultur erwähnt er auch das Blasrohr, das bei einer Reihe von Stämmen aus dem obengenannten Völkerkreise im Gebrauche ist. Eine vergleichende ethnographische Beschreibung dieser Waffengattung ist von grossem Interesse. In der gegenwärtigen Arbeit wird der Sarbakan, wie das Blasrohr in den amerikanischen Sprachen heisst, und der Sumpitau, wie die malayische Bezeichnung lautet, nach Sammlungen des Museums und Angaben der völkerkundlichen Literatur beschrieben. Die Blasrohre und Pfeile der drei genannten Völkerkreise weisen grosse Ähnlichkeiten unter einander auf. Ihre Gebrauchsweise ist überall fast dieselbe. Sowohl Indone- (312/вклейка)



Табл. I. Стрелометательная трубка в Америке, Индонезии и Океании. (вклейка/вклейка)



Табл. II. Стрелометательная трубка в Америке, Индонезии и Океании. (вклейка/313)

sien, als auch die Teile von Ozeanien und Amerika, wo das Blasrohr im Gebrauche ist, Hegen zu beiden Seiten des Äquators, woraus folgt, dass gerade die tropische Zone als das hauptsächliche Verbreitungsgebiet dieser Waffe anzusehen ist. Allein die sprachlichen Angaben, über welche wir verfügen, erlauben uns vorläufig nicht zu einem endgültigen Scbluss über Herkunftsort und Wanderungen des Blasrohrs zu kommen.

Объяснения к таблицам

ТАБЛ. I. Карта распространения стрелометательной трубки. Заштрихованы местности, в которых трубка имеет распространение.

ТАБЛ. II. Стрелометательные трубки: 1. Южная Америка (по Th.Koch-Grünberg'y). 2. Южная Америка (колл. 2139/1). 3. Целебес (колл. 2187/62). Изображение аналогичной южно-американской трубки имеется в работе Е. Nordenskjöld'a: The Ethnography of South America seen from Mojos in Bolivia (Map 7). 4. Борнео (колл. 2286/237). 5. Целебес (колл. 2187/51). 6. Суматра (колл. 885/178). 7. Борнео (колл. 665/10). 8. Океания (колл. 2000/148).

Стрелы: 1. Южная Америка. 2, 3, 4, 5. Индонезия. 6. Стрела в футляре (Индонезия). 7. Океания.


1) Journal de la Société des Américanistes de Parie, t. XVIII, 1926, p. 143.

2) Сарбакан — название американской трубки; сумпитан — малайской.

3) G. Friederici. Die geographische Verbreitmg des Blasrohrs in Amerika. Petermaun's Mitteilungen, 1911, Februar, Heft, S. 71-73. Его же. Bin Beitrag zur Kenntnis der Trutzwaffen der Indonesier. Südseevölker und Indianer. Baessler Archiv., Betteft VII, 1915, S. 87-42.

4) Th. Koch-Grünberg. Zwei Jahre bei den Indianern Nordwest Brasiliens, 1923, S. 59. Его же. Vom Roroima zum Orinoco, 1923, S. 63, 313, 388.

5) H.N. Evans. Among Primitive Peoples in Borneo, 1922, p. 190.

6) Katalog des Ethnographischen Keichsmuseums, B. II. Borneo. Zweite Abteilung. Von Dr. H.H. Juynboll. Leiden, 1910, S. 85-86, 94-95.

7) W.W. Skeat and Ch.O. Blagden. Pagan Races of the Malay Peninsula. L. 1908.

8) О. Finsch. Südseearbeiten. Hamburg, 1914, S. 302, 325, 329, 333, 515, 634.

9) R. Parkinson. Dreissig Jahre in der Südsee. Stuttgart, 1907, I, S. 225.

10) См. Th. Koch-Grünberg. Zwei Jahre bei den Indianern Nordwest Brasiliens, 1923, S. 800-801.

11) См. Ivan С. Hall. A Fharmaco-Bacteriologic Study of Two Malayan Blow-gun Poisoned Darts. American Anthropologist, vol. 30, № 1, January-March, 1928, p. 47-60.

12) См. E.W. Pearson-Chinnery. The Blow-gua in New-Britain. Man, vol. XXVII, № 11, November, 1927, p. 208.

13) См. Friederici. Die geographische Verbreitung dea Blasrohrs in Amerika.

14) См. Diaz del Castillo. Historia Verdadera de la Conquiata de la Nueva España. I. Mexiko, 1904, стр. 340.

15) См. Pearson-Chinnery. Op. cit.

16) См. Friederici. Ein Beitrag zur Kenntnis des Trutswaffen der Indonesier, Südseevölker und Indianer, стр. 39.

17) Его же. Hilfswörterbuch für den Amerikanisten. Halle, 1926, стр. 89.

18) Glosaario Luso-Asiatico por Monseohor Sebastiāo Rodolfo Dalgado. S. II. Coimbra, 1921, стр. 440.

19) Alguns Doc. Da Torre do Tombo, р. 220.

20) Alfonso d'Albuquerque. Cartas, VI, p. 304.

21) Rienzi. Océanie, I, p. 148.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru