выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
Новгородский исторический сборник, вып. 9, Новгород, 1959 г.
[241] — начало страницы.
OCR Сергей Трофимов.
[241]
Новгородский музей хранит интересную коллекцию старинных набивных тканей и досок. Из 60 образцов набойки около 20 относятся к облачениям сельского духовенства (фелони, епитрахили, стихари), остальные служат подклейками под покрова и плащаницы или же являются небольшими фрагментами ткани.
Фрагмент набивной каймы с покрова XVII века (инв. № 2104).
Набойка, как известно, нашла огромное применение в быту русского народа в XVI—XIX веках. Чаще она изготовлялась из холста, на который наносили орнамент деревянной резной доской с помощью натуральных красителей. С XVIII века распространилось также печатание по ткани масляной краской. В музее сохранились образцы набойки Новгородской, Петербургской, Костромской, Ивановской и других губерний. Они различны по [242] орнаментике. Узор древнейшей новгородской набойки выразителен и сочен. Примером может служить фрагмент набивной каймы с покрова XVII века (инв. № 2104). Растительные мотивы здесь наивно переплетены с замысловатыми геометрическими фигурами, фон ткани тщательно закрыт мелкими цветочными розетками и кружочками. Ткань набита лишь одной черной масляной краской, но выглядит красивой и цветистой (см. рис. на стр. 241). Русский народ любил затейливый ассиметричный орнамент и яркие краски, поэтому народное искусство приобретало жизнерадостность и пронизывалось светом.
Набойка XVII века с «огуречным» узором.
Широко распространенным в русской набойке XVII века был «огуречный» узор. Он представляет творческую переработку «огурцов» с восточных тканей (Средняя Азия, Индия). В русском орнаменте «огурец» превратился в лист, сопровождающий цветочную розетку. Этот мотив мы видим на выбойчатом подкладе одежды на жертвенник XVII века.
Фон выбойки синий, узор белый» рапорт 9*9 см. (см. рис. на стр. 242). [243]
В орнаментику русской набойки проникали не только восточные, но и западные узоры В средние века на Русь ввозилось много венецианских бархатов, французской парчи, голландских и испанских золотых и серебряных кружев.
В конце XVII века в искусстве России появились элементы пышного, претенциозного стиля барокко, который в XVIII веке стал ведущим и отражал эстетические взгляды русского дворянства. Барочные мотивы широко проникли в прикладное искусство, в том числе и в набойку. Под влиянием народных узоров они сильно изменились в сторону упрощения, приближения к натуре.
Набойка начала XVIII века (инв. № 2078).
В коллекции музея под № 2078 числится фелонь синей крашенины начала XVIII века с набивным оплечьем и каймою по подолу. Узор набойки тонко проработан и выполнен в духе барокко (см. рис. на стр. 243). Он состоит из объемных бутонов и распустившихся цветов роз и тюльпанов, обвитых длинными изящными листьями с зубчатыми краями. Контур рисунка набит черной краской, фон и процветка узора — красной. Размер рапорта 52 на 34 см.
В первой половине XIX века основными центрами производства набойки становятся Ивановская и Костромская губернии. Ткани по-прежнему набиваются вручную, но уже в специально оборудованных мастерских. Нередко по характеру узора и фона можно определить место и время изготовления набивной ткани. Так, точечный фон с реалистическим узором преобладал в ивановской [244] набойке, заштрихованный фон в Костроме и т. д. На рисунке на стр. 244 изображен фрагмент ивановской набойки конца XVIII — начала XIX веков. Тонкий белый холст ее набит с двух досок: черной краской — точечный фон и контур орнамента, темно-красной — подцветка узора.
Фрагмент ивановской набойки, конца XVIII—начала XIX веков.
В XIX веке в Западной Европе появляются первые ситцепечатные машины. В середине века в усовершенствованном виде они проникают в Россию. С этого времени машинное производство ситца вытесняет ручной труд по набивке тканей. Музейная коллекция из 54 деревянных набивных досок («манер») датируется XIX веком. Доски имеют прямоугольную форму и приблизительно одинаковые размеры (15 на 15 см). Рельефный орнамент большинства досок сделан из металлических полос, поставленных на ребро, некоторые обработаны на лицевой стороне плоской резьбой. Очень интересна печатная доска под № 2488. Размеры ее небольшие — 8 на 10 см, а форма приближается к ладони человеческой руки Она украшена плоскорельефным изображением рога изобилия — характерного мотива пряничных досок. По орнаменту и форме доска может быть отнесена к XVIII веку.
Русская набойка пока остается слабо изученной областью народного искусства. Ее небольшое собрание в Новгородском музее говорит о высоком: вкусе и мастерстве русских людей, в искусстве набивания тканей.
Написать нам: halgar@xlegio.ru