Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К разделу Россия

Наумова M.M.
Исследование красочного слоя икон из иконостаса Благовещенского собора Московского кремля

Древнерусское искусство. XIV—XV вв. М., 1984.
{26} - конец страницы.
Р а з р я д к а заменена жирным шрифтом.
OCR OlIva.

Для определения пигментного состава все иконы деисусного ряда были просмотрены под микроскопом МБС-2, отобранные микропробы красочного слоя исследовались различными физико-химическими методами. Ниже приводится детальное описание состава красочного слоя санкирей, поземов и деталей одежды святых на каждой иконе.

«Спас в Силах»

Санкирь. Цвет зеленый. Нижний слой санкиря, примыкающий к грунту1) (очень тонкий, типа подмалевки), состоит из дисперсной смеси желтой охры, мелких кристаллов глауконита (не больше 10 мк); в верхнем слое к этой смеси добавлены кристаллы глауконита размером порядка 500 мк (имеют темно-зеленый, почти черный цвет), комочки желтой охры (самые крупные имеют вид «чечевицы» с блестящей поверхностью, диаметром до 200 мк; блестящая поверхность связана, по-видимому, с большим количеством связующего, на котором замешаны эти комочки; подобного рода комочки встречаются на всех иконах «Деисуса»), мелкие коричневатые частицы гематита, отдельные частицы сажи.

Внешний круг «Славы». Смесь ультрамарина и белил.

Внутренний круг «Славы». Смесь ультрамарина, глауконита, белил.

Квадрат «Славы». Цвет красный. Киноварь.

Хитон Спаса. Красочный слой утрачен, первоначально был золотой; золото лежало на подготовке из желтой охры.

«Богоматерь»

Санкирь. Цвет зеленый. По составу аналогично санкирю «Спаса в Силах», однако в верхнем слое есть кристаллы ультрамарина.

Позем. Авторский слой практически весь утрачен.

Мафорий. Ультрамарин, белила.

Светло-коричневая кайма мафория. Смесь коричневой охры2) с белилами, отдельными кристаллами глауконита и ультрамарина.

«Предтеча»

Санкирь. Цвет зеленый. По составу аналогично санкирю «Спаса в Силах» и «Богоматери», однако ультрамарина в верхнем слое санкиря гораздо больше, чем в иконе «Богоматерь».

Позем. Цвет темно-оливковый. Состоит из смеси ультрамарина и глауконита, отдельных частиц белил и комочков желтой охры, гематита.

Хитон. Желтая охра смешана с ультрамарином и сажей; складки лессированы ультрамарином.

Гиматий. Цвет зеленовато-оливковый. Смесь кристаллов глауконита, ультрамарина, комочков {26} желтой охры, белил. По составу смесь похожа на состав позема, но в поземе существенно меньше комочков желтой охры; на поземе более плотный, пастозный красочный слой. Складки лессированы ультрамарином.

«Архангел Гавриил»

Санкирь. Цвет зеленый. По составу аналогичен предыдущим иконам, отдельные кристаллы ультрамарина.

Позем. Цвет темно-зеленый. Смесь ультрамарина, сажи, глауконита, небольшого количества белил, отдельных комочков желтой охры, сажи, гематита.

Хитон. Ультрамарин, белила.

Плащ. Цвет вишневый. Умбра, складки лессированы ультрамарином, в пробелах ультрамарин.

Крылья. Цвет светло-коричневый, с золотым ассистом. В охру добавлены отдельные кристаллы глауконита, белила, сажа.

«Апостол Павел»

Санкирь. Цвет зеленый. В отличие от предыдущих икон в верхнем слое санкиря нет очень крупных кристаллов глауконита, самые крупные 300 мк. Ультрамарина практически нет.

Позем. Цвет темно-зеленый. Смесь ультрамарина, глауконита, сажи, белил, отдельные комочки желтой охры, гематит.

Гиматий. Цвет коричневато-сиреневый. Охра, тени лессированы ультрамарином, в пробелах много ультрамарина.

Хитон. Цвет синий. Ультрамарин.

«Апостол Петр»

Санкирь. Цвет зеленый, но с желтоватым оттенком. Очень крупных кристаллов глауконита нет; много частиц гематита (несколько больше, чем в предыдущих иконах), видны отдельные кристаллы ультрамарина. Более желтый оттенок санкирь приобрел, по-видимому, из-за большего количества желтой охры в смеси по сравнению с другими иконами.

Позем. Цвет зеленый. Смесь большого количества сажи, глауконита, белил, отдельных комочков желтой охры и отдельных кристаллов ультрамарина, гематит.

Гиматий. Цвет желтый. Смесь желтой охры с белилами и мелкими кристаллами глауконита.

Хитон. Цвет синий. Ультрамарин, белила.

«Иоанн Златоуст»

Санкирь. Цвет зеленый. В слое санкира, примыкающем к грунту, дисперсная смесь желтой охры, глауконита, сажи, ультрамарина, причем и сажи и ультрамарина много. В верхнем слое в основном смесь желтой охры с глауконитом (размеры крупных кристаллов не превышают 100—200 мк, и их не очень много) и отдельными комочками желтой охры (не очень крупные, мельче, чем в предыдущих иконах), гематит. Ультрамарина в верхнем красочном слое практически нет.

Позем. Цвет темно-зеленый. Смесь большого количества частиц сажи (много крупных округлых частиц) и глауконита, белила.

Одежда. Цвет синий. Ультрамарин, белила.

Ворот коричневый с золотым ассистом. Нижний красочный слой смесь охры с киноварью, отдельные мелкие кристаллы глауконита. В верхнем слое много мелкой сажи.

Переплет евангелия. Цвет красновато-коричневый. Написан аналогично вороту одежды.

«Василий Великий»

Санкирь. Цвет зеленый. Смесь желтой охры, глауконита (в верхнем слое много достаточно крупных кристаллов — 200-300 мк), комочков желтой охры (иногда 200 мк), гематита не очень много, ультрамарина практически нет.

Позем. Цвет оливковый. Смесь очень мелкой сажи с желтой охрой, белилами, отдельными кристаллами киновари, глауконитом (в основном, кристаллы глауконита в верхнем красочном слое, почти полностью утраченном)

Омофор. Цвет зеленовато-голубой. Смесь ультрамарина и глауконита с большим количеством свинцовых белил.

Одежда. Цвет оранжевый. Нижний слой дисперсная смесь светло-желтой охры, сверху лессировочный слой киновари.

Изнанка филони. Цвет сиреневый. В нижнем слое, лежащем на грунте, много мелких зерен ультрамарина, в верхнем слое практически только земляной пигмент темно-вишневого цвета с белилами.

«Архангел Михаил»

Санкирь. Цвет желтый с зеленоватым оттенком. В основе много желтой охры, цвет охры более интенсивный, чем на рассмотренных выше иконах, много частиц гематита и киновари, в нижнем слое мелкий глауконит, в верхнем — много крупных кристаллов (до 500 мк).

Позем. Цвет темно-зеленый. На грунте лежит рефтяная подготовка из мелкой сажи, а затем слой из смеси ультрамарина, глауконита, белил, отдельных частиц киновари и гематита.

Хитон. Цвет синий. Ультрамарин, белила.

Плащ. Цвет красный. Киноварь.

Крылья. Цвет коричневый, с золотым ассистом. Нижний слой состоит из темно-коричневой охры с отдельными кристаллами киновари, глауконита, отдельные мелкие комочки желтой {27} охры, сажа. Аналогично написана коричневая полоса хитона.

«Мученик Георгий»

Санкирь. Цвет желтый с зеленоватым оттенком. Смесь желтой охры с большим количеством мелких и крупных частиц сажи, много киновари, есть очень мелкие кристаллы глауконита (до 10-20 мкм), комки желтой охры; глауконит в верхнем слое санкиря; отдельные мелкие кристаллы ярь-медянки.

Позем. Цвет зеленый, мраморный рисунок. Смесь глауконита, ярь-медянки, сажи, белил. Мраморный рисунок сделан более пастозным слоем этого же состава.

Хитон. Цвет синий. Красочный слой почти весь утрачен, осталась рефтяная подкладка из мелкотертой сажи и отдельные зерна очень мелкого ультрамарина, лежащие поверх. Зерна ультрамарина гораздо мельче, чем на всех остальных иконах «Деисуса».

Плащ. Цвет красный. Киноварь.

Кайма плаща. Цвет зеленый. Ярь-медянка, белила.

Подкладка плаща. Цвет желтый. Смесь желтой охры с отдельными кристаллами киновари, ультрамарина.

«Мученик Дмитрий»

Санкирь. Цвет зеленый. Смесь желтой охры с глауконитом (от 10 до 300 мк), сажа, гематит, немного киновари.

Позем. Цвет зеленый. Смесь глауконита с белилами (белила имеют вид эмульсированной массы).

Гиматий. Цвет темно-зеленый. Смесь глауконита, ультрамарина, сажи, белил (белила имеют вид эмульсированной массы, видны отдельные округлые частицы белил).

Кайма гиматия. Цвет оранжевый. Смесь красновато-коричневого земляного пигмента с киноварью и белилами, поверх сделан рисунок ярь-медянкой и золотом.

Полученные данные о технологических особенностях красочных слоев санкирей и поземов центральной группы икон «Деисуса», приписываемых Феофану Греку, заставляют предполагать, что практически для санкиря каждой иконы мастер использовал индивидуальную смесь, применяя один и тот же набор пигментов и получая различные оттенки зеленого цвета. В верхний красочный слой санкиря «Предтечи» он добавил очень много достаточно крупных кристаллов ультрамарина, сведя их фактически к нулю на иконах «Апостол Павел», «Архангел Гавриил» и «Спас в Силах». На иконе «Иоанн Златоуст» он применил особый прием, — он смешал мелкий, почти пылевидный ультрамарин с сажей и этой смесью написал красочный слой санкиря, примыкающий к грунту.

Следует отметить, что использование в санкирях ультрамарина, как нам кажется, является характерным признаком именно этой группы икон. Остальные составляющие смеси — желтая охра, глауконит, гематит, сажа — это стандартный набор пигментов, обязательно используемых в санкирях древнерусских икон. Так же индивидуально составлялись красочные смеси для поземов этой группы икон. Поземы на всех иконах сильно утрачены, утраты затонированы, все это создает большие трудности в восприятии истинного цвета красочного слоя. Смешивая глауконит с ультрамарином, сажей и белилами на иконах «Архангел Гавриил» и «Апостол Павел», глауконит с сажей разной дисперсности на «Иоанне Златоусте» и «Василии Великом», а также меняя количество микродобавок в виде киновари, гематита, комочков желтой охры, мастер, по-видимому, добивался разного оттенка зеленого цвета. Сейчас эти нюансы утрачены, и все поземы кажутся одинакового желто-зеленого, почти черного цвета.

Несколько отличается от центральных икон «Деисуса» икона «Архангел Михаил». Санкирь ее имеет желтоватый, теплый оттенок, который, по-видимому, обязан своему цвету несколько другому составу желтой охры и большому количеству примеси гематита и киновари. (Глауконит санкиря на иконе «Архангел Михаил» аналогичен степени дисперсности и цвету глаукониту на иконах «Спас в Силах», «Архангел Гавриил», «Богоматерь», «Предтеча».) В отличие от центральных икон «Деисуса» позем на иконе «Архангел Михаил» написан на сажистой подготовке.

Несколько похож по своему составу на санкирь «Архангела Михаила» санкирь иконы «Мученик Георгий», основу которого составляет такая же желтая охра, смешанная с гематитом и киноварью, однако большая примесь мелкой сажи и очень мелкого (пылевидного) глауконита придает санкирю холодный зеленоватый оттенок.

Санкирь иконы «Мученик Дмитрий» по составу и цвету не отличается от санкирей икон центральной группы «Деисуса». Характерным отличием этой иконы является особого вида форма частиц белил, — они имеют вид эмульсированной массы и на других иконах не встречаются.

На иконах мучеников на кайме плащей были обнаружены бирюзовые кристаллы ярь-медянки, которая на других иконах «Деисуса» не встречается. Как видно из описания {28} красочных слоев икон мучеников, каждая из них имеет свои характерные технологические особенности, отличающие их друг от друга и от остальных икон деисусного ряда.

Исследование красок икон праздничного ряда Благовещенского иконостаса находится в стадии эксперимента. Однако уже сейчас обнаружена очень важная особенность этого ряда.

Санкири правой группы («Распятие», «Сошествие во ад», «Успение», «Сошествие св. духа», «Оплакивание», «Тайная вечеря», «Вознесение») отличаются от санкирей икон, приписываемых кисти Андрея Рублева («Благовещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Крещение», «Сретение», «Въезд в Иерусалим»). Все санкири левой группы имеют холодный зеленоватый оттенок, написаны смесью желтой охры (аналогичны охре на санкирях «Мученика Георгия» и «Архангела Михаила»), большого количества очень мелкой сажи, отдельных мелких кристаллов глауконита и киновари.

Санкири всех икон правой группы имеют теплый коричневатый оттенок и написаны смесью гематита, киновари, сажи, отдельных кристаллов глауконита и ярких бирюзовых кристаллов ярь-медянки, которая в санкирях левой группы отсутствует.

Предварительные исследования красочной палитры икон праздничного ряда показали, что единственным синим пигментом на этих иконах является азурит в отличие от икон деисусного ряда, на котором все оттенки синего цвета написаны ультрамарином. На всех иконах праздничного ряда в деталях одежды, архитектуры, поземах широко использовалась ярь-медянка; на иконах деисусного ряда этот пигмент обнаружен только на иконах мучеников.

Даже эти предварительные результаты заставляют с осторожностью подходить к решению вопроса об участии в создании икон праздничного ряда мастера центральной группы икон деисусного ряда.

Для того, чтобы иметь возможность подойти к решению вопроса об участии в создании иконостаса разных мастеров, исходя из особенностей красочных смесей, необходимо дальнейшее исследование красочного слоя икон, приписываемых кисти Андрея Рублева и Феофана Грека, из собраний различных музеев Советского Союза.


1) Особенность красочного слоя древнерусских икон состоит в том, что истертые мелкодисперсные пигменты всегда составляют основу нижнего красочного слоя, примыкающего к грунту; верхний красочный слой содержит крупные кристаллы или частицы пигментов, которые и являются основными носителями цвета.

2) Хотелось бы обратить особое внимание на следующее очень важное обстоятельство, связанное с термином «охра». В минералогической литературе «охрами» называют природные смеси минералов желтого цвета, обусловленного присутствием гидроокислов железа. Поэтому термины «красная», «коричневая» и «зеленая» охра лишены смысла. Но, поскольку в искусствоведческой литературе эти понятия широко используются, необходимо иметь в виду, что они относятся к многокомпонентным (полиминеральным) природным смесям окислов Fe, Mn, различных глинистых минералов и органических компонентов типа легнитов, окраска этих смесей связана с присутствием окислов или гидроокислов Fe+3, Fe+2 и Mn. Для точной идентификации образцов земляного пигмента необходимо определить полный минеральный состав образца, что в настоящее время связано со значительными методологическими трудностями. Методика точного определения состава земляных пигментов находится в стадии разработки ОФХИ ВНИИР.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru