Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. К разделу Римский мир |
Социальная структура и идеология античности
и раннего средневековья. Барнаул, 1989.
{96} – конец страницы.
OCR OlIva.
Рассматриваемый в данной статье вопрос интересен в том отношении, что позволяет определить один из путей проникновения новых верований в периферийные районы Римской империи, отметить влияние армии на складывание провинциальной культуры. Необходимость изучения такого аспекта истории древнего мира вытекает из поставленной перед советскими историками общей проблемы всестороннего анализа рабовладельческой социально-экономической формации. Будучи во II—III вв. весьма неоднородной в этническом отношении, римская армия обусловила значительную пестроту религиозных культов на нижнем и среднем Дунае. Не являясь чем-то замкнутым, она играла одну из основных ролей в романизации местного населения, которое в свою очередь, рекрутируясь в ее ряды, приносило с собой почитание своих собственных племенных богов.
Поставленная проблема является достаточно сложной в силу ее малоизученности и требует, естественно, более широкого рассмотрения с привлечением всех видов источников. В данной статье предпринята попытка, используя ограниченное количество эпиграфических, в основном, материалов, выявить наиболее распространенные культы в верхнемезийской армии во II—III вв. н.э. Небольшой объем работы не позволяет рассматривать всю плеяду почитаемых богов с достаточной подробностью, тем более, что публикация источников по интересующей нас теме еще только начинается. Учитывая это, на наш взгляд, будет интересно параллельно использовать имеющиеся данные по нижнемезийскому войску римлян, сходному с верхнемезийским во многих отношениях.
Верхняя Мезия со времени своего выделения в отдельную провинцию в 86 г.н.э. получила в распоряжение два постоянных легиона, которые простояли здесь до конца античности и зафиксированы большим количеством эпиграфических источников. Личный состав этих воинских частей оказал значительное влияние на религиозную жизнь провинции. Поэтому их историю стоит рассмотреть несколько подробнее. {96}
Дата образования VII Клавдиева легиона неизвестна. Вероятно, она относится также, как и у XI Клавдиева легиона, ко времени походов Цезаря (Caes., BG, I, VIII, 8). С 30 г. до н.э часть входила в состав армии провинции Македония и под названием VII Македонского легиона участвовала в походе Лициния Красса против фракийских племен. Во время паннонско-далматского восстания легион послал свои вексиляции из Македонии в Паннонию, а затем вместе с XI легионом перешел в Далмацию, где расположился в кастелле Бурнум1). Здесь он отличился в борьбе с местными племенами, а в 42 г.н.э. за проявленную лояльность к правящей династии во время восстания наместника Иллирика Камилла Скрибониана получил почетное наименование Клавдиев2).
В период 57/58—68 гг. в связи с переводом IV Скифского легиона на восток, VII Клавдиев легион передислоцировался в Мезию. Его штаб-квартира до конца античности находилась в Виминации (г. Костолац)3). Часть активно принимала участие в отражении вторжений задунайских племен. Как сообщает Тацит, легат легиона Теттий Юлиан в числе других командиров мезийских соединений был награжден консульскими знаками отличия после разгрома весной 69 г. сармат (Tac., Hist., I, 79).
Легион отличился и во время дакийских войн императора Домициана, когда римская армия одержала важную победу над даками при Тапе под командованием все того же Теттия Юлиана (Dio. Саss., LXVII, 10, 1-3). Во II в. часть участвовала в походах Траяна, посылала вексиляции на восток, в 60-е гг. действовала в Паннонии против квадов и языгов. В III в. подразделения легиона укрепляли дакийский лимес по р. Олт, сражались с карпами4).
IV Флавиев легион был образован в 70-х гг. I в. н.э. императором Веспасианом вместе с легионами II Помощник и ХVI Флавиев5). До 86 г. он находился в Далмации, откуда после разгрома даками V Жаворонкова легиона перебазировался в Верхнюю Мезию, где и остался до конца античности. Штаб-квартира части со времени Траяна располагалась в Сингидуне (г. Белград)6).
Легион принимал активное участие во внешнеполитических акциях империи на нижнем и среднем Дунае во II в.н.э. Особенно это касается Дакии, где он находился с момента ее покорения {97} до 114 г.7). Вексиляции части участвовали в восточных походах римских императоров. Во время маркоманнских войн легион занимался обороной паннонского лимеса. Видимо, именно тогда его отряды располагались в Аквинке8). В III в. легион продолжал действовать как на территории Верхней Мезии, так и Паннонии9). Однако, со времени эвакуации в 70-х гг. Дакии, в центре его внимания вновь оказался участок верхнемезийского лимеса между Сингидуном и Виминацием.
Этнический и социальный состав римской армии на нижнем и среднем Дунае во многом зависел от связей с другими провинциями. В ее рядах во II—III вв. встречаются выходцы из Македонии, Далмации, Фракии, Паннонии, Дакии, Нижней Мезии. О наличии в гарнизоне Верхней Мезии уже в середине II в. фракийцев говорят имена из списка ветеранов VII Клавдиева легиона, поступивших на службу в 169 г. и уволенных в запас в 195 г.: Дригисса, Тамарк, Бит, Доленс, Муца. Есть кельты по происхождению: Стамбон, Цурта, Синна (Геров, 47, № 146). Однако преномен и номен их чисто римские. Почти все они имели родовое имя Аврелиев, что говорит об их романизации, рекрутировались из верхнемезийских городов: Рациарии, Ремезианы. Как предполагает Е.М. Штаерман, эти люди имели римское гражданство еще до поступления на службу10). Греков и представителей восточных провинций сравнительно немного. В III в. центры рекрутирования переносятся во внутренние сельские области провинции, что еще более усиливает "варваризацию" римской армии.
Об этническом составе вспомогательных частей, расквартированных в Верхней Мезии, судить трудно. Число их с начала II в. было незначительным. Лишь при Марке Аврелии в связи с маркоманнскими войнами формируются когорты I Aurelia Dardanorum и II Aurelia Dardanorum11). Последняя зафиксирована большим количеством эпиграфических источников в кастелле Тимакум Минус (с. Равна). Судя по ним, вспомогательные части пополнялись, как и легионы, рекрутами из числа местного населения. Как отмечает Е.М. Штаерман, оно было в значительной степени романизировано12), что нашло отражение в характере почитаемых им в римской армии культов.
Собственно, к "военным божествам" (Dis militaribus) исследователи относят целую группу богов, особо почитаемых в среде воинов (это: Марс, Виктория, Вулкан, Меркурий, Нептун), {98} культы: божественной Судьбы, Удачи и счастливого Исхода, Гениев, Мужества, легионных знаков и орлов13). Ввиду небольшого объема работы остановимся лишь на некоторых из них.
Как известно, главным богом войны у римлян являлся Марс. В Риме находилось знаменитое Марсово поле, где устраивались состязания в честь этого грозного божества. В верхнемезийском гарнизоне, как следует из надписи, оставленной личным составом когорты II Aurelia Dardanorum в кастелле Тимакум Минус, Марс почитался именно с эпитетом Campester (относящийся к Марсову полю) (Вулич, 71, 171). Трибун подразделения Атрий Декорат в начале III в. воздвиг храм рассматриваемому божеству на территории канабы когорты (ILS. 9154).
О почитании культа Нептуна мы имеем два свидетельства.
В первом случае он упоминается вместе с Юпитером, Минервой и Гераклом в надписи бенефициария IV Флавиева легиона Юлия Фирма, найденной близ г. Призрен в южной Сербии (Вулич, 71, № 325) Другое посвящение датируется временем Диоклетиана и сделано от имени личного состава VII Клавдиева легиона в Виминации (Вулич, 38, 5). В последнем случае Нептун выступает в роли покровителя мореплавания, повелителя водных стихий. В Нижней Мезии известен храм Нептуна, выстроенный в I в. н.э. в Истрии префектом Равенской эскадры (ILS, 3290).
Культ Гениев также имел место в гарнизоне Верхней Мезии.
К концу III в. относится надпись Аврелия Максимилиана, бывшего префекта IV Флавиева легиона, обращенная к Гению части, где он служил (Петрович, № 53). Есть посвящения Гениям должностей, как например, Гению каменщиков VII Клавдиева легиона в Виминации или Гению какой-то военизированной коллегии ремесленников в Рациарии (Петрович, № 52: CIL, III, 219).
Наконец, из с. Кладоруп близ Бононии (г. Видин) происходит плохо сохранившийся памятник в честь всех "военных божеств", поставленный бенефициарием VII Клавдиева легиона, вероятно, выходцем из Малой Азии или Греции Аврелием Никомахом в 213 г. (CIL, III, 6291).
Таким образом, можно отметить, что "чисто армейские” культы занимали особое место в религиозной жизни верхнемезийской армии, помогая ее составу переносить трудности несения военной службы. Среди дедикантов — воины и офицеры легионов и вспомогательных частей, ветераны. Об этнической их {99} принадлежности говорят имена, где встречаются многочисленные Аврелии — неримляне по происхождению.
Не менее чем в других провинциях в Верхней Мезии был распространен культ римских императоров. Примерно 1/2 из рассматриваемого количества надписей посвящена благополучию правящей династии. Атрибут этого официального культа империи постоянно сопровождал армию в походах в виде изображения императора; Несли его вместе со знаменами и легионными значками представители младшего командного состава — имагиниферы. Надгробные плиты бывших имагиниферов IV Флавиева легиона и когорты II Aurelia Dardanorum Люция Албания Септимина и Аврелия Виктора обнаружены в Сингидуне и кастелле Тимакум Минус (IMS, I, 34; Вулич, 98, № 179). Даже пребывая сравнительно короткий срок в середине III в. в Дакии, вексиляции VII Клавдиева легиона позаботились поставить памятник Филиппу Арабу в Ромуле (IDR, II, 327).
Кроме надписей за здравие императоров, посвященных верховным римским богам (Юпитеру, Юноне, Нептуну и т.д.), в наличии имеется 7 посвящений, адресованных непосредственно правящим лицам. Особенно усердствовала когорта II Aurelia Dardanorum, воздвигшая вначале 3 памятника Септимию Северу, а затем отметившая свою лояльность к императору Гордиану установкой мраморной доски в его честь (Петрович, № 37, 38; Вулич, 71, № 186). В канабе Виминация, как следует из надписи от 213 г., сделанной личным составом VII Клавдиева легиона, существовал, возможно, храм, где почитался император Септимий Север (ILS. 9105). Подобное сооружение обнаружено в Нижней Мезии при раскопках комендатуры I Италийского легиона в Новах. В нем наряду с армейскими реликвиями хранились бюсты правящей в начале III в. династии Северов14). Наконец, в Сингидуне известно посвящение императору Гордиану, Счастливому, Непобедимому Августу от личного состава IV Флавиева легиона (IMS, I, 24) Такая сравнительная популярность культа императоров проистекала из его официального характера, необходимости подчеркнуть свою лояльность к Римской империи в целом. Не случайно основными дедикантами являются целые воинские части, их командиры или группы уволенных в запас ветеранов.
Одним из самых почитаемых божеств среди солдат действительной службы, а также ветеранов Верхней Певиц являлся {100} Юпитер — верховный бог древнего Рима, покровитель императорской власти, патрон полководцев, символизирующий единство армии в борьбе с ее противниками. Ему принадлежит около 1/3 из имеющихся в распоряжении памятников. Обыкновенно он наделялся эпитетами: Оptimus Maxsimus (Наилучший, Высочайший), Рaternus (Отцовский или Отечественный), Sacrum (Священный), Сonservatoris (Хранитель). Ряд памятников относится ко II в. Временем Адриана датируется посвятительная надпись Юпитеру Наилучшему Высочайшему от корникуляра IV Флавиева легиона Барбия Ульпиана из Сингидуна. Возможно, тогда же поставил памятник бенефициарий VII Клавдиева легиона Публий Элий Ингенуй близ своей придорожной станции в районе современного г. Призрен в южной Сербии с подобным же посвящением (IMS, I, 6; Вулич, 71, № 321). Два дедиканта являются командирами вспомогательных частей: V Lucensium и I Ulpia Раnnoniorum, которые базировались в 60-х гг. II в. у с. Стойник — Гей Галлий Эксорат и Гней Клодий Классициан (IMS, I, 96, 97). Три из рассматриваемых посвящений сделаны за здравие правящих императоров первой половины III в. н.э. В Сингидуне дедикантом является солдат IV Флавиева легиона Клавдий Луперк, в Наиссе (г. Ниш) памятник поставили бенефициарий Публий Юлий Геркулан и воин VII Клавдиева легиона Марк Аврелий Гай (IMS, I, 4; Петрович, № 17, 19). Имя последнего посвятителя, вероятно, говорит о его недавней романизации.
Юпитеру Наилучшему Высочайшему Отечественному имеются 3 посвящения из Сингидуна — от Аврелия Кресценса — каменщика одного из верхнемезийских легионов, Аврелия Юлиана — воина IV Флавиева легиона и Аврелия Марка — центуриона (IMS, I, 11, 12, 9). Имена всех трех дедикантов говорят о неримском происхождении их владельцев. Третьим же веком датируется памятник, поставленный центурионом, по всей видимости, IV Флавиева легиона в кастелле Трикорния (г. Ритопек) (IMS, I, 80). Имя посвятителя не сохранилось. Юпитеру Наилучшему Священному оставил надпись на жертвеннике некий Марк Ульпий Виатор, бенефициарий, у своей станции близ современного города Митровицы (Вулич, 71, № 209). Юпитеру Высочайшему Наилучшему Хранителю поставил памятник аквилифер, вероятно, VII Клавдиева легиона Кассий Гамел в Виминации (Вулич, 71, № 310). {101}
В некоторых посвящениях Юпитер встречается вместе с Юноной, Немесидой или в составе Капитолийской триады (Юпитер, Юнона, Минерва). Ее храм был выстроен в Риме на Капитолийском холме. В первом случае мы имеем надписи воинов VII Клавдиева легиона Гая Юлия Викторина из Наисса и Септимия Виталиса из района г. Слатины (Петрович, № 78; Вулич, 98, № 223). Во втором дедикантами являются Аврелий Севиний Прокул и Марк Аврелий Тициан — воины-бенефициарии, один из станции, располагавшейся близ современного г. Слатины, другой — из Скуп (г. Скопье) (Вулич, 71, № 208; Петрович, № 8).
В римской армии культ Юпитера мог находиться в синкретической связи с местными или восточными богами. В частности, мы имеем посвящение от личного состава когорты I Cretum из Эгеты (г. Брза-Паланка), где почитание верховного римского бога слилось с почитанием азиатского божества небольшого сирийского городка Долихе — Юпитеру Высочайшему Наилучшему Долихенскому (Петрович, № 46). Юпитеру Высочайшему Наилучшему Гелиополитанскому поставил алтарь в Дакии в кастелле Мисия близ г. Девы центурион IV Флавиева легиона Квинт Лициний Макрин (IDR, III, (3), 96). Город Гелиополь находился в Египте. Вероятно, воину принадлежала надпись из Дробеты, расположенной напротив верхнемезийского кастелла Понтес (г. Кладово). В ней культ Юпитера сливается с культом фракийского божества Збелсурда (Iovi Optimo Maximo Zbelsurdo — IDR, II, 20).
Среди ветеранов Юпитер, вероятно, почитался в несколько иной ипостаси. Кроме своего военного значения, он, как известно, покровительствовал земледельцам, ремесленникам, следил за соблюдением договоров и клятв. Если ветеран Аврелий Марцеллин, судя по имени, имел романизированное происхождение и поставил памятник Юпитеру в кастелле Трикорния, дабы показать свою лояльность к римской власти, то бывший сигнифер IV Флавиева легиона Тит Аврелий Аттик, имевший в Сингидуне звание квинквенала и занимавший в Сирмии в Паннонии должность декуриона, явно заботился о своей земле, полученной после отставки. В его посвящении кроме верховного римского бога присутствуют богиня Матери Земли и земледельческий бог Либер (IMS, I, 79, 16). Декурион военизированной коллегии ремесленников (collegii fabrorum ), бывший сигнифер одного из верхнемезийских легионов Аврелий Валерий, возможно, беспокоился {102} за успех своего коммерческого предприятия, воздвигнув памятник Юпитеру в районе с. Губеревац (IMS, I, 95).
Таким образом, Юпитер выступает в посвящениях воинов верхнемезийского гарнизона как покровитель императорской власти, Отечества, как бог-воитель. Точно так же почитался он и личным составом нижнемезийских войск римлян15). Дедикантами являются простые воины как латинского, так романизированного происхождения, командиры вспомогательных частей, офицеры младшего и высшего состава верхнемезийских легионов. Среди ветеранов Юпитер, надо полагать, почитался в несколько ином, но сходном во многих отношениях образе. Здесь он получает другие достоинства гражданского характера, служит, как и у воинов, гарантом лояльности дедиканта к правящей династии. Синкретизм выразился в слиянии культа Юпитера с местными и восточными божествами. Процесс "ренационализации" был характерен для римской религии II—III вв. н.э.
Из неофициальных римских богов в верхнемезийской армии широко почитались Маны. Надгробные плиты с их упоминанием обнаружены на территории провинции почти повсеместно: в Сингидуне, Виминации, Хорреум Марге (г. Чуприя), Скупах, во многих кастеллах на лимесе (ILS, 2373, 9225, 9091; CIL, III, 8196, 8156; IMS, I, 30, 38). Культ Манов достиг особого распространения на Дунае именно во II—III вв. н.э. Из общего количества рассматриваемых памятников им принадлежит около 40%. Дедикантами являются воины легионов и вспомогательных частей, ветераны, их близкие и сослуживцы различной этнической принадлежности.
Имеется 3 посвящения Диане. В начале II в. близ Бононии посвящение ей сделал ветеран IV Флавиева легиона Люций Херений Герман, как предполагает Б. Геров, бывший вольноотпущенник (Геров, № 32). В конце II в. Диане поставил алтарь из мрамора легат VII Клавдиева легиона Марк Лелий Максим в Виминации (Петрович, № 50). В начале III в. некто Герман (имя полностью не сохранилось), вестовой VII Клавдиева легиона воздвиг памятник богине в Аквах в Дакии. В надписи вместе с ней упоминаются "военные божества" Меркурий и Гений места (IDR, II, 141). Вероятно, в описанных памятниках Диана выступает в чисто римском варианте, как покровительница императоров и их легатов. Все дедиканты римского происхождения: ветеран, солдат действительной службы и высший офицер. {103}
Верхнемезийским гарнизоном почитался и целый ряд различных греческих богов. Останавливаться на всех нет возможности. Поэтому затронем лишь тех, о которых есть упоминания в эпиграфических источниках. II—III вв. датируются 4 посвящения Немесиде, в одном из которых она присутствует вместе с Юпитером и Гением места, 3 надписи сделаны бенефициариями близ своих станций на границе с Македонией, одна происходит из Сингидуна (Вулич, 71, № 210, 211, 223; IMS, I, 19). В первых трех случаях богиня имеет эпитет Священной повелительницы. Имена двух дедикантов говорят об их романизации: Ульпий Марциал, Септимий Виталис. Посвятитель из Сингидуна, возможно, восточного или греческого происхождения — Ауфидий Ингенуй. Имя третьего Гай Валерий Валенс — чисто римское. Из короткой надписи воина IV Флавиева легиона Валерия Кресценца, сделанной в 30-х гг. III в., известно, что в Сингидуне существовал храм Гекаты (IMS, I, 1).
Культы восточного происхождения проникали на нижний и средний Дунай двумя путями. Во-первых, посредством участия вексиляций легионов, вспомогательных частей в походах римлян на восток, а во-вторых, благодаря религиозной политике самих римских императоров, особенно начала III в. н.э. Выше уже отмечалось почитание солдатами верхнемезийского гарнизона Юпитера Гелиополитанского и Долихенского, храм которому, как полагает П. Петрович, существовал на территории канабы у кастелла Тимакум Минус16). Здесь же обнаружены терракотовые изображения Сераписа и Исиды. Как следует из надписи, обнаруженной у г. Чачак на границе с Паннонией, им поставил памятник в III в. трибун когорты, название которой не сохранилось, Гней Помпей Полициан (Вулич, 98, № 494). Культ солнечного бога Митры появился в армии Верхней Мезии, если судить по надписи ветерана IV Флавиева легиона Тита Теттия Плота из Эска (с. Гиген) в Нижней Мезии, еще в конце I — начале II вв. н.э. (Геров, № 31). Вероятно, Митре же поставил памятник в Сингидуне помощник центуриона Эмилий Доленс17). Многочисленная иконография представляет бога молодым человеком, поражающим быка. Воинов привлекала молодость Митры, воинственность, сила, непобедимость в битве со Злом, что и предопределило его особую популярность в римской армии в III в. н.э. {104}
Постепенный процесс "варваризации” римской армии, особенно далеко зашедший в III в., принес с собой почитание ее составом неизвестных ранее местных богов. В верхнемезийских легионах, судя по данным эпиграфики, имели место культы Фракийского всадника, Збелсурда.
Культ Героя-всадника (Heroi), сложившийся у южнофракийского племени одриссов в период образования царской власти, имел широкое распространение во Фракии и Нижней Мезии. Отсюда он и проникал вместе с рекрутами в ряды верхнемезийской армии. В местечке Глава Панега в Нижней Мезии, где находилось святилище этого бога, обнаружена посвятительная надпись некоего Муциана, очевидно, местного уроженца, служившего в IV Флавиевом легионе (Геров, № 59). В Верхней Мезии посвятительная табличка с изображением Фракийского всадника, принадлежащая также воину IV Флавиева легиона, романизированному фракийцу Марку Аврелию Люцию, была найдена близ с. Парачин (IMS, IV, 92). Конник изображен в коротком хитоне, в развевающейся хламиде. В правой руке он держит за ноги волка, на которого бросились две собаки. В Сингидуне существовала культовая коллегия рассматриваемого божества, возможно, воинов или ветеранов, куда наряду с фракийцами, судя по именам, входили выходцы из Греции, восточных провинций, люди римского происхождения (IMS, I, 2). Видимо, последние, находясь на чужбине, спешили заручиться поддержкой местных богов.
Почти ничего не известно о природе культа Збелсурда. Вероятно, первоначально он являлся родовым богом племени денделетов, жившего во Фракии18). Затем он распространился на придунайские земли, приобретя общефракийское значение. Как уже отмечалось выше, в римское время культ Збелсурда сливается с почитанием Юпитера. Судя по памятнику, оставленному помощником центуриона неким Секстием (имя полностью не сохранилось) в южной Сербии, культ Збелсурда имел место и в верхнемезийском гарнизоне (Вулич, 71, № 179).
Таким образом, на протяжении II—III вв. н.э. в римской армии Верхней Мезии особой популярностью пользовались официальные римские боги, что нашло свое отражение в широком почитании культов Юпитера Наилучшего Высочайшего, императоров. Рекрутируясь в ряды легионов и вспомогательных частей, воины различной этнической принадлежности, различного социального статуса {105} старались заручиться поддержкой могущественных богов, символизирующих несокрушимость Римской империи. Ставя им памятники, они тем самым выражали лояльность к правящей династии, верноподданнические чувства. Одновременно среди личного состава верхнемезийского войска имело место преклонение перед чисто "военными божествами", сулящими облегчение тягот военной службы, удачу в сражениях, военную добычу в случае успеха. Проникновение в среду солдат и офицеров восточных и греческих культов также зафиксировано источниками, но оно не было столь широким, базируясь в основном на религиозной политике императоров. Почитание местных божеств во многом зависело от присутствия в армии уроженцев Фракии и Нижней Цезии — романизированных фракийцев.
Рубцов С.М.
Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина.
1) Benea D. Din iatoria militara a Moesiei Superior si a Daciei. — Cluj-Napoca, 1983. — P. 29-30.
2) Webster G. The roman imperial army of the first and second centuries A.D. — L., 1969. — P. 111.
3) Mirkovic M. Rimski gradovi na Dunavu u Gornjoj Mezuji. — Beograd, 1968. — P. 28.
4) Vladescu M. Armata romana in Dacia Inferior — Bucuresti, 1983. — P. 32.
5) Benea D. Op. cit. — P. 141.
6) Златковская T.Д. Мезия в I—II веках нашей эры. — М., 1951. — С. 82.
7) Syme R. Danubian papers. — Buharest, 1956. — P. 96.
8) Szilagyi J. Aquincum. — Budapest, 1956. — P. 14.
9) Mocsy A. Pannonia and Upper Moesia. A history of the middle Danube provinces of the Roman empire. — L., 1974. — P. 198.
10) Штаерман E.M. Этнический и социальный состав римского войска на Дунае // ВДИ. — 1946. — № 3. — С. 257.
11) Wagner V. Die Dislokation der romischen Auxiliarformationen in den Provinzen: Noricum, Pannonien, Moesien und Dacien von Augustus bis Galienus. — B., 1938. — S. 130-131.
12) Штаерман E.И. Указ. соч. — С. 257.
13) Соловьянов Н.И. Культы римской армии в Нижней Мезии и Фракии: Дис. ... канд. ист. наук. — M., 1986. — С. 73.{106}
14) Сарновски Т. Коменданството на Първи италийски легион в Нове // Векове. — 1981. — № 5. — С. 36-37.
15) Соловьянов Н. И. Указ. соч. — С. 98.
16) Петрович П. Станице Timacum на путу Naissus-Ratiaria и античко населе код села Равна // Старинар. — 1976. — Т. ХХVI. — С. 53.
17) Maric К. Anticki kultovi u nasoj zemlji. — Beograd, 1933. — P. 82.
18) Op. cit. — P. 17.
Написать нам: halgar@xlegio.ru