Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. К разделу Россия – этнография |
Живая старина. 1890, № 2. Стр. 137-138.
Орфография частично осовременена.
Разрядка заменена подчеркиванием.
OCR OlIva.
Оказывается, что этим вопросом задавались наши предки, и уже в ХVII веке, не зная настоящей причины, один книжник ответил на него легендой. В одной рукописи XVI в. (Соф. № 1462 л. 82) находим следующую статью:
«Что ради наречеся Иван вечер Купалницею и коеа ради вины полезно есть на различныя лечебныя потребы? Ответ. Добре въпрашаеши, възлюбленне, тайна убо царскаа добро есть таити, дела же Христова проповедати преславно есть. От много убо пытания сиа навыкох от искуснейших мужъ: в каа времена и в коих странах преж сие учинися прозвание. Бе человек благочестив в Израили, именем Товит. И оклеветан бысть к царю и избег вне града и успе под стеною царскою, отворени очи имы. Птицы же, зовомыя ластовицы, упустишя кал свой на очи его. И бысть на очию его белма. Бе же отроковица от роду его, имущи в себе беса. И повеле сыну своему Товиту поняти еа. Он же не смеаше беса ради, прежде бо того семь муж убьени быша от беса. И помолися отроковица Богу, и посла Бог на помощь има ангела своего Рафаила. И рече Товит сыну своему Товиту: с рукописанием отиди в Мидию и оттуду, взем десять талант злата, скоро принеси ми. Отроку же пытающу спутника и обрете ангела Божиа Рафаила, яко человека стояща. И рече Товиту: аз путь сведаю, а имя ми Назарья, да иду с тобою. И приидоша к реце Тигре, отроку же влезшу купатися по свету ангелову, и прииде к нему рыба лиа, по нашему же осетр. И рече ему ангел: ими рыбу и, прорезав чрево ея, възми утробу и сердце и желчь и съхрани. Отроку же въпрашающу: чему се на потребу? и рече ему ангел: утробою и сердцем кадящи изгонит беса и поимет отрок отроковицу жену себе; желчию же потребити белмо. Егда же возвратися Товит к отцу своему и створи, якоже сказа ему ангел, и прогнан бысть бес каждением сердца и утробы, и потребися белмо помазанием желчи. И оттоле мнози назнаменашя той день, в он же Товит купася съветом ангеловым, месяца иуниа {138} в 23, яко той день благопотребен есть на всяку ползу роду человеческому».
В приведенной статейке мы видим любопытный образчик того, как книжник народному обычаю и верованию старается дать объяснение и оправдание при помощи церковной литературы. Интересный сюжет библейской «Книги Товита» пользовался в старину большою популярностью и лег в основу апокрифическаго разсказа о том, «как Пров назвал Иисуса братом» (в компиляции с именем болгарскаго попа Иеремии), и однороднаго с ним «Указа о братотворении»; эта последняя легенда пересказывалась у нас для объяснения происхождения очень распространеннаго в старину у Греков и православных Славян обычая «братотворения», «побратимства» или братства названнаго (Разбор легенды см. в нашей книге: «Материалы и Заметки по старинной славянской литературе» в. I. М. 1888 г. стр. 168-172). Не делая никаких выводов, заметим, что жена Семиклея — Селевкия, не названная в текстах югославянскаго апокрифа, в русском «Указе о братотворении» называется Купавой.
Написать нам: halgar@xlegio.ru