Система Orphus
Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Якушкина Е.И.*)
Жертва в традиционной культуре сербов

[рец. на:] Г. Ђерић. Смисао жртве у традиционалноj култури Срба. Антрополошки оглед. Нови Сад, 1997.

Живая старина,
2002, № 1, стр. 59.
OCR OlIva.

Подзаголовок «антропологический очерк» как нельзя лучше отражает жанр книги. Это теоретическое исследование, разрабатывающее проблему жертвы как факта культуры и решающее вопрос, чем для общества является акт жертвоприношения.

Наибольший интерес для исследователя народной культуры представляет первая часть книги, содержащая этнографический материал (главы «Поводы, по которым совершается жертвоприношение», «Жертвенники» и «Человеческие жертвы»). В главе «Поводы, по которым совершается жертвоприношение» дается краткий обзор основных случаев, в которых приносятся жертвы: в ходе сельскохозяйственных работ, строительства, поиска кладов, межевания, свадьбы, погребального ритуала, празднования «славы» (дня святого-покровителя семьи), при рождении первого ребенка. В главе «Жертвенники» устанавливается, что в древности жертвы совершались у дубовых идолов или на камнях, следы чего сохранились в широко распространенном обычае почитания какого-либо дерева, у которого в определенные праздники всем селом закалывают скот, а также в обычае «кормления» дубового полена, которое приносят в дом в рождественский сочельник. Сохранились и обычаи приносить в жертву скот на огромных камнях, сопровождая это молитвой о плодородии и здоровье и раздачей кусков мяса всем присутствующим.

Большое внимание Г. Джерич уделяет поиску следов былой практики человеческих жертвоприношений в современной обрядовой традиции и фольклоре (волшебных сказках и эпических песнях). Представление о необходимости принесения в жертву первого ребенка отражено, по мнению автора, в легендах о госте, требующем, чтобы родители зажарили своего ребенка, после чего в дом приходило благополучие. Мотивы народных песен свидетельствуют о позднейшей субституции в акте жертвоприношения первого ребенка первым ягненком. Констатируется типичность мотива необходимости отдать первое во имя благополучия последующего. Далее рассматриваются типы жертвоприношений по способу умерщвления жертвы: сжигание, замуровывание, закалывание, потопление. Мотив замуровывания людей при строительстве различных сооружений, в частности мостов, находит многочисленные подтверждения в народной эпике и преданиях. За счет жертвы строение, с одной стороны, приобретает душу, а с другой — оказывается возможным снискать милость демонического существа, охраняющего место строительства. Приводятся многочисленные обрядовые и фольклорные свидетельства о потоплении жертв (следы этого автор, в частности, усматривает в обычаях толкать девушек в воду на Юрьев день или прыгать в воду для того, чтобы сопутствовала удача в пути), легенды о водоемах, содержащие мотив гибели человека, сказочный мотив «бесплодия» реки, в которой никто не утонул.

Вторая часть работы сугубо теоретическая. В ней обсуждается проблема происхождения жертвоприношения: из практики языческого культа или из антропофагии, имеющей магический смысл (с привлечением материала традиций, далеких от славянской); рассматривается отношение жертвы к насилию («жертвоприношение — разрешенное насилие», предписываемое обществом для предотвращения большего насилия); очищение, приносимое жертвой («после каждого жертвоприношения <...> члены общества остаются в состоянии спокойствия и мира. Обряд совершается ради избавления от неуверенности и установления прочной взаимосвязанности»; в качестве примера автор приводит коллективную жертву на Косовом поле, духовно возвысившую сербский народ).

Цель своей работы Г. Джерич формулирует как «необходимость продемонстрировать мнимость действенности обрядов, за которыми скрывается неуверенность в собственных силах».



*) аспирант; МГУ им. М.В. Ломоносова


























Написать нам: halgar@xlegio.ru