Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К разделу Казачество

Лащилин Б.С.
Старинные музыкальные инструменты донских казаков

Историко-краеведческие записки.
Вып. 4. Волгоград, 1977. Стр. 92-93.
OCR OlIva.

Казаки — народ музыкальный. Они любят повеселиться, попеть и поплясать как дома в дни семейных торжеств и праздников, так и во время военных походов в часы недолгого отдыха.

Песни и пляски не обходились без музыки. Музыкальные инструменты были незамысловатыми. Делали их чаще всего свои же местные мастера-умельцы.

Наиболее распространенными ударными инструментами на Дону и в Прихоперье были бубен и трензель. Бубен состоял из двух круглых ободов — деревянного и металлического, последний изготовлялся из тонкого железа или листовой меди. В ободах имелись четырехугольные или круглые прорези, в которых крепились маленькие колокольчики или небольшие бубенчики. К ободьям туго крепилась кожа. Она должна быть тонкой и эластичной, так как от этих ее качеств зависит звонкость и мелодичность бубна. Изготовлялась она особым способом из шкур барана или собаки. Бубны различались и по величине, и по звучанию.

Другой музыкальный инструмент — трензель состоял из стальной крепкого закала проволоки диаметром до одного сантиметра и имел форму треугольника. В вершине треугольника крепился тонкий ремешок, за который исполнитель держал трензель во время игры. Звуки издавались ударом стальной палочки.

Бубен и трензель широко распространены среди донского казачества и в наши дни. В некоторых станицах и хуторах их используют участники художественной самодеятельности, особенно при исполнении фольклорных произведений.

Третий старинный музыкальный инструмент — камышовые дудки — относится к числу духовых инструментов. Такие дудки использовались в начале XX века, когда их вытеснила гармоника, но и в настоящее время можно встретить умельцев, которые изготовляют и играют на них. В 1948 г. Донская фольклорная экспедиция Института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР выявила в хуторе Соловьевском Новоаннинского района двух стариков-казаков — Георгия Ивановича Котоврасова и Григория Минаевича Емельянова. Они лихо исполняли на камышовых дудках несколько плясовых песен. Дудка состоит из двух пустотелых трубочек из камыша, правая имеет шесть ладов, левая — три. Между собой они соединяются специально изготовленным рогом быка или коровы. Звук производился с помощью воздуха, вдыхаемого играющим. По свидетельству стариков-казаков, игроки на камышовых дудках иногда создавали оркестр из семи-восьми инструментов. Звучность камышовых дудок довольно сильна: игра даже на одном инструменте была слышна за три-четыре километра. Обычно рог дудок украшался резным орнаментом, состоявшим из кружочков и прямоугольников.

Камышовые дудки наших прихоперских станиц и хуторов несколько походят на музыкальный инструмент древних греков — «дудку пана», старейший музыкальный инструмент, известный науке.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru