Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. К разделу Римский мир |
(157/158)
Вопросы истории, 1998, № 4.
(129/130) – граница страниц.
Речь пойдет об интересном и талантливом, но сравнительно малоизвестном латиноязычном авторе Арнобий, вероятно — греческого происхождения. Но жил он в североафриканском г. Сикка (римская провинция Африка) во второй половине III — начале IV века. Это было трудное для Римской империи время. Разразившийся в III столетии социальный кризис потряс до основания помпезное государственное здание. Длилась эпоха так называемых «солдатских императоров». Римские легионы, ощутившие себя недюжинной силой, сажали на трон своих ставленников, обычно — командиров, и потом ниспровергали их. Более 20 императоров сменили друг друга на троне всего за 50 лет (с 235 по 284 г.). Ситуация в провинциях угрожала целостности государства. В 258 г. Галлия объявила себя независимой. Ее примеру последовали Испания и Британия. Этот «парад местных суверенитетов» продолжил разгромивший персов правитель сирийской полуавтономной олигархической республики Пальмиры Септимий Оденат, провозгласивший себя по давнему персидскому обычаю «царем царей». После убийства Одената в 267 г. его вдова Зенобия (Зубайдат) объявила Пальмиру независимой, начала чеканить собственную монету и быстро прибрала к рукам Месопотамию, Сирию, Аравию и Египет. Лишь в 272 г. императору Аврелиану удалось разбить ее войска и пленить славившуюся красотой энергичную Зенобию.1)
По империи бушевало пламя бунтов и мятежей. В Северной Африке вспыхнуло восстание местных богатых землевладельцев Гордианов, на Сицилии — очередная «война рабов», в Галлии — движение багаудов (то есть «мятежных»). Социальные бури сопровождались едва ли не апокалиптическими стихийными бедствиями. В самом Риме, Ливии и азиатских провинциях происходили землетрясения. Разразилась страшная эпидемия чумы, пустели грады и веси, уменьшилось население. Дело довершал массовый голод. Быстро возросла инфляция, непомерно взвинтились цены. Пытаясь стабилизировать финансы, императоры вводили все новые и новые налоги, но это лишь усугубляло бедственность положения. Стремясь избавиться от налогового гнета, люди бежали из домов, бродили по дорогам и промышляли разбоем.
Перелом наметился во время пятилетнего правления Аврелиана (270—275 гг.), талантливого полководца и опытного политика. Ему удалось несколько стабилизировать обстановку, восстановив единство государства разгромом узурпаторов. Как раз на время правления Аврелиана приходятся плохо известные нам детство и отрочество Арнобия. Положение в империи продолжало улучшаться при императорах Пробе (276—282 гг.) и особенно Диоклетиане (284—305 гг.). На царствование последнего пали юность Арнобия, его формирование как личности, становление его творческой зрелости.
Уроженец Далмации, сын вольноотпущенника Диоклетиан был провозглашен императором к моменту, когда общая обстановка оставалась все же сложной. Первое, что сделал он (158/159) в целях укрепления государства, — введение тетрархии, то есть четверовластия. Огромная, плохо управляемая Римская империя была разделена на Западную и Восточную. Восточной частью управлял Диоклетиан, западную он перепоручил своему соправителю Максимиану. Власть этих двух августов дополнялась властью двух цезарей — Галерия и Констанция Хлора, которых объявили преемниками августов и которые должны были сменить их на престоле спустя 20 лет. 12 территориальных диоцезов объединяли до 120 мелких провинций. Помимо главной столицы — Рима, появились еще четыре резиденции правителей империи. Были отражены нашествия ряда варварских племен. На христиан предприняли жестокие гонения. При дворе вводился пышный церемониал. Император именовался теперь «господином» (dominus), отсюда появилось и название нового политического режима — доминат.
Диоклетиан провел и многие другие реформы, направленные на стабилизацию положения. На первое место в налогообложении были поставлены прямые налоги — поземельный и подушный. Для правильности их взимания провели перепись населения, вносившегося в ценз и приписывавшегося к определенному месту (поселение, община). Тем самым налоговая реформа прикрепляла основную массу сельского и городского населения к месту жительства и к конкретной профессии. По приказу главного августа отчеканили полноценную золотую монету, а ее стоимость несколько занизили. Поэтому новые монеты быстро исчезли из обращения, и реформа практически провалилась. Пришлось возобновить выпуск низкопробной монеты. Затем был издан эдикт о твердых ценах, направленный на борьбу со спекуляцией. Завышение цен торговцами влекло за собой строгие наказания, вплоть до смертной казни. На рынках сооружались плахи и постоянно дежурили палачи. Однако эдикт не был достаточно хорошо продуман и выполнялся скверно, оставшись грозной «показухой».2)
Постепенно кризис сходил на нет. Но его последствия так и не были залечены вплоть до падения Западной Римской империи в V веке. Вот мир, в котором вырос, вращался и возмужал Арнобий. Что же известно о его жизни? Наши данные скудны. Единственным реальным информатором является христианский писатель, известный как переводчик Ветхого Завета на латинский язык, Иероним Стридонский. Он сообщает об Арнобий в двух своих трудах: «Хроника» и сочинение «О знаменитых мужах».3) Его герой действовал как ритор в вышеназванной Сикке (соврем. Эль-Кеф) и являлся убежденным сторонником языческой системы ценностей, выступая против христианства, все быстрее завоевывавшего тогда умы и сердца многих людей. Однажды Арнобию приснился чудесный сон, который заставил его уверовать в Христа. И Арнобий написал то единственное сочинение, которое дошло до нас из его творческого наследия, — «Семь книг против язычников». В нем он со всей силой своей блестящей эрудиции и могучего таланта обрушился уже на язычество.
Неясна достоверность сообщения Иеронима, явно перекликающегося с близкими сюжетами из христианских писаний и житий святых. Гораздо большую информацию о жизни и духовных исканиях Арнобия можно почерпнуть из его сочинения. Когда была написана эта пламенная апология христианского вероучения? Высказываются разные точки зрения: от 296 г. до 311 года. В поисках правильной даты обратимся к самому труду. Там точных указаний на время написания нет. Зато Арнобий часто упоминает о гонениях на христиан как на современные его сочинению события.4) Христиане уже три столетия периодически подвергались жестоким преследованиям. Эти гонения санкционировались многими императорами. Период последних гонений — «эра мучеников» началась с изданного в начале 303 г. указа Диоклетиана, запрещавшего исповедание христианства на всей территории империи. Имущество христианских общин подлежало конфискации, храмы — разрушению, священные книги — сожжению. Христиане должны были публично отрекаться от своей веры и приносить традиционные жертвы перед изображениями императора. Отказавшиеся выполнять указ подвергались пыткам, тюремному заключению и смертной казни. В «эру мучеников» были казнены тысячи людей. Только в 311 г. август Галерий отменил гонения на христиан.
Таким образом, именно период с 303 г. по 311г. является наиболее правдоподобным временем написания «Семи книг против язычников». Но как их автор, язычник-интеллектуал, пришел к христианству? Что превратило его из гонителя в рьяного защитника? Обратимся для решения вопроса к структуре труда Арнобия. Все семь книг могут быть определены тематически. Первая есть пролог дальнейшего исследования. Вторая содержит критический анализ философских систем, созданных языческими мыслителями. Третья и четвертая посвящены критике греко-римского Пантеона. Пятая разоблачает языческие таинства. Шестая осуждает изображения языческих богов. Седьмая критикует языческий ритуал, особенно кровавые жертвоприношения. Итак, труд посвящен ниспровержению языческой идеологии.
Кризис III в. резко сказался на духовной сфере. Основные постулаты античной философии о разумном и рациональном построении мироздания никак не вязались с хаосом и анархией, царившими в империи. Разум отступал перед рационально непознаваемым. Попытку (159/160) соединить рациональное и мистическое предприняла философская школа неоплатоников, основателем которой был Плотин, обосновавшийся в Риме 240-х годов. Согласно Плотину, учение которого изложено его учеником Порфирием (233—304 гг.) в «Эннеадах», единый мир состоит из двух взаимосвязанных начал: духовного и телесного. Последнее является плотским выражением первого, истинное же бытие присуще только духовному началу. Оно не постижимо разумом, заключает в себе все сущее и творит видимый мир самоисходящей из него силой, как Солнце творит свет. Телесное начало есть не зло, а отсутствие блага. Гася же силу, исходящую от духовного, телесное становится источником зла. Духовное присутствует в телесном, особенно в человеке. Поэтому человек должен самосовершенствоваться для приобщения к духовному, должно вести аскетический образ жизни, совершенствовать душу и разум.5)
Учение Плотина, изложенное в сложных философских категориях и пронизанное мистикой, было слишком абстрактно, чтобы широко распространиться. То было учение для избранных. Арнобий, безусловно, знал неоплатонизм, что видно из многих реминисценций в его труде. Он пытался полемизировать с Плотином, хотя в некоторых местах явно находился под его влиянием. Будучи разочарован в светском мудрствовании, Арнобий выдвигал главным аргументом в полемике с неоплатонизмом ту мысль, что истина проста и должна быть общедоступна. В ту пору в сфере религиозных представлений обитателей империи тоже царили хаос и неразбериха. Старые италийские боги трудами поэтов и мифографов ко времени Арнобия были идентифицированы с греческими. Однако сложившийся в результате идентификации греко-римский Пантеон оказался сложным и громоздким. И Арнобий разражается гневной филиппикой по поводу одновременного существования трех Юпитеров, пяти Минерв, ряда Аполлонов и Вулканов, каждый из которых имеет свою родословную и собственное место пребывания. Языческая «религия запутывается, колеблется и не имеет определенной цели».6)
Кроме того, старые боги представлялись Арнобию равнодушными и холодными. Никакие социальные катаклизмы не в состоянии поколебать их олимпийское спокойствие. Потом на смену старым богам приходят новые восточные культы: малоазийские Великая Мать, Аттис, Адонис и Агдестис, египетские Осирис и Исида, персидский Митра. Особую популярность приобретают экзотические, эмоционально насыщенные, сугубо мистериальные культы. Арнобий приводит мифологическое толкование Себадийских, Элевсинских, Алемунтских мистерий, Омофагий, Фесмофорий и пр., с сарказмом воспроизводя в книге неблаговидные детали таких обрядов.7) Действительно, социальная нестабильность порождала всевозможные искажения духовной сферы. Империю захлестнула волна суеверий. Повсюду расползались слухи об оживающих статуях, бродящих призраках. Процветали гадатели и маги всех мастей.
В целом кризис III в. подорвал основы античного мировоззрения. Арнобий был разочарован господствовавшей системой ценностей. В отчаянии он восклицал: «Что такое человек и откуда происходит он — существо неопределенное, переменчивое, шаткое, обманчивое, многосложное и многообразное, — для чего он создан, чьим умом изобретен, что он делает в мире, почему он испытывает такое множество злоключений?!».8) Ритор-интеллектуал искал новую точку опоры и находил ее в христианской общине. Но из сочинения Арнобия видно, что он вряд ли был знаком со Священным писанием. Его христианско-богословские познания скудны и неточны. Тогда что же привлекло высокообразованного язычника в христианскую среду? Жизнь ряда христианских общин того времени была еще пронизана евангельскими идеалами и моралью взаимопомощи. Собиравшиеся для совместных трапез и молитв и называвшие друг друга «братьями» и «сестрами», христиане старались следовать заветам своего Учителя. Понятия добра и зла, ставшие для греков и римлян послеполисного времени темой теоретических дискуссий, имели здесь реальную и регулирующую силу.
Живой пример всегда действеннее, чем слова. Маленький оазис человеческого тепла и искренности в обезумевшем мире — вот что нашел в христианской общине родной ему Сикки утонченный интеллектуал. Его судьба — не исключение. Недаром официальное торжество христианства было уже не за горами.
1) РАНОВИЧ А. Восточные провинции Римской империи в I—III вв. М.–Л. 1949.
2) SESTON W. Dioctétien et la tétrarchie. P. 1946.
3) HIERONYM, Chron., 2343; De vir. ill., 79-80.
4) АРНОБИЙ. Семь книг против язычников. Киев. 1917, I, 26; II, 5, 77; III, 36.
5) BIDEZ J. Vie de Porphyre le philosophe néo-platonicien. Gand. 1913.
6) АРНОБИЙ. Ук. соч., IV, 14-16.
7) Там же, IV, 15. 8. Там же, V, 19-29; II, 7.
8) {в журнале место сноски обозначено, но сама она отсутствует. OCR}
Максимова Ирина Валентиновна — кандидат исторических наук, сотрудник Московского отделения агентства «Рейтер».
Написать нам: halgar@xlegio.ru