выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
Вопросы истории, 1963, № 11.
[210] — начало страницы.
Установление точной даты исторического события имеет важное значение. В этой связи нам хотелось бы обратить внимание на датировку разгрома восстания Хлопка (этот разгром связывают с гибелью в этой битве И. Басманова), данную В. И. Корецким в комментарии к 4-й книге «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева. Как известно, этот вопрос до сих пор еще не решен в исторической литературе. Попытка автора комментария прийти к определенному выводу заслуживает внимания, но, к сожалению, приводимые им аргументы, на наш взгляд, лишены основания. [210]
В. И. Корецкий пишет (стр. 733), что правительственным войскам в решающем сражении под Москвой 9 сентября 1603 г. удалось разбить восставших крестьян и холопов. Таким образом, как видно из изложенного, этот день он считает окончательно установленной датой разгрома восстания Хлопка. При этом В. И. Корецкий ссылается на собственную статью, в которой он пишет: «9 сентября 1603 года царские войска во главе с окольничим И. Ф. Басмановым дали близ Москвы решающее сражение отряду Хлопка. Восставшие потерпели поражение».1)
Какие же аргументы выдвигает В. И. Корецкий в обоснование этой даты, неизвестной ранее в русской истории? Описывая некоторые синодики Троице-Сергиевой лавры, он далее пишет: «Из другого синодика узнаем, что корм (поминки. — С. Л.) в XVII веке по роду Басмановых был приурочен к 9 сентября. Сопоставляя это известие с «Новым летописцем», сообщающим о повелении Бориса Годунова погрести И. Ф. Басманова в Троице-Сергиевом монастыре «честно», что предполагает по нравам того времени не только торжественные похороны, но и установление на будущее в монастыре кормов и поминаний об убитом на царской службе воеводе, а также принимая во внимание факт помещения И. Ф. Басманова в синодиках сразу же за умершим 8 сентября 1603 года келарем Евстафием Головкиным, мы пришли к выводу о том, что гибель И. Ф. Басманова в сражении с Хлопком следует отнести к 9 сентября 1603 г.» (стр. 132).
Синодик, на который ссылается автор, помещен, как он сам указывает,2) в «Собрании Троице-Сергиевой лавры» (№ 814, л. 21). Обращаемся к синодику и констатируем, что поминки в день 9 сентября были установлены по всему роду Басмановых, от его основателя Алексея Басманова, казненного, как известно, еще при Иване Грозном, до инокини Ираиды (жены Ивана Басманова — Ирины).3) В синодике по этому поводу значится: «Род Басмановых Алексия, Федора, Петра, Ивана, Петра, Дарию, иноку Пелагею, иноку Ираиду» («вдова Орина Иванова, жена Басманова»).4)
Род Басмановых угас в 1642 г. как по мужской, так и по женской линии. Иван Басманов был женат и имел только одну дочь Фетинью, умершую в 1642 году.5) С ее смертью род Басмановых прекратился.6)
Средства на поминовение всех представителей рода Басмановых, перечисленных в синодике, были внесены в Лавру, очевидно, кем-то из его родственников, после того, как род Басмановых пресекся. Одним из указанных представителен этого рода был И. Ф. Басманов, погибший в сражении с Хлопком. Днем поминовения рода Басмановых было установлено 9 сентября. Почему именно 9-е, определить пока не удалось. Можно ли вывести из этого заключение, что 9 сентября является днем гибели И. Ф. Басманова? Конечно, нет. Для такого заключения синодик не дает ни малейших оснований.
Следует также указать, что ссылка В. И. Корецкого на «Новый летописец», в котором указано «погрести» И. Ф. Басманова «честно», что, по мнению автора, означает устроить поминки по Басманову и установить корма, не является убедительной. Следует к тому же обратить внимание на то, что наряду с И. Ф. Басмановым в синодике значится его брат Петр Басманов, запятнавший себя изменой. Он перешел на сторону Лжедмитрия, которому, как известно, оставался верен до конца своей жизни (он был убит во время разгрома Лжедмитрия).7) Подобные факты о П. Басманове содержат и другие источники. Следовательно, измена Петра Басманова не помешала включению его имени в один синодик вместе с братом. При чем же тут повеление царя Бориса погрести Басманова «честно», на которое ссылается В. И. Корецкий?
Итак, синодик, на который ссылается автор, еще не дает основании для установления точной даты разгрома восстания. [211]
Другой аргумент, выдвигаемый В. И. Корецким, еще менее убедителен. Автор отмечает, что необходимо «принять во внимание факт помещения И. Ф. Басманова в синодиках сразу же вслед за умершим 8 сентября келарем Евстафием Головкиным».8) Таким образом, по логике рассуждении В. И. Корецкого, поскольку Евстафий Головкин умер 8 сентября, а вслед за ним в синодике значится Басманов, то, значит, последний умер 9 сентября. Помимо того, что этот довод не убедителен, В. И. Корецкий далее противоречит сам себе: он, в частности, пишет, что «И. Ф. Басманов записан в синодике вторым после келаря Троице-Сергиевого монастыря Ефстафия Головкина, а по пространной — третьим».9) Таким образом, Басманов не указан в синодике сразу за Евстафием Головкиным.
Нам представляется, что аргументы В. И. Корецкого не дают каких-либо оснований считать 9 сентября 1603 г. днем гибели И. Ф. Басманова и разгрома восстания Хлопка. Этот вопрос еще ждет своего разрешения.
1) В. И. Корецкий. Из истории Крестьянской войны и России начала XVII века. «Вопросы истории», 1959, № 3, стр. 137.
2) Там же, стр. 132, сноска 75.
3) См. С. А. Белокуров. Несколько новых родословных данных М. 1909. стр. 3.
4) «Родословная Басмановых». «Русская старина». 1901, ноябрь, стр. 426.
5) «Энциклопедический лексикон». Т. 5. СПБ. 1836, стр. 43.
6) См. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 5, стр. 130.
7) «Энциклопедический лексикон». Т. 5, стр. 43.
8) В. И. Корецкий. Указ. соч., стр. 132.
9) Там же, стр. 131.
Написать нам: halgar@xlegio.ru