выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
Известия высших учебных заведений. Правоведение. № 2, 1960 г.
[158] — Начало страницы.
OCR Bewerr.
[158]
Опубликованная в № 1 настоящего журнала за 1959 г. статья В. С. Покровского «Договор Великого Новгорода с Готландом и немецкими городами 1189—1195 гг. как памятник международного права» вызывает большой интерес. В ней разбирается древнейший из дошедших до нас международных договоров Новгорода. Эти договоры являются содержательными, но недостаточно научно разработанными памятниками, в которых отражены многие нормы древнерусского права, не сохранившиеся в других источниках.
Автор по-новому подходит к анализу правового содержания статей договора. Если предшествующие исследователи искали в разбираемом акте только нормы русского права, то В. С. Покровский поставил себе целью проследить в нем взаимодействие русского права с западным — готландским и любекским, справедливо считая, что в международных соглашениях, как правило, находят свое отражение юридические воззрения договаривающихся сторон. В результате своего исследования В. С. Покровский выявил ряд статей договора, в которых он видит влияние права западноевропейских контрагентов Новгорода.
Работа В. С. Покровского, как всякое исследование, в котором впервые разбирается тот или иной материал под новым углом зрения, содержит ряд недостаточно обоснованных положений. Возражению против одного такого, как нам кажется, неубедительного вывода, касающегося принципиального вопроса, и посвящена настоящая заметка. Речь идет о береговом праве, которое, по мнению В. С. Покровского, существовало в Великом Новгороде и было отменено лишь в результате переговоров при заключении договора 1189—1195 гг. В. С. Покровский пишет: «По договору отменялось старофеодальное береговое право. .. Было бы неверным думать, что отмена берегового права есть нововведение чисто русского порядка, так как оно было значительно раньше отменено в Западной Балтике».1) В уничтожении этой феодальной прерогативы на русском берегу Балтики он видит один из моментов влияния немецкого права, смягчившего в некоторых статьях договора суровый русский обычай.2)
Такая точка зрения является новой. Нельзя указать ни одного русского дореволюционного историка, который признавал бы наличие берегового права в средневековой Руси. Советские исследователи также считают, что зачатки берегового права у восточных славян были уничтожены еще в X в., о чем свидетельствуют договоры Киевской Руси с Византией.3)
Западноевропейские историки, занимавшиеся этим вопросом, не говорят о береговом праве на территории Новгородской земли. Л. К. Гетц в «Истории немецко-русской торговли средневековья» отмечает, что «среди договоров Ганзы с Новгородом нет ни одного, который устанавливал бы освобождение от берегового права...».4) А. Бекштедт, специально изучавший борьбу главного города Ганзы Любека за отмену берегового права в прибалтийских странах, ничего не говорит о береговом праве на новгородском участке Финского залива.5) Финский ученый В. Ниитемаа, автор новейшей монографии по развитию берегового права в Северной Европе, также обходит молчанием вопрос о береговом праве в Новгородской земле.6) Проф. М. Шефтэл (США) отмечает, что запрещение берегового права с 911 г. — характерная черта режима иноземцев в Новгородско-Киевской Руси.7) [159]
Молчание западноевропейских авторов по этому вопросу не случайно. Дело в том, что акты и грамоты ганзейских городов, которые были использованы названными исследователями, не содержат материала, поддерживающего тезис о наличии в Великом Новгороде берегового права. Документы ганзейских городов сохранились и изданы в огромном количестве. По ним можно проследить почти что все конфликтные дела, которые Новгород имел с Ганзой в течение нескольких веков. Поэтому отсутствие в них указаний на нарушения прав собственности ганзейских купцов, потерпевших кораблекрушение у русских берегов, следует считать сильным доводом против предположения о наличии берегового права в Новгородской боярской республике, тем более что и русские источники также не дают материала для поддержки такого предположения.
Для подтверждения того, что на Готланде береговое право было отменено раньше, чем в Новгородской земле, В. С. Покровский ссылается на текст Введения к Кодексу висбюского городского права (в изложении М. Славянского).8) Из этого памятника XIV в., излагающего историю становления права Висбю, мы узнаем, что в древние времена, когда на Готланде начали собираться люди различных народностей, они скрепили клятвой мир, дававший им право спасать и сберегать свое имущество на береговой полосе шириной в восемь сажен.9) В. Ниитемаа относит это событие к первой половине XII в., т. е. ко времени до заключения договора 1189—1195 гг. и находит отражение его в русском топониме договорных грамот «Готский берег».10) Автор монографии по истории Готланда в средние века Г. Н. Ирвинг считает вполне возможным, что под «скрепленным клятвой миром» во Введении к Кодексу висбюского права подразумевается ратификация на Готланде древнейшего (не дошедшего до нас) торгового договора между этим островом и Великим Новгородом. Клятва как действие, скрепляющее договор, вызывает у Г. Н. Ирвинга реминисценции не с западными обычаями, а с церемониалом при заключении русско-византийских договоров X в.11) Если, таким образом, шведский историк сам высказывает мысль, что первичная отмена берегового права на Готланде была провозглашена в связи с заключением новгородско-готландского торгового договора, то мы вправе пойти дальше и считать, что это произошло не без сильного влияния правовых воззрений русской стороны. Во всяком случае текст Введения к праву Висбю отнюдь не подкрепляет тезиса В. С. Покровского.
Та статья договора 1189—1195 гг., которую В. С. Покровский, по-видимому, считает устанавливающей отмену берегового права, содержит лишь самую общую взаимную гарантию безопасности передвижения торговых караванов по земле и воде договаривающихся сторон.12) Такие гарантии входили во все русские торговые договоры средневековья (позже они выражались формулой «путь чист») и к береговому праву отношения не имеют, так как трактуют о движении людей и о перевозке товаров в нормальных условиях. Береговое же право вступало в силу лишь по отношению к имуществу и лицам, потерпевшим кораблекрушение. Поэтому только тогда можно говорить, что та или иная статья договора касается берегового права, если в ней специально упомянуто кораблекрушение и его последствия.
Таким образом, при полном отсутствии свидетельств, источников можно утверждать наличие берегового права в Новгороде Великом лишь на основе умозаключений, считая, что столь характерное для западно-европейского феодального общества явление должно было бы также в той или иной форме существовать в феодальном Новгороде. Но и чисто теоретические рассуждения должны, по нашему мнению, неизбежно привести к отрицанию возможности возникновения и развития берегового права в Великом Новгороде X—XII вв.
Для выяснения этого вопроса рассмотрим сперва содержание термина «береговое право». Береговым правом называют обычно две качественно разные вещи. С одной стороны, этим термином обозначают (не совсем точно) обычай многих приморских племен дофеодальной формации, состоявший в том, что они считали себя вправе присваивать и использовать выбрасываемые морем на их берег предметы, не различая при этом, являлись ли они настоящими дарами природы (как рыба, лес, водоросли) или же они принадлежали до того каким-то другим людям и попали в воду и на берег в результате кораблекрушения. С другой стороны, тот же термин служит для обозначения собственно берегового права феодально устроенного общества, права, основывающегося на собственности феодала на землю и на то, что она приносит. На основе его прибрежный феодал мог присваивать разбивавшиеся у его берегов корабли с грузом и требовать от спасшегося экипажа выкуп. [160]
Совершенно естественно, что на территории тех племен, у которых первоначальный обычай захвата всех даров моря был давно и сильно развит, феодальное береговое право укоренялось легко и впоследствии трудно изживалось. В. Ниитемаа отмечает, что принципы феодального берегового права соответствовали правосознанию древних германских племен.13) Финские племена, населявшие часть побережья восточной Балтики, также славились своим беспощадным отношением к мореплавателям.
Для удовлетворения существовавшей у народов Северного моря и Балтики потребности межплеменного обмена выработалась система так называемых «бирков», т.е. определенных мест, где в условиях взаимной безопасности могли съезжаться для торговли местные и иноземные купцы. Именно на таком заповедном месте и возник город Висбю на Готланде.
Но неправильно было бы думать, что варварские береговые обычаи были одинаково сильно развиты у всех прибрежных племен Балтики. Так, очень достоверный автор XI в. Адам Бременский отмечает, что балтийское племя древних пруссов всегда оказывало посильную помощь кораблям, терпящим бедствие у его берегов.14) Слабое развитие жестоких береговых обычаев у пруссов следует объяснять не какой-то исконной, присущей именно этому народу гуманностью, а в первую очередь ранней экономической заинтересованностью в развитии торговли и мореплавания: как раз этот участок берега Балтийского моря с древних пор славился добычей янтаря и привлекал с самых первых столетий нашей эры купцов и мореплавателей из всех стран Европы, меновая торговля с которыми была для прибрежных жителей выгоднее, чем их ограбление.
У новгородских славян также не могло быть достаточных экономических предпосылок для длительного сохранения жестоких береговых обычаев: они жили по берегам рек, являвшихся древними торговыми путями, рано включились в активную торговлю и во время морских торговых экспедиций, несомненно, страдали от береговых нравов своих финских и германских соседей. Если поставить вопрос, можно ли, исходя из марксистского положения, что «правовые отношения... коренятся в материальных жизненных отношениях»,15) предположить о возникновении и существовании в Новгородской земле X—XII вв. феодального берегового права, то ответ может быть только отрицательным. Господствующие в Новгороде группы феодалов с самого начала новгородской государственности были экономически сильно заинтересованы в поддержании зарубежных торговых связей. Скапливающиеся в их руках в виде оброка большие количества мехов и воска приобретали для них лишь тогда значение, когда они могли быть обменены на предметы роскоши и изделия западноевропейского ремесла. Так как Новгород был расположен вдали от моря, то для правящих кругов Новгорода было жизненной необходимостью держать в своих руках путь из открытого моря по рекам и озерам до городских причалов и сделать этот путь безопасным для своих и чужих купцов. В силу этой необходимости все обычаи ижорских насельников устья Невы и прилежащего побережья, которые могли нанести ущерб плывшим в Новгород и из Новгорода купеческим кораблям, были, по-видимому, еще в X в. решительно искоренены, а притязания феодалов, не заинтересованных в торговле (если таковые были), беспощадно подавлены. В таких условиях развитие берегового права местных землевладельцев было совершенно невозможным. Наоборот, новгородские власти использовали ижорских феодалов для охраны морских подступов, для «стражи морской». Известен в такой роли старейшина Пелгусий — соратник Александра Невского.16) В договорах XIII в. Новгород брал на себя ответственность за безопасность плавания иноземных купцов на участке пути от острова Котлина до Новгорода.17)
Как киевские феодалы не могли допустить развития берегового права на торговом пути по Днепру в Черное море и в Византию, что нашло свое отражение в договорах X в., так и новгородские феодалы предпочитали выгоду от упорядоченных торговых отношений случайной наживе при захвате потерпевших крушение кораблей. Не иначе обстояло дело и в Смоленской земле. Договор, заключенный смоленским князем в 1221 г., свидетельствует о помощи, которую оказывало прибрежное население при спасении груза затонувших учанов.18) Этот пункт смоленского [161] договора интересен тем, что содержит передовой для того времени принцип участия местных жителей в спасательных работах за известное вознаграждение. В. Ниитемаа отмечает, что готландское право такого положения не содержало. Оно получило на Готланде силу закона лишь в результате заключения договора.19) Первенство русского обычая в этом случае несомненно.
Из всего сказанного можно сделать лишь один вывод, а именно: что отсутствие берегового права на морских и речных берегах древней Руси являлось характерной, экономически обусловленной чертой русского феодализма.
Поэтому точку зрения, высказанную В. С. Покровским, что береговое право в Новгородской земле было отменено лишь под влиянием западноевропейских юридических норм в связи с заключением договора 1189—1195 гг., следует считать ошибочной.
1) «Правоведение», 1959, № 1, стр. 97.
2) Там же, стр. 100.
3) Ф. И. Кожевников. Русское государство и международное право (до XX в.). М., 1947, стр. 127-129.
4) L. K. Gоеtz. Deutsch-russische Handelsgeschichte des Mittelalters. Lübeck, 1922, S. 235.
5) Alfr. Beckstaedt. Die Bemühungen Lübecks als Vorort der Hanse um Aufhebung des Strandrechts in den Ostseegebieten bis zur Mitte des XV. Jahrhunderts. Straßburg i E., 1909.
6) V. Niitemаа. Das Strandrecht in Nordeuropa im Mittelalter. Helsinki, 1955.
7) M. Szeftel, Prof. à Cornell University, Ithaca, N. Y. La condition legale des étrangers dans la Russie Novgorodo-Kievenne. Recueils de la Societé Jean Bodin, t. X, Bruxelles, 1958, p. 428.
8) См. «Правоведение», 1959, № 1, стр. 97 (прим. 34).
9) С. J. Sсhlуtеr. Corpus juris sveo — gotorum antiqui, Т. VIII, Stockholm. 1853, S. 21.
10) V. Niitemaa, l. c., S. 41-42.
11) H. N. Yrwing. Gotland under äldre Medeltid. Lund, 1940, S. 41-42.
12) Приводим текст этой статьи полностью: «Ходити новгородцю послу и всякому новгородцю в миръ в Немечьску землю и на Гъцкъ берегъ; такоже ходити немьчьмъ и гтяномъ в Новъгородъ без пакости, не обидимъ никымже». Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л., 1949, № 28.
13) В. Ниитемаа иллюстрирует это очень характерным примером из жития Вильфрида Гэльского, прибитого в 666 г. к англосаксонским берегам: «Язычники решили корабль захватить, добычу разделить, покорных пленных увести, сопротивляющихся — убить, говоря: все наше, что море на берег выбрасывает» (V. Niitemаа, 1. с., S. 16).
14) Alfr. Beckstaedt, l. с, S. 44-45.
15) К. Маркс. К критике политической экономии. М., 1950, стр. 7.
16) Новгородская первая летопись... М.-Л., 1950, стр. 292 и 448.
17) Грамоты Великого Новгорода и Пскова, № 29, № 31.
18) «Оу кого избиеть уочанъ, а любо челнъ, Б(ог)ъ того не дал, или оу Роусина или оу Латинского, оу техъ вълъсти, кто сю свободу далъ, товаръ его свободенъ, на въде и на березе бес пакости всякому; товаръ иж то потопилъ, брати оу место своею дроужиною из воды на берего. Аже надобе емоу болше помъчи, то наимоуи при послоусъхъ, кто был тои, что боудете послоухъ; что имъ посоулишь, то даи, а боле не даи». М. Ф. Владимирский-Буданов. Хрестоматия по истории русского права. Киев. 1908, стр. 107.
19) V. Niitemaа, l. с., S. 83.
Написать нам: halgar@xlegio.ru